Что такое план воспитательной работы

Как составить план воспитательной работы с классом?

План воспитательной работы с классом составляет классный руководитель на официальном бланке школы с учетом плана воспитательной работы школы, предлагаемого в свою очередь заместителем директора по воспитательной работе.

Зам директора по ВР Д

иректор ГБОУ___________

“_______” _____________ 2013 г.

“____” ____________ 2013 г.

Титульный лист можно оформить по следующему примерному образцу.

План воспитательной работы

с учащимися и родителями _____ класса

на 2013-2014 учебный год

Начинаем составление плана с анализа воспитательной работы за прошлый учебный год.

Указываем класс и ФИО классного руководителя.

Затем проводим социальный мониторинг класса.

Социальный мониторинг ___класса
Количество учащихся в классе
Мальчики
Девочки
Многодетные семьи
Неполные семьи
Малообеспеченные семьи
Социально-неблагополучные семьи
Семьи опекунов
Учащиеся, состоящие в группе риска (внутришкольный учет)
Учащиеся, состоящие в ОДН
Учащиеся-инвалиды

Ставим общие задачи воспитания учащихся и выбираем направления, формы и методы работы. Например:

Направления работы: учебная работа, нравственное и эстетическое воспитание, патриотическое и интернациональное воспитание, трудовое, физическое воспитание, ЗОЖ, работа с родителями, работа с “трудными учащимися”, профессиональное воспитание.

Формы и методы работы:

беседы, экскурсии, творческая работа по подготовке праздников, участие в туристических слетах, индивидуальное диалоговое общение, игры, творческие мастерские, коллективно-творческие дела, классные часы.

Проведенные мероприятия (по месяцам), наиболее успешные мероприятия.

Недостатки в работе и способы их устранения.

В связи с обозначенными проблемами планируем работать над решением следующих задач воспитания:

С целью решения обозначенных задач планируем мероприятия.

Источник

Статья «О планировании воспитательной работы»

Статья «О планирование воспитательной работы».

Ни одна школа не может назвать себя современной, если ограничивается только передачей детям знаний, а не развивает у них способность самостоятельно действовать, отвечать за свои поступки, принимать решения, если не научит их ценить и развивать свою собственную уникальную личность.

Как показывает педагогическая практика, к плану нередко относятся лишь как к административному требованию, а процесс планирования, к сожалению, ограничивается рамками составления и написания плана. При таком подходе план, несомненно, носит формальный характер и не может быть ориентиром в деятельности. А успех любой деятельности во многом зависит от того, насколько грамотно эта деятельность планируется.

Создавая программу воспитания учащихся и модель выпускника школы, можно использовать рекомендации, которые даны в докладе «Юнеско» «В новое тысячелетие». В рекомендациях говорится, что школа призвана воспитывать учащихся, будущих выпускников так, чтобы:

Научить их учиться,

Научить жить вместе,

Научить работать и зарабатывать.

Здесь же даны основные задачи воспитания, которые помогут классным руководителям создать эффективную систему воспитания в школе. Например, такие задачи как: активное формирование школьного самоуправления; создание критериев воспитанности учащихся и возможности их проявления; внедрение современных технологий воспитательной работы в воспитательный процесс; вовлечение учащихся школы в активную жизнь в социуме и в общественных организациях; создание традиций и обычаев внеклассной работы в школе и т.д.

При разработке задач и целей воспитания педагоги школы должны также учитывать особенности развития детей современного общества.

Нужно стремиться, чтобы выпускник современной школы обладал следующими качествами:

Самостоятельностью в выборе и принятии решений;

Ответственностью за свои решения, действия и поступки;

Способностью терпимо относиться к своему ближайшему окружению;

Готовностью действовать в нестандартных ситуациях;

Мотивированностью на получение прочных знаний;

Способностью к совершению нравственных поступков;

Умением жить в ладу с другими народами, культурами;

Уважительным отношением к мнению других людей, терпимостью в общении.

Конечно, нет рецептов на все случаи жизни. Возможны разные варианты планирования. Планирование – дело творческое. Очень важно избежать грубых ошибок в процессе составления плана воспитательной работы.

Известный исследователь Маленкова предостерегает от следующих ошибок:

Отсутствие четко определенной цели, определенных стратегических задач воспитания, основанных на глубоком научном знании детей и сложившейся психолого-педагогической ситуации;

Безынициативность классного руководителя;

Примитивизм планирования (план-отписка, содержащий какой-то, часто случайный, перечень дел); план не должен представлять собой бессистемный перечень дел. В нем должен быть стержень.

Неумение (а порой отрицание необходимости) привлечения детей к планированию;

При планировании необходимо: учитывать план работы школы, юбилейные даты страны; разумно сочетать словесные, наглядные, практические формы воспитательной работы; соблюдать преемственность в работе с классом.

Что же предшествует планированию воспитательной работы?

Ознакомление с государственными документами, изучение методических материалов Министерства образования, изучение методической литературы.

Определение цели и задач воспитания.

Ознакомление с перспективным планом воспитания школы, обсуждение перспективных дел с педагогами.

Диагностика воспитательного процесса.

Привлечение учащихся к планированию в самых разных формах: классный час, «Перспективы нашей жизни», ящик предложений, разведка полезных дел.

Изучение календаря знаменательных дат.

В современной школе используется два вида планов: перспективный и календарный.

Перспективный тематический план не должен включать в себя содержание режимных моментов, например, хозяйственно-бытовой труд, самообслуживание, самоподготовку. Для этого есть ежедневный план воспитательной работы, который заполняется в соответствии с режимом группы, носит более детальный подробный характер и должен быть согласован с перспективным планом.

В ежедневном планировании в режимных моментах отражаются все стороны жизни детей: прогулка, игры, самообслуживание, труд и т.д.

Можно рекомендовать составить перспективный план из 6 разделов.

Анализ воспитательной работы за прошедший год.

Цели и задачи воспитательной деятельности.

Основные направления и дела классного сообщества.

Индивидуальная работа с учащимися.

Работа с родителями.

Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе.

Можно предложить различные варианты программы анализа воспитательного процесса в классе. Начинающим классным руководителям желательно использовать подсказки о том, что может быть предметом анализа. В дальнейшем, когда у педагога сложится своя оригинальная система воспитательной работы, классный руководитель будет анализировать состояние и результаты воспитательного процесса в соответствии со своей авторской концепцией.

Второй раздел: «Цели и задачи воспитательной деятельности». Воспитания без цели не бывает. Это ожидаемый результат осуществляемой деятельности. Наряду с целями, формируются задачи, которые можно рассматривать как подцели или как составляющие компоненты цели.

Третий раздел: «Основные направления и дела классного сообщества». В соответствии с результатами, полученными в процессе аналитической деятельности, исходя из целей и задач воспитательной работы, педагог старается определить ведущие направления, формы и способы организации жизнедеятельности учащихся. Собрание форм и способов организации жизнедеятельности класса не должно представлять собой набор случайно отобранных и не связанных друг с другом дел.

Приведу примеры разных подходов.

Профессор Н.М.Таланчук предлагает системно-ролевой подход в воспитательной работе. Социальные роли.

Ученый О.С.Газман предлагает разрабатывать целевые программы: «Учение», «Общение», «Досуг», «Образ жизни», «Здоровье».

Доктор педагогических наук В.А.Караковский опирается на общечеловеческие ценности: Земля, Отечество, Семья, Труд, Знание, Культура, Человек.

Профессор Щуркова считает, что для успешного протекания процесса формирования личности ребенка необходимо включение в различные виды деятельности: познавательная, трудовая, художественно-творческая, физкультурно-оздоровительная, коммуникативная, игровая и т.д.

Работа по направлениям воспитательной работы: патриотическое, экологическое, нравственное, эстетическое, художественное, гражданское, трудовое, здоровье и др.

Пятый раздел: Работа с родителями.

Шестой раздел: «Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе».

Эффективным методом воспитания является КТД (коллективное творческое дело), как средство активной жизненной позиции школьников. Методика организации КТД разработана И.П.Ивановым. КТД – это система практических действий на общую радость и пользу. Поэтому оно – Дело. Дело – коллективное, потому что планируется, готовиться, совершается и обсуждается педагогами и учащимися. Дело это – творческое, так как это совместный поиск лучших решений, потому что не может превратиться в догму, делается не по шаблону, а всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет свои новые возможности. КТД – это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью, и в тоже время воспитательное средство.

Очень важно, чтобы воспитательный процесс учитывал ведущую деятельность каждого возрастного этапа развития ребенка. К примеру, у подростков главной ведущей деятельностью является общение, они испытывают дефицит общения, им хочется в живом обмене мнением проверить свои гипотезы, воззрения и т.д. Классный руководитель должен это учесть, определяя содержание, методы, формы работы с детьми на данном возрастном этапе.

Мы, педагоги, должны постоянно повышать свой профессиональный уровень. Ни одна воспитательная система не будет успешна, если педагог считает свои умения и свое мастерство пределом совершенства.

Источник

Конспект на тему «Планирование воспитательной работы»

Планирование воспитательной работы.

1. Назначение, функции плана.

4. Этапы планирования работы в классном коллективе.

5. Дневник классного руководителя.

1. Назначение, функции плана.

Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность системы воспитательной работы. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы и конкретные пути решения поставленных воспитательных задач.

Предназначение плана — упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов. План — это документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы. Он выполняет следующие функции:

— направляющую, определяющую, т. е. конкретные направления и виды деятельности;

— прогнозирующую, т.е. косвенно отражает замысел, представляет результаты через конкретные действия;

— координирующую, организаторскую, т. е., с одной стороны, отражает то, каким образом, какими средствами деятельность организуется и кто является ее субъектом и объектом; с другой стороны, указывает порядок деятельности, ее взаимосвязь с другими видами, а также отражает взаимодействие субъектов деятельности, определяет ее место и время, отвечает на вопросы: кто, что, когда и где должен делать;

— контрольную: во-первых, сам педагог, пользуясь планом, может контролировать реализацию поставленных целей; во-вторых, по плану легко проверить, насколько он соответствует действительности; в-третьих, уровень и качество плана в определенной мере свидетельствуют о профессиональной компетентности педагога;

— репродуктивную (воспроизводящую), т.е. через любой промежуток времени по плану можно восстановить содержание и объем выполненной работы.

В практике составляются различные планы, их можно классифицировать по разным основаниям.

1) По охвату содержания:

— комплексный (общий) план: планируется деятельность во всех ее направлениях и видах( план воспитательной работы, план работы педагога с детским коллективом);

— тематический план: планируется одно направление или вид деятельности( план работы с родителями, план профориентации);

— предметный (конкретный) план: планируется одно конкретное дело (план конференции, план подготовки и проведения классного часа и т.д.);

2) По длительности планируемого периода:

— долгосрочный (перспективный): план на длительный период времени (год и более) (план работы учреждения на год, план профориентационной работы с учащимися старших классов (на 2 года);

— этапный (периодический) план: это план средней перспективы, когда планируется какой-то определенный этап дальней перспективы (четверть, полугодие);

— краткосрочный: план ближайшей перспективы, когда планируется достаточно короткий отрезок времени (часть этапа, периода) ( план работы на месяц, на неделю);

— оперативный: планируются конкретные ближайшие действия (план дня).

Перечисленные виды планов тесно взаимосвязаны: каждый последующий конкретизирует, уточняет, корректирует предыдущий.

3) В зависимости от субъекта планирования:

— индивидуальный: планирует один человек;

— коллективный: планировать может большой коллектив, часть коллектива, группа.

— общешкольные планы, которые предусматривают участие в планируемой работе детей разных классов, педагогов, родителей (план работы ученического коллектива, план воспитательной работы школы, план общешкольного дела);

— планы первичных коллективов (план работы классного коллектива, клубного коллектива).

Структура и форма плана классного руководителя могут быть разнообразными, главное, чтобы они были удобны для работы и оперативной корректировки.

Примерная структура плана:

1. Анализ воспитательной работы в классе за истекший период.

2. Задачи воспитательной работы на новый учебный год.

3. Работа с коллективом учащихся.

4. Взаимодействие с педагогическим коллективом.

5. Работа с семьей, общественностью.

1. Анализ воспитательной работы за прошлый год.

2. Цели и задачи воспитательной деятельности.

3. Основные дела и направления классного коллектива.

4. Индивидуальная работа с учащимися.

5. Работа с родителями.

6.Изучение состояния и эффективности воспитательной работы в классе.

Источник

Планирование воспитательной работы

Планирование воспитательной работы, как деятельность педагога

Просмотр содержимого документа
«Планирование воспитательной работы»

Что такое план воспитательной работы. Смотреть фото Что такое план воспитательной работы. Смотреть картинку Что такое план воспитательной работы. Картинка про Что такое план воспитательной работы. Фото Что такое план воспитательной работы

Планирование воспитательной работы

Что такое план воспитательной работы. Смотреть фото Что такое план воспитательной работы. Смотреть картинку Что такое план воспитательной работы. Картинка про Что такое план воспитательной работы. Фото Что такое план воспитательной работы

Ответьте на вопросы:

Деятельность классного руководителя

Что такое план воспитательной работы. Смотреть фото Что такое план воспитательной работы. Смотреть картинку Что такое план воспитательной работы. Картинка про Что такое план воспитательной работы. Фото Что такое план воспитательной работы

Что такое план воспитательной работы. Смотреть фото Что такое план воспитательной работы. Смотреть картинку Что такое план воспитательной работы. Картинка про Что такое план воспитательной работы. Фото Что такое план воспитательной работы

Для чего нужно планирование?

Что такое план воспитательной работы. Смотреть фото Что такое план воспитательной работы. Смотреть картинку Что такое план воспитательной работы. Картинка про Что такое план воспитательной работы. Фото Что такое план воспитательной работы

Функции педагогического планирования (Т.В. Ильина):

План ВР предполагает:

Цель деятельности классного руководителя

Задачи деятельности классного руководителя:

Основные требования к плану воспитательной работы:

Методические рекомендации по планированию воспитательной работы классного руководителя (1 вариант)

Что такое план воспитательной работы. Смотреть фото Что такое план воспитательной работы. Смотреть картинку Что такое план воспитательной работы. Картинка про Что такое план воспитательной работы. Фото Что такое план воспитательной работы

Примерная структура плана воспитательной работы классного руководителя:

Анализируя воспитательную деятельность за прошедший период, педагог выясняет, что сделано с классом:

Сделав вывод, классный руководитель видит: над, чем необходимо ему работать в этом году, какие цели и задачи поставить на будущее.

Что такое план воспитательной работы. Смотреть фото Что такое план воспитательной работы. Смотреть картинку Что такое план воспитательной работы. Картинка про Что такое план воспитательной работы. Фото Что такое план воспитательной работы

Жизнедеятельность классного коллектива

Связь с общественностью

Индивидуальная работа с учащимися

-Мои учебные успехи

-Научно-исследовательская и другая внеурочная деятельность

-Сундук регалий – грамоты, дипломы, медали, благодарности и др.

Что такое план воспитательной работы. Смотреть фото Что такое план воспитательной работы. Смотреть картинку Что такое план воспитательной работы. Картинка про Что такое план воспитательной работы. Фото Что такое план воспитательной работы

Работа с учащимися из “группы риска”

Работа с учителями – предметниками

Методические рекомендации по планированию воспитательной работы классного руководителя (2 вариант)

Что такое план воспитательной работы. Смотреть фото Что такое план воспитательной работы. Смотреть картинку Что такое план воспитательной работы. Картинка про Что такое план воспитательной работы. Фото Что такое план воспитательной работы

Психолого – педагогическая характеристика:

Источник

План воспитательной работы классного руководителя

Муниципальное автономное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназии № 108

Анализ воспитательной работы за прошлый год.

Цели и задачи воспитательной работы в прошлом учебном году были направлены на создание условий для оптимального развития учащихся, формирование детского коллектива, воспитание толерантности, нравственности и развития эстетических чувств. Для решения поставленных задач были выбраны соответствующие мероприятия, беседы с родителями, работниками школы, ежедневный контроль за культурой поведения, создание комфортной обстановки, способствующей развитию познавательной активности, уважительного отношения к сверстникам и взрослым. В ходе воспитательной работы раскрывались творческие таланты детей, их интеллектуальные и физические способности.

В целом, задачи можно считать выполненными, благодаря усилиям родителей, с которыми проводились регулярные тематические родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы.

Одним из основных направлений в формировании личности и коллектива была работа над культурой поведения, дисциплиной. Наблюдаются улучшения в плане осознания правил и норм поведения, но на практике дети не всегда ведут себя, как следовало бы. В связи с этим работа над умением правильно себя вести будет продолжена в 3 классе.

Много внимания уделялось организации здорового образа жизни, воспитанию потребности заботиться о своей жизни, здоровье, безопасности. Проведены различные беседы и конкурсы о здоровом образе жизни, спортивные мероприятия. Это беседы: «Мой режим дня», «Что мы должны знать о своем здоровье?», «Профилактика простудных заболеваний», «Чистые руки – чистые мысли», « Вредные привычки» и другие, а также проводились ежедневные прогулки на свежем воздухе. Много бесед проводилось и о культуре поведения, общения, толерантности. Всю эту работу надо продолжать и во 2 классе.

Цели и задачи воспитательной работы в 3 «В» классе

Цель : нравственное и патриотическое воспитание. Создание условий для саморазвития личности.

Развитие патриотических взглядов. Использовать различные формы работы этнокультурной и патриотической направленности для воспитания гражданского чувства школьников: уважение к своему народу, привязанность, тягу к месту своего рождения, формирование гражданской позиции учеников: «Я – Россиянин; развития познавательных интересов, потребностей в изучении культурно – исторических традиций города.

Формирование морально-нравственных качеств.

Формировать физически здоровую личность через: участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях школы и класса, подвижные игры на свежем воздухе, экскурсии, походы выходного дня, проведение физ. минуток и индивидуальные беседы с детьми о здоровом образе жизни.

Формировать коллектив: уважительное отношение к окружающим людям, желание помогать.

Задачи: осмысление себя ребёнком как частички окружающего мира и обретения уверенности в своей значимости, воспитание сознательной дисциплины, культуры поведения, творческих способностей.

2. Беседа: «Мой город – Улан-Удэ», посвященная Дню города.

Праздник, классный час.

1-я неделя сентября.

Вовлечение ребят в кружки по интересам.

1-я неделя сентября.

Эстетическое воспитание. «Правила поведения в школе» и «Мой внешний вид».

Беседа: « Что такое коллектив? Правила жизни в коллективе»

Беседа. Игровые ситуации.

Родительское собрание. План работы в 3-м классе. Итоги работы родителей и детей на летних каникулах.

Проведение анкетирования, составление социального паспорта класса.

Беседа: «Добрым жить на свете веселее». «Как находить себе друзей и подруг? Дружба девочек и мальчиков.

Беседа. Игровые ситуации.

Праздник «Золотая осень».

Конкурс поделок, ярмарка.

Беседы, диалоги, игровые ситуации.

В здоровом теле – здоровый дух. Беседа «Мой режим дня» и «Что мы должны знать о своем здоровье?». Ежедневные прогулки на свежем воздухе.

Игры на воздухе. Экскурсия в школьный медицинский кабинет.

Экологическое воспитание. Выход на природу. Привлечение родителей в организации и проведении внеклассных мероприятий.

День пожилых людей. Изготовление подарков ко Дню пожилого человека.

Беседа «Мои любимые и родные».

4-я неделя сентября.

Поздравление и вручение подарков.

Задачи: воспитание сознательного отношения к учёбе, законам школьной жизни и традициям школы, развитие сознательной активности и культуры умственного труда.

Гражданско-патриотическое воспитание. Беседа «Бабушка рядышком с дедушкой».

Беседа. Выставка рисунков.

Сбор материалов. Беседа и презентации. Игровые ситуации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *