Что такое план воспитательной работы
Как составить план воспитательной работы с классом?
План воспитательной работы с классом составляет классный руководитель на официальном бланке школы с учетом плана воспитательной работы школы, предлагаемого в свою очередь заместителем директора по воспитательной работе.
Зам директора по ВР Д
иректор ГБОУ___________
“_______” _____________ 2013 г.
“____” ____________ 2013 г.
Титульный лист можно оформить по следующему примерному образцу.
План воспитательной работы
с учащимися и родителями _____ класса
на 2013-2014 учебный год
Начинаем составление плана с анализа воспитательной работы за прошлый учебный год.
Указываем класс и ФИО классного руководителя.
Затем проводим социальный мониторинг класса.
Социальный мониторинг ___класса | |
Количество учащихся в классе | |
Мальчики | |
Девочки | |
Многодетные семьи | |
Неполные семьи | |
Малообеспеченные семьи | |
Социально-неблагополучные семьи | |
Семьи опекунов | |
Учащиеся, состоящие в группе риска (внутришкольный учет) | |
Учащиеся, состоящие в ОДН | |
Учащиеся-инвалиды |
Ставим общие задачи воспитания учащихся и выбираем направления, формы и методы работы. Например:
Направления работы: учебная работа, нравственное и эстетическое воспитание, патриотическое и интернациональное воспитание, трудовое, физическое воспитание, ЗОЖ, работа с родителями, работа с “трудными учащимися”, профессиональное воспитание.
Формы и методы работы:
беседы, экскурсии, творческая работа по подготовке праздников, участие в туристических слетах, индивидуальное диалоговое общение, игры, творческие мастерские, коллективно-творческие дела, классные часы.
Проведенные мероприятия (по месяцам), наиболее успешные мероприятия.
Недостатки в работе и способы их устранения.
В связи с обозначенными проблемами планируем работать над решением следующих задач воспитания:
С целью решения обозначенных задач планируем мероприятия.
Статья «О планировании воспитательной работы»
Статья «О планирование воспитательной работы».
Ни одна школа не может назвать себя современной, если ограничивается только передачей детям знаний, а не развивает у них способность самостоятельно действовать, отвечать за свои поступки, принимать решения, если не научит их ценить и развивать свою собственную уникальную личность.
Как показывает педагогическая практика, к плану нередко относятся лишь как к административному требованию, а процесс планирования, к сожалению, ограничивается рамками составления и написания плана. При таком подходе план, несомненно, носит формальный характер и не может быть ориентиром в деятельности. А успех любой деятельности во многом зависит от того, насколько грамотно эта деятельность планируется.
Создавая программу воспитания учащихся и модель выпускника школы, можно использовать рекомендации, которые даны в докладе «Юнеско» «В новое тысячелетие». В рекомендациях говорится, что школа призвана воспитывать учащихся, будущих выпускников так, чтобы:
Научить их учиться,
Научить жить вместе,
Научить работать и зарабатывать.
Здесь же даны основные задачи воспитания, которые помогут классным руководителям создать эффективную систему воспитания в школе. Например, такие задачи как: активное формирование школьного самоуправления; создание критериев воспитанности учащихся и возможности их проявления; внедрение современных технологий воспитательной работы в воспитательный процесс; вовлечение учащихся школы в активную жизнь в социуме и в общественных организациях; создание традиций и обычаев внеклассной работы в школе и т.д.
При разработке задач и целей воспитания педагоги школы должны также учитывать особенности развития детей современного общества.
Нужно стремиться, чтобы выпускник современной школы обладал следующими качествами:
Самостоятельностью в выборе и принятии решений;
Ответственностью за свои решения, действия и поступки;
Способностью терпимо относиться к своему ближайшему окружению;
Готовностью действовать в нестандартных ситуациях;
Мотивированностью на получение прочных знаний;
Способностью к совершению нравственных поступков;
Умением жить в ладу с другими народами, культурами;
Уважительным отношением к мнению других людей, терпимостью в общении.
Конечно, нет рецептов на все случаи жизни. Возможны разные варианты планирования. Планирование – дело творческое. Очень важно избежать грубых ошибок в процессе составления плана воспитательной работы.
Известный исследователь Маленкова предостерегает от следующих ошибок:
Отсутствие четко определенной цели, определенных стратегических задач воспитания, основанных на глубоком научном знании детей и сложившейся психолого-педагогической ситуации;
Безынициативность классного руководителя;
Примитивизм планирования (план-отписка, содержащий какой-то, часто случайный, перечень дел); план не должен представлять собой бессистемный перечень дел. В нем должен быть стержень.
Неумение (а порой отрицание необходимости) привлечения детей к планированию;
При планировании необходимо: учитывать план работы школы, юбилейные даты страны; разумно сочетать словесные, наглядные, практические формы воспитательной работы; соблюдать преемственность в работе с классом.
Что же предшествует планированию воспитательной работы?
Ознакомление с государственными документами, изучение методических материалов Министерства образования, изучение методической литературы.
Определение цели и задач воспитания.
Ознакомление с перспективным планом воспитания школы, обсуждение перспективных дел с педагогами.
Диагностика воспитательного процесса.
Привлечение учащихся к планированию в самых разных формах: классный час, «Перспективы нашей жизни», ящик предложений, разведка полезных дел.
Изучение календаря знаменательных дат.
В современной школе используется два вида планов: перспективный и календарный.
Перспективный тематический план не должен включать в себя содержание режимных моментов, например, хозяйственно-бытовой труд, самообслуживание, самоподготовку. Для этого есть ежедневный план воспитательной работы, который заполняется в соответствии с режимом группы, носит более детальный подробный характер и должен быть согласован с перспективным планом.
В ежедневном планировании в режимных моментах отражаются все стороны жизни детей: прогулка, игры, самообслуживание, труд и т.д.
Можно рекомендовать составить перспективный план из 6 разделов.
Анализ воспитательной работы за прошедший год.
Цели и задачи воспитательной деятельности.
Основные направления и дела классного сообщества.
Индивидуальная работа с учащимися.
Работа с родителями.
Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе.
Можно предложить различные варианты программы анализа воспитательного процесса в классе. Начинающим классным руководителям желательно использовать подсказки о том, что может быть предметом анализа. В дальнейшем, когда у педагога сложится своя оригинальная система воспитательной работы, классный руководитель будет анализировать состояние и результаты воспитательного процесса в соответствии со своей авторской концепцией.
Второй раздел: «Цели и задачи воспитательной деятельности». Воспитания без цели не бывает. Это ожидаемый результат осуществляемой деятельности. Наряду с целями, формируются задачи, которые можно рассматривать как подцели или как составляющие компоненты цели.
Третий раздел: «Основные направления и дела классного сообщества». В соответствии с результатами, полученными в процессе аналитической деятельности, исходя из целей и задач воспитательной работы, педагог старается определить ведущие направления, формы и способы организации жизнедеятельности учащихся. Собрание форм и способов организации жизнедеятельности класса не должно представлять собой набор случайно отобранных и не связанных друг с другом дел.
Приведу примеры разных подходов.
Профессор Н.М.Таланчук предлагает системно-ролевой подход в воспитательной работе. Социальные роли.
Ученый О.С.Газман предлагает разрабатывать целевые программы: «Учение», «Общение», «Досуг», «Образ жизни», «Здоровье».
Доктор педагогических наук В.А.Караковский опирается на общечеловеческие ценности: Земля, Отечество, Семья, Труд, Знание, Культура, Человек.
Профессор Щуркова считает, что для успешного протекания процесса формирования личности ребенка необходимо включение в различные виды деятельности: познавательная, трудовая, художественно-творческая, физкультурно-оздоровительная, коммуникативная, игровая и т.д.
Работа по направлениям воспитательной работы: патриотическое, экологическое, нравственное, эстетическое, художественное, гражданское, трудовое, здоровье и др.
Пятый раздел: Работа с родителями.
Шестой раздел: «Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе».
Эффективным методом воспитания является КТД (коллективное творческое дело), как средство активной жизненной позиции школьников. Методика организации КТД разработана И.П.Ивановым. КТД – это система практических действий на общую радость и пользу. Поэтому оно – Дело. Дело – коллективное, потому что планируется, готовиться, совершается и обсуждается педагогами и учащимися. Дело это – творческое, так как это совместный поиск лучших решений, потому что не может превратиться в догму, делается не по шаблону, а всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет свои новые возможности. КТД – это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью, и в тоже время воспитательное средство.
Очень важно, чтобы воспитательный процесс учитывал ведущую деятельность каждого возрастного этапа развития ребенка. К примеру, у подростков главной ведущей деятельностью является общение, они испытывают дефицит общения, им хочется в живом обмене мнением проверить свои гипотезы, воззрения и т.д. Классный руководитель должен это учесть, определяя содержание, методы, формы работы с детьми на данном возрастном этапе.
Мы, педагоги, должны постоянно повышать свой профессиональный уровень. Ни одна воспитательная система не будет успешна, если педагог считает свои умения и свое мастерство пределом совершенства.
Конспект на тему «Планирование воспитательной работы»
Планирование воспитательной работы.
1. Назначение, функции плана.
4. Этапы планирования работы в классном коллективе.
5. Дневник классного руководителя.
1. Назначение, функции плана.
Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность системы воспитательной работы. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы и конкретные пути решения поставленных воспитательных задач.
Предназначение плана — упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов. План — это документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы. Он выполняет следующие функции:
— направляющую, определяющую, т. е. конкретные направления и виды деятельности;
— прогнозирующую, т.е. косвенно отражает замысел, представляет результаты через конкретные действия;
— координирующую, организаторскую, т. е., с одной стороны, отражает то, каким образом, какими средствами деятельность организуется и кто является ее субъектом и объектом; с другой стороны, указывает порядок деятельности, ее взаимосвязь с другими видами, а также отражает взаимодействие субъектов деятельности, определяет ее место и время, отвечает на вопросы: кто, что, когда и где должен делать;
— контрольную: во-первых, сам педагог, пользуясь планом, может контролировать реализацию поставленных целей; во-вторых, по плану легко проверить, насколько он соответствует действительности; в-третьих, уровень и качество плана в определенной мере свидетельствуют о профессиональной компетентности педагога;
— репродуктивную (воспроизводящую), т.е. через любой промежуток времени по плану можно восстановить содержание и объем выполненной работы.
В практике составляются различные планы, их можно классифицировать по разным основаниям.
1) По охвату содержания:
— комплексный (общий) план: планируется деятельность во всех ее направлениях и видах( план воспитательной работы, план работы педагога с детским коллективом);
— тематический план: планируется одно направление или вид деятельности( план работы с родителями, план профориентации);
— предметный (конкретный) план: планируется одно конкретное дело (план конференции, план подготовки и проведения классного часа и т.д.);
2) По длительности планируемого периода:
— долгосрочный (перспективный): план на длительный период времени (год и более) (план работы учреждения на год, план профориентационной работы с учащимися старших классов (на 2 года);
— этапный (периодический) план: это план средней перспективы, когда планируется какой-то определенный этап дальней перспективы (четверть, полугодие);
— краткосрочный: план ближайшей перспективы, когда планируется достаточно короткий отрезок времени (часть этапа, периода) ( план работы на месяц, на неделю);
— оперативный: планируются конкретные ближайшие действия (план дня).
Перечисленные виды планов тесно взаимосвязаны: каждый последующий конкретизирует, уточняет, корректирует предыдущий.
3) В зависимости от субъекта планирования:
— индивидуальный: планирует один человек;
— коллективный: планировать может большой коллектив, часть коллектива, группа.
— общешкольные планы, которые предусматривают участие в планируемой работе детей разных классов, педагогов, родителей (план работы ученического коллектива, план воспитательной работы школы, план общешкольного дела);
— планы первичных коллективов (план работы классного коллектива, клубного коллектива).
Структура и форма плана классного руководителя могут быть разнообразными, главное, чтобы они были удобны для работы и оперативной корректировки.
Примерная структура плана:
1. Анализ воспитательной работы в классе за истекший период.
2. Задачи воспитательной работы на новый учебный год.
3. Работа с коллективом учащихся.
4. Взаимодействие с педагогическим коллективом.
5. Работа с семьей, общественностью.
1. Анализ воспитательной работы за прошлый год.
2. Цели и задачи воспитательной деятельности.
3. Основные дела и направления классного коллектива.
4. Индивидуальная работа с учащимися.
5. Работа с родителями.
6.Изучение состояния и эффективности воспитательной работы в классе.
Планирование воспитательной работы
Планирование воспитательной работы, как деятельность педагога
Просмотр содержимого документа
«Планирование воспитательной работы»
Планирование воспитательной работы
Ответьте на вопросы:
Деятельность классного руководителя
Для чего нужно планирование?
Функции педагогического планирования (Т.В. Ильина):
План ВР предполагает:
Цель деятельности классного руководителя
Задачи деятельности классного руководителя:
Основные требования к плану воспитательной работы:
Методические рекомендации по планированию воспитательной работы классного руководителя (1 вариант)
Примерная структура плана воспитательной работы классного руководителя:
Анализируя воспитательную деятельность за прошедший период, педагог выясняет, что сделано с классом:
Сделав вывод, классный руководитель видит: над, чем необходимо ему работать в этом году, какие цели и задачи поставить на будущее.
Жизнедеятельность классного коллектива
Связь с общественностью
Индивидуальная работа с учащимися
-Мои учебные успехи
-Научно-исследовательская и другая внеурочная деятельность
-Сундук регалий – грамоты, дипломы, медали, благодарности и др.
Работа с учащимися из “группы риска”
Работа с учителями – предметниками
Методические рекомендации по планированию воспитательной работы классного руководителя (2 вариант)
Психолого – педагогическая характеристика:
План воспитательной работы классного руководителя
Муниципальное автономное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназии № 108
Анализ воспитательной работы за прошлый год.
Цели и задачи воспитательной работы в прошлом учебном году были направлены на создание условий для оптимального развития учащихся, формирование детского коллектива, воспитание толерантности, нравственности и развития эстетических чувств. Для решения поставленных задач были выбраны соответствующие мероприятия, беседы с родителями, работниками школы, ежедневный контроль за культурой поведения, создание комфортной обстановки, способствующей развитию познавательной активности, уважительного отношения к сверстникам и взрослым. В ходе воспитательной работы раскрывались творческие таланты детей, их интеллектуальные и физические способности.
В целом, задачи можно считать выполненными, благодаря усилиям родителей, с которыми проводились регулярные тематические родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы.
Одним из основных направлений в формировании личности и коллектива была работа над культурой поведения, дисциплиной. Наблюдаются улучшения в плане осознания правил и норм поведения, но на практике дети не всегда ведут себя, как следовало бы. В связи с этим работа над умением правильно себя вести будет продолжена в 3 классе.
Много внимания уделялось организации здорового образа жизни, воспитанию потребности заботиться о своей жизни, здоровье, безопасности. Проведены различные беседы и конкурсы о здоровом образе жизни, спортивные мероприятия. Это беседы: «Мой режим дня», «Что мы должны знать о своем здоровье?», «Профилактика простудных заболеваний», «Чистые руки – чистые мысли», « Вредные привычки» и другие, а также проводились ежедневные прогулки на свежем воздухе. Много бесед проводилось и о культуре поведения, общения, толерантности. Всю эту работу надо продолжать и во 2 классе.
Цели и задачи воспитательной работы в 3 «В» классе
Цель : нравственное и патриотическое воспитание. Создание условий для саморазвития личности.
Развитие патриотических взглядов. Использовать различные формы работы этнокультурной и патриотической направленности для воспитания гражданского чувства школьников: уважение к своему народу, привязанность, тягу к месту своего рождения, формирование гражданской позиции учеников: «Я – Россиянин; развития познавательных интересов, потребностей в изучении культурно – исторических традиций города.
Формирование морально-нравственных качеств.
Формировать физически здоровую личность через: участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях школы и класса, подвижные игры на свежем воздухе, экскурсии, походы выходного дня, проведение физ. минуток и индивидуальные беседы с детьми о здоровом образе жизни.
Формировать коллектив: уважительное отношение к окружающим людям, желание помогать.
Задачи: осмысление себя ребёнком как частички окружающего мира и обретения уверенности в своей значимости, воспитание сознательной дисциплины, культуры поведения, творческих способностей.
2. Беседа: «Мой город – Улан-Удэ», посвященная Дню города.
Праздник, классный час.
1-я неделя сентября.
Вовлечение ребят в кружки по интересам.
1-я неделя сентября.
Эстетическое воспитание. «Правила поведения в школе» и «Мой внешний вид».
Беседа: « Что такое коллектив? Правила жизни в коллективе»
Беседа. Игровые ситуации.
Родительское собрание. План работы в 3-м классе. Итоги работы родителей и детей на летних каникулах.
Проведение анкетирования, составление социального паспорта класса.
Беседа: «Добрым жить на свете веселее». «Как находить себе друзей и подруг? Дружба девочек и мальчиков.
Беседа. Игровые ситуации.
Праздник «Золотая осень».
Конкурс поделок, ярмарка.
Беседы, диалоги, игровые ситуации.
В здоровом теле – здоровый дух. Беседа «Мой режим дня» и «Что мы должны знать о своем здоровье?». Ежедневные прогулки на свежем воздухе.
Игры на воздухе. Экскурсия в школьный медицинский кабинет.
Экологическое воспитание. Выход на природу. Привлечение родителей в организации и проведении внеклассных мероприятий.
День пожилых людей. Изготовление подарков ко Дню пожилого человека.
Беседа «Мои любимые и родные».
4-я неделя сентября.
Поздравление и вручение подарков.
Задачи: воспитание сознательного отношения к учёбе, законам школьной жизни и традициям школы, развитие сознательной активности и культуры умственного труда.
Гражданско-патриотическое воспитание. Беседа «Бабушка рядышком с дедушкой».
Беседа. Выставка рисунков.
Сбор материалов. Беседа и презентации. Игровые ситуации.