Что такое план выборочного пересказа 3 класс
Памятка для обучающихся начальной школы «Виды пересказа. Как подготовить пересказ»
ПАМЯТКА «Как научить пересказывать текст»
1. Не торопясь, не отвлекаясь, внимательно прочитай вслух весь текст.
2. Если в тексте есть незнакомые слова, узнай их значение.
3. Подумай и определи идею, то есть главную мысль текста.
4. Сформулируй идею в нескольких предложениях.
5. Вырази идею в одном предложении.
6. Выдели в тексте ключевые слова (они раскрывают главную мысль произведения).
7. Раздели текст на части, озаглавь их.
8. Прочитай названия частей и проверь, на сколько точно они передают содержание текста (не пропустил ли ты какого-нибудь эпизода).
9. Составь план пересказа.
10. Пользуясь планом, перескажи произведение.
11. В пересказе используй отрывки из разных частей текста (соединяй их с помощью слов «сначала», «потом», «после этого», «в это время», «когда», конце концов», «наконец» и т.д.)
1. Внимательно прочитай текст, выясни значение непонятных слов.
2. Вдумайся в тему выборочного пересказа, определи его границы.
3. Внимательно перечитай текст, выбери то, что относится к теме, сделай необходимые пометы и выписки.
4. Определи основную мысль пересказа.
5. Определи, какой стиль (художественный, научный, публицистический..) и тип речи (описание, повествование, рассуждение) ты будешь использовать.
6. Составь план отобранного текста.
7. Продумай, как связать смысловые части выборочного пересказа.
КРАТКИЙ (СЖАТЫЙ) ПЕРЕСКАЗ
1. Прочитай текст, определи его тему и главную мысль, отметь изобразительно-выразительные средства.
2. Выдели в тексте все его части.
3. Определи, какие части можно исключить, объединить. Почему?
4. Составь план сжатого пересказа.
5. В каждой части выдели главное.
6. Отметь то, что можно объединить.
7. Подумай, как связать части между собой.
8. Изложи сжато каждую часть.
1. С изменением лица рассказчика
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-796463
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Московские школьники победили на международной олимпиаде по информатике
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Памятка. Как составить план рассказа.
Памятка. Как составить план рассказа.
Раздели рассказ на части (одна часть от другой отличается содержанием).
Прочитай 1 часть, выдели в ней главное.
Озаглавь эту часть (вырази главное одним словом или предложением).
Ту же работу (3 и 4 пункты) проделай по другим частям.
Проведи самопроверку (прочитай план в целом и реши, отражает ли он главное и поможет ли вспомнить содержание текста).
в) Выборочный пересказ.
Пересказать только описание внешности персонажа или сцену встречи двух персонажей;
Пересказ ряда отрывков, взятых из разных частей текста по заданной теме. Вариантом такого пересказа может быть выборка материала к простейшей характеристике героя.
Для обучения выборочному пересказу целесообразно выбирать такие произведения, где достаточно легко выделяются сюжетные линии.
Например: рассказ Л.Н.Толстого «Акула». Задание: Последи по тексту, как вел себя старый артиллерист:
Когда наблюдал, как плыли мальчики наперегонки;
Как услышал крики об опасности;
Когда услышал пронзительный визг;
г) Сжатый (краткий) пересказ.
Это вид пересказа, предполагающий передачу лишь основного, конспективного содержания изучаемого текста, передача его без деталей и подробностей. Степень сжатия текста может быть различной вплоть до выражения основной мысли излагаемого рассказа в 1 тезисе, в 1 предложении.
СПОСОБЫ СЖАТИЯ (СОКРАЩЕНИЯ) ТЕКСТА
а) исключение подробностей, деталей;
б) обобщение конкретных, единичных явлений;
в) сочетание исключения деталей и обобщения.
Для сжатых пересказов нельзя брать высокохудожественные тексты эмоциональные тексты. В сжатом пересказе обычно отсутствует диалог, а содержание передается своими словами. Обучение сжатому пересказу в соответствии с программой ведется в 4 классе, но подготовительную работу следует проводить с 1 класса.
2. Составление сжатого пересказа на основе расширения, пояснения плана рассказа до объема малого текста. Для этого каждый пункт плана составленного предварительно, поясняется 2-3 предложениями.
Эффективным приемом в обучении сжатому пересказу является памятка- инструкция. Памятка: Как составить сжатый пересказ небольшого текста.
Прочитать текст и определить его главную мысль.
Еще раз прочитать тест, отмечая, что является существенным, а что второстепенным для выражения главной мысли.
Составить свой текст, опираясь на основные мысли произведения (2-4 предложения, поясняющие каждую мысль).
Пользуясь текстом, повторить краткий пересказ.
Кратко пересказать текст при закрытой книге.
Памятка: как составить сжатый пересказ большого текста.
Составить план текста.
По первому пункту плана и 1-ой части произведения выделить важные мысли (2-3 предложения).
То же самое сделать по другим частям текста.
Пользуясь планом, кратко пересказать текст.
Проверить, достаточно ли коротким и последовательным получился пересказ.
ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СЖАТОМУ ПЕРЕСКАЗУ
Прослушивание и анализ сжатых пересказов, заранее подготовленных учителем.
Постепенное усложнение заданий по сжатому пересказу.
Использование картинного плана.
Сжатый пересказ по собственным рисункам детей.
Замечание: необходимо отметить, что хотя сжатые пересказы важны и для использования в жизни. Чрезмерно увлекаться ими не следует, так как это может привести к сухости, бедности языка, к отсутствию образных выражений и художественных деталей. Именно поэтому в методическом аппарате книг для чтения появились задания типа пересказать один и тот же текст и сжато, и подробно.
Выборочный пересказ
Пересказать выборочно — это значит выбрать из текста ту часть которая соответствует узкому вопросу, узкой теме, например пересказать только описание’ внешности персонажа; пересказать только сцену встречи двух персонажей; пересказать только картину природы и т. д.
Выборочный пересказ бывает следующих видов:
Пересказ отдельного эпизода, отдельной сцены по вопросу или заданию учителя. Например, учащиеся рассказывают ту часть рассказа А. Кононова «На реке Шушь» (II класс), где говорится о селе Шушенском сегодня: Теперь село Шушенское не узнать. Там есть музей Ленина, туда приезжают на экскурсии. Село большое. Ребята катаются на коньках, и коньки у них хорошие. Недалеко от Шушенского строится очень большая электростанция. Как видим, выборочное рассказывание допускает творческие дополнения: в рассказе А. Кононова не говорится о Саяно-Шушенской ГЭС.
Пересказ эпизода, сцены, отрывка по картинке, по иллюстрации. Нужно пересказать ту сцену, ту часть рассказа, которой соответствует иллюстрация. Возьмем в качестве примера иллюстрацию к рассказу Г. Скребицкого «Митины друзья» (Родная речь, II класс). На ней изображены лоси, вбегающие в ворота усадьбы лесника; лосей нагоняют разъяренные волки; во дворе мальчик Митя разгребает снег лопатой. Картина отображает кульминационный момент рассказа: лоси доверились человеку, спасаясь от волков, и не ошиблись: Митя храбро встал на их защиту, волки отступили.
Важнейший момент в таком пересказе — определить, с какого момента и по какой момент следует рассказывать, чтобы пересказанный отрывок соответствовал иллюстрации и в то же время был вполне понятен.
Конечно, картина помогает и в полном, подробном пересказе, но для выборочного она важнее, таи как помогает найти в тексте нужную часть.
Наиболее сложный вид выборочного пересказа — это пересказ ряда отрывков, взятых из разных частей текста по заданной теме,— например, из рассказа Я. Тайца «Для писем и газет» (II класс) пересказать только те отрывки, в которых говорится, как Костя выполнял обязанности почтальона, а затем — как эти обязанности выполняла Валя. Для этого школьникам придется еще раз с точки зрения новой цели прочитать весь рассказ (или воспроизвести его в памяти) и выбрать нужный материал. Обычно в таких случаях задается чтение про себя или громкое выборочное чтение.
Этот вид выборочного пересказа нередко проводится в письменной форме, как изложение.
Подготовка к выборочному пересказу облегчается составлением плана, вопросами учителя и языковой подготовкой (особенно тех предложений, с помощью которых связываются разрозненные части текста).
Для третьего вида выборочного пересказа важно брать такие рассказы, где сравнительно легко выделяются сюжетные линии: «Серая шейка» Д. Н. Мамина-Сибиряка «Таня-революционерка» Е.Верейской, «Честное слово» Л. Пантелеева, «В новой семье» Л. Воронковой и т. п.
Вариантом третьего вида может служить выборка материала к простейшей характеристике героя,— например, рассказать все, что помогает понять героический характер Матвея Кузьмина, по вопросам учителя (рассказ Б. Полевого «Последний день Матвея Кузьмина», III класс).
Письменные варианты выборочного изложения обычно сводятся к записи тех материалов, которые подготавливаются устно (план, цитирование, запись отдельных фрагментов).
Изложить тему нужно уметь не только подробно (близко к тексту), но и кратко, конспективно; это относится и к пересказу прочитанного. Пересказать кратко труднее, чем передать содержание в полном объеме. В кратком пересказе нужно отобрать главное, отсеять второстепенное: школьнику приходится самому определять, что важно в прочитанном, а что не очень важно. Он должен выбрать из текста основное содержание, передать его связно, последовательно, без пропусков.
Сокращение текста может происходить механически, путем простого отбрасывания некоторых слов, предложений и абзацев. Если школьник пойдет по такому пути, то неизбежны логические разрывы. Это ошибочный путь. Школьник должен сказать о главном по-своему, т. е. передать в собственном высказывании основное содержание усвоенного текста. Иными словами, в сжатом пересказе речевая задача не менее важна, чем задача логическая.
Обучать сжатому пересказу рекомендуется на повествовательных текстах, в которых легко прослеживается действие: изложение сюжета и составляет сжатый пересказ.
Элементы краткого пересказа вводятся в I классе. Детям предлагается в процессе анализа прочитанного текста выразить одну его часть кратко, одним предложением. Так, в рассказе Е. Пермяка «Первая рыбка» учительница дает задание заключительную часть (от слов «А Юра хоть и маленький был. ») передать одним предложением, кратко. Первоклассники говорят: Юра был рад, что в ухе была и его маленькая рыбка.
Затем в пересказе предлагается передать кратко две части, затем кратко передать смысл всего произведения.
Ступени сжатия могут быть изображены схематически (схема введена Д. И. Тихомировым):
Обучение всем этим видам работы над текстом, в общем, идет параллельно однако указанная последовательность соблюдается; от подробного и выборочного дети переходят к пересказу сжатому, он в свою очередь связан с составлением плана (озаглавливание частей рассказа), а краткое выражение мысли всего произведения — это результат всех видов аналитико-синтетической работы над текстом.
Возможен и обратный путь: от краткого, в одном предложении, выражения главной мысли произведения — к плану, затем — к краткому пересказу, и, наконец, к подробному пересказу: с диалогами, деталями, изобразительными средствами языка.
Сжатый пересказ — необходимая ступень развития связной речи. Однако чрезмерное увлечение сокращениями может привести к сухости языка, отучить детей от использования художественных деталей. Чтобы этого не случилось, нужно проводить четкую границу между подробными и сжатыми пересказами. Нельзя допускать, чтобы учащиеся, готовясь к подробному пересказу, на самом деле давали бы сжатый пересказ.
Сжатые письменные изложения вводятся, вслед за устными, во II классе и продолжаются в усложняющихся вариантах в III и последующих классах.
Учитель, а чаще сами дети прочитывают текст 1—2 раза, после чего в ходе коллективной беседы выделяется главное— то, что следует отметить в сжатом тексте,— и второстепенное, что следует опустить. Таким образом, письму предшествует устная подготовка, в процессе которой предусматриваются обязательные элементы: составление плана, словарная работа, составление предложений и отдельных фрагментов текста. Устный краткий пересказ становится школой сжатого письменного изложения. Но постепенно устная подготовительная работа сокращается, уступая место самостоятельной работе.
Хотя в любом устном пересказе или письменном изложении может быть творческий элемент, пересказы.
В методике выделяются несколько видов этих упражнений, которые получили название творческих, так как собственный вклад учащихся в них выше обычного. К числу творческих работ относятся пересказы и изложения с перестройкой текста и с дополнениями школьников.
Рассмотрим каждый вид творческого пересказа (или изложения).
Пересказ с изменением лица рассказчика (в оригинале повествование от первого лица, а в детском пересказе — от третьего) требует не только грамматических изменений, но значительных перестроек в содержании. Например, рассказ Ю. Гагарина о космическом полете (II класс) передается школьниками, конечно, не в первом, а в третьем лице, и местоимение «я» везде заменяется словами Юрий Гагарин или он. Но как пересказать такие строки: Да и как не любить свою Родину нам, ее детям, если народы всего мира с надеждой обращают к ней свои взоры! Эти слова Ю. Гагарина можно передать в форме прямой речи, тогда школьник должен ввести в пересказ слова автора; можно передать в форме косвенной речи — тогда следует добавить еще одно предложение.
В названном тексте Ю. Гагарин рассказывает о своих думах во время космического полета. Поэтому в пересказе потребуются такие, например, дополнения (они выделены): «Восток», наш первый космический корабль, мчался над просторами Родины. Юрий Гагарин, первый в мире космонавт, рассказал о своих чувствия, переживаниях в полете. Он испытывал горячую сыновнюю любовь к Родине. «Как не любить нам свою Родину,— говорит он,— если народы всего мира с надеждой смотрят на нее!»
Письменные изложения с творческими изменениями и дополнениями (как описанного типа, так и других) представляют собой продолжение соответствующей устной работы, которая описана выше. Однако в письменном варианте творческие дополнения и изменения должны быть более тщательно отработаны.
Высок творческий уровень работы учащихся в пересказах (и письменных изложениях) от лица одного из персонаже и, например, сцены спасения воробьишки от лица Пудика, затем от лица воробьихи-мамы и, наконец, от лица кошки (М. Горький. «Воробьишко», II класс).
Чтобы успешно справиться с таким заданием, ученик должен войти в роль героя рассказа, «перевоплотиться», понять его возраст, характер, его точку зрения, взглянуть на события его глазами, например глазами воробьихи-мамы, которая, не задумываясь, кинулась спасать своего птенца.
На более высоких ступенях пересказов (изложений) подобного типа школьники должны не только передать какие-то сцены с позиций одного из персонажей, но и дополнить авторский текст. Примером может служить рассказ внучонка Васи о подвиге его деда Матвея Кузьмина, колхозника из колхоза «Рассвет» (Б. Полевой. «Последний день Матвея Кузьмина», III класс). В рассказе-подлиннике не описано, как Вася пробирался по тайным тропам через фронт в расположение советских войск, но в рассказе Васи, конечно, нельзя не сказать об этом, а также и о том, как подготавливалась нашими автоматчиками засада на лесной поляне, в которую завел фашистов Матвей Кузьмин.
Так дети приходят к третьему виду творческого пересказа (изложения) — к творческим дополнениям в тексте. Они могут быть правильно сделаны лишь в том случае, когда школьники хорошо поняли содержание рассказа, знают все обстоятельства, в которых протекает действие.
Дополнения могут быть самыми разнообразными. Так, рассказ Е. Чарушина «Что за зверь?» первоклассники дополняют сообщением о том, что в их живом уголке живут кролики Рассказ Н. Носова «Огурцы» второклассники дополняют сообщением о дальнейшей жизни Котьки: «Теперь Котька уже большой, он работает в колхозе. Он тракторист, его все уважают. Но он не забыл случай с огурцами».
Детей особенно привлекают такие дополнения, в которых «проектируется» судьба их любимых героев. Не всегда детям легко предугадать ее, но предположения школьников отражают их собственные жизненные позиции: так, развивая судьбу Ваньки Жукова (А. П. Чехов. «Ванька»), некоторые учащиеся сказали, что он стал революционером, боролся против помещиков и капиталистов, стал командиром Красной Армии.
Дополнять прочитанный текст можно сопоставлениями с фактами, аналогичными описанным, но взятыми из жизни или из других источников, а также выражением своего отношения к тому, что рассказано. Творческие дополнения — это всегда разрешение проблемной ситуации, стоящей перед учеником.
Для повышения эмоционального уровня восприятия художественного текста, для развития воображения используется также словесное рисование, или иллюстрирование, которое проводится по вопросам или заданиям такого типа: «Как вы представляете себе обстановку в такой-то момент действия? Представьте себе, что все это нарисовано на картине. Расскажите так, будто все это перед вашими глазами, будто вы видите, слышите и описываете сами».
Обычно словесные картины (преимущественно — устные, реже — письменные) «рисуются» к тем эпизодам, которые наиболее существенны в понимании идейного замысла рассказа; могут также иллюстрироваться описания природы, портреты героев. К одному рассказу могут быть «нарисованы» 2—3 картины-иллюстрации: получится картинный план, который отражает самые важные моменты произведения.
Вариантом словесного рисования служит так называемая «воображаемая экранизация»: детям предлагают словесно нарисовать ряд кадров, вообразив, будто рассказ проходит перед их глазами на экране. Приведем пример — творческий рассказ третьеклассника по сюжету стихотворения А. Твардовского «Рассказ танкиста». Рассказу предшествовало выразительное чтение стихотворения, ответы на вопросы по содержанию, работа над словами и оборотами речи: Все нынче, как спросонку; гвоздит, примостился.
Первый кадр. На экране улица. Полуразрушенные дома. Вдали дым — что-то горит. У поворота улицы стоит танк. Люк приподнят, оттуда выглядывает танкист.
Второй кадр. К танку подбегает мальчик. Он босой, в одной рубашонке. Он что-то кричит. Танкист рукой подзывает его.
Третий кадр. Танк рванулся с места, мчится вперед. На броне стоит мальчик. Рубашонка надулась от ветра.
Четвертый кадр. Танк налетел на вражескую пушку, смял ее.
Пятый кадр. Танк стоит. Из люка высунулся танкист, он пожимает руку мальчику, улыбается. Он говорит: «Спасибо, хлопец!»
Шестой кадр. Вдали дым, разрывы. Танк уходит, он уже далеко. Мальчик в испачканной рубашонке смотрит вслед танку.
Обычно воображаемая экранизация проводится с участием многих учащихся, они дополняют сказанное товарищами, дают свои варианты кадров.
Наконец, одной из сложных, но интересных форм творческой перестройки текста рассказа является его инсценирование. Оно состоит в передаче событий повествования в драматической форме. Инсценировать рекомендуется тексты, в которых значительное место занимает диалог и сравнительно проста обстановка (например, рассказ Н. Носова «Огурцы», Д. Н. Мамина-Сибиряка «Богач и Еремка», некоторые басни). Переходом от обычного чтения к инсценированию служит чтение по ролям: читая, дети отрабатывают выразительность, выделяя слова разных персонажей. При пересказе дети передают только диалоги, а ведущий в кратких словах обрисовывает обстановку, на фоне которой протекает действие.
Все виды творческого пересказа или письменного изложения требуют непринужденной обстановки, хорошего настроения учащихся, «вживания в роль». Не следует забывать также, что в детском саду широко используются творческие работы на основе сказок и других детских книг.
Как научить ребенка пересказывать тексты
Учим ребёнка работать с текстом: понимать, анализировать и пересказывать.
Разберем в этой статье, что же такое пересказ, как научить детей пересказывать тексты и составлять план и какие существуют виды пересказа.
Школьная система обучения построена таким образом, что большинство знаний дети получают посредством пересказа. И здесь выясняется, что наши дети не умеют пересказывать. Они заучивают большие тексты и сбиваются при малейших вопросах или просто не могут вспомнить основную мысль и последовательность событий. Не стоит ругать детей, их нужно научить пересказывать текст.
Что такое пересказ
Пересказом считается изложение текста своими словами. Это живая речь в строгом соответствии с оригиналом, наполненная эмоциональной выразительностью.
К пересказу предъявляется ряд требований:
• отсутствие зубрежки и заучивания отельных фраз;
• соблюдение логики изложения, установление причинно-следственных связей;
• использование авторских образных выражений;
Последнее требование имеет отношение не только к художественным текстам. Любой пересказ должен быть интересным. Как часто нам приходится слушать монотонный скучный рассказ: исторический, географический и т.д. Любую информацию можно и нужно передавать так, чтобы ее хотелось слушать. Главное, правильно подобрать средства выразительности в соответствии с содержанием.
Учим детей пересказывать
Чтобы пересказать текст, его нужно понять. Понимание текста начинается с его полного восприятия.
Но до чтения нужно разобраться с непонятными словами в тексте. Именно в этом заключается предварительная работа. Нужно выписать новые и сложные слова и разобрать их с детьми.
Первичное чтение
Первый раз мы читаем текст полностью, чтобы понять общий смысл. Любой текст посвящен одной теме или событию, поэтому важно прочесть его от начала до конца. Позаботьтесь, чтобы ничто не отвлекало ребенка от чтения. Дошкольникам и первоклассникам текст читают взрослые. Как только техника первичного чтения станет достаточно высокой, пусть ребенок читает сам. Младшие школьники читают текст вслух, а затем можно разрешать ребенку читать про себя.
После прочтения задайте ребенку несколько вопросов, чтобы понять целостность восприятия прочитанного:
— О чем текст (рассказ, сказка)?
— Что нового (интересного) ты узнал?
— Что произошло (описывается)?
— Кто главный герой?
— Что тебе больше всего запомнилось?
Разбиваем текст на смысловые части – составляем план. В научных текстах есть параграфы, и детям не составит труда их выделить. Называем части и определяем их содержание, читая выборочно начало и конец, кратко формулируя основные идеи.
Переходим к работе над образами, вспоминаем, как автор описывает те или иные события, зачитываем характеристики из текста. Рассматриваем иллюстрации, если они есть. Просим ребенка высказать свое мнение о прочитанном.
Далее нужно сделать небольшую передышку.