Что такое план занятий

Все тонкости разработки планов-конспектов уроков

Независимо от того, где Вы обучаетесь (школа, СУЗ или ВУЗ), каждый педагог тщательно планирует каждое занятие. Уроки и пары проходят согласно определенному сценарию, призванному дать конкретные знания и навыки учащимся. Все это происходит благодаря разработке так называемых план-конспектов. Сегодня мы расскажем об особенностях планирования уроков с учетом всех требований и нужд учащихся.

Что такое план занятий. Смотреть фото Что такое план занятий. Смотреть картинку Что такое план занятий. Картинка про Что такое план занятий. Фото Что такое план занятий

Независимо от того, где Вы обучаетесь (школа, СУЗ или ВУЗ), каждый педагог тщательно планирует каждое занятие. Уроки и пары проходят согласно определенному сценарию, призванному дать конкретные знания и навыки учащимся. Все это происходит благодаря разработке так называемых план-конспектов. Сегодня мы расскажем об особенностях планирования уроков с учетом всех требований и нужд учащихся.

Что это такое?

План-конспект занятий представляет собой документ, который помогает преподавателю донести до детей все необходимые сведения и материалы в рамках изучаемой дисциплины и темы. Он формируется для каждого занятия и учитывает определенные требования:

План-конспект занятия должен помочь учителю поэтапно привить детям должные знания и навыки. В ходе разработки этого документа важно продумать каждую мелочь: как заинтересовать ребенка, как донести до него информацию, как помочь ему выполнить задание, сколько времени на это потребуется, нужен ли раздаточный материал, вопросы для проверки усвоения информации и т.д.

Как разработать план-конспект занятия?

Для разработки плана занятия необходимо разобраться, что он должен содержать. Прежде всего, преподавателю следует отразить в документе следующие моменты:

Важно, чтобы план-конспект учитывал продолжительность занятия, а непосредственно на нем разобраны все основные и сложные моменты. Домашнее задание также должно способствовать закреплению пройденного материала, но при этом не перегружать учащихся.

При разработке план-конспекта урока педагог ориентируется на учебную программу, календарный план занятия (количество часов в год/триместр/четверть/месяц или неделю), уровень сложности заданий и их количество (от легкого к сложному) и т.д.

Оформление план-конспекта занятия

План-конспект уроков – это официальный документ, поэтому он должен быть оформлен в научном или деловом стиле, содержать исключительно важные моменты, подчеркивать мастерство педагога.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

В составе файла должен быть титульный лист, оглавление, описание каждого раздела и заключение, список использованной литературы.

Оформление текста производится согласно общепринятым нормам ГОСТ: шрифт Times New Roman, размер шрифта 12-14, межстрочный интервал 1,0-1,5. Допустимо использование графических и табличных данных. Средний объем документа на каждое занятие достигает 3-5 страниц.

Педагог может отразить в план-конспекте занятия все примеры и их решения, домашнее задание с готовым ответом и пр.

Рекомендации экспертов по подготовке план-конспектов занятий

Формировать план занятия может только квалифицированный педагог. Доверять это дело учащимся или некомпетентным специалистам недопустимо.

Что такое план занятий. Смотреть фото Что такое план занятий. Смотреть картинку Что такое план занятий. Картинка про Что такое план занятий. Фото Что такое план занятийНа что обратить внимание при составлении плана-конспекта?

Важно изначально грамотно сформулировать тему занятия, определить цели и задачи. Далее следует выделить основные понятия, термины и формулы, которые подлежат обязательному рассмотрению и разбору. Важно учесть, какая часть материала может быть разобрана на текущем занятии, а какую часть можно перенести на следующее. На основе пройденной части необходимо правильно выдать домашнее задание для закрепления материала.

Чтобы заинтересовать детей, следует придумать небольшую «изюминку»: рассказать интересный факт, провести занятие в игровой форме и пр. Такой подход облегчит восприятие информации. Но при этом все формы взаимодействия с детьми должны быть подчеркнуты в план-конспекте.

Не менее важно в конце занятия провести небольшой опрос или «контроль», чтобы определить степень усвоения темы, необходимость доработки следующего урока.

Преподаватель также может использовать современные средства представления информации: презентации, короткие видео, схемы и пр.

Пример план-конспекта занятия по математике для учащихся 3 класса

Что такое план занятий. Смотреть фото Что такое план занятий. Смотреть картинку Что такое план занятий. Картинка про Что такое план занятий. Фото Что такое план занятийПлан-конспект для урока математики Что такое план занятий. Смотреть фото Что такое план занятий. Смотреть картинку Что такое план занятий. Картинка про Что такое план занятий. Фото Что такое план занятийОбразец плана-конспекта урока Что такое план занятий. Смотреть фото Что такое план занятий. Смотреть картинку Что такое план занятий. Картинка про Что такое план занятий. Фото Что такое план занятийСоставляем ход урока Что такое план занятий. Смотреть фото Что такое план занятий. Смотреть картинку Что такое план занятий. Картинка про Что такое план занятий. Фото Что такое план занятийКак составить ход урока в плане-конспекте занятия Что такое план занятий. Смотреть фото Что такое план занятий. Смотреть картинку Что такое план занятий. Картинка про Что такое план занятий. Фото Что такое план занятийРазработка хода урока по математике Что такое план занятий. Смотреть фото Что такое план занятий. Смотреть картинку Что такое план занятий. Картинка про Что такое план занятий. Фото Что такое план занятийЗаключительная часть плана-конспекта урока

Трудности с учебой?

Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Источник

Как составить план урока: пошаговая инструкция

Хороший, полезный урок без подготовки не провести. Вот почему так важно заранее продумать его ход. Федеральный Государственный стандарт основного общего образования подчеркивает, что учебный процесс должен быть организован так, чтобы учащиеся могли достигнуть общекультурных, личностных и познавательных результатов. Поэтому существует несколько общих требований к тому, как составить план урока.

Что такое конспект урока?

Каждый грамотный учитель перед тем, как провести урок, составляет его план-конспект. Что же означает этот термин? Со студенческих времен все привыкли к тому, что конспект – это изложенная в письменном виде только что прослушанная информация. В педагогическом мире все иначе. Конспект (или другими словами план урока) составляется заранее и служит некой опорой, подсказкой для учителя. Это воедино собранная информация о том, чему посвящен урок, каким образом он построен, какой смысл в себе несет, какова его цель, как эта цель достигается.

Что такое план занятий. Смотреть фото Что такое план занятий. Смотреть картинку Что такое план занятий. Картинка про Что такое план занятий. Фото Что такое план занятий

Для чего нужно составлять план урока?

В первую очередь план урока нужен учителю. Особенно это актуально для молодых преподавателей, которые из-за нехватки опыта могут растеряться, что-то забыть или не учесть. Разумеется, если будет тщательно продумано заранее, каким образом подать информацию ученикам, какими упражнениями ее закрепить, отработать, то и процесс усвоения пройдет гораздо быстрее и качественнее.

Зачастую конспекты урока требуют предъявлять завучи, потому что это является прямым отражением того, как работает учитель, насколько методика преподавания соответствует школьным требованиям и учебной программе. По конспектам хорошо заметны сильные стороны педагога, а также его методические ошибки и недочеты.

Основные требования

Сложно составить общие требования, которым должны были бы отвечать все планы уроков. Ведь многое зависит от детей, их возраста, уровня развития, вида урока и, конечно же, самого предмета. План урока русского языка будет в корне отличаться от плана урока, к примеру, по окружающему миру. Поэтому единой унификации в педагогике нет. Но существует несколько общих требований к тому, как все-таки должен выглядеть план-конспект урока:

Что такое план занятий. Смотреть фото Что такое план занятий. Смотреть картинку Что такое план занятий. Картинка про Что такое план занятий. Фото Что такое план занятий

На что еще стоит обратить внимание?

Как правило, учителю, составляя план урока, нужно продумать каждую мелочь. Вплоть до того, сколько времени будет потрачено на реализацию каждого из пунктов плана. Необходимо прописать все реплики, сказанные учителем, и дать на них предполагаемые ответы учеников. Все вопросы, которые учитель собирается задать, тоже должны быть четко прописаны. Не лишним будет отдельно указать, с каким оборудованием предполагается работать на занятии. Если на уроке применяется какой-то раздаточный материал или учитель показывает для наглядности презентацию, картинки и т.д., все это тоже следует приложить к конспекту урока в распечатанном и в электронном виде. Заканчиваться конспект должен подведением итогов и домашним заданием.

Как правильно оформить конспект?

Для себя учитель может составлять план в любом виде. Это могут быть просто заметки, отдельные реплики, предложения или подробный сценарий. Некоторые схематично изображают нужную информацию. Если же требуется сдать конспект на проверку начальству, то наиболее распространенная форма – в виде таблицы. Это очень удобно и наглядно.

Что такое план занятий. Смотреть фото Что такое план занятий. Смотреть картинку Что такое план занятий. Картинка про Что такое план занятий. Фото Что такое план занятий

Пример составления краткого плана-конспекта

Краткий план урока. 5 класс

Предмет: русский язык.

Тема: имя прилагательное.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: познакомить учеников с новой частью речи.

Оборудование: доска, мел, раздаточный материал, таблицы.

Обратите внимание, что все пункты хода урока должны быть подробно расписаны учителем, вплоть до каждой реплики. Кроме того, напротив каждого пункта нужно написать максимальное время, которое будет отведено на каждый из них. Так не возникнет ситуации, что урок подходит к концу, а сделана лишь половина из запланированного учителем.

Что такое план занятий. Смотреть фото Что такое план занятий. Смотреть картинку Что такое план занятий. Картинка про Что такое план занятий. Фото Что такое план занятий

Не все конспекты будут одинаковы. Очень большое значение имеет возраст учеников, когда мы говорим про планы уроков. 6 класс, к примеру, может воспринять новую информацию в стандартной форме. Это когда учитель объясняет правило, записывает на доске важные материалы, а затем предлагает ряд занятий на отработку и закрепление изученного. Для 2 класса такой вариант будет неэффективным. Для малышей принято вводить новое в игровой форме или при помощи наглядных материалов.

Приведем пример еще одного конспекта.

План урока английского языка, 7 класс

Тема: повторение пройденного грамматического материала.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: закрепить полученные навыки по теме перевода предложений из прямой речи в косвенную.

Оборудование: доска, мел, презентация, магнитофон.

Что такое план занятий. Смотреть фото Что такое план занятий. Смотреть картинку Что такое план занятий. Картинка про Что такое план занятий. Фото Что такое план занятий

Подводя итоги

Итак, обобщим все вышеизложенное. Пошаговая инструкция для составления плана-конспекта урока будет выглядеть следующим образом:

Что такое план занятий. Смотреть фото Что такое план занятий. Смотреть картинку Что такое план занятий. Картинка про Что такое план занятий. Фото Что такое план занятий

8. Подведение итогов.

Этапы урока могут быть расположены в любом порядке, могут быть дополнены или быть представлены в ходе урока выборочно.

Что такое план занятий. Смотреть фото Что такое план занятий. Смотреть картинку Что такое план занятий. Картинка про Что такое план занятий. Фото Что такое план занятий

Не забывайте, что в первую очередь конспект нужен не начальству, не завучу, не директору и не ученикам. Это рабочий инструмент и помощник учителя. И здесь дело не в опыте и не в умении экспериментировать на месте. Никто не мешает привнести в урок новизну, изюминку. Учитель может пошутить, привести пример из жизни (и, конечно, это не стоит писать в конспекте). Но в любом случае, обязательно должен присутствовать план урока. 8 класс вам достался, 3 или 11 – не важно! Класс активный или пассивный, схватывает «на лету» или необходимы долгие разъяснения – не имеет значения! Возьмите за правило – перед каждым уроком составляйте план. Лишним это точно не будет.

Источник

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПЛАНА-КОНСПЕКТА И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ

ПЛАНА-КОНСПЕКТА И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Данные методические рекомендации разработаны для педагогов дополнительного образования Крыма с целью четкого определения специфики составления плана-конспекта занятия и технологической карты занятия.

В данных методических рекомендациях представлен материал, касающийся составления плана-конспекта занятия, дана краткая характеристика типов учебных занятий, а также структура занятия. Кроме того, представлен образец составления плана-конспекта учебного занятия. Также дано определение технологической карты занятия, основные информационные блоки технологической карты занятия педагога.

Педагог дополнительного образования может составлять либо
план-конспект занятия, либо технологическую карту. Обычно
план-конспект составляют педагоги, имеющие стаж работы от трех лет. А технологическую карту составляют молодые специалисты с учетом того, что карта включает в себя больше информации о проведении занятия.

Каждый педагог самостоятельно принимает решение о том, какой вид документа составлять перед проведением занятия.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В ходе планирования педагог самостоятельно разрабатывает модель учебного занятия.

Модель занятия представляет собой последовательность реализации определенных этапов в процессе усвоения знаний учащимися, построенных на смене видов учебной деятельности.

При составлении плана педагог внимательно изучает
учебно-тематический план реализуемой образовательной программы, определяет тип, вид, структуру занятия, тему, цель, задачи, определяет взаимосвязь содержания предстоящего занятия с предыдущими и последующими занятиями. Педагогом продумывается специфика занятия, логика занятия, логика построения, определяется объём образовательного компонента учебного материала.

Прежде чем рассматривать специфику составления плана-конспекта занятия, необходимо четко определить, что такое план-конспект занятия.

План-конспект занятия – документ педагога дополнительного образования для проведения конкретного занятия по определенной теме.

Форма плана-конспекта, как и его содержание, методы проведения, глубина раскрытия материала изменяются в зависимости от содержания занятия, его учебной и воспитательной целей, характера предстоящих работ, организации упражнений.

План-конспект занятия должен быть грамматически и стилистически правильно выраженным, так как хорошо составленный конспект помогает вести занятие на высоком уровне. И хотя стандартных форм нет, структура плана-конспекта занятия должна быть соблюдена.

Основными требованиями к планированию и проведению учебных занятий являются:

— ориентация на актуальный социальный запрос в контексте предоставления образовательных услуг;

— вовлечение обучающихся в активную учебную деятельность, поддержание высокого уровня мотивации к обучению у детей;

— целесообразное расходование материально-технических средств, времени учебного занятия и т.п.;

— применение современных и разнообразных средств и методов обучения;

— поддержание высокого уровня развития и использования коммуникативных компетенций в процессе межличностного взаимодействия между педагогом и обучающимися;

— высокий уровень практической значимости приобретенных в ходе обучения знаний и умений.

Как при составлении технологической карты, так и в ходе написания плана-конспекта занятия педагога дополнительного образования каждому педагогу необходимо четко определить для себя тип учебного занятия, методы и приемы, используемые в ходе образовательного процесса на занятии.

Для определения типа учебного занятия ниже приведена таблица, в которой кратко обозначены типы занятий с соответствующими им дидактическими целями, а также с описанием нетрадиционных форм проведения определенных типов занятий. Кроме того, в этом разделе предложена структура учебного занятия, в которой представлены основные этапы проведения занятия.

Перед тем как начать составление плана-конспекта занятия, необходимо обдумать то, какие формы работы будут уместными в образовательной деятельности с учетом специфики цели и актуальных задач конкретного занятия. Ниже приведены основные традиционные и нетрадиционные формы занятия для обучающихся, которые выборочно можно использовать при планировании, организации и проведении занятий.

Традиционные формы организации учебной деятельности детей:

· лекция – устное изложение темы занятия, развивающее мыслительную и творческую деятельность обучающихся;

· семинар – групповое занятие в виде обсуждения подготовленных обучающимися информационных сообщений и докладов по определенной тематике под руководством педагога (такая форма работы позволяет формировать аналитическое мышление, позволяет оценить уровень и интенсивность самостоятельной работы обучающихся, развивает навыки публичных выступлений;

· дискуссия – публичное обсуждение актуальных вопросов по определенной тематике. Такая форма позволяет расширить область знаний обучающихся в рамках конкретной темы, также позволяет развить навыки критического мышления. Кроме того, позволяет развивать у обучающихся специфические компетенции в ходе отстаивания спикером своей точки зрения в публичном формате;

· конференция – публичное совещание для обсуждения и решения актуальных вопросов;

· экскурсия – групповой поход или поездка с целью знакомства с какой-либо достопримечательностью;

· экспедиция – поездка группы со специальной учебной целью и задачами;

· туристический поход – передвижение группы детей с определенной целью;

· учебная игра – вид учебной деятельности, который имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия. Важная характеристика учебной игры – моделирование жизненных процессов в условиях динамичной ситуации;

· утренник – организационно-массовое мероприятие, которое проводится в соответствии с целями воспитательной работы, а также в соответствии с «календарем мероприятий» учреждения дополнительного образования.

Нетрадиционные формы организации учебной деятельности обучающихся (с учетом реализации воспитательных задач):

· презентация предмета, явления;

· социодрама – сюжетно-ролевая игра, в которой предопределены позиции главных героев;

· философский стол – коллективная интеллектуально-поисковая работа обучающихся и педагогов в направлении поиска социального значения и личностного смысла жизненных явлений;

· чаепитие – форма работы, при которой у группы обучающихся и педагога есть возможность обсудить актуальные вопросы, обменяться мнениями на разные темы в дружеской, комфортной обстановке;

· конверт вопросов – свободный обмен мнениями на различные темы;

· уроки творчества – межпредметные и внутрикурсовые занятия одновременно по двум направлениям, для детей разных возрастов.

Ниже приведен пример структуры плана-конспекта занятия педагога дополнительного образования.

учебного занятия в группе кружка____________________________________________________

Цель (соответствует теме и программе): _________________________________________________________________

Задачи (соответствуют цели занятия):_________________________________

Форма занятия ( фронтальная, групповая, индивидуальная) : __________________________________________________________________

Оборудование (материально-техническая база): __________________________________________________________________

1. Организационная часть.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Освоение нового материала.

4. Закрепление новой темы.

6. Подведение итогов занятия.

2. Теоретическая часть _________________________________________________________________

3. Практическая часть _________________________________________________________________

4. Закрепление новой темы и рефлексия

5. Подведение итогов занятия _________________________________________________________________

Подпись (Ф.И.О. педагога)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Технологическая карта – современная форма планирования, проектирования взаимодействия педагога и обучающихся на занятии с целью формирования конструктивной образовательной среды.

Основная задача технологической карты – описание деятельностной составляющей занятия. В карте отражаются действия педагога и ожидаемые действия обучающихся. Технологическая карта позволяет описать весь процесс деятельности педагога и обучающихся с указанием ожидаемого результата образовательной деятельности. Кроме того, есть возможность максимально четко обозначить все учебные операции, составные части занятия с максимально полным описанием их последовательности. В ходе составления карты у педагога есть возможность рассчитать время на выполнение той или иной педагогической операции.

Основные информационные блоки технологической карты занятия педагога дополнительного образования:

1. Пояснительная записка, которая включает в себя: название темы; цель и задачи занятия (цель занятия носит триединый характер следующих аспектов: развивающего, воспитывающего и обучающего); обозначение группы; место темы занятия в программе; краткую психолого-педагогическую характеристику особенностей обучающихся, влияющую на выбор методики преподавания и реализацию этого занятия; актуальность темы занятия; вид используемых на занятии средств ИКТ.

2. Заполнение таблицы, отражающей содержательную часть занятия. Здесь должны быть отражены следующие этапы: распределение времени; выполнение правил техники безопасности; санитарно-гигиенических норм; подробная схема занятия (с указанием возможных отклонений в содержании и временных рамках определенного периода занятия); организационная форма работы педагога на занятии; средства обучения – плакаты, стенды, обучающие программы; система вопросов, упражнений и задач по конкретной теме.

3. Список литературы.

Технологическая карта занятия может иметь следующую структуру:

1. Ф.И.О. педагога: _________________________________________

2. Год обучения: ___________________________________________

3. Дата: ___________________________________________________

4. Творческое объединение: ___________________________________

5. Тема занятия: ____________________________________________

6. Тип занятия: _____________________________________________

7. Форма организации образовательного процесса: ________________

8. Форма организации деятельности обучающихся: ________________ ______________________________________________________________

9. Место и роль занятия в изучаемой теме: _______________________________________________________________

10. Цель занятия: _______________________________________________________________

Планируемые результаты: ___________________________________

12. Этапы занятия_____________________________________________

15. Действия педагога__________________________________________

16. Действия обучающихся______________________________________

17. Формы и методы____________________________________________

18. Материалы и оборудование___________________________________

Основные составляющие структуры технологической карты представлены в виде таблицы, в которой можно компактно и доступно представить большой объём информации о занятии.

Технологическая карта является максимально детализированной формой планирования и/или проектирования, в которой указывается более полное функциональное наполнение всех элементов образовательного процесса на занятии с указанием четких временных периодов разных этапов занятия. В большинстве случаев карту составляют в виде таблицы.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Методические рекомендации по составлению плана-конспекта занятий

Структура плана-конспекта занятия содержит:

Тему занятия, в соответствии с учебной программой и вашим учебно-тематическим планом. Тема корректная, ясная, определенная;

Тип занятия по основной дидактической цели :

занятие по формированию новых знаний (изучению нового материала); Цель – формирование знаний – организация работы по усвоению обучающимися понятий, научных фактов, предусмотренных программой;

занятие по комплексному применению знаний и способов действия на практике, Цель – применение знаний на практике, умение оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации, закрепить приобретенные знания, умения, навыки работы с _______ и способы действия на практике.

занятие повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений; Цель – формирование умения переноса приобретенных знаний и их применение в стандартных, новых и измененных условиях;

комбинированный урок (включает несколько типов, соответственно преследует несколько целей)

Вид : традиционное, нетрадиционное, современное

Традиционное занятие решает общеобразовательную задачу – вооружить обучающихся знаниями и строится в основном на объяснительно- иллюстративном методе (форми рассказ, показ, беседа). На таком занятии широко применяются наглядные пособия, организуется наблюдение и описание увиденного, в нем преобладает целевая установка, направленная на деятельность педагога (опросить, объяснить, закрепить и т. д.), оно не приспособлена для свободного обсуждения, не включает деятельность учащихся, не представляет возможности детям раскрыться, не обеспечивает условий реализации принципа развивающего обучения, не ориентирует на самостоятельную познавательную деятельность, в наименьшей степени способствует их творческому развитию.

Формы современного занятия.

3.1 Занятие-лекция. Как правило, это занятие, на котором излагается значительная часть теоретического материала. Лекционная форма проведения урока целесообразна при:

-изучении нового материала, мало связанного с ранее изученным;

-рассмотрения сложного для самостоятельного изучения материала;

-выполнении определенного вида заданий по одной или нескольким темам, разделам и т.д.

-применении изученного материала при решении практических задач;

3.2 Семинар. Семинары характеризуются, прежде всего, двумя взаимосвязанными признаками: самостоятельным изучением учащимися программного материала и обсуждением на уроке результатов их познавательной деятельности. ( семинары- доклады, рефераты, творческие работы, семинар – решение задач, семинар- диспут. Основные случаи, когда предпочтительнее организовывать уроки в форме семинаров:

— при изучении нового материала, если он доступен для самостоятельной доработки учащимися;

— после проведения вводных, установочных и текущих лекций;

— после обобщения и систематизации знаний и умений учащихся по изученной теме;

— при проведении уроков, посвященных различным методам решения задач, выполнения заданий и упражнений и т.д

3.3 Практикум. Основной формой их проведения являются практические работы, на которых учащиеся самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений.

3.4 Экскурсия. Форма проведения занятий-экскурсий весьма многообразна. Это и пресс-конференция, с участием представителей предприятия, учреждения, музея и т.д., и исторические экскурсии по изучаемому предмету, и кино или теле-экскурсии, и занятия обобщающего повторения по теме, разделу или курсу в форме экскурсии и т.д. Цель: обогащение знаний учащихся; установление связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами; развитие творческих способностей учащихся, их самостоятельности, организованности; воспитание положительного отношения к учению.

3.5 Дискуссия. Основу таких занятий составляют рассмотрение и исследование спорных вопросов, проблем, различных подходов, при аргументации суждений, решения заданий и т.д.

3.6 Консультация. На занятиях данной формы проводится целенаправленная работа не только по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, обобщению и систематизации программного материала, но и по развитию их умений. Подготовка к проведению урока-консультации осуществляется как учителем, так и учащимися. Педагог, наряду с логико-дидактическим анализом содержания изучаемого материала, систематизирует затруднения, недочеты, ошибки в устных ответах и письменных работах учащихся. На этой основе он уточняет перечень возможных вопросов, которые могут быть рассмотрены на консультации. Учащиеся приучаются, в свою очередь, готовить к консультациям, сроки которых будут оговорены заранее, вопросы и задания, вызывающие у них затруднения.

3.7 Интегрированное занятие. Это любое занятие со своей структурой, если для проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами двух наук, других учебных предметов. Интегрированное занятие предполагает расширение межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимся, подкрепление мотивации обучения. Основной целью является совершенствование коммуникативно-познавательных умений, направленных на систематизацию и углубление знаний и обмен этими знаниями в условиях общения; дальнейшее развитие и совершенстваование эстетического вкуса обучающихся.

3.8 Театрализованное занятие. Такая форма занятия связана с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов при изучении, закреплении и обобщении программного материала. Театрализованные занятия привлекательны тем, что вносят в будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяют ребятам проявить свою инициативу, способствуют выработке у них чувства взаимопомощи, коммуникативных умений. На таком занятии педагог лишается авторитарной роли обучающего, он выполняет лишь функции организатора представления. Во многих случаях он служит разрядкой, снижающей напряжение и восстанавливает работоспособность учащихся.

3.9 Соревнование. Форма проведения таких занятий самая различная. Это: поединок, бой, эстафета, соревнования, построенные по сюжетам известных игр: КВН, «Брейн-ринг», «Счастливый случай», «Звездный час» и др. Исключительное значение в соревновании имеет объективность оценки уровня знаний.

3.10 Занятие с дидактической игрой. Основой дидактической игры является познавательное содержание. Оно заключается в освоении тех знаний и умений, которые принимаются при решении учебной проблемы, поставленной игрой. Дидактическая игра обладает наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата. Результат выступает в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся. Дидактические игры чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений.

3.11 Деловая игра. В деловых играх на основе игрового замысла модернизируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике.

3.12 Ролевая игра. Специфика ролевой игры в отличие от деловой характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов, основу которых составляют целенаправленные действия учащихся в моделируемой жизненной ситуации, в соответствии с сюжетом игры и расположенными ролями. В ролевой игре должны иметь всегда место и условность, и серьезность. Кроме того, она проводится в соответствии с определенными правилами, предусматривающими элементы импровизации. Игра на занятии помогает создать атмосферу непринужденности, увлекает, разряжает напряженную обстановку.

Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

Нетрадиционные формы занятий:

Видеоурок. Достоинством видеофильма является его эмоциональное воздействие на учащихся. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у школьников личностного отношения к увиденному. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. в этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Психологические особенности воздействия учебных видеофильмов на учащихся способствует интенсификации учебного процесса и создает благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся.

Занятие-путешествие. Является одной из наиболее интересных форм, применяемых на всех этапах изучения материала. Отправиться в увлекательное путешествие со знакомыми сказочными персонажами, вступить в битву с кровожадными пиратами куда интересней, чем в волнении пытаться воспроизвести зазубренные правила.

Формами проведения занятий являются: лекция, путешествие, исследование, инсценировка, семинар, экскурсия, деловая, ролевая игра, театрализованное занятие, метод защиты проектов, самостоятельная работа, контрольная работа

Цель занятия ( Цель должна быть конкретной для данного занятия сформулирована наиболее точно. Например: Совершенствование навыков хороводных и танцевальных движений или Расширение представления о разновидности массовых игр)

Задачи. Используйте для формулировки дидактических задач цель, поставленную Вами:

Образовательные (изучить новые факты, обучить новому способу действия, научить применению полученных знаний на практике)

Развивающие (развивать творческие способности, координацию движений, музыкальный слух, совершенствовать умение работать с источниками или защищать точку зрения, развивать познавательный интерес и т.д.)

воспитательные (вовлечь в активную деятельность; формировать культуру, развивать коммуникационные навыки в группах, совершенствовать навыки общения в коллективе)

Продолжительность занятия: 45 минут

План урока в форме таблицы: 1 столбец – время в минутах на каждый этап занятия, 2 – действия руководителя (приемы и методы, которые вы намереваетесь использовать), 3 – действия участников занятия.

актуализация и всесторонняя проверка знаний (проверка домашнего задания),

мотивация на озвучивание темы занятия, постановки цели,

этап получения новых знаний,

закрепление полученных знаний, оперирование знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях,

обобщение и систематизация новых знаний,

рефлексия (мотивация детей на проведение анализа занятия: подведение итогов и оценка проведенного занятия, разъяснение домашнего задания)

Рефлексия – личностное осмысление каждым участником результатов учебного занятия:

Какую личностно важную цель выполнял?

Что было наиболее трудным?

Что удалось лучше всего?

Что могло улучшить работу?

После проведения занятия сделайте самоанализ, в соответствии с требованиями ФГОС НОО, где опишите ведущие аспекты анализа и содержание наблюдения.

Анализ занятия в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Количество обучающихся в группе:

Присутствовали на уроке:

Дидактическая задача урока:

Задачи (образовательная, воспитательная, развивающая):

Ведущие аспекты анализа урока

1.Соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию.

2.Результативность решения дидактической задачи

Соответствие основного содержания урока содержанию программы

Соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению образовательной цели

1. Соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока.

2. Целесообразность использования предложенных заданий

Достижение цели и решение основной дидактической задачи урока

Практическая направленность урока

Практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения

Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности

1.Уровень самостоятельности обучающихся при решении дидактической задачи урока

2. Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий)

Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока

Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные

Применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ компетентности учащихся

Соответствие структуры урока основной дидактической задаче

Соблюдение норм педагогической этики

Температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы

Цель посещения: если делается анализ занятия на котором вы присутствовали.

Количество обучающихся: 13 человек

Присутствовали на занятии: __________

Тема занятия: Танцевальные упражнения в рамках подготовки к Новому году

Тип занятия: Занятие по совершенствованию и обобщению знаний, закреплению умений и навыков.

Дидактическая задача занятия: организовать применение обучающимися знаний и умений с целью формирования нового опыта познавательной деятельности основываясь на принципах активности, единства теории и практики, наглядности, доступности.

Цель занятия: Совершенствование навыков танцевальных и хороводных движений

Обучить ритмичным движениям в соответствии с характером музыки

Продолжить обучать хороводным и танцевальным движениям композиции «Полька», совершенствование их исполнения;

Укреплять основные мышечные группы для формирования правильной осанки

Развивать музыкальный слух и ритм в процессе совершенствования разученных танцевальных композиций

Развивать координацию движений

Продолжить формирование навыков общения в коллективе

Продолжить развитие коммуникативных навыков, чувства ответственности за общее дело

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *