Что такое планер в художественной школе

Пленэр — восхитительное и яркое искусство живописи на природе

Пленэр (от французского plein air — «открытый воздух») — это техника написания картин вне мастерской, на природе, при естественном освещении. Пленэр, в отличие от традиционной студийной живописи, позволяет художнику с большой точностью отобразить на холсте или бумаге богатство окружающих красок и малейших изменений цвета натуры.

Что такое планер в художественной школе. Смотреть фото Что такое планер в художественной школе. Смотреть картинку Что такое планер в художественной школе. Картинка про Что такое планер в художественной школе. Фото Что такое планер в художественной школе

Пленэр подразумевает наличие у живописца ограниченного количества времени для написания произведения. Художник не продолжает трудиться над картиной в мастерской после возвращения с натуры, чтобы внести какие-либо корректировки. В противном случае произведение получится качественно иным, так как будет безвозвратно утрачена активная роль света и воздуха в ходе работы над ним.

Особенности пленэра

Пленэр — достаточно сложная в исполнении техника для начинающих живописцев. При написании картины на открытом воздухе постоянно меняется окружающая световоздушная среда, появляются и исчезают всевозможные цветовые оттенки. Особенно заметным это становится в солнечную погоду при переменной облачности.

Что такое планер в художественной школе. Смотреть фото Что такое планер в художественной школе. Смотреть картинку Что такое планер в художественной школе. Картинка про Что такое планер в художественной школе. Фото Что такое планер в художественной школе

Художник может писать картины на пленэре различными видами красок: масляными, акварельными или акриловыми. Но для того, чтобы идеально передать все богатство натуры при естественном освещении, ему приходится учитывать многие нюансы, в том числе время суток и сезон года.

Что такое планер в художественной школе. Смотреть фото Что такое планер в художественной школе. Смотреть картинку Что такое планер в художественной школе. Картинка про Что такое планер в художественной школе. Фото Что такое планер в художественной школе

Скромные размеры большинства пленэрных картин легко можно объяснить особенностями работы над ними. Художнику приходится не только нести с собой все необходимые материалы для творчества, но и часто забираться в поисках эффектной натуры в труднодоступные места.

Что такое планер в художественной школе. Смотреть фото Что такое планер в художественной школе. Смотреть картинку Что такое планер в художественной школе. Картинка про Что такое планер в художественной школе. Фото Что такое планер в художественной школе

История пленэра

История пленэра насчитывает чуть более 200 лет, но его истоки уходят корнями еще в начало эпохи Раннего Возрождения — в первую половину XV века. Именно в то время в европейском изобразительном искусстве сформировался пейзажный жанр.

Что такое планер в художественной школе. Смотреть фото Что такое планер в художественной школе. Смотреть картинку Что такое планер в художественной школе. Картинка про Что такое планер в художественной школе. Фото Что такое планер в художественной школе

Для создания красочных и реалистичных картин на тему окружающей природы художникам приходилось выезжать далеко за пределы своего дома. На натуре живописцы чаще всего делали только наброски или этюды с изображением основной композиции будущей картины.

Что такое планер в художественной школе. Смотреть фото Что такое планер в художественной школе. Смотреть картинку Что такое планер в художественной школе. Картинка про Что такое планер в художественной школе. Фото Что такое планер в художественной школе

По возвращении домой художник продолжал работу над произведением уже в условиях мастерской. Здесь он по памяти и на основе ранее созданных набросков в течение длительного времени писал картину. Такая традиция просуществовала около 300 лет, до появления романтизма в европейской живописи.

Что такое планер в художественной школе. Смотреть фото Что такое планер в художественной школе. Смотреть картинку Что такое планер в художественной школе. Картинка про Что такое планер в художественной школе. Фото Что такое планер в художественной школе

Настоящая пленэрная живопись возникла в Англии в начале XIX века. Ее родоначальниками принято считать двух выдающихся британских художников: Джона Констебля (John Constable) и Ричарда Паркса Бонингтона (Richard Parkes Bonington). Они осмелились пойти против устоявшихся традиций и решились от начала до конца писать картины на открытом воздухе. 1815 годом датировано первое полноценное пленэрное произведение Констебля — «Строительство лодки возле мельницы Флэтфорд».

Что такое планер в художественной школе. Смотреть фото Что такое планер в художественной школе. Смотреть картинку Что такое планер в художественной школе. Картинка про Что такое планер в художественной школе. Фото Что такое планер в художественной школе

Новаторские работы художников были прохладно восприняты в Англии, но на парижском Салоне 1824 года возымели громкий успех. Во Франции пленэр обрел большое количество почитателей. Одним из первых заинтересовался новой техникой Камиль Коро (Camille Corot), а позже — многие представители знаменитой Барбизонской школы:

Что такое планер в художественной школе. Смотреть фото Что такое планер в художественной школе. Смотреть картинку Что такое планер в художественной школе. Картинка про Что такое планер в художественной школе. Фото Что такое планер в художественной школе

В 1840-х годах бурному развитию интереса к пленэру также способствовало знаменательное изобретение в сфере художественных материалов. Началось промышленное производство красок в тюбиках, что позволило художникам писать картины на природе в более комфортных условиях.

Что такое планер в художественной школе. Смотреть фото Что такое планер в художественной школе. Смотреть картинку Что такое планер в художественной школе. Картинка про Что такое планер в художественной школе. Фото Что такое планер в художественной школе

В начале 1860-х гг. в Италии сформировалась группа художников под названием «Маккьяйоли», в которую входили Телемако Синьорини (Telemaco Signorini), Джованни Фаттори (Giovanni Fattori), Джузеппе Аббати (Giuseppe Abbati) и другие живописцы. Их объединяло не только страстное желание борьбы с академизмом в итальянском искусстве, но и любовь к работе на пленэре.

Что такое планер в художественной школе. Смотреть фото Что такое планер в художественной школе. Смотреть картинку Что такое планер в художественной школе. Картинка про Что такое планер в художественной школе. Фото Что такое планер в художественной школе

Огромный вклад в популяризацию пленэрной живописи внес Клод Моне (Claude Monet). А впоследствии эту технику начали активно использовать и другие импрессионисты:

Что такое планер в художественной школе. Смотреть фото Что такое планер в художественной школе. Смотреть картинку Что такое планер в художественной школе. Картинка про Что такое планер в художественной школе. Фото Что такое планер в художественной школе

К концу XIX века во многих западных странах появились арт-сообщества, которые объединили активных сторонников пленэра. Большинство из них работали в пейзажном жанре и тяготели к импрессионистскому стилю. Примерами таких объединений могут послужить:

Что такое планер в художественной школе. Смотреть фото Что такое планер в художественной школе. Смотреть картинку Что такое планер в художественной школе. Картинка про Что такое планер в художественной школе. Фото Что такое планер в художественной школе

В среде русских художников также было множество приверженцев пленэрной живописи, в том числе выдающиеся мастера:

На протяжении всего XX века пленэр не утратил своей популярности. Эту технику часто использовали в своем творчестве художники самых разных направлений живописи. Ее активным сторонником считается и один из величайших современных мастеров — Дэвид Хокни (David Hockney).

Что такое планер в художественной школе. Смотреть фото Что такое планер в художественной школе. Смотреть картинку Что такое планер в художественной школе. Картинка про Что такое планер в художественной школе. Фото Что такое планер в художественной школе

В художественных школах всего мира и в XXI веке продолжают обучать детей искусству написания картин на открытом воздухе. Несмотря на появление новых стилей и направлений, у пленэра не только интересное прошлое, но и прекрасное будущее.

Что такое планер в художественной школе. Смотреть фото Что такое планер в художественной школе. Смотреть картинку Что такое планер в художественной школе. Картинка про Что такое планер в художественной школе. Фото Что такое планер в художественной школе

Известные художники-пленэристы

Среди множества известных художников-пленэристов сложно выбрать самых лучших. И все же, отдельного упоминания в нашей статье заслуживают такие мастера:

Что такое планер в художественной школе. Смотреть фото Что такое планер в художественной школе. Смотреть картинку Что такое планер в художественной школе. Картинка про Что такое планер в художественной школе. Фото Что такое планер в художественной школе

Портал Very Important Lot предоставляет всем желающим возможность принять участие в аукционах искусства и приобрести шедевры антиквариата. На сайте также можно купить картины и рисунки, написанные в сложных техниках, у современных художников без посредников.

Источник

Что такое планер в художественной школе

Пленэр (от фр. en plein air — «на открытом воздухе») — живописная техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях.

Характерным в рисовании на пленэре, является освещение, совершенно иное, чем в закрытом помещении.

Пленер появился в начале XIX века в Англии благодаря Джону Констеблю и Ричарду Парксу Бонингтону.

Эта техника пользовалась большой популярностью у французских импрессионистов (именно тогда пленер как термин получает широкое употребление).

Благодаря пленэру краски стали выпускать в тубах. До этого художники готовили краски в своих мастерских сами.

Такие художники, как Жан-Батист Камиль Коро, Жан-Франсуа Милле, Камиль Писсарро, Пьер-Огюст Ренуар и не в последнюю очередь Клод Моне внесли свой вклад в становление пленерной живописи.

В России во 2-й половине XIX — начале XX века пленерной живописью успешно занимались Василий Поленов, Исаак Левитан, Валентин Серов, Константин Коровин, Игорь Грабарь.

Работа на пленэре: 8 необходимых рекомендаций!

Что такое планер в художественной школе. Смотреть фото Что такое планер в художественной школе. Смотреть картинку Что такое планер в художественной школе. Картинка про Что такое планер в художественной школе. Фото Что такое планер в художественной школе

Ignacio de Leon y Escosura. El patio del artista 1875

1. Выбор места расположения

Располагайтесь в тенёчке! Это обязательное условие.

Работа, написанная на ярком солнце, в помещении будет выглядеть тёмной. А вы, работая на солнце, испортите своё зрение.

2. Необходимость головного убора

Кроме того, даже в тени, одевайте широкополую шляпу или кепку с козырьком. Это сфокусирует вас на пейзаже, даст видеть его отчетливее.

Подробнее о выборе места и чистоте живописи пленэрного этюда:

Что такое планер в художественной школе. Смотреть фото Что такое планер в художественной школе. Смотреть картинку Что такое планер в художественной школе. Картинка про Что такое планер в художественной школе. Фото Что такое планер в художественной школе

Georges d’Espagnat. Woman painting in the Open Air. 1912-14

3. Этюдник

Для работы на пленэре художник использует специальный этюдник. Но его отсутствие — не повод отказывать себе в удовольствии писать пейзажи.

Всегда можно удобно расположиться, имея низкий складной стульчик и планшетик. Краски при этом кладутся на землю, планшет — на колени, а палитру — в нерабочую руку. Всё получается!

4. Скорость работы

Пишите быстро. Иначе глаз быстро привыкает, «замыливается» и не видит нюансов.

Широкими мазками проложите основные цветовые отношения: небо-земля (вода), кроны деревьев дальнего и переднего плана (свет и тень). Это нужно сделать в первые 15 минут работы.

Иногда уже на этом можно остановиться, для этюда больше и не надо, остальное можно дописать дома.

Что такое планер в художественной школе. Смотреть фото Что такое планер в художественной школе. Смотреть картинку Что такое планер в художественной школе. Картинка про Что такое планер в художественной школе. Фото Что такое планер в художественной школе

Fernand Allard-L’Olivier. Le Jardin de L’artiste

5. Перерывы в рисовании

Если работаете больше часа — делайте перерыв, чтобы отвлечься, дать глазу отдохнуть и увидеть всё опять свежим взглядом.

6. Формат работ

Размер этюдов лучше брать небольшой — от 10х15 см до альбомного формата. Больший размер потребует большего времени и красок.

И потом, как говорил И. Левитан: «Никогда не гонитесь за большими размерами этюдов; в большом этюде больше вранья, а в маленьком совсем мало».

Летний пейзаж: ВИДЕО этюд с пленэра

Что такое планер в художественной школе. Смотреть фото Что такое планер в художественной школе. Смотреть картинку Что такое планер в художественной школе. Картинка про Что такое планер в художественной школе. Фото Что такое планер в художественной школе

John Singer Sargent. Claude Monet Painting by the Edge of a Wood, 1885

7. Постоянно сравнивайте

В процессе работы постоянно сравнивайте разные участки этюда по тону и цвету.

Чтобы хорошо видеть тональные отношения иногда смотрите на натуру расфокусированным взглядом — так детали исчезают, и тон объектов виден лучше.

8. Детальность этюда

В завершении этюда пропишите первый план более детально. Это придаст пейзажу глубину, а картине — законченность.

Сделайте репост статьи в лентах своих соцсетей! Мне приятно, когда мой труд не напрасен:)

Источник

Пленер как процесс обучения и воспитания учащихся художественной школы

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

Пленэр (от франц. en plein air — «на открытом воздухе») — правдивое отображение в живописи красочного богатства натуры, проявляющегося под открытым небом, при активном влиянии воздушного пространства и солнечного света. Пленэрная живопись сложилась в результате работы художников на открытом воздухе, на основе непосредственного изучения натуры в условиях естественного освещения, с целью наиболее полного воспроизведения ее реального облика.

Некоторые моменты, предвосхищающие появление пленэрной живописи, можно проследить в творчестве мастеров итальянского Возрождения и художников XVII века. Однако по существу принципы пленэра получили распространение в первой половине XIX века (Д. Констебл в Великобритании, А.А. Иванов в России). Английский художник Д. Констебл писал пейзажные этюды с натуры, пытаясь передать в них изменения погоды и атмосферы, хотя картины писались в мастерской. В середине XIX века приверженцами пленэра выступают мастера барби-зонской школы, а также К. Коро, работавшие на открытом воздухе. Наиболее полное воплощение принципы пленэра нашли во второй половине XIX века в творчестве мастеров импрессионизма — К. Моне, К. Писсарро, О. Ренуара, А. Сислея и других. Именно тогда термин «пленэр» начинает широко употребляться. В 1891 году К. Моне вступает на пленэре в соревнование с природой. Он создает серию этюдов-картин «Тополя» на берегу реки Эпт, работая одновременно на нескольких мольбертах, стремясь запечатлеть оттенки цвета и освещения, непрестанно меняющиеся в зависимости от времени суток и погоды.

В России во второй половине XIX — начала XX веков работали на пленэре В.Д. Поленов, В.А. Серов, И.И. Левитан, К.А. Коровин, И.Э. Грабарь и многие другие. Левитан запечатлел в картине «Март» радостное пробуждение природы от зимнего сна. Работая на пленэре, художник увидел и показал зрителям, что в свете яркого солнца тени теряют свой скучный темный цвет. Синее весеннее небо и яркое солнце окрашивают их в праздничные тона. Рефлексы отраженного света и цвета проникают в тени сугробов, ложатся нежными бликами на снег возле крыльца.

С конца XIX века и до наших дней работа на пленэре ложится в основу обучения начинающих живописцев. Многие художники-пейзажисты по-прежнему создают свои произведения на пленэре.

Практическая работа по курсу «Пленэр» является неотъемлемой частью процесса обучения в детской художественной школе. Она проводится после годовых просмотров, экзаменационных испытаний и является продолжением классных учебных занятий по рисунку, живописи и композиции.

Содержание программы «Пленэр» нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к миру искусств, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого. Приобщение к основам изобразительного искусства осуществляется через практические занятия в студии и на воздухе. Рисование с натуры природных форм, архитектуры, животных и человека является основным видом заданий во время пленэрной практики.

Изображение окружающей действительности с учетом воздействия на натуру световоздушной перспективы и естественного освещения — сложнейшие задачи для учащихся, верное решение которых требует от них серьезных навыков по всем творческим дисциплинам. Пленэр, опираясь на полученные знания и навыки по предметам рисунок, живопись, композиция, помогает совершенствовать и развивать технические способы работы в этих дисциплинах. Работа на открытом воздухе большей частью связана с выполнением этюдов и зарисовок пейзажных мотивов, их малыми и монументальными формами. Учащиеся, изучая объекты живой природы, получают богатый материал в виде накапливающихся визуальных впечатлений от натуры. У них постепенно возникает потребность в созерцании и неторопливом любовании природой.

На пленэре дети осваивают художественные особенности в работе над пейзажем, решают поставленную педагогом задачу, учатся выбору мотива, грамотной компоновке и последовательности при выполнении упражнения, с учетом осваиваемых материалов и дополнительных технических средств, применяемых в изобразительном искусстве.

Учитывая специфические особенности живописи на пленэре, как живописи на открытом воздухе, основные цели занятий направлены на приобретение и развитие у учащихся следующих знаний и навыков:

— умение воспринимать натуру в крупномасштабном, трехмерном пространстве, а ее изображение — в двухмерном пространстве на плоскости;

— умение воспринимать тепло-холодные отношения и оттенки в зависимости от освещения, среды, пространственного удаления планов, применяя на практике законы цветоведения, линейной и воздушной перспективы;

— умение сравнивать цвета натуры в их сочетаниях по цветовому фону, светлоте, насыщенности, исходя из особенностей пейзажной живописи;

— применение при исполнении этюдов метода работы большими цветовыми и тональными отношениями, выдерживая общий тонально-цветовой масштаб, воспринимая натуру целостно;

— использование этюдов пленэра наряду с набросками и зарисовками в графике и в цвете, как основной, подготовительный материал к текущим учебным заданиям, в том числе по композиции, умение создавать выразительные композиционно-цветовые решения в этюдах с натуры и по памяти, а так же (в старших классах) создавать художественные образы в самостоятельных работах, выполняемых на основе глубокого изучения явлений природы.

Существуют следующие условия эффективности пленэра:

— под руководством преподавателя осуществлять приведение программных требований и специальных знаний в единую структуру связей между явлениями в процессе выполнения учебно-творческих этюдов;

— уметь представить образ предстоящих действий в рисунке, живописи и композиции (приемы наглядного сравнения и метафоризации в объяснениях преподавателя);

— применять методы индивидуальных заданий по живописи на пленэре и самостоятельной творческой деятельности по мотивам учебных занятий;

— сочетать разнообразные организационные формы практики (базовая, экспедиционная, тематическая, музейно-экскурсионная);

— должна быть идейно-художественная направленность практической подготовки учащихся, ориентация ее на творческий характер изобразительной деятельности, при этом художественное творчество рассматривается на основе многовариантности выполнения эскиза и этюда, в процессе чего развиваются изобразительные навыки, формируется личностное отношение к изображаемому, воспитывается потребность в правдивой передаче чувств.

Учебный пленэр имеет цель адаптации рисовальщика к среде, развития его навыков рисунка и живописи с подготовкой материалов для аудиторных работ заданной тематики в изображении среды. Например, выполнение пейзажа одного и того же места в разных сезонах, при разном освещении, в разных манерах. На пленэре важно постоянно контролировать правильную сходимость линий в точках схода, учитывать высоту горизонта, находить и акцентировать основные компоненты пейзажа, удалять несущественные и нарушающие баланс композиции. Работа на пленэре делает учащегося более восприимчивым к образам среды, раскрывает его глаза и ум на явления природы, делает более полноценным и реалистичным его художественное мышление, уводит от абстракции, лишенной визуальной пищи. С развитием навыков пленэрные этюды перерастают свое первоначальное учебное значение, приобретая самостоятельную художественную ценность, очарование непосредственности изображения и свежести техники.

На пленэре в процессе этюдов ученик должен постепенно переходить от совместной работы с преподавателем (характерной для академической мастерской) к самостоятельной учебно-творческой деятельности. Для этого от задания к заданию разрыв между консультациями педагога увеличивается, исключается мелочная опека.

Ключевым фактором в работе с натуры на пленэре является ее идейная и художественная направленность. При этом, учитывая характер, темперамент, способности, привычки ребенка, в пленэрной практике нашли также применение и совершенствуются такие психолого-педагогические средства, как установочные беседы (создание определенных представлений об особенностях тематических этюдов с натуры и возможностях их совершенствования в самостоятельной практической работе), индивидуальные и групповые (предварительные и итоговые) просмотры с последующим обоснованным разбором положительных и отрицательных сторон этюдов, специализированные упражнения, способствующие развитию художественного мышления, овладению навыком выразительной передачи объекта, «быстрого схватывания формы», формированию константного восприятия величины, формы и цвета (особенно общего цветового тона натуры), мысленному изображению ранее наблюдаемых объектов в пленэре; постановка индивидуальных и коллективных задач по содержанию большой темы и отдельных заданий.

Пленэр особенно ценен тем, что характер ребенка формируется в жизни, в творческом труде, в преодолении реальных трудностей, в напряжении духовных, нравственных и физических сил. В процессе учебного этюда на пленэре при определенных условиях композиционно-тематического планирования сочетаются художественное обучение, образование и воспитание по следующим направлениям художественной подготовки: развитие образной восприимчивости к окружающей действительности; формирование умений выразительно обрабатывать, творчески осмысливать результаты переживаний, наблюдений и опыта, совершенствование способностей к практическому воплощению результатов творческой работы на языке рисунка, живописи и композиции. Именно ради этих качеств личности художественный процесс нацелен на то, чтобы воздействовать комплексом пленэрных условий среды на комплекс художественного восприятия личности.

Поскольку занятия на пленэре проходят в ограниченном объеме часов, большое значение имеют систематические самостоятельные занятия обучающихся набросками и зарисовками на пленэре. Именно они способствуют развитию обостренного восприятия окружающей действительности, обобщению увиденного, достижению максимальной краткости, правдивости и выразительности. Все виды набросков (с натуры, по памяти, воображения, комбинированные наброски) особенно важны для приобретения навыков в умении изображать окружающую среду.

Внимательное изучение среды и отражение состояния природы дает ценный опыт (если, конечно, рисующий придерживается реалистической ориентации в своем ремесле) накопления колористических соотношений и понимания воздушной перспективы, живости изображения, питающей в дальнейшем композиции, выполненные в аудитории. Пленэр развивает предметную и ассоциативную память, самостоятельность творческой интерпретации натуры, стильность изображения.

Таким образом, в системе обучения учащихся художественных школ значительное место занимает практика по изобразительное искусству в условиях природы — пленэр. Эта учебная практика, основанная на принципе гуманизма, высокой образности и жизненной правды, выступает на современном этапе как целостный художественный процесс, в котором наряду с обучением живописи осуществляется формирование знаний и навыков краткосрочного рисунка, композиционно-тематической работы, создаются естественные условия для положительного влияния природной среды на развитие личности учащегося.

На занятиях в период пленэрной учебной практики учащиеся художественной школы знакомятся с природно-климатическими условиями и характером местности родного края, пополняют свои знания новыми сведениями о памятниках истории и культуры, что, безусловно, способствует более углубленному нравственному их воспитанию. Во время пленэра закрепляются и углубляются знания и навыки по живописи, рисунку и композиции, через индивидуальные задания, развивается творческая активность и инициатива учеников, их художественные потребности и эстетический вкус.

Литература

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *