Что такое планирование и прогнозирование

Прогнозирование и планирование

Вы будете перенаправлены на Автор24

Роль и место планирования

Одной из актуальных задач российской экономики на современном этапе развития является обеспечение устойчивого экономического роста отдельных предприятий, решающим фактором которого является повышение эффективности использования методов планирования путем установления целей и реализации долгосрочных проектов по развитию предприятия.

Механизм планирования должен соответствовать следующим требованиям:

Процесс планирования способствует повышению дисциплины, ответственности, предотвращает риски неправомерных действий со стороны персонала. Налаженный бюджетный процесс подразумевает детализацию статей баланса, других финансовых отчетов, перекрестную проверку данных многими пользователями. Поэтому план предприятия справедливо можно называть инструментом внутреннего контроля.

План вооружает руководство информацией для принятия управленческих решений. Как правило, внедрение бюджета сопровождается созданием управленческой отчетности в разрезе интересующих руководителя статей. С помощью этой отчетности выявляются источники дополнительных доходов и обстоятельства, требующие принятия мер по предотвращению непроизводительных расходов (потерь). Внедряя бюджетное планирование, руководитель организации стремится создать прозрачную структуру управления денежными средствами с делегированием полномочий нижестоящим звеньям, структуру, направленную на экономию ресурсов и повышение производительности труда.

Прогнозирование как функция менеджмента

Успешность прогнозирования зависит от таких условий, как:

Что такое планирование и прогнозирование. Смотреть фото Что такое планирование и прогнозирование. Смотреть картинку Что такое планирование и прогнозирование. Картинка про Что такое планирование и прогнозирование. Фото Что такое планирование и прогнозирование

Недостаточная глубина проработки системы планирования не менее вредна, чем чрезмерная детализация. Поэтому для разработки форм и составления конкретных бюджетов необходимо привлекать квалифицированных специалистов, тогда и результат не заставит себя долго ждать.

Механизм планирования и прогнозирования на современных предприятиях

Что такое планирование и прогнозирование. Смотреть фото Что такое планирование и прогнозирование. Смотреть картинку Что такое планирование и прогнозирование. Картинка про Что такое планирование и прогнозирование. Фото Что такое планирование и прогнозирование

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Источник

Прогнозирование и планирование

Сущность прогнозирования и его виды

Термин «прогноз» происходит от греческого «prognosis» и обозначает предсказание, предвидение о развитии чего-либо, базирующееся на определенных данных.

Прогнозирование представляет собой оценку, предсказание, предвидение будущего развития выбранного объекта исследования.

Оно должно быть первоначальным в отношении планирования. Главной целью прогнозирования является разработка научных предпосылок принятия управленческих решений. Эти предпосылки состоят из:

В среде нарастающих тенденций глобализации и ускоренного развития научно-технического прогресса резко растет уровень неопределенности в последующем развитии объектов управления, растет стоимость ошибки управленческого решения. Поэтому в XXI в. существенно возрастает роль прогнозирования.

К главным задачам прогнозирования относят:

Прогноз является системой научных аргументированных представлений о будущем состоянии объекта исследования, которые носят вероятностный, но, при этом, весьма достоверный характер.

Одним из видов прогнозов являются сценарии развития, разрабатываемые с учетом тех либо других предполагаемых действий определенных субъектов прогнозируемой ситуации.

Способы прогнозирования

Прогнозы составляются следующими способами:

В первом способе выделяют факторный и трендовый подходы.

Трендовый подход в прогнозировании предполагает использование экстраполяции выровненных значений динамического временного ряда прогнозируемого показателя. Прогноз-тренд представляет собой вид прогноза, который основан на применении линейной экстраполяции тенденций, сложившихся в прошлом.

Факторный подход в прогнозировании предусматривает использование ряда факторов, которые воздействуют на объект прогнозирования. Данный подход базируется на оценке степени влияния разных факторов и их комбинации на дальнейшее развитие возможного состояния объекта управления.

Во втором способе выделяют генетический и нормативный подходы.

Генетический подход базируется на применении в прогнозируемых процессах постоянных тенденций, которые придают инерционный характер развития объекта управления. При всех своих различиях прошлое, настоящее и будущее генетически взаимосвязаны между собой и имеют большое количество общих элементов и взаимосвязей между ними.

Нормативный подход характеризует управляемость прогнозируемых процессов, их подчиненность целям развития. Вместе с этим, цель может быть задана из внешней среды в форме нормативного состояния.

Краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное прогнозирование

Прогнозы различаются по длительности сроков, на которые они рассчитываются. Сегодня разрабатывают прогнозы различной продолжительности:

Другие перемены занимают несколько лет и требуют более длительного времени (создание и освоение новых видов продукции, динамика внешнеэкономических связей, динамика и структура денежных доходов и накоплений населения, инвестиции в основной капитал, реализация инновационных проектов). Это все объекты среднесрочного прогнозирования и базирующихся на нем среднесрочных программ (на 3-5 лет, а иногда и более) социально-экономического развития.

Значительные изменения стране и мире, в структуре экономики и общества, формируются и проявляются на протяжении длительного отрезка времени и требуют долгосрочного прогнозирования альтернативных тенденций на протяжении 10-15 лет и более, что является базой для формирования перспективной стратегии развития.

Долгосрочное прогнозирование, в отличие от среднесрочного планирования и особенно краткосрочного, в наименьшей степени связано с тенденциями социально-экономического развития, свободнее в выборе версий будущего развития. За 15-20 лет сменяются два поколения техники и одного поколения сотрудников. Долгосрочное прогнозирование предоставляет возможность более обоснованно определять возможные структурные сдвиги в обществе и экономике, изменения некоторых качественных характеристик. В то же время долгосрочный прогноз в меньшей степени детализирован и базируется на сравнительно небольшом круге обобщающих показателей. Долгосрочный прогноз является базисом для определения концепции социально-экономического развития на долгосрочный период, выбора стратегии развития.

Методы прогнозирования

При составлении прогнозов используют следующие методы:

Методы экспертных оценок базируются на применении при разработке прогнозов мнений признанных экспертов-специалистов или одного такого эксперта.

Методы логического моделирования используются преимущественно для качественного описания прогнозных процессов. Их основой являются общие закономерности функционирования прогнозируемого объекта, анализируемые в определенной логической последовательности.

Методы экономико-математического моделирования базируются на имитации реального поведения объекта исследования посредством построения экономико-математических моделей. Данные методы являются наиболее развитыми методами в области составления прогнозов социально-экономических процессов. Их видом является широко используемый метод математической экстраполяции, который позволяет продлевать тенденцию изменения экономического параметра из области ее наблюдения в прошлом на будущее.

Планирование

Процесс планирования охватывает просчет в плановом периоде собственных потребностей материалов, сырья, финансов, основных средств, работников и пр., а так же выявление источников получения ресурсов и оценку эффективности их применения.

При существовавшей ранее плановой экономике планированием занимались на централизованном уровне, и организациям нужно было только выполнять указания вышестоящего органа.

Разработка планов предприятия представляет собой объективную оценку компании в целом, ее возможностей и реальных перспектив, в то же время планы нужны для поиска инвестиций, разработки наиболее перспективных проектов с точки зрения рыночных ситуаций.

В планах отражаются стратегические и тактические задачи, а так же пути решения данных задач.

Планирование – это сложный и трудоемкий процесс, но его результаты того стоят. Плюсами для предприятия могут стать:

Элементы планирования на предприятии

Планирование на предприятии успешно в случае наличия 4 составляющих, тесно связанных между собой и составляющих структуру данного процесса. Рассмотрим их.

Первая составляющая: внутренняя методологическая и методическая база, содержащая разработку, контроль и анализ выполнения плана, и квалифицированный персонал финансовых и экономических отделов, успешно воплощающий методики бизнес-планирования на практике.

Вторая составляющая – информационная, включает сведения о самом предприятии и внешних влияющих факторах.

Информационная составляющая содержит сведения по таким направлениям:

Третья составляющая – наличие на предприятии организационной структуры и системы управления, которые будут основой организационного блока.

Четвертая составляющая – программно–технические средства, которые будут способны охватить большие объемы данных и обладать высокой степенью надежности.

Этапы составления плана

Рассмотрим этапы процесса составления плана:

На подготовительном этапе формируется перспективная бизнес-идея. Под бизнес – идеей понимается замысел новой продукции либо услуги, либо какого-то инновационного решения в сфере экономики, техники, организации и пр. Бизнес – идеи можно почерпнуть в: отзывах покупателей; продукции конкурентов; идеи маркетологов предприятия; публикациях о патентах; результатов НИОКР.

Важным этапом планирования является ознакомление с ним заинтересованных лиц. Это достигается за счет проведения презентации. Под презентацией плана понимается краткий рассказ об основных положениях планируемого проекта при проведении переговоров. В презентации нужно рассказать о самом предприятии, о сфере деятельности, продуктах, услугах, о клиентах и конкурентах, о стратегии маркетинга, о первоочередных финансовых задачах, основных работниках, которые будут воплощать проект в жизнь, о необходимом внешнем инвестировании, о путях использования привлеченных средств, об условиях и сроке, за который будет реализован проект.

План полезен при получении кредитных средств, в данном случае банк тоже выступает инвестором и рассматривает эффективность проекта. Предприятие может получить значительную выгоду по процентам при грамотно составленном плане.

Диплом, курсовая, реферат. Что это за звери и с чем их едят?

Источник

Что такое планирование и прогнозирование

рТПЗОПЪЩ ТБЪМЙЮБАФУС РП УРПУПВБН:

ч ТБНЛБИ РЕТЧПЗП ЙЪ РПДИПДПЧ РТЙОСФП ЧЩДЕМСФШ ФТЕОДПЧЩК Й ЖБЛФПТОЩК РПДИПДЩ.

рП ЧФПТПНХ РПДИПДХ РТЙОСФП ЧЩДЕМСФШ ЗЕОЕФЙЮЕУЛЙК (ТЕУХТУОЩК) Й ОПТНБФЙЧОЩК (ГЕМЕЧПК) РПДИПДЩ. пВБ ПОЙ ПУОПЧБОЩ ОБ ЧЩСЧМЕОЙЙ РБТБНЕФТПЧ, ИБТБЛФЕТЙЪХАЭЙИ РТПЗОПЪЙТХЕНЩК ПВЯЕЛФ ЙМЙ РТПГЕУУ.

зЕОЕФЙЮЕУЛЙК РПДИПД РПЪЧПМСЕФ РТПЗОПЪЙТПЧБФШ ХУФПКЮЙЧЩЕ ФЕОДЕОГЙЙ Й РТЕДУФБЧМСЕФ УПВПК РЕТЕОЕУЕОЙЕ ОБ ВХДХЭЕЕ ЪБЧЙУЙНПУФЕК, ИБТБЛФЕТОЩИ ДМС РТПЫМПЗП Й ОБУФПСЭЕЗП.

оПТНБФЙЧОЩК РПДИПД УПУФПЙФ Ч ПРТЕДЕМЕОЙЙ РБТБНЕФТПЧ ЧПУРТПЙЪЧПДУФЧБ ДМС ДПУФЙЦЕОЙС ЪБДБООЩИ ГЕМЕК ЬЛПОПНЙЮЕУЛПЗП ТПУФБ.

зЕОЕФЙЮЕУЛЙК Й ОПТНБФЙЧОЩК РПДИПДЩ ЧЩУФХРБАФ Ч РТПЗОПЪЙТПЧБОЙЙ БМШФЕТОБФЙЧОЩНЙ УРПУПВБНЙ. зМБЧОПК ЪБДБЮЕК РТПЗОПЪЙТПЧБОЙС УФБОПЧЙФУС УПЗМБУПЧБОЙЕ ТЕЪХМШФБФПЧ РТПЗОПЪОЩИ ТБУЮЕФПЧ, РПМХЮБЕНЩИ ОБ ПУОПЧЕ ЗЕОЕФЙЮЕУЛПЗП Й ОПТНБФЙЧОПЗП РПДИПДПЧ.

рТПЗОПЪЩ ТБЪМЙЮБАФУС РП УТПЛБН, ОБ ЛПФПТЩЕ ПОЙ ТБУУЮЙФБОЩ. мАВПК РТПЗОПЪ ЙНЕЕФ ГЕМША ХЮЕУФШ РЕТЕНЕОЩ Ч ПВЭЕУФЧЕ, Б ПОЙ РТПФЕЛБАФ У ТБЪОПК УЛПТПУФША Й ОЕПДЙОБЛПЧПК ДМЙФЕМШОПУФША.

дТХЗЙЕ РЕТЕНЕОЩ ФТЕВХАФ ВПМЕЕ ДМЙФЕМШОПЗП ЧТЕНЕОЙ ЪБОЙНБАФ ОЕУЛПМШЛП МЕФ (УПЪДБОЙЕ Й ПУЧПЕОЙЕ ОПЧЩИ ЧЙДПЧ РТПДХЛГЙЙ, ТЕБМЙЪБГЙС ЙОЧЕУФЙГЙПООЩИ Й ЙООПЧБГЙПООЩИ РТПЕЛФПЧ Й РТПЗТБНН Й Ф.Р.). ьФП ПВЯЕЛФ УТЕДОЕУТПЮОПЗП РТПЗОПЪЙТПЧБОЙС Й ПУОПЧБООЩИ ОБ ОЕН УТЕДОЕУТПЮОЩИ (ОБ 3-5 Й ВПМЕЕ МЕФ) РТПЗТБНН УПГЙБМШОП-ЬЛПОПНЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС.

зМХВЙООЩЕ ЙЪНЕОЕОЙС Ч УФТХЛФХТЕ ЬЛПОПНЙЛЙ Й ПВЭЕУФЧБ, УФТБОЩ Й НЙТБ УЛМБДЩЧБАФУС Й РТПСЧМСАФУС Ч ФЕЮЕОЙЕ ДМЙФЕМШОПЗП РЕТЙПДБ Й ФТЕВХАФ ДПМЗПУТПЮОПЗП РТПЗОПЪЙТПЧБОЙС ЧПЪНПЦОЩИ БМШФЕТОБФЙЧОЩИ ФЕОДЕОГЙК ОБ РТПФСЦЕОЙЙ 10-20 Й ВПМЕЕ МЕФ, ЮФП УМХЦЙФ ВБЪПК ДМС ПРТЕДЕМЕОЙС РЕТУРЕЛФЙЧОПК УФТБФЕЗЙЙ.

оБЛПОЕГ, НПЦОП ЧЩДЕМЙФШ УЧЕТИДПМЗПУТПЮОПЕ РТЕДЧЙДЕОЙЕ ЧПЪНПЦОЩИ ЧЕЛПЧЩИ ФЕОДЕОГЙК ОБ ПУОПЧЕ ЛПОДТБФШЕЧУЛЙИ Й ГЙЧЙМЙЪБГЙПООЩИ ГЙЛМПЧ, ЮФП ПУПВЕООП ЧБЦОП Ч РЕТЕИПДОЩЕ РЕТЙПДЩ ЬФЙИ ГЙЛМПЧ, ЮТЕЧБФЩЕ ЗМХВПЛЙНЙ ЛТЙЪЙУБНЙ Й РПФТСУЕОЙСНЙ. ьФП РТЕЙНХЭЕУФЧЕООП РТЕДНЕФ ОБХЮОЩИ ЙЪЩУЛБОЙК, ОП ПОЙ ОЕПВИПДЙНЩ Й РПМЕЪОЩ ДМС ЗПУХДБТУФЧЕООЩИ Й ИПЪСКУФЧЕООЩИ ПТЗБОПЧ, РПНПЗБС РТБЧЙМШОП ПТЙЕОФЙТПЧБФШУС РТЙ ЧЩВПТЕ ДПМЗПУТПЮОПК Й УТЕДОЕУТПЮОПК УФТБФЕЗЙЙ.

дПМЗПУТПЮОПЕ РТПЗОПЪЙТПЧБОЙЕ (20 Й ВПМЕЕ МЕФ), Ч ПФМЙЮЙЕ ПФ УТЕДОЕУТПЮОПЗП Й ПУПВЕООП ЛТБФЛПУТПЮОПЗП, НЕОШЫЕ УЧСЪБОП У ЙОЕТГЙЕК УПГЙБМШОП-ЬЛПОПНЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС, УМПЦЙЧЫЙНЙ ФЕОДЕОГЙСНЙ, УЧПВПДОЕЕ Ч ЧЩВПТЕ ЧБТЙБОФПЧ ВХДХЭЕК ДЙОБНЙЛЙ. ъБ 20 МЕФ РТПЙУИПДЙФ УНЕОБ ДЧХИ РПЛПМЕОЙК ФЕИОЙЛЙ Й ПДОПЗП РПЛПМЕОЙС ТБВПФОЙЛПЧ. пОП ДБЕФ ЧПЪНПЦОПУФШ ВПМЕЕ ПВПУОПЧБООП ПРТЕДЕМЙФШ БМШФЕТОБФЙЧОЩЕ УГЕОБТЙЙ УФТХЛФХТОЩИ УДЧЙЗПЧ Ч ЬЛПОПНЙЛЕ Й ПВЭЕУФЧЕ, ЙЪНЕОЕОЙС ТСДБ ЛБЮЕУФЧЕООЩИ ИБТБЛФЕТЙУФЙЛ. ч ФП ЦЕ ЧТЕНС ДПМЗПУТПЮОЩК РТПЗОПЪ НЕОЕЕ ДЕФБМЙЪЙТПЧБО, ПРЙТБЕФУС ОБ УТБЧОЙФЕМШОП ОЕВПМШЫПК ЛТХЗ ПВПВЭБАЭЙИ РПЛБЪБФЕМЕК. пО УМХЦЙФ ПУОПЧПК ДМС ПРТЕДЕМЕОЙС ЛПОГЕРГЙЙ УПГЙБМШОП-ЬЛПОПНЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС ОБ ДПМЗПУТПЮОЩК РЕТЙПД, ЧЩВПТБ ДПМЗПУТПЮОПК УФТБФЕЗЙЙ.

дМС ДПМЗПУТПЮОПЗП (ЛБЛ Й УЧЕТИДПМЗПУТПЮОПЗП) РТПЗОПЪЙТПЧБОЙС ОЕДПРХУФЙНП Й ПРБУОП РТЙНЕОЕОЙЕ НЕФПДПЧ МЙОЕКОПК ЬЛУФТБРПМСГЙЙ, РТПДМЕОЙЕ ОБ ВХДХЭЕЕ УМПЦЙЧЫЙИУС Ч РТПЫМПН ФЕОДЕОГЙК, РПУЛПМШЛХ ЪБ ДЧБ-ФТЙ ДЕУСФЙМЕФЙС ОЕЙЪВЕЦОП РТПЙУИПДСФ РЕТЕМПНЩ Ч УМПЦЙЧЫЕКУС ФТБЕЛФПТЙЙ ДЙОБНЙЛЙ УФТБОЩ Й НЙТБ, ВЙЖХТЛБГЙЙ, РЕТЙПДЩ ХУЙМЕОЙС ИБПФЙЮОПУФЙ ДЧЙЦЕОЙС, ЛПЗДБ РПЧЩЫБЕФУС УФЕРЕОШ ОЕПРТЕДЕМЕООПУФЙ ДЧЙЦЕОЙС, ХУЙМЙЧБЕФУС ЕЗП БМШФЕТОБФЙЧОПУФШ.

2.3.2 рМБОЙТПЧБОЙЕ Ч УЙУФЕНЕ ХРТБЧМЕОЙС

рМБОПЧБС ДЕСФЕМШОПУФШ РТЕДУФБЧМСЕФ УПВПК ЕУФЕУФЧЕООХА ЖХОЛГЙА УПВУФЧЕООЙЛБ (ЛБЛ ЮБУФОПЗП, ФБЛ Й ПВЭЕУФЧЕООПЗП), ЕУМЙ ПО ОЕ РЕТЕРПТХЮБЕФ ГЕМЙЛПН ДТХЗЙН МЙГБН ХРТБЧМЕОЙЕ ПВЯЕЛФПН УПВУФЧЕООПУФЙ. пУПВПЕ НЕУФП ЪБОЙНБЕФ РМБОПЧБС Й РТЕДЫЕУФЧХАЭБС ЕК РТПЗОПЪОП-БОБМЙФЙЮЕУЛБС ЖХОЛГЙС Ч ДЕСФЕМШОПУФЙ ЗПУХДБТУФЧБ: Ч ХРТБЧМЕОЙЙ УПГЙБМШОПК УЖЕТПК, ЖЙОБОУПЧЩНЙ Й ФТХДПЧЩНЙ ТЕУХТУБНЙ УФТБОЩ, Ч ГЕМПН Ч ХРТБЧМЕОЙЙ ПВЭЕУФЧЕООЩНЙ ВМБЗБНЙ. зПУХДБТУФЧЕООЩЕ РТЕДРТЙСФЙС, ТБВПФБАЭЙЕ ОБ ЛПННЕТЮЕУЛЙИ ОБЮБМБИ, ДПМЦОЩ ДЕКУФЧПЧБФШ РП ЪБЛПОБН ТЩОПЮОПК ЬЛПОПНЙЛЙ, ОП Й ОЕ НПЗХФ ВЩФШ Ч УФПТПОЕ ПФ РМБОПЧ ЗПУХДБТУФЧБ РП ПВЕУРЕЮЕОЙА ТЕБМЙЪБГЙЙ ПВЭЕОБГЙПОБМШОЩИ ЙОФЕТЕУПЧ.

ч РМБОЙТПЧБОЙЙ ЧЩДЕМСАФУС УМЕДХАЭЙЕ ЪБДБЮЙ:

рТЙОГЙРЩ РМБОЙТПЧБОЙС, РТЕДУФБЧМЕОЩ Ч ФБВМЙГЕ 10.

еДЙОУФЧП ОБХЮОП-ФЕИОЙЮЕУЛЙИ, УПГЙБМШОЩИ Й ЬЛПОПНЙЮЕУЛЙИ ЪБДБЮ ТБЪЧЙФЙС ПТЗБОЙЪБГЙЙ

оБИПДЙФ ЧЩТБЦЕОЙЕ Ч УПУФБЧЕ ГЕМЕЧЩИ РБТБНЕФТПЧ РМБОЙТПЧБОЙС ДЕСФЕМШОПУФЙ ПТЗБОЙЪБГЙЙ, ЧЙДБИ ТБЪТБВБФЩЧБЕНЩИ РМБОПЧ, Ч ЛТЙФЕТЙСИ ПГЕОЛЙ РМБОПЧЩИ ТЕЫЕОЙК.

оБХЮОБС ПВПУОПЧБООПУФШ Й ПРФЙНБМШОПУФШ ТЕЫЕОЙК

пВЕУРЕЮЙЧБЕФУС РТЙНЕОЕОЙЕН УПЧТЕНЕООЩИ ЙОЖПТНБГЙПООЩИ ФЕИОПМПЗЙК, РТПЗТЕУУЙЧОЩИ РТПГЕДХТ Й НЕФПДПЧ ПУХЭЕУФЧМЕОЙС РТПЙЪЧПДУФЧЕООЩИ РТПГЕУУПЧ, ЙУРПМШЪПЧБОЙЕН НЕФПДПЧ ПРФЙНБМШОПЗП РМБОЙТПЧБОЙС ЬЛУРЕТЙНЕОФПЧ, ПРФЙНЙЪБГЙЙ РМБОПЧЩИ ТЕЫЕОЙК, РПУФТПЕОЙС ЙОФЕЗТЙТПЧБООЩИ УЙУФЕН РПДЗПФПЧЛЙ Й ПВТБВПФЛЙ ДБООЩИ.

дПНЙОЙТПЧБОЙЕ УФТБФЕЗЙЮЕУЛЙИ БУРЕЛФПЧ Ч РМБОЙТПЧБОЙЙ

фТЕВХЕФ ПВСЪБФЕМШОПЗП ЙУРПМШЪПЧБОЙС УРЕГЙЖЙЮЕУЛЙИ ЖПТН УФТБФЕЗЙЮЕУЛПЗП РМБОЙТПЧБОЙС ОБ РТЕДРТЙСФЙЙ Й РПДЮЙОЕОЙС ЕНХ ЧУЕИ ДТХЗЙИ ЧЙДПЧ ПРЕТБФЙЧОПЗП РМБОЙТПЧБОЙС

пЪОБЮБЕФ УЙУФЕНОХА ХЧСЪЛХ ЧУЕИ ТБЪТБВБФЩЧБЕНЩИ ОБ РТЕДРТЙСФЙЙ РМБОПЧ

тЕУХТУОБС УВБМБОУЙТПЧБООПУФШ РМБОПЧ

тЕБМЙЪХЕФУС УПУФБЧМЕОЙЕН ЧП ЧУЕИ УЖЕТБИ Й ОБ ЧУЕИ ХТПЧОСИ РТЕДРТЙСФЙС НБФЕТЙБМШОЩИ. фТХДПЧЩИ, ЖЙОБОУПЧЩИ, ЬОЕТЗЕФЙЮЕУЛЙИ Й РТПЮЙИ ЧЙДПЧ ВБМБОУПЧ

зЙВЛПУФШ Й ЬМБУФЙЮОПУФШ РМБОЙТПЧБОЙС

фТЕВХЕФ ДЙОБНЙЮОПК ТЕБЛГЙЙ РМБОПЧ ОБ ПФЛМПОЕОЙС Ч ИПДЕ ТБВПФ ЙМЙ ЙЪНЕОЕОЙС ЧОХФТЕООЙИ Й ЧОЕЫОЙИ ЖБЛФПТПЧ, Б ФБЛЦЕ УРПУПВОПУФЙ УПИТБОСФШ ОЕПВИПДЙНЩЕ ТЕЪЕТЧЩ Й РТЕДХУНБФТЙЧБФШ РМБОПЧЩЕ БМШФЕТОБФЙЧЩ

оБИПДЙФ УЧПЕ ОБЙВПМЕЕ РПМОПЕ ЧЩТБЦЕОЙЕ Ч ЛПОГЕРГЙЙ УЛПМШЪСЭЕЗП РМБОЙТПЧБОЙС, Ч ЛПФПТПК ВМБЗПДБТС РЕТЙПДЙЮЕУЛПНХ РТПДМЕОЙА РМБОПЧ ДПМЗПУТПЮОЩЕ ХЛТХРОЕООЩЕ ТБУЮЕФЩ УПЮЕФБАФУС У ЛТБФЛПУТПЮОЩН ДЕФБМШОЩН РМБОЙТПЧБОЙЕН.

ч ПФЕЮЕУФЧЕООПК РТБЛФЙЛЕ ОБУМЕДУФЧП ЦЕУФЛП ГЕОФТБМЙЪПЧБООПК УЙУФЕНЩ ЗПУХДБТУФЧЕООПЗП РМБОЙТПЧБОЙС, ЖПТНБМЙЪБГЙЙ УФТХЛФХТ Й ПФУХФУФЧЙС РМБОПЧПК УЧПВПДЩ РПТПДЙМП УФЕТЕПФЙР ЛПОУЕТЧБФЙЧОПЗП РМБОПЧПЗП НЩЫМЕОЙС, ЮФП РТЙЧПДЙФ Ч ОБУФПСЭЕЕ ЧТЕНС ОЕТЕДЛП Л ПФТЙГБОЙА РМБОПЧПК ДЙУГЙРМЙОЩ ОБ РТЕДРТЙСФЙСИ Й ХФЧЕТЦДЕОЙА ЛПОГЕРГЙЙ ДЙОБНЙЮЕУЛПК ЙНРТПЧЙЪБГЙЙ.

ч ЪБТХВЕЦОПК РТБЛФЙЛЕ Ч ЬЖЖЕЛФЙЧОП ЖХОЛГЙПОЙТХАЭЙИ ПТЗБОЙЪБГЙСИ ПВЩЮОП ДПУФЙЗБЕФУС ТБЪХНОЩК ЛПНРТПНЙУУ НЕЦДХ РМБОПЧПК ДЙТЕЛФЙЧПК БДНЙОЙУФТБГЙЙ Й ПРЕТБФЙЧОПК ЙНРТПЧЙЪБГЙЕК НЕОЕДЦЕТБ. пВЕУРЕЮЙЧБЕФУС ПО, Ч ЮБУФОПУФЙ, ТЕБМЙЪБГЙЕК РЕТЕЮЙУМЕООЩИ РТЙОГЙРПЧ Ч РМБОПЧПК ДЕСФЕМШОПУФЙ НЕОЕДЦНЕОФБ.

2.3.3 чЙДЩ РМБОЙТПЧБОЙС

рМБОЩ ТБЪМЙЮБАФУС РП:

лБЦДЩК ЧЙД РМБОЙТПЧБОЙС ПФМЙЮБЕФУС УПУФБЧПН ТЕЫБЕНЩИ ЪБДБЮ, ЙУРПМШЪХЕНПК ЙОЖПТНБГЙЙ, РМБОЙТХЕНЩИ РБТБНЕФТПЧ Й УФЕРЕОША ЙИ ДЕФБМЙЪБГЙЙ, НЕФПДБНЙ ЧЩРПМОЕОЙС РМБОПЧЩИ ТБУЮЕФПЧ.

рМБОЙТПЧБОЙЕН ОБ РТЕДРТЙСФЙЙ ЪБОЙНБАФУС УРЕГЙБМШОЩЕ РМБОПЧЩЕ ПТЗБОЩ Й НЕОЕДЦЕТЩ ТБЪМЙЮОЩИ ХТПЧОЕК.

уЙУФЕНБ РМБОЙТПЧБОЙС ОБ РТЕДРТЙСФЙЙ РТЙЪЧБОБ ТЕЫБФШ ФТЙ ЛПНРМЕЛУБ ЧПРТПУПЧ: УПУФБЧ Й ИБТБЛФЕТ УРЕГЙБМЙЪБГЙЙ ПТЗБОПЧ РМБОЙТПЧБОЙС; ЖПТНЩ ЛППТДЙОБГЙЙ ТБВПФ РП РМБОЙТПЧБОЙА; ИБТБЛФЕТ ЖПТНБМЙЪБГЙЙ РТПГЕУУПЧ РМБОЙТПЧБОЙС ОБ РТЕДРТЙСФЙЙ.

уПУФБЧ Й ИБТБЛФЕТ УРЕГЙБМЙЪБГЙЙ ПТЗБОПЧ РМБОЙТПЧБОЙС ОБ РТЕДРТЙСФЙЙ ПРТЕДЕМСЕФУС ДЧХНС ПУОПЧОЩНЙ ЖБЛФПТБНЙ: ХТПЧОЕН ГЕОФТБМЙЪБГЙЙ РМБОЙТПЧБОЙС ОБ РТЕДРТЙСФЙЙ Й ФЙРПН ПВЭЕК УЙУФЕНЩ ХРТБЧМЕОЙС.

лМБУУЙЖЙЛБГЙС ЧЙДПЧ ЧОХФТЙЖЙТНЕООПЗП РМБОЙТПЧБООБС РТЕДУФБЧМЕОБ Ч ФБВМЙГЕ 11.

Источник

Отличие планирования от прогнозирования

Для успеха любой компании крайне важно понимать, какие действия нужно предпринять в будущем и какие последствия (как позитивные, так и негативные) они могут за собой повлечь. Поэтому особенную роль в процессе управления компанией играют такие понятия, как планирование и прогнозирование. Они довольно тесно связаны друг с другом, и часто воспринимаются даже как слова-синонимы. Однако, это неправильно. Прогнозирование отличается от планирования рядом факторов, которые стоит различать.

Определения понятий

Для начала давайте разберемся в терминах. Итак, учебные пособия говорят нам, что:

Планирование – это деятельность фирмы, которая имеет своей целью оптимальное распределение ресурсов, составление программы дальнейших действий для достижения поставленных задач. Планирование осуществляется в соответствии с четко обозначенными временными рамками, например, месяц, полгода, год, пять лет.

Прогнозирование – это деятельность фирмы, которая направлена на вынесение некоторых вероятностных предположений относительно будущего состояния фирмы или отдельных её частей. Такие предположения основываются на имеющейся объективной информации касательно текущего положения дел и могут с той или иной долей вероятности наступить или не наступить в будущем.

Чем отличается планирование от прогнозирования?

Уже из определений ясно, что различия всё-таки имеются и довольно серьезные, хоть и многие склонны эти понятия путать. Планирование основано на реальных задачах, которые поставлены перед трудовым коллективом, и которые должны быть обязательно выполнены в указанный срок и в соответствии с предоставленными инструкциями. Отклонение от плана – это нарушение, которое может затормозить дальнейшее развитие компании или принести ей серьезные негативные последствия. Прогнозирование же, в свою очередь, это всего лишь догадки, гипотезы, допущения. Они не ставятся перед коллективом как задачи к выполнению, но могут несколько влиять на работу компании. Пример: если прогнозируются большие убытки, то компания будет искать способы сократить расходы или освоить новые источники доходов. Перед принятием серьезного решения для компании (например, его реструктуризации) тоже проводится прогнозирование того, какие последствия оно может принести организации. А затем, в соответствии с полученными данными, принимается окончательное решение.

Прогнозироваться могут как негативные, так и позитивные варианты развития событий, но никто и никогда не может быть на 100% уверен в том, что эти события наступят или не наступят, так как они подвержены влиянию огромного множества факторов, не только зависящих от компании.

Планирование чаще связано с глобальной стратегией компании, а прогнозирование с практическими задачами. Прогнозировать стратегическое развитие компании бессмысленно, ведь по сути оно зависит от самой же компании. Нужно просто поставить цели и задачи перед коллективом и добиваться нужных показателей. Это и определит будущее развитие организации. А вот ожидаемый объем продаж нового товара можно и нужно прогнозировать, чтобы оценить риск возникновения убытков.

Отличие есть и в отношении времени. Планирование бывает трех типов – краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное. В каждом из этих видов применяются определенные способы и методы планирования, и касаться они могут разных сфер деятельности компании. Прогнозирование же, в основном, связано с очень короткими временными рамками. Бывает и долгосрочное прогнозирование, но оно менее распространено, так как менее эффективно: спрогнозировать что-либо на 10-15 лет вперед довольно сложно и, в большинстве случаев, бесполезно, так как влияние разных факторов может сильно изменить всю картину еще до наступления этого срока.

Планирование намного легче поддается контролю. На то, как выполняется или не выполняется составленный план можно влиять различными способами и корректировать его. Проконтролировать, сбудутся ли спрогнозированные события, очень сложно, а порой и практически невозможно. Как уже говорилось, тут работает много факторов, проконтролировать или повлиять на которые трудно.

Прогнозирование не имеет какого-либо юридического основания, и если предположенные события не наступят, никто не будет нести за это ответственность. Если же не будут выполнены задачи планирования, то отвечать за это будут определенные сотрудники, которые были назначены за это ответственными.

И прогнозы, и планы являются неотъемлемыми частями нормального функционирования любой компании. Они могут иметь некоторые общие характеристики, например, в отношении объекта исследования или поставленных целей. Но несмотря на возможные общие черты, стоит эти понятия различать и осуществлять прогнозирование и планирование с грамотным подходом.

Источник

Прогнозирование и планирование

Что такое планирование и прогнозирование. Смотреть фото Что такое планирование и прогнозирование. Смотреть картинку Что такое планирование и прогнозирование. Картинка про Что такое планирование и прогнозирование. Фото Что такое планирование и прогнозирование

Сам по себе, термин «прогноз» означает предвидение, предсказание возможного сценария развития событий. Техники прогнозирования применяют главным образом для разработки научных обоснований, которые необходимы при принятии различных управленческих решений. Прогноз является основанием планирования.

Прогнозирование

В нынешнем веке роль прогнозирования как никогда высока, поскольку глобализация и стремительный научно-технический прогресс создают ситуации, когда цена ошибки в управленческой сфере постоянно растет. Правильный прогноз, сделанный на основе всестороннего изучения предмета или явления, поможет избежать ошибок и подкорректировать вектор развития предприятия.

Основными задачами прогнозирования являются:

Несмотря на вероятностный характер прогнозирования, его итоги считаются достаточно достоверными, если были соблюдены правила и порядок проведения такого анализа. Прогноз важен для понимания будущего, относящегося к объекту исследования.

Способы проведения прогнозирования

В зависимости от типа исследования, используют два способа проведения данного анализа:

Что такое планирование и прогнозирование. Смотреть фото Что такое планирование и прогнозирование. Смотреть картинку Что такое планирование и прогнозирование. Картинка про Что такое планирование и прогнозирование. Фото Что такое планирование и прогнозирование
Выбрав второй способ прогнозирования, проводят исследование, используя генетический, либо нормативный подходы.

Стоит заметить, что на практике при прогнозировании часто используют сочетание нормативного и генетического анализов, поскольку данные подходы хорошо дополняют друг друга. В таком случае, необходимо согласовать их результаты.

Прогнозирование по срокам

Различают краткосрочное (на год), среднесрочное (до 5 лет) и долгосрочное (до 20 лет, иногда даже больше) прогнозирование. Целью любого из них часто является статистический учет происходящих в обществе перемен, которые, как правило, протекают с существенно различающейся скоростью.

Что такое планирование и прогнозирование. Смотреть фото Что такое планирование и прогнозирование. Смотреть картинку Что такое планирование и прогнозирование. Картинка про Что такое планирование и прогнозирование. Фото Что такое планирование и прогнозирование

Рыночные изменения, такие как курсы валют, акций, розничные и оптовые цены могут последовательно происходить в течение достаточно короткого отрезка времени. Поэтому краткосрочное прогнозирование является очень важным как для экономических целей, так и для менеджмента предприятий. С помощью краткосрочного предвидения можно спланировать постоянные хозяйственные операции, прямо связанные с текущим спросом от населения и бизнеса.

Среднесрочное прогнозирование направлено на изучение ситуаций, развитие которых требует больше времени. К примеру, такой тип предвидения часто используют при планировании освоения производства нового типа продукции. Кроме того, среднесрочное прогнозирование полезно проводить при аналитике инвестиционных проектов, а также в процессе реализации инновационных проектов.

При долгосрочном прогнозировании внимание исследователей сосредоточено на масштабных изменениях в изучаемом объекте, таких как масштабные социальные и демографические процессы, вопросы глобализации, экологии и изменения климата. Самые значительные изменения в любой стране мира, в структуре ее общества и экономических связей, формируются на протяжении десятилетий. Таким образом, долгосрочное прогнозирование представляет собой основу, фундамент для построения стратегии развития будущего.

В отличие от краткосрочного и среднесрочного, долгосрочное прогнозирование практически не связано с текущими тенденциями развития любого общества, как социальными, так и экономическими. То есть, долгосрочное прогнозирование имеет все основания не только предсказывать будущее, но и в какой-то степени формировать его. За два-три десятилетия на любом предприятии полностью сменятся поколения сотрудников и технологического оборудования, так что на результат прогноза не будут влиять текущие условия труда и производства. При помощи долгосрочного прогнозирования ученый сможет определить, а также в общих чертах предопределить, какие сдвиги в структуре общества и экономике могут ожидать страну.

В то же время, долгосрочное прогнозирование не может быть детальным, базируясь только на обобщающих показателях. Его используют в равной мере как для выбора стратегии развития региона или страны, так и для оценки возможных будущих рисков.

Планирование

При разработке плана производства на предприятии, прежде всего, решается задача его оценки в целом, как самостоятельной и независимой хозяйственной единицы. Планирование учитывает реальные возможности конкретного бизнеса при производстве товаров или услуг, а также его перспективы. В то же время, составление планов необходимо не только для разработки проектов, но и для поиска инвесторов и перспективных направлений развития с рыночной точки зрения.

В плане предприятия отражают поставленные перед ним задачи и пути их решения. Несмотря на то, что планирование является процессом трудоемким и затратным по времени, результаты того стоят. Ниже перечислены некоторые положительные моменты создания плана на предприятии.

При составлении планов можно столкнуться с некоторыми сложностями, поэтому необходимо ознакомиться с некоторыми условиями, при которых обеспечивается правильное планирование.

Особенности планирования на предприятии

Чтобы составить и реализовать действенный план, необходимо следовать рекомендациям, перечисленным ниже.

Помимо этого, приступая к плану, немаловажно собрать сведения о предприятии, в том числе следующие данные:

Главные этапы осуществления плана

Как уже было сказано выше, недостаточно просто составить перспективный план, важно уметь внедрить его на предприятие, проконтролировать его исполнение и сделать выводы после реализации. Результаты прошлого планирования станут прогнозной основой следующего, лучшего плана. Основными этапами составления и успешного завершения плана являются:

Все вышеозначенные пункты говорят сами за себя. Во время подготовительного этапа необходимо сформировать цель, бизнес-идею с перспективой роста. Такие идеи можно найти среди отзывов потребителей товаров или услуг, произведенных предприятием, а также при ознакомлении с социологическими исследованиями, результатами прогнозирования по теме.

Обязательно проведите презентацию плана для персонала, инвесторов, других заинтересованных лиц. Во время презентации коротко расскажите о предприятии, а также об услугах и товарах, которые оно производит. Обязательно упомяните о фирмах конкурентов, текущих финансовых и маркетинговых задачах, которые стоят перед вами. Укажите работников предприятия, которые будут иметь прямое отношение к выполнению плана, обозначьте сроки его завершения и запланированные методы использования средств.

Презентацию также полезно проводить, находясь в процессе переговоров на получение кредитных материальных ресурсов от банка. В таком случае комиссия, состоящая из банковских специалистов, будет рассматривать эффективность вашего плана. Грамотно составив и презентовав свой план, вы сможете получить существенную скидку по процентной ставке кредита.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *