Что такое планирование в биологии
Перспективное, тематическое и поурочное планирование учебного материала. Тематический план, его значение в работе учителя биологии
Задачи занятия: выяснить методику разработки планов по выбранному разделу программы, научиться пользоваться школьной программой при разработке тематического плана.
Прежде чем приступить к обучению биологии, необходимо составить календарный или перспективный (годовой или полугодовой) план работы, на основе которого затем разрабатываются тематические планы (планируется каждая очередная тема программы того или иного раздела курса), планы предстоящих уроков или лабораторных занятий, экскурсий и других форм учебной работы. Детальное предварительное продумывание процесса обучения дает возможность учителю хорошо представить предстоящую учебно-воспитательную работу, сделать отбор методов и методических приемов, подготовить необходимые демонстрационный и раздаточный материалы, определить внеурочные и внеклассные задания для учащихся, избежать многих ошибок.
1. Календарный или перспективный план работы.
На первое полугодие план составляется перед началом учебного года, а на второе полугодие – в период зимних каникул учащихся или осенью сразу на весь год. Основная цель этого плана – правильное распределение последовательности учебного материала в соответствии с программой, выделение числа часов на каждую тему и установление календарных сроков ее изучения. С учетом местных сезонных особенностей учитель намечает в плане, какой необходимый демонстрационный или раздаточный материал и когда следует заготовить в природе, в какие сроки целесообразно провести предусмотренные программами учебные экскурсии.
В календарном плане, как правило, выделяют пять граф: порядковый номер, тема и подтемы, число часов, сроки изучения, отметка о выполнении. Темы на подтемы обычно подразделяют учителя, работающие в школе не первый год. Если нет уверенности, что разбивка на подтемы будет сделана правильно, то на первых порах в план включаются названия целых тем.
Календарный план (годовой или на каждые полгода) носит примерный, ориентировочный характер. Дело в том, что в течение какого-то отрезка времени могут произойти изменения намеченных сроков изучения того или иного материала по различным причинам (болезнь учителя и невозможность его замены, проведение общешкольного мероприятия, например Дня здоровья). В этом случае учителю впоследствии приходится уплотнять изучение некоторого материала. Если отставание не удается ликвидировать в первом полугодии, то часть программы приходится переносить на второе полугодие и вносить коррективы в ранее составленный план. В случае переноса части материала с первого полугодия на второе приходится сокращать число часов на оставшиеся темы или изучать какую-то из них при уменьшенном числе часов путем уплотнения изучаемого материала за счет удаления из него некоторых деталей.
В последнюю графу заносят сведения об отклонениях от намеченного плана, если они были, и их причину. Последняя графа, по существу, является учетной.
Используется и другая схема перспективного плана. Она включает порядковые номера, темы программы, часы, календарные сроки изучения, повторение (из предыдущих курсов, разделов изучаемого материала), экскурсии, внеурочные задания по заготовке природного материала и проведению опытов, внеклассные мероприятия (научный вечер, конференция). Такой перспективный план более полно отражает системный характер обучения биологии.
Органы образования, администрация школы могут потребовать составления календарного (перспективного) плана обучения, к тому же он необходим самому учителю в его работе.
Составление перспективного плана проводится с учетом достоинств и недостатков предшествующего плана.
2. Тематическое планирование.
Кроме годовых и поурочных планов, учитель биологии должен уметь составлять план на тему программы (тематический план). Тематический план изучения материала составляют на основе календарного. Он дает возможность учителю увидеть тему в целом, определить последовательность формирования понятий, практических умений, методов и приемов самостоятельной работы учащихся, помогает своевременно организовать подготовку, проведение программных опытов и наблюдений, носящих предварительный характер, а также систематически осуществлять внутрипредметные и межпредметные связи в процессе овладения школьниками биологическими знаниями.
Чтобы спланировать ту или тему, надо глубоко знать ее материал в б ó льшем объеме, чем она представлена в учебнике, уметь сформировать ее учебно-воспитательные задачи, выделить понятия, которые могут быть углублены или сформулированы при ее изучении. Для написания тематического плана учитель должен:
Тематический план можно составлять, пользуясь табл. 2.
Тематическое планирование по биологии (6 класс)
Биология. Человек 8 класс
(68 часов, 2 часа в неделю)
Введение. Науки, изучающие организм человека
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
Тема 1. Происхождение человека
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы.
Модель «Происхождения человека»
Тема 2. Строение организма
Общий обзор организма человека. Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Клеточное строение организма. Ткани. Внешняя и внутренняя среда организма.
Строение и функции клетки. Жизненные процессы клетки. Ткани. Строение и функции нейрона. Синапс. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Рефлекс и рефлекторная дуга.
Разложение пероксида водорода ферментом каталазой.
Лабораторные и практические работы
Рассматривание клеток и тканей в микроскоп.
Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения.
Тема 3. Опорно-двигательная система
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека. Типы соединения костей. Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Работа скелетных мышц и их регуляция. Последствия гиподинамии. Нарушения осанки и развитие плоскостопия: причины, выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. Демонстрация
Муляж торса человека
Приемы оказания первой помощи при травмах
Лабораторные и практические работы
Микроскопическое строение кости.
Мышцы человеческого тела (выполняется дома)
Утомление при статической и динамической работе.
Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия (выполняется дома)
Тема 4. Внутренняя среда организма
Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Кровь, её состав. Функции клеток крови. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Иммунитет, его виды. Л.Пастер и И.И.Мечников. Антигены и антитела. Вакцины, прививки и сыворотки. Аллергические реакции. Пересадка органов и тканей.
Лабораторные и практические работы
Микроскопическое строение крови человека и лягушки.
Тема 5. Кровеносная и лимфатическая системы организма
Кровеносная и лимфатическая системы, их роль в организме. Строение сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Гигиена сердечнососудистой системы. Доврачебная помощь при заболеваниях сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Модели сердца и торса человека.
Приемы измерения артериального давления.
Приемы остановки кровотечений.
Лабораторные практические работы
Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке.
Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.
Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Газообмен в легких и тканях. Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Жизненная ёмкость легких. Гигиена органов дыхания. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Вред табакокурения. Демонстрация
Приемы определения проходимости носовых ходов у маленьких детей.
Лабораторные и практические работы
Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.
Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.
Тема 7. Пищеварение
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения и их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов.
Модель зуба человека.
Лабораторные и практические работы
Действие ферментов слюны на крахмал.
Самонаблюдение: определение положения слюнных желёз, движение гортани при глотании.
Тема 8. Обмен веществ и энергии Обмен веществ и превращения энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, жиров и углеводов. Витамины. Энергозатраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания.
Лабораторные и практические работы
Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания и после нагрузки (выполняется дома).
Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат (выполняется дома).
Тема 9. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение
Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Гигиена одежды и обуви. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма. Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевание органов мочевыделительной системы и их предупреждение.
Рельефная таблица «Строение почки»
Лабораторные и практические работы
Самонаблюдение: рассматривание под лупой тыльной ладонной поверхности кисти.
Определение типа кожи с помощью бумажной салфетки.
Тема 10. Нервная система
Значение нервной системы. Строение нервной системы. Строение и функции спинного мозга. Строение и функции головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и вегетативный отделы нервной системы.
Модель головного мозга человека
Лабораторные и практические работы
Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.
Штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменение тонуса симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы при раздражении.
Тема 11. Анализаторы. Органы чувств
Органы чувств и анализаторы, их значение. Строение и функции органов зрения и слуха. Зрительный и слуховой анализаторы. Гигиена зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха и их предупреждение. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния, вкуса и их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Модели глаза человека.
Модели уха человека.
Лабораторные и практические работы
Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением, а также зрительные и тактильные иллюзии.
Тема 12. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности.
И.М.Сеченов и И.П.Павлов. Безусловные и условные рефлексы. Врожденные и приобретенные программы поведения. Сон. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Познавательные процессы: ощущения, восприятие, представления, память, воображение, мышление. Воля. Эмоции. Внимание.
Безусловные и условные рефлексы человека.
Выполнение тестов на внимание, виды памяти, тип мышления.
Лабораторные практические работы
Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.
Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.
Тема 13. Железы внутренней секреции (эндокринная система)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Заболевания, связанные с нарушением деятельности желёз внутренней секреции и их предупреждение.
Модель черепа с откидной крышкой для показа месторасположения гипофиза.
Тема 14. Индивидуальное развитие организма
Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков). Роды. Развитие после рождения. Половое созревание. Наследственные и врожденные заболевания. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика. Биологическая и социальная зрелость.
Темперамент и характер. Интересы, склонности, способности.
Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания и с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы
Модуль воспитательной программы «школьный урок»
Введение. Науки, изучающие организм человека
подготовка сообщений, презентаций, предметная олимпиада, биологический эксперимент
Планирование работы учителя биологии на год
Планирование работы учителя биологии МБОУ СОШ №5,
имени О.И.Семенова-Тян-Шанского г. Мончегорска Мурманской области на 2015-2016 учебный год
повышение профессиональной культуры учителя через участие в реализации методической темы школы;
создание условий для повышения социально-профессионального статуса учителя
Изучение нормативных документов, методических документов, рекомендаций по преподаванию предметов естественнонаучного цикла
1.Закон об образовании и нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; ФГОС
2.Конвенцию о правах ребенка;
3.психологию и возрастную физиологию; 4.школьную гигиену;
5.методику преподавания предмета;
6.программы и учебники по преподаваемому предмету;
7. методику воспитательной работы;
8. методы формирования, основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);
9. современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;
10.правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
11. правила по охране труда и пожарной безопасности
Сентябрь и в течение года
Ознакомление с направлениями развития образовательной системы Российской Федерации
повышение педагогической компетенции (нормативно-правовая, научно-методическая, методическая)
организация и проведение мониторинга качества обучения учащихся на основе научно-методического обеспечения учебных программ
Изучение и систематизация программного и методического обеспечения учебных программ по биологии
Биология 6,7,9; 10-11 классы
Составление рабочих программ и подбор УМК по предмету
Составление календарно-тематического планирования
Биология 6,7,9; 10-11 классы
Подборка дидактического обеспечения учебных программ
Корректировка рабочих программ элективных курсов и курсов по выбору
Рецензирование МШО, утверждение на методсовете школы и администрации ОУ
Выбор и работа над методической темой
«Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС»
Сентябрь 2015 и т.д.
Повышение профессиональной компетентности
Тема: Освоение образовательных технологий, способствующих развитию ключевых компетенций в процессе обученности биологии (по ФГОС)
Использование в системе ИКТ в процессе преподавания; разработка уроков, создание методической копилке по-новому ФГОСу
Участие в разных формах методической деятельности ОУ и города
Участие в педагогических советах школы, методических семинарах, в работе ШМО «Эрудит», на заседаниях городского предметного объединения учителей биологии, интеллектуальных конкурсах, предметных олимпиадах (очных и заочных) всех уровней проведения;
По плану ГМО учителей биологии
Участие в работе ГМО, обсуждение вопросов, дискуссии, отчеты, обмен опытом работы; утверждение программ
Обмен опытом работы
Тема: «Формирование речевой компетенции учащихся на уроках биологии в 5 классах (по ФГОС)»;
В конце сентября 2015 г.
Городское МО учителей биологии
Использование технологии проблемно-поискового обучения как средство приобщения школьников к проектно-исследовательской деятельности
Городская конференция учителей (по плану УО г. Мончегорска)
Воздушное питание растений. Фотосинтез. (у порога великой тайны (6 класс, ФГОС)
Учителя ГМО учителей биологии
Белые пятна эволюции Антропогенез. (11класс)
Мероприятия по усвоению обязательного минимума содержания образования по предмету
обеспечение оптимальных условий для учащихся по усвоению обязательного минимума содержания образования по биологии;
предупреждение отклонений в освоении учащимися обязательного минимума содержания образования;
повышение эффективности контроля уровня обученности.
Диагностика и мониторинг обучения биологии
Организация и проведение входного контроля знаний учащихся.
(обучающиеся 6,7,9,10 и 11 классов)
Составление внутри школьного контроля по предмету
Аналитическая справка по входной диагностике.
Диагностика результатов обучения биологии
Организация и проведение четвертных и итоговых контрольных работ, зачетов по биологии
(обучающиеся 6,7,9,10 и 11 классов)
Анализ мониторинга обученности учащихся по освоению учебного материала (справка)
Организация работы с учащимися, отстающими в освоении учебной программы по предмету
Обучающиеся 6,7,9,10 и 11 классов
Составление индивидуальных планов работы с отстающими обучающимися
Оценка результатов обучения, обучающихся по предмету (курсу, программе
Обучающиеся 6,7,9,10 и 11 классов
В течение года по плану школы
Осуществление контроля выполнения практической части учебной программы по биологии
Обучающиеся 6,7,9,10 и 11 классов
В течение года по плану школы
Отчет о выполнении программы и практической части (лабораторные и практические работы)
Анализ качества обученности учащихся по предметам естественно-математического цикла за 1,2, 3, 4 четверти, 1 и 2 полугодие, год.
Обучающиеся 6,7,9,10 и 11 классов
Отчеты за четверть и полугодие, год.
(аналитическая справка за год)
Анализ уровня сформированности УУД учащихся
Обучающиеся 6 и 10, 11 классов
Анализ в справке за год.
Оказание консультативной помощи при подготовке к итоговой аттестации по предмету
Обучающиеся 9, 11 классов
Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ
Связь с родителями
Посещение родительских собраний; индивидуальные встречи
(обучающихся 9, 11 классов)
Информированность родителей по всем вопросам биологического образования, его востребованности, индивидуального продвижения учащихся (по запросу)
Подготовка учащихся к ОГЭ и к ЕГЭ в рамках урока
Обучающиеся 9АБ, 10-11 классы
Знакомство с требованиями, заполнение бланков, тестовые тематические тренинги
Функциональные обязанности по обеспечению образовательного процесса
Выполнение правил по охране труда, требований СанПиН и пожарной безопасности.
Проведение инструктажа обучающихся по безопасности труда на учебных занятиях с обязательной регистрацией в журнале регистрации, здоровье сбережение
В сентябре и в течении года
Папка с инструкциями по ТБ и журнал ТБ.
Ведение в установленном порядке документации, согласно принятой в школе системе и форме.
-Заполнение классных и электронного журналов;
-Осуществление текущего контроля посещаемости и успеваемости обучающихся по принятой в школе системе;
— выставление оценок в классный журнал и дневник обучающегося;
— своевременное представление администрации школы отчетных данных (текущих и по запросу, в соответствии с функциональными обязанностями).
Справки и анализ отчетов
Выполнений функций заведования кабинетом биологии
Составление плана работы кабинета; графика работы и его занятость в течение недели; план пополнения кабинета оборудованием, приборами, литературой и другим имуществом
Сентябрь и в течении года
Паспорт кабинета, инвентаризационные ведомости, папка с документацией, в соответствии с требованиями; план работы Совета кабинета.
Внеклассная работа по предмету
создание комфортных условий для мотивированных, интеллектуально-продвинутых учащихся, развития их творческих способностей
Организация внеклассной работы по биологии и экологии
Работа по программам «Исследователь», «Здоровье»; «Одаренные дети».
Организация и проведение предметных недель, декадников
Обучающиеся 6-11 классов); ш/о обучающихся
апрель (экологический декадник);
По плану школьных объединений и
в течение года по плану школы и города.
Олимпиада по биологии (школьный этап)
Обучающиеся 6,7,9,10и 11 классов
9,10и 11 классы (по выбору)
Информирование и организация, сопровождение.
Международные чемпионаты и конкурсы
По выбору обучающихся
Информирование и организация, сопровождение.
Организация и сопровождение дистанционного образования
По выбору обучающихся
Участие в международном проекте «Игла сосны»
Исследовательская деятельность учащихся.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДA-003800
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
При детском омбудсмене в России создадут платформу для взаимодействия с родителями
Время чтения: 2 минуты
При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.