Что такое планирование в кулинарии

Личный опыт планирования меню или как организовано мое «кухонное» хозяйство

Остановитесь сейчас на секунду и попробуйте посчитать все дела, которые вы должны сегодня сделать. Например, приготовить ужин, купить продукты, отвести/забрать детей в садик/в школу, подготовить отчет, написать письмо, загрузить стирку/развесить белье/погладить, проверить уроки, почистить зубы, помыть посуду, почистить обувь, позвонить родителям и т.д. Сколько дел у вас получилось?

Что такое планирование в кулинарии. Смотреть фото Что такое планирование в кулинарии. Смотреть картинку Что такое планирование в кулинарии. Картинка про Что такое планирование в кулинарии. Фото Что такое планирование в кулинарии

Готова поспорить на что угодно, что гораздо больше семи! А это значит, что оперативная память у нас критически перегружена и просто не способна «удержать» все дела, которые мы должны сделать в течение дня.

Наш мозг можно и нужно разгрузить!

1. Все периодически повторяющиеся дела организовать в СИСТЕМУ, которая бы работала на автомате. То есть чтобы руки делали автоматически, по заданному заранее алгоритму, не тревожа лишний раз и без того воспаленный от перегрузки мозг.

2. Максимально выносить информацию из оперативной памяти на бумагу (в файл) в виде списков, таблиц, планов и т.д.

Вот к примеру, возьмем готовку. Каждый день минимум одна из семи свободных ячеек нашей оперативной памяти занята поиском ответа на вопрос «Что приготовить на завтрак/обед/ ужин?».

К моему большому облегчению, я не думаю об этом постоянно, а только 15 минут раз в неделю в пятницу вечером, а все остальное время мой благодарный мозг имеет возможность отдохнуть или решать более интересные и полезные задачи.

Итак, как это все организовано.

Необходимый реквизит

Все что мне нужно, помещается непосредственно на дверцу холодильника (картинка кликабельна):

Что такое планирование в кулинарии. Смотреть фото Что такое планирование в кулинарии. Смотреть картинку Что такое планирование в кулинарии. Картинка про Что такое планирование в кулинарии. Фото Что такое планирование в кулинарии

Учет и хранение

В пятницу вечером я иду на кухню и снимаю с дверцы холодильника листок с таблицей, которая называется «Базовый список покупок». Этот список постоянно под рукой и в течение недели я в нем отмечают те продукты (хоз. товары), которые закончились или почти закончились в течение недели.

Что такое планирование в кулинарии. Смотреть фото Что такое планирование в кулинарии. Смотреть картинку Что такое планирование в кулинарии. Картинка про Что такое планирование в кулинарии. Фото Что такое планирование в кулинарии

Например, вижу что заканчивается мука. Не держу в памяти этот факт, а сразу, как обнаружила, ставлю – в соответствующей строчке списка знак “минус” и благополучно забываю. К концу недели список готов сам собой.

Кстати, чтобы удобно было видеть все «запасы», еще на этапе проектирования кухни я постаралась учесть этот момент и стараюсь, чтобы все группы продуктов хранились

– были легко доступны для учета.

Что такое планирование в кулинарии. Смотреть фото Что такое планирование в кулинарии. Смотреть картинку Что такое планирование в кулинарии. Картинка про Что такое планирование в кулинарии. Фото Что такое планирование в кулинарии

Например, вот так выглядит моя полка с бакалеей (крупы, макароны, бобовые и т.д.) Все хранится в одном месте, в стеклянных банках. Сразу видно, что, например, запасы гречки и овсяных хлопьев закачиваются, и их нужно купить.

Планирование

Теперь очередь составить меню. Я потратила много времени на создание магнитных карточек с рецептами, но зато сделала это один раз и уже пользуюсь 4 года. Поэтому сейчас мне не нужно напрягаться и вспоминать, какие блюда можно поставить в меню: все мои возможности перед глазами и в руках.

Что такое планирование в кулинарии. Смотреть фото Что такое планирование в кулинарии. Смотреть картинку Что такое планирование в кулинарии. Картинка про Что такое планирование в кулинарии. Фото Что такое планирование в кулинарии

Выбираю те рецепты, которые хочу приготовить на следующей неделе. В этом процессе мне активно помогают дети, которые тоже выбирают то, что им нравится. Чаще всего это десерты или выпечка. Они неудержимые сладкоежки (да и я, признаться, тоже )))), поэтому «что-то вкусненькое» в нашем доме есть всегда.

Этот процесс занимает минут 10: когда перед глазами не только рецепт, но и фото + ингредиенты, сделать это можно быстро и не «морща мозг» ))))

Что такое планирование в кулинарии. Смотреть фото Что такое планирование в кулинарии. Смотреть картинку Что такое планирование в кулинарии. Картинка про Что такое планирование в кулинарии. Фото Что такое планирование в кулинарии

Карточки сразу помещаются на холодильник под соответствующими днями недели. Так как они магнитные, то никаких дополнительных приспособлений для их удержания не нужно.

Я трезво рассчитываю свои силы, поэтому готовлю только 2 блюда в день, но на два дня. Например, по четным дням готовлю суп и выпечку на два дня. А по нечетным тоже на два дня второе + гарнир (или салат).

Мое меню выглядит примерно так:

Меню составлено, все запасы учтены, осталось только купить продукты.

Логистика

Если за продуктами иду я, то список продуктов я не составляю, просто беру с собой карточки + список продуктов, которые всегда должны быть дома. Так как я сама составляла меню, то в магазине иногда подглядываю в карточки и список и быстро все покупаю

Что такое планирование в кулинарии. Смотреть фото Что такое планирование в кулинарии. Смотреть картинку Что такое планирование в кулинарии. Картинка про Что такое планирование в кулинарии. Фото Что такое планирование в кулинарии

Но если за покупками идет муж, то лучше без подробного списка, составленного по отделам магазина, его не отпускать.

Что такое планирование в кулинарии. Смотреть фото Что такое планирование в кулинарии. Смотреть картинку Что такое планирование в кулинарии. Картинка про Что такое планирование в кулинарии. Фото Что такое планирование в кулинарии

Итак, меню составлено. Все продукты куплены. Осталось все запланированное приготовить.

Приготовление еды

Каждое утро, заходя на кухню, я просто смотрю на дверцу холодильника и ответ на вопрос «Что приготовить» всегда перед глазами. Нужно только взять нужную карточку, перевернуть ее, прочитать технологию приготовления и начать готовить.

Что такое планирование в кулинарии. Смотреть фото Что такое планирование в кулинарии. Смотреть картинку Что такое планирование в кулинарии. Картинка про Что такое планирование в кулинарии. Фото Что такое планирование в кулинарии

И какое счастье, что больше не нужно думать о готовке и о покупке продуктов! Все остальное делается уже на автомате.

Если у Вас нет времени заполнять эти шаблоны, то уже готовые карточки можно купить

Магнитные карточки с рецептами на холодильник

(придут в виде посылки по почте)

Электронные карточки с рецептами

(придут в виде архива по е-мейл)

Карточки и шаблоны значительно облегчат ваш ежедневный труд по планированию и готовке!

Источник

Разработка меню: планирование

Очередная статья цикла «О кухне ресторанного бизнеса». В этом материале я расскажу о том, как составить меню, отталкиваясь от важных переменных.

Этот материал будет интересен ресторатору и шеф-повару, а также каждому интересующемуся гастрономией.

Здравствуйте! Меня зовут Сергей Моховцов. Я работаю бренд шеф-поваром кафе «Веранда», кафе паназиатской кухни «Ли» и кейтеринговой организации «Первый кейтеринг» в Гродно, Беларусь.

Недавно я запустил свой личный проект «Шеф поможет».

«Шеф поможет» — это проект, в котором я собрал команду шеф-поваров, работающих в заведениях с разными концепциями. Вместе мы помогаем молодым рестораторам: делаем меню для их заведений, обучаем поваров, оснащаем и в общем разбираемся с любыми вопросами, связанными с кухней ресторанов.

Поскольку тема ресторанной кухни и всех трудностей, которые с ней связаны, мне знакома, я решил поделиться своим опытом в цикле статей. Надеюсь, мне удастся помочь молодым рестораторам ответить для себя на некоторые вопросы.

Наш макет всегда будет зависеть от концепции заведения. Если у нас кофейня, то кроме «десертов» и «выпечки» в разделе кухни может ничего и не быть. А если мы открываем паб, то ко всему прочему обязательно добавим «пивные закуски», «бургеры» и другие позиции в таком духе. В любом случае нужно начать именно с этого. Так нам проще будет сделать структурное и понятное меню.

После того как мы сделали макет, нужно определиться что будет в этих разделах. Чтобы создать разнообразие без лишних позиций, нужно предложить всего по одному разному блюду в каждом разделе. Для этого мы пройдём по каждому разделу макета со списком: мясо, птица, рыба, морепродукты, овощи, «фишки».

Конечно, ваше меню может быть «авторским» на 100%. Только вам решать, что продавать в своём заведении. Вы можете дать гостю что-то абсолютно новое с неизученным спросом, а можете готовить известные и понятные позиции. Как показывает практика, в наших широтах второй вариант чаще всего более жизнеспособный.

По советским стандартам построения меню, список позиций должен быть в таком порядке: рыба, мясо, овощи.

Но в рамках нашего меню только нам решать, как выстраивать разделы. Главное, чтобы блюда в разделах были выставлены понятно, структурировано и удобно для восприятия. Теперь, когда мы прошли по всему меню, у нас готов макет, который можно заполнять.

Раздел с салатами мы разобрали в качестве примера, однако.

Лучше начать делать меню не по порядку, а с горячих блюд!

Дело в том, что в разделе «горячие блюда» мы будем использовать самое дорогое сырьё. В первую очередь это мясо, птица и рыба. Это позиции нашего склада, с большой себестоимостью, и нам нужно получить на них максимальную прибыль.

Когда мы порционируем стейк или филе лосося для горячего блюда у нас остаётся обрезь, из которой такой же стейк не слепишь. Нам нужно куда-то деть этот «кусок» себестоимости. Чтобы заработать деньги на каждом грамме продукта, нужно продумать пересечение этих продуктов в меню.

Допустим мы ставим в меню стейк из говяжьей вырезки. Мы прорабатываем это блюдо в сыром виде и понимаем, что из 1 кг вырезки, уже зачищенной и подготовленной, мы получаем 750 гр стейка филе-миньон (3 х 250 гр) и 250 гр обрезков.

Это значит, что мы можем добавить тартар и салат с говядиной. Таким образом наше меню будет работать на то, чтобы продать каждый грамм нашей говядины. Сделав всего одну позицию в разделе «горячие блюда», мы попутно пополнили разделы «закуски» и «салаты».

Хитом продаж в данном случае станет стейк, а допродавать говядину будут остальные позиции. Стоит помнить о том, что в меню не должно быть повторяющихся позиций! Это блюда, которые дублируются в основных ингредиентах своего состава.

Например, если в меню есть стейк из лосося, то не нужно ставить в раздел с горячими блюдами ещё два-три блюда из него же! При таком подходе вы получите раздутое меню и два-три блюда, которые будут слабо продаваться, затрудняя выбор посетителя. Меню, безусловно, должно быть разнообразным, но разнообразие нужно создавать за счёт абсолютно разных по составу блюд и способов их приготовления.

Так нужно будет поработать со всем меню, поэтому начать нужно именно с горячих блюд! Помните также, что если блюдо — «хит», то в него нежелательно закладывать дорогие продукты.

Нужно наоборот стараться уменьшить себестоимость такого блюда, чтобы получить от продаж максимальную прибыль.

Стейк из говядины с простейшим сливочным соусом и картофелем или овощами продаст себя не хуже, чем он же со спаржей и трюфелем.

Иногда, чтобы создать максимально вкусное блюдо, шеф-повар захочет разнообразить состав дорогими ингредиентами. Но это, на мой взгляд, более уместно с позициями, спрос на которые ещё не выявлен. Так как в случае с «хитами» мы можем потерять в наценке на и без того отлично продаваемой позиции.

Главный совет : делая макет меню и после заполняя его блюдами, всегда думайте о пользе для посетителя. Будьте нацелены угодить тому гостю, которого хотите видеть в своём заведении. Поддавшись творческим порывам, вы рискуете дать вашему посетителю то, что может оказаться им просто не оценённым.

Это важная характеристика вашего меню. От того, насколько хорошо этот показатель выстроен в вашем меню, зависит размер себестоимости блюд, количества продуктов на вашем складе и размер склада в деньгах.

Пересечение продуктов влияет на ваши издержки и прибыль, поэтому является важным показателем хорошего меню. Давайте разберём пример пересечения продуктов на одном из вариантов меню, которые я делал в прошлом.

Меню составлено для ресторана европейской кухни на 100 посадочных мест, находящегося на туристическом маршруте в региональном центре. Как я уже писал выше, составлять меню я начинаю с горячих блюд. Попутно оставляя комментарии возле каждого блюда, чтобы мне было легче принять решение о том, нужно ли ему пересечение в продуктах с другими позициями меню.

Необходимый раздел с учётом белорусской ментальности. Также стоит помнить про туристов!

Таким образом, мы составили макет меню и заполнили его позициями, убедились в пересечении продуктов склада. Нам осталось рассчитать нагрузку на поваров, прежде чем приступать к проработкам, но об этом мы поговорим в следующей статье.

Важно! Первостепенным в создании меню для шеф-повара должны быть потребности и желания гостя. Но при этом всегда принимайте во внимание свои возможности. Не жертвуйте качеством в ущерб количеству. Огромное количество блюд в вашем меню не является лояльностью к гостю. Не делайте много, делайте качественно.

Оставайтесь вдохновлёнными, оставайтесь жаждущими и читайте мои статьи. Вместе мы разукрасим наш век новыми гастрономическими достижениями.

По просьбам читателей, я создал свой Telegram-канал, где вы сможете следить за выпуском новых статей. Также туда я буду публиковать свои мысли о мире ресторанной кухне и ответы на интересные вопросы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *