Что такое планирование в кулинарии
Личный опыт планирования меню или как организовано мое «кухонное» хозяйство
Остановитесь сейчас на секунду и попробуйте посчитать все дела, которые вы должны сегодня сделать. Например, приготовить ужин, купить продукты, отвести/забрать детей в садик/в школу, подготовить отчет, написать письмо, загрузить стирку/развесить белье/погладить, проверить уроки, почистить зубы, помыть посуду, почистить обувь, позвонить родителям и т.д. Сколько дел у вас получилось?
Готова поспорить на что угодно, что гораздо больше семи! А это значит, что оперативная память у нас критически перегружена и просто не способна «удержать» все дела, которые мы должны сделать в течение дня.
Наш мозг можно и нужно разгрузить!
1. Все периодически повторяющиеся дела организовать в СИСТЕМУ, которая бы работала на автомате. То есть чтобы руки делали автоматически, по заданному заранее алгоритму, не тревожа лишний раз и без того воспаленный от перегрузки мозг.
2. Максимально выносить информацию из оперативной памяти на бумагу (в файл) в виде списков, таблиц, планов и т.д.
Вот к примеру, возьмем готовку. Каждый день минимум одна из семи свободных ячеек нашей оперативной памяти занята поиском ответа на вопрос «Что приготовить на завтрак/обед/ ужин?».
К моему большому облегчению, я не думаю об этом постоянно, а только 15 минут раз в неделю в пятницу вечером, а все остальное время мой благодарный мозг имеет возможность отдохнуть или решать более интересные и полезные задачи.
Итак, как это все организовано.
Необходимый реквизит
Все что мне нужно, помещается непосредственно на дверцу холодильника (картинка кликабельна):
Учет и хранение
В пятницу вечером я иду на кухню и снимаю с дверцы холодильника листок с таблицей, которая называется «Базовый список покупок». Этот список постоянно под рукой и в течение недели я в нем отмечают те продукты (хоз. товары), которые закончились или почти закончились в течение недели.
Например, вижу что заканчивается мука. Не держу в памяти этот факт, а сразу, как обнаружила, ставлю – в соответствующей строчке списка знак “минус” и благополучно забываю. К концу недели список готов сам собой.
Кстати, чтобы удобно было видеть все «запасы», еще на этапе проектирования кухни я постаралась учесть этот момент и стараюсь, чтобы все группы продуктов хранились
– были легко доступны для учета.
Например, вот так выглядит моя полка с бакалеей (крупы, макароны, бобовые и т.д.) Все хранится в одном месте, в стеклянных банках. Сразу видно, что, например, запасы гречки и овсяных хлопьев закачиваются, и их нужно купить.
Планирование
Теперь очередь составить меню. Я потратила много времени на создание магнитных карточек с рецептами, но зато сделала это один раз и уже пользуюсь 4 года. Поэтому сейчас мне не нужно напрягаться и вспоминать, какие блюда можно поставить в меню: все мои возможности перед глазами и в руках.
Выбираю те рецепты, которые хочу приготовить на следующей неделе. В этом процессе мне активно помогают дети, которые тоже выбирают то, что им нравится. Чаще всего это десерты или выпечка. Они неудержимые сладкоежки (да и я, признаться, тоже )))), поэтому «что-то вкусненькое» в нашем доме есть всегда.
Этот процесс занимает минут 10: когда перед глазами не только рецепт, но и фото + ингредиенты, сделать это можно быстро и не «морща мозг» ))))
Карточки сразу помещаются на холодильник под соответствующими днями недели. Так как они магнитные, то никаких дополнительных приспособлений для их удержания не нужно.
Я трезво рассчитываю свои силы, поэтому готовлю только 2 блюда в день, но на два дня. Например, по четным дням готовлю суп и выпечку на два дня. А по нечетным тоже на два дня второе + гарнир (или салат).
Мое меню выглядит примерно так:
Меню составлено, все запасы учтены, осталось только купить продукты.
Логистика
Если за продуктами иду я, то список продуктов я не составляю, просто беру с собой карточки + список продуктов, которые всегда должны быть дома. Так как я сама составляла меню, то в магазине иногда подглядываю в карточки и список и быстро все покупаю
Но если за покупками идет муж, то лучше без подробного списка, составленного по отделам магазина, его не отпускать.
Итак, меню составлено. Все продукты куплены. Осталось все запланированное приготовить.
Приготовление еды
Каждое утро, заходя на кухню, я просто смотрю на дверцу холодильника и ответ на вопрос «Что приготовить» всегда перед глазами. Нужно только взять нужную карточку, перевернуть ее, прочитать технологию приготовления и начать готовить.
И какое счастье, что больше не нужно думать о готовке и о покупке продуктов! Все остальное делается уже на автомате.
Если у Вас нет времени заполнять эти шаблоны, то уже готовые карточки можно купить
Магнитные карточки с рецептами на холодильник
(придут в виде посылки по почте)
Электронные карточки с рецептами
(придут в виде архива по е-мейл)
Карточки и шаблоны значительно облегчат ваш ежедневный труд по планированию и готовке!
Разработка меню: планирование
Очередная статья цикла «О кухне ресторанного бизнеса». В этом материале я расскажу о том, как составить меню, отталкиваясь от важных переменных.
Этот материал будет интересен ресторатору и шеф-повару, а также каждому интересующемуся гастрономией.
Здравствуйте! Меня зовут Сергей Моховцов. Я работаю бренд шеф-поваром кафе «Веранда», кафе паназиатской кухни «Ли» и кейтеринговой организации «Первый кейтеринг» в Гродно, Беларусь.
Недавно я запустил свой личный проект «Шеф поможет».
«Шеф поможет» — это проект, в котором я собрал команду шеф-поваров, работающих в заведениях с разными концепциями. Вместе мы помогаем молодым рестораторам: делаем меню для их заведений, обучаем поваров, оснащаем и в общем разбираемся с любыми вопросами, связанными с кухней ресторанов.
Поскольку тема ресторанной кухни и всех трудностей, которые с ней связаны, мне знакома, я решил поделиться своим опытом в цикле статей. Надеюсь, мне удастся помочь молодым рестораторам ответить для себя на некоторые вопросы.
Наш макет всегда будет зависеть от концепции заведения. Если у нас кофейня, то кроме «десертов» и «выпечки» в разделе кухни может ничего и не быть. А если мы открываем паб, то ко всему прочему обязательно добавим «пивные закуски», «бургеры» и другие позиции в таком духе. В любом случае нужно начать именно с этого. Так нам проще будет сделать структурное и понятное меню.
После того как мы сделали макет, нужно определиться что будет в этих разделах. Чтобы создать разнообразие без лишних позиций, нужно предложить всего по одному разному блюду в каждом разделе. Для этого мы пройдём по каждому разделу макета со списком: мясо, птица, рыба, морепродукты, овощи, «фишки».
Конечно, ваше меню может быть «авторским» на 100%. Только вам решать, что продавать в своём заведении. Вы можете дать гостю что-то абсолютно новое с неизученным спросом, а можете готовить известные и понятные позиции. Как показывает практика, в наших широтах второй вариант чаще всего более жизнеспособный.
По советским стандартам построения меню, список позиций должен быть в таком порядке: рыба, мясо, овощи.
Но в рамках нашего меню только нам решать, как выстраивать разделы. Главное, чтобы блюда в разделах были выставлены понятно, структурировано и удобно для восприятия. Теперь, когда мы прошли по всему меню, у нас готов макет, который можно заполнять.
Раздел с салатами мы разобрали в качестве примера, однако.
Лучше начать делать меню не по порядку, а с горячих блюд!
Дело в том, что в разделе «горячие блюда» мы будем использовать самое дорогое сырьё. В первую очередь это мясо, птица и рыба. Это позиции нашего склада, с большой себестоимостью, и нам нужно получить на них максимальную прибыль.
Когда мы порционируем стейк или филе лосося для горячего блюда у нас остаётся обрезь, из которой такой же стейк не слепишь. Нам нужно куда-то деть этот «кусок» себестоимости. Чтобы заработать деньги на каждом грамме продукта, нужно продумать пересечение этих продуктов в меню.
Допустим мы ставим в меню стейк из говяжьей вырезки. Мы прорабатываем это блюдо в сыром виде и понимаем, что из 1 кг вырезки, уже зачищенной и подготовленной, мы получаем 750 гр стейка филе-миньон (3 х 250 гр) и 250 гр обрезков.
Это значит, что мы можем добавить тартар и салат с говядиной. Таким образом наше меню будет работать на то, чтобы продать каждый грамм нашей говядины. Сделав всего одну позицию в разделе «горячие блюда», мы попутно пополнили разделы «закуски» и «салаты».
Хитом продаж в данном случае станет стейк, а допродавать говядину будут остальные позиции. Стоит помнить о том, что в меню не должно быть повторяющихся позиций! Это блюда, которые дублируются в основных ингредиентах своего состава.
Например, если в меню есть стейк из лосося, то не нужно ставить в раздел с горячими блюдами ещё два-три блюда из него же! При таком подходе вы получите раздутое меню и два-три блюда, которые будут слабо продаваться, затрудняя выбор посетителя. Меню, безусловно, должно быть разнообразным, но разнообразие нужно создавать за счёт абсолютно разных по составу блюд и способов их приготовления.
Так нужно будет поработать со всем меню, поэтому начать нужно именно с горячих блюд! Помните также, что если блюдо — «хит», то в него нежелательно закладывать дорогие продукты.
Нужно наоборот стараться уменьшить себестоимость такого блюда, чтобы получить от продаж максимальную прибыль.
Стейк из говядины с простейшим сливочным соусом и картофелем или овощами продаст себя не хуже, чем он же со спаржей и трюфелем.
Иногда, чтобы создать максимально вкусное блюдо, шеф-повар захочет разнообразить состав дорогими ингредиентами. Но это, на мой взгляд, более уместно с позициями, спрос на которые ещё не выявлен. Так как в случае с «хитами» мы можем потерять в наценке на и без того отлично продаваемой позиции.
Главный совет : делая макет меню и после заполняя его блюдами, всегда думайте о пользе для посетителя. Будьте нацелены угодить тому гостю, которого хотите видеть в своём заведении. Поддавшись творческим порывам, вы рискуете дать вашему посетителю то, что может оказаться им просто не оценённым.
Это важная характеристика вашего меню. От того, насколько хорошо этот показатель выстроен в вашем меню, зависит размер себестоимости блюд, количества продуктов на вашем складе и размер склада в деньгах.
Пересечение продуктов влияет на ваши издержки и прибыль, поэтому является важным показателем хорошего меню. Давайте разберём пример пересечения продуктов на одном из вариантов меню, которые я делал в прошлом.
Меню составлено для ресторана европейской кухни на 100 посадочных мест, находящегося на туристическом маршруте в региональном центре. Как я уже писал выше, составлять меню я начинаю с горячих блюд. Попутно оставляя комментарии возле каждого блюда, чтобы мне было легче принять решение о том, нужно ли ему пересечение в продуктах с другими позициями меню.
Необходимый раздел с учётом белорусской ментальности. Также стоит помнить про туристов!
Таким образом, мы составили макет меню и заполнили его позициями, убедились в пересечении продуктов склада. Нам осталось рассчитать нагрузку на поваров, прежде чем приступать к проработкам, но об этом мы поговорим в следующей статье.
Важно! Первостепенным в создании меню для шеф-повара должны быть потребности и желания гостя. Но при этом всегда принимайте во внимание свои возможности. Не жертвуйте качеством в ущерб количеству. Огромное количество блюд в вашем меню не является лояльностью к гостю. Не делайте много, делайте качественно.
Оставайтесь вдохновлёнными, оставайтесь жаждущими и читайте мои статьи. Вместе мы разукрасим наш век новыми гастрономическими достижениями.
По просьбам читателей, я создал свой Telegram-канал, где вы сможете следить за выпуском новых статей. Также туда я буду публиковать свои мысли о мире ресторанной кухне и ответы на интересные вопросы.