Что такое планомерность товароснабжения
Товароснабжение
Нестеров А.К. Товароснабжение // Энциклопедия Нестеровых
Понятие товароснабжения предприятия
Предприятия розничной торговли должны постоянно оптимизировать организацию товароснабжения, учитывая проблему соответствия предложения товаров и спроса на них со стороны населения. Следовательно, конечной целью розничных предприятий является получение наибольшей текущей прибыли, максимальное поступление наличности и максимальное возмещение затрат на закупку и хранение товаров. Обеспечение оптимальной организации товароснабжения и достижение в результате этого роста розничного товарооборота выступает наиболее благоприятной ситуацией для руководства предприятия, так как в этом случае получение экономической прибыли происходит в условиях минимальных убытков.
Товароснабжение предприятий розничной торговли является частью товарооборота, который представляет собой комплексный процесс обращения товаров, в результате которого они переходят от производителя к непосредственному покупателю.
Организация товароснабжения торгового предприятия связана с определением оптимально сбалансированного ассортимента товаров, пользующихся устойчивым спросом, достижением ритмичного товарооборота и формированием условий для обеспечения эффективных процессов розничной торговли в целом.
Товароснабжение предприятий включает в себя систему коммерческих и внутритехнологических операций по доведению товаров до предприятий розничной торговли.
При этом предлагается разграничение по содержательному признаку. К коммерческим операциям товароснабжения согласно данному подходу относятся закупка и доставка товаров, а к внутритехнологическим операциям – приемка, хранение и подготовка товаров к продаже. Следует отметить, что подобный подход обусловлен взаимосвязью организационно-экономических и коммерческих операций, совершаемых в процессе товароснабжения. Отсюда следует, что товарное снабжение – это система мероприятий по доведению товаров от производителя до мест продажи или потребления.
Предлагается использовать такое определение
Товароснабжение – это комплекс работ и взаимосвязанных операций по обеспечению бесперебойной работы предприятия путем поддержания необходимого уровня товарных запасов за счет рационально организованных закупок, поставок, приемки и хранения товаров, включая их последующую подготовку к продаже.
Данное определение отличается целевой ориентацией. Указывая на конечную цель товароснабжения, такой подход представляется более рациональным. При этом перечень операций составляющих процесс товароснабжения совпадает в обоих подходах к определению сущности товароснабжения.
Задачи товароснабжения
Организация товароснабжения в розничных торговых предприятиях направлена на решение следующих задач:
Решение данных задач предусматривает выполнение следующих требований к организации товароснабжения:
Значение товароснабжения розничных торговых предприятий проявляется в том, что его рациональная организация позволяет поддерживать полноту и устойчивость ассортимента товаров, необходимый уровень товарных запасов, удовлетворять спрос населения и способствовать росту товарооборота, повышая тем самым финансовые результаты экономической деятельности розничных предприятий.
Принципы товароснабжения
В соответствии с этим организация товароснабжения предполагает соблюдение ряда базовых принципов:
Принцип планомерности проявляется в осуществлении поставок товаров в розничные предприятия согласно плановым графикам или поступающим заявкам в соответствии с товарной специализацией предприятия. Из этого проистекает и принцип ритмичности поставок, который предполагает, что они должны осуществляться через относительно одинаковые промежутки времени. В совокупности принципы планомерности и ритмичности способствуют ускорению оборачиваемости товарных запасов и увеличению товарооборота розничных предприятий, созданию условий для их бесперебойной работы и исключают образование товарных излишков.
Принцип оперативности сводится к тому, что поставки товаров следует наращивать или сокращать в зависимости от изменений спроса на данные товары, включая сезонные колебания.
Принцип экономичности заключается в организации операций в рамках процесса товароснабжения таким образом, чтобы не допускать чрезмерных затрат рабочего времени, материальных ресурсов и денежных средств. Данный принцип предполагает эффективное использование транспортных средств, механизацию разгрузочных работ, четкое документальное оформление приемки товаров и их последующую подготовку к продаже.
Принцип централизации предполагает, что организация товароснабжения должна осуществляться без отвлечения торгового персонала розничного предприятия от непосредственного обслуживания покупателей.
Согласно принципу технологичности, товароснабжение должно осуществляться с применением прогрессивных технических и технологических решений, средств и возможностей для достижения максимальной эффективности внутренних процессов в розничном торговом предприятии.
Таким образом, можно сделать вывод, что товароснабжение розничных торговых предприятий, представляя собой комплекс операций по закупке, доставке, приемке, хранению и подготовке товаров к продаже, предполагает необходимость рационального управления данным процессом на основе информации о товарных запасах предприятия. Товароснабжение розничных предприятие должно быть организовано с учетом их складских и торгово-технологических возможностей, а также согласно текущему уровню спроса на реализуемый ассортимент товаров.
Организация и технология товароснабжения
Рациональная организация товароснабжения способствует эффективному функционированию розничного торгового предприятия, повышая объемы его товарооборота, а также удовлетворению потребностей населения, предоставляя им возможность приобрести интересующие их товары. Вместе с тем, организация товароснабжения розничных предприятий в настоящее время обуславливается рядом фактором.
Непосредственно на организацию товароснабжения розничных торговых предприятий оказывают влияние четыре группы факторов:
Учитывая влияние данных факторов, розничные торговые предприятия должны устанавливать долгосрочные хозяйственные связи с поставщиками товаров, составляющих ассортимент розничной организации. В рамках этого, осуществляется оформление заказов на новые поставки товаров по мере необходимости, так как товароснабжение должно быть организовано в полном соответствии с темпами продаж товаров и движением товарных запасов в розничных торговых предприятиях.
Результатом организации товароснабжения должно являться соблюдение планируемых объемов товарооборота, поддержание товарооборачиваемости так, чтобы на предприятии не было излишков товарных запасов.
Таким образом, товароснабжение должно быть бесперебойным и регулярным, чтобы ассортимент реализуемых товаров постоянно был в наличии.
Основная часть товаров, реализуемых розничными предприятиями, поступает из двух источников: непосредственно от производителя товаров или от оптовых посредников. При этом, вне зависимости от источника, первоначальным шагом является оценка текущего объема реализации в розничном предприятии, оценка востребованности отдельных ассортиментных позиций и анализ движения товарных запасов на предприятии. Следующим этапом выступает создание хозяйственных связей с поставщиками товаров, включая разработку и заключение договоров поставки.
Основанием для фактического осуществления поставки товаров выступает заявка, составленная на основе заключенного договора поставок. Заявки составляются по установленной форме, в которой указывается наименование товаров, основные характеристики и необходимое количество товаров по каждой позиции в заявке. Заявки составляются в двух экземплярах, подписываются заведующим или директором магазина, после чего направляются поставщику для исполнения.
При организации товароснабжения розничного торгового предприятия важное значение имеет договор поставки, который заключается при соблюдении ряда формализованных процедур:
Таким образом, количество заказываемых товаров по каждой номенклатурной позиции с учетом ассортиментных характеристик товаров должно определяться не договором поставки, а согласно поступающим заявкам от розничного предприятия к поставщику, направляемых после заключению с таким поставщиком договора поставки. При этом непосредственное количество заказываемых товаров формируется исходя из объемов среднедневной реализации, частоты поставок и уровня необходимых товарных запасов, которые должно иметь розничное предприятие. В соответствии с этим, график поставок может формироваться на основе либо специально организованного и зафиксированного расписания времени и периодичности поставок, либо на основе формируемых розничным предприятием заявок на поставку партий товаров.
Непосредственная поставка товаров на основе заявки производится централизованным или децентрализованным методом. Централизованный вариант наиболее эффективен и целесообразен, применяется в подавляющем большинстве случаев; при данном методе поставки товаров осуществляются силами поставщика в согласованные сроки. При децентрализованном методе поставки могут осуществляться либо собственным транспортом поставщика, либо силами покупателя, либо с привлечением сторонних транспортных организаций, кроме того, поставки могут иметь нерегулярный характер и ограничиваться жесткими сроками.
При оценке уровня организации товароснабжения розничного предприятия используют следующие показатели:
Таким образом, можно сделать вывод, что на организацию товароснабжения розничного торгового предприятия влияет ряд факторов, которые торговая организация должна учитывать при осуществлении закупок товаров для их последующей продажи в розницу. При этом результирующими показателями, определяющих периодичность поставок и количественно-ассортиментный перечень поставляемых товаров, выступает среднедневной объем реализации и уровень необходимых запасов для поддержания бесперебойной торговли.
Пути совершенствования товароснабжения торгового предприятия
Целесообразность усовершенствования системы товароснабжения магазина определяется возможностью повышения объемов реализации и рентабельности основной экономической деятельности предприятия. В рамках данной статьи рассматриваются следующие возможности совершенствования товароснабжения магазина:
Внедрение адаптивной модели осуществления предварительных операций по закупкам включает в себя оптимизацию источников поступления и поставщиков товаров и рационализацию хозяйственных связей относительно формирования наряд-заказов и плановых заявок к поставщикам товаров. При этом данная модель может применяться на торговых предприятиях, не осуществляющих реализацию продовольственных товаров. Обычно в магазине существует отработанная технология формирования заявок с примерно равной периодичностью. Однако часто существует возможность ее оптимизации за счет внедрения адаптивной модели, которая позволит формализовать процессы формирования заявок и наряд-заказов. Обычно заявки на поставку товаров формируются по мере возникновения потребности в конкретных товарах, интервал формирования заявки слишком расплывчатый. Вместе с тем, не применяется практика формирования заявок на поставки, исходя из оставшегося объема товарных запасов.
В магазине всегда формируется минимум два вида товарных запасов: рабочий и резервный. Представляется целесообразным в рамках внедрения адаптивной модели осуществления предварительных операций по закупкам реализовать плановое формирование заявки на поставку продукции в тот момент, когда резервный запас снижается до уровня 30% от расчетного значения. В соответствии с адаптивной моделью формирования заявок, необходимо учитывать объемы реализации и изменение резервного запаса исходя из следующей формулы:
З = Р * Ип / Д ≤ РЗ * К,
где З – объем запасов на текущий момент;
Р – объем среднедневной реализации группы товаров;
Ип – интервал поставок данной группы товаров;
Д – количество дней, прошедших с последней поставки;
РЗ – объем резервного товарного запаса данной группы товаров;
К – коэффициент предельного уровня резервного товарного запаса.
Коэффициент предельного уровня резервного товарного запаса в данном случае принимается равным 0,3.
Таким образом, формирование заявки на новую поставку товаров по каждой группе товаров следует начинать в момент снижения резервного товарного запаса до предельного уровня. В этом случае поставка заказанной партии будет осуществлена к тому моменту, когда товарный запас данной группы товаров будет подходить к истощению.
Адаптивная модель формирования заявок на поставку продукции при внедрении в розничных торговых предприятиях, не специализирующихся на реализации продовольственных товаров, повышает эффективность товароснабжения за счет ускорения товарооборачиваемости, что позволяет увеличить объемы реализации на 7-8%.
За счет внедрения использования средств тары-оборудования можно повысить эффективность товароснабжения магазина за счет прогрессивной технологии товародвижения. Тара-оборудование одновременно выполняет функцию товароснабжения при транспортировке, хранении товара и торгового оборудования при его реализации в торговом зале. Благодаря данной технологии, происходит комплексная механизация погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ на предприятии розничной торговли. Технология использования средств тары-оборудования предполагает, что товар уже в сфере производства или оптовом звене расфасовывается и в потребительской упаковке укладывается в специализированную тару-оборудование, которая доставляется непосредственно в торговый зал магазина или помещения для хранения.
Внедрение использования тары-оборудования позволит механизировать и ускорить погрузочно-разгрузочные работы, исключить тяжелый ручной труд, сократить количество технологических операций по обработке товаров в магазине, сократить затраты на тару и упаковку, более эффективно использовать торговые и складские помещения.
Результатом внедрения тары-оборудования на розничных предприятиях является снижение себестоимости в среднем в диапазоне от 5% до 7%.
Таким образом, при организации товароснабжения магазина следует использовать оптимизацию операций по закупке товаров посредством применения адаптивной модели осуществления предварительных операций по закупкам и внедрение технологии использования тары-оборудования. Данные меры позволят повысить доходность магазина, его рентабельность и прибыльность, а также частично снизят совокупную себестоимость.
Выводы
Организация товароснабжения розничных торговых предприятий, представляя собой взаимосвязанный комплекс операций по поддержанию необходимого уровня товарных запасов за счет рационально организованных закупок, поставок, приемки и хранения товаров, включая их последующую подготовку к продаже, направлена на достижение сбалансированного движения товаров. Вместе с тем, товароснабжение розничных предприятий предполагает необходимость поддержания непрерывного товарооборота и рационализации товарных запасов. Поэтому управление товарными запасами предприятия и непосредственная организация товароснабжения розничных предприятий тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Представляется объективно обоснованным тот факт, что торговые предприятия должны уделять большое внимание рационализации товароснабжения. Рационализация и формализация товароснабжения осуществляется в рамках заключения договоров с поставщиками с целью поддержания долгосрочных хозяйственных связей. Такие договора являются основанием для формирования заявок на поставку продукции, в соответствии с которыми осуществляются поставки товаров в розничное торговое предприятия.
Организация системы товароснабжения
Товароснабжение, формы товароснабжения, принципы товароснабжения, закупка товаров, факторы, влияющие на организацию товароснабжения, уровень обслуживания, рациональная организация закупки, объем закупки, методы закупки, торгово-посреднические операции, посреднические услуги, виды посредников, закупки в порядке прямых связей, оферта, договор, товарные аукционы, торги, ярмарки, биржи, торгово-промышленные выставки, виды торговых оптовых услуг.
Формы товароснабжения: транзитная — поступление закупленных товаров в магазины непосредственно от поставщиков; складская — поступление закупленных товаров через склады оптовых посредников.
Так, например, в магазины США поставку продуктов для универсальных магазинов осуществляют следующим образом:
молочные продукты 34 и 66 соответственно; мясо и колбасные изделия 77 и 23%;
бакалейные товары 74 и 26%; хлебобулочные изделия 24 и 76%;
непродовольственные товары 35 и 65%.
Товары, имеющие высокую скорость оборачиваемости и короткий срок хранения доставляются в магазин в контейнерах на роликах (таро-оборудование). Доля товаров в контейнерах в общем объеме поставок составляет: фрукты и овощи — 69%, мясо и колбасные изделия — 66%, хлеб и хлебобулочные изделия — 47%, молочные продукты — 66%, бакалейные товары — 40%, непродовольственные товары — 34%.
Кроме контейнеров на роликах используют в процессе доставки поддоны.
Принципы товароснабжения: планомерность, ритмичность, оперативность, экономичность, централизация, технологичность.
Планомерность — завоз товаров должен осуществляться на основе плановых графиков завоза.
Ритмичность — завоз товара через относительно одинаковые промежутки времени, что создает оптимальные условия работы магазинов, складов, транспорта.
Оперативность — предполагает процесс товароснабжения осуществлять в зависимости от изменения спроса.
Экономичность — минимальные затраты рабочего времени, материальных и денежных средств на доставку товаров. Достигается эффективным использованием транспортных средств, механизацией погрузочно-разгрузочных работ, установлением рациональной звенности товародвижения.
Централизация — товароснабжение розничной сети силами и средствами предприятий-поставщиков.
Технологичность — использование индустриальной системы товароснабжения с использованием контейнеров.
Транзитная форма товароснабжения будет рентабельна для поставщика-производителя и потребителя (розничного предприятия) при следующих обстоятельствах
количество продаваемого товара достаточно велико, чтобы оправдать расходы на прямой сбыт;
потребителей немного и они расположены на относительно небольшой территории (имеет место концентрация рынка потребителей);
товар требует высокоспециализированного сервиса; объем каждой поставляемой партии достаточен для заполнения одного отгрузочного места (вагон, контейнер);
имеется достаточная сеть складов, подсобных помещений у покупателя;
происходит быстрое колебание цены, что требует немедленного согласования с покупателем.
Факторы, влияющие на организацию товароснабжения: производственные (размещение производства, специализация производственных предприятий, сезонность производства); транспортные (состояние транспортных путей сообщения, виды транспорта); социальные (расселение населения, уровень денежных доходов); торговые (размеры, специализация и размещение предприятий торговли, степень сложности ассортимента товаров, их свойства).
Закупка товаров — составная часть коммерческой деятельности торгового предприятия, которая включает:
изучение и прогнозирование покупательского спроса; выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров;
организация хозяйственных связей с поставщиками товаров, включая разработку и заключение договоров поставки;
организация учета и контроля за ходом выполнения договорных обязательств.
Уровень обслуживания в системе товароснабжения зависит от следующих факторов:
скорости выполнения заказа (времени от отправки заказа до получения товара);
возможности срочной доставки товара по специальному заказу;
готовности принять обратно поставленный товар, если в нем обнаружен дефект, и заменить в кратчайший срок доброкачественным (а в известных случаях — принять обратно товар без выяснения причин отказа от него);
обеспечения различной партионности отгрузки по желанию покупателя; умения воспользоваться наиболее подходящим видом транспорта;
высокоэффективной службой сервиса;
хорошо поставленной складской сети;
достаточного уровня товарных запасов;
уровня цен, по которым оказываются услуги.
Планировка закупок — состоит из следующих этапов:
1 — сбор информации;
2 — анализ потребности и возможностей (поставщика и покупателя);
3 — выбор стратегии закупки (форм товароснабжения);
4 — определение метода закупок;
5 — оперативные решения, связанные с процессом товаропродвижения;
6 — контроль; 7 — анализ хода выполнения плана;
Принципы закупки товаров в магазине:
1. На ранних этапах формирования ассортимента закупать и продавать лишь ограниченное количество наименований товаров, чтобы коммерческие службы могли, сосредоточить свои усилия на повышении качества и установлении стандартов на качество основных товаров. Только после этого можно дальше расширять ассортимент.
2. Установить тесное сотрудничество на всех уровнях между товароведами коммерческих служб и технологами производства, между поставщиками и оптовыми покупателями. Приветствовать совместную работу по формированию ассортимента, формированию качества, разработки новых товаров.
Рациональная организация закупки означает — приобрести товары:
1. нужного качества;
2. в нужном количестве;
4. у надежного поставщика;
5. по приемлемой цене.
Объем закупки (оптимальный размер заказа (ОРЗ) — тот его уровень, при котором достигается максимальное использование складских помещений, минимизируются издержки хранения запасов.
Определение ОРЗ не имеет смысла, если время выполнения заказа весьма продолжительно при значительном колебании спроса и нестабильных ценах. Во всех других случаях определение ОРЗ приведет к уменьшению издержек хранения запасов без потери качества обслуживания.
Рассчитаем ОРЗ для торговой фирмы. Из книг (журналов) учета заказов определяем, что ежегодно фирма закупает 1000 ед. продукции (V) по 5 ус. ед. каждая (С). На делопроизводство, телефонные переговоры, содержание персонала в пересчете на один заказ (Р) потребуется 20 ус. ед. Хранение одной единицы продукции (S) обойдутся 0,5 ус. ед.
Таким образом ОРЗ= 126
Оптимальным, следовательно, будет заказ составляющий 126 изделий. А поскольку в год требуется 1000 таких изделий, то в течение года потребуется сделать
1000 : 126 = 8 таких заказов.
Метод осуществления операций по закупке товаров:
— прямой, предполагающий установление прямых связей с розничными предприятиями;
— косвенный — предполагает покупку и продажу товаров через торгово-посредническое звено, на основе специального договора с торговым посредником.
Основные правила составления контракта (договора — поставки) при осуществлении закупочной работы:
1. перед подписанием контракта согласуйте все условия с вашим контрагентом, чтобы быть в курсе его намерений и целей;
2. заключите контракт в письменной форме;
3. предусматривайте гарантию отличного качества поставляемых товаров;
4. оговорите процедуру проверки соответствия поставляемых изделий техническим условиям (спецификациям);
5. сроки являются важнейшим условием контракта. Поставка должна осуществляться вовремя и в оговоренных количествах;
6. включите в контракт пункт, снимающий всю ответственность за срыв поставок из-за аварий, забастовок и т.д.
7. оговорите условия оплаты.
Торгово-посреднические операции — это операции, связанные с куплей-продажей товаров и выполняемые по поручению производителя независимым от него торговым посредником на основе заключенного между ними соглашения или отдельного поручения.
Закупка в порядке прямых связей — разбивается на следующие этапы — подготовка к заключению контрактов, заключение контрактов, исполнение контрактов.
Оферта — письменное предложение продавца, направленное возможному покупателю, о продаже партии товара на определенных продавцом условиях. Содержит все основные условия предстоящей сделки: наименование товара, количество, качество, цена, условия поставки, срок поставки, условия платежа, характер тары и упаковки, порядок приемки-сдачи, общие условия поставки.
Виды оферты — твердая и свободная.
— твердая оферта — это письменное предложение на продажу определенной партии товара с указанием срока, в течение которого продавец является связанным своим предложением.
Типовой контракт — это примерный договор или ряд унифицированных условий, изложенных в письменной форме, сформированных заранее с учетом торговой практики. Используется при заключении сделок на стандартное оборудование, машины, потребительские товары, промышленное сырье, при заключении сделок на биржах на массовые сырьевые и продовольственные товары. Они периодически пересматриваются и частично изменяются.
Договор купли-продажи — это коммерческий документ, представляющий собой договор поставки товаров, сопутствующих услуг, согласованный и подписанный поставщиком и покупателем. Непременное его условие — переход права собственности на товар от продавца к покупателю.
Содержание договора купли-продажи — предмет и объем поставки (наименование и количество товара), способы определения качества товара, срок и место поставки, базисные условия поставки, цена и общая стоимость поставки, условия платежа, порядок сдачи-приемки товара, условия о гарантиях и санкциях, об арбитраже, об обстоятельствах непреодолимой силы, транспортные условия, юридические адреса сторон, подписи продавца и покупателя.
Базисные условия — специальные условия, которые определяют обязанности продавца и покупателя по доставке товара и устанавливают момент перехода риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя, определяют, кто несет расходы, связанные с транспортировкой товара от продавца до покупателя.
Виды цен в зависимости от способа фиксации:
твердая, подвижная, скользящая, с последующей фиксацией;
твердая — устанавливается в момент подписания договора;
подвижная — зафиксированная при заключении договора цена, которая может быть пересмотрена в дальнейшем (вносится в договор оговорка о повышении и понижении цены);
скользящая — цена, исчисленная в момент исполнения договора, путем пересмотра договорной цены с учетом изменений в издержках производства. Рассчитывается на каждую поставку; фиксируемая — в процессе исполнения договора.
Документация, оформляемая исполнение коммерческой сделки:
1. По подготовке товара к отгрузке.
2. Коммерческие документы.
3. Документы по платежно-банковским операциям.
4. Страховые документы.
5. Транспортные документы.
6. Транспортно-экспедиторские документы.
7. Таможенные документы.
Документы по подготовке товара к отгрузке:
заявка на фрахтование (поставщик резервирует место для отправки, указывает транспортное средство, время отправки);
инструкция по отправке — сведения о грузе и требования поставщика;
поручение на отгрузку — при воздушных перевозках, где указываются подробные данные о партии товара;
ордер на перевозку — (при местной перевозке, содержащий инструкции в отношении перевозки);
извещение о готовности к отправке — (уведомляющий покупателя о том, что заказанные товары готовы к отправке);
извещение об отправке (продавец информирует грузополучателя об отправке товара).
Коммерческие документы — дают стоимостную, качественную и количественную характеристику товара:
счет-фактура (выписывается после окончательной приемки товара покупателем. Может быть использован в качестве накладной, направляемой вместе с товаром);
счет-спецификация (указывается цена за единицу товара по видам и сортам, а также общая стоимость всей партии товара. Выписывается, когда партия содержит разные по ассортименту товары);
проформа-счет (содержит сведения о цене и стоимости партии товара, но не содержит требования об уплате. Может быть выписан на отгруженный, но еще не проданный товар. Выписывается при поставках товара на консигнацию, выставки, ярмарки и аукционы;
спецификация — содержит перечень всех видов и сортов товаров, входящих в данную партию;
техническая документация — при поставках технически сложных товаров длительного пользования. Содержит инструкции по монтажу и эксплуатации;
упаковочный лист — содержит перечень всех видов и сортов товара, находящихся в каждом товарном месте;
сертификат о качестве — свидетельство, удостоверяющее качество фактически поставленного товара и его соответствие условиям контракта.
Документы по платежно-банковским операциям:
Инструкция по банковскому переводу;
Заявка на банковскую тратту;
Извещение об инкассовом платеже;
Извещение о платеже по товарному аккредитиву;
Извещение о принятии товарного аккредитива;
Извещение о принятии документов к оплате по товарному аккредитиву;
Заявка на банковскую гарантию;
Гарантийное письмо по Товарному аккредитиву;
Заявка на товарный аккредитив;
Страховые документы — отражает взаимоотношения между страховщиком и страхователем. Страховой полис, страховой сертификат, страховое объявление, счет страховщика, ковернот.
Транспортные документы — выписывается грузоперевозчиком.
При морских перевозках — коносамент, морская накладная, штурманская расписка, доковая расписка.
При железнодорожных перевозках — железнодорожная накладная, дорожная ведомость.
При авиаперевозках — авиагрузовая накладная.
При автодорожных перевозках — товарно-транспортная накладная.
отгрузочное поручение (содержит перечень операций, поручаемых экспедитору);
экспедиторские инструкции, счет экспедитора, экспедиторское свидетельство о получении груза; складская расписка экспедитора, складская квитанция, ордер на выдачу товара, ордер на обработку грузов.
Таможенные документы — таможенная декларация, экспортные и импортные лицензии, декларация валютного контроля, заявка на выдачу валютной лицензии, валютная лицензия, налоговая декларация, грузовая декларация, ветеринарные, санитарные, фито-санитарные и карантинные свидетельства.
Устав железных дорог — основной документ, регламентирующий порядок перевозки грузов на железнодорожном транспорте.
Накладная — основной перевозочный документ, в котором содержатся сведения об отправителе, получателе, скорости перевозки, наименование, количество мест и масса груза, объявленная отправителем ценность груза,, время приемки груза к перевозке.
Коммерческий акт — основной документ, по которому получатель может взыскать убытки за ненадлежащее выполнение условий договора. В нем указывают номер и дату составления акта, точное описание состояния груза, тары и тех обстоятельств, при которых обнаружена неисправность средств перевозки, причины порчи или повреждения груза.
Кодекс торгового мореплавания — документ, регламентирующий перевозки грузов водным морским транспортом.
Коносамент — перевозочный документ, используемый в морских перевозках.
Воздушный кодекс — документ, регламентирующий перевозки воздушным транспортом.
Товародвижение — это процесс реального доведения товаров до потребителя. Основу процесса товародвижения составляют следующие операции: транспортирование товаров, погрузочно-разгрузочные операции, хранение товаров, комплектование торгового ассортимента, сортировка, фасовка, подготовка к продаже.
Принципы рационализации товародвижения:
— использование кратчайших путей движения товаров;
— установление оптимальной звенности товародвижения;
— правильный выбор транспортных средств и эффективное их использование;
— применение прогрессивной системы товароснабжения с использованием тары-оборудования и средств механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ.
Методы доставки товаров — централизованный, децентрализованный.
Централизованный завоз — доставка товаров осуществляется силами и средствами поставщика на основе заявок розничных предприятий.
Децентрализованный завоз — доставка товаров розничными предприятиями собственным или привлеченным транспортом.
Маршруты доставки — линейные (маятниковые), кольцевые..
Линейные — маршруты доставки товаров за один рейс в один магазин.
Кольцевой маршрут доставки товаров одним рейсом нескольким розничным предприятиям.
Величина стоимости доставки товаров зависит от следующих факторов: методы доставки, их формы; маршруты доставки, технология доставки; виды транспортных средств; организация доставки.
Частота завоза товара зависит от физико-химических свойств товаров, предельных сроков и реализации, среднедневного объема продажи, размера установленных неснижаемых товарных запасов, емкости подсобных помещений, оборудования в торговом зале, минимальной нормы доставки, грузоподъемности машины, уровня расходов по доставке.
Частота завоза товаров в универсальные магазины США по отдельным товарным группам составляет следующие величины:
— овощи и фрукты — 48% объема поставки завозится 5 раз в неделю;
— мясо и колбасные изделия 40% — 3 раза;
— непродовольственные товары — 40% — 1 раз.
Количество заказываемых товаров — зависит от частоты завоза, среднедневной реализации, неснижаемых запасов и остатков товаров на день завоза.
График завоза — расписание времени отборки и доставки товаров в магазины, в котором указывают номер маршрута, дни завоза, наименование торгового предприятия, его адрес, вид транспорта, часы доставки.
Товарные аукционы — специально организованные, периодически действующие в определенных системах рынки, на которых путем публичных торгов в заранее обусловленное время и в специально назначенном месте производится продажа предварительно осмотренных покупателем товаров, переходящих в собственность покупателя, предложившего наиболее высокую цену (товары должны обладать индивидуальными свойствами).
Стадии проведения аукциона, подготовка, осмотр товара, торг, оформление и исполнение аукционной сделки.
Лот — партии товара, рассортированные по признаку однородности качества, предназначенные для аукционной продажи.
Торги — способ закупки товаров, размещения заказов и выдачи подрядов, который предполагает привлечение к определенному, заранее установленному сроку предложений от нескольких поставщиков; заключение контракта с тем из них, предложение которого наиболее выгодно организаторам торгов.
Виды торгов — открытые, когда в торгах участвуют все желающие фирмы;
— закрытые, когда к участию в торгах приглашаются лишь определенные фирмы.
Этапы проведения торгов: подготовка, представление предложений, выбор поставщика, подписание контракта.
Тендер — извещение о предстоящих торгах, или комплект тендерной документации, или предложение принять участие в торгах.
Ярмарка — это периодически действующий рынок, т.е. рынок, собирающийся регулярно в одном и том же месте в определенное время года и на установленный срок.
Цель ярмарки — дать возможность ее участникам выставить образцы своего производства, продемонстрировать новые достижения и технические усовершенствования с целью заключения торговых сделок.
Дирекция ярмарки — осуществляет обслуживание участников, руководит процессом согласования развернутого ассортимента, регулирует ход заключения договоров, осуществляет их учет и регистрацию, ведет оперативную отчетность, арендует помещение, оборудование, ведет бухгалтерскую и оперативную отчетность.
Ярмарочный комитет осуществляет следующие функции: общее руководство деятельностью участников ярмарки (графики организационных мероприятий, состав участников, режим работы, порядок распределения площади помещений, графики встречи, порядок оформления документации); выносит решения по разногласиям, по изысканию дополнительных источников товаров. Это коллегиальный орган, его состав избирается самими участниками ярмарки.
Биржи — регулярно функционирующий оптовый рынок товаров, сырья, ценных бумаг.
На бирже осуществляются следующие операции: купля-продажа реального товара, хеджирование, котировка цен, установление стандартов на биржевые товары, разработка типовых контрактов, осуществление арбитражных функций, ведение расчетов, информационная деятельность.
Товарные биржи — это особый вид постоянно действующих рынков, на которых при определенных условиях совершаются сделки купли-продажи на массовые сырьевые и продовольственные товары, обладающие родовыми признаками, качественно однородными и взаимозаменяемыми (товар продается и покупается без его предъявления и осмотра).
Варрант — документ, подтверждающий право собственности на товар, который продавец на бирже продает покупателю. Вариант удостоверяет сдачу продавцом товара на биржевой склад.
Виды биржевых сделок — сделки по купле и продаже реального товара; форвардные сделки — по купле и продаже реального товара с отсроченным сроком его поставки; фьючерсные сделки — по купле и продаже стандартных контрактов, т.е. сделки по продаже еще не произведенного товара; опционные сделки — сделки купли-продажи прав на будущую куплю или продажу по установленной цене товаров или контрактов на поставку товаров.
Сделки на реальный товар завершаются действительным переходом товара от продавца к покупателю. В зависимости от срока по
ставки они делятся на сделки с немедленной поставкой и сделки с поставкой в будущем.
Срочно (фьючерсные) сделки предполагают куплю и продажу права на товар. Результат таких сделок — уплата или получение разницы между ценой контракта в день его заключения и ценой в день исполнения. Фьючерсные сделки заключаются на определенное число контрактов, а не на количество товара. Количество товара определяется числом заключенных контрактов. При заключении фьючерсного контракта согласовываются только цена и срок поставки (позиция).
Хеджирование продажей — это продажа на срочной бирже фьючерсных контрактов при закупках равного количества реального товара с целью страхования от риска падения цен к моменту поставки реального товара.
Торгово-промышленные выставки — периодически действующий рынок, имеющий целью показать научно-технические достижения, где разрешается совершение коммерческих сделок по выставленным образцам.
Виды торгово-промышленных выставок — краткосрочные, передвижные, постоянные выставки образцов.