Что такое планширь с т образным пазом
Планширь
Из Википедии — свободной энциклопедии
Пла́нширь (или пла́ншир) (от англ. plank-sheer ) — горизонтальный деревянный брус или стальной профиль (стальной профиль может быть обрамлён деревянным брусом) в верхней части фальшборта или борта шлюпок и беспалубных небольших судов.
На старинных парусных судах использовался деревянный брус при изготовлении планширя или обрамления металлического планширя. На современных торговых судах и военных кораблях фальшборт обрамлён сверху стальным планширем. На пассажирских судах и в некоторых местах на торговых судах (на крыльях мостика, например) стальной планширь может быть обрамлён деревянным брусом.
Планширь — аналог верхней планки перил на балконе. Стальной планширь также выполняет роль ребра жёсткости для фальшборта.
У военных парусников фальшборт в целях защиты команды от ружейного огня достигал высоты человеческого роста и более, а планширь превращался в вытянутую вдоль фальшборта узкую, поднятую над палубой площадку, на которую поднимались для обзора поверхности моря, а также для того, чтобы уложить служившие дополнительной защитой спальные койки в расположенные вдоль бортов коечные сетки.
Изготовление и установка планширей, трапов и привальных брусьев
Установка планширей (рис. 114). Планширями отделывают на грузовых судах полособульбы фальшборта, на пассажирских судах — металлические ограждения прогулочных палуб и мостиков. Планшири изготовляют из древесины дуба или ясеня не ниже первого сорта. Планширные бруски требуемого профиля, прямые или с погибью, делают в цехе по шаблонам, снятым с места.
На судне планширь подгоняют по месту, сверлят отверстия под болты, места отверстий под болты заделывают деревянными пробками (на цинковых белилах) той же породы, что и сам планширь. При большой протяженности планширя отдельные участки его сращивают между собой (рис. 114,6).
Рис. 114. Установка планширя: а — вид с торца; б — узел соединения.
1 — планширь; 2 — пробка; 3 — гайка; 4 — шайба; 5 — болт; 6 — полособульба фальшборта
Перед установкой планширя, поверхность фальшборта, примыкающую к поверхности планширя, выравнивают лаковой шпатлевкой, а сам планширь олифят горячей олифой за два раза. После установки планширя его покрывают масляным лаком в три слоя.
Установка трапов. Трапы служат для подъема на строящееся судно и для сообщения между его палубами.
Металлические трапы изготовляют в основном сварные с поручнями из металлических полос, к которым привертывают деревянные поручни. Металлические трапы устанавливают на место способом крепления на болты или приваривают к металлической палубе.
Деревянные трапы применяют как временные в период стапельных и достроечных работ, затем их заменяют металлическими.
Наклонный ступенчатый трап состоит из следующих основных элементов (рис. 115). К двум продольным доскам-тетивам (толщиной 32 мм) прибивают упорные элементы 5 ромбовидной формы (размером 40Х250Х400 мм). Установка упорных элементов чередуется с установкой ступенек (из досок 32—40 мм). Ступеньки и упорные доски крепят на гвоздях. Для безопасности движения по трапу по обеим сторонам его делают ограждения — поручни в виде досок, прибиваемых к деревянным стойкам. Во избежание скольжения, по краям ступенек трапа набивают рейки.
Рис. 115. Трап наклонный ступенчатый.
1 — поручень; 2 — стойки; 3 — рейки; 4 — тетива; 5 — элементы упорной доски; 6 — ступени.
К деревянному настилу трап крепят на гвоздях, а к металлическому — с помощью приварных обушков или угольников.
Установка привального бруса. Привальные брусья устанавливают на малых судах — буксирах, баржах и ледоколах вдоль борта судна. Они служат для предохранения обшивки борта от повреждений при швартовке судна к причалу или к борту рядом стоящего судна.
Привальный брус изготавливают из твердых и мягких пород дерева согласно чертежу или размерам, снятым с места. После строжки со всех сторон на лицевой поверхности бруса снимают фаски. Закончив предварительную подготовку, брус подгоняют по месту, для чего причерчивают его по погиби борта. Там, где борт судна не имеет криволинейности, подгонка привального бруса по борту не требуется (рис. 116).
Рис. 116. Крепление привального бруса.
1 — угольник; 2 — болт; 3 — шурупы; 4 — металлическая накладка; 5 — брус.
В носовой и кормовой конечностях судна согласно погибу борта привальные брусья изготовляют кривыми из отдельных частей по шаблонам, снятым с места.
Плоскость бруса, прилегающую к борту, грунтуют. Затем брус устанавливают между угольниками, просверливают сквозные отверстия через брус и закрепляют болтами. Когда все болты на месте, с лицевой стороны бруса прикрепляют шурупами металлическую накладку, которая служит для предохранения его при ударах.
Отдельные части привального бруса соединяют по длине различными способами.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Для чего устанавливают подушки под механизмы и приборы?
2. Из каких пород дерева изготовляют подножные решетки и как их изготовляют?
3. Как изготовляют и устанавливают деревянные и металлические кильблоки?
4. Как изготовляют и устанавливают планширь и привальный брус?
5. Для чего служат трапы на судне? Каково устройство деревянного наклонного ступенчатого трапа?
Планширь
Планширь (англ. gunwale ) — горизонтальный деревянный брус или стальной профиль (стальной профиль может быть обрамлён деревянным брусом) в верхней части фальшборта.
На старинных парусных судах использовался деревянный брус при изготовлении планширя или обрамления металлического планширя. На современных торговых судах и военных кораблях фальшборт обрамлён сверху стальным планширем. На пассажирских судах и в некоторых местах на торговых судах (на крыльях мостика, например) стальной планширь может быть обрамлён деревянным брусом.
Планширь служит наподобие верхней планки перил на балконе. Стальной планширь также выполняет роль ребра жесткости для фальшборта.
ЛИТЕРАТУРА
Смотри также
Полезное
Смотреть что такое «Планширь» в других словарях:
ПЛАНШИРЬ — (1. Rail, woodrail, bulwark rail. 2. Solid gunwale) 1. Деревянный брус с закругленной поверхностью или стальной из особого вида фигурной стали, ограничивающий фальшборт судна в верхней его части. 2. На гребных судах брус, покрывающий верхние… … Морской словарь
ПЛАНШИРЬ — (англ. planksheer) 1) деревянные или металлические перила поверх судового леерного ограждения или фальшборта.2) Деревянный брус с гнездами для уключин, идущий по бортам шлюпки и покрывающий верхние концы шпангоутов … Большой Энциклопедический словарь
планширь — сущ., кол во синонимов: 2 • брус (86) • планшир (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
планширь — ПЛАНШИР а; ПЛАНШИРЬ, я; м. [англ. planksheer] Мор. 1. Брус по верхнему краю борта (шлюпки, яхты, палубного судна) для придания прочности и жёсткости каркаса. 2. Деревянный брус с гнёздами для уключин по бокам лодки. * * * планширь (англ.… … Энциклопедический словарь
планширь — планширь, планшири, планширя, планширей, планширю, планширям, планширь, планшири, планширем, планширями, планшире, планширях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
ПЛАНШИРЬ — (от англ, planksheer) 1) дерев. или металлич. перила поверх судового леерного ограждения или фальшборта. 2) Продольная связь корпуса шлюпки в виде дерев, бруса с гнёздами для уключин, идущего по бортам и покрывающего верхние концы шпангоутов … Большой энциклопедический политехнический словарь
планширь — планш ирь, я и планш ир, а … Русский орфографический словарь
планширь — планши/р и планши/рь (2 м), Р. планши/ра и планши/ря; мн. планши/ры и планши/ри, Р. планши/ров и планши/рей … Орфографический словарь русского языка
планширь — я; м.; см. планшир … Словарь многих выражений
ПЛАНШИРЬ — Происхождение: англ. planksheer Планка из профильной или полосовой стали, привариваемая к верхней кромке фальшборта и контрфорсам. П. существенно упрочняет фальшборт. На пассажирских судах поверх стального П. ставят деревянный (тиковый) П … Морской энциклопедический справочник
ПЛАНШИРЬ
(1. Rail, woodrail, bulwark rail. 2. Solid gunwale) — 1. Деревянный брус с закругленной поверхностью или стальной из особого вида фигурной стали, ограничивающий фальшборт судна в верхней его части. 2. На гребных судах — брус, покрывающий верхние концы шпангоутов вокруг всей шлюпки, с гнездами для уключин. Служит добавочным креплением бортов. 3. На деревянных судах — толстые доски, связывающие верхние концы топтимберсов.
Смотреть что такое «ПЛАНШИРЬ» в других словарях:
ПЛАНШИРЬ — (англ. planksheer) 1) деревянные или металлические перила поверх судового леерного ограждения или фальшборта.2) Деревянный брус с гнездами для уключин, идущий по бортам шлюпки и покрывающий верхние концы шпангоутов … Большой Энциклопедический словарь
планширь — сущ., кол во синонимов: 2 • брус (86) • планшир (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Планширь — Устройство стального фальшборта и палубного шпигата современного судна (название элементов по русски и по английски). Планширь (англ. gunwale) горизонтальный деревянный брус или стальной профиль (стально … Википедия
планширь — ПЛАНШИР а; ПЛАНШИРЬ, я; м. [англ. planksheer] Мор. 1. Брус по верхнему краю борта (шлюпки, яхты, палубного судна) для придания прочности и жёсткости каркаса. 2. Деревянный брус с гнёздами для уключин по бокам лодки. * * * планширь (англ.… … Энциклопедический словарь
планширь — планширь, планшири, планширя, планширей, планширю, планширям, планширь, планшири, планширем, планширями, планшире, планширях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
ПЛАНШИРЬ — (от англ, planksheer) 1) дерев. или металлич. перила поверх судового леерного ограждения или фальшборта. 2) Продольная связь корпуса шлюпки в виде дерев, бруса с гнёздами для уключин, идущего по бортам и покрывающего верхние концы шпангоутов … Большой энциклопедический политехнический словарь
планширь — планш ирь, я и планш ир, а … Русский орфографический словарь
планширь — планши/р и планши/рь (2 м), Р. планши/ра и планши/ря; мн. планши/ры и планши/ри, Р. планши/ров и планши/рей … Орфографический словарь русского языка
планширь — я; м.; см. планшир … Словарь многих выражений
ПЛАНШИРЬ — Происхождение: англ. planksheer Планка из профильной или полосовой стали, привариваемая к верхней кромке фальшборта и контрфорсам. П. существенно упрочняет фальшборт. На пассажирских судах поверх стального П. ставят деревянный (тиковый) П … Морской энциклопедический справочник
Х. Дю Плесси. Малотоннажные суда из стеклопластика, оснащение, обслуживание, ремонт
Профессиональная химия для профессионального клининга на железнодорожном транспорте, моющие средства для уборки сертифицированные ВНИИЖТ- «Фаворит К» и «Фаворит Щ», внутренняя и наружная замывка вагонов.
Условия размещения статей смотрите здесь
Глава 15. Гребные лодки, шлюпки и катера
Ниже рассмотрены специфические проблемы, возникающие при изготовлении корпусов шлюпок, байдарок, катеров, имеющих длину до 6 м, а также корпусов моторных лодок и катеров, получаемых формованием не только из стеклопластика, но и из других пластмасс.
Пожалуй, у большинства пластмассовых шлюпок планшири формованные. Это объясняется стремлением избавиться от необходимости ухода за ними и их ремонта, но, к сожалению, на практике это себя не оправдывает. Если планширь полностью не закрыт буртиком как сверху, так и с боков, на нем появится так много царапин и вмятин, что потребуется проведение определенного ремонта.
Буртик на пластмассовом судне, особенно на малом, не следует считать излишеством. Он является неотъемлемой частью судна.
Деревянный планширь, правда, требуется ежегодно окрашивать или лакировать, а также эпизодически подновлять его окраску, однако площадь его поверхности невелика и объем работы небольшой. Значительно проще аккуратно заделать царапину на деревянном планшире с помощью небольшого количества шпаклевки или лака, чем качественно исправить дефекты формованного планширя.
Планширь может быть отформован как одно целое с корпусом. Этот способ кажется проще, но на самом деле усложняется конструкция матрицы. Кроме того, внутреннюю кромку планширя иногда приходится формовать вслепую, а место, которое трудно формовать, чаще всего получается с изъянами. Для планширя это тем более нежелательно, что на судне нет другой детали, более уязвимой для ударов и от возникающих нагрузок.
Проще формовать планшири заодно с корпусом, когда матрица поворотная и ее можно расположить вверх днищем или хотя бы на боку. В противном случае планшири приходится формовать снизу вверх или в потолочном положении, а это еще больше усложняет процесс и увеличивает вероятность появления дефектов. Конструкция планширя должна быть как можно проще, без вычурных элементов, усложняющих его изготовление.
При цельноформованном планшире успешно решается проблема присоединения его к корпусу и отпадает необходимость маскировать линию стыка. Некоторый объем дополнительных отделочных работ связан с заполнением и полировкой линии разъема матрицы, если потребуется матрица, состоящая из нескольких частей.
Применение швеллерного сечения способствует эффективному использованию избыточной толщины планширя. На более крупных судах планширь может иметь коробчатое сечение (рис. 78).
Обычно планширь формуют отдельно в собственной матрице с последующим присоединением его к корпусу (рис. 79). Это не лучший вариант, но вполне приемлемый для заурядной шлюпки: планширь устанавливают на место с заполнением стыка стеклосмоляной шпаклевкой (см. 5.1).
Более надежным способом является использование крепежа наряду со шпаклевкой, которую применяют только в качестве заполнителя. Элементы крепления можно аккуратно замаскировать, совместив их с крепежом, используемым для установки буртика.
Рис. 78. Цельноформованный планширь увеличенной жесткости.
Планширь, отформованный в цвете, контрастирующем с корпусом, выглядит привлекательно. Кроме того, при необходимости окраски планширя вследствие его повреждения корпус красить не обязательно. Если планширь имеет тот же цвет, что и корпус, возможно, придется красить все судно для сохранения выбранного цветового оттенка.
При сильном износе может потребоваться замена деревянного планширя, поэтому его не следует приклеивать. Чтобы
планширь часто не менять, в качестве элементов крепления можно использовать винты, болты или заклепки.
по мере износа планширя могут царапать поверхности других судов. Кроме того, планширь начнет болтаться. Разумеется, конец винта, установленного изнутри, также может выступать сквозь изношенный планширь. На первый взгляд это может показаться еще более нежелательным. Однако острие винта выйдет на поверхность при более значительном износе. Кроме того, острие вскоре затупится, тогда как выступающая головка будет оставаться зазубренной и потому опасной в течение значительного времени.
Облегченный деревянный брус легко гнется без предварительного пропаривания даже в тех случаях, когда его сложные участки (в районе форштевня и угловых стыков) вырезают отдельно из более тонкого монолитного материала или наслаивают. Для получения более крутых изгибов проще всего сделать поперечные пропилы до середины сечения бруса.
Можно также использовать экструдированный комбинированный профиль, сочетающий привальный брус и накладку (рис. 81). Однако ни один из поливинилхлоридных профилей не обеспечивает достаточного подкрепления кромки формованного корпуса, поэтому она должна быть утолщена или армирована полосой из металла или древесины.
Экструдированный швеллер из поливинилхлорида применим в качестве облицовки для внутренней отторцованной кромки формованного планширя, поскольку эта кромка часто выглядит неровной и неопрятной. К тому же она слишком тонка, а потому неудобна и ненадежна для захвата при переносе судна на некоторое расстояние.
Рис. 81. Идеальная форма экструдированного из поливинилхлорида привального бруса в сочетании с планширем.
Наилучшее качество привальных брусьев достигается применением на них сплошной металлической полосы, ограничивающей степень изгиба или скольжения их вверх и вниз на участках, расположенных между элементами крепежа. Привальные брусья способны воспринимать большие ударные нагрузки, и отрыв их обычно вызывается срезывающими усилиями в вертикальной плоскости, возникающими при сцеплении брусьев пришвартованных рядом судов (у плавучего пирса
или пристани). При отсутствии латунной полосы появляются резкие перегибы привального бруса между элементами крепежа, которые затем западают, что приводит к провисанию свободных участков бруса. Латунная полоса распределяет нагрузку на большее количество креплений и предотвращает изгиб бруса в вертикальной плоскости.
- Что такое номер ffp
- Что такое новое время 7 класс история