Что такое плащаница в церкви

Что такое Плащаница?

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Если зайти в любой православных храм с двух часов дня Великой пятницы до полуночи Пасхи, то обязательно можно увидеть стоящий посреди церкви стол, на котором лежит больших размеров, расшитое золотыми нитками, украшенное бисером и ценными камнями полотнище дорогой ткани. Приглядевшись, можно увидеть изображенного на нем человека, полуобнаженного, как бы лежащего в гробе. Это — плащаница, а человек этот — не кто иной, как Иисус Христос.

Традиция выносить на середину храма «гроб Господень» — относительно недавняя. Примерно в XIV веке на утрени Великой субботы (то есть во второй половине дня пятницы) во время выноса Евангелия использовали небольшой платок с изображением умершего Спасителя. Этим платком покрывали книгу во время шествия, как бы наглядно показывая, что Господь уже лежит в гробе телом, а душою сходит в ад. Примерно в XVI веке платок превратилось в большое полотнище, известное нам сейчас как Плащаница.

Сначала Плащаница лежала на престоле в алтаре всю Светлую седмицу, чуть позже ее стали оставлять вплоть до Вознесения. Это была уже не просто материя с изображенным на ней Христом, а целый шедевр ткацкого искусства, украшенный по строгим правилам. Традиция выносить «гроб Господень» для поклонения верующих окончательно утвердилась не ранее XVII века, а современный порядок приобрела уже веку к XIX.

В наши дни изображение умершего Спасителя выносится в конце вечерни Великой пятницы, которая служится в третьем часу дня (14.00), в час смерти Иисуса Христа на кресте. Под пение «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи („Благообразный Иосиф, сняв с креста пречистое Твое Тело, обвил плащаницей и благоуханиями умастив, положил в новом гробе“)» священнослужители поднимают Плащаницу с Престола, как бы с Голгофы, и переносят на заранее приготовленный стол — «гробницу», и все присутствующие в храме поклоняются почившему Господу. Вечером, на службе утрени Великой субботы (вечером в пятницу) перед Плащаницей совершается чин «оплакивания Христа». В конце этого удивительного обряда совершается крестный ход вокруг храма, с пением погребальной молитвы «Святый Боже. ». Впереди шествия священники несут Плащаницу. Этим верующие как бы провожают Спасителя и хоронят Его. До пасхальной заутрени (полночь на воскресенье) изображение покоящегося Христа пребывает в храме, потом его заносят в алтарь и кладут на престол. Здесь оно покоится до праздника отдания Пасхи (канун Вознесения).

Иконография Плащаницы очень проста. По сути, это живописная копия Туринской плащаницы — пелены, в которую было завернуто тело Спасителя и на которой чудесным образом осталось изображение Господа.

На храмовых плащаницах Спаситель изображен лежащим в гробе, нагим, в набедренной повязке. Иногда его окружают фигуры ангелов, Богородицы, апостолов, но сейчас такие композиции встречаются редко. По краю Плащаницы идет вышитый золотыми нитками текст стихиры: «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи». По углам полотнища (иногда на отдельно пристегиваемых ромбовидных скрижалях) изображаются четыре евангелиста.

Источник

Туринская плащаница

Что такое плащаница в церкви. Смотреть фото Что такое плащаница в церкви. Смотреть картинку Что такое плащаница в церкви. Картинка про Что такое плащаница в церкви. Фото Что такое плащаница в церкви

Туринская плащаница представляет собой льняной плат бледно-желтого цвета длиной 4,36 м и шириной 1,1 м. Полотно соткано зигзагом 3 на 1 (одна поперечная нить переплетает три нити то сверху, то снизу). Такой способ применяли в первые века в Передней Азии.

Доктор Макс Фрай в 1973 году снял с помощью микропылесоса, снабженного клейкой лентой, с поверхности плащаницы двенадцать выборок пыльцы. На основе сделанных проб он смог определить пятьдесят восемь видов растений. Большинство из них произрастает на Ближнем Востоке, причем тринадцать солелюбивые и пустынные растения, произрастающие только в Южной Палестине и в бассейне Мертвого моря. Пыльца их могла попасть на ткань только тогда, когда ткань находилась в этих регионах.

На плащанице два отпечатка человеческого тела в полный рост: со стороны лица и со стороны спины. Плат покрывал голову, тело и ступни, поскольку отпечатки на ткани расположены головой к голове. Согласно медико-анатомическим исследованиям, на ткани изображен мужчина ростом около 180 см в возрасте от тридцати до сорока пяти лет.

Что такое плащаница в церкви. Смотреть фото Что такое плащаница в церкви. Смотреть картинку Что такое плащаница в церкви. Картинка про Что такое плащаница в церкви. Фото Что такое плащаница в церкви

Исследования плащаницы начались после того, как адвокат Секондо Пиа в 1898 году с разрешения итальянского короля Умберто I сделал несколько ее фотографий. Оказалось, что изображение тела на плащанице представляет собой негатив. Когда Пиа посмотрел на негатив, то был изумлен четкостью и яркостью изображения. Это было настоящее открытие. Позже он писал, что во время обработки полученных негативов в темноте он внезапно увидел, как на пластинке стал проявляться позитивный образ Иисуса Христа. Он всю ночь проверял и перепроверял сделанное открытие: на Туринской плащанице запечатлено негативное изображение, и позитивное изображение Иисуса Христа можно получить, сделав негатив с Туринской плащаницы.

Открытие, сделанное С. Пиа, полностью опровергает версию скептиков, что плащаница — средневековая подделка. Возникают сразу два вопроса, на которые атеисты ответить бессильны. Само понятие о негативе появилось лишь после изобретения фотографии. Как в Средние века художник мог создать на ткани негативное изображение? С какой целью?

Дальнейшие исследования, которые продолжаются уже более ста лет, полностью подтвердили, что святыня является подлинной.

Изображение тела на плащанице с точки зрения анатомии безупречно. К этому пришли еще в 1902 году французский биолог Поль Виньон и профессор Ив Делаж. Средневековая анатомия не имела серьезных достижений, поскольку запрещено было делать вскрытия. Научная анатомия берет начало с Андреаса Везалия (1514-1564). Никакой имитатор не мог это сделать.

Исследования показали, что в плащаницу был завернут человек, распятый по древнеримскому обычаю. Пробиты ступни; руки пробиты не в ладони, а в запястье. Ни один художник в Средние века не решился бы отступить от иконописной традиции. Невероятно, чтобы он знал, что ладони не выдержат тяжести тела. Только в первой половине XX века это признал хирург Пьер Барбе путем опытов (подвешивал тяжести в ампутированной руке).

В 1930 году Пьер Барбе сделал важное открытие. Он искал объяснение того, почему у Распятого на плащанице отпечатались только четыре пальца на каждой руке. Нет большого пальца. Когда он вбил гвоздь в запястье ампутированной руки, то большой палец согнулся и ушел под ладонь. Причина — разрыв запястного сухожилия. И вновь вопрос к упорствующим скептикам: неужели предполагаемый фальсификатор мог в Средние века знать то, что открыл ученый анатом в XX веке?

Что такое плащаница в церкви. Смотреть фото Что такое плащаница в церкви. Смотреть картинку Что такое плащаница в церкви. Картинка про Что такое плащаница в церкви. Фото Что такое плащаница в церкви

И еще об одном открытии, которое было сделано благодаря плащанице. Страдающего Спасителя обычно изображают в терновом венце в форме обруча. На плащанице отчетливо видны многочисленные следы крови на голове, истекавшей из проколотых шипами сосудов. Таких ран тринадцать на лбу и двадцать на темени. Следовательно, терновый венец имел форму круглой шапки. Именно такой форма и могла быть, так как воины, глумясь над Страдальцем, надели на Него, как на Царя Иудейского, багряницу и царский венец. На Востоке цари носили венец в форме митры. Бесчеловечная жестокость проявилась и в том, что воины били Его по голове тростью (Мк 15, 19). От ударов тростью по терновному венцу острые шипы впивались в голову, причиняя мучительную боль.

На плащанице много пятен крови (реальные следы, а не изображение). Исследования, проведенные в 1981 году учеными Б. П. Боллоне, М. Йорио и А. Л. Массаро, убедительно показали, что кровь эта человеческая. Она принадлежит к IV группе (АВ).

Анализ отпечатков тела (сзади и спереди) показывает, что на теле много следов от ударов. «Безвинный Страдалец испещрен многочисленными повреждениями, сделанными кнутами. В центре удара рана темнее, здесь травмы глубже и крови больше, по краям пятна светлее. Там долго текла сукровица, потому что раны раздражались одеждой и медленно сохли. В страшных разрывах вся спина, поясница и ниже. Тело отмечено многочисленными следами жестокого бичевания — девяносто восемь ударов плетью! Избивали с большой силой от плеч до ног за исключением зоны сердца, потому что удары в этой области могут быть смертельными.

Плащаница однозначно показывает, что Распятый был погребен по древнееврейскому обычаю. На плащанице в области глаз имеются отпечатки монет. У евреев в древности был обычай класть на глаза монеты, чтобы веки непроизвольно не открывались. Поскольку Иудея входила в состав Римской империи, то в обращении были римские денежные единицы. Исследователи смогли идентифицировать монету. На глаза Спасителя были положены небольшие медные монеты «лепта Пилата». На плащанице отчетливо видны буквы UCAI, которые являются окончанием первого и началом второго слова в надписи: «TIBERIOU CAICAROC» (Тиберий император).

Что такое плащаница в церкви. Смотреть фото Что такое плащаница в церкви. Смотреть картинку Что такое плащаница в церкви. Картинка про Что такое плащаница в церкви. Фото Что такое плащаница в церкви

В 1988 году были проведены радиоуглеродные исследования в лабораториях Оксфордского университета, университета в штате Аризона и Института технологии в Цюрихе. Углеродный анализ заключается в измерении количества углерода 14 (С-14) в исследуемом образце. С-14 является радиоактивным изотопом, который со временем распадается. Чем образец древнее, тем в меньшей степени С-14 радиоактивен. В ходе исследований 1988 года были получены датировки: Аризона 1304 год ± 31; Оксфорд 1200 год ± 30; Цюрих 1274 год ± 24. Эти результаты сразу же вызвали вопросы: 1) Почему полученные даты противоречат данным, которые прямо или косвенно доказывают ее древнее происхождение? 2) Являются ли эти расчеты корректными, если исследователи не учитывали загрязнения плащаницы более молодым углеродом? Радиоуглеродный метод позволяет определить возраст предмета только тогда, когда соотношение изотопов в образце не нарушено за время его существования: образец не был загрязнен углеродосодержащими материалами более позднего происхождения. Этого нельзя сказать о плащанице. В 1508 году она была вынесена для поклонения. Чтобы доказать, что она не создана художником, ее долго кипятили в масле, мыли и терли, но не смогли снять и уничтожить отпечатков. Плащаница неоднократно попадала в огонь (пожары 1201, 1349, 1532, 1934 годов). Во время пожара 1532 года в храме города Шамбери некоторые места ее обуглились. Серебряный ковчег частично расплавился. На плащанице остались следы капель серебра. После пожара плащаницу чистили. В то время в качестве растворителей использовалось горячее растительное масло. Поскольку в 1988 году при исследовании плащаницы это учтено не было, то результаты его являются научно некорректными, а датировка не может быть признана правильной.

В 2011 году завершилось пятилетнее исследование плащаницы учеными Итальянского национального агентства по новым технологиям, энергии и устойчивому экономическому развитию во главе с Паоло ди Лаццаро. Ученые решительно опровергли утверждение, что Туринская плащаница является средневековой подделкой: «Двойное изображение, фронтальное и заднее, человека, подвергавшегося истязаниям и распятию, которое просматривается на льняной ткани Туринской плащаницы, обладает многочисленными необычными характеристиками, химическими и физическими, которые в настоящее время невозможно воспроизвести в лабораторных условиях». Отсутствие технических возможностей повторить изображение на ткани не позволяет создать достоверную гипотезу о механизме формирования отпечатка. Исследователи установили важный факт: под каплями крови нет изображения. Это означает только то, что кровь появилась раньше, чем рисунок. На ткани отсутствуют следы разложения тела. Тело Распятого было завернуто в плащаницу примерно два дня. Это полностью согласуется с евангельским повествованием: после крестной смерти истерзанное бичами тело Спасителя было завернуто в погребальную пелену.

Самым важным фактом является то, что плащаница свидетельствует не только о распятии Спасителя, но и о Его воскресении. Это великое чудо ставит предел возможностям науки. Проникнуть в тайну она не может, но может косвенно подтвердить Евангелие. Результаты исследований ученых ENEA: «Общая мощность ультрафиолетовой радиации, необходимой для мгновенного окрашивания поверхности льняной простыни, соответствующей телу человека среднего роста, равна тридцати четырем миллиардам ватт, а такую мощность не способен произвести ни один из существующих ныне источников ультрафиолетового излучения».

Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его (Деян 2, 24).

В 1997 году точная копия Туринской плащаницы была передана в Московский Сретенский монастырь. В том же году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил ее как Нерукотворный Образ Спасителя.

Послесловие

Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия (Рим 10, 17), — пишет апостол Павел. Вера в Бога, стремление к Нему является чувством врожденным. Но вера невозможна без знания. Вера не что иное, как точное знание о Боге и духовном мире. Почему вера от слышания? Люди во времена апостолов слушали слово Божие, которое те проповедовали, узнавали от них, как от очевидцев, от учеников Спасителя, о Боге и Его учении. Апостолы эти знания получили от Самого Иисуса Христа. После времен апостольских знания о Боге, о вере люди стали получать, читая Священное Писание и творения святых отцов. Также научение в вере шло изустно, от духовно опытных людей — священников, богословов.

Вера приобретается и укрепляется знаниями. Луи Пастер говорил: «Недостаток знания отдаляет от Бога, но настоящая наука приводит к Нему». Маловерие, сомнения в вере происходят от недостатка личного духовного опыта и от малых знаний. Ведь за двухтысячелетнюю историю христианства святые отцы накопили огромный опыт духовного познания, помогающий разрешить даже самые сложные богословские вопросы. Нужно почаще обращаться к этому наследию.

Большинство наших соотечественников, к величайшему сожалению, было оторвано от духовной жизни и учения Церкви. Ведь Россия свыше семидесяти лет находилась в атеистическом плену, горькие плоды этого безбожного периода мы пожинаем до сих пор. Но идти к Богу не поздно ни в каком возрасте. Господь открывается и взрослому человеку, который пришел в храм на склоне лет и делает первые шаги на пути духовной жизни, и ребенку. Изучая православную веру, читая Священное Писание, другие духовные книги, человек постоянно открывает для себя что-то новое, неизведанное. Это относится ко всем без исключения людям, ибо Православие — огромный, богатый, невероятно прекрасный мир. Важно, чтобы, изучая этот мир, приобретая знания, мы не просто копили их, а постоянно использовали в своей духовной жизни: тогда они послужат главной цели — соединению с Богом и спасению души.

Источник

Вынос плащаницы

Богослужения Великой Пятницы

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Что такое вынос Плащаницы

Что такое плащаница в церкви. Смотреть фото Что такое плащаница в церкви. Смотреть картинку Что такое плащаница в церкви. Картинка про Что такое плащаница в церкви. Фото Что такое плащаница в церкви

Вынос Плащаницы

Богослужебные особенности Чина погребения

Утреня Великой Субботы с Чином погребения обычно служится в пятницу вечером. Плащанице в этом богослужении отводится роль, которую в других случаях имеет икона праздника.

Утреня начинается, как надгробная служба. Поют погребальные тропари, совершают каждение. После пения 118-ого псалма и прославления Святой Троицы храм освещают, затем провозглашается весть о женах-мироносицах, пришедших ко гробу. Это первая, пока негромкая, потому что Спаситель еще во гробе, — благая весть о Воскресении Христовом.

Во время богослужения верующие совершают крестный ход — обносят Плащаницу вокруг храма и поют «Святый Боже». Крестный ход сопровождается погребальным звоном колоколов.

По окончании чина погребения Плащаницу подносят к царским вратам, а потом возвращают на место посреди храма, чтобы ей могли поклониться все священнослужители и прихожане. Там она находится до позднего вечера Великой субботы.

Что такое плащаница в церкви. Смотреть фото Что такое плащаница в церкви. Смотреть картинку Что такое плащаница в церкви. Картинка про Что такое плащаница в церкви. Фото Что такое плащаница в церкви

Только перед пасхальной утреней, во время полунощницы, Плащаницу уносят в алтарь и кладут на престол, где она остается до отдания Пасхи.

Иконография Плащаницы

Что такое плащаница в церкви. Смотреть фото Что такое плащаница в церкви. Смотреть картинку Что такое плащаница в церкви. Картинка про Что такое плащаница в церкви. Фото Что такое плащаница в церкви

Плащаница — плат, на котором изображен Спаситель, лежащий во гробе. У этой иконы (Плащаница считается именно иконой) есть традиционная иконография.

В центральной части композиции Плащаницы изображают икону «Положение во Гроб». Полностью или только тело погребенного Христа.

Икона «Положение во Гроб» описывает евангельскую сцену погребения распятого Иисуса Христа. Тело сняли с креста и обвили плащаницей, то есть погребальными пеленами, пропитанными благовониями. Затем Спасителя положили во гроб, высеченный в скале, и привалили ко входу в пещеру большой камень.

Что такое плащаница в церкви. Смотреть фото Что такое плащаница в церкви. Смотреть картинку Что такое плащаница в церкви. Картинка про Что такое плащаница в церкви. Фото Что такое плащаница в церкви

Плащаницу выполняют в разных техниках. Чаще всего за основу берется полотно бархата. Например, Плащаницы XV—XVII вв. делались в технике лицевого шитья. В XVIII—XIX вв. мастера сочетали золотное шитье или рельефную аппликацию из тканей с живописью. В технике живописи выполняли лик и тело Христа. Бывали и полностью живописные Плащаницы.

Сейчас нередко в храмах можно увидеть Плащаницы, сделанные типографским способом. Это издержки массового производства — ручная работа стоит дорого.

По периметру Плащаницы обычно вышивается или пишется текст тропаря Великой субботы: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив и вонями (вариант: благоуханьми) во гробе нове покрыв, положи».

Традиции выноса Плащаницы

В некоторых храмах после крестного хода несущие Плащаницу священнослужители останавливаются у входа в храм и высоко поднимают Плащаницу. И следующие за ними верующие друг за другом проходят в храм под Плащаницей. На середину плащаницы, вместе с Евангелием, обычно кладут маленький литургический покровец. Иногда покровцом закрывают изображенный на Плащанице лик Христа — в подражание чину священнического погребения, предписывающему закрывать лицо лежащего в гробу священнослужителя воздухом (воздух — большой четырехугольный покров, который символически изображает плащаницу, которой было обвито тело Христа).

Источник

Не просто икона. О чем говорит Плащаница

Созерцая Распятого

Что такое плащаница в церкви. Смотреть фото Что такое плащаница в церкви. Смотреть картинку Что такое плащаница в церкви. Картинка про Что такое плащаница в церкви. Фото Что такое плащаница в церкви

Протоиерей Николай Чернышев

Все происходит при созерцании, непосредственном созерцании Распятого, Умершего за каждого из нас Спасителя. Мы видим и кровь, вытекающую из Его ребер, и Его самого, обнимающим Собою весь мир.

Пелены

И вот наступает великий итог – день Его погребения, мы готовимся к Великой Субботе. Как здесь иконография освещает нам эти события?

Есть устойчивая традиция делать священные изображения на досках в иконной, темперной технике, которые поставляются посреди Церкви в течение всего года, а перед чином Погребения Спасителя выносится из алтаря Святая Плащаница.

Что такое плащаница в церкви. Смотреть фото Что такое плащаница в церкви. Смотреть картинку Что такое плащаница в церкви. Картинка про Что такое плащаница в церкви. Фото Что такое плащаница в церкви

Плащаница из Бачковского мон. 15 в. Болгария.

Христос во гробе, Христос покрыт пеленами, такими же, какими был покрыт и праведный Лазарь, пропитанными такими же смолами, которые не дают возможности никакого движения.

Поэтому чаще всего вместо иконы, написанной на доске, и видим мы Плащаницу, образ, выполненный, вышитый на материи, на ткани. Этот образ призван напоминать нам о той Плащанице, которой было покрыто Тело Христа во гробе.

Целомудрие в обобщении

Формы рисунка, которые мы видим на Святой Плащанице, гораздо более обобщенные, чем на большинстве икон, еще более обобщенные, чем на Распятии, написанном в православной традиции.

Вся она далека от натуралистичности, но здесь, в Плащанице, употреблено большее обобщение для еще большего целомудрия для того, чтобы меньше было напоминания о какой-либо чувственности, эмоциональности, плотяности в созерцании Тела Христа во гробе.

Вот почему Плащаница создается в иных формах, на ином материале и представляет собой даже по своей осязательности нечто иное, чем просто икона.

Образ Святой Плащаницы являет нам образ Бога, ставшего Человеком, жившего и умершего, как человек. И эта плоть Богочеловека Христа лежит во гробе… Это непостижимо, это прикровенно для нас, до конца понять это невозможно и ангелам.

Что такое плащаница в церкви. Смотреть фото Что такое плащаница в церкви. Смотреть картинку Что такое плащаница в церкви. Картинка про Что такое плащаница в церкви. Фото Что такое плащаница в церкви

Вот эта прикровенность проявлена в самих формах образа и даже в самой материи Святой Плащаницы. Когда к Ней прикасаешься, Ее осязаешь иначе, воспринимаешь как образ погребальных пелен, которыми был покрыт Первообраз при положении во Гроб.

Источник

Плащаница и ее история

Плащаница придает трогательное великолепие и умилительную торжественность церковным службам последних великих дней Страстной седмицы. Она составляет их необходимую принадлежность и является наглядным выражением совершаемых в них воспоминаний. Обыкновенно, на вечерни Великого пятка, совершаемой в воспоминание крестной смерти Спасителя, при трогательном пении тропаря «Благообразный Иосиф», она выносится на средину храма, где и поется над нею канон на «Плач Богородицы». В Великую субботу вся утреня совершается над плащаницею и знаменует собою умилительнейшее отпевание, а потом, шествием с плащаницею вокруг храма, и самое погребение Божественного мертвеца.

Православный мир так привык и полюбил печальное торжество этих великих дней, что для него они немыслимы без плащаницы. Между тем совсем еще не далеко то время, когда православная Русь не знала плащаницы. Появление ее на Руси и образование служб над нею имеют свою весьма любопытную историю.

За все время господства в русском богослужении студийского устава, т. е. со времени преп. Феодосия и до самого конца XIV века, плащаницы не было на Руси. По крайней мере от того времени до нас не сохранилось ни одной плащаницы, и в тогдашнем уставе ничего не говорится ни о выносе ее для поклонения, ни о ходе с ней вокруг храма. В сохранившемся до нашего времени списке студийского устава конца XII или начала ХIII века находится лишь следующая подробность утрени Великой субботы: после стихир на хвалитех поется «Слава в вышних Богу певчески; на славу же таковаго пения абие входит поп с диаконом, имуще евангелие, свещи предыдущи и всходит на стол и, дав мир, сядет»; затем после прокимна – паремия из прор. Иезекииля, апостол и евангелие, которое читается «от попов в алтаре» (№ 380 синодал. библ.). Но в этом входе с евангелием отнюдь нельзя видеть начала развившегося потом обычая совершать шествие с плащаницей вокруг храма. Проф. Мансветов в этом входе видит остаток древнейшей церковной практики, известной под именем «песненного последования», по которому вход и чтение евангелия совершались не перед каноном, а на великом славословии.

С появлением у нас в XIV веке иерусалимского устава в богослужебную практику Страстной седмицы входят некоторые подробности, которые можно считать началом развившихся торжественных служб над плащаницей. Так, во всех уставах конца XIV и XV веков на утрени Великой субботы, по входе с евангелием после великого славословия, заложено пение тропаря «Благообразный Иосиф». Сам вход иерей совершает, облачившись во все священнические одежды: «славословие великое; иерей же облачится во весь чин свой и сотворит выход с евангелием; приходит же пред святыя двери и ту стоит, ожидая конца трисвятому; кончаваему же трисвятому, возгласит: «Премудрость прости» и входит; входящу же ему, мниси ркут тропарь «Благообразный Иосиф» (№ 383 синодал. библ.). Но ни о выносе плащаницы на вечерни Великого пятка ни о ходе с ней вокруг храма в уставах этого времени еще ничего не говорится.

В это же время в церковное употребление на Руси входят в большом количестве шитые воздухи. Этим именем обозначается третий большой покров, употребляемый для покровения св. даров по пренесении их на престол, в знамененование прикрытия гроба Спасителя, почему при возложении его на св. дары и читается священником тропарь «Благообразный Иосиф».

В древней Руси в знатных и богатых домах, а также и в некоторых женских монастырях, на этом воздухе шелком, иногда вместе с золотом, вышивалось напоминаемое им «положение Христа во гроб», а по краям – самый тропарь «Благообразный Иосиф» или же «Да молчит всякая плоть человеча» – песнь великого входа Великой субботы. От XV века сохранилось несколько таких шитых воздухов, и все они, имеющие надпись, непременно называются воздухами». Таковы воздухи: митрополита Фотия в селе Коломенском, Юрьевского новгородского монастыря, вышитый в 1449 году, новгородского Софийского собора, вышитый в 1456 году, и др. В историческом музее есть суздальский воздух времен митрополита Фотия с изображением таинства евхаристии. Еще больше таких воздухов сохранилось от XVI века: смоленский в Новодевичьем монастыре 1545 года, волоколамский 1558 года, Троице-Сергиевой лавры того же времени, нижегородского Печерского монастыря 1563 года и др. Эти шитые воздухи обыкновенно вкладывались в соборные храмы и в особо чтимые монастыри.

Понятно, обычай вышивать на большом воздухе положение Спасителя во гроб был заимствован Русью из Греции. Но там в Греции такой «воздух» – άναφορα – имел в это время уже особое название – έπιτάφιον – и особое церковное употребление. По свидетельству Гоара, έπιτάφιον в греческих монастырях выносился на вечерни Великого пятка; с ним совершали ход вокруг храма на утрени Великой субботы и, наконец, от Пасхи до Вознесения его носили на главах два священника за святыми дарами во время великого входа: «а Paschatis solemnibus ad Ascensionis usque celebritatem plerisque in Monasteriis Christi in sepulchro jacentis imaginem (cujus est usus in processione nocturna, et vigiliis magnae Parasceves) έπιτάφνον hac de causa dictam, ultimi duo sacerdotes agmen illud (во время великого входа) claudentes capitibus gestant et praevios sequuntur». Можно думать, что и у нас на Руси, где позволяли средства и количество священнослужащих, воздух с изображением Спасителя, лежащего во гробе, носился во время великого выхода. По крайней мере этот обычай у нас был известен. Так думать заставляет изображение великого выхода в алтарной абсиде Ильинской церкви в Ярославле, открытое и опубликованное проф. Н. В. Покровским. На этом изображении великий выход замыкают три священника с шитым воздухом на главах, очевидно, для покровения св. даров на престоле.

По примеру греческих монастырей и в наших монастырях с XVI века начинают носить такой «воздух» во время входа с евангелием на утрени Великой субботы. Этот век и нужно считать началом употребления шитого воздуха только на утрени Великой субботы и началом присвоения ему нарочитого именования «плащаницы». Но до повсеместного распространения плащаницы было еще очень далеко. Ее имели только богатые и особо чтимые храмы, соборные и монастырские, и в них службы с плащаницей на Страстной неделе еще только начали слагаться.

В некоторых церквах этот выход с одним только евангелием совершался на середину храма и даже в трапезу. Священник и диакон при этом были облачены в белые ризы. В трапезе евангелие полагалось на аналой, диакон кадил его кругом и возглашал «Премудрость», чтец пел тропарь «Благообразный Иосиф» и читал паремию. Иногда евангелие во время этого выхода нес диакон, а не священник, и оно не полагалось на престоле, «занеже воздух на престоле», но держалось диаконами.

В Иосифо-Волоколамском монастыре выход совершался с воздухом, при чем воздух в это время переносился из большого храма в малый. При пении стихиры «Преблагословенна еси Богородице Дево, – говорится в обиходнике этого монастыря, – пойдут со свещами в большую церковь и, пришед, поют славословие и пред воздухом идут помалу тихо и поют «Святый Боже», а священницы все идут под воздухом».

Таким образом памятники XVI века дают двоякое описание входа после великого славословия на утрени Великой субботы. По одним, священник выносит только одно евангелие, а по другим, вместе с евангелием выносился «воздух большой», а иногда и малые. Таким образом в этом веке воздух с изображением Спасителя, лежащего во гробе, получает нарочитое употребление на Страстной неделе и кое-где, но весьма редко, название плащаницы. Но еще нет известий ни о выносе ее в Великий пяток, ни о ходе с ней вокруг храма, хотя уже в этот век существовал обычай, который легко мог перейти в современный нам. Так, по одному требнику (№ 377 синод. библиот.) в начале утрени Великой субботы на аналое среди церкви ставилась икона «Снятие со креста Господня телеси и положение во гроб». Около аналоя становились священники с возженными свещами в руках, одетые в полное облачение. Игумен кадил икону и начинал петь «непорочны». Несомненно, этот обычай послужил потом основанием для выноса плащаницы на средину храма и совершения над ней отпевания.

Однако нарочитое именование и употребление шитаго воздуха установилось окончательно в XVII веке. Тогда же несомненно развились и все обряды плащаницы, ее вынос и шествие вокруг храма, но, к сожалению, точно проследить образование всех подробностей современной нам практики церковных служб Великих пятка и субботы нет никаких данных – ни письменных, ни печатных.

По уставу Кириллова Белозерского монастыря на утрени Великой субботы еще ставился посреди церкви аналой с иконой «праздника», а вход совершался с евангелием и воздухом: «после славословия игумен выходит со священники, игумен евангелие несет, во вся облачася, священницы воздух несут, диакони свещи несут, большие преди, крылошане поют «Святый Боже» надгробное; а идут косно, дóндеже «Святый Боже» испоют всю, и глаголет диакон «Премудрость», мы же входные тропари пред паремьею и прочая совершаем, якоже во уставе писано; а как во алтарь войдут с воздухом и положат на престоле той воздух, диакон глаголет «Премудрость» и чтет паремью и апостол; тоже игумен чтет евангелие, а диакони держат, зане воздух на престоле; по евангелии ектения и прочее и отпуст; игумен с священники и с диаконы целуют воздух на престоле, а братия целуют праздник на налои, а на целовании поют стих «Приидите ублажим». Нужно думать, что в других многих монастырях «воздуха» еще не имели и совершали вход с одним евангелием, а целование иконы совершали посреди церкви: «кроме Кириллова монастыря в прочих монастырех игумен с священницы на целование праздника из олтаря выходят в ризах и по целовании говорят первый час». В этом же уставе объяснено, как поступать в том случае, если церковь имеет только одного священника и диакона: «бывает выход сице: после славословия и по трисвятом, священник и диакон облачатся в ризы белыя обычныя, и бывает выход с евангелием в трапезу: священник несет евангелие, диакон пред ним с кадилом, понамарь со свещею; и, пришед, положит евангелие на налои в трапезе, диакон покадит евангелие крестообразно, глаголет «Премудрость», чтец тропарь». Очевидно, в начале XVII века «воздух» имели весьма немногие храмы.

В Троице-Сергиевом монастыре «воздух» вошел к этому времени в богослужебное употребление на Страстной седмице и уже получил свое настоящее название плащаницы; но ни выноса ея, ни хождения кругом храма там еще не было. В Троицком уставе начала XVII века о входе на утрени Великой субботы сказано: «архимандрит облачится во вся одежда священная, а священницы и диаконы в ризы, и архимандрит возмет евангелие, а попы понесут над архимандритом плащаницу, потом иныя плащаницы; из олтаря идут северными дверми около столпа: два понамаря с подсвечниками, да два диакона со свещами, да два диакона с репидьи, да диакон с шапкою, два диакона с кадилы, и кадят безпрестанно около плащаницы; а евангелие и кадило большое; а крылошане поют «Святый Боже» надгробную; егда же внидут во олтарь, диакон глаголет «вонмем». на 1 часу праздник ставят на целование и поют стих «Приидите ублажим» или «Тебе одеющагося» (№ 400 синод. библ.). Но уже в это время «у Троицы в Сергиеве монастыре» вводится обычай выносить плащаницу на средину храма на время всей утрени Великой субботы. На средине храма на особом столе она лежит и во время обедни до Херувимской песни, после коей диаконами на главах опять вносится в алтарь (№ 391). В новгородском же Софийском соборе в начале XVII века уже совершается крестный ход на утрени Великой субботы. В этом ходу кругом храма носились великая плащаница и другие малые плащаницы (№ 399).

Таким образом в начале XVII века «воздух» с изображением «Положения Спасителя во гроб» из обыкновенного покрова для святых даров становится плащаницей. Церковное употребление ее приурочивается исключительно ко входу на утрене Великой субботы. В зависимости от этого службы последних дней Страстной седмицы получают некоторые формы, как-то: вынос плащаницы на средину храма для поклонения и целования, и хождение с нею вокруг храма. Из этих первоначальных форм потом развиваются эти службы до того вида, в каком мы их видим теперь. Но это развитие находилось в прямой зависимости от распространенности плащаницы, от имения ее в той или другой церкви. А так как последнее обстоятельство никогда не ставилось в непременную обязанность всем православным церквам России, то поэтому церковное употребление плащаницы до сих пор не регламентировано нашими богослужебными книгами.

В старопечатной Цветной Триоди разных изданий московских – 1591, 1604, 1621, 1630, 1635 и 1640 гг. – на утрене Великой субботы указан только вход с евангелием после великого славословия и пение стихиры «Приидите ублажим» после Трисвятого. О плащанице нет никаких упоминаний. То же и в Цветной Триоди львовской 1642 года и киевской 1631 года, в которых перед паремьей положено еще пение тропаря «Благообразный Иосиф», виленской 1609 года. В древнейшей Цветной Триоди краковской 1491 года и напечатанной в Мрькшиной церкви 1566 положен только вход без пения стихиры и тропаря. В Триоди же Цветной, напечатанной в Скадаре в 1563 году, а равно в Постной Триоди 1656 года и в наших современных положен вход и по входе тропарь «Благообразный Иосиф». Было только, кажется, два издания Цветной Триоди в Москве в 1648 и 1653 гг., в которых положено на утрени Великой субботы, после тропарей на «Бог Господь», выносить на аналое «праздник» на средину церкви и раздавать свечи братии. О плащанице в Триоди печатной не сделано никаких указаний и даже упоминаний.

В печатном уставе 1610 года наглядно сказалось то, что к этому времени плащаница не вошла в церковное употребление на Руси. В нем так описан вход на утрени Великой субботы: во время пения славословия великого «входит игумен во святый алтарь со иереи и диаконы и облачится во вся священныя одежды, иереи же токмо в ризах. Исходит с евангелием, и с воздухи, и диаконы с кадилы, предходящим ему со двема лампадома, и оба лики поющи Трисвятое надгробное. Приходит же игумен пред святыя царския двери и ту стоит, ожидая конца Трисвятому. Сему же кончану бывшу, таж возгласит начальный диакон «Премудрость прости» и входит. Мы же входное тропарь «Благообразный Иосиф». После же отпуста положено целование, но не на воздухе «Положение во гроб», а иконы: «таж праздник поставим среди церкви и поем, на целование, стихиру глас 8 «Приидите ублажим Иосифа приснопамятнаго». Таж игумен целует образ и братия вся». В уставе 1633 года уже нет никаких упоминаний о «воздухе». Лишь в уставе 1641 года впервые полагается совершать вход «с евангелием под плащаницею». Таким образом около этого времени, надо думать, шитый воздух получил свое настоящее название плащаницы и тем был выделен для особого употребления на утрене Великой субботы. Но выноса плащаницы на средину храма для поклонения и целования в это время еще не было установлено. В том же уставе по этому поводу положено следующее: «в монастырех же бывает целование. По отпусте утрени поставляем бывает налой с образом праздничным среди церкви. Клирицы же поют, на целование, стихиру глас 8 «Прииди ублажим» и далее, как в уставе 1610 года. Этот вынос определен в Типиконе 1682 года и во всех последующих, и современных нам совершенно согласных с ним. По ним установлено по входе полагать евангелие на престоле, «плащаницу же на уготоване столе, во образ гроба». После отпуста в них замечено: «и бывает целование во обителех на плащанице положение во гробе. А идеже несть плащаницы, целуют образ, певцы же поют стихиру, глас 8: «Приидите ублажим».

Плащаница, таким образом, по представлению церковного устава, составляет необязательную принадлежность православных храмов. Вот почему службы с нею развивались, надо думать, в монастырях независимо от устава, и уже из монастырей, по неписанному преданию, перешли во все русские храмы, по мере приобретения ими самых плащаниц. В настоящее время уже повсеместно в России они получили совершенно законченную форму и слились со службами последних дней Страстной седмицы в одно торжественнейшее и знаменательнейшее целое.

Дмитриевсого Алексея. Богослужение в русской церкви в XVI веке. Казань, 1884. 215–222 стр.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *