Что такое пластический этюд в театре

Театральные этюды:
что это такое и зачем они нужны

Этюд часто включают в программу вступительных испытаний в театральный ВУЗ – он ближе всего к практическим занятиям будущих студентов. Этюд дает возможность наглядно увидеть уровень мастерства актера. Однако абитуриенты часто впервые сталкиваются с этюдом только на вступительных и не знают, какие бывают этюды, как его оценивает комиссия и как показать свое актерское мастерство в таком формате. Давайте разбираться! Что такое этюд в театре и из чего он состоит?

Этюды бывают нескольких видов, они помогают в тренировке разных аспектов актерской деятельности, совершенствовании многих техник исполнения в инструментарии актера: пластики, постановки голоса, импровизации, сценического внимания, умения слушать и чувствовать партнера, инстинктивных реакций. На вступительных испытаниях показывают сценический этюд – событийный, быстро срежиссированный самим актером эпизод из жизни, адаптированный под сценические условия.

Разные виды этюдов показывают разные стороны актера, они направлены на отработку конкретных навыков.

Этюд «наблюдения»
Реже его называют этюдом «перевоплощения». В ходе этого этюда актер наблюдает за людьми или животными, подчеркивая небольшие, но характерные черты их поведения. Смысл этого этюда – научиться замечать мелкие детали персонажей, в том числе животных, даже несуществующих (упражнение с животными актуально не только для актера ТЮЗа – например, его любит выполнять Бенедикт Камбербэтч!). В этом этюде важно не только запомнить мелкие подробности, но и воспроизвести их точно и в характерной для самого себя актерской манере.

Бенедикт Камбербэтч в роли дракона Смауга:

Этюд «память физического действия»
или этюд «ПДФ». Это упражнение напоминает пантомиму. Актер изображает действия с материальным предметом, но не использует его – например, надевает обувь, чистит зубы или пишет письмо. Этот тип этюдов примечателен тем, что синхронизирует две линии внимания: внешнюю (зрители концентрируются на имитации действия без необходимых предметов) и внутреннюю – актер должен не просто достоверно изобразить будничный процесс, а обыграть его при помощи актерской экспрессии, восполнить своим мастерством отсутствие предмета. Этюд «ПДФ» хорошо развивает не только импровизацию, но также пластику и мимику.

Этюд «в предполагаемых обстоятельствах».
Актер играетнеобычную ситуацию, которая произошла с ним в прошлом или которую он придумал – это не так важно. Главное – чтобы она была жизненной. В это виде этюда важно развитие действия: актер сталкивается с какой-то проблемой (например, на его голову из окна вылилось ведро воды), в ходе развития этюда старается ее разрешить, выходит на какой-то финиш. В процессе игры актер должен выражать эмоции как реакцию на обстоятельства. Реакции актера меняются по ходу развития этюда – от разочарования и неудовлетворения к, например, спокойствию и принятию ситуации.

Этюд «на событие».
Этюд, в центре внимания которого некое важное событие: вы внезапно поступили в ВУЗ благодаря счастливой случайности, вас ограбили во время будничной прогулки, вы нашли клад или случайно встретили родителей, с которыми давно находитесь в молчаливой ссоре. Герой попадает в ситуацию, которая сильно меняет его планы и имеет большое значение его в вашей жизни. В этом этюде актер отыгрывает само важное событие и то, как он его переживает.

Этюд «на молчание».
Обычно в этом этюде участвуют два персонажа, между которыми либо происходит нечто неловкое или трагическое, либо возникает недопонимание — в любом случае это ситуация, которая лишает героев способности говорить. Например, два человека после сильной ссоры, помириться хочет только один; уставший муж после работы не находит в себе сил, чтобы заговорить с женой за ужином; двое людей ждут решения после собеседования на одну и ту же вакансию.

В этом типе этюдов у актера нет возможности пользоваться таким инструментом как речь, однако именно благодаря этому он выражает весь накал и значимость ситуации при помощи мимики, дыхания, несказанных слов.

Что такое пластический этюд в театре. Смотреть фото Что такое пластический этюд в театре. Смотреть картинку Что такое пластический этюд в театре. Картинка про Что такое пластический этюд в театре. Фото Что такое пластический этюд в театре

Хотя этюды могут быть разными по содержанию, все они обязательно имеют структуру, схематичное построение, универсальное для разных видов.

Структура этюда:

1. Экспозиция
«Точка входа»: место действия, предполагаемое окружение, другие персонажи, которые занимаются определенными делами. Парк, жаркий день, много людей, как гуляющих, так и спешащих по своим делам.

2.Завязка
Первое действие, с которого начинается этюд. Например, девушка, по классике жанра, роняет стопку книг именно в момент, когда мимо проходит знакомый ей юноша.

3.Развитие событий
Наиболее насыщенный событиями период этюда. В нашем случае: знакомство будущих предполагаемых возлюбленных, рассказ о себе и о том, что связывало их раньше.

4.Кульминация
Момент, который ведет к развязке. В этот момент зритель начинает понимать исход этюда. Например, юноша начинает вести себя нереалистично.

5.Развязка
Исход (зачастую неожиданный), ради которого всё начиналось. Героиня просыпается.

Что такое пластический этюд в театре. Смотреть фото Что такое пластический этюд в театре. Смотреть картинку Что такое пластический этюд в театре. Картинка про Что такое пластический этюд в театре. Фото Что такое пластический этюд в театре

Этюд – зачастую один из необходимых элементов программы при поступлении в театральный. Этюд демонстрирует задатки потенциального студента: умение импровизировать, использовать разные актерские инструменты, проявлять себя в разных ситуациях, видеть структуру мини-постановки.

Универсальных критериев оценки этюда нет, они разные у каждой комиссии и в целом у ВУЗа или училища. Однако экзаменаторы точно обратят внимание на то, что вы умеете реалистично представлять ситуацию и зрелищно изображать сцену, знаете свои сильные стороны, искренне чувствуете то, что чувствует ваш герой, кем бы он ни был – пожилой женщиной или воображаемым животным.

Источник

Этюд для поступления в театральный

Что такое пластический этюд в театре. Смотреть фото Что такое пластический этюд в театре. Смотреть картинку Что такое пластический этюд в театре. Картинка про Что такое пластический этюд в театре. Фото Что такое пластический этюд в театре

Вступительный экзамен на актерский факультет любого театрального училища включает в себя небольшой этюд, в котором абитуриент должен продемонстрировать свои актерские способности. Очень важно, чтобы у приемной комиссии осталось положительное впечатление о подготовленном вами этюде, ведь этот вид творчества ближе всего к тем практическим занятиям, которые ждут вас на курсе. Зачастую абитуриенты впервые сталкиваются с этюдами при подготовке к поступлению, поэтому плохо представляют, как над ними работать и по каким критериям данное театральное упражнение будет оцениваться экзаменаторами.

В театральной студии «Бенефис» работе над этюдами уделяется много времени и внимания. Уже с первых занятий наши ученики получают домашние задания по работе над этюдами. Вначале упражнения довольно простые, постепенно мы переходим к более сложным заданиям.

Система обучения выглядит примерно так: вы получаете домашнее задание, готовите его и представляете на следующем уроке. Преподаватель оценивает результат: дает рекомендации, рассказывает, что было сделано правильно, а над чем еще следует потрудиться.

Этюды, над которыми мы совместными усилиями работаем, берутся из классических программ обучения таких театральных вузов, как ГИТИС, Щепкинское училище, Театральный институт им. Щукина, школа-студия МХАТ. Фактически мы изучаем те этюды, которые проходят на 1 курсе студенты театральных вузов.

Что такое пластический этюд в театре. Смотреть фото Что такое пластический этюд в театре. Смотреть картинку Что такое пластический этюд в театре. Картинка про Что такое пластический этюд в театре. Фото Что такое пластический этюд в театре

Театральный этюд – это упражнение в виде небольшой сценки на отработку определенного актерского навыка (память физических действий, оценка, взаимодействие с партнером и т. д.), средней длительностью 3–5 минут. Чаще всего в основе этюда лежит полноценный сюжет – с завязкой, кульминацией и развязкой. В отдельных случаях сюжет отсутствует, и мастерство актера определяется умением органически существовать в определенных обстоятельствах.

На перевоплощение. Такие этюды строятся на основе личных наблюдений актеров за людьми, их реакцией на события, манерой ходить, говорить и т. д. Смысл упражнения – научиться замечать, запоминать и максимально подробно воспроизводить характерные черты человека или животного.

Я в предлагаемых обстоятельствах. Здесь студенту предлагается «играть» самого себя в различных жизненных ситуациях: придуманных, или действительно имевших место быть. Как правило, такие этюды строятся на преодолении или приспособлении к нестандартным обстоятельствам. Например, у вас дома прорвало трубу, за пять минут до свидания вы порвали платье и т. п.

На память физических действий. В этих этюдах актер делает обычные вещи, но с воображаемыми предметами. Смысл упражнения – развитие физической памяти ощущений и умение ею пользоваться (тренированный актер не играет ощущения на сцене, а вытаскивает их из памяти и воспроизводит). Например, студенты режут овощи без ножа и самих овощей, делают уборку в квартире без швабры и веника, принимают душ без воды и т. д.

В студии «Бенефис» вы познакомитесь с такими видами этюдов:

Давайте рассмотрим на примерах. Преподаватель может попросить представить, что сейчас вы находитесь в китайском метро: вокруг вас находятся китайцы, вы ощущаете не самые приятные запахи. В следующую секунду вам нужно резко переключиться: представить, что вы оказались посреди Северного Ледовитого океана на льдине и чувствуете сильный холод.

Мы регулярно отрабатываем подобные этюды на предполагаемые обстоятельства. Есть и другие классические упражнения: нитка с иголкой, пролитый чай. Задача учеников – заставить всех окружающих поверить, что вы действительно пролили чай, а не просто машете руками. На словах задание кажется проще, чем на практике, и не у всех сразу получается. Но уже после месяца регулярных занятий вы начнете замечать прогресс. Проработка каждого вида этюдов поможет в будущем при поступлении в театральный вуз.

Как оценивается актерский этюд

Что такое пластический этюд в театре. Смотреть фото Что такое пластический этюд в театре. Смотреть картинку Что такое пластический этюд в театре. Картинка про Что такое пластический этюд в театре. Фото Что такое пластический этюд в театре

Конечно, существует субъективный фактор и нельзя говорить о жёстких критериях оценки. Однако есть перечень факторов, которые наверняка повлияют на оценку экзаменаторов, а именно:

Экзаменаторы оценивают вас не с точки зрения полностью сформированных навыков, а с точки зрения ваших задатков, предпосылок к творческому росту.

Темы этюдов в нашей студии подбираются, исходя из ваших предпочтений и интересов.

Схематический пример этюда

Что такое пластический этюд в театре. Смотреть фото Что такое пластический этюд в театре. Смотреть картинку Что такое пластический этюд в театре. Картинка про Что такое пластический этюд в театре. Фото Что такое пластический этюд в театре

Если вы готовитесь к поступлению в театральный вуз, запишитесь на курсы актерского мастерства в Москве театральной школы «Бенефис». Курс состоит из широкого комплекса тренингов и этюдов, наши преподаватели – профессиональные актеры, которые дают конкретные практические рекомендации по улучшению и развитию актерских навыков. Занятия проводятся в непринужденной творческой атмосфере, в которой намного проще избавиться от собственных психологических блоков, выйти из зоны комфорта. Вас ожидают интересные знакомства, яркие впечатления и новый опыт.

Мы научим вас:

Мы не ограничиваем учеников в выборе темы для этюдов. Это часть творческой работы, которая косвенно характеризует интересы и опыт каждой отдельной личности. Разыгрывая сценки из реальной жизни, воплощаясь в разных персонажей, можно получить настоящее наслаждение от игры, и, конечно же, – полезные знания.

Благодаря этюдной практике, полученной в школе актерского мастерства «Бенефис», на экзаменах вы будете чувствовать себя более уверенно и обязательно поступите в театральный вуз.

Выберете для себя наиболее подходящий курс. Мы проводим занятия для взрослых и детей в центре Москвы.

Источник

Пластический этюд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:50, реферат

Описание работы

«Актер должен не только иметь полноценный аппарат воплощения, но и постоянно его совершенствовать. Однако для того, чтобы совершенствовать аппарат воплощения, нужно знать его возможности, законы управления этим аппаратом, законы движения на сцене».

И.Э. Кох «Основы сценического движения».

Содержание работы

1. Введение;
2. Понятие «этюд»;
3. Этюдная проба;
4. Составляющие этюдной пробы;
5. Сценический этюд;
6. Исходные материалы для сочинения этюда;
7. Законы построения сценического этюда;
8. Композиция сценического этюда;
9. Заключение;
10. Список литературы.

Файлы: 1 файл

реферат.doc

Томский областной колледж культуры и искусств им. В.Я. Шишкова

Выполнил: Студентка 3 курса

4. Составляющие этюдной пробы;

5. Сценический этюд;

6. Исходные материалы для сочинения этюда;

7. Законы построения сценического этюда;

8. Композиция сценического этюда;

10. Список литературы.

«Актер должен не только иметь полноценный аппарат воплощения, но и постоянно его совершенствовать. Однако для того, чтобы совершенствовать аппарат воплощения, нужно знать его возможности, законы управления этим аппаратом, законы движения на сцене».

И.Э. Кох «Основы сценического движения».

Одним из способов выяснить возможности своего «аппарата воплощения» может явиться пластический этюд. С его помощью студент может применить приобретенные им навыки на практике, дать им органичную сценическую жизнь, а не оставлять их на уровне бездушных трюков. «Первоосновой искусства является реальная действительность, жизненные наблюдения» (А.Немировский «Пластическая выразительность актера»). И пластический этюд как никто другой способен сделать чисто технический бездушный трюк живым, реальным, жизненно правдивым. Но что же такое пластический этюд, и с чем его едят? Более подробно об этом вы узнаете далее.

Итак, начнем с самого начала. Что же такое этюд? Рассмотрим несколько определений, взятых из разных источников:

ЭТЮД – это сквозная непрерывная импровизационная проба актера собой предлагаемых обстоятельств и событийной ситуации или действие актера в предлагаемой (придуманной, сочиненной или воспроизведенной по памяти) событийной ситуации.

Значение слова Этюд по Ефремовой – упражнение, служащее для развития и совершенствования техники какого-либо искусства: актерского, шахматного, музыкального и т.п. (обычно импровизационного характера).

В учебном процессе этюд – это:

a) средство «вспомнить жизнь» и на основе этого создать правду сценической жизни;

b) средство постижения творческих законов органической природы и приемов психотехники;

c) средство обучения (постижение основ профессии: погружение в предлагаемые обстоятельства, освоение понятия «действие» и событие);

d) средство проявления творческой инициативы и самостоятельности.

Этюд – это самостоятельный поиск действенной линии поведения в заданных (придуманных) обстоятельствах. С точки зрения профессиональной обученности это основной профессиональный навык.

С точки зрения социальной значимости в педагогике дополнительного образования – это привитие учащимся таких качеств, как самостоятельности, ответственности, трудоспособности.

В современной театральной школе сложились два понятия, которые принято назвать одним словом «Этюд». Чтобы избежать неразберихи, следует четко понимать, что стоит за каждым из понятий.

Первая концепция рассматривает этюд как эскиз, пробу, набросок, черновик.

В данной концепции этюд – это импровизация актера в заданных на уроке педагогом или вскрытых на репетиции предлагаемых обстоятельствах и событиях. Такая «этюдная проба», как это принято называть, не требует предварительной подготовки – актерам предлагается сиюминутно «броситься в импровизацию». Это понимание «этюда» как пробы или наброска очень близко к понятию «сценическая импровизация», которая, естественно, не репетируется и не готовится заранее. Цель подобного рода этюдных проб – действенное исследование (то есть исследование собой, своим телом своей психофизикой) тех или иных обстоятельств пьесы или программных заданий в процессе обучения (например, физического самочувствия, или определенной среды и атмосферы, или того или иного события). Этюдными пробами в предлагаемых обстоятельствах также принято называть одно из направлений актерского тренинга: тренинг действия в предлагаемых обстоятельствах.

Составляющие этюдной пробы

Самое главное в начале работы с этюдами необходимо привить ученику понятия ДЕЙСТВИЯ подобно тому, как в речи используется понятие «дыхание в живот», без чего дальнейшее развитие и вся будущая работа бессмысленны. Сделать это очень просто. Все предложил еще К. С. Станиславский. Нужно предложить ученику ответить на вопрос: а что бы ты стал делать, если бы… (находился в данных условиях, тебе было не 17, а 80 лет и так далее).

Понятие ДЕЙСТВИЕ тесно связано с физическим поведением и задачей – что мне надо. Таким образом, действие – это поведение (поступок), направленное на достижение определенной цели и осуществляемое в тех или иных предлагаемых обстоятельствах.

поступок, направленный на

Действие определяется глаголом.

ПРЕДЛАГАЕМЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ в театральном искусстве называется совокупность условий и ситуация, в которой действует актер.

Предлагаемые обстоятельства бывают:

 обстоятельства места – где происходит действие (страна, город, дома на улице; где именно дома: на кухне, в спальне и так далее);

 обстоятельства времени – когда происходит действие (эпоха, год, время года, месяц, время дня и так далее);

b) куда я направляюсь?

c) зачем я пришел сюда?

e) что мне мешает получить желаемое (добиться желаемого)?

Процесс этюда (актерской пробы) непрерывен! Актер не имеет право отвлекаться и самостоятельно прерывать пробу. Непрерывность прежде всего характеризуется непрерывностью внутреннего текста.

Режиссер-педагог в свою очередь тоже не имеет права прерывать погруженной актерской пробы до конца события (покуда событие смыслово не исчерпало себя). Но если проба не погруженная, остановить ее необходимо, чтобы направить процесс в нужное русло.

Другая концепция относится к понятию сценического этюда, который представляет собой законченное театральное сочинение (в этом отношении понятие «сценический этюд» близко к понятию «музыкальный этюд», когда этюд, как форма сочинения имеет самостоятельное художественное значение и подразумевает авторство, процесс сочинения, репетиции и поправок).

Сценический этюд – это событийный, законченный отрезок жизни действующего лица (действующих лиц), созданный на основе жизненного опыта и наблюдений актера, переработанный его творческим воображением и представленный, или сыгранный, или показанный в сценических условиях.

Сценический этюд от этюдной импровизационной пробы предполагает наличие режиссерского замысла, направленного на реализацию сверхзадачи творческого показа, тогда как при импровизационной пробе не стоит такой задачи. И в этом отношении актер, работающий над этюдом, перестает быть просто исполнителем, но становится полноправным автором и творцом – режиссером своей роли. В данной концепции «сценический этюд» близок к понятию «драматическая сцена».

Чаще всего в помощь актерам для работы над подобного рода этюдами назначаются кураторы или студенты-режиссеры.

Тем не менее, этюд не репетируется! Он может повторяться с учетом замечаний и уточнений педагога. Но этюд остается все равно сквозной импровизационной погруженной пробой.

Что определяется и фиксируется в репетиционной работе над этюдом, а где оставляется место для актерской импровизации?

На понимании этюда как места безраздельного творчества актера и его постоянной импровизации в обстоятельствах без фиксации действий и событий основана актерская школа В. М. Фильштинского. В его понимании «правда жизни» актера на сцене самоценна и поэтому актер, импровизируя, следуя внутреннему чувству правды может абсолютно законно менять ход событий, не фиксируя его и ни разу не повторяясь в своем сценическом поведении.

Школа З. Я Корогодского учит актера, прежде всего, рассказывать историю, которая происходит с действующими лицами, и история эта – смена и развитие перетекающих друг в друга событий, и поэтому определение событийного ряда как этюда, так и в последующем пьесы принципиально. А «правда жизни» актера в сценических условиях – это важное, но, тем не менее, средство рассказа истории, средство, которое помогает зрителю глубже проникнуть в суть рассказа, посредством эмоционального сопереживания героям.

Исходные материалы для сочинения этюда

«Этюд в театральной школе или в репетиции – всегда небольшой отрезок сценической жизни, созданный воображением, «если бы», которое питается опытом, запасом наблюдений, живым чувством исполнителя. Этюд – это, прежде всего, событийный эпизод. Главное в нем, выстраивая сценический процесс по законам и образцам жизни (в самых экстравагантных театральных решениях), воссоздать событийное движение. От этюда и родилась идея анализа пьесы по событиям. Их течение и есть движение жизни от происшествия к происшествию. Событие, взятое в отдельности и сыгранное нами, становится этюдом» (З. Я. Корогодский «Начало»).

Итак, источниками или материалом для сочинения этюда являются собственный событийный опыт актера, его жизненные событийные наблюдения, работа его творческого воображения и сознания, одухотворенные сверхзадачей – определенной идеей, темой, мыслью, которую актер или режиссер с помощью сценического этюда хочет донести до зрителя:

Источник

Что такое пластический этюд в театре

Что такое пластический этюд в театре. Смотреть фото Что такое пластический этюд в театре. Смотреть картинку Что такое пластический этюд в театре. Картинка про Что такое пластический этюд в театре. Фото Что такое пластический этюд в театреЧто такое пластический этюд в театре. Смотреть фото Что такое пластический этюд в театре. Смотреть картинку Что такое пластический этюд в театре. Картинка про Что такое пластический этюд в театре. Фото Что такое пластический этюд в театреЧто такое пластический этюд в театре. Смотреть фото Что такое пластический этюд в театре. Смотреть картинку Что такое пластический этюд в театре. Картинка про Что такое пластический этюд в театре. Фото Что такое пластический этюд в театреЧто такое пластический этюд в театре. Смотреть фото Что такое пластический этюд в театре. Смотреть картинку Что такое пластический этюд в театре. Картинка про Что такое пластический этюд в театре. Фото Что такое пластический этюд в театреЧто такое пластический этюд в театре. Смотреть фото Что такое пластический этюд в театре. Смотреть картинку Что такое пластический этюд в театре. Картинка про Что такое пластический этюд в театре. Фото Что такое пластический этюд в театре

Пластические (немые) этюды

Я должен здесь вернуться к самым первым вашим работам на площадке, к упражнениям первокурсников. В ту пору вы едва осознавали значение занятий такого рода, сейчас вы уже подготовлены к тому, чтобы оценить эти работы, увидеть, как сопрягаются они с другими учебными задачами.

Напомню для начала несколько работ, нужных нам Для разбора.

Пластические этюды всегда напоминают мне времена немого кино. Этюды в ФЭКСе, первые роли в немых фильмах тех лет, поиски особой выразительности в области пантомимы, составлявшей главный арсенал актера. Тогда мне нравились наши затеи. Находить новые пластические формы всегда необыкновенно интересно, я был увлечен пантомимой, что-то изобретал, но вскоре наступил период переоценки накопленных ценностей.

Ученикам ФЭКСа в этом смысле повезло. Тут я не склонен, действуя по известной пословице, выплескивать ребенка вместе с водой. Немое кино, прекращая существование, завещало звуковому свое наследство. Поиски пластической образности не были пустой забавой даже в годы безудержного увлечения эксцентризмом, а потом гротеском или мелодрамой. Я недавно наткнулся на свою старую статью, опубликованную в журнале «Искусство кино» в начале 1940 года,- это воспоминание о фабрике эксцентрического актера. Я заканчивал статью словами: «. каждый из нас с благодарностью вспоминает красный ковер в елисеевском особняке, где, сделав свой первый кульбит и повернувшись через голову, мы впервые встали на ноги». Та школа воспитывала в кинематографическом актере стремление к предельной выразительности, но вместе с тем воспитывался и художественный вкус и, стало быть, приходила к актеру и навсегда оставалась с ним любовь к строгому пластическому рисунку. Все нажитое тогда пригодилось в эпоху звукового кинематографа. Покажу это на примере творческой деятельности артиста, человека, с которым связана вся моя сознательная жизнь, начиная с того момента, когда она стала жизнью кинематографической,- на примере Олега Жакова.

В 1934 году я начал свою первую звуковую картину «Семеро смелых», в которой Олег Петрович Жаков играл одну из первых своих звуковых ролей. Он стал моим ближайшим единомышленником в поисках новой выразительности.

Осунувшийся, не спавший несколько ночей, Курт вышагивает по своей маленькой радиорубке и непрестанно окликает по рации друзей, монотонно твердя позывные. Одна линия или, как у нас выражаются артисты, одна краска. Но в этой монотонности раскрывается безысходная тоска героя. На минимуме действия складывается образ человека мужественного и вместе с тем способного остро страдать.

Древнее искусство пантомимы сосредоточено на потребностях внешнего выражения мыслей, побуждений, эмоций. Пантомима в выразительности своей может передать тончайшие оттенки душевных состояний человека. Вот с этой точки зрения надо рассматривать то, что вы продемонстрировали на учебной площадке.

Не будем, конечно, преувеличивать и переоценивать сделанное. Я хвалю студента за стремление и старание более, чем за совершенство исполнения, хотя вкус и умение тоже были проявлены. Мы ведь радовались еще и мастерству. А вот во втором этюде мастерства было, пожалуй, больше, а зрители остались холодны, впечатлений мало.

Последний этюд («Утро человека»), поставленный на площадке режиссером, использует готовую актерскую работу, что само по себе вовсе не грех, но результат нас не порадовал. Извлечем, однако, нечто поучительное из этого опыта, взяв его в качестве примера,- «как не надо» поступать.

«Общему месту» противостоит, по выражению Достоевского, «обратное общее место».

Мы часто говорим с вами о том, сколь важна в искусстве твердая социальная позиция, которую выражает и защищает художник. В просмотренном этюде такая позиция заявлена со всей определенностью.

Мы с вами не раз обращались к художественным произведениям, решающим достоинством которых было активное вмешательство в жизнь, причастность к политической борьбе, к важнейшим проблемам современности. Совершенно очевидно, что разбираемый нами этюд не стоит вне политики. Но ведь еще и страстностью мы должны быть увлечены, эмоциональной силой, а мы взамен получили иллюстративное и схематическое, бледное отображение известных фактов действительности. И личности автора не увидели, подробностей жизни не увидели. Ниоткуда не светила нам самостоятельная, то есть всегда новая и вызывающая прилив зрительского внимания художественная идея.

В маленьком пластическом наброске может быть заключена значительная мысль. Добиться этого, конечно, нелегко, и я бы мог понять и простить недостатки, порожденные временной студенческой несоразмерностью между высокими стремлениями и невеликим умением. Предпочел бы увидеть несовершенный эскиз, сквозь который просматривается обширность души и мысли, чем тщательно отделанную тривиальность, ничего вам не прибавляющую, кроме технических ресурсов.

Мне понравился этюд, показанный Любой Полехиной. Наша Люба, как все мы замечаем (выступавшие на обсуждении студенты о том говорили), постоянно пополняет запас своих житейских наблюдений и постоянно превращает их в артистические наблюдения, то есть делает их опорой своей профессии актера кино и прорисовывает их как бы с удивлением к самим фактам с живостью своей натуры. И потому следить за нею всегда интересно. А ведь ничего особенного, никакой крупной художественной акции она сейчас на площадке не совершала, но в поведении ее было что-то своеобычное и само действие казалось отнюдь не пустячным, хотя каждая подробность не выступала за пределы житейского факта.

Я приводил вам как образец актерского творчества и актерской техники работу Жакова. Для режиссера особенно привлекательно сотрудничество с артистом, который в равной степени владеет богатствами пластики и речи и, решая поставленную перед ним конкретную художественную задачу, умеет найти необходимые соотношения между пластическими, изобразительными элементами, с одной стороны, и речевыми, интонационными, с другой.

В фильме «У озера» Жаков, сыгравший одну из главных ролей, снялся помимо разговорных сцен в нескольких немых эпизодах, под которые потом подкладывался закадровый монолог героини. Приглядитесь при случае, как не одинаков он в этих немых эпизодах, как, например, по-разному пользуется он жестом на общем плане, на среднем, как понимает он возможности экрана, потребности зрителя и, соответственно, должную меру пластической выразительности своего героя.

В той картине, кстати, перед режиссером и актерами не раз возникали задачи, требовавшие, если можно так сказать, относительной самостоятельности, разделения пластических и речевых средств.

Мне было важно, скажем, в большой сцене, где Лена Бармина читает «Скифов» Блока, более всего позаботиться о том, чтобы в этих кадрах душа героини была обращена к Василию Черныху, к человеку, которого она полюбила, чтобы вслух между ними шел один разговор, а немым, но столь же внятным был другой. Этой цели служило все: игра актеров, построение кадров, монтаж.

Вы занимаетесь в школе, которая нетерпима ко всякого рода изображательству, ко всякого рода иллюстративным пересказам сюжетных ситуаций. Для творческой деятельности, к которой вы себя готовите, существенно понять, что и как происходит в жизни с человеком, что его ранит или радует, как поражает или унижает душу, как возносит ее на уровень постижения и счастья. Пластическая образность помогает обозначить черты душевного состояния.

И все же для меня наиболее полное раскрытие мысли и чувства доступно пластике лишь в союзе с могучей силой слова.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *