Что такое пластью 4 класс литературное чтение
Словарик
Аяк-Ага — знатный господин.
Балага́н — здесь, устаревшее: деревянная постройка.
Бизо́н — дикий североамериканский бык.
Бурми́цкий же́мчуг — крупный жемчуг восточного происхождения.
Верши́ть — решить, совершить, распорядиться.
Воро́ты — ворота.
Всеча́сно — каждый час, постоянно.
Го́лбчик — голбец — здесь: приступок для всхода на печь.
Городни́чий — в России до середины 19 века — начальник города.
Го́рница — парадная половина крестьянской избы.
Гри́вна — здесь: денежная единица в Древней Руси в виде серебряного слитка.
Дать в прика́з — отдать под надзор.
Два-пять — старинная форма числа десять.
Деви́чник — предсвадебный вечер невесты с подругами.
Живо́т — здесь, устаревшее: жизнь.
Жо́мы — тиски.
Зо́лото черво́нное — золото высокой пробы, имеющее красноватый оттенок.
Зы́чный — громкий, звонкий.
Изразцо́вая лежа́нка — украшенная изразцами — плитками из обожжённой глины, покрытыми глазурью.
И́нда — так что даже.
Кармази́нное сукно — тонкое сукно красного цвета.
Клепа́ть — здесь: зря обвинять, клеветать. Загребь — горсть.
Кра́сно пла́тье — устаревшее: красивая одежда.
Лубо́к — народная ярко раскрашенная картинка.
Молоди́ца — молодая замужняя женщина.
Моски́т — мелкое двукрылое кровососущее насекомое южных стран.
Мы́кать век — доживать как-нибудь.
Ни пя́ди —здесь: ни на шаг.
Огла́н — мальчик, парень.
Па́волока — дорогая шёлковая ткань.
Парча́ — шёлковая ткань, расшитая золотыми и серебряными нитями.
Панихи́ды и литурги́и — церковные богослужения.
Пеня́ть — упрекать, укорять.
Перст — палец.
Пла́стью — пластом.
Подво́рье — усадьба — дом, двор с хозяйственными постройками.
Позвоно́к — здесь, устаревшее: бубенчик.
Пола́ти — устаревшее: место для спанья, которое находится между печью и стеной.
Поме́рить — здесь: вдумываться.
Приго́рок мура́вчатый — холмик, поросший мягкой и сочной травой.
По́прище — здесь: область деятельности (например, науки).
Псало́м — религиозное песнопение.
Пядь — старинная мера длины, расстояние между растянутыми пальцами: указательным и большим.
Ра́ди — рады.
Ро́звальни — низкие широкие сани.
Ро́сстань — перекрёсток двух или нескольких дорог, распутье.
Сафья́нный бич — длинная плеть из тонкой кожи.
Светли́ца — устаревшее: помещение для женских работ. (То же, что и горница.)
Седми́ца — неделя.
Сенна́я де́вушка — устаревшее: служанка.
Середо́вич — мужчина средних лет.
Сорочи́н — сарацин — чужестранец с Востока.
Спе́шить — здесь: сбить с коня.
Соче́льник — день перед Рождеством.
Терми́т — насекомое жарких стран, вредитель древесины.
Тувале́т — туалет — здесь: столик с зеркалом.
Чернори́зец — устаревшее: монах.
Ча́уш — здесь: рассыльный.
Че́лядь — устаревшее: слуга.
Хорони́ть па́че зени́цы ока — здесь: сохранять, беречь больше, чем глаза.
Узо́рочье — драгоценные, узорчатые ткани, украшения.
Литературное чтение. 4 класс
Конспект урока
Литературное чтение, 4 класс
Урок 1. Что такое летопись
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Былины. Летописи. Жития.
Летопись— запись событий по годам.
Келья – отдельная комната монаха в монастыре.
Перо – роговое образование на коже птиц.
(В старину отточенное гусиное перо использовалось для письма).
Светец (устар.) – подставка для лучины, освещающей жильё.
Чернило (устар.) – красящая жидкость для письма.
Чернильница – небольшой сосуд для чернил.
Хартия – старинная рукопись.
Былина – русская народная эпическая песня сказание о богатырях.
Житие – повествовательный жанр описание жизни.
Ключевые слова: Былины. Летописи. Жития.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 138 с.: ил. С. 138-142
Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.
Воронежский областной литературный музей им. И.С. Никитина [Электронный ресурс]. – 2018. Режим доступа: http://muzeinikitin.vzh.ru/vtour/nikitin/index.html свободный. – Загл. с экрана.
Основное содержание урока.
В- Какие новые понятия встретились вам в заголовке темы?
О-(Летописи, былины, жития.)
— Мы с вами узнаем, что такое летописи, откуда появилось это название, в чём их особенности.
В-Ребята, рассмотрите иллюстрацию. Кто на ней изображен?
-Как вы думаете, почему он изображен именно в этом разделе?
-А почему летопись и Илья Муромец связаны между собой?
В- Как вы думаете, какова тема нашего урока?
В-Какую цель поставим на урок?
О- Сегодня на уроке мы узнаем, как появились летописи, былины, почему летописи стали называться летописями,кто записывал летописи.
В-Ребята, как вы думаете, почему книги, различные документы в древности называли рукописями?
О- Их называли рукописями потому что они были написаны вручную.
Как было уже упомянуто раньше, рукописные книги были очень дорогими и чтобы уберечь их от пожаров и других стихийных бедствий, их помещали в специально отведенные места – библиотеки и архивы, которые находились в монастырях и церквях.
В-А зачем нужны летописи?
О-Дело в том, что каждый человек, когда он строит какие-то планы, непременно опирается на свой опыт, вспоминает события из своей жизни или из жизни своих родителей. Это его личная память. Так же происходит и с любым народом. Лучше понять окружающий мир, объяснять многое происходящего в нём помогает народу его историческая память. Многие тысячи лет назад нашим предкам помогали сохранять в памяти прошлое устные сказания, предания песни, былины, сказки-всё то, что называют произведениями устного народного творчества. С появлением письменности сведения о самых важных событиях в жизни народа стали записывать в летописях. Записи делались из года в год, или, как раньше говорили на Руси, из лета в лето. Отсюда и название этих записей-летописи.
Самые древние русские летописи не сохранились. Узнать, о чём в них рассказывалось, мы можем благодаря труду монахов-летописцев, которые не только писали о современных им исторических событиях, но и переписывали старые летописи.
-Как вы думаете, является ли летопись художественным произведением? Чтобы узнать об этом подробно, мы с вами совершим путешествие в историческое прошлое и узнаем как создавались летописи.
-Готовы ли вы сделать это вместе с героями литературных путешествий? Древние летописцы писали свои рассказы на пергаменте.
При каждом монастыре был свой летописец. На основе первичных летописей составлялись летописные своды.
— Представьте себе, что мы перенеслись в прошлое, в 12 век, в Киево-Печёрский монастырь, где в келье при свете лампады неустанно пишет свой труд монах Нестор образованнейший человек своего времени. Скрипит перо в руке старца, выводя заглавие книги: «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первое княжити, и откуда Русская земля стала, есть».
— Нестор описывал события по годам, в хронологическом порядке. Труд его называется ЛЕТОПИСЬ.
В- Откуда же он брал сведения о событиях прошлых лет?
О- (Из произведений устного народного творчества – песен, былин, преданий).
В- Как понимаете слово летопись?
О- (Запись событий по годам).
В- Как называлась начальная русская летопись?
О- (Начальная русская летопись была создана в XI-XII веках. Она называлась “Повесть временных лет”, что значит “минувших” и рассказывала о происхождении русского государства.
Данную повесть составляли несколько летописцев – монахов, которые по тому времени были весьма образованными людьми. Они извлекали исторические сведения из былин, песен, старинных преданий и создали целую энциклопедию жизни Киевской Руси IX – XII столетий).
Храм Покрова Богородицы, стоящий среди заливных лугов при впадении речки Нерль в Клязьму, часто называют душой России. В XII веке в России центр княжеской власти перешёл из Киева во Владимир. Небесной заступницей стала Богородица, и в ее честь был учрежден новый праздник – Покров Пресвятой Богородицы.
Молодой Нестор, по собственным его словам, поступил в Печёрский монастырь в 17 лет, он в совершенстве овладел книжным искусством и из простого переписчика стал одним из первых древнерусских писателей.
Вот как начинает ее Нестор-летописец: «Се повести временных лет, откуда есть пошла земля Русская, кто в Киеве нача первее княжить и откуда Русская земля начала быть».
«Повесть временных лет» составлена около 1113 года монахом Киево-Печёрского монастыря Нестором. В науке летописи называются летописными сводами, так как каждый автор в своем повествовании соединял в одно целое уже имевшиеся к тому времени летописи, повести, жития, различный документы и собственные записи. В основу своего труда Нестор положил Начальный свод (1093–1095), которому, в совою очередь, предшествовали более ранние летописные своды. Этот текст Нестор значительно переработал и дополнил, использовав переводную византийскую хронику Георгия Амартола. Кроме того, он включил в «Повесть» договоры русских князей с Византией, ряд народных сказаний, свои собственные рассказы о событиях конца XI – начала XII века.
— А знаете ли вы, что древнейшая из дошедших до нас летописей была написана в 1377 году на пергаменте, называется она Лаврентьевской, по имени монаха-переписчика Лаврентия.
В эту летопись входит крупнейший памятник летописания «Повесть временных лет», то есть «Повесть о былых годах», которая была составлена в начале XII века монахом Киево-Печёрского монастыря Нестором. «Повесть временных лет» – это целое литературное произведение об истории Древней Руси.
— Что интересного вы заметили при перечитывании фрагмента о летописи?
— Вспомните характерные черты научно-познавательного текста. Найдите их в летописи. Обратите внимание на простое перечисление исторических фактов, на короткие, как бы рубленые фразы, которые лаконично сообщают о свершившихся исторических фактах.)
Вспомните вопрос на который вы не смогли ответить в начале урока. Можно ли назвать летопись художественным произведением?В исторические тексты вносились элементы художественности.
В- Но достаточно ли этих фактов, чтобы отнести летопись к художественным произведениям?
О- (Конечно нет, это только элементы художественности, а летопись не художественное произведение.)
Летопись — это историческое произведение, в нём только появляются элементы художественного произведения.
Подведём итоги: составьте рассказ о том, что такое летопись, кто записывал летописи, как это происходило, какие особенности летописи вы знаете.
— Закончить урок мне бы хотелось словами одного из лучших знатоков древнерусской литературы Дмитрия Сергеевича Лихачёва.
«Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предков, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины». Д.С.Лихачёв
Разбор типового тренировочного задания:
Текст вопроса: Когда сведения о важных событиях стали записывать в летописях?
а) с появлением письменности
б) многие тысячи лет назад
в) когда появилось устное народное творчество
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
а) с появлением письменности.
Разбор типового контрольного задания:
Текст вопроса: Распределите в столбцы таблицы толкование слов.
2. Исторический жанр, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий.
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Исторический жанр, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий.
Это жанр устного народного творчества, древнерусская, позже русская народная эпическая песня
Что такое пластью 4 класс литературное чтение
1. Какие произведения вы прочитали: стихи, рассказы, сказки, притчи? Что вы узнали из них? О чём с вами говорили писатели, какими мыслями делились с вами?
2. Вспомните, что такое рассказ. Чем он отличается от стихотворения и сказки? Дайте определения.
Рассказ — это небольшое прозаическое произведение (обычно несколько страниц), сюжет которого однолинеен, в произведении описывается одно событие или происшествие, в котором участвует небольшое количество героев. Стихотворение, в отличие от рассказа, не имеет сюжета, так как это лирическое произведение, в нём есть рифма, ритм и стихотворный размер. От сказки рассказ отличается тем, что он основан на реальных событиях (пусть даже переосмысленных автором) или на событиях, которые могли бы происходить в реальности, изложение в рассказе правдивое и последовательное. Сказка — это выдумка, в ней присутствует волшебство.
3. Обсудите с друзьями, что значит жить по совести. Верны ли следующие утверждения? Совесть — это чувство ответственности за свой поступок перед людьми. Нравственность — это духовные и душевные качества человека; правила, которые определяют его поведение.
4. Кто из героев живёт по совести, любит друг друга? Какие произведения об этом вы уже читали?
Тимур и его команда, мальчик из рассказа «Заброшенная дорога», мама и бабушка в рассказе Пивоваровой.
5. Перескажите сначала близко к тексту, потом кратко, содержание отрывка из повести Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома». Для этого разбейте текст на части, выделите главную мысль каждой части, составьте план.
План:
1. Идеи для вечера самодеятельности
2. Фанерная голова великана
3. Мальчики решили играть коня
4. Лика сшила костюм лошади
5. Мальчики предупредили Ваню о лошади
6. Лошадь на сцене
7. Выговор Володи
8. Двойки
6. Обсудите с друзьями смысл высказываний. Свои мысли и поступки испытывайте совестью. Живите в мире со всеми и любите всех. Не делайте никому зла и прощайте обиды.
Нужно жить по совести, не делая никому зла, чтобы оставить после себя только хорошее.
7. Напишите о том, как вам удалось простить какую-то обиду.
Однажды у меня пропала любимая книжка. Мне долго не удавалось ее найти. Оказалось, что мой младший брат спрятал ее под диван. Я был очень рад, когда книга нашлась. Но оказалось, что у нее разорвано несколько страниц. Братик признался, что это сделал он, и я на него очень обиделся. Но мама сказала, что он еще маленький, и случайно порвал книжку, а потом испугался, что я буду зол на него, и спрятал. Тогда я простил братика, ведь, действительно, он еще маленький, и он мой брат!
8. Выберите любой отрывок из рассказа Ю. Нагибина и прочитайте его выразительно. Оцените чтение друг друга. Прежде чем вы будете обсуждать, подумайте о важности вежливой формы общения. Вспомните, как общался герой рассказа с мальчиком. Голос у него был вежливый, мягкий, терпеливый.
Проверим себя стр. 152 — 154
1. Какие произведения ты прочитал в этом разделе? Почему они объединены в «Поэтическую тетрадь»?
В этом разделе собраны стихотворения, которые объединены одной тематикой — природа.
Я прочитал такие стихотворения, как:
«Как неожиданно и ярко…» и «Ещё земли печален вид» Ф. И. Тютчева;
«Весенний дождь» и «Бабочка» А. А. Фета;
«Весна, весна» и «Где сладкий шёпот» Е. А. Баратынского;
«Дети и птичка» А. Е. Плещеева; «В синем небе…» И. С. Никитина;
«Школьник» и «В зимние сумерки…» Н. А. Некрасова;
«Листопад» И. А. Бунина.
Все эти стихотворения учат нас любить природу и ценить момент.
Они показывают, что нет ничего долговечного, что всё временное.
Поэтому нужно уметь замечать прекрасное и ценить это.
2. Стихотворения каких авторов ты читал раньше?
Я читал такие стихотворения, как «Урок листопада» В. Берестова; «Друг» Агнии Барто; «Летом» Н. Грекова.
Мне очень понравились эти произведения.
3. Прочитай строки из стихотворения. Знаешь ли ты их авторов? Назови их.
Первое четверостишие принадлежит И. Никитину «Встреча зимы».
Второе — А. Фету «Ласточки пропали».
А последнее — Ф. Тютчев «Весенние воды».
Смотреть и слушать онлайн стихотворение Ф. И. Тютчева «Весенние воды»
4. Расскажи о том, как один из этих поэтов изображает природу.
Я выбрал стихотворение моего любимого поэта Фёдора Тютчева «Весенние воды».
В этом произведение автор описывает раннюю весну.
У Тютчева весна быстрая и шумная.
Снег тает и превращается в ручьи.
Они громкие и шустрые, будят природу после зимнего сна.
Похожее восприятие этой поры года у Е. Баратынского.
В его произведении «Весна, весна…» он также эмоционально и ярко описывает приход весны.
Много предложений с восклицательными знаками, а также такие слова, как «торжество, живая лазурь, яркая вышина» отражают похожее настроение автора.
Однако не все авторы так воспринимают приход весны.
Например, И. Бунин в стихотворении «После половодья» изображает весну тихой и спокойной.
На это указывают такие слова, как «млеет весенний воздух, мягкая дымка, нежный узор».
Это умиротворение и спокойствие в его настроение.
Поэтому можно сделать вывод, что у каждого автора разное настроение и восприятие.
5. Найди олицетворения в текстах. Что оно помогает почувствовать и понять? Из каких стихотворений взяты эти строки?
И. С. Никитин в своём произведении «В синем небе плывут над полями…» он широко использует такой литературный приём как олицетворение.
То есть наделяет неживые предметы и явления способностью говорить, чувствовать, совершать какие-либо действия.
Например, он говорит, что месяц встаёт и обдаёт светом.
У И. Баратынского в произведении «Где сладкий шёпот…» немеет ручей, а ковёр зимы покрывает холмы и луга.
Ветер у него злится и бушует.
Это помогает изобразить настроение и ощущения ещё ярче.
6. Что ты можешь сказать об оформлении со стихотворением речи на письме?
Обратите внимание на то, что, например, стихотворения Тютчева «Как неожиданно и ярко…» состоит из 2 частей? Сосчитай количество строк в частях. Одинаковые ли они?
Стихотворения пишутся не так, как обычный текст.
Его мы пишем в строчку.
А стихотворение оформляется в столбик.
Они делятся на строки, каждая из которых, начинается с начала строчки.
Между ними всегда присутствует рифма.
Но у каждого стиха может быть разная рифма.
Может чередоваться первая с третьей (через одну строку), а может, первая со второй (подряд).
Иногда авторы могут сами менять оформление стиха в зависимости от того, как они хотят выделить те или иные части.
Изредка они делят их на маленькие четверостишия, иногда не разрывают текст.
Вот, например, Ф. И. Тютчев своё произведение «Как неожиданно и ярко…» посчитал нужным разделить на две части.
Это объясняется тем, что в каждой части своё настроение и своя атмосфера.
В первой только лишь описание красоты природы.
А во второй автор хочет донести до нас, что нужно ценить эту природу и это мгновение.
Именно разделение на части помогают расставить акценты, обратив внимание читателей на нужные моменты.
7. Часто поэты делят свои произведения на строфы, чтобы показать связанные друг с другом, но всё же различные картины. Строфа помогает выделить каждую картину. Найди примеры таких стихотворений.
Стихотворение «Листопад» Иван Бунин разделяет на две части.
В первой части автор оставляет лишь описание и сравнение с теремом.
А Николай Некрасов произведение «Зимние сумерки…» делит текст на маленькие двустишия.
Это из-за того, что ритм стихотворения быстрый и стремительный.
8. Вспомни, что такое ритм и рифма в стихотворении. Дай определение своим словам.
В каждом стихотворении обязательно наличие рифмы и ритма.
Рифма — это созвучие окончания строк.
Рифма бывает между первой и второй строкой, а бывает между первой и третьей, как бы через одну.
Ритм можно объяснить, как повторяющиеся элементы и звуки.
То есть слаженность и равномерная смена гласных и согласных звуков.
9. Придумай по одному вопросу к каждому стихотворению.
— Ф. И. Тютчев «Ещё земли печален вид» — «Отчего проснулась природа и почему она спала?»,
«Как неожиданно и ярко…» — «Почему автор говорит, что это видение уйдет? Куда?»;
— А. А. Фет «Весенний дождь» — «Какое настроение преобладает в стихотворении?»,
«Бабочка» «Какую мысль пытался донести до читателя автор?»;
— Е. А. Баратынский «Весна, весна» — «Как называется приём, когда автор говорит, что облака умеют летать, а река несёт?»,
«Где сладкий шёпот» — «Какие эпитеты использует автор для описания зимы?»;
— А. Е. Плещеев «Дети и птичка» — «Почему дети расстроены?»;
— И. С. Никитин «В синем небе…» — «В каком храме стоит автор и почему молится?»;
— Н. А. Некрасов «Школьник» — «К каким действиям призывает автор читателя?»,
«В зимние сумерки…» — «Какой описана няня в стихотворении?»;
— И. А. Бунин «Листопад» — «Почему повторяется первое четверостишие?».
10. Обсудите с другом, какие ещё произведения вы включили бы в раздел поэтическая тетрадь. Составьте список. Объясните свой выбор.
В блоке собраны произведения о природе и её разнообразие.
В эту подборку могли бы подойти и такие стихотворения, как «Утро» И. Бунина, «Ох, лето красное!» А. Пушкина, «Весенняя гроза» Ф. Тютчева и «Это утро, радость эта» А. Фета.
Они подходят не только по тематике, но и по настроению.
Что такое пластью 4 класс литературное чтение
1. Какие сказки Одоевского ты читал раньше? Знакомы ли тебе другие произведения Аксакова и Бажова? Составь список произведений, запиши его в «Рабочую тетрадь».
Одоевский «Мороз Иванович», «Разбитый кувшин». Аксаков «Записки об уженье рыбы», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», «детские годы Багрова-внука». Бажов «Малахитовая шкатулка» (сказы «Хозяйка медной горы», «Огненная змейка»).
2. Объясни своими словами, что такое литературная сказка. Чем она отличается от народной сказки? Приведи примеры.
3. Как ты думаешь, сказки из данного раздела близки народным сказкам или отличаются от них?
Эти сказки близки народным сказкам.
4. Используют ли писатели в своих сказках приём олицетворения? Приведи примеры.
Да. К примеру, в сказке «Городок в табакерке», детали механизма музыкальной табакерки описываются как живые люди.
Представь, что писатель не использовал этот приём. Как изменилось бы его произведение? Смогли бы мы назвать его сказкой?
Если бы писатель не использовал олицетворение, мальчик бы не смог увидеть городок в табакерке. Предположим, он попал бы в табакерку, но увидел бы там только колокольчики, молоточки и пружинки. Никто бы не рассказал ему, как это работает. Это уже не назвать сказкой
5. Найди в библиотеке и прочитай сказку Ж. М. Лепренс де Бомон «Красавица и чудовище». Сравни её с произведением С. Аксакова «Аленький цветочек». Используй критерии для сравнения. Ты можешь подготовить таблицу.
• Название.
• Основные события одной и другой сказки. Какие события похожи? Как ты думаешь, почему?
• Герои:
— красавица и младшая дочь купца;
— чудовище и чудище.
• Чем различался аленький цветочек в сказках?
• Волшебные предметы и помощники.