Что такое платформа и что такое конфигурация 1с предприятие
Как правильно купить 1С
К нам в компанию нередко обращаются клиенты с просьбами о помощи в выборе конфигурации 1С. Программные продукты под этой торговой маркой даже в перечне официальных решений нередко похожи друг на друга по перечню функций и названию. А ведь есть еще и конфигурации отраслевые, разнообразные решения от компаний-партнеров. Все это вносит определенную путаницу, и делает выбор для пользователя далеко не очевидным.
Для нас внедрение программных решений от 1С не является основным направлением работы, скорее, работу с этой учетной системой можно назвать сопутствующей услугой. Но все же вопросов, связанных с выбором новой программы, возникает много, повторяются они часто. И потому мы разработали определенный «свод правил по выбору», о котором я и хочу рассказать в этой статье.
Надеюсь, что наш вариант универсального ответа на вопрос клиентов о выборе и покупке программы 1С поможет не только нашим клиентам, но и другим пользователям. Также я буду рад уточнениям и дополнениям со стороны программистов, которые работают с этим программным продуктом. Думаю, что статья с перечнем советом для пользователей поможет сэкономить ваше время, при этом бизнесмены и/или специалисты получат ответы на все важные для них вопросы.
Пользователям, которые ранее не сталкивались с работой в 1С, я рекомендую для начала ознакомиться со статьями «Что такое 1С» и «Что такое Bitrix», а также «1С Франчайзинг». Из них вы узнаете об основных принципах работы семейства программных решений 1С, познакомитесь с достоинствами и недостатками этих программных продуктов, получите базовые знания об 1С. В этой статье я не буду повторяться и рассказывать о том, что это за программные продукты, а сразу перейду к вопросам выбора системы.
В принципе, примерную стоимость покупки 1С можно попробовать рассчитать на сайте 1С, у них имеется [онлайн-калькулятор](http://partweb.1c.ru/partnersupport/calc.aspx). Но в нем имеются далеко не все конфигурации, кроме того, он не учитывает дополнительных сопутствующих расходов. Но все же предварительно прицениться он также позволяет.
Платформа и конфигурация: что вы покупаете?
Все программные продукты 1С состоят из двух частей – платформа (основа, на которой работает программное решение) и конфигурация (готовое решение для работы). Важно понимать, что без платформы никакая конфигурация работать не сможет. Платформа без конфигурации может пригодиться только 1С-программистам для создания какой-то системы «с нуля». Иногда такой вариант также оказывается необходим в случае крайне специфических требований. Но в этом случае пользователь обычно обращается к специалисту и заказывает разработку решения, а потому вопросов не возникает.
При покупке готового «коробочного решения» вы приобретаете платформу вместе с выбранной конфигурацией.
Обычно покупка состоит из следующих составляющих:
Выбор конфигурации
Конфигурация – это готовое программное решение, с которым будут работать пользователи. Конфигурации делятся на отраслевые и типовые. Покупателю важно понимать разницу между этими решениями.
Типовые конфигурации – это решения, созданные разработчиками программного продукта 1С. В процессе работы над типовой конфигурацией программисты постарались в ней учесть самые разные варианты работы и потребности бизнеса. В результате решения получаются громоздкими, часто они содержат много ненужного, при этом какие-то необходимые функции все равно придется дорабатывать силами специалистов по внедрению 1С. Но в этом случае вы покупаете готовую «коробку» с платформой и конфигурацией, оплачиваете ее стоимость плюс лицензии по числу рабочих мест. Более ничего оплачивать не понадобится, конечно, за исключением внедрения программного продукта и возможных доработок «под вас».
Отраслевые решения создают разработчики, являющиеся партнерами 1С, на базе типовых решений. При этом они более точно адаптируют конфигурацию под нужды предприятий определенной отрасли, убирают заведомо ненужные возможности и дополняют документами и отчетами, которые в базовой (типовой) версии отсутствуют. Вполне возможно, что при выборе отраслевого решения вам вообще не понадобятся доработки системы в процессе внедрения либо они будут минимальными, что позволит ускорить и значительно удешевить процесс внедрения.
В большинстве случаев помимо оплаты стоимости отраслевого решения и покупки пользовательских решений, понадобится отдельно купить лицензию на платформу 1С, что заметно повышает общую стоимость продукта.
Разработчики отраслевых решений обычно на сайтах указывают свою цену и только упоминают в тексте о необходимости покупки платформы. В результате при оформлении заказа покупатели нередко не учитывают дополнительные затраты. Потому я обращаю на этот момент особое внимание.
Выбор платформы
Платформа 1С – это основа, необходимая для работы любой конфигурации. По умолчанию предоставляется платформа для установки на компьютер с файловой организацией доступа к данным, т.е. вся информация хранится на основном компьютере в служебных файлах. Доступ к ним предоставляется всем пользователям.
При работе небольшого числа пользователей (например, в офисе до 5 человек), скорость работы будет вполне удовлетворительной. Если количество одновременных обращений к файлам базы данных будет расти, скорость работы пользователей резко снизится. По этой причине обычно выбирают серверные решения. Также может потребоваться отдельный сервер и лицензия к нему для организации работы в 1С с мобильных устройств.
При выборе платформы пользователям важно понимать, что компания 1С продает лицензии по следующему принципу:
Варианты ключей для 1С
Любая лицензия 1С, независимо от ее типа, предоставляется в виде «ключа» к продукту. При этом, например, пользовательские лицензии (рабочие места) остаются актуальными даже в случае обновления программного продукта или смены конфигурации. Также вполне допустимо переносить «ключ» с компьютера на компьютер в случае смены места работы. Но одновременно на двух устройствах ключ работать не будет.
Лицензионные ключи к 1С делятся на два вида:
Флэш-носитель стоит покупать для доступа к устаревшим версиям 1С или в случаях, подобных описанному в примере выше, т.е. когда вы сами точно понимаете, зачем вам нужна именно такая версия ключа и ради чего вы переплачиваете и согласны на неудобства в случае утери или порчи «флэшки».
Важно знать: При работе на удаленном сервере, например, в случае использования виртуального хостинга, использование флэш-лицензии невозможно.
Дополнения к 1С
При покупке любой конфигурации также могут потребоваться, так называемые, дополнения. В большинстве случаев это различные коннекторы к другим системам. Например, дополнение «1С СофтФон» необходимо для подключения IP-телефонии от СофтФона к 1С. Для использования подобных дополнений также потребуется отдельная лицензия, т.е. дополнительная оплата.
Подробнее об использовании дополнений я писал в статье «1C CRM. Обзор».
Пример закупки программного обеспечения 1С
Наименование | Цена |
---|---|
1С:CRM ПРОФ. Клиентская лицензия на 10 рабочих мест | 58 100 руб. |
1С: Предприятие 8. CRM ПРОФ. Электронная поставка | 19 600 руб. |
1С: Предприятие 8. Клиентская лицензия на 10 рабочих мест | 41 400 руб. |
1С: Предприятие 8. Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами (CRM) | 25 960 руб. |
1С: Предприятие 8.2. Лицензия на сервер (x86-64) | 86 400 руб. |
Лицензия на 10 пользователей для 1С-Рарус: СофтФон, Проф, редакция 1 | 15 000 руб. |
ИТОГО | 246 460 руб. |
Допустим, вы планируете использовать 1С для управления продажами. Причем, вас интересует преимущественно CRM-система, т.е. автоматизация и стандартизация работы с клиентами.
Итак, первое, что вы добавляете в корзину. это — 1С.Предприятие CRM ПРОФ.
Но отдельно 1С CRM ПРОФ сложно назвать полноценным решением для автоматизации. Ее используют в комплексе с конфигурацией 1С.Предприятие Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами (CRM). В нашем счете появилась еще одна строка.
Далее, для полноценной быстрой работы пользователей вам потребуется организация серверной части. А для этого — Лицензия на сервер 1С.
Следующий шаг — считаем количество рабочих мест. Допустим, в вашем отделе продаж 10 сотрудников. Покупаем лицензию на 10 рабочих мест для 1С.Предприятия (для конфигурации “Управление торговлей” и доступа к серверу). И отдельно приобретаем 10 рабочих мест для использования CRM ПРОФ.
А если вы захотите подключить еще и телефонию, что нужно практически всегда при внедрении CRM, то вам потребуются также пользовательские лицензии для работы с СофтФон.
После подсчета всех компонентов 1С, которые войдут в комплект поставки, не забудьте о том, что в случае применения SQL, вам также понадобится оплатить базу данных. Эта сумма в “Корзине 1С” не учитывается.
Важно: Кроме всех перечисленных выше расходов, вам также потребуется оплатить подписку на ИТС (информационно-техническое сопровождение) от 1С. Без этой подписки к вам не будут приходить бесплатные обновления программного продукта. Стоимость подписки во многом зависит от выбранной конфигурации и другого программного обеспечения. Уточняйте сумму у поставщиков программных продуктов при покупке.
Серверное программное обеспечение
Для организации работы любого сервера требуется специальное программное обеспечение, не входящее в комплект поставки 1С. Эти программные решения могут быть бесплатными (лицензия Open source) или платными.
Возможность устанавливать сервер 1С на программное обеспечение Open source появилась сравнительно недавно. А потому при выборе этого типа ПО могут возникнуть сложности с поиском грамотного специалиста.
Стоимость коммерческих решений для сервера в каждом случае придется запрашивать у разработчиков отдельно. Она зависит от ваших мощностей и потребностей, при этом базовые цены в публичный доступ не выкладываются.
Вопрос выбора серверного программного обеспечения для 1С — сложный. Определить, какой из вариантов выгоднее и удобнее однозначно не представляется возможным. А потому стоит помнить, что могут потребоваться дополнительные расходы на серверное ПО. А вопрос стоимости уточняйте у выбранного специалиста.
Оборудование: необходимые мощности
Программные системы 1С – решения ресурсоемкие, особенно, если с конфигурацией работает значительное число пользователей из офиса и удаленно. А потому важно помимо выбора и покупки подходящей конфигурации, своевременного проведения обновлений программного обеспечения и правильной организации работы сервера, следить за используемыми компьютерными мощностями и также производить своевременный апгрейд оборудования.
При выборе серверной версии понадобится оплата SQL (лицензии сервера баз данных). Она производится независимо от использования 1С, базы данных SQL – отдельный платный софт. Впрочем, можно установить бесплатный аналог, предварительно изучив плюсы и минусы. В любом случае, важно помнить, что платный софт для работы с базами данных не входит в оплату лицензий 1С.
В случае использования файлового вида хранения информации сервер и оплата SQL не потребуются. Но и тут крайне важно внимательно относиться к компьютерным мощностям. Возможно, при работе с файловой организацией хранения данных это даже важнее, чем при покупке сервера.
Обязательно обратитесь за помощью к квалифицированным IT-специалистам (консультантам, системным администраторам), которые определят, насколько подходит конфигурация вашего оборудования для использования программного продукта, и какие мощности следует увеличить или, что бывает чаще всего, предложат вам купить новый компьютер (сервер) для последующей организации эффективной работы с программным продуктом от 1С в многопользовательском режиме.
Помните: даже самое лучшее программное обеспечение не сможет эффективно работать в случае установки на устаревшее «железо» с недостаточным количеством памяти и низкой скоростью обработки информации.
Пример комплектации серверного оборудования
Ниже приведен пример комплектации сервера, необходимого для организации многопользовательской работы с программными продуктами 1С. Цены и оборудование актуальны на февраль 2018 года.
Тип устройства | ID | Наименование | Цена, руб. |
---|---|---|---|
Процессор | 262010 | Intel Core i5 7500T OEM | 13 900 |
Socket 1151, 4ядерный, 2700 МГц, Turbo: 3300 МГц, Kaby LakeS, Кэш L2 1 Мб, Кэш L3 6 Мб, Intel HD Graphics 630, 14 нм, 35 Вт | |||
Материнская плата | 249054 | Gigabyte GAQ270MD3H | 6 790 |
Socket 1151, Intel Q270, 4xDDR4, 7.1CH, 1000 Мбит/с, USB3.1, DSub, DVI, HDMI, DisplayPort, mATX, Retail | |||
Корпус | 219054 | Foxline FL516FZ450R Black 450W | 2 270 |
mATX, MiniTower, 450 Вт, 2xUSB 2.0, Audio | |||
Система охлаждения | 203761 | DeepCool GAMMAXX 200T | 970 |
Оперативная память | 204903 | 16Gb DDR4 2400MHz AMD (R7416G2400U2K) (2x8Gb KIT) | 12 760 |
16384 Мб, DDR4, 19200 Мб/с, CL15, 1.2 В | |||
Накопитель SSD | 6985 | 250Gb SSD Samsung 960 EVO Series (MZV6E250BW) | 8 250 |
внутренний SSD, M.2, 250 Гб, PCIE x4, чтение: 3200 Мб/сек, запись: 1500 Мб/сек, TLC | |||
ИТОГО: | 44 940 |
Материнская плата и процессор (4 ядер вполне достаточно для даже для 30 пользователей 4 Гб MSQL базы данных) выбраны из-за чипсета q270 на котором присутствует функция vPro, позволяющая установить систему и обслуживать сервер удаленно.
NVME диск Samsung превосходят аналогичные HDD диски по скорости чтения в 18 раз и записи в 9 раз (без учета оптимизации NVME дисков для работы с базами данных и прочих аппаратных улучшений). Также решение дает высокую производительность как для файловой версии, так и для для MSSQL или PostgreSQL версии программы.
Оперативной памяти 16 ГБ достаточно для работы 10 пользователей из расчета 1GB на пользователя + виртуальная память на NVME диске.
При выборе аппаратного решения и комплектации сервера воспользуйтесь профессиональной помощью специалистов, которые смогут подобрать для вас решение с учетом выбранных программных продуктов, количества пользователей и ожидаемой нагрузки.
Пример комплектации серверной части приведен с целью помочь пользователям оценить свои возможности и предварительно рассчитать необходимый бюджет.
Аренда 1С: SAAS-решения
Вместо описанной выше покупки многочисленных компонентов компания 1С предлагает альтернативное решение — предоставление доступа к серверу 1С “в облаках”. Здесь уже установлена платформа и выбранная вами конфигурация. Сотрудники 1С отслеживают качество работы, обновляют мощности и проводят техническое обслуживание серверов. При этом вы можете точно так же, как и в случае покупки конфигурации 1С, настраивать ее под свои нужды, проводить какие-то доработки, подключать внешние отчеты и т.д. С одной стороны, вариант решения очень привлекателен, а для небольшой компании — даже выгоден финансово.
С другой стороны, аренда 1С также имеет свои недостатки и ограничения:
Я уверен, что каждый бизнесмен способен сам определить, какой вариант решения для него окажется выгоднее в условиях его бизнеса. Главное, помните о плюсах и минусах, которые я перечислил выше.
Кратко о главном: из чего состоит стоимость 1С
Итак, какие статьи расходов вас ждут в случае внедрения программных решений 1С с нуля:
Таким образом, при покупке 1С необходимо учитывать суммарную стоимость затрат на приобретение всего необходимого программного обеспечения и оборудования, его установку и настройку. Кроме того, не забывайте о стоимости владения, которая включает в себя затраты на техническое обслуживание, установку обновлений, обучение персонала и т.д.
Обзор системы «1С:Предприятие 8»
Система программ «1С:Предприятие» состоит из технологической платформы (ядра) и разработанных на ее основе прикладных решений («конфигураций»). Такая архитектура системы принесла ей высокую популярность, поскольку обеспечивает открытость прикладных решений, их функциональность и гибкость, короткие сроки внедрения, высокую производительность, масштабируемость от одного до десятков тысяч рабочих мест, работу в режиме «облачного» сервиса и на мобильных устройствах.
Области применения
Технологическая платформа
Платформа «1С:Предприятие 8» успешно применяется для повышения эффективности управления и учета более чем в 1 500 000 организаций, от малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей до крупнейших корпораций и госструктур.
Чтобы обеспечить высокую конкурентоспособность системы и ее соответствие растущим требованиям рынка, фирма «1С» развивает технологическую платформу «1С:Предприятие 8» опережающими темпами, реализуя в ней комплекс самых современных технологий, инструментальных средств и инновационных возможностей.
Прикладные решения
На платформе «1С:Предприятие 8» фирмой «1С» и ее партнерами создано более 1300 тиражных решений самого разного уровня – от программ для автоматизации работы индивидуальных предпринимателей и небольших фирм («1С:БизнесСтарт», «1С:Управление нашей фирмой» и т. д.) до автоматизации крупных предприятий («1С:ERP Управление предприятием», «1С:Управление холдингом», «1С:Документооборот» и др.). Также на платформе «1С:Предприятие 8» создано большое количество заказных решений под нужды конкретных заказчиков.
Фирма «1С» выпускает тиражные прикладные решения, предназначенные для автоматизации типовых задач учета и управления в коммерческих предприятиях реального сектора и бюджетных организациях. В каждом программном продукте сочетается использование стандартных решений (общих для всех или нескольких программ) и максимальный учет специфики задачи конкретной отрасли или рода деятельности предприятия.
Отраслевые и специализированные прикладные решения создаются силами партнеров-разработчиков и предназначены для автоматизации отдельных направлений или областей деятельности предприятий. Фирма «1С» проводит сертификацию таких решений на совместимость с платформой «1С:Предприятие». Организации, программные продукты или оборудование которых прошли сертификацию, получают право использования логотипа «Совместимо! Система программ 1С:Предприятие».
1С:Библиотека стандартных подсистем
Инструмент разработчика «1С:Библиотека стандартных подсистем» (БСП) предоставляет набор универсальных функциональных подсистем и технологию для разработки прикладных решений на платформе «1С:Предприятие 8.3». С помощью БСП можно быстро создавать новые конфигурации с уже готовой базовой функциональностью, а также включать готовые функциональные блоки в существующие конфигурации. Использование БСП при разработке прикладных решений позволит также достичь большей стандартизации конфигураций, что уменьшит время на изучение и внедрение прикладных решений за счет их унификации по набору используемых стандартных подсистем.
Внедрения
Внедрения выполняются силами партнеров-внедренцев и реализуют особенности деятельности конкретного предприятия или специальные пожелания заказчика.
Внедрения и адаптации прикладных решений также могут выполняться и силами IT-специалистов заказчика, самостоятельно, или во взаимодействии с партнерами-внедренцами.
Начинающему пользователю: различия программных продуктов системы программ «1С:Предприятие»
Расскажем, что подразумевается под самим термином «1С:Предприятие». Кратко «1С:Предприятие» определяется как «Система программ». То есть термином «1С:Предприятие» обозначается весь набор современных программных продуктов, выпускаемых фирмой «1С» и предназначенных для автоматизации экономической деятельности. Причем на самом деле все эти программные продукты имеют общую основу, своего рода «каркас», который используется в любом варианте поставки. Понятие «Система программ» также обозначает, что эти программы весьма похожи в использовании, а также могут работать не только раздельно, но и вместе. Преимуществом такого подхода является то, что пользователь, освоивший одну программу, может легко освоить и другую.
Итак то, что покупает пользователь, является «Программным продуктом», входящим в Систему программ «1С:Предприятие». Выбирая программный продукт, пользователь решает, какие возможности ему необходимы и, соответственно, определяет один из возможных вариантов поставки «1С:Предприятия».
Что такое «Система программ «1С:Предприятие»?
Расскажем, что подразумевается под самим термином «1С:Предприятие». Кратко «1С:Предприятие» определяется как «Система программ». То есть термином «1С:Предприятие» обозначается весь набор современных программных продуктов, выпускаемых фирмой «1С» и предназначенных для автоматизации экономической деятельности. Причем на самом деле все эти программные продукты имеют общую основу, своего рода «каркас», который используется в любом варианте поставки. Понятие «Система программ» также обозначает, что эти программы весьма похожи в использовании, а также могут работать не только раздельно, но и вместе. Преимуществом такого подхода является то, что пользователь, освоивший одну программу, может легко освоить и другую.
Итак то, что покупает пользователь, является «Программным продуктом», входящим в Систему программ «1С:Предприятие». Выбирая программный продукт, пользователь решает, какие возможности ему необходимы и, соответственно, определяет один из возможных вариантов поставки «1С:Предприятия».
Варианты поставки программного продукта
Из чего складываются различные программные продукты (варианты поставки «1С:Предприятия»)? В поставку конкретного программного продукта могут входить: само «1С:Предприятие» определенной «Версии», одна или несколько «Компонент» и одна или несколько «Конфигураций». То есть программный продукт собирается из этих составляющих, как конкретная марка автомобиля собирается из кузова определенного типа, двигателя определенной мощности и т. д.
Например, программный продукт «1С:Торговля и склад 7.7 ПРОФ», включает:
— версию «ПРОФ» 1С:Предприятия;
— компоненту «Оперативный учет»;
Поясним более подробно понятия, определяющие состав программного продукта.
Что такое «компонента»?
В продуктах «1С:Предприятия» встречаются следующие компоненты:
Кроме перечисленных основных компонент, существуют и дополнительные, которые поставляются отдельно (в виде отдельных продуктов). Они дополняют «1С:Предприятие» расширенными возможностями. Компонента «Управление распределенными информационными базами» позволяет организовать работу в нескольких территориально удаленных офисах организации с автоматическим слиянием необходимой информации. Компонента «Web-расширение» позволяет обращаться к данным 1С:Предприятия через Интернет.
Что такое «конфигурация»?
Такая, на первый взгляд, сложная организация ассортимента продуктов системы «1С:Предприятие» позволяет предлагать пользователю широкий спектр вариантов поставки системы, из которого он может выбрать продукт с необходимыми ему возможностями. Например, очевидно, что не может использоваться один и тот же продукт в бюджетной организации, которая приобретает «1С:Предприятие» для ведения бухгалтерского учета (разумеется, он должен удовлетворять всем требованиям Министерства финансов по методологии учета в бюджетных организациях) и в торговой фирме, которая предполагает автоматизировать труд менеджеров, выписывающих документы и учитывающих закупки и продажи товаров.
Выбор варианта поставки программного продукта
Поясним, в каких случаях пользователю необходимо использовать такие понятия, как «Компонента» и «Конфигурация».
Когда пользователь покупает программный продукт системы 1С:Предприятие, он получает комплект, в котором находится конфигурация (или несколько конфигураций) и само «1С:Предприятие» с набором компонент, необходимых для работы этих конфигураций. Например, при покупке программного продукта «1С:Торговля и Склад» пользователь получает конфигурацию «Торговля+Склад» и «1С:Предприятие» с компонентой «Оперативный учет», которая необходима для работы этой конфигурации. Однако некоторые конфигурации продаются отдельно и не включают само «1С:Предприятие» и его компоненты. Соответственно, для работы этих конфигураций нужно использовать «1С:Предприятие» с необходимым набором компонент, которые используются этой конфигурацией. «1С:Предприятие» и компоненты могут использоваться из ранее купленных продуктов. Если ранее продукты «1С:Предприятия» не приобретались, или в их составе не было необходимых компонент, то следует приобрести те продукты, которые будут содержать необходимые компоненты. Например, чтобы использовать конфигурацию «Бухгалтерия для бюджетных организаций» нужно купить продукт, включающий компоненту «Бухгалтерский учет»: например, «1С:Бухгалтерию» какой-либо версии. Комплексная поставка «1С:Предприятия» содержит полный набор основных компонент и соответственно предоставляет возможность работы с любой конфигурацией. Причем в саму комплексную поставку входит несколько типовых конфигураций.
В этом же режиме («О Программе») можно прочитать и информацию об используемой версии «1С:Предприятия». Название версии выводится в верхней строке диалога, например, если установлена версия для SQL, то там будет написано: «1С:Предприятие 7.7 для SQL». Ниже выводится и название конфигурации, которая используется в данный момент.