Что такое плавучий объект

Что такое плавучий объект

Статья 3. Основные понятия

В целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 14.06.2012 N 78-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 23.04.2012 N 36-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 23.04.2012 N 36-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 23.04.2012 N 36-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 131-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 131-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 294-ФЗ)

Источник

Плавучий объект

Плаву́чий объе́кт — базовое понятие используемое в морской терминологии для обозначения самоходных и несамоходных объектов, способных перемещаться по водным системам и морям. [1] [2] [3] [4] Является более широким по смыслу понятием, чем плавучее сооружение, которое охватывает лишь инженерные плавучие объекты. [4]

Содержание

Виды плавучих объектов

В широком понимании, словосочетание «плавучий объект» охватывает всевозможные физические объекты, способные перемещаться по или под поверхностью воды.

По отношению к инженерным, плавучие объекты делятся на два основных типа:

Регистровые плавучие сооружения

Внерегистровые плавучие сооружения

В эксплуатации находятся также плавучие технические сооружения, не подпадающие под действие правил классификационного общества (в России — Морской или Речной регистры) — например, плоты, доски для серфинга, подводные роботы, гидросамолеты, плавающие танки, торпеды и т. п.

Строительство и регистрация

Строительство плавучих сооружений (технических плавучий объектов) осуществляется в порядке и по правилам установленным классификационным обществом страны-производителя. Регистрации подлежат лишь плавучие объекты, подпадающие под юрисдикцию классификационного общества страны, под флагом которой осуществляется судовождение. Правила классификационного общества — это совокупность норм технического характера, устанавливающих требования к объектам классификации, а также к процессам их проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и перевозки. [3] [1] [8]

Непосредственно перед вводом в эксплуатацию, плавучие сооружения подлежат освидетельствованию, классификации и регистрации, по результатам которых подтверждается соответствие судна требованиям классификационного общества и выдаются судовые документы: свидетельства, акты освидетельствований и сертификаты, подтверждающие технические характеристики плавучего сооружения, его элементов и изделий, а также использованных при постройке материалов. [3] [1] [8] [9]

Строительство и регистрация плавучих технических сооружений, не подпадающих под действие правил классификационного общества, осуществляется либо в соответствии с техническими стандартами соответствующих изделий (например, плавающие танки, торпеды) стран производителей, либо сооружаются вне законодательно установленных норм и правил (например, доски для сёрфинга, плоты) и, как следствие, не подлежат регистрации и дальнейшему контролю.

Источник

Плавучий объект

Плаву́чий объе́кт — базовое понятие используемое в морской терминологии для обозначения самоходных и несамоходных объектов, способных перемещаться по водным системам и морям. [1] [2] [3] [4] Является более широким по смыслу понятием, чем плавучее сооружение, которое охватывает лишь инженерные плавучие объекты. [4]

Содержание

Виды плавучих объектов

В широком понимании, словосочетание «плавучий объект» охватывает всевозможные физические объекты, способные перемещаться по или под поверхностью воды.

По отношению к инженерным, плавучие объекты делятся на два основных типа:

Регистровые плавучие сооружения

Внерегистровые плавучие сооружения

В эксплуатации находятся также плавучие технические сооружения, не подпадающие под действие правил классификационного общества (в России — Морской или Речной регистры) — например, плоты, доски для серфинга, подводные роботы, гидросамолеты, плавающие танки, торпеды и т. п.

Строительство и регистрация

Строительство плавучих сооружений (технических плавучий объектов) осуществляется в порядке и по правилам установленным классификационным обществом страны-производителя. Регистрации подлежат лишь плавучие объекты, подпадающие под юрисдикцию классификационного общества страны, под флагом которой осуществляется судовождение. Правила классификационного общества — это совокупность норм технического характера, устанавливающих требования к объектам классификации, а также к процессам их проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и перевозки. [3] [1] [8]

Непосредственно перед вводом в эксплуатацию, плавучие сооружения подлежат освидетельствованию, классификации и регистрации, по результатам которых подтверждается соответствие судна требованиям классификационного общества и выдаются судовые документы: свидетельства, акты освидетельствований и сертификаты, подтверждающие технические характеристики плавучего сооружения, его элементов и изделий, а также использованных при постройке материалов. [3] [1] [8] [9]

Строительство и регистрация плавучих технических сооружений, не подпадающих под действие правил классификационного общества, осуществляется либо в соответствии с техническими стандартами соответствующих изделий (например, плавающие танки, торпеды) стран производителей, либо сооружаются вне законодательно установленных норм и правил (например, доски для сёрфинга, плоты) и, как следствие, не подлежат регистрации и дальнейшему контролю.

Источник

Статья 3. Основные понятия

СТ 3 КВВТ РФ

В целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:

абзац шестой утратил силу;

Комментарий к Статье 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ

1. В данной статье законодатель раскрывает сущность основных понятий, которыми обозначаются элементы инфраструктуры ВВТ и некоторые виды деятельности на ВВТ. КВВТ РФ специально не оговаривает, является данный перечень понятий исчерпывающим или нет, но по смыслу и способу изложения можно полагать, что это так.

Предмет правового регулирования КВВТ РФ направлен на определение основных аспектов использования ВВТ, а также связанных с ним иных объектов. В связи с чем ключевым понятием по смыслу КВВТ РФ выступают внутренние водные пути (ВВП) и внутренний водный транспорт (ВВТ) РФ. Указанные объекты неразрывно связаны и представляют собой комплекс, способствующий обеспечению перевозки объектов и иных видов эксплуатации водных объектов.

Внутренний водный транспорт представляет собой один из видов транспорта России, т.е. занимает самостоятельное место в транспортной системе государства, выполняет собственные задачи для достижения целей, установленных действующим законодательством.

В большинстве случаев понятие «транспорт» рассматривается как в широком, так и в узком смыслах. В узком смысле данное понятие представляет собой непосредственно совокупность транспортных средств, обеспечивающих транспортировку объектов по специально оборудованным для данного вида транспорта путям его передвижения. В данном случае речь идет о ВВП. В рамках комментируемой статьи 3 указанное понятие рассматривается в широком смысле и включает в себя не только сами транспортные средства, но и иные объекты. Транспорт в широком смысле представляет собой совокупность объектов, способствующих достижению целей использования ВВТ. КВВТ РФ рассматривает данный вид транспорта в качестве производственно-технологического комплекса, включающего в себя и организации, осуществляющие судоходство, и иную связанную с судоходством деятельность на ВВП РФ. Указанное понятие включает в себя ряд основных элементов:

— субъектов: это перевозчики, пассажиры, грузоотправители, грузополучатели, организации, осуществляющие деятельность в данной сфере, и т.п.;

— объекты, специфика которых определяется применительно к отдельным видам перевозок: пассажиры, грузы, багаж и т.п.

Содержание правоотношений составляют отношения по поводу перевозки ВВТ по ВВП объектов в соответствии с требованиями КВВТ РФ.

Комплексность рассматриваемого понятия позволяет не ограничивать его смысловое значение исключительно процессом транспортировки объекта до пункта назначения, а рассматривать в данном случае весь цикл правоотношений с момента реализации заинтересованным субъектом его намерения по перевозке объекта и до передачи такого объекта его получателю и т.п.

2. Особенностью рассматриваемых правоотношений выступает исключительное использование ВВП РФ, т.е. использование иных средств перемещения объектов не подпадает под действие норм КВВТ РФ. Данные пути являются водными, т.е. предусматривают возможность передвижения исключительно речных, а в отдельных случаях морских судов, т.е. допускают применение только водного транспорта для перемещения объектов. КВВТ РФ рассматривает в качестве ВВП РФ как естественные водоемы, так и искусственно созданные. К числу естественных объектов относятся те, которые созданы природой, без активного воздействия на них человека, т.е. реки, озера и т.п. Искусственные внутренние водные пути создаются при непосредственном участии человека и направлены на обеспечение водного сообщения между отдельными регионами или иными местностями, например каналы, водохранилища и т.п.

Одновременно КВВТ РФ устанавливает два существенных требования к объектам, которые могут быть отнесены к числу ВВП РФ:

— исключительная федеральная собственность, т.е. такие водные объекты принадлежат государству, которое в качестве собственника устанавливает и регламентирует порядок их использований и в первую очередь судоходства по ним;

— наличие навигационных знаков или иных средств и систем обозначения водного объекта. Указанные знаки и системы позволяют определять не только местоположение самого водного объекта, его берега, но и особые условия передвижения по нему, например мелководье, мели и т.п.

Только в случае соответствия водного объекта указанным требованиям он может рассматриваться в качестве внутреннего водного пути РФ.

3. Понятием «судоходство» охватывается два вида деятельности:

1) деятельность непосредственно по эксплуатации судов и ВВП;

2) деятельность (сама эксплуатация), связанная с данной эксплуатацией опосредованно.

К первому виду относятся непосредственно перевозки, буксировка судов и иных плавучих объектов, проведение путевых работ, спасательных операций, подъема затонувшего имущества, а также деятельность по обеспечению безопасности судоходства, куда включается навигационно-гидрографическое обеспечение и лоцманская или ледокольная проводка судов.

Такие виды деятельности, как подводно-технические работы, мероприятия по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, мероприятия по осуществлению контроля, относятся к судоходству опосредованно в том смысле, что не связаны непосредственно с обеспечением движения судов и эксплуатацией судов и ВВП. Такая деятельность способствует первому виду деятельности, поэтому она не относится к самому судоходству как использованию судов на ВВП. Учебные, спортивные и культурные мероприятия (например, экскурсии с берега) также могут как непосредственно включать в себя эксплуатацию судов на ВВП, так и относиться к этому косвенно. Что касается научных исследований, то они могут вообще не относиться к движению судов и их иной эксплуатации, но они в любом случае связаны с эксплуатацией ВВП (на участках судового хода или за их пределами).

Судоходство выступает одним из основных видов использования ВВП России, поскольку достижение любой из целей эксплуатации объектов инфраструктуры водных путей непосредственно связано с движением судна по водному объекту. К основным видам судоходства (применительно к достижению целей перемещения судна по водному пути) относятся перевозки водным транспортом: грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировки судов и иных плавучих объектов, проведения поисков, разведки и добычи полезных ископаемых.

Немаловажное значение в эксплуатации ВВП занимает и выполнение отдельных видов работ, в частности строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ. Таким образом, несмотря на то что основное смысловое значение понятия «судоходство» связано с перемещением судна по водному пути, КВВТ РФ рассматривает его сущность в более широком понимании, применительно к деятельности различных субъектов в данной сфере.

4. Внутренний водный транспорт представляет собой совокупность объектов, объединенных в производственно-технологический комплекс, направленный на обеспечение водного перемещения объектов. В этой связи целесообразно говорить о формировании инфраструктуры ВВТ, т.е. совокупности объектов, способствующих движению ВВТ по соответствующим путям. Действующее российское законодательство предусматривает необходимость формирования и развития инфраструктуры применительно к каждому виду транспорта. Однако в отношении ВВТ КВВТ РФ рассматривает необходимость формирования инфраструктуры ВВП, т.е. фактически указанные объекты способствуют обеспечению движения водного транспорта по соответствующему пути и обеспечивают его беспрепятственное прохождение до пункта назначения.

Положения комментируемой ст. 3 КВВТ РФ определяют примерный перечень объектов инфраструктуры, к числу которых относятся: судоходные ГТС, маяки, рейды, пункты отстоя, места убежища, средства навигационного оборудования, объекты электроэнергетики, сети связи, сооружения связи, системы сигнализации, информационные комплексы, системы управления движением судов, суда технического флота.

Совокупность данных объектов свидетельствует о включении инфраструктуры ВВТ в инфраструктуру водных путей. Причем в большинстве своем данная система включает в себя ряд объектов, способствующих обеспечению движения судов по ВВП. Однако функционирование ряда объектов невозможно вне деятельности специализированных организаций. В этой связи представляется целесообразным включение в понятие инфраструктуры ВВТ не только указанных в комментируемой статье 3 КВВТ объектов, но и субъектов, в том числе организаций, обеспечивающих их эксплуатацию.

КВВТ РФ определяет наиболее распространенные виды судов, используемых для судоходства по ВВП, к их числу могут быть отнесены:

— несамоходные плавучие сооружения;

— другие технические сооружения подобного рода.

6. Отдельную категорию в инфраструктуре ВВП составляют субъекты, принимающие участие в эксплуатации судов в соответствии с целями, установленными КВВТ РФ. К числу таких субъектов КВВТ РФ относит:

7. КВВТ РФ предусматривает проведение путевых работ, осуществление которых предполагает наличие и проведение их специальным субъектом, обладающим профессиональными навыками и квалификацией, а также оборудованием, необходимым для проведения соответствующего вида работ.

КВВТ РФ не раскрывает понятия путевых работ, а лишь конкретизирует их применительно к определению основных видов. Путевыми работами могут быть признаны такие работы, которые направлены на поддержание водного пути в состоянии, пригодном для его эксплуатации, а также развитие инфраструктуры такого пути и т.п. К числу путевых работ КВВТ РФ относит:

— другие работы по устройству и содержанию средств навигационного оборудования на ВВП.

Открытый характер перечня путевых работ позволяет рассматривать в данном качестве любые работы, направленные на обустройство и содержание ВВП, а также навигационного оборудования на них.

8. Ряд понятий, предусмотренных комментируемой статьей 3 КВВТ РФ, направлен на определение стационарных объектов инфраструктуры ВВП России, т.е. объектов, в которых производится осуществление отдельных операций в рамках перевозочного процесса. Комплексным объектом, на территории которого может производиться большинство юридически значимых действий, представляющих собой отдельные аспекты перевозочного процесса, выступает речной порт. Несмотря на то, что КВВТ РФ допускает возможности использования и движения по ВВП судов смешанного плавания, иные виды портов в отношении указанных средств сообщения не предусмотрены.

Речной порт представляет собой комплекс сооружений, способствующих обслуживанию пассажиров и иных субъектов, а также совершению отдельных операций в рамках перевозочного процесса, в том числе погрузки, выгрузки и т.п. Рассматриваемая дефиниция предусматривает примерный перечень операций, которые могут совершаться в речном порту:

— обслуживание пассажиров и судов;

— взаимодействие с другими видами транспорта.

Комплексный характер речного порта предполагает размещение его объектов на ограниченной территории, в большинстве своем они размещаются на земельном участке. КВВТ РФ предусматривает возможность размещения таких объектов исключительно на земельном участке, причем расположенном в акватории внутреннего водного пути. Однако особенности осуществления отдельных операций могут предполагать размещение отдельных объектов на водной поверхности вблизи расположения порта в акватории водного пути.

В качестве основной категории КВВТ РФ предусматривает возможность выделения речного порта общего пользования. Данная категория предусматривается КВВТ РФ в качестве единственного вида речных портов, однако выделение порта общего пользования предполагает также возможность образования и речного порта необщего пользования, который характеризуется специальными субъектами, осуществляющими деятельность на его территории, а также специальным порядком использования его инфраструктуры. Характеризуя совокупность портовых сооружений в качестве общего пользования, КВВТ РФ предполагает возможность предоставления его услуг любому заинтересованному субъекту. Общий характер объекта предполагает предоставление услуг порта на равных условиях неограниченному кругу субъектов. КВВТ РФ определяет общий характер порта применительно к деятельности судовладельцев и перевозчиков и предполагает отнесение к данной категории только той совокупности сооружений, в пределах которых хотя бы одно из юридических лиц или индивидуальных предпринимателей осуществляет в порядке, установленном действующим законодательством РФ, услуги публичной перевозки пассажиров, грузов, багажа и т.п. Публичный договор перевозки ВВТ выступает основанием для отнесения порта к числу объектов общего пользования.

— безопасного подхода судов;

— безопасной стоянки судов;

— загрузки, разгрузки и обслуживания судов;

— для посадки пассажиров на суда и высадки их с судов.

Необходимым объектом инфраструктуры речного порта выступает пункт отстоя, который в отличие от причала рассматривается в качестве земельного участка, расположенного на территории порта, а также акватории водного объекта, предусмотренные для совершения специальных операций в отношении отдельных судов. Как правило, пункт отстоя используется для производства ремонтных и восстановительных работ, а также технического осмотра судов и позволяет использовать специальные средства и оборудование для производства таких работ. Такой пункт предполагает наличие специального оборудования и устройств, позволяющих поддерживать суда в надлежащем состоянии, причем возможность проведения ремонтных и иных работ предусмотрена как в отношении судов, приписанных к данному порту, так и в отношении иных судов, постоянно или временно пребывающих в данном порту.

В отношении отдельных водных путей установлен навигационный период, в течение которого осуществляется движение судов по данному водному объекту. В период между навигациями пункт отстоя может быть использован в качестве места пребывания судна. Отстой допускается в отношении любых судов, находящихся на данном водном объекте на законном основании, в случае необходимости. КВВТ РФ в данном случае не определяет, кто и в каком порядке оценивает необходимость проведения работ на судне или его отстоя. Поскольку по общему правилу ответственность за состояние судна несет его капитан, то и оценка его состояния относится к компетенции данного субъекта.

10. Федеральным законом от 23.04.2012 N 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» комментируемая статья 3 КВВТ была дополнена новыми положениями, определяющими виды судов:

1) маломерное судно;

2) прогулочное судно;

3) спортивное парусное судно.

Классификация этих судов на виды осуществляется в зависимости от:

1) количества людей, которые могут помещаться на таких судах;

2) назначения судна;

3) целей его использования.

Общий признак между прогулочным и спортивным суднами заключается в их использовании в некоммерческих целях, то есть в целях, не связанных с извлечением прибыли. Полагаем, что такая формулировка определения данных видов судов не является верной, так как на практике прогулочные и спортивные суда предоставляются напрокат либо используются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями для круизов по водным объектам, для часовых или двухчасовых прогулок по водным объектам (в особенности, в курортных зонах), за которые взимается плата, соответственно, использование спортивных и прогулочных судов в таких случаях не может быть в некоммерческих целях.

При этом изначально или в последующем механизм таких судов должен быть оборудован таким образом, чтобы в движение такое судно приводилось за счет силы ветра, а не за счет топлива, так как использование силы ветра предполагает использование также дополнительных усилий, что является своего рода проявлением занятий спортом.

11. ФЗ от 28.07.2012 N 131-ФЗ комментируемая статья 3 была дополнена еще двумя новыми понятиями и, соответственно, определениями:

1) администрация бассейна ВВП;

В данном случае это учреждение осуществляет следующие виды деятельности:

— расположенных на ВВП судоходных гидротехнических сооружений.

2) государственный портовый контроль (см. комментарий к ст. 38.1 КВВТ РФ);

3) иные функции, например согласование установки на береговой полосе каких-либо постоянных огней, направленных в сторону судовых ходов, с владельцами этих огней, государственная регистрация судов.

1) наличие общих судоходных путей, то есть водных путей, которые объединяют несколько водных путей, относящихся к одному бассейну, по которым проходят суда;

2) наличие общих климатических, навигационно-гидрографических условий обеспечения плавания судов. Под климатическими условиями следует понимать особенности влияния воздуха, ветра, температуры воздуха и воды, влажности на прохождение судов по бассейнам ВВП. Навигационно-гидрографические условия предполагают особенности обеспечения безопасности передвижения судов, а также информирование экипажей судов об объектах местности, о местоположении границ объектов местности, форме и свойствах объектов местности;

Источник

Статья 35 КВВТ РФ. Классификация и освидетельствование судов и плавучих объектов

1. Подлежащие государственной регистрации суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет судовладельцев организациями, которые уполномочены федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов и которые могут создаваться в организационно-правовой форме федеральных автономных учреждений, а также иностранными классификационными обществами, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов.

Порядок наделения организаций, в том числе иностранных классификационных обществ, полномочиями на классификацию и освидетельствование судов, включая требования, которым они должны соответствовать, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

2. Классификация и освидетельствование судов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляются в соответствии с положением о классификации и об освидетельствовании судов, правилами освидетельствования судов в процессе их эксплуатации, правилами технического наблюдения за постройкой судов, правилами технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов, правилами предотвращения загрязнения окружающей среды с судов и правилами классификации и постройки судов с выдачей свидетельств о классификации и иных судовых документов, указанных в подпунктах 3, 4 и 6 пункта 1 статьи 14 настоящего Кодекса и подтверждающих соответствие судов этим правилам.

В положении о классификации и об освидетельствовании судов определяются порядок осуществления классификации и освидетельствования судов, основания отказа в выдаче, основания приостановления или прекращения действия свидетельств о классификации и иных судовых документов, указанных в подпунктах 3, 4 и 6 пункта 1 статьи 14 настоящего Кодекса.

Положение о классификации и об освидетельствовании судов утверждается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Правила освидетельствования судов в процессе их эксплуатации, правила технического наблюдения за постройкой судов, правила технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов, правила классификации и постройки судов, правила классификации и освидетельствования плавучих объектов утверждаются и издаются организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов. Правила предотвращения загрязнения окружающей среды с судов утверждаются и издаются организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды.

3. Маломерные суда, подлежащие государственной регистрации и используемые в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

4. Плавучие объекты подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет средств их владельцев организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранными классификационными обществами, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, в соответствии с правилами классификации и освидетельствования плавучих объектов с выдачей свидетельств о соответствии плавучих объектов, подтверждающих соответствие плавучих объектов этим правилам. Организации, уполномоченные федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранные классификационные общества, уполномоченные федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, при невыполнении этих правил не выдают свидетельства о соответствии плавучих объектов, приостанавливают или прекращают действие ранее выданных ими свидетельств о соответствии плавучих объектов.

Комментарии к ст. 35 КВВТ РФ

Под классификацией судов понимается оценка соответствия судов организацией по классификации установленным техническим нормам и требованиям, применимым в конкретном государстве, выполнение которых обеспечивает безопасность эксплуатации судов.

Оценка соответствия судов осуществляется посредством систематических освидетельствований.

С одной стороны, ст. 34 КВВТ установлено, что подготовка судна к плаванию является обязанностью судовладельца. В связи с этим судовладелец обязан привести судно в годное к плаванию состояние, что должно подтверждаться соответствующими документами о годности судна к плаванию, выданными уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов организацией.

С другой стороны, государственное регулирование безопасности судоходства предполагает обеспечение государством внедрения комплексной системы оценки, контроля выполнения судовладельцами технических норм и требований к постройке, эксплуатации, утилизации судов, включая применение в случае необходимости санкции. Данная система должна полностью соответствовать системе технического регулирования, применяемой в государстве.

Согласно п. 512 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта оценка соответствия судов требованиям, установленным указанным Техническим регламентом, осуществляется в форме классификации. Основополагающим понятием в классификационной деятельности является класс судна.

Класс судна представляет собой краткое обозначение технических параметров судна с помощью последовательности условных символов (формулы класса), присваиваемых судну в результате его классификации в зависимости от конструктивных особенностей судна и условий его эксплуатации, исходя из требований безопасности. Класс присваивается судну в соответствии с классификацией водных бассейнов и указывается в судовых документах, а также актах освидетельствования судна.

Классификация и освидетельствование включают в себя:

— рассмотрение и согласование технической документации на строительство, переоборудование, модернизацию и ремонт судов, изготовление материалов и изделий для судов. Техническая документация согласовывается с целью проверки выполнения требований организацией по классификации. Срок действия согласования технической документации составляет 6 лет. Согласование технической документации на ремонт, переоборудование или модернизацию судов, а также на ремонт изделий действует без ограничения срока, но с условиями его прекращения в случаях, предписанных законодательством;

— освидетельствование организаций. Организации, осуществляющие проектирование, строительство, ремонт, модернизацию и переоборудование судов, изготовление и ремонт изделий, изготовление материалов для установки на судах, выполняющие работы, результаты которых используются организацией по классификации при осуществлении классификации, а также испытательные лаборатории должны иметь свидетельство о признании, выданное организацией по классификации, удостоверяющее, что организация изготавливает продукцию, выполняет работы, оказывает услуги в соответствии с установленными требованиями. Освидетельствования организаций с целью получения свидетельства о признании проводятся организацией по классификации один раз в два года;

— техническое наблюдение за изготовлением материалов и изделий, ремонтом изделий, постройкой, ремонтом, модернизацией и переоборудованием судов с присвоением им класса или категории. Техническое наблюдение включает в себя поэтапные проверки выполнения требований и участие в испытаниях в процессе постройки, переоборудования, модернизации, ремонта судов и их элементов, изготовления и ремонта изделий и изготовления материалов для установки на судах, осуществляемые организацией по классификации. Техническое наблюдение осуществляется при условии согласования организацией по классификации технической документации до начала работ. Материалы и изделия допускаются к установке на суда при наличии документов, подтверждающих соответствие устанавливаемых материалов и изделий требованиям организацией по классификации;

— освидетельствование судов и подтверждение, приостановление, возобновление, восстановление и аннулирование класса или категории на основании результатов освидетельствований судов.

Данные процедуры предусматривают:

проверку наличия согласованной технической документации, предусмотренных сертификатов (актов о соответствии) на материалы и комплектующие изделия, использованные или установленные на судне за время, прошедшее с предыдущего освидетельствования, актов службы технического контроля организации, актов судовладельца, актов предыдущих освидетельствований;

наружный осмотр, измерения, проверку в действии и испытания судна и его элементов;

оформление и выдачу организацией по классификации документов, предусмотренных Правилами (см. п. 3 комментария к настоящей статье).

Организация по классификации в случае несоответствия судна, которому присвоен ее класс, не выдает документы или аннулирует ранее выданные документы.

В целях освидетельствования суда ставятся на классификационный учет организации по классификации в следующих случаях:

— после постройки судна;

— при переходе на классификационный учет организации по классификации с классификационного учета другой организации по классификации;

— если судно ранее было снято с учета или не состояло на учете в этой организации по классификации;

— при смене судовладельца.

Суда могут быть сняты с классификационного учета организации в следующих случаях:

— при утилизации судна;

— при переходе на классификационный учет другой организации по классификации;

— при конструктивной гибели судна;

— при смене судовладельца;

— при смене флага судна.

При осуществлении классификации организация по классификации проводит следующие виды освидетельствований судов:

При первоначальном освидетельствовании организацией по классификации проверяется соответствие элементов судна согласованной технической документации и Правилам (см. п. 3 комментария к настоящей статье), выявляются их конструктивные особенности и техническое состояние для присвоения судну класса или категории плавания, на судно выдаются судовые документы, а также акт первоначального освидетельствования.

Очередное освидетельствование проводится с целью определения технического состояния элементов судна, возобновления класса или категории и оформления нового свидетельства о классификации и свидетельства о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна или внесения в судовой билет сведений, подтверждающих годность судна к плаванию. Очередное освидетельствование включает освидетельствование подводной части судна на берегу (на слипе, в доке). По результатам очередного освидетельствования уполномоченное лицо организации по классификации составляет акт очередного освидетельствования.

В период между очередными освидетельствованиями орган классификации судов осуществляет контроль технического состояния судов в виде ежегодных освидетельствований, результаты которых оформляются актами. Ежегодное освидетельствование судна включает в себя контрольную проверку технического состояния судна, наружные осмотры элементов судна, выполняются проверки их в действии. По результатам ежегодного освидетельствования уполномоченное лицо организации по классификации составляет акт ежегодного освидетельствования.

Доковое освидетельствование проводится в отношении судов классов «О-ПР», «М-ПР» и «М-СП», а также судов, признанных годными с ограничениями, предусматривающими снижение внешних нагрузок на корпус судна, с целью выявления признаков потери общей прочности, недопустимых местных остаточных деформаций и нарушений целостности наружной обшивки. При проведении докового освидетельствования проверяется состояние элементов судовых устройств, расположенных в подводной части корпуса, донно-бортовой арматуры и движительного комплекса. По результатам докового освидетельствования уполномоченное лицо организации по классификации составляет акт докового освидетельствования.

Орган классификации судов проводит внеочередное освидетельствование судна в следующих случаях:

— после повреждений, без устранения которых не обеспечивается безопасность плавания судна;

— в случае выявления дефектов, угрожающих безопасности плавания, и при уточнении технического состояния или района плавания судна, а также для проверки устранения причин, вызвавших приостановление действия документов, выданных на судно организацией по классификации;

— при вводе в эксплуатацию и при выводе из эксплуатации (кроме спортивных парусных, маломерных, прогулочных судов);

— после ремонта или модернизации спортивных парусных, маломерных, прогулочных судов без изменения типа, назначения и класса/категории плавания судна, но с существенным изменением его конструкции и/или оборудования;

— для судов, допустивших нарушение района плавания или сезонных ограничений, установленных документами организации по классификации;

— при выявлении несоответствий по результатам проверки судна инспекцией государственного портового контроля в отношении элементов судна и судовых технических средств, влияющих на безопасность пассажиров и экипажа судна, безопасность судоходства, загрязнение окружающей среды;

— по предписанию органов государственного надзора (контроля), лица, осуществляющего государственный портовый контроль;

— при постановке и снятии судна с классификационного учета;

— при подготовке и после осуществления разового перехода (перегона) судна вне установленных для судна районов и сезонов плавания;

— по заявке судовладельца.

Результаты внеочередного освидетельствования оформляются актом внеочередного освидетельствования. В случае выявления при внеочередном освидетельствовании несоответствия судна требованиям орган классификации судов приостанавливает действие свидетельства о классификации до устранения выявленного несоответствия.

К внеочередному освидетельствованию организацией по классификации предъявляется судно, нуждающееся в разовом переходе (перегоне). Разовый переход (перегон) судна обычно осуществляется вне районов и сезонов плавания, установленных судовыми документами, в следующих случаях:

— переход (перегон) вновь построенного или приобретенного судна от места постройки или приема-передачи к месту достройки или месту эксплуатации в разрешенном районе;

— переход (перегон) судна к новому месту эксплуатации;

— переход (перегон) судна в целях предъявления его к освидетельствованию в доке (на слипе);

— переход (перегон) судна к месту модернизации, переоборудования, ремонта или утилизации.

При положительных результатах освидетельствования судна, подготовленного к разовому переходу (перегону), уполномоченное лицо организации по классификации оформляет акт внеочередного освидетельствования и выдает свидетельство на разовый переход (перегон) от пункта, в котором производились работы по подготовке судна к разовому переходу (перегону), до места назначения.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации не допускается эксплуатация судна без прохождения классификации и получения документов, подтверждающих годность судна к плаванию.

По результатам классификации и освидетельствования оформляются соответствующие судовые документы:

— свидетельство о классификации;

— свидетельство о годности судна к плаванию;

— свидетельство о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна.

Судовые документы выдаются на суда при классификации и освидетельствовании судов, кроме спортивных парусных, маломерных и прогулочных судов, на срок до даты следующего очередного освидетельствования (кроме свидетельства о годности судна к плаванию) с ежегодным их подтверждением.

Наличие судовых документов является обязательным требованием к судам, находящимся в эксплуатации.

Пример: судебная коллегия Верховного Суда Республики Саха (Якутия) при рассмотрении требований Якутского транспортного прокурора о возложении на судовладельца обязанности получения в ФАУ «Российский Речной Регистр» документов о годности к плаванию всех эксплуатируемых судов пришла к выводу о невозможности эксплуатации судна без судовых документов, выдаваемых в установленном законом порядке и подтверждающих годность судна к эксплуатации.

Как отметил суд, п. 54 Положения о классификации и об освидетельствовании судов, утв. Приказом Минтранса России от 14 апреля 2016 г. N 102, установлено, что если техническое состояние элемента или нескольких элементов судна или судовых технических средств признано негодным, дальнейшая эксплуатация судна несет непосредственную угрозу жизни людей, окружающей среде или самому судну, класс или категория плавания судну не присваивается (не подтверждается, не возобновляется, не восстанавливается) и оно не признается годным к плаванию.

В силу ст. 1065 ГК опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

По информации Ленского филиала ФАУ «Российский Речной Регистр», рассматриваемые в деле суда признаны негодными к эксплуатации, свидетельств о годности к плаванию не имеют, что подтверждается актами Ленского филиала ФАУ «Российский Речной Регистр» о внеочередном освидетельствовании судов. При таких обстоятельствах оснований полагать, что судна, эксплуатируемые судовладельцем, отвечают требованиям безопасности, предъявляемым к объектам внутреннего водного транспорта, не имеется. Эксплуатация таких судов создает опасность причинения вреда в будущем неопределенному кругу лиц. Исходя из указанного судебная коллегия пришла к выводу, что деятельность ответчика не отвечает требованиям законодательства, что, в свою очередь, может повлечь за собой нарушение прав, законных интересов, жизни и здоровью неопределенного круга лиц (см. Апелляционное определение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 19 июля 2017 г. по делу N 33-2714/2017).

2. Согласно п. 1 комментируемой статьи суда, подлежащие государственной регистрации, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию на следующих условиях:

— на возмездной основе за счет судовладельцев;

— организациями, которые уполномочены Минтрансом России на классификацию и освидетельствование судов и которые могут создаваться в организационно-правовой форме федеральных автономных учреждений.

2.1. В соответствии с указанной нормой ФАУ «Российский Речной Регистр» наделено полномочиями по классификации и освидетельствованию судов согласно Приказу Минтранса от 25 сентября 2012 г. N 355.

См.: О Регистре // Российский речной регистр: сайт. URL: https://www.rivreg.ru/about-us/ (дата обращения: 1 марта 2019 г.).

Российский речной регистр с 1961 г. является членом Международной ассоциации классификационных обществ (МАКО). Российское классификационное общество на постоянной основе сотрудничает с 19 зарубежными классификационными обществами и организациями по вопросам обеспечения безопасности на море и внутренних водных путях.

В своей деятельности Российский речной регистр руководствуется требованиями применимых международных договоров Российской Федерации, Положением о классификации и об освидетельствовании судов, а также Правилами, указанными в п. 2 ст. 35 КВВТ, содержащими требования к указанным судам и их элементам при проектировании, строительстве, модернизации, переоборудовании и ремонте и требования к материалам и изделиям для судов.

Помимо работ и услуг по классификации и освидетельствованию, Российский речной регистр также оказывает услуги:

— по дефектации (корпуса судна, элементов судна, механизмов, кабельных трасс);

— разработке проектно-конструкторской (технической) документации, разработке проектов перегона судов вне установленного района плавания, анализу соответствия судов Правилам Речного регистра;

— выполнению расчетов (вместимости судна, расчетов автономности плавания по условиям экологической безопасности, расчетов по оценке прочности и остойчивости, расчетов высоты надводного борта, расчетов крутильных колебаний);

— добровольной сертификации продукции, работ и услуг, систем менеджмента качества;

— проведению консультаций, оказанию информационных услуг;

— использованию принадлежащих филиалам Российского речного регистра судов для нужд судовладельцев и агентирующих компаний;

— предоставлению информации по базе данных «Флот», Регистровой книге судов;

— распространению Правил Российского речного регистра и дополнений к ним и др.

См.: Освидетельствование судов в эксплуатации // URL: Российский речной регистр: [сайт]. https://www.rivreg.ru/activities/class/osvsud/ (дата обращения: 1 марта 2019 г.).

2.2. Пунктом 1 комментируемой статьи также установлено, что классификация и освидетельствование судов может осуществляться иностранными классификационными обществами, уполномоченными Минтрансом на классификацию и освидетельствование судов.

Порядок наделения организаций, в том числе иностранных классификационных обществ, полномочиями на классификацию и освидетельствование судов, включая требования, которым они должны соответствовать, установлен Приказом Минтранса от 11 марта 2016 г. N 54.

Организация, претендующая на наделение полномочиями на классификацию и освидетельствование судов, представляет в Минтранс заявление о намерении осуществлять деятельность в качестве организации по классификации и освидетельствованию судов, к которому прилагаются предусмотренные указанным Приказом документы.

Для оценки соответствия заявителя предусмотренным требованиям создается комиссия, в состав которой входят:

— заместитель председателя комиссии;

— члены комиссии (не менее трех). В число членов комиссии включаются по согласованию представители государственных органов и общественных организаций.

Комиссия рассматривает заявление, документы, представленные заявителем, проводит оценку его соответствия предусмотренным требованиям к организациям по классификации и освидетельствованию судов. По результатам оценки оформляется заключение о соответствии либо несоответствии заявителя требованиям.

При признании организации соответствующей требованиям Минтрансом подписывается с заявителем соглашение о наделении организации полномочиями на классификацию и освидетельствование судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях.

Информация об организациях, наделенных полномочиями на классификацию и освидетельствование судов, размещается на официальном сайте Минтранса.

3. Пунктом 2 комментируемой статьи закреплены нормативные правовые основы классификационной деятельности уполномоченной организации.

Классификация и освидетельствование судов, указанных в п. 1 комментируемой статьи, осуществляются в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

— Положением о классификации и об освидетельствовании судов, утв. Приказом Минтранса от 14 апреля 2016 г. N 102. В Положении о классификации и об освидетельствовании судов определяется порядок осуществления классификации и освидетельствования судов, основания отказа в выдаче, основания приостановления или прекращения действия свидетельств о классификации и иных судовых документов, указанных в подп. 3, 4 и 6 п. 1 ст. 14 КВВТ;

— Правилами освидетельствования судов в процессе их эксплуатации (ПОСЭ), утвержденными Приказом ФАУ «Российский Речной Регистр» от 9 сентября 2015 г. N 34-п и введенными в действие Приказом ФАУ «Российский Речной Регистр» от 11 июля 2016 г. N 28-п с 19 июля 2016 г.;

— Правилами технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов (ПТНП), утвержденными Приказом ФАУ «Российский Речной Регистр» от 9 сентября 2015 г. N 36-п и введенными в действие Приказом ФАУ «Российский Речной Регистр» от 11 июля 2016 г. N 29-п с 19 июля 2016 г.

— Правилами предотвращения загрязнения окружающей среды с судов (ППЗС), утвержденными Приказом ФАУ «Российский Речной Регистр» от 12 октября 2015 г. N 38-п и введенными в действие на основании распоряжения Минтранса России от 1 сентября 2016 г. N МС-126-р с 1 сентября 2016 г. Данные Правила издаются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды;

— Правилами классификации и постройки судов (ПКПС), утвержденными Приказом ФАУ «Российский Речной Регистр» от 9 сентября 2015 г. N 35-п и введенными в действие Приказом ФАУ «Российский Речной Регистр» от 11 июля 2016 г. N 27-п с 19 июля 2016 г.

Требования перечисленных Правил распространяются на подлежащие государственной регистрации суда, а также на материалы и изделия для судов, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях. Требования правил распространяются в том числе на пассажирские, наливные суда, буксиры, толкачи, ледоколы, суда технического флота с габаритной длиной менее 20 м.

Действие правил не распространяется на маломерные, прогулочные, спортивные парусные, военные и пограничные суда, суда с атомными энергетическими установками, плавучие буровые установки и другие плавучие сооружения. При этом для отдельных категорий судов (маломерных, используемых в коммерческих целях, прогулочных, спортивных парусных, экранопланов и пр.) и других плавучих сооружений (наплавные мосты и т.п.) Российский речной регистр разрабатывает и издает соответствующие правила и иные нормативные документы, которые являются составной частью правил.

Российский речной регистр также вправе утверждать районы и условия плавания судов с классом Регистра. При этом он должен руководствоваться целями обеспечения технической безопасности плавания судов в соответствии с их назначением, охраны жизни и здоровья пассажиров и судовых экипажей, сохранности перевозимых на судах грузов, экологической безопасности судов, имеющейся практикой безопасной эксплуатации судов с классом Регистра в соответствующих районах плавания, ответственностью за безопасную эксплуатацию судна на всех этапах его жизненного цикла.

Пример: данное полномочие подтверждено выводами судебной практики, отраженными в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 15 февраля 2018 г. N Ф05-18841/2017 по делу N А40-38126/2017. Согласно данному судебному акту Российский речной регистр на законных основаниях утвердил оспариваемый заявителем Приказ от 20 июля 2016 г. N 32-п «О внесении изменений в Правила классификации и постройки судов», устанавливающий районы и условия плавания судов с классом Регистра.

Российский речной регистр исключает или изменяет в формуле класса тот или иной символ при изменении или нарушении условий, послуживших основанием введения в формулу класса данного символа.

4. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи маломерные суда, подлежащие государственной регистрации и используемые в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2016 г. N 349 установлено, что уполномоченным органом Российской Федерации по осуществлению классификации и технического наблюдения за указанными в настоящем пункте маломерными судами является ГИМС МЧС.

ГИМС МЧС осуществляет классификацию и техническое наблюдение в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 026/2012 «О безопасности маломерных судов», принятым решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15 июня 2012 г. N 33.

В целях организации работ по выполнению возложенных на ГИМС МЧС указанным выше Постановлением Правительства РФ функций заместителем Министра МЧС утверждены 26 сентября 2016 г. Методические рекомендации о порядке проведения ГИМС МЧС классификации маломерных судов в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности маломерных судов».

Классификация маломерных судов в рамках данного технического регламента осуществляется территориальными органами ГИМС. Непосредственно организацию классификации осуществляет главный государственный инспектор по маломерным судам субъекта РФ.

Освидетельствование маломерного судна, введенного в эксплуатацию, осуществляется в порядке, установленном Правилами классификации и освидетельствования маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, утв. Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2013 г. N 820.

При классификации органом классификации проводится освидетельствование и присвоение маломерному судну категории сложности района плавания.

Процедура проведения классификации включает:

— рассмотрение представленной документации;

— проведение освидетельствования (на берегу и на плаву), в процессе которого определяется соответствие конструкции корпуса и характеристик маломерного судна заявленной категории сложности района плавания и техническим требованиям, а также идентификация материалов корпуса маломерного судна и его элементов;

— проверка соответствия комплектности оборудования и снабжения маломерного судна техническим требованиям.

По результатам проведения классификации, за исключением случаев, предусмотренных указанными Правилами случаев, органом классификации составляется свидетельство о классификации маломерного судна, которое выдается собственнику маломерного судна. Сведения о проведенной классификации хранятся в информационной системе органа классификации, которая обеспечивает возможность их получения во всех органах классификации, а также в органах, осуществляющих государственную регистрацию маломерных судов в реестре маломерных судов без участия собственника маломерного судна.

Свидетельство о классификации маломерного судна содержит сведения о маломерном судне и его собственнике, категории сложности района плавания, присвоенной судну, а также о годности судна к плаванию. В свидетельстве указывается дата его составления и ставится подпись уполномоченного должностного лица, выдавшего свидетельство, которая заверяется печатью.

Маломерное судно в процессе эксплуатации подлежит очередным освидетельствованиям, а также внеочередным освидетельствованиям в случаях, установленных Правилами классификации и освидетельствования маломерных судов, используемых в некоммерческих целях.

Следует отметить, что маломерные суда, подлежащие государственной регистрации и используемые в коммерческих целях, длина которых не превышает 20 м и общее количество людей на которых не превышает 12, подлежат классификации и освидетельствованию в соответствии с Положением о классификации и об освидетельствовании судов, утв. Приказом Минтранса от 14 апреля 2016 г. N 102, а также требованиями руководства Российского речного регистра Р.044-2016.

При классификации как маломерного, так и спортивного парусного, прогулочного судна организацией по классификации проводятся первоначальное освидетельствование судна и присвоение класса (категории) в соответствии с указанным Положением, с внесением в судовой билет записи о годности к плаванию.

В процессе эксплуатации данные суда подлежат первоначальному, очередным, промежуточным и внеочередным освидетельствованиям.

Первоначальное освидетельствование проводится перед постановкой судна на учет организации по классификации. Освидетельствование проводится на берегу или на плаву. В данном случае проверяются исправность и работоспособность судовых технических средств, техническая документация на судно. Устанавливаются обязательные условия, нормы и технические требования по его грузоподъемности и пассажировместимости, допустимой мощности и количеству двигателей (подвесных моторов), допустимой площади парусов, району плавания (удалению от берега), минимальной высоте надводного борта, допускаемой высоте волны, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным оборудованием и средствами связи. Для маломерных судов индивидуальной постройки, а также судов промышленной постройки, технические характеристики которых не соответствуют характеристикам, указанным в техническом формуляре (паспорте) или ином документе организации-изготовителя судна, дополнительно проводятся испытания мореходных качеств (плавучести, остойчивости и непотопляемости). По результатам первоначального освидетельствования уполномоченное лицо организации по классификации составляет акт первоначального освидетельствования, в котором дает оценку, является ли предъявленное к освидетельствованию судно спортивным парусным, маломерным или прогулочным судном, и при положительном решении присваивает судну класс или категорию.

Очередное освидетельствование проводится один раз в 5 лет. По результатам очередного освидетельствования уполномоченное лицо организации по классификации составляет акт очередного освидетельствования и при положительных результатах освидетельствования вносит в судовой билет запись о годности судна к плаванию. Очередное освидетельствование проводится с осмотром судна на берегу и на плаву.

Внеочередное освидетельствование производится в случаях, установленных Положением о классификации и об освидетельствовании судов, утв. Приказом Минтранса от 14 апреля 2016 г. N 102. По результатам внеочередного освидетельствования уполномоченное лицо организации по классификации составляет акт внеочередного освидетельствования.

Промежуточное освидетельствование проводится между вторым и третьим годом, отсчитываемым от даты первоначального или последнего очередного освидетельствования. Промежуточное освидетельствование спортивного парусного, маломерного и прогулочного судна проводится на плаву. По результатам промежуточного освидетельствования уполномоченное лицо организации по классификации составляет акт промежуточного освидетельствования и при положительных результатах освидетельствования вносит в судовой билет запись о годности судна к плаванию.

В результате классификации и освидетельствования выдаются соответствующие акты освидетельствований, наличие которых подтверждает:

Наличие регистровых документов подтверждает также выполнение судовладельцем судна лицензионных требований и условий в случае осуществления лицензируемого вида деятельности на маломерном судне.

Из судебной практики следует, что маломерное судно, которое предполагается использовать для коммерческой перевозки пассажиров внутренним водным транспортом, должно быть подвергнуто специальному освидетельствованию, после которого выдается пассажирское свидетельство с указанием предельно допустимой пассажировместимости. Наличие пассажирского свидетельства для получения лицензии на право перевозки пассажиров внутренним транспортом является обязательным (см. Определение Верховного Суда РФ от 11 февраля 2015 г. по делу N 307-КГ14-1897, А56-48977/201311).

5. Отдельно в п. 4 комментируемой статьи законодатель урегулировал проведение классификации и освидетельствования плавучих объектов.

Под плавучим объектом в соответствии со ст. 3 КВВТ понимается несамоходное плавучее сооружение, не являющееся судном, в том числе дебаркадер, плавучий (находящийся на воде) дом, гостиница, ресторан, понтон, плот, наплавной мост, плавучий причал, и другое техническое сооружение подобного рода.

Понятие плавучего объекта введено Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 367-ФЗ. Ранее данные объекты относились к стоечным судам. Согласно ст. 4 указанного Федерального закона судовые документы, выданные до 1 января 2018 г., продолжают действовать в течение срока, на который они были выданы. Следовательно, при обращении владельцем такого объекта за очередным освидетельствованием классификационное общество должно выдать соответствующие документы уже на плавучий объект.

Плавучие объекты подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет средств их владельцев организациями, указанными в п. 1 комментируемой статьи. В соответствии с Правилами классификации и освидетельствования плавучих объектов, утв. Приказом ФАУ «Российский Речной Регистр» от 17 марта 2017 г. N 35-п и введенными в действие 23 марта 2017 г., в случае подтверждения соответствия этим правилам плавучим объектам присваивается класс и выдаются свидетельства о соответствии плавучих объектов.

По аналогии с порядком классификации и освидетельствования судов, присвоение класса плавучему объекту осуществляется в соответствии с его конструктивными особенностями и разрядом водного бассейна, для эксплуатации в котором он предназначен.

Формула класса плавучих объектов включает:

— символ постройки плавучего объекта под надзором Российского речного регистра;

— цифровое значение допускаемой при эксплуатации волны в зависимости от разряда водного бассейна эксплуатации;

Согласно п. 3.2.18 Правил классификации и освидетельствования плавучих объектов суда, состоящие на классификационном учете Российского речного регистра и подпадающие под определение «плавучий объект», при поступлении соответствующей заявки классифицируются на класс плавучего объекта по результатам первоначального освидетельствования в сроки ближайших плановых (ежегодных или очередных) освидетельствований либо внеочередного освидетельствования.

Следует отметить, что изменение статуса такого объекта на основании документов об освидетельствовании влечет исключение данного объекта из соответствующего судового реестра, в случае если оно было ранее зарегистрировано в качестве судна, и постановку на учет администрацией бассейна внутренних водных путей РФ по месту нахождения данного объекта.

Учет плавучих объектов производится в соответствии с Правилами учета плавучих объектов, утвержденными Приказом Минтранса от 1 ноября 2017 г. N 470 и вступившими в силу 10 июня 2018 г., при условии представления владельцем в администрацию бассейна внутренних водных путей РФ копии свидетельства о соответствии плавучего объекта, выдаваемого уполномоченной организацией после проведения его освидетельствования и классификации (подробнее см. комментарий к п. 1, 2 ст. 4.1).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *