Что такое пленэр в художественной школе

Управление культуры города Курска

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств №1 им. Г.В. Свиридова»

«Пленэр в детской школе искусств».

Посашкова Полина Владимировна

1. Пленэр как часть учебного процесса, самостоятельная дисциплина.

2. Способы работы и необходимые материалы для пленэра.

3. Краткая характеристика содержания обучения и результатов освоения программы «Пленэр».

4. Методика и тематика пленэрных заданий.

Список рекомендованной литературы.

1. Пленэр как часть учебного процесса, самостоятельная дисциплина.

На пленэрных занятиях у юных художников происходит развитие необходимых качеств: «твердость руки», способность «цельно видеть», умение наблюдать и анализировать. Развивается острота и точность глазомера. Дети учатся передавать большие пространственные отношения земля-небо, вода-небо и различные состояния природы. На пленэрной практике так же совершенствуется художественное мастерство учеников, продолжается знакомство с лучшими работами художников-пейзажистов.

Во время пленэра учащиеся собирают материал для работы над композицией; изучают объекты живой природы, особенности работы над пейзажем; познают способы передачи большого пространства, движущейся и постоянно меняющейся натуры; законы линейной и воздушной перспективы, равновесия, плановости. Учащиеся изображают архитектурные мотивы, городские и сельские пейзажи.

В заданиях по пленэру используются композиционные правила (передача движения, покоя, золотого сечения), приемы и средства композиции (ритм, симметрия и асимметрия, выделение сюжетно-композиционного центра, контраст, открытость и замкнутость, целостность), а также все виды рисунка: от быстрого линейного наброска, кратковременных зарисовок до тонового рисунка. В рисовании растительных и архитектурных мотивов применяются знания и навыки построения объемных геометрических форм: куба, параллелепипеда, шара, конуса, пирамиды. При выполнении живописных этюдов используются знания основ цветоведения, навыки работы с акварелью, умения грамотно находить тоновые и цветовые отношения.

2. Способы работы и необходимые материалы для пленэра.

Способы работы на пленере – рисунок, живопись.

В конкретных видах пленэра применяются разные виды рисунка: длительный рисунок, зарисовка, набросок.

Длительный рисунок ведётся поэтапно:

компоновка на листе бумаги;

перспективное построение форм;

проработка объёма средствами светотени;

тональные отношения и передача фактуры;

Рисунок выполняется от 3 до 6 ч.

Зарисовка – это краткосрочный рисунок с ограниченной задачей. В зарисовках нужно учиться передавать главное, характерное. Зарисовывая объект, следует сразу строить изображение на плоскости, не разделяя на этапы, но учитывая закономерности объёмно-пространственного решения. Зарисовка-основной способ работы на пленере. Длительность от 20 мин до 2 часов.

Набросок – рисунок, сделанный за предельно короткий срок. Композиционные наброски пейзажа имеют целью быстро зафиксировать варианты пейзажных мотивов. Наброски с движущейся натуры требуют быстроты реакции, умения видеть общо, цельно. Длительность наброска 3-5 мин.

Живопись основывается прежде всего на грамотном рисунке, поэтому её называют «рисунок цветом». В пространственной живописи главное – общие цветовые и тоновые отношения.

Длительный живописный этюд ведётся последовательно:

компоновка на листе бумаги;

прокладка общих цветовых отношений;

проработка форм, выявление пространственных планов;

уточнение цветовых отношений;

Этюд выполняется от 3 до 6 ч.

Краткосрочный этюд делается с целью передачи общего состояния пейзажа. В этюде внимание сосредоточено на основных цветовых отношениях, общем колорите. Длительность этюда от 10 до 30 мин.

Живописные зарисовки растений, живой натуры, элементов пейзажа изображают конкретную форму, дают ей цветовую характеристику. Фон может отсутствовать, а на листе компонуется одна или несколько зарисовок. Длительность от 30 мин.

Кистевые наброски с живой натуры передают её окраску, общую форму, освещённость. Делаются они быстро – 3-5 мин.

Дети работают с различными материалами:

бумагой разных сортов (ватман, торшон, яичная скорлупа, тонированная бумага, эскизная бумага);

зарисовки делают графическими материалами ( тушью, углем, сангиной, пастелью, графитными карандашами различной мягкости, фломастером )

пейзажные этюды пишут акварелью;

кисти разной формы и разного размера (беличьи, колонковые, синтетические);

Нужно не забывать, что пленэрная практика благоприятный период в учебном процессе, когда объединяются художественно-творческие и воспитательные задачи. Учащиеся знакомятся с природно-климатическими условиями и характером местности родного края, пополняют свои знания новыми сведениями о памятниках истории и культуры, что, безусловно, способствует более углубленному эстетическому и нравственному воспитанию. Это удобное время для посещения музеев и выставок. В своей школе мы обязательно посещаем Курский краеведческий музей, Курскую государственную картинную галерею А.Дейнеки. Экскурси и расширяют кругозор учащихся, воспитывают уважение к традициям предков, к родной земле и к культурному наследию прошлого.

3. Краткая характеристика содержания обучения и результатов освоения программы «Пленэр».

Учащиеся первого года обучения по учебному предмету «Пленэр» приобретают первоначальные навыки передачи солнечного освещения, изменения локального цвета, учатся последовательно вести зарисовки и этюды деревьев, неба, животных, птиц, человека, знакомятся с линейной и воздушной перспективой, изучают произведения художников на выставках, в музеях, картинных галереях, по видеофильмам и учебной литературе в библиотеке.

Учащиеся второго года обучения решают задачи на цветовые и тональные отношения в пейзаже, развивают навыки передачи пленэрного освещения, плановости в глубоком пространстве, знакомятся с различными художественными материалами при выполнении рисунков животных, птиц, фигуры человека, архитектурных мотивов.

Учащиеся третьего года обучения развивают навыки и умения в выполнении пейзажей на состояние с решением различных композиционных приемов, рисуют более сложные архитектурные фрагменты и сооружения в линейной и воздушной перспективе, пишут натюрморты, используя широкий спектр цветовых оттенков, совершенствуют технические приемы работы с различными художественными материалами.

Учащиеся четвертого года обучения решают более сложные задачи на создание образа, развивают умения и навыки в выполнении пейзажа в определенном колорите, передаче точных тональных и цветовых отношений в натюрмортах на пленэре, самостоятельно выбирают выразительные приемы исполнения. Задания тесно связаны со станковой композицией.

Результатом освоения программы «Пленэр» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

знание о закономерностях построения художественной формы и особенностей ее восприятия и воплощения;

знание способов передачи пространства, движущейся и меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;

умение передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;

умение применять сформированные навыки по учебным предметам: рисунок, живопись, композиция;

умение сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными эскизами;

навыки восприятия натуры в естественной природной среде;

навыки передачи световоздушной перспективы;

навыки работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей.

4. Тематика пленэрных заданий.

С первого дня работы на открытом воздухе необходимо прививать учащимся умение правильно, интересно с композиционной и живописной точек зрения выбирать натурный объект с учетом поставленной перед ними задачи. Преподаватель знакомит детей с приемами и методами нахождения выразительной композиции изображаемого в формате, учит увязывать выбираемый формат с характерными особенностями натуры. Возможно использование видоискателя.

Обучение происходит, главным образом, как решение задач по композиции, рисунку и живописи. Вид учебной деятельности должен быть разнообразным: обучение по наглядным образцам и практическая работа с натуры, в которой половина времени отводится на графику, половина – на живопись. Техника исполнения и формат работ обсуждаются с преподавателем.

Темы в программе повторяются с постепенным усложнением целей и задач на каждом году обучения.

Тема 1. Знакомство с предметом «Пленэр».

Ознакомление с основными отличиями пленэрной практики от работы в помещении. Решение организационных задач по месту и времени сбора, оснащению и основным правилам работы. Вводная беседа с показом иллюстративного материала. Зарисовки и этюды разных по форме цветов и растений (розетка листьев одуванчика, лопуха). Материал: карандаш, акварель.

Тема 2. Зарисовки первоплановых элементов пейзажа. Этюды деревьев.

Образное восприятие природных форм. Рисование тенями: живописный или графический подход к рисунку в зависимости от характера пластики натуры. Зарисовки крупных камней, пней интересной формы, тропинок, аллей, крутых склонов, сучьев деревьев, кустарников и зарослей на берегу реки. Этюды деревьев (монохром). Материал: карандаш, акварель, соус, фломастер.

Тема 3. Кратковременные этюды пейзажа на большие отношения.

Развитие пленэрного цветоощущения, передача общего тона и тонально цветовых отношений в пейзаже. Этюды на большие отношения неба к земле приемом a la prima при разном освещении.

Целостность восприятия натуры и цельность ее изображения. Изучение характера освещения. Этюды и зарисовки на различные состояния с разными композиционными задачами.

Решение композиционного центра. Грамотное построение пространства. Плановость. Закрепление навыков работы различными художественными материалами. Пейзаж городских окраин.

Выявление возможностей акварельных красок в передаче различного состояния природы. Использование различных приемов работы карандашом.

Материал: карандаш, акварель, соус, тушь.

Тема 4. Наброски, зарисовки птиц, этюды животных, фигуры человека.

Передача особенностей пропорций, характерных поз, движений. Развитие наблюдательности. Работа одним цветом с использованием силуэта. Зарисовки, этюды домашних животных. Пластика фигуры человека. Этюды и зарисовки своих близких и знакомых, одногруппников.

Материал: карандаш, тушь, акварель.

Тема 5. Архитектурные мотивы (малые архитектурные формы).

Передача тональных отношений с четко выраженным контрастом. Работа тенями. Этюд калитки с частью забора. Рисунок фрагмента чугунной решетки с частью сквера. Передача пропорций архитектурных частей здания. Зарисовки памятников архитектуры.

Материал: карандаш, акварель, гелевая ручка.

Тема 6. Натюрморт на пленэре.

Выразительная передача образа растительного мотива. Умение находить гармоничные цветовые отношения. Развитие навыков в передаче пленэрного освещения, решения тонально-цветовых отношений, градации теплохолодности.

Использование различных приемов работы карандашом и приемов работы с акварелью. Рисунок ветки дерева в банке, вазе. Этюд цветка в стакане. Этюд букета цветов. Этюды и зарисовки комнатных цветов.

Материал: карандаш, акварель, гелевая ручка, пастель.

Тема 7. Линейная и световоздушная перспектива.

Знакомство с визуальным изменением размера предметов в пространстве на примере городского дворика. Определение горизонта, изучение закономерности визуальных сокращений пространственных планов.

Определение правильных цветотональных отношений пространственных планов. Изменение цвета зелени под воздействием воздуха на свету и в тени. Кратковременные этюды и зарисовки домашнего двора. Рисунок дома с частью улицы, уходящей в глубину. Этюд городской улицы с людьми. Рисунок лодок, катеров в различных ракурсах.

Материал: карандаш, акварель, гелевая ручка, пастель, соус, сангина, тушь.

Тема 8. Эскиз сюжетной композиции по итогам пленэра.

Умение находить выразительное пластическое решение, работать с подготовительным натурным материалом. Использование знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения. Сюжетная фигурная композиция. Самостоятельный выбор техники исполнения и художественных материалов.

В течение пленэрной практики дети знакомятся с репродукциями картин известных русских художников: И. Шишкин «Полдень в окрестностях Москвы», М. Сарьян «Октябрьский пейзаж», В. Сидоров «Качели», Г. Нисский, «Подмосковье», И. Левитан «Сумерки», «Вечер на пашне», «Осенний день в Сокольниках», «Озеро», А. Саврасов «Проселок», «Грачи прилетели», А. Остроумова-Лебедева «Ленинград. Фонтанка и Летний сад», «Марсово поле», Ю. Пименов «Новая Москва», К. Коровин «Ф. Шаляпин у открытого окна» (натюрморт), В. Максимов «Всё в прошлом» (натюрморт), А. Герасимов «После дождя. Мокрая терраса», А. Пластов «Ужин тракториста» (натюрморт при вечернем освещении), В. Поленов «Заросший пруд», «Московский дворик», Н. Крымов «Утро», «Деревня летом», «Красные крыши», А. Иванов «Храм Весты в Риме», П. Кончаловский «Ессентуки. Лестница». Также учащиеся знакомятся с картинами зарубежных живописцев: А. Сислей «Местечко на берегу Сены», К. Моне «Руанский собор», О. Ренуар «Качели», «Завтрак гребцов», «Бал в Мулен де ла Галетт», «В саду», Ф. Базиль «В семейном кругу», К. Моне «Завтрак на вольном воздухе», «На большом бульваре», Ж.О. Фрагонар, «Прачки».

Источник

Статья «Пленэр в детской школе искусств». Автор: Щербинин

Автор: Щербинин
Методика преподавания пленэра в школе искусств.

Техники, применяемые материалы.

Управление культуры города Красноярска

Муниципальное Автономное Учреждение Дополнительного Образования

Детская школа искусств №8

по теме: « Пленэр в детской школе искусств».

преподаватель художественного отделения

Щербинин Дмитрий Вадимович

1. Пленэр как часть учебного процесса, самостоятельная дисциплина.

Способы работы на плен э ре – рисунок, живопись.

В заданиях пленэра ставится задача научиться примен ять разные виды рисунка: длительный рисунок, зарисовка, набросок.

Длительный рисунок – это полный анализ мотива и ведётся поэтапно:

и выполняется легкими штрихами

перспективное построение форм

, прорисовывается обобщенно и схематично;

проработка объёма средствами светотени;

тональные отношения и передача фактуры;

Рисунок выполняется от 3 до 6 ч.

Длительный живописный этюд ведётся последовательно:

компоновка на листе бумаги;

прокладка общих цветовых отношений;

проработка форм, выявление пространственных планов;

уточнение цветовых отношений;

Этюд выполняется от 3 до 6 ч.

Краткосрочный этюд делается с целью передачи общего состояния пейзажа. В этюде внимание сосредоточено на основных цветовых отношениях, общем колорите. Длительность этюда от 10 до 30 мин.

Живописные зарисовки растений, живой натуры, элементов пейзажа изображают конкретную форму, дают ей цветовую характеристику. Фон может отсутствовать, а на листе компонуется одна или несколько зарисовок. Длительность от 30 мин.

Кистевые наброски с живой натуры передают её окраску, общую форму, освещённость. Делаются они быстро – 3-5 мин.

Дети работают с различными материалами:

бумагой разных сортов (ватман, торшон, яичная скорлупа, тонированная бумага, эскизная бумага);

зарисовки делают графическими материалами (тушью, углем, сангиной, пастелью, графитными карандашами различной мягкости, фломастером)

пейзажные этюды пишут акварелью;

кисти разной формы и разного размера (беличьи, колонковые, синтетические);

П ленэрная практика – это благоприятный период в учебном процессе, когда соединяются художественно-творческие и воспитательные задачи. Учащиеся знакомятся с природно-климатическими явлениями и характером местности родного края, по лучают знания и сведения о памятниках истории и культуры, что способствует более углубленному эстетическому и нравственному воспитанию.

3. Краткая характеристика содержания обучения и результатов освоения программы «Пленэр».

Учащиеся первого года обучения по учебному предмету «Пленэр» приобретают первоначальные навыки передачи солнечного освещения, изменения локального цвета, учатся последовательно вести зарисовки и этюды деревьев, неба, животных, птиц, человека, знакомятся с линейной и воздушной перспективой, изучают произведения художников на выставках, в музеях, картинных галереях, по видеофильмам и учебной литературе в библиотеке.

Учащиеся второго года обучения решают задачи на цветовые и тональные отношения в пейзаже, развивают навыки передачи пленэрного освещения, плановости в глубоком пространстве, знакомятся с различными художественными материалами при выполнении рисунков животных, птиц, фигуры человека, архитектурных мотивов.

Учащиеся третьего года обучения развивают навыки и умения в выполнении пейзажей на состояние с решением различных композиционных приемов, рисуют более сложные архитектурные фрагменты и сооружения в линейной и воздушной перспективе, пишут натюрморты, используя широкий спектр цветовых оттенков, совершенствуют технические приемы работы с различными художественными материалами.

Учащиеся четвертого года обучения решают более сложные задачи на создание образа, развивают умения и навыки в выполнении пейзажа в определенном колорите, передаче точных тональных и цветовых отношений в натюрмортах на пленэре, самостоятельно выбирают выразительные приемы исполнения. Задания тесно связаны со станковой композицией.

Результатом освоения программы «Пленэр» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

знание о закономерностях построения художественной формы и особенностей ее восприятия и воплощения;

знание способов передачи пространства, движущейся и меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;

умение передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;

умение применять сформированные навыки по учебным предметам: рисунок, живопись, композиция;

умение сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными эскизами;

навыки восприятия натуры в естественной природной среде;

навыки передачи световоздушной перспективы;

навыки работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей.

4. Тематика пленэрных заданий.

С первого дня работы на открытом воздухе необходимо прививать учащимся умение правильно, интересно с композиционной и живописной точек зрения выбирать натурный объект с учетом поставленной перед ними задачи. Преподаватель знакомит детей с приемами и методами нахождения выразительной композиции изображаемого в формате, учит увязывать выбираемый формат с характерными особенностями натуры. Возможно использование видоискателя.

Обучение происходит, главным образом, как решение задач по композиции, рисунку и живописи. Вид учебной деятельности должен быть разнообразным: обучение по наглядным образцам и практическая работа с натуры, в которой половина времени отводится на графику, половина – на живопись. Техника исполнения и формат работ обсуждаются с преподавателем.

Темы в программе повторяются с постепенным усложнением целей и задач на каждом году обучения.

Тема 1. Знакомство с предметом «Пленэр».

Ознакомление с основными отличиями пленэрной практики от работы в помещении. Решение организационных задач по месту и времени сбора, оснащению и основным правилам работы. Вводная беседа с показом иллюстративного материала. Зарисовки и этюды разных по форме цветов и растений (розетка листьев одуванчика, лопуха). Материал: карандаш, акварель.

Тема 2. Зарисовки первоплановых элементов пейзажа. Этюды деревьев.

Образное восприятие природных форм. Рисование тенями: живописный или графический подход к рисунку в зависимости от характера пластики натуры. Зарисовки крупных камней, пней интересной формы, тропинок, аллей, крутых склонов, сучьев деревьев, кустарников и зарослей на берегу реки. Этюды деревьев (монохром). Материал: карандаш, акварель, соус, фломастер.

Тема 3. Кратковременные этюды пейзажа на большие отношения.

Развитие пленэрного цветоощущения, передача общего тона и тонально цветовых отношений в пейзаже. Этюды на большие отношения неба к земле приемом a la prima при разном освещении.

Целостность восприятия натуры и цельность ее изображения. Изучение характера освещения. Этюды и зарисовки на различные состояния с разными композиционными задачами.

Решение композиционного центра. Грамотное построение пространства. Плановость. Закрепление навыков работы различными художественными материалами. Пейзаж городских окраин.

Выявление возможностей акварельных красок в передаче различного состояния природы. Использование различных приемов работы карандашом.

Материал: карандаш, акварель, соус, тушь.

Тема 4. Наброски, зарисовки птиц, этюды животных, фигуры человека.

Передача особенностей пропорций, характерных поз, движений. Развитие наблюдательности. Работа одним цветом с использованием силуэта. Зарисовки, этюды домашних животных. Пластика фигуры человека. Этюды и зарисовки своих близких и знакомых, одногруппников.

Материал: карандаш, тушь, акварель.

Тема 5. Архитектурные мотивы (малые архитектурные формы).

Передача тональных отношений с четко выраженным контрастом. Работа тенями. Этюд калитки с частью забора. Рисунок фрагмента чугунной решетки с частью сквера. Передача пропорций архитектурных частей здания. Зарисовки памятников архитектуры.

Материал: карандаш, акварель, гелевая ручка.

Тема 6. Натюрморт на пленэре.

Выразительная передача образа растительного мотива. Умение находить гармоничные цветовые отношения. Развитие навыков в передаче пленэрного освещения, решения тонально-цветовых отношений, градации теплохолодности.

Использование различных приемов работы карандашом и приемов работы с акварелью. Рисунок ветки дерева в банке, вазе. Этюд цветка в стакане. Этюд букета цветов. Этюды и зарисовки комнатных цветов.

Материал: карандаш, акварель, гелевая ручка, пастель.

Тема 7. Линейная и световоздушная перспектива.

Знакомство с визуальным изменением размера предметов в пространстве на примере городского дворика. Определение горизонта, изучение закономерности визуальных сокращений пространственных планов.

Определение правильных цветотональных отношений пространственных планов. Изменение цвета зелени под воздействием воздуха на свету и в тени. Кратковременные этюды и зарисовки домашнего двора. Рисунок дома с частью улицы, уходящей в глубину. Этюд городской улицы с людьми. Рисунок лодок, катеров в различных ракурсах.

Материал: карандаш, акварель, гелевая ручка, пастель, соус, сангина, тушь.

Тема 8. Эскиз сюжетной композиции по итогам пленэра.

Умение находить выразительное пластическое решение, работать с подготовительным натурным материалом. Использование знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения. Сюжетная фигурная композиция. Самостоятельный выбор техники исполнения и художественных материалов.

В течение пленэрной практики дети знакомятся с репродукциями картин известных русских художников: И. Шишкин «Полдень в окрестностях Москвы», М. Сарьян «Октябрьский пейзаж», В. Сидоров «Качели», Г. Нисский, «Подмосковье», И. Левитан «Сумерки», «Вечер на пашне», «Осенний день в Сокольниках», «Озеро», А. Саврасов «Проселок», «Грачи прилетели», А. Остроумова-Лебедева «Ленинград. Фонтанка и Летний сад», «Марсово поле», Ю. Пименов «Новая Москва», К. Коровин «Ф. Шаляпин у открытого окна» (натюрморт), В. Максимов «Всё в прошлом» (натюрморт), А. Герасимов «После дождя. Мокрая терраса», А. Пластов «Ужин тракториста» (натюрморт при вечернем освещении), В. Поленов «Заросший пруд», «Московский дворик», Н. Крымов «Утро», «Деревня летом», «Красные крыши», А. Иванов «Храм Весты в Риме», П. Кончаловский «Ессентуки. Лестница». Также учащиеся знакомятся с картинами зарубежных живописцев: А. Сислей «Местечко на берегу Сены», К. Моне «Руанский собор», О. Ренуар «Качели», «Завтрак гребцов», «Бал в Мулен де ла Галетт», «В саду», Ф. Базиль «В семейном кругу», К. Моне «Завтрак на вольном воздухе», «На большом бульваре», Ж.О. Фрагонар, «Прачки».

Список рекомендованной литературы.

Кузин В.С. Наброски и

Пленэр. – М.: Просвещение, 1984

Тютюнова Ю.М. Пленэр: наброски, зарисовки, этюды. – М.: Академический Проект, 2012

Наброски акварелью. // Юный художник: № 8, 1981

Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М.: Высшая школа, 1992

Графика пейзажа. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008

Луковенко Б.А. Рисунок пером. – М.: Просвещение, 2000

Источник

Что такое пленэр, подробно разбираем художественный термин

Слово «Пленэр» сегодня является исключительно художественным термином. Оно имеет французское происхождение и дословно переводится, как «открытый воздух» (plein air). Пленэр – это отражение в картине богатства красок и разнообразия естественного освещения, которые дают окружающая атмосфера и солнечный свет.

Сама техника написания картин на природе, вне художественной мастерской, при естественном освещении также называется пленэром. Эта техника характеризуется правдивостью передачи всего богатства натуры в естественных условиях. В отличие от студийной живописи, ставшей уже традиционной, пленэр позволяет художнику передать малейшее изменение цвета натуры.

Для работы на открытом воздухе вполне приемлемы любые техники живописи, однако каждая из них имеет свои особенности и, прежде всего, это связано с тем, что время работы мастера ограничено. Он не может себе позволить скорректировать наброски в мастерской. Картина должна быть закончена «здесь и сейчас», иначе результат будет совершенно иным, так как смена освещения сыграет определяющую роль в цветопередаче.

Особенности пленэра

Не каждый начинающий живописец сможет освоить технику пленэра в кратчайшие сроки, так как она считается достаточно сложной. В течение светового дня окружающая среда, дающая освещенность, постоянно меняется, пополняя реальную картину новыми цветовыми оттенками. При переменной облачности солнечный свет периодически делает акценты на светлых красках, но как только солнце спрячется за облако, эти объекты словно уходят на второй план.

При выборе видов красок для пленэра у художника не возникает никаких ограничений. В ход идут как акриловые, так и акварельные или масляные краски. Основная его задача заключается не в подборе красок. Для правдивой передачи красоты натуры необходимо учитывать сезон, время суток, погоду и ряд других нюансов.

Что такое пленэр в художественной школе. Смотреть фото Что такое пленэр в художественной школе. Смотреть картинку Что такое пленэр в художественной школе. Картинка про Что такое пленэр в художественной школе. Фото Что такое пленэр в художественной школе

Что такое пленэр в художественной школе. Смотреть фото Что такое пленэр в художественной школе. Смотреть картинку Что такое пленэр в художественной школе. Картинка про Что такое пленэр в художественной школе. Фото Что такое пленэр в художественной школе

Можно заметить, что большинство пленэрных работ отличаются небольшими размерами рисунка.

Это вполне объяснимо особенностью техники, ведь художник должен взять с собой все необходимые материалы, добраться к месту работы, определить наиболее подходящий ракурс, для чего порой нужно занять позицию в труднодоступном месте.

Традиционно под пленером подразумевался один из видов живописной техники, но с течением времени это понятие несколько расширилось. Самое главное – рисование должно вестись на природе, под открытым небом, и совершенно не важно, будет ли это рисование красками или карандашами.

Художник может применять и дополнительные инструменты (маркеры, графические планшеты).

Термин «пленэр» вошел и в лексикон фотографов, которые любят «охотиться» на природе за живописными кадрами.

Основная цель техники пленэра состоит в том, чтобы не просто передать природную красоту, но и «вдохнуть жизнь» в картину, показав динамичность пейзажа, его непостоянство. Многие художники считают, что простые карандаши могут отразить это движение, передать изменение освещенности и правильно показать игру света и тени, однако именно краски предоставляют гораздо больше возможностей и упрощают работу мастера.

Что такое пленэр в художественной школе. Смотреть фото Что такое пленэр в художественной школе. Смотреть картинку Что такое пленэр в художественной школе. Картинка про Что такое пленэр в художественной школе. Фото Что такое пленэр в художественной школе

Для новичков рекомендуется работать с масляными красками. Соответственно, они должны запастись всеми материалами для работы с данным типом красок.

Живопись масляными красками традиционно считается достаточно простой, так как художник получает возможность накладывать мазки друг на друга и даже перекрывать темные тона светлыми.

Слои масляной краски отличаются плотностью и густотой. Если мазки накладывать пастозно, то можно на картине сформировать текстуру. Для пленэрной техники это один из излюбленных художниками прием, который добавляет любому пейзажу объема и жизненной свежести.

Однако и акварель не уходит на второй план, а в современном искусстве пользуется огромной популярностью. Акварельные краски отлично передают легкость и прозрачность тонов, а их замысловатые подтеки и вливания могут создать интересные визуальные эффекты, которые встречаются в живой природе. Помимо этого у акварели есть один существенный плюс – высокая скорость высыхания.

Это значит, что художник уже в конце трудового дня увидит реальный результат своей работы.

Работая на пленэре, художник обязан уметь чувствовать натуру, передавать цвета, которые в природе выражены гораздо более ярко, нежели в мастерской. В цветопередаче участвует не только солнце, но и небо, трава, земля и другие предметы окружающей среды. Все тела способны отражать свет.

Одни это делают в большей степени, а другие – в меньшей. Особенно выразительной считается игра рефлексов на телах со светлыми поверхностями. Именно поэтому художник на пленэре берет за ориентир такие тела.

Что такое пленэр в художественной школе. Смотреть фото Что такое пленэр в художественной школе. Смотреть картинку Что такое пленэр в художественной школе. Картинка про Что такое пленэр в художественной школе. Фото Что такое пленэр в художественной школе

Если в мастерской он может обозначить форму предмета игрой света и тени, то здесь тени нет вообще. Есть только рефлексы, закон формирования которых является основной работы художников-пленэристов.

Для начинающих художников есть несколько полезных советов. Так, к примеру, в первые дни рекомендуется заниматься короткими этюдами на непродолжительных сеансах. Нужно научиться быстро и энергично работать, чтобы почувствовать все возможности ярких красок.

Художники эти занятия называют так: «Необходимо расписаться». Далее рекомендуется попрактиковаться на постановках, в которых наблюдается изобилие света. Затем тот же этюд выполняется «против света». Только так художник может познать все возможности освещения.

Следующий тип пленэра – постановка в лучах пробивающегося сквозь листву деревьев света. Примером может служить молодая девушка в белом одеянии, стоящая в тени деревьев. За счет того, что сквозь крону проникает солнечный цвет, в ее кружеве могут наблюдаться нехарактерные оттенки: зеленые, голубые, фиолетовые. Светлая одежда девушки будет являться центром.

Данный прием уже можно назвать сложным, так как освещение динамично меняется. За счет шевеления кроны области света и тени быстрой сменяют друг друга. Такие пленэры выполняются в несколько сеансов, так как художник не переписывает картину после смены света и тени, а ожидает повтор освещения.

Большой интерес вызывают пленэры при вечернем свете. Но здесь есть свои нюансы. Во-первых, продолжительность сеанса достаточно маленькая. Во-вторых, тела, освещенные заходящим солнцем, приобретают новые оттенки, переливаясь оранжевыми бликами и создавая новые рефлексы. Если сами тела становятся бронзовыми или золотистыми, то их тени синеют.

Таким образом, вечерние композиции требуют от художника особого видения, а также умения преобразовывать палитру.

При ненастной погоде художники не отказываются от проявления творчества, поэтому пленэры в ненастье достаточно часто встречаются в личной коллекции любого мастера. Они примечательны тем, что пишутся в рассеянном свете. Зато у такой обстановки есть несомненные плюсы.

Что такое пленэр в художественной школе. Смотреть фото Что такое пленэр в художественной школе. Смотреть картинку Что такое пленэр в художественной школе. Картинка про Что такое пленэр в художественной школе. Фото Что такое пленэр в художественной школе

Что такое пленэр в художественной школе. Смотреть фото Что такое пленэр в художественной школе. Смотреть картинку Что такое пленэр в художественной школе. Картинка про Что такое пленэр в художественной школе. Фото Что такое пленэр в художественной школе

Один из них состоит в том, что освещенность существенно не меняется на протяжении длительного времени, а это означает, что художник может работать спокойно, уделяя внимание моделировке форм предметов.

Важнейшая особенность пленэра – необходимость передачи многообразия солнечного света и освещения атмосферы.

Художник должен обладать техникой «a la prima» (то есть, завершения картины до того момента, пока краски еще не засохли). Ярким примером пленэра стали работы художников-импрессионистов. Именно они возвели этюд в статус полноценной самостоятельной картины.

Импрессионисты часто пренебрегали существовавшие академические правила живописи и создали свой собственный метод, передающий их впечатления от окружающего мира. Метод этот сводился к применению чистых красок и рефлексии, наблюдаемых на поверхностях предметов. Сегодня пленэр является неотъемлемой частью живописи с натуры.

История пленэра

Официально история пленэра начала свое развитие около 200 лет назад, но методика уходит своими корнями во время расцвета Раннего Возрождения, то есть, в начало XV века. Именно в эпоху Возрождения в Европе набирает популярность пейзажный жанр. Художники зачастую уезжали из своих домов, чтобы творить, создавая сочные и реалистичные картины.

Но картину не завершали на природе, а лишь делали основные ее наброски, формируя основную композицию. Лишь вернувшись в свою мастерскую, художник дорабатывал свое произведение. Он писал картину по сделанным зарисовкам, а также по памяти или на основе собственных ощущений. Подобный метод был актуальным еще как минимум 300 лет, вплоть до того времени, как в Европе наступила эпоха романтизма.

Пленэрная живопись в современном ее понимании зародилась в Англии только к началу XIX века.

В любом источнике указано, что ее родоначальниками являются выдающиеся художники Джон Констебль и Ричард Паркс Бонингтон. Они были первыми, кто вопреки устоявшимся традициям начал писать картины на природе от начала и до конца. Первая пленэрная картина Констебля «Строительство лодки возле мельницы Флэтфорд» была написана в 1815 году.

Что такое пленэр в художественной школе. Смотреть фото Что такое пленэр в художественной школе. Смотреть картинку Что такое пленэр в художественной школе. Картинка про Что такое пленэр в художественной школе. Фото Что такое пленэр в художественной школе

Нововведения английских художников общество восприняло с определенной прохладой, однако уже в 1824 году на выставке в Париже картины, выполненные в технике пленэр, приобрели ошеломительный успех. Надо отдать должное, французские любители художественного искусства поддержали новое течение.

Ярым поклонником техники пленэр выступил Камиль Коро, после чего к нему присоединились Теодор Руссо, Жан-Франсуа Милле, Жюль Дюпре и многие другие представители известной в то время Барбизонской школы.

На развитие популярности техники пленэра оказало непосредственное влияние усовершенствование или изобретение новых материалов. После 40-х годов 19 века наладилось промышленное производство красок в тюбиках. Они были удобны в применении, поэтому художник под открытым небом работал в более приемлемых условиях.

Пленэр приобрел популярность и в Италии. В 1860 году группа художников объединилась в течение, которое было известно, как «Макьяоли». Членами группы стали такие художники, как Телемако Синьорини, Джованни Фаттори, Джузеппе Аббати. Любовь к пленэру у них возникла на фоне страстной борьбы с академизмом. Они считали, что искусство приемлет творческие импровизации, а не просто подчиняется строгим ранее сформулированным законам.

Определенный вклад в развитие пленэрной живописи внес знаменитый Клод Моне. Как было уже указано ранее, многие импрессионисты заинтересовались данной техникой живописи. К их числу можно отнести таких художников, как Камиль Писарро, Огюст Ренуар, Альфред Сислей и Фредерик Базиль.

Уже к концу XIX века арт-сообщества сторонников пленэрной живописи появились во многих западных странах. Подавляющее большинство членов сообщества являлись импрессионистами и работали с пейзажем. Крупнейшие школы, объединившие в себе любителей пленэра, — Школа реки Гудзон (США), Ньюлинская школа (Англия), Хаймхаузенская и Ворпсведская колонии художников (Германия).

В России пленэрная живопись также нашла своих последователей. К их числу можно отнести Исаака Левитана, Василия Поленова, Константина Коровина, Валентина Серова.

Популярность живописи на «открытом воздухе» не была пиковой. Она не спадала на протяжении всего двадцатого столетия. Мастера, работающие в самых разных художественных направлениях, широко использовали приемы рисования естественной натуры.

В настоящее время во всех художественных школах ведется обучение работы на природе. Именно благодаря пленэру были изобретены специальные краски в тубах и более удобные мольберты, планшеты и этюдники.

Простые секреты рисования на пленэре

Невозможно научиться рисованию методом прочтения статей. Для того, чтобы стать художником, нужно изучать теоретические вопросы и практиковаться под руководством опытных наставников.

Не спорим, есть самородки, обладающие природным талантом, однако задатки нужно развивать.

Зато в статье опытные мастера делятся секретами с начинающими художниками. Их советы позволяют в более короткие сроки освоить ту или иную технику.

Что такое пленэр в художественной школе. Смотреть фото Что такое пленэр в художественной школе. Смотреть картинку Что такое пленэр в художественной школе. Картинка про Что такое пленэр в художественной школе. Фото Что такое пленэр в художественной школе

Что такое пленэр в художественной школе. Смотреть фото Что такое пленэр в художественной школе. Смотреть картинку Что такое пленэр в художественной школе. Картинка про Что такое пленэр в художественной школе. Фото Что такое пленэр в художественной школе

Техника пленэра тоже обладает своими секретами, которые, хоть и не сложны, зато далеко не очевидны.

Что такое пленэр в художественной школе. Смотреть фото Что такое пленэр в художественной школе. Смотреть картинку Что такое пленэр в художественной школе. Картинка про Что такое пленэр в художественной школе. Фото Что такое пленэр в художественной школе

Что такое пленэр в художественной школе. Смотреть фото Что такое пленэр в художественной школе. Смотреть картинку Что такое пленэр в художественной школе. Картинка про Что такое пленэр в художественной школе. Фото Что такое пленэр в художественной школе

Что такое пленэр в художественной школе. Смотреть фото Что такое пленэр в художественной школе. Смотреть картинку Что такое пленэр в художественной школе. Картинка про Что такое пленэр в художественной школе. Фото Что такое пленэр в художественной школе

Что такое пленэр в художественной школе. Смотреть фото Что такое пленэр в художественной школе. Смотреть картинку Что такое пленэр в художественной школе. Картинка про Что такое пленэр в художественной школе. Фото Что такое пленэр в художественной школе

Подготовка к работе

После того, как вы выбрали красочное место, на котором хочется творить, следует его хорошенько изучить. Походите вокруг, оцените разные панорамы и выберите себе оптимальный ракурс.

Что такое пленэр в художественной школе. Смотреть фото Что такое пленэр в художественной школе. Смотреть картинку Что такое пленэр в художественной школе. Картинка про Что такое пленэр в художественной школе. Фото Что такое пленэр в художественной школе

Даже на одном месте сидя и стоя художник видит по-разному. Если есть возможность, то сделайте наброски на каждой позиции.

Не нужно заботиться о форме. Она может быть и не совсем правильной.

Важнее на пленэре передать контраст оттенков, а также правильные пропорции. Окончательно решите вопросы относительно целесообразности крупного плана, панорамного вида или общего вида.

Работа с естественным светом

Игра света создает для художника, работающего на пленэре, большую трудность. Было бы неплохо, если бы естественный свет падал на холст, но при этом он не был бы слишком ярким.

Однозначно такие условия создаст только похожий ясный денек. Чрезмерное количество света, падающего под прямым углом к холсту, искажает реальную яркость красок. Если картина на открытом воздухе будет казаться контрастной, то в помещении некоторые тона вовсе сольются, а остальные усреднятся. Все-таки рекомендуется холст отвернуть от солнца.

В пасмурную погоду для работы может быть мало света. Тень дерева или навес – прекрасное место положения художника для рисования, но не всегда можно найти такие места. Частично проблему решает зонт или шезлонг.

Минус состоит в том, что они слишком громоздкие, и к тому же не могут устоять перед порывами сильного ветра.

Единой теории для освещения нет, поэтому мастера рекомендуют к данной проблеме подходить творчески. Холодный свет от облачного неба доставляет художнику определенные проблемы. Он словно прячет тона, в то время как солнечный свет — более мягкий и подчеркивает элементы композиции. Холодный свет хорошо подходит для городских пейзажей.

Выбор сюжета

Оказывается, не так просто выбрать, что писать на пленэре. Вариантов здесь предостаточно: деревья и прочая растительность, камни, песчаные карьеры, здания, горы. И чем больше вариантов стоит перед художником, тем дольше он будет выбирать, теряя время с кистью в руке.

Что такое пленэр в художественной школе. Смотреть фото Что такое пленэр в художественной школе. Смотреть картинку Что такое пленэр в художественной школе. Картинка про Что такое пленэр в художественной школе. Фото Что такое пленэр в художественной школе

Что такое пленэр в художественной школе. Смотреть фото Что такое пленэр в художественной школе. Смотреть картинку Что такое пленэр в художественной школе. Картинка про Что такое пленэр в художественной школе. Фото Что такое пленэр в художественной школе

Если есть опыт работы с натюрмортом, то в данном случае он может пригодиться. Бывалый художник не выбирает вид натуры. Для него главным «персонажем» является динамика света.

Например, если он увидит красивый камень или изящное дерево, однако эти объекты не оказывают никакого влияния на выразительность света, то они не пройдут «кастинг».

За одну только форму настоящий художник натуру не оценит.

Где писать картины

Если вы решили заняться пленэром, вышли из дома, но не можете решить, где найти ту природную красоту, которая побуждает к творению, то придется воспользоваться чужими идеями. Прекрасным решением будет посещение парков. Например, Наталья Ковалева сделала пленэр в городе Выборге.

Что такое пленэр в художественной школе. Смотреть фото Что такое пленэр в художественной школе. Смотреть картинку Что такое пленэр в художественной школе. Картинка про Что такое пленэр в художественной школе. Фото Что такое пленэр в художественной школе

Парки отдыха красивы в любое время года. В них так много чудесных видов. Стоит только захотеть их увидеть. Отправитесь в автопутешествие. Как только вы выедете за город, вашему вниманию предстанут поля, реки, луга, красивое небо, закат.

Посетите пляж. Там вы найдете множество решений для работ с водой. Это не только теки и озера. В водной тематике могут присутствовать утесы, дюны, горы и пещеры. Наконец, найдите единомышленников.

Наверняка в вашем городе есть группы любителей пленэра, о которых вы не знаете. Полезно их поиск начать с соцсетей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *