Что такое плерома в философии
Значение слова «плерома»
Согласно учению гностиков, Плерома представляет собой совокупность небесных духовных сущностей, эонов. Иисус Христос также являлся одним из эонов, посланных на землю для того, чтобы люди смогли вернуть себе утраченное знание (гносис) и воссоединились с Плеромой.
В гностицизме идея Плеромы в основном встречается в литературе, относящейся к ученикам Валентина, но она появляется и в писаниях, связанных с другими группами гностиков.
У Валентина изложено учение о первой осмерице — восьми эонах. Согласно Валентину осмерица произошла последовательно; в начале была первая двоица: Глубина (др.-греч. Βυθός) и Молчание (др.-греч. Σιγή); от них произошла вторая двоица: Ум (др.-греч. Νοΰς) или Отец (др.-греч. Πᾰτήρ) и Истина (др.-греч. Άλήθεια). Эта четверица произвела: Слово (др.-греч. Λόγος) и Жизнь (др.-греч. Ζωή), Человека (др.-греч. Άνθρωπος) и Церковь (др.-греч. Έκκλησία). Эти четыре пары (сизигии): Глубина и Молчание, Ум и Истина, Слово и Жизнь, Человек и Церковь, составляют совершенную первую осьмерицу — огдоаду (др.-греч. ὀκτάδος), которая, не из недостатка или потребности, а по избытку внутреннего довольства и для нового прославления Первоотца, производят еще 22 эона: Слово и Жизнь производят декаду (др.-греч. δεκάδος) — 10 эонов, а Человек и Церковь производят додекаду (др.-греч. δωδεκάς, δωδεκάδος) — 12 эонов. Все вместе 30 эонов и составляют выраженную полноту абсолютного бытия — Плерому.
плеро́ма
1. религ. филос. термин гностицизма, означающий божественную полноту, всеобщность; совокупность небесных духовных сущностей
2. ботан. внутренний гистоген (слой клеток) апекса корня, дифференцирующийся в клетки стелы
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: свидетельствовать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Плерома
Из Википедии — свободной энциклопедии
Согласно учению гностиков, Плерома представляет собой совокупность небесных духовных сущностей, эонов. Иисус Христос также являлся одним из эонов, посланных на землю для того, чтобы люди смогли вернуть себе утраченное знание (гносис) и воссоединились с Плеромой.
В гностицизме идея Плеромы в основном встречается в литературе, относящейся к ученикам Валентина, но она появляется и в писаниях, связанных с другими группами гностиков. [2]
У Валентина изложено учение о первой осмерице — восьми эонах. Согласно Валентину осмерица произошла последовательно; в начале была первая двоица: Глубина (др.-греч. Βυθός ) и Молчание (др.-греч. Σιγή ); от них произошла вторая двоица: Ум (др.-греч. Νοΰς ) или Отец (др.-греч. Πᾰτήρ ) и Истина (др.-греч. Άλήθεια ). Эта четверица произвела: Слово (др.-греч. Λόγος ) и Жизнь (др.-греч. Ζωή ), Человека (др.-греч. Άνθρωπος ) и Церковь (др.-греч. Έκκλησία ). Эти четыре пары (сизигии): Глубина и Молчание, Ум и Истина, Слово и Жизнь, Человек и Церковь, составляют совершенную первую осьмерицу — огдоаду (др.-греч. ὀκτάδος ), которая, не из недостатка или потребности, а по избытку внутреннего довольства и для нового прославления Первоотца, производят еще 22 эона: Слово и Жизнь производят декаду (др.-греч. δεκάδος ) — 10 эонов, а Человек и Церковь производят додекаду (др.-греч. δωδεκάς, δωδεκάδος ) — 12 эонов. Все вместе 30 эонов и составляют выраженную полноту абсолютного бытия — Плерому.
ПЛЕРОМА
Полезное
Смотреть что такое «ПЛЕРОМА» в других словарях:
ПЛЕРОМА — (греч., от plerum наполнять). 1) полнота, ожирение. 2) по учению гностиков: море света, обиталище божества, от которого все благое исходит. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПЛЕРОМА греч., от plerun,… … Словарь иностранных слов русского языка
плерома — сущ., кол во синонимов: 3 • ожирение (10) • полнота (43) • слой (111) Словарь синонимов ASIS. В … Словарь синонимов
Плерома — (греч. полнота), термин ортодоксальной и особенно еретической христианской мистики, означающий либо некоторую сущность в ее неумаленном объеме, без ущерба и недостачи (напр., в тексте Нового Завета: во Христе «обитает вся П. Божества телесно»,… … Энциклопедия культурологии
Плерома — (греч. πλήρωμα, «наполнение, полнота, множество») термин в греческой философии, одно из центральных понятий в гностицизме, обозначающее божественную полноту. В Новом Завете «вся полнота Божества телесно» обитает в Христе[1]. В ряде… … Википедия
ПЛЕРОМА — (Pleroma) термин, введенный гностиками, использовался Юнгом для обозначения «места» за пределами пространственно временных представлений, в котором угасают или разрешаются все напряжения между противоположностями. В отличие от целостности или… … Словарь по аналитической психологии
Плерома — внутренний из трех принимаемых схемою Ганштейна слоев (гистогенов) первичной ткани в точках роста растений (см. Ткани растительные) … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
плерома — плерома, плеромы, плеромы, плером, плероме, плеромам, плерому, плеромы, плеромой, плеромою, плеромами, плероме, плеромах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
плерома — согласно теории гистогенов Дж. Ганштейна (1868), внутренняя многослойная зона конуса нарастания корня или стебля, из которой образуются ткани стелы, или центрального цилиндра … Анатомия и морфология растений
плерома — плер ома, ы … Русский орфографический словарь
Плерома
Согласно учению гностиков, Плерома представляет собой совокупность небесных духовных сущностей, эонов. Иисус Христос также являлся одним из эонов, посланных на землю для того, чтобы люди смогли вернуть себе утраченное знание (гносис) и воссоединились с Плеромой.
В гностицизме идея Плеромы в основном встречается в литературе, относящейся к ученикам Валентина, но она появляется и в писаниях, связанных с другими группами гностиков. [2]
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Плерома» в других словарях:
ПЛЕРОМА — (греч. полнота), термин ортодоксальной и особенно еретич. христ. мистики, означающий либо некоторую сущность в её неумалённом объёме, без ущерба и недостачи (напр., в тексте Нового завета: во Христе «обитает вся П. божества телесно»,… … Философская энциклопедия
ПЛЕРОМА — (греч., от plerum наполнять). 1) полнота, ожирение. 2) по учению гностиков: море света, обиталище божества, от которого все благое исходит. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПЛЕРОМА греч., от plerun,… … Словарь иностранных слов русского языка
плерома — сущ., кол во синонимов: 3 • ожирение (10) • полнота (43) • слой (111) Словарь синонимов ASIS. В … Словарь синонимов
Плерома — (греч. полнота), термин ортодоксальной и особенно еретической христианской мистики, означающий либо некоторую сущность в ее неумаленном объеме, без ущерба и недостачи (напр., в тексте Нового Завета: во Христе «обитает вся П. Божества телесно»,… … Энциклопедия культурологии
ПЛЕРОМА — (Pleroma) термин, введенный гностиками, использовался Юнгом для обозначения «места» за пределами пространственно временных представлений, в котором угасают или разрешаются все напряжения между противоположностями. В отличие от целостности или… … Словарь по аналитической психологии
Плерома — внутренний из трех принимаемых схемою Ганштейна слоев (гистогенов) первичной ткани в точках роста растений (см. Ткани растительные) … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
плерома — плерома, плеромы, плеромы, плером, плероме, плеромам, плерому, плеромы, плеромой, плеромою, плеромами, плероме, плеромах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
плерома — согласно теории гистогенов Дж. Ганштейна (1868), внутренняя многослойная зона конуса нарастания корня или стебля, из которой образуются ткани стелы, или центрального цилиндра … Анатомия и морфология растений
плерома — плер ома, ы … Русский орфографический словарь
Что такое плерома в философии
Идея Плеромы в Гностицизме
Пер. с англ. выполнил А. Мома по изданию:
GNOSIS AND GNOSTICISM. Nag Hammadi Studies, Leiden, E.J. Brill, 1981.
Слово «Плерома» в греческой литературе имеет ряд значений, связанных с идеями заполнения или наполнения. Оно означает то, что наполняет, а также полноту содержимого, или наполнителя. То есть, оно означает как бы дополнение к корабельной толпе или сумму рядов чисел. В Новом Завете оно используется для обозначения исполнения Закона, как в Рим. 13.10, а также Полноты, как в Эфес. 1.23 и Кол. 2.9, где оно относится к Божественности. Все те же значения даются в более широком сопутствующем значении, когда это слово используется гностическими авторами.
Понятие Плеромы как полноты применялось в гностицизме, в основном, по отношению к всеобщности не проявленных качеств Божественности, а также иногда к качествам, явленным в природе или в человеке. В современной эллинской мысли до настоящего времени существовало учение, где душевным качествам в человеческом мире приводились в параллель соответствующие качества небесного мира. В мифе о падении Софии из Плеромы гностицизм разрабатывает и систематизирует эту идею, чтобы показать, как человеческий мир и тварная вселенная утратили свою связь с божественной полнотой и стали таким образом «поврежденными». В гностицизме изъян следует рассматривать как полярно противоположный полноте Плеромы. Идея Плеромы обозначает полноту всех душевных качеств или способностей и исполнена, таким образом, великой важности для передачи понятия самости в обоих ее аспектах: как множественности и как единства. Падение из Плеромы, согласно этой гностической доктрине, происходит из состояния полноты в состояние изъяна; то есть, для человека, из состояния самопознания в состояние невежества, из сознания своего божественного происхождения и природы в бессознательность.
Если Плерома сама по себе произрастает изнутри Божественного, то о видимой вселенной говорится как о результате акта отступничества одного из эонов. Гностические воззрения на творение разнятся, и в Трехчастном Трактате не София, но именно Логос является тем эонов, который отпадает в попытке постичь непостижимость Отца. Этот эон вместе с его собственной высокомерной мыслью и порождает образы Плеромы, но образы эти лишены разума и света. У них нет знания об их единственном источнике, а потому они существуют в распрях и вражде (10). Спасение же приходит к Логосу как результат откровения Отца его разуму. Логос отделяется от образов, сотворенных им, и отбрасывает их прочь от себя. Когда его разум оказывается просветленным, говорится, что начинается его Плерома. В дальнейшем он действует уже с мудростью и знанием (11).
В гностическом креационистском мифе эоны Плеромы в конечном счете открываются в виде составляющих человека. Спаситель, являющийся Сыном Отца, представляет собой и содержит в себе всю Плерому. В ряде случаев это выражено как ношение Сыном всех эонов Плеромы в форме одеяния (12). Таким образом, Сын открывает природу Отца (13) и передает весть о том, что как материальная вселенная, так и человечество суть проявление божественных качеств Плеромы. Такая весть заключена в воззрениях на Сына, или Иисуса, как на плод Плеромы. Ириней, описывая валентинианские доктрины, описывает Иисуса как Совершенный Плод Плеромы (14); в описаниях же Ипполита, единственный эон, эманированный всеми тридцатью эонами как доказательство их единства, согласия и мира, назван Объединенным Плодом Плеромы (15). В Трехчастном Трактате говорится, что эоны, эманировавшие этот Плод, открывают выражение лика Отца (16).