Что такое плесень для детей
Ученическая исследовательская работа «Загадочная плесень»
Юлия Васильевна Кармакова
Ученическая исследовательская работа «Загадочная плесень»
ОГЛАВЛЕНИЕ
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ….…. 3
1. Научная статья…. 4
1. 2. Что такое плесень….4
1.2. Как плесень влияет на здоровье человека….… 4
2. Практическая часть… 4
2.1. Условия появления и развития плесени… 4
2.2. Описание опытов…. 4-6
IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…. 8
Исследовательская работа «Загадочная плесень»
Наша исследовательская работа возникла в результате случайного наблюдения за пищевыми продуктами. Я купил хлеб в магазине, положил его в целлофановый пакет. Через некоторое время на хлебе образовался странный налет, а мама сказала, что на хлебе образовалась плесень и такой хлеб не используется в пищу. Ребята в классе говорили, что тоже видели подобный налёт на разных продуктах. Возникли вопросы: что такое плесень? При каких условиях она образуется? Почему хлеб с таким налётом не используется в пищу?
Мы решили провести опыты с различными продуктами, такими как: черный хлеб и апельсин. Нам хотелось узнать, что такое плесень? Насколько она вредна для человека? При каких условиях появляется? Предметом нашего исследования стала плесень.
Мы поставили перед собой цель: узнать, что такое плесень и при каких условиях она образуется
Мы выдвинули гипотезу: возможно, основными факторами, влияющими на появление и разрастание плесени являются тепло, влажность, темнота, отсутствие проветривания.
Для реализации поставленной цели мы решали следующие
задачи:
• Изучить, что такое плесень.
• Узнать о роли плесени в жизни человека.
• Вырастить плесень на различных продуктах питания.
• Определить факторы, влияющие на её появление и разрастание
Для решения поставленных задач и доказательства нашей гипотезы использовали следующие методы:
Исследование проводилось по плану:
1. Изучение и анализ литературы по проблеме исследования.
2. Определение целей, задач, гипотезы исследования
3.4. Анализ, обобщение и систематизация результатов
Исследовательская работа «Загадочная плесень»
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Что такое плесень.
Плесень и ее споры можно обнаружить всюду, как и другие микроорганизмы – вирусы, бактерии. Сейчас плесень относят к царству грибов. О наличии плесени свидетельствуют многие факторы: посинение или позеленение поверхностей, шелушение стен, так называемая махра, черные точки на потолке. Плесень может иметь вид пленок, корочек, рыхлого или порошкообразного налета на испорченных пищевых продуктах, прелых листьях, гнилой древесине. Колонии плесени имеют самую разнообразную окраску: черную, бурую, голубую, зеленую. Встречается плесень серого, желтого, зелёного цвета [2].
2.2. Как плесень влияет на здоровье человека
Вот краткий перечень заболеваний, связанных с плесенью: мигрень, насморк, отит, бронхит, ринит, бронхиальная астма, сердечно-сосудистые нарушения. Иногда у людей со сниженным иммунитетом возможны плесневые поражения внутренних органов. Все перечисленные заболевания носят хронический характер течения и вызывают трудности при лечении. При попадании плесневых спор в желудок и кишечник развивается пищевая аллергия.
Человеку впору поклониться плесени за то, что именно из неё в середине ХХ века был получен первый антибиотик — пенициллин, использование которого в медицине спасло жизнь миллионам людей [3].
2. Практическая часть
2.1. Условия появления и развития плесени
Мы поставили опыт, позволивший нам определить факторы, влияющие на появление и разрастание плесени, а также определить время, которое проходит с момента возникновения первых признаков плесени на продуктах до того, когда продукт покроется ею полностью и будет совершенно непригодным для еды. Нами была выращена плесень на следующих продуктах питания: черном хлебе и апельсине. Также была составлена сводная таблица, в которой мы показали условия развития плесени на продуктах и сроки образования плесени. (Приложение 1)
2.2. Описание опытов
Описание опыта № 1. Выращивание плесени на чёрном хлебе. (Приложение 2)
1. Закладка опыта (фотография 1)
Для эксперимента мы взяли три кусочка черного хлеба.
• Первый кусок мы намочили, положили в целлофановый пакет и поставили в темное, теплое место;
• Второй кусок мы намочили, положили в целлофановый пакет и поставили на светлое, теплое место;
• Третий кусок положили без влаги в теплое, светлое место.
Описание опыта через 1 день
• в первой тарелке на хлебе появилось небольшое пятно;
• во второй тарелке на хлебе ничего не появилось;
• в третьей тарелке на хлебе ничего не появилось.
Описание опыта через 2 дня
• в первой тарелке на хлебе появился белый «пушок»;
• во второй тарелке на хлебе появилось небольшое пятно;
• в третьей тарелке на хлебе ничего не появилось, верхний слой хлеба подсох.
Описание опыта через 3 дня
• в первой тарелке на хлебе увеличилась площадь белого налёта и «пушок», а также появилось тёмно-серое пятно посередине;
• во второй тарелке на хлебе появился белый налёт и «пушок»;
• в третьей тарелке на хлебе ничего не появилось, начал черстветь средний слой.
Описание опыта через 3 дня (Фотография 2).
• в первой тарелке на хлебе белый «пушок» стал плотнее, а тёмно-серое пятно потемнело и увеличилось в размерах;
• во второй тарелке на хлебе увеличилась площадь белого налёта, и появилось тёмно-серое пятно посередине;
• в третьей тарелке на хлебе ничего не появилось, хлеб совсем высох.
На основе поставленного опыта № 1 можно сделать следующий вывод:
плесень появилась на хлебе довольно быстро там, где присутствовали влага, темнота и тепло; гораздо позже появилась плесень там, где присутствовали: влага, свет и тепло; а там, где нет влаги и присутствует вентиляция, плесень не появилась. Следовательно, первое важное условие для развития плесени – влажность; второе условия для развития плесени – температура, третье условие для развития плесени – циркуляция воздуха.
Описание опыта № 2 Выращивание плесени на апельсине (Приложение 3) Закладка опыта (фотография 3)
Для эксперимента мы взяли три дольки апельсина.
• Первую дольку мы намочили, положили в целлофановый пакет и поставили в темное, теплое место;
• Вторую дольку мы намочили, положили в целлофановый пакет и поставили на светлое, теплое место;
• Третью дольку положили без влаги в теплое, светлое место.
Описание опыта через 1 день (Фотография 4)
• в первой тарелке на дольке апельсина появился серо-белый пушистый налёт;
• во второй тарелке на дольке апельсина появился белый пушистый налёт;
• в третьей тарелкена дольке апельсина ничего не появилось, кожица апельсина стала подсыхать.
Описание опыта через 2 дня (Фотография 5)
• в первой тарелкена дольке апельсина увеличилась площадь серо-белого налёта, стал больше «пушок» и появились чёрные пятна;
• во второй тарелкена дольке апельсинаувеличилась площадь серо-белого налёта, появился «пушок»;
• в третьей тарелке на дольке ничего не появилось, кожица апельсина высохла.
Описание опыта через 3 дня (фотография 6)
• в первой тарелкена дольке апельсина «пушок» стал тёмно-серым и увеличилось количество чёрных пятен;
• во второй тарелкена дольке апельсинаувеличилась площадь серо-белого налёта, увеличился «пушок» и появились чёрные пятна;
• в третьей тарелке долька апельсина высохла.
На основе поставленного опыта № 2 можно сделать следующий вывод:
плесень появилась на хлебе довольно быстро там, где присутствовали влага, темнота и тепло; гораздо позже появилась плесень там, где присутствовали: влага, свет и тепло; а там, где нет влаги и присутствует вентиляция, плесень не появилась. Следовательно, первое важное условие для развития плесени – влажность; второе условия для развития плесени – температура, третье условие для развития плесени – циркуляция воздуха.
Исследовательская работа «Загадочная плесень»
1. Плесень – название гриба, который бывает плесневым: растет на камне, бетоне, краске; растет на пищевых продуктах. Плесень и ее споры можно обнаружить всюду, как и другие микроорганизмы – вирусы, бактерии. Сейчас плесень относят к царству грибов. Есть плесень полезная, которая используется в медицинской промышленности, сыроварении, и также есть плесень опасная для здоровья, продуктов, строительных материалов.
2. Продукты, имеющие плесень токсичны и могут рано или поздно послужить для начала развития различных заболеваний, поэтому такие продукты нельзя употреблять в пищу.
3. Плесень появляется, если имеются такие факторы как тепло, влага нет света и проветривания.
В результате поставленного опыта выявлены условия появления плесени, что позволило подтвердить выдвинутую гипотезу. Наша гипотеза подтвердилась.
IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большая иллюстрированная энциклопедия школьника. / Москва, «Махаон», 2003.
4. Наука и жизнь / Архив журнала «Наука и жизнь» / Наука на марше / Биология
6. Энциклопедия для детей. Биология. «Аванта+» 1997 г.
Осторожно, плесень!
Дата публикации: 29.03.2019 2019-03-29
Статья просмотрена: 1541 раз
Библиографическое описание:
Емелина, А. А. Осторожно, плесень! / А. А. Емелина, Т. Н. Балабанова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 3.1 (23.1). — С. 20-21. — URL: https://moluch.ru/young/archive/23/1435/ (дата обращения: 26.12.2021).
В статье рассматриваются виды плесени, её образование и влияние на организм человека.
Иногда в быту мы сталкиваемся со странным налетом на продуктах питания, видим черный налет на стенах во влажных или подвальных помещениях. Что же это за налет? Можно ли употреблять такие продукты? Не вредно ли находиться в таких помещениях? В своей работе я попыталась найти ответы на эти вопросы.
Данная статья посвящена изучению понятия плесени и ее влияния на организм человека. В статье рассматриваются особенности основных видов плесени, условия ее образования.
Актуальность темы обусловлена повышенным вниманием ученых к проблеме плесени. Плесневые грибки, несмотря на их активное изучение, остаются одной из загадок: с одной стороны, это, несомненно, болезнетворный организм, способный вызвать тяжелое отравление, аллергию и другие заболевания, а, с другой — способ борьбы с некоторыми бактериями и основа важнейших для человека лекарств.
Мне также было интересно изучить не только теорию, но и самой провести опыты, убедившись тем самым в том, что плесень образуется в условиях тепла и повышенной влажности.
Вопрос о том, что такое плесень, как она влияет на организм человека и как образуется, заинтересовал меня после посещения научной выставки Всероссийского фестиваля науки «Nauka 0+» в Самарской областной библиотеке.
В отделе «Среда обитания» я рассматривала в микроскоп различные виды грибов, в том числе и плесневых.
Под микроскопом плесень похожа на паутину, она состоит из множества длинных, бесцветных нитей, на которых имеются ответвления двух видов.
Длинные ответвления имеют на конце маленькие черные шарики, содержащие споры. Другие, более короткие, проникают вглубь поверхности, на которой находится плесень. Они служат для плесени тем же, чем корни для других растений, так как всасывают питательные вещества, необходимые для ее роста. [1, с. 43–44]
Однако слово «плесень» ассоциируется у нас не с красотой природы, а с чем-то малоприятным. Сейчас много говорят о вреде плесени, и что она очень опасна для человека.
Плесень — это бытовое, а не научное понятие. Собирательным словом «плесень» называют колонии грибков, которые бывают самые разные:
− плесневые грибки (они распространены повсюду, и могут жить даже на камнях);
− грибки синевы (обитают в клетчатке дерева);
− грибки гниения (их представителями является бактериальная, белая, бурая гниль);
− дрожжевые грибки (специфический налёт на растениях).
Считается, что плесень появилась около 20 миллионов лет назад, и за это время она приспособилась практически к любым условиям.
Плесень может жить длительное время без кислорода, света и даже в условиях открытого космоса.
Мы постоянно сталкиваемся с плесенью в обычной жизни, видим ее на продуктах питания, можем обнаружить в квартире, в ванной комнате, на окнах и т. д.
Виды плесени очень разнообразны. Выделим несколько основных видов плесени:
Черная плесень — это наиболее распространенный вид плесени, поражает стены и окна старых домов и квартир, может образовываться на овощах и фруктах. Черная плесень наиболее опасна для человека.
Зеленая плесень по внешнему виду напоминает мох, часто поражает пищевые продукты, особенно кисломолочные (творожки, йогурты). Плесень проникает внутрь всего продукта, поэтому нельзя употреблять продукт, сняв верхний слой плесени, это может привести к серьезным отравлениям.
Серая плесень очень опасна для человека, может появиться практически на любых поверхностях, продуктах питания.
Голубая плесень используется в производстве сыров, голубые сыры «Рокфор», «Горганзола» и «Стилтон» получают внедрением спор плесени вида пенициллиновых. Плесень, используемая для производства сыров, безопасна для употребления в пищу.
Главными условиями для появления плесени являются тепло, повышенная влажность воздуха и плохой воздухообмен.
Я проверила это на опыте по выращиванию плесени на апельсинах и на хлебе в домашних условиях.
Опыт № 1.
Для опыта я взяла два апельсина, положила их в разные полиэтиленовые пакеты, поместила в каждый кусочек мокрой ваты для создания влажной среды. Затем один апельсин я положила в холодильник, другой — в темное теплое место (шкаф на кухне).
Результаты опыта я оценила через 10 дней: апельсин из холодильника спустя 10 дней не имел следов плесени, а апельсин, который находился в темном теплом месте через 10 дней был весь покрыт плесенью.
Опыт № 2.
Для эксперимента я взяла три куска батона, поместила их в разные условия: образец № 1 был помещен на открытом блюдце на столе при комнатной температуре, образец № 2 был помещен в полиэтиленовый пакет и убран в холодильник, образец № 3 был помещен в полиэтиленовый пакет с влажной салфеткой и убран в шкаф.
Результаты опыта были оценены через 7 дней: образец № 1, оставленный на открытом воздухе, просто зачерствел, следов плесени не обнаружено; образец № 2, помещенный в холодильник, хорошо сохранился, плесень не образовалась; образец № 3, помещенный в пакет с влажной салфеткой, через 7 дней полностью покрылся плесенью.
Таким образом, мной была подтверждена гипотеза, что плесень образуется в условиях тепла, повышенной влажности и плохого воздухообмена.
Плесень обладает как полезными, так и вредными свойствами. Полезные свойства плесени используются:
− в медицине (из зеленой плесени (пенициллиума) делают лекарство пенициллин — антибиотик, который помогает лечить многие заболевания);
− в пищевой промышленности (голубая плесень используется для производства изысканных сыров).
Но, к сожалению, плесень приносит больше вреда, чем пользы:
− влияет на здоровье человека, вызывает аллергию, головную боль, насморк, бронхит и другие болезни;
− плесень портит продукты питания;
− разрушает помещения, здания, памятники архитектуры.
Необходимо помнить об основных способах защиты от плесени:
Исследовательский проект «Выявление условий возникновения плесени и ее роль в жизни человека»
Автор:
Швалев Кирилл Александрович,
ученик 4 класса,
МАОУ СОШ № 279
Научный руководитель:
Лемех Лидия Васильевна
Слайд 2. Цель информационного проекта:
Задачи исследования:
Слайд 3. Объект исследования: плесень, полученная на продуктах питания путем эксперимента.
Гипотеза: предполагаю, что для развития плесневых грибов необходимы определенные условия.
Актуальность: в быту мы часто сталкиваемся с налетом на несвежих продуктах питания. Что же это за налет, почему заплесневевший хлеб мы считаем непригодным для питания и вместе с тем покупаем сыр в магазине с таким же налетом и считаем его съедобным? Плесень и грибки скрытно сопровождают человечество на протяжении всей его истории, а появилась она гораздо раньше самого человека. Несмотря на множество научных исследований, плесень остаётся одной из загадок, она до конца не изучена и появляется каждый раз в новом качестве.
Слайд 4. Методы исследования:
Слайд 5. Грибы – особое царство живых организмов, насчитывающее более 100 тысяч видов. Они сочетают в себе признаки и растений и животных. Главное отличие грибов от растений – неспособность вырабатывать для себя питательные вещества. Что же такое плесень?
Слайд 8.
Слайд 9. Плесень появилась на Земле 200 млн лет назад. Она окружает нас повсюду. Плесень всегда рядом с нами, даже если мы её не видим и не чувствуем. Она не боится радиации и выживает даже в космосе. Не так давно на Чернобыльской АЭС было обнаружено огромное количество плесени. Она росла, густея в местах усиленного радиационного излучения. Споры плесневых грибов прикрепили к обшивке космического корабля, летавшего в космосе. Через полтора года выяснилось, что в условиях безвоздушного пространства «испытуемые» выжили, стали еще агрессивнее и устойчивее.
Плесень обожает грязь. Чем грязнее жилище, тем больше грибков. Излюбленные места обитания плесени — дома, где неправильно устроены водостоки и плохо изолированы полы. А еще плесень «любит» все деревянное, поскольку пористая древесина легко накапливает воду. Так же благотворные условия для развития плесени образуются в цветочных горшках.
Слайд 10. Для выявления условий развития плесневых грибов мы поставили опыты. Для этого мы взяли три кусочка хлеба и три корки апельсина и поместили их в шесть контейнеров. Результаты наблюдений заносили в таблицу.
Слайд 12. Третий и четвертый контейнеры (где корка апельсина и кусочек хлеба также находятся на влажных салфетках) мы поместили в холодильник.
Слайд 13. Через пять дней после закладки опыта кусочки апельсина и хлеба в контейнерах под №5 и №6 (на влажной салфетке при комнатной температуре) покрылись полностью плесенью, а в остальных контейнерах остались без изменений.
Слайд 14. Через неделю после закладки опыта начал появляться слабый зеленоватый налет на кусочках апельсина и хлеба в контейнерах под №3 и №4 (на влажной салфетке в холодильнике).
Мы решили изменить условия для этих контейнеров и перенесли их из холодильника в теплое место.
Через два дня количество налета на продуктах резко увеличилось.
Слайд 15. Таким образом, мы сделали следующие выводы:
Слайд 16. Также мы заметили, что появившаяся плесень на корочке хлеба была серого цвета, а на кожуре апельсина – зеленая.
Обратившись в бактериологическую лабораторию Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора г.Гаджиево, я рассмотрел появившуюся плесень под микроскопом.
Слайд 17. Сравнив ее с образцами из лаборатории, я выяснил, что серая плесень на хлебе – это гриб мукор, а зеленая на корочке апельсина – пеницилл.
Слайд 18. Род микроскопических грибов пеницилл часто встречается в природе. Самую большую известность пенициллы приобрели после того, как было обнаружено, что некоторые из них образуют вещество, способное даже в самых малых количествах быстро убивать многие болезнетворные бактерии. Это открытие сделал в 1929 году английский микробиолог Александр Флеминг. Именно пенициллин (вещество из пеницилла) стал первым в истории человечества антибиотиком. Различные виды антибиотиков используют для лечения самых разнообразных инфекций.
В начале 40-х годов XX в. советским микробиологам (Ермольевой и ее помощнице Березиной) тоже удалось получить пенициллин. Первым пациентом, исцеленным советским пенициллином, оказался боец, раненый в грудь осколком снаряда. В полевом госпитале осколок вынули из его груди, однако рваная рана долго не заживала. Бойца в бессознательном состоянии доставили в Центральный госпиталь, где ввели нужную дозу пенициллина. Рана быстро стала заживать. В первые два месяца, благодаря лечению пенициллином, в Центральном госпитале поправилось более тысячи фронтовиков.
Слайд 19.
Что касается черной плесени, то она опасна тем, что от нее практически невозможно избавиться, так как она мутирует и становится более агрессивной. В древности считалось, что дом, который поразила черная плесень, необходимо сжечь.
Слайд 20. Вот некоторые из заболеваний, связанных с плесенью: мигрень, насморк, бронхиальная астма.
Слайд 21. Но у плесени, кроме вредных, есть и полезные свойства. Как уже было сказано, плесневый гриб пеницилл оказал человечеству огромную помощь в развитии медицины. Так же плесень применяют для получения различных лекарственных препаратов. Плесень так же открыла двери в восхитительный мир вкуса. Взять, к примеру, сыр. Польза сыров с плесенью: содержат кальций, белок, витамины группы В, положительно воздействуют на кровеносную систему, улучшают работу кишечника.
В России этот грибок, называемый серой гнилью портит ягоды и фрукты. Но в Германии и Франции благодаря этому виду грибка получают самые вкусные и знаменитые сорта вин. В этих странах эту плесень называют «благородной».
Слайд 22. В классе мною был проведен опрос, в котором учащимся было предложено ответить на ряд вопросов.
На основе полученных данных мною были построены круговые диаграммы.
Слайд 23.
1. Где вы встречаете плесень в своей жизни?
— в продуктах питания – 18 человек;
— в подъезде, на даче, в других помещениях – 6 человек;
— я её не замечал(а) – 3 человека.
Слайд 24.
2. Как вы обычно поступаете, если обнаружите на продукте небольшой кусочек плесени?
— выброшу весь продукт – 21 человек;
— срежу заплесневелую часть, остальной съем – 4 человека;
— не задумывался(лась) над этим – 2 человека.
Слайд 25.
3. Как вы считаете, какой вред для здоровья человека имеет плесень?
— вызывает пищевое отравление – 18 человек;
— вызывает аллергию и другие заболевания – 7 человек;
— никакого вреда – 2 человека.
Представлены на рисунках 1-3.
В ходе исследования я выяснил:
— большая часть (67%) учащихся в моем классе встречали плесень в продуктах питания;
— 22% моих одноклассников встречали плесень в подъезде, на даче, в других помещениях;
— 78% ребят поступят правильно и выбросят заплесневелый продукт;
— но, тем не менее 15% срежут плесень и съедят продукт.
— 67% считают, что плесень вызывает пищевое отравление и только 26% считают, что плесень вызывает аллергию и другие заболевания.
Слайд 25. Для того чтобы в домашних условиях продукты меньше подвергались воздействию плесневых грибков, необходимо соблюдать следующие условия:
1. Продукты не покупать впрок.
2. Хранить продукты в холодильнике, где температура воздуха намного ниже комнатной температуры.
3. Сушка продуктов при хранении.
4. Фрукты и овощи хорошо промыть, просушить, держать в холодильнике.
Слайд 26. Есть несколько способов борьбы с плесенью в наших домах:
2. Не допускайте протекания воды из кранов, это повышает влажность.
4. Снизить влажность в помещении возможно с помощью кондиционера. Но помните, что сам кондиционер может стать источником грибов и их спор. Используйте кондиционер с фильтрами, не позволяющими расти внутри плесени.
5. Необходимо обеспечить хорошее отопление. На даче не выключайте отопление ночью. Формирование сырости на стенах значительно больше тогда, когда комната остывает.
7. Проветривайте влажную одежду, прежде чем уберёте ее.
8. Не держите в комнате высушенные цветы, они часто содержат плесень.
9. Избегайте использования подушек, матрацев и мебели, заполненной каучуковой пеной, так как от пота они плесневеют.
11. А для сохранения урожая от плесени в хранилищах необходимо устранять условия, которые способствуют ее развитию, т.е. следить за влажностью и температурой воздуха.
Слайд 27. Выводы: проделав опыт, мы подтвердили наше предположение: влажность воздуха и тепло являются главными условиями развития плесневых грибов. Замедленный рост плесени наблюдается при пониженной температуре, доступе воздуха и уменьшении влажности. На разных пищевых продуктах развиваются разные виды плесневых грибов. Но условия развития плесневых грибов сходные. Поэтому следует применять различные способы защиты продуктов и помещений от плесени. Все специалисты, так или иначе изучающие проблему борьбы с плесневыми грибами (строители, химики, микробиологи), заявляют, что главным в борьбе с плесенью является устранение причин возникновения плесени.
Плесень для человека и друг и враг. Человек научился использовать её в пищу и в производстве лекарств, но так же она поражает продукты питания, появляется в жилище человека. Но надо учиться налаживать свой быт так, чтобы поддержать здоровье и экологическое благополучие.
Слайд 28.
Литература
5. Плешаков В.В. Мир вокруг нас. 3 класс. 1 часть.//Учебник для 3 класса начальной школы.- М.: «Просвещение».-2006г.