Что такое плохая моторика конечностей
Что такое крупная моторика и как ее развить?
Картина Т. Яблонской «Утро»
Говоря о подготовке ребёнка к школе, родители чаще всего подразумевают обучение его начальным навыкам счета, чтения и письма. Но в этот период не стоит забывать про развитие всех психо-физиологических процессов: памяти, внимания, речи, мышления, моторики.
Сегодня мы поговорим о важной роли развития общей (крупной) моторики для будущего школьника.
Что такое общая или крупная моторика?
Это те двигательные навыки, которые требуют включения мышц и движений всего тела для выполнения таких функций, как поддержание положения стоя или сидя, ходьба, бег, прыжки, навыки ухода за собой (например, ребёнку некоторое время нужно удержаться на одной ноге не падая, если ему нужно надеть брюки). Они также включают в себя зрительно-моторную координацию, необходимую для взаимодействия с различными предметами (например, умение бросать или ловить мяч).
Общие моторные навыки оказывают влияние не только на множество повседневных дел, с которыми сталкивается ребёнок, но и на то, как будет проходить его день в школе. Эти навыки становятся базой для выносливости ребёнка, необходимой для того, чтобы справиться с школьным распорядком (возможность удержаться несколько уроков сидя за партой, перемещаться по школе, носить тяжёлый школьный рюкзак).
Недостаточность крупной моторики приводит к тому, что ребёнок находится в постоянной борьбе, затрачивая слишком много усилий для преодоления действий, которые для взрослого кажутся очень лёгкими.
Трудности, с которыми сталкивается ребёнок с недостаточностью крупной моторики
Почему эти навыки важны?
Помогая вашему ребёнку развивать крупную моторику самостоятельно или с помощью специалистов, Вы:
Как можно помочь своему ребёнку?
Адрес: Ростовская набережная, д. 3, Москва, Россия
Восстановление двигательных функций верхних и нижних конечностей
Нарушение двигательных функций верхних и нижних конечностей происходит по многим причинам, в их основе – повреждение ЦНС. Ослабление, прекращение или неправильные движения конечностей могут быть вызваны и поражением двигательных нервов – нарушением проведения по ним нервных импульсов. Восстановление функций работы мышц рук и ног стало возможным благодаря современным методам медицины.
Однако скорость реабилитационных процессов и их результат не всегда предсказуемы. Во многом это зависит не от стараний врачей, а от степени поражения участка центральной нервной системы и от желания самого больного полностью выздороветь. Порой пациенты бывают настолько подавлены своим состоянием и первыми безуспешными попытками вернуться к прежней полноценной жизни, что процесс выздоровления стоит на месте, несмотря на все усилия врачей и разнообразие применяемых ими методов.
Причины поражения центральной нервной системы
Полная потеря движений или их ослабление бывают вызваны параличом и парезом. В таких случаях различают несколько типов нарушения функций мышц конечностей:
Среди основных причин нарушения работы ЦНС специалисты указывают:
Независимо от того, частично или полностью была нарушена двигательная активность, движения верхних конечностей полностью восстановить гораздо труднее, чем нижних, потому что для рук очень важна мелкая моторика.
Методы восстановления двигательных функций верхних и нижних конечностей
Восстановление двигательных функций верхних, нижних конечностей, по мнению специалистов медицинского центра OSTEOPOLYCLINIC, необходимо начинать незамедлительно после улучшения состояния пациента. Период реабилитации может затянуться или вовсе не принести каких-либо положительных результатов, если манипуляции не начать сразу после того, как появилась возможность производить движения конечностями.
Даже если больной испытывает сложности в самостоятельном движении конечностей, ему могут помочь ближайшие родственники или приглашенный для этого медик. Делать массаж обездвиженных конечностей не так уж сложно, как и проводить пассивную гимнастику.
Порой депрессия, вызванная самим фактом болезни, и, как следствие этого, беспомощное состояние приводят к тому, что пациенты осознанно отказываются от реабилитационных методов. Впрочем, такое состояние больного нередко бывает вызвано и поражением некоторых участков головного мозга.
Восстановление функций двигательного аппарата во многом зависит от бережного отношения окружающих пациента, их деликатном подходе к проблеме. Стимулом для преодоления последствий болезни могут стать не только напоминания о прежней здоровой жизни, но и приведенные примеры из судеб пациентов, перенесших похожее заболевание и успешно справившихся с восстановлением двигательных функций верхних и нижних конечностей.
Основные методы реабилитации, оправдавшие себя временем, это:
Независимо от того, какой именно метод реабилитации специалист считает наиболее эффективным в большинстве случаев, он должен опираться на индивидуальные факторы заболевания пациента. В частности, врач должен учитывать степень тяжести перенесенной болезни пациента, его общее физическое и психическое состояние, эмоциональный настрой на реабилитацию.
Однако некоторые методы применяются ко всем больным без исключения:
Восстановление функций движения рук и ног не может быть сопряжено только с физическими действиями. Больному необходимо объяснить, что многое зависит от его волевых приказов своему телу. Выполняя простейшие упражнения, необходимо проговаривать мысленно (или вслух, если речь восстановлена) движения конечности, отдавать ей приказы, стимулировать мозг к их выполнению.
Некоторые основные правила для выполнения лечебной физкультуры
В задачи кинезиотерапии (ЛФК) входят возвращение физической силы мышцам конечностей, по возможности – всех прежде выполняемых движений, а также способности пациента к передвижению и выполнению стандартных бытовых действий.
При выполнении упражнений на восстановление функций конечностей следует придерживаться нескольких простых правил.
С помощью лечебной физкультуры и сеансов абм-терапии человек заново, словно младенец, обучается обычным бытовым действиям, способности к самообслуживанию. Потребность принимать пищу, умываться, одеваться самостоятельно у здорового человека естественна, он выполняет все эти действия, даже не задумываясь. Выполняя упражнения ЛФК посредством мускульной силы инструктора, пациент сперва восстанавливает кровообращение в мышцах, разрабатывает суставы, а уж затем начинает двигаться самостоятельно.
Нужно понимать, что даже после того, как пациент начинает самостоятельно садиться на кровати, а после и ходить, его мышцы первое время все еще будут слишком слабые, чтобы он передвигался с уверенностью. Поэтому для пациентов необходимо оборудовать помещение специальными поручнями, за которые они могли бы придерживаться, особенно такие ручки нужны в туалете и ванной комнате.
Метод электростимуляции
Электростимуляция представляет собой воздействие импульсным электрическим током низкой частоты на ткани для стимуляции двигательной активности в парализованных мышцах. Этот метод ускоряет кровоток в мышцах, способствует улучшению обменно-трофических процессов, повышает сократимость.
Поскольку при электростимуляции чаще всего применяют накожное расположение электродов, не возникает раздражающего действия и разрушения тканей. Никаких негативных ощущений пациент не испытывает. Наоборот, для больных, у которых период реабилитации затянулся, такой метод позволяет его значительно ускорить.
Данный метод является дополнительным средством восстановления двигательных функций конечностей к лечебной физкультуре, но ни в коем случае не ее альтернативой. Бывают случаи, когда без электростимуляции не обойтись, но решать, необходимо ли ее применение, должен только врач. Именно он подбирает необходимую силу тока, устанавливает электроды в нужных местах, исходя из степени поражения мышц и состояния пациента.
Метод биологической обратной связи
Данный метод (сокращенно БОС) заключается в подключении пациента к датчикам, с помощью которых на экране в виде графиков передаются сокращения мышц. Наблюдая за ними, больной учится контролировать парализованные мышцы, управлять ими.
АБМ терапия (метод Фельденкрайза) является одной из самых быстрых и эффективных способов реабилитации. В момент травмы, наши нервные импульсы передает мозгу о повреждении какого то участка тела и мы начинам чувствовать боль. Организм человека устроен таким образом, что чтобы не испытывать боль и обезопасить другие системы и тело от дальнейших повреждений и негативных последствий, наш мозг в буквальном смысле «отключает» поврежденный участок тела и блокирует нервные импульсы от него. Таким образом само место травмы теряет чувствительность и ему обеспечивается минимальная подвижность. При таких тяжелых травмах длительность лечения занимает много времени и месяцев, и наш мозг просто забывает об этих участках тела. Основной задачей АБМ терапевта в данном случае является показать мозгу о том, что поврежденный участок здоров, с ним все хорошо и можно снова уверенно им пользоваться, взаимодействовать с ним, и собственно восстановить подвижность поврежденной части тела.
Помимо описанных выше методов восстановления двигательных функций конечностей существует множество других (например, медикаментозная терапия, занятия в бассейне, упражнения в условиях невесомости, гипербарическая оксигенация и другие). Каждый из них имеет свои преимущества и ограничения. Назначением конкретного метода должен заниматься только лечащий врач Клиники остеопатии и классической медицины, для того чтобы реабилитация прошла максимально эффективно и в короткие сроки.
Нарушение мелкой моторики у детей
Нарушение мелкой моторики у детей – это расстройство кистевого и пальцевого праксиса, сопровождающееся трудностями выполнения точных координированных движений. Дошкольники с недостаточностью тонкой моторикой плохо удерживают предметы в руке (ложку, карандаш), не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать обувь, не любят конструировать, рисовать, имеют плохой почерк. У них отмечаются логопедические проблемы. Состояние мелкой моторики оценивается с помощью различных игровых приемов и проб. Обязательно исследование состояния речевой функции. Коррекция предполагает выполнение пальчиковой гимнастики, массажа рук, ручной труд (шнуровку, штрихование, лепку, аппликацию).
МКБ-10
Общие сведения
Понятие «мелкая моторика» включает большой диапазон движений кистей рук: от захвата объекта до манипуляций с мелкими предметами, письма, рисования и т.п. В детском возрасте мелкая моторика является средством познания мира и базой для развития высших психических функций: памяти, мыслительных процессов, внимания, речевых навыков. Уровень развития дифференцированных движений рук – важный критерий, по которому оценивается школьная зрелость. Вместе с тем, число детей с нарушениями мелкой моторики увеличивается год от года. Наряду с расстройствами двигательной сферы они часто имеют речевые проблемы, в связи с чем проблема выявления и коррекции моторной недостаточности стоит очень остро.
Причины
Точные тонкие движения кисти и пальцев рук обеспечиваются согласованной работой нервной, костно-мышечной, зрительной систем. При повреждении любого из этих звеньев развиваются нарушения мелкой моторики, выраженные в той или иной степени. У детей расстройства ручного праксиса чаще всего вызываются следующими факторами:
Нарушение моторики обнаруживается у детей с СДВГ, аутизмом, синдромом Аспергера, речевой патологией (алалией, заиканием, дизартрией). Моторная недостаточность у взрослых чаще бывает связана с перенесенным инсультом, прогрессирующей болезнью Паркинсона, спиноцеребеллярной атаксией, последствиями черепно-мозговых травм, опухолями мозга.
Патогенез
Формирование тонкой ручной координации у детей тесно связано с созреванием двигательного отдела головного мозга, образованием связей между ним и другими церебральными структурами (зрительным, речевым центрами). Около 2/3 площади двигательной коры в мозге отвечают за регуляцию движений кисти руки. Эти двигательные центры располагаются в непосредственной близости от моторного центра речи, поэтому при работе мышц руки неизбежно активизируется речевой центр. Этим объясняется тесная взаимосвязь уровня развития мелкой моторики и речевой функции.
Развитие мелкой моторики в основном приходится на дошкольный возраст и заканчивается к 6-7 годам. Старшие дошкольники должны хорошо владеть тонкими манипулятивными действиями, в т. ч. с карандашом, кисточкой для рисования и пр. Развитость моторики характеризуется такими качествами, как скорость, сила, точность, ловкость. Эти навыки коррелируют с возможностью выполнения бытовых действий, предметной и конструктивной деятельностью, освоением навыка письма.
В основе механизма нарушения мелкой моторики лежат расстройства центрального или периферического звена двигательного анализатора. Стойкие расстройства пальцевого и кистевого праксиса возникают в результате мышечной дистонии, парезов, гиперкинезов, функциональной неполноценности руки, дефектов зрения. При этом страдает не только двигательная сфера, но и речевое, сенсорное, интеллектуальное развитие ребенка.
Классификация
С учетом этиопатогенетических механизмов различают 3 варианта расстройства тонкой моторики:
Симптомы
Все манипулятивные действия у детей с плохой мелкой моторикой несовершенны. В первую очередь, они испытывают трудности в самообслуживании: раздевании и одевании, приеме пищи. Дошкольники не умеют застегивать пуговицы и кнопки, шнуровать ботинки, завязывать банты, неправильно держат вилку и ложку. Страдает точность, быстрота, координация действий.
Также отмечается несформированность продуктивной деятельности. Дети не любят такие занятия, как лепка из глины и пластилина, раскрашивание, аппликация, собирание конструктора, т. к. их неловкость не позволяет достичь ожидаемого результата. В процессе рисования они неправильно держат кисточку, не регулируют силу нажима на карандаш, не соблюдают масштаб и границы строки, листа. Характерно плохое владение ножницами при вырезании. При этом грубых двигательных расстройств у ребенка может не быть.
Практически всегда дети с неразвитой мелкой моторикой испытывают речевые проблемы. Они могут быть выражены в различной форме и степени: от функциональной дислалиии и стертой дизратрии до заикания и ОНР разного уровня. Также у детей с нарушением моторики затруднено формирование графомоторных навыков, необходимых для перехода к письму.
Осложнения
Следствием низкого уровня сформированности мелкой моторики становятся школьные трудности. Дети имеют неаккуратный, неразборчивый почерк. Несовершенства устной речи часто приводят к развитию дисграфии. Характерна плохая успеваемость по трудовому обучению, рисованию. Дети стараются не участвовать в коллективных мероприятиях, олимпиадах, соревнованиях, требующих выполнения действий на скорость. Все это приводит к снижению познавательной активности, мотивации к обучению.
Диагностика
Оценка двигательного, нервно-психического, речевого статуса детей с нарушениями мелкой моторики должна проводиться коллегиально командой специалистов: детским неврологом, ортопедом, офтальмологом, психологом, логопедом-дефектологом. При необходимости выполняется комплекс медицинской диагностики: ЭЭГ, ЭМНГ, рентгенография верхних конечностей, визометрия, церебральная МРТ. Непосредственное обследование моторных функций включает:
Важным диагностическим направлением является обследование уровня речевого развития детей. Исследуется связная речь, лексический запас, грамматическая составляющая, фонематическое восприятие. Выясняются нарушения звукопроизношения, просодики, темпа и ритма речи.
Коррекция нарушений мелкой моторики у детей
Развивающая среда
Деятельность, направленная на развитие координации движений и мелкой моторики, полезна всем детям без исключения и особенно контингенту с ее нарушением. С раннего детства рекомендуется организовать вокруг ребенка развивающую среду. В игровом арсенале детей должны быть шнуровки, сенсорные мешочки, пальчиковые краски, бизиборды, «сухие бассейны». Полезно повторение детских потешек, сочетающихся с движениями рук («Ладушки», «Сорока-ворона»).
С дошкольниками необходимы занятия ручным трудом: лепка из пластилина, полимерной глины, соленого теста. Для тренировки моторных навыков полезно собирать вместе с ребенком мозаику, паззлы, конструктор, изготавливать аппликации, поделки из природных материалов. Дети постарше могут быть вовлечены в творческую деятельность – бисероплетение, квиллинг и др. Для укрепления кисти, стимуляции воображения, памяти, речевого аппарата рекомендуется игра с пальчиковыми куклами, проведение пальчиковой гимнастики.
Специальная помощь
Детям с ограниченными возможностями здоровья требуется специальная помощь. При нарушениях опорно-двигательного аппарата может быть показан подбор специальных ортопедических приспособлений, занятия ЛФК, массаж рук, проведение корригирующих операций. При нарушениях зрительной функции необходима ее очковая или хирургическая коррекция.
Дети с плохо развитой мелкой моторикой нуждаются в логопедической помощи. На логопедических занятиях используются пальчиковые игры, самомассаж кистей рук, суджок-терапия. Для активизации артикуляционной моторики проводится артикуляционная гимнастика, логопедический массаж. Большое внимание уделяется подготовке руки к письму: выполнению упражнений на обводку, раскрашивание, штриховку, написанию графических диктантов.
Прогноз и профилактика
Развитием мелкой моторики ребенка необходимо заниматься с самого раннего детства. Особо пристальное внимание следует уделять ее формированию у детей с неврологическими и двигательными нарушениями. Для этого не обязательно использовать дорогостоящие тренажеры, многие пособия под силу изготовить самим родителям из подручных материалов. По мере совершенствования мелкой моторики нивелируются и многие другие проблемы (с мышлением, речью, письмом). Профилактика пальцевой диспраксии заключается в предупреждении факторов риска (перинатальной патологии, травм) и своевременной коррекции возникших последствий.
Что такое плохая моторика конечностей
Синдром двигательных нарушений
Что такое синдром двигательных нарушений и при чем здесь массаж?
Что такое синдром двигательных нарушений и как он проявляется?
Синдром двигательных нарушений (СДН) – это патология, связанная с нарушениями двигательной активности. Выражаться этот синдром может по-разному – это будет зависеть от того, сопровождается заболевание гипертонусом или гипотонусом мышц.
При гипертонусе ребенок может:
При гипотонусе ребенок может:
Как не пропустить заболевание?
Как правило, синдром двигательных нарушений диагностируется уже на втором – четвертом месяце жизни малыша. Родителям следует обращать внимание на то, насколько своевременно развивается ребенок: во время ли он начинает держать головку, переворачиваться, присаживаться, ползать и так далее. Если вас что-либо настораживает, никогда не будет лишним проконсультироваться со специалистом. Важно знать, что синдром двигательных нарушений вовсе не приговор – при своевременной диагностике и правильном лечении заболевание очень успешно корректируется, ребенок полностью выздоравливает. Однако следует помнить и том, что отсутствие лечения может стать причиной развития более опасного заболевания!
Каковы причины развития синдрома двигательных нарушений?
Самой распространенной причиной СДН является перинатальная энцефалопатия. Кроме того, на развитие этой патологии могут оказывать воздействие следующие факторы:
Лечение синдрома двигательных нарушений
Лечение синдрома двигательных нарушений должно быть комплексным и многоэтапным. Как наиболее эффективный метод лечения отлично зарекомендовал себя лечебный массаж, но при условии, что он проводится профессионалом. (Никакой самодеятельности – это может только усугубить патологию!) Для достижения результата рекомендуется провести 15–20 сеансов массажа. Если заболевание было диагностировано до того, как ребенку исполнился год, то требуется в среднем 3 курса массажа. Более подробно о количестве посещений массажиста расскажет лечащий врач, исходя из индивидуальных особенностей заболевания. Еще один важный метод – это лечебная физкультура, которая по эффективности немного уступает массажу, но, тем не менее, также является неотъемлемым элементом успешного лечения. Еще один дополнительный метод коррекции синдрома двигательных нарушений – физиотерапевтические процедуры. При необходимости может быть назначено медикаментозное лечение.
Что является противопоказанием для проведения массажа?
Массаж нельзя проводить в следующих ситуациях:
Как проводится массаж при синдроме двигательных нарушений?
Исходное положение – ребенок лежит на спине, ногами к массажисту. Сначала массируются стопы и ноги. Одной рукой специалист держит ногу малыша в области голени, второй – массирует стопу. После массажа стоп он переходит непосредственно к массажу ног. Двигается по задне-наружной поверхности от стопы к бедру, обходя коленную чашечку. Затем движения направляются к паховой складке. После этого массируется живот. Специалист идет по кругу, вокруг пупка, по часовой стрелке. На животе применяется также прием встречного поглаживания, выполняемый двумя руками одновременно. Далее массируются косые мышцы живота, после чего – грудь. Движения выполняются от середины груди вверх и в стороны – по направлению к подмышечным впадинам. Массаж боковых поверхностей грудной клетки проводится наоборот – от грудины вниз и в стороны. Затем специалист переворачивает ребенка и выполняет массаж спины и ягодиц. Массажные приемы используются вверх и вниз по всей спине. Массаж ягодиц проводится в направлении от крестца и копчика к паховым лимфатическим узлам. После этого массажист снова переворачивает ребенка на спину и выполняет ему массаж рук, при этом правую руку малыша специалист держит левой и наоборот. Движения производятся от кисти к плечу и подмышечной складке. После этого специалист приступает к массажу кистей рук.
Что такое плохая моторика конечностей
Под выражением «мелкая моторика» физиологами подразумевается движение мелких мышц кистей рук.
Бесплатные занятия с логопедом
Взросление и рост детей – весьма своеобразный процесс, который отличается множеством тонкостей и нюансов. И каждый человек, являющийся родителем, непременно, должен принимать в процессе развития своего ребёнка непосредственное участие. И под этим подразумевает не только, как говорится, учение уму-разуму, отправление в детский сад и школу, а также обеспечение ребёнка всем необходимым для нормальной жизни, но и более тонкие действия. Одним из таковых является развитие мелкой моторики.
Что такое мелкая моторика?
Под выражением «мелкая моторика» физиологами подразумевается движение мелких мышц кистей рук. Но тут очень важно иметь в виду координацию «руки-глаза», ведь развитие мелких движений рук осуществляется при помощи зрения.
Для чего нужно развивать мелкую моторику?
Вопрос о том, для чего нужно развивать мелкую моторику, является очень актуальным, т.к. многие не понимают, зачем вообще это нужно.
Для начала стоит отметить, что вообще моторика рук самым прямым образом развита с развитием речи. И это далеко не миф, как может показаться на первый взгляд. Исследования учёных показали, что с точки зрения анатомии, примерно треть всей площади двигательной проекции коры головного мозга занята проекцией кистей рук, находящейся совсем рядом с речевой зоной.
Учитывая это, появилось предположение, согласно которому тонкие движения пальцев оказывают формирующее и развивающее воздействие на речевую функцию ребёнка. По этой причине, если вы хотите научить своё дитя говорить, вы должны заниматься не только тренировкой его артикуляционного аппарата, но ещё и всячески развивать мелкую моторику, а именно: движение пальцев рук.
Но есть и ещё кое-что, о чём обязательно нужно упомянуть: мелкая моторика рук развивает не только речь. Помимо этого, она взаимодействует с мышлением, воображением, двигательной и зрительной памятью, наблюдательностью, координацией и вниманием.
Развивать мелкую моторику необходимо ещё и по той причине, что вся будущая жизнь пока ещё маленького человека будет требовать от него применения координированных и точных движений кистей рук и пальцев. Взять хотя бы совершенно элементарные действия: застёгивание и расстёгивание пуговиц и замков, завязывание шнурков, надевание и снятие одежды, рисование и письмо, работа с компьютером и многое другое. Казалось бы, просто, однако ничего из этого человек не сможет выполнять надлежащим образом, если его мелкая моторика не будет развита.
Но когда следует начинать развивать мелкую моторику?
Когда начинать развивать мелкую моторику?
Специалисты рекомендуют начинать развитие мелкой моторики у детей в возрасте восьми месяцев. Именно в этот период пальцы рук уже будут поддаваться активной тренировке. Можно, конечно, приступить к развитию мелкой моторики и раньше, предлагая малышу поиграть с предметами разных фактур, форм и размеров, а также со специальными игрушками, которые, кстати говоря, легко делаются из того, что есть дома, но не факт, что будет результат. Так что, восемь месяцев – это самый оптимальный срок.
И следующим вполне логичным вопросом будет: «А какие есть способы развития мелкой моторики?». Именно на него мы и ответим ниже.
По большому счёту, выбор средств для развития мелкой моторики достаточно многообразен. Причём, чем большее количество способов вы будете использовать, тем более эффективными и полноценными будут занятия, а результат станет более ощутимым.
Итак, рассмотрим самые распространённые и популярные способы развития мелкой моторики.
Игры с мелкими камешками, пуговицами, бусинками и крупой
Игры с мелкими камешками, пуговицами, бусинками и крупой оказывают на организм ребёнка превосходное развивающее, оздоравливающее и тонизирующее действие. Однако проводиться они всегда должны под присмотром кого-то из взрослых, чтобы ребёнок случайно не поранился или не съел что-то из вышеназванных предметов.
К таким играм относятся:
«Пальчиковые» игры
«Пальчиковые» игры представляют собой своеобразную инсценировку каких-либо историй, чаще всего, рифмованных, с использованием пальцев. Начинать играть в такие игры можно даже до одного года, а затем продолжать, немного усложняя движения пальцев. Играть же можно вплоть до окончания младшего школьного возраста.
Большинство таких игр подразумевает использование двух рук, благодаря чему дети начинают разбираться в том, что такое «вниз», «вверх», «влево», «вправо» и т.д. Для получения наибольшего эффекта, эти упражнения для пальцев необходимо выстраивать таким образом, чтобы попеременно менялись напряжение, расслабление, сжимание и разжимание кистей рук, а также были задействованы изолированные движения всех пальцев.
Лепка из глины, пластилина или солёного теста
На сегодняшний день является общеизвестным фактом, что работа с такими «материалами» как глина, пластилин и солёное тесто прекрасно развивает мелкую моторику, а также замечательно воздействует на воображение.
Упражнения с применением дополнительных предметов
Помимо того, что упражнения с применением дополнительных предметов являются очень увлекательными и занимательными, они превосходно способствуют развитию пространственного воображения.
Среди таких игр выделяются:
В действительности, данный список игр на развитие мелкой моторики не является исчерпывающим. С этой целью вы можете найти какие-то другие игры или же придумать свои. Помните, что для развития моторики подходит всё, что угодно: вода, песок, шнурки, проволока, бумага и т.д. и т.п.
И еще кое-что: развивать мелкую моторику полезно не только детям, но и взрослым, так что, даже если у вас нет детей, отправляйтесь в магазин за пластилином, и, уверяем вас, вечер будет проведён с пользой.