Что такое плохо объяснение
Что такое хорошо и что такое плохо?
Развития речи и познание мира тесно взаимосвязаны между собой. Ребёнок познаёт не только окружающие предметы, явления, их свойства, он открывает для себя мир отношений между людьми, прежде всего в своей семье, среди близких ему людей.
Самые простые, на наш взрослый взгляд вещи, для ребёнка могут быть совершенно не понятны. Грань между плохим и хорошим очень часто бывает размыта.
Дети очень любопытны. И если им не объяснить, чем чревато то, или иное действие, они обязательно захотят узнать это самостоятельно. Не следует забывать и собственный пример. Совершенно бесполезно рассказывать ребёнку, что «курить это плохо», если кто-то из родителей курит. Запомните ведь вы для ребёнка самый большой авторитет.
Верным выходом из сложившейся ситуации может быть использование в общении с ребенком таких методов воспитания, как объяснение, уговоры, переключение внимания. Можно отвлечь внимание игровым приемом или самому отойти в сторону. Ребёнок увидит, что его поведение на вас не оказывает никакого влияния. Эти методы эффективны, так как ребенок не испытывает унижения, обиды, страха.
Таким образом, кроха сам будет учиться смотреть на ситуацию с разных сторон, а также делать выводы и принимать решения.
Обязательно спрашивайте, почему именно это «хорошо», а это «плохо». Обязательно хвалите ребенка все попытки, пусть не всегда удачные, всегда говорите ему о том, что он обязательно справится!
Можно использовать как пример художественную литературу, рассказы В. Осеевой «Волшебное слово», «На катке», «Три товарища», «Сыновья». «Просто старушка», «До первого дождя», «Бабушка и внучка», «Жадная мать», «Сторож», «Мечтатель», русские народные сказки «Заюшкина избушка», «Кот питух и лиса», «Волк и семеро козлят» и др.
Можно поиграть в игру «Добрые дела». Взрослый проговаривает предложения а ребёнок говорит Да!
Я готов для всех всегда
Делать добрые дела.
Совершив такой поступок,
Говорю я — да, да, да!
Будем старших уважать? — Да!
Будем дерево сажать? — Да!
Будем маме помогать? — Да!
А братишку одевать? — Да!
Позаботимся о кошке? — Да!
Птицам мы насыплем крошки? — Да!
Позаботимся о друге? — Да!
И цветы польем на клумбе? — Да!
Будем добрыми всегда?
Кто мне скажет» — Да! Да! Да!
Взрослый показывает картинки с ситуациями. Ели картинок нет, можно по рассуждать устно. Таким образом, мы развиваем у ребёнка воображение.
1 Девочка рвет на клумбе цветы и собирает их в букет. Это очень плохо! Цветы на клумбе растут, чтобы было красиво всем, клумбы украшают улицы, аллеи, парки, а сорванные цветы уже не порадуют никого своей красотой.
2 Девочка читает книжку маленькому братишке. Это замечательно! Ведь братишка еще очень мал и сам, читать не умеет.
3 Девочка поливает цветочки. Молодец! Она помогает цветочкам вырасти и стать красивыми.
4 Мальчик встал в лужу, и топают ногами. Это очень плохо, ведь он испачкается и маме придется его отмывать и стирать вещи, а еще он может простудиться и заболеть!
4 Дети помогают птенцу, который выпал из своего гнезда. Молодцы! Ведь птенец очень маленький и сам не может попасть в гнездо.
5 Девочка в парке насыпает семечки в кормушку. Какая хорошая девочка! Она понимает, что птицам зимой холодно и голодно
Игра «Хлопни – топни».
Взрослый называет поочередно плохие и хорошие качества, а ребёнок хлопать в ладоши, услышав хорошее качество, топает, услышав плохое.
Плохие качества:
Обижать друзей, рвать книги, ссориться с мамой, мешать кому-либо, драться, не слушать говорящего, обзываться, перебивать говорящего, обижать животных, везде мусорить.
Хорошие качества:
Защищать слабого, помогать друзьям, навестить больного товарища, помогать сестре, другу, маме, смастерить кормушку и покормить птиц зимой, поделиться игрушкой.
Можно прочесть ребёнку стихи, пусть он сам назовёт услышанные им плохие и хорошие поступки.
Если с другом разделил
Хорошо ты поступил,
Ты узнал чужой секрет
И разнес сейчас же,
Это плохо, хуже нет,
Если ты подал при всех
Ты – культурный человек,
Если ты, как дикий зверь,
Сразу лезешь драться,
Недостоин ты, поверь,
Если ты пригрел кота,
Кормишь птичек в стужу,
Это – просто красота,
Только так и нужно!
Ты подбил собаке глаз,
Бросил кошку в лужу.
Будь уверен – в сорок раз
Уважай людей вокруг,
Старших, младших тоже,
И тогда тебя, мой друг,
Назовут хорошим.
Если ты среди ребят
Только ты и виноват
В этом горьком горе.
Рисование «Сказочный герой». Вместе с ребёнком вы рисуете положительных или отрицательных героев из знакомых сказок или мультфильмов, например «Доктор Айболит», «Лиса и заяц», «Баба-Яга» и др. Это даёт ребёнку возможность вспомнить героев, и оценить их поступки.
Смотрите с ребёнком только добрые мультфильмы, передачи. Совершайте только добрые поступки, которые прививают в ваших детях уважение и любовь ко всему окружающему, не зависимо живой это или не живой объект.
Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо?» для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра по безопасности жизнедеятельности «Что такое хорошо, что такое плохо?» Дошкольный возраст – это важнейший период, когда.
Детско-родительский образовательный проект «Что такое хорошо, что такое плохо». Детско-родительский образовательный проект Тема:»Что такое хорошо,что такое плохо» Рабочий план мероприятий на 2013-2014 учебный год.
Конспект НОД для детей старшей группы «Что такое хорошо, а что такое плохо» (5–6 лет) Цель: 1. Учить детей быть внимательными друг к другу, замечать в себе и друзьях положительные и отрицательные качества характера,.
Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Воспитатель: Мартыненко Анна Сергеевна Цель.
Конспект НОД во второй младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 комбинированного вида» г. Новосибирска Конспект непосредственно.
Конспект открытого занятия по развитию речи на тему «Что такое хорошо, что такое плохо» Конспект организации совместной непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию. Воспитатель: Рамазанова Луиза Абдулагаевна.
Конспект сценария тематического музыкального занятия «Что такое хорошо и что такое плохо?» Конспект сценария тематического музыкального занятия «Что такое хорошо и что такое плохо?» (старшая группа) Подготовила Литошко М. В., музыкальный.
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «Что такое хорошо, что такое плохо?» МБДОУ «Детский сад №65 «Рябинушка комбинированного вида» Цель занятия. Формировать рефлексию ценностных ориентиров, определяющих целевой.
Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи Беседа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо» (вторая младшая.
Как доходчиво объяснить ребенку, что такое хорошо, а что такое плохо
До 1 года
В этом возрасте ребенок еще не умеет осознанно воспринимать родительские наставления, но он впитывает все на уровне чувств. Только своим отношением к нему, проявляя любовь и ласку, вы можете привить малышу первые основы межличностных отношений.
1-2 года
Здесь рекомендуется не ругать ребенка за то, что он что-то делает не так, а стараться не допускать таких ситуаций, в которых он сможет ошибиться, показать себя не с лучшей стороны. Например, если вы не хотите, чтобы ваш ангелок разбрасывал свои игрушки по комнате, храните их в отдельной коробке, недоступной малышу, давая ему только те вещи, которые в данный момент интересны маленькому исследователю. Если вы не хотите, чтобы ребенок чересчур налегал на сладкую пищу, не оставляйте лакомства на видном месте и не потакайте слишком часто его капризам в магазине.
2-4 года
Дети этого возраста еще не умеют в полной мере воспринимать такие понятия, как «правда», «ложь», «щедрость». Они только начинают учиться данным словам, но все же в большей степени для них это всего лишь абстрактные обрывки полной картины мира. Поэтому очень важно показывать ребенку правильный пример своим поведением. Если малыш что-то делает не так, обязательно укажите ему на ошибки, объясняя каждый нюанс. Делайте это с любовью, чтобы ребенок понимал, что вы желаете ему только добра. В противном случае, если вы будете с ним слишком резки, вы наткнетесь на стену непослушания, замкнутости и капризов.
4-5 лет
Это самое благоприятное время для воспитания ребенка – в этом возрасте дети наиболее восприимчивы ко всему новому. Уже можно объяснять им значение таких понятий, как «честность» и «щедрость» — только делать это нужно в доступной форме и с должным терпением. Продолжайте учить ребенка на реальных примерах, в первую очередь, показывая все на своем собственном опыте. Дети в этот период очень хотят быть похожими на своих родных и безумно радуются, когда их хвалят за определенные достижения. Поэтому не скупитесь на похвалу своих малышей и обязательно акцентируйте внимание на хорошем поведении. Это самый действенный метод воспитания в этом возрасте.
6-8 лет
В этот период у детей появляется социальная ответственность. Они начинают понимать, что в обществе действуют определенные правила, которых нужно придерживаться. Также ребенок осознает, что существуют не только права, но и обязанности, и что права есть не только у него. Он уже понимает важность своих обещаний, которые некогда дал другим людям. Очень важно в это время отвечать на возникающие у малыша вопросы и объяснять, как лучше поступить в той или иной ситуации.
8-11 лет
В это время на детей особо сильное влияние оказывают внешние факторы: друзья, школа, места дополнительного образования, под влиянием которых начинают формироваться многие убеждения. В это время особенно важно выстраивать доверительные отношения со своим ребенком. Необходимо чтобы он чувствовал поддержку, понимание и любовь со стороны родителей. Иначе существует опасность, что у вашего чада под влиянием окружающих, мнению которых он доверяет и считает авторитетным, начнут формироваться ценности, отличные от ваших. В какой-то момент он может даже начать оспаривать ваши суждения. Если же такая ситуация все-таки возникла, не переставайте доносить до ребенка свои взгляды по основополагающим вопросам, делая это с должным терпением. И старайтесь быть более гибкими в менее принципиальных вопросах.
12-17 лет
Это самый сложный возраст, когда дети начинают протестовать практически против всего, особо ревностно отстаивая свое мнение. Однако если с ранних лет они видели примеры правильного поведения и впитали в себя доносимые до них взгляды и ценности, переходный возраст пройдет в меньшем противостоянии с родителями и окружающим миром. Дети быстрее поймут, что есть «хорошо», а что «плохо», сформировав по этому вопросу уже свое личное мнение. В этом возрасте очень важно много говорить с подростком, обсуждать его успехи и проблемы. Главное, если ваш ребенок даже в чем-то с вами не соглашается и спорит, ни в коем случае не отдаляйтесь от него. Терпеливо выслушивайте его позицию, не высказывая при первом же удобном случае в резкой форме свое недовольство. Во время переходного возраста ребенок подвергает сомнению все привитые ему вами убеждения, однако, если он сам осознает их действенность и важность, они останутся с ним навсегда.
18 лет и более
К этому периоду дети, которые вступили на порог взрослой жизни, уже имеют сложившуюся собственную систему ценностей, взглядов и убеждений. Однако жизнь продолжает ставить перед ними новые задачи, часто подвергая сомнению то, что раньше казалось истинным. Очень важно оказывать поддержку своим детям в любом возрасте, делясь с ними своими жизненным опытом и знаниями, и сохранять с ними открытые доверительные отношения.
Люди живут в обществе. Каждый день мы сталкиваемся со множеством людей, мы работаем с ними, общаемся и дружим. Коммуникация между людьми осуществляется по особенным законам нравственности и морали, которые мы должны соблюдать. Вскоре нам придется отправлять «в люди» собственных детей. Стоит задуматься об их нравственном воспитании.
Когда начинать нравственное воспитание ребенка?
Многие родители считают, что их ребенок, которому чуть меньше 3 лет совершает различные глупости и шалит совершенно непроизвольно. Просто многое ему еще неизвестно, да и к усвоению моральных норм он не готов еще. Именно поэтому малыш не понимает что хорошо, что плохо, и, по мнению родителей, не способен понять.
Психологи советуют провести простейший тест. Попросите своего ребенка зайти в пустую комнату и отвернуться от вас. Затем объясните, что он не должен оборачиваться, пока вы разворачиваете для него подарок. Если ребенок не сможет сдержаться и посмотрит, то его рефлексы действительно еще непроизвольны, и он не способен руководить собой. Если же чадо вытерпело момент распаковки подарка, значит, оно готово к усвоению первых моральных понятий и соблюдать нравственные нормы.
Правильная организация свободного времени ребенка
Приблизительно к 3-4 годам ребенок становится действительным членом общества, так как теперь ему доступны нравственные отношения. Общество само презентует ребенку первые правила поведения. Сначала родители объясняют, что нельзя воровать, врать, обижать более слабых, что надо делиться с друзьями, помогать им. Потом примерно тоже самое ребенок слышит и в детском саду, на улице, в транспорте и т.д. Формированию поведения ребенка также способствуют мультфильмы, книги, компьютерные игры. Именно поэтому родители должны внимательно следить за «ассортиментом» развлечений у их ребенка.
Если вы правильно организуете свободное время ребенка, то вскоре он начнет понимать, какие качества можно отнести к добродетелям, а какие нет, как необходимо действовать в определенных ситуациях. При этом, вы должны следить и за собой. У маленьких детей наглядно-образное мышление, а родители – безоговорочный авторитет. То есть, действуя в какой-либо ситуации, вы даете ребенку модель поведения, которую он рано или поздно обязательно применит. Вспомните притчу о том, как семья не уважала старого дедушку, жившего с ними: плохо кормили, не помогали, смеялись над ним. Их маленький сын, наблюдая за этим, однажды сказал, что когда они состарятся, он обходиться с ними будет так же. Прежде чем чему-то учить ребенка, научитесь этому сами!
Однако, вашему ребенку мало просто знать правила надлежащего поведения. Их нужно уметь соблюдать, применять на практике, да и не просто уметь, а проявлять искреннее желание делать так, а не иначе. Возникает вопрос: как этому научить?
Как научить ребенка правильному поведению?
Конечно же, можно заставить. С детства ребенок привыкает к стандартному методу «кнута и пряника»: сделал правильно – награда, неправильно – наказание. Со временем у детей вырабатывается рефлекс. Они стремятся получить похвалу или награду, соответственно выполняют правильные действия, совершают верные поступки. Однако, такие мотивы не способствуют личностному развитию. Вскоре поведение ребенка перестроится, у него появятся другие авторитеты, интересы, друзья и, как следствие, огромное количество вариантов моделей поведения.
Есть очень интересный способ развития навыков правильного поведения. Это игра. Возьмите шарики для настольного тенниса, положите их в емкость. Другую емкость оставьте пустой. Попросите ребенка переложить шарики из одного сосуда в другой при помощи вогнутой лопатки. После того как задание будет выполнено, расскажите ему историю о мальчике. Взрослый попросил его переложить шары без помощи рук. Мальчик сначала старался, но когда взрослый вышел, он стал все делать руками, а потом так и не признался, как ему удалось выполнить задание.
Узнайте у ребенка:
Внимательно выслушайте чадо. Потом попросите его переложить шарики плоской лопаткой. В середине процесса выйдете и пронаблюдайте, насколько честно ребенок все выполняет. Затем проведите беседу.
Соберите группу детей и попросите прошлого испытуемого проследить за процессом в ваше отсутствие. Далеко не все дети способны принять эту роль: они могут не только пропускать мимо нарушения сверстников, но и покрывать их «преступные» действия. Интересно, что дети, которые приняли роль наставника, делали замечания и осуществляли контроль, снова выполняя задание без свидетелей, выполнят все честно.
Прежде всего должно измениться отношение ребенка к самому себе. Ребенок словно расцветает, взрослеет на глазах. У него появляется новая форма контроля – самоконтроль. И чем крепче в вашем ребенке голос этого внутреннего самоконтроля, тем меньше вам придется впоследствии напоминать ему, что такое хорошо, а что – плохо.
Читайте другие интересные рубрики
Что такое плохо объяснение
Душа моя Павел,
Держись моих правил:
Люби то-то, то-то,
Не делай того-то.
Кажись, это ясно.
Прощай, мой прекрасный.
А.С. Пушкин.
Начать можно с простого разговора. Найдите время присесть со своим ребёнком в непринуждённой обстановке и побеседовать о том, что он понимает под понятием нравственности, знакомо ли оно ему и как он представляет себе человека нравственного, которым он хотел бы стать. Вполне вероятно, что у ребёнка не будет никаких строгих и чётких представлений на этот счёт. Что ж, это абсолютно нормально для такого возраста.
Поэтому неплохо было бы запастись несколькими историями, показывающими примеры нравственного и безнравственного поведения, как вы его для себя понимаете. Обсудите эти истории с ребёнком, подталкивайте его к самостоятельному рассуждению на эту тему. Пусть думает, высказывает какие-то суждения, точку зрения на ту или иную ситуацию, оценивает действия персонажей и делает обоснованные выводы об их поведении: приемлемое оно, или показывает, как поступать не следует.
Такие разговоры должны стать неотъемлемой частью воспитания. Это незаметные наставления, обучение через истории и рассуждения, очень давно известный в педагогике метод. Насколько лучше был бы мир и наши дети, если бы мы просто почаще уделяли им внимание, озаботившись тем, чтобы просто поговорить со своим ребёнком хотя бы тридцать минут в день. Но всякий раз у нас находятся какие-то заботы, неотложные проблемы, требующие немедленного решения, или просто усталость не даёт нам позаниматься с сыном или дочерью. Каким-то парадоксальным образом, все эти проблемы оказываются для нас важнее наших собственных детей, аж до тех пор, пока мы не обнаруживаем с удивлением, что они выросли такими, какими выросли, и остаётся только пожинать плоды ошибок воспитания, заложенных в детстве.
Образ должен быть проработан не на абстрактных понятиях, вроде: «поступать хорошо» и «не поступать плохо», а на конкретных примерах из повседневной жизни. Этот самый образ и будет служить ориентиром в опасном плавании по морям жизненных лет. Именно на него, как на маяк, вы с ребёнком договоритесь ориентироваться и неустанно сравнивать своё поведение со своим идеалом.
И не исключайтесь из этой игры, садясь на трон авторитета собственного возраста. Все эти требования в равной степени относятся и к вам самому, а ребёнку должно быть дано право уличать вас в отступлении от установленных правил нравственного поведения. Примите на себя ответственность за собственное поведение прежде, чем требовать этого от окружающих.
Не нужно выдавать обучение нравственному поведению в виде строгих императивов, они только нагоняют сон. Никто никогда не следует наставлениям, даже если они высказаны самым строгим тоном самым высоким авторитетом. Посмотрите на религиозные течения: заветы каждой религии написаны золотыми буквами на каменных табличках, самим Господом Богом. И, тем не менее, для обретения веры и послушания этим заветам, людям нужны истории о праведниках, об их стараниях на жизненном пути. Потому что ничто не учит так хорошо, как жизненный пример.
Именно вам предстоит стать самым первым жизненным примером для своего ребёнка. Бессмысленно рассказывать ему о пользе здорового образа жизни, вреде алкоголя и табака, если делаете вы это не во время совместной утренней пробежки, а сидя на диване с бутылкой пива в руке и сигаретой в зубах. Только личным примером можно показать сыну или дочери, что такое нравственность, только своими действиями и поступками. И вы должны быть готовы к тому, чтобы самому сперва стать тем, кем вы хотите видеть своего ребёнка в будущем.
— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»
Олег Чернэ
Что такое хорошо и что такое плохо
Понятия «плохо» и «хорошо» сегодня стали критерием выбора, условием ориентации в пространстве. Хорошо это или плохо? Как вести себя в условиях нехватки времени и как правильно его планировать? Как уметь настраиваться на задачу? Где та техника безопасности, что убережет нас от некачественного существования? Пожалуй, эти вопросы должны были бы волновать нас в первую очередь, но когда есть такое количество отвлечений, как мы можем удерживать необходимую для нас линию? Как понять, где то правильное в условиях, когда мы живем в вариациях «хорошо» и «плохо»? Причем, это «хорошо» и «плохо» мы определяем здесь и сейчас и очень часто довольно безответственно, а правильное еще надо строить.
Как отвечать на, казалось бы, обычные вопросы, если на самом деле, мы не можем дать на них ясного ответа самим себе? Как не запутаться отговорками и шаблонными фразами, уводящими нас от процесса мышления? Как научиться быть судьей для себя и не быть судьей другим, но при этом видеть — что к свету и здравию, а что — к тьме и болезням?
Существуют ли вообще такие понятия, как «хорошо» и «плохо»? Ведь в одной культуре какое-то понятие может интерпретироваться как «хорошее», а в другой культуре то же самое — «плохое».
Ответ на вопрос «что такое хорошо и что такое плохо?» отчасти связан с тем, можете ли вы вообще поставить перед собой такой вопрос. «Хорошо» или «плохо» — это вопрос выбора, а значит, он определяет рамки вашей свободы. Когда вы «назначаете» что-то «хорошим» или «плохим», вы ограничиваете себя во имя некоторой перспективы. И даже попытка опереться здесь на какие-то нормы, чтобы это решить, вряд ли поможет вам раз и навсегда сделать «правильный» вывод.
По своей природе человек и так ограничен в совершении «плохого» — например, в убийстве себе подобных. Однако он это делает, прикрываясь зачастую привнесенным в его сознание «хорошим». Откуда это нечеловеческое желание лгать, убивать? Вот в чем здесь вопрос.
Человек отличается от других форм существования не наличием разума, а способностью им управлять, а также качествами, соотносящимися с природой его сердца. В чем суть этой природы? Ритм сердца задает определенный ритм активности, который, в свою очередь, позволяет человеку наполняться различными формами жизни и таким образом чувствовать жизнь. Вот и вся разница: человек — это существо, способное управлять собой. В чем же прелесть быть человеком, как не в умении им быть? Отсутствует умение — отсутствует и человеческое.
А все нормы относительно того, что есть «плохо», придуманы для животных качеств человека, или, вернее, как попытка от них избавиться. Нормы или правила в данном случае — это инструкция, призывающая к некой технике безопасности от «оживотнивания». Так что неудивительно, что у разных народов они разнятся. Если бы мы умели анализировать и реально понимать собственную физиологию и то, из чего проистекает ритм той или иной культуры, то определять, почему для одних культур «хорошо» одно, а для других — прямо противоположное, было бы гораздо проще.
А спекулировать на тему «возлюби ближнего, как самого себя» можно бесконечно долго, ведь для каждого понятия «ближний» и «возлюби» могут означать совершенно разное (воззвание «возлюбить» может быть инструкцией, а может быть и предметом познания). Следовательно, определять себя и познавать себя — это разные вещи.
Где же искать критерии «хорошести»: в религиозных, этических, эстетических, общечеловеческих нормах?
Критерии «хорошести» в первую очередь надо искать в себе самом. Даже правильное определение «хорошести» может быть неправильно интерпретировано человеком, если он не знает себя. Самое сложное искусство — это искусство жить. Это опыт, в котором реализуются, ни много ни мало, задачи и законы жизни. Быть вне этого процесса — значит, быть вне понятий, и тогда наши действия не могут быть определяемы нами. Они всегда будут продуктом общества, в котором мы живем. Критерии «хорошести» формируются, исходя из степени развития нашего сознания, они реализуются в постоянстве следования принципам. Никакая вера, никакие этические или эстетические нормы не помогут человеку, если он не разберется в себе, в своих задачах и приоритетах на том или ином этапе своего развития.
Может, вовсе не надо формировать у ребенка понятий «хорошо» и «плохо»? Пусть сам разбирается в жизни. Говорят же: «На ошибках учатся».
Вообще не формировать таких понятий у ребенка не получится, так как он — это продукт общества, а не только родителей. Если их не сформирует родитель, то это сделает улица или школа. Необходимо выявить то, что в большей степени вдохновляет ребенка, и постараться организовать его методичное развитие в этом направлении. Если ребенок будет разбираться в действиях той игры, в которую он вовлечен, то ему будет легче определяться по отношению к этим действиям.
Для ребенка все есть игра: общение с родителем, прогулка или даже учеба в школе. Следовательно, понятие «хорошего» или «плохого» для него — также игра, и уходить от этой игры не стоит. Возможно, необходимо даже запутать его в этих понятиях, вызывая интерес к игре под названием «разберись сам в понятиях «хорошо» или «плохо»». Пусть ошибки будут понятийными, а не случайными, тогда и будет происходить обучение на них.
Ребенок часто делает что-то не так, как мы считаем правильным, и тогда приходится объяснять ему, что это нехорошо и делать этого нельзя. Не будет ли у ребенка проблем, если запрещать ему то, что ему хочется?
Ребенок не может понимать, что такое «хотеть», так как он опирается на естественный для себя ритм, и он никогда не будет делать что-либо сверх своих потребностей. Даже если заставлять его, он будет делать это из-под палки и противиться. Ребенок оказывается дезориентирован, ведь «хочется» или «не хочется» — это всего лишь внушаемая ему, а не ощущаемая им самим система координат.
Важно понять, что определение слова «хотеть» выше реального понимания ребенка, хотя это и является элементом его общения со взрослыми. Скорее всего, мы видим здесь подмену слова «потребность» на слово «хотеть». Первое впоследствии замещается вторым, а вместе с этим изменяется и восприятие жизни. Если противопоставлять «хотению» ребенка понятия «нельзя» и «нехорошо», то это скорее всего вызовет у него реакцию на запретительные меры, а не реальное понимание того, почему что-то нельзя. Представьте, что вы идете по улице, а вас заставляют развернуться и пойти спиной. Примерно такое же восприятие возникает у ребенка в ответ на запрещающие слова взрослых.
Ребенок говорит на языке тела; следовательно, вначале он воспринимает все действия телесно-рефлекторно. Вербальный язык ребенка зачастую не соответствует тому, что он хочет выразить, но если он будет говорить не словами, а телом, то скорее всего взрослые его не поймут. Именно поэтому ребенок говорит тем языком (в его вербальной форме), который будет понятен взрослому, или, вернее, тем языком, который воспринимает взрослый, а не он.
Чтобы пояснять ребенку, как следует поступать, от вас потребуется заменить понятия на соответствующие или сопутствующие им ощущения. Тогда возникнет своеобразная игра, которая, по крайней мере, даст ребенку хотя бы ощущение ответа.
Стоит ли наказывать ребенка, если он безобразничает?
Наказание — это своеобразный учебный энтузиазм родителя на почве эмоционального переживания от содеянного ребенком. Наказание может быть как легким, типа «прогулки без мороженного» с так называемым «спокойным аналитическим синдромом», а может быть и тяжелым — с ремнем и криком. Но так как причина наказания кроется либо в желании наказать (так сказать, «наследственное мщение»), либо в потере контроля над развитием ребенка, то возникает важная тема. Часто наказание возникает в ответ на то удовольствие, которое находит себе ребенок, но которое не соответствует согласию родителя. Однако кто развил эти удовольствия у ребенка? Приучив ребенка к компьютерной игре, чтобы он не путался под ногами, выдергивать его затем оттуда и наказывать — дело рук самого родителя. То есть мы наказываем и нас наказывают за то, к чему до этого приучили, или за то, за чем не уследили.
Ребенку непросто отличить человека доброго от злоумышленника. Как помочь ему стать осторожным, но не быть при этом замкнутым?
Здесь затронут вопрос восприятия зла, отношения к нему. Однако для ребенка зло — это не понятийная форма, а выраженное качество, то есть ребенок от природы может быть и злым. Объяснение же сути зла — бесполезное занятие, так как оно поддается регулированию только долгой и кропотливой работой, устраняющей (естественно, насколько это возможно) данное явление на уровне психофизиологии. Зло — природный и очень инстинктивный фактор. Мы можем сколь угодно долго обсуждать этот вопрос, но воспринимаем мы его лишь до момента срабатывания инстинктивных реакций организма на множество проявлений нашего мира.
Йоги, регулирующие путем практик психофизические данные своего организма, десятилетиями пытаются освободиться от подобных влияний на организм, и здесь простым определением не обойтись. Это планомерная многолетняя программа образования, которая как минимум должна не усиливать злость в человеке, а как максимум учить избавляться от нее. Это скорее медицинский вопрос, а не моральный, по крайней мере, для людей, живущих в агрессивной среде, типа Нью-Йорка, Москвы или Лондона.
Порой жизнь обязывает быть строгим с ребенком. Как не сделать его жестоким, стараясь закалить и подготовить его к жизни?
Необходимо определиться, какой ребенок вам нужен — правильный или «как получится». Необходимо ясно понимать разницу между «правильно» и «хорошо», так как либо вы реализуете частность, либо работаете над целым.
Родитель не может быть идеальным, следовательно, и ребенок тоже. Для развития ребенку требуются, как минимум, условия, а как максимум — время. Комбинация «условия-время» и формирует связь «ребенок-родитель». А уже внутри этой связи возникает то качество, которое выносит для себя ребенок. Как ни банальна эта формулировка, но «родить ребенка — это одно, а воспитать его — другое». Причем воспитать его важно не только по отношению к самому себе, но и по отношению к обществу, в котором ему предстоит жить.
Как мотивировать ребенка учиться лучше? Быть может, действительно, сделать школьные уроки подобными игре?
Как грустно, как тоскливо, все похоже, все одно и то же. А потому и скучно! Неумение наполняться процессом обучения — это физиологическая проблема. Да, учеба может рано или поздно наскучить, но развитие и учеба — разные вещи. Учеба в школе хороша для того, чтобы ребенок понял, что ему нужно, к чему его тянет, и освоил инструменты, чтобы пользоваться этой «нужностью». Если человек будет стремиться понять себя, то он найдет пути и в условиях скучного непрофессионального обучения.
Все же это беда человечества, что дети воспринимают учебу как скучный процесс и вместо этого хотят играть. Это больше, чем вопрос: это крик души, это реальность существования, в которой вымышленной является то ли игра, то ли учеба. Хотя, в принципе, и то, и другое здесь тождественно.
Я могу дать ребенку только то, что умею и понимаю. Не помешаю ли я развитию его талантов и способностей из-за этого? Что делать, чтобы развить таланты ребенка?
Конечно, очень важно, чтобы родитель ставил перед собой не меньше вопросов, чем перед ребенком. Этот вопрос, возможно, самый важный из всех, и развиваться с ребенком необходимо параллельно во всем, в чем только возможно. А где невозможно, необходимо искать грамотных специалистов.
Многие родители пытаются «доделать» из ребенка то, что они не смогли реализовать по отношению к себе. Но вот что важно: развитие ребенка не должно останавливать в развитии самого родителя, напротив. С детьми прежде всего нужно развиваться самим! И неважно, в какой области это развитие происходит. Ведь жизнь — это испытание жизнью. И самое главное — оставаться в ней человеком, а не скатываться в грубые формы существования. Ведь от того, как ребенок сможет раскрыть себя, зависит, насколько счастливым он будет. Помните, что профессиональные качества должны быть вторичны, ребенок не должен быть жертвой своей профессии. Это не значит, что они не важны. Но профессионализм не должен убивать в человеке человека. Вы же хотите, чтобы ваши дети были счастливы?
Моей старшей дочери 25 лет. Проживаем вместе. Наши отношения стабильно ухудшаются. Как выявить то, что может послужить началом выстраивания правильных отношений. Мое понимание «правильных» отношений со взрослой дочерью — это тоже terra incognita.
Родители всегда должны начинать с себя. Они первые создают проблемы своим детям, а затем их еще в этом и обвиняют. Начните с себя.
Ребенок, придя в школу, столкнулся с «неадекватностью» некоторых учителей, что выработало в нем определенное поведение: внутри он не согласен, имеет собственное мнение, а внешне ведет себя так, как считает социально принятым. Нервная система напрягается, что начинает сказываться на здоровье. Что правильнее для ребенка: чтобы родитель убрал его из таких ситуаций (когда есть такая возможность и пока ребенок не окреп) или дать ему возможность проживать свой опыт? Ребенок говорит, что в школе он хочет сохранить себя. Как ему в этом помочь?
Если ребенок так ведет себя, то честь родителям, что они уже его сохранили. В реальности он понимать этого, конечно, не может, значит, это работает внутренний механизм. Безусловно, нужно следить за процессом, но убирать его не нужно. Где вы найдете адекватную среду? Здесь крайне важно усилить меры сохранения его дома. Но главное — демонстрировать дома больше покоя и стабильности. Ведь первая проблема школы — это суета и нестабильность тех же самых учителей.
Также рекомендую ознакомиться с материалами раздела Дзябяк, а также в одноименной книге.
Вопросы и ответы
Подскажите, пожалуйста, на что надо обращать внимание 8-летнего ребенка (девочка) при совместных занятиях (даосское направление)? Можно ли опираться на «хочу»/ «нравится» ребенка при подборе комплексов для него? Правильно ли для ребенка в этом возрасте ставить задачи и удерживать их во времени (изначально с помощью задач в школе уходили от зависимости от оценок)?
Задать вопрос автору
Только зарегистрированные пользователи сайта могут задать вопрос. Авторизуйтесь.
Если вы не являетесь зарегистрированным пользователем, вы можете зарегистрироваться здесь.