Что такое площадь порта сабвуфера
Что такое площадь порта сабвуфера
Представьте себе корпус не как объем воздуха, двигающийся через трубу в двух направлениях, а как дополнительный диффузор, работающий точно так же, как основной. Воздух в порте представляет собой строго фиксированный стенками объем. В то время, когда диффузор движется внутрь корпуса, создается соответствующее движение воздуха в порте. Воздух двигается внутрь\наружу корпуса, двигается как «единое целое», точно так же, как и диффузор Вашего сабвуфера. Когда Вы строите правильное акустическое оформление типа «Фазоинвертор», в народе называемый ФИ, то фактически Вы получаете второй сабвуфер в Вашем автомобиле.
Большинство программ, симулирующих акустическое оформление, предназначены для домашнего использования. Естественно, они оказываются просто не пригодными для расчета высокоэффективных моделей сабвуферов. Так же, ни когда и ни один известный параметр динамической головки не укажет, что и как сделать лучше, что именно выбрать и как это использовать. Потому, результаты таких расчетов не говорят ни о чем!
Порт, вернее, его площадь, на прямую зависим от площади диффузора. Если скорость движения воздуха в порте становится слишком большой, порт перестает функционировать и Ваше оформление превращается просто в не герметичный закрытый корпус с отверстием, что вдвойне плохо.
Вам нужно больше площади порта для чистого и эффективного звучания Вашего сабвуфера! Компания DD потратила тысячи часов на испытания и тестирование в условиях реальных установок. Была выведена формула для расчета правильной площади порта, работающая со всеми сабвуферами DD. На каждый чистый литр объема воздуха в корпусе нужно использовать порт площадью 3,6кв.см. длиной 40см. И эта формула действительно работает! Помните, что порт зависим и настраивается именно на объем воздуха в корпусе, а не на Ваш сабвуфер.
Используя это знание в совокупности с нашими тестами объемов и высокоэффективными динамическими головками Digital Designs, Вы получите уникальную эффективность работы Вашего низкочастотного звена!
Фазоинвертор (ФИ)
Корпус для сабвуфера — фазоинвертор (ФИ)
В рамках обсуждения выбора сабвуфера рассмотрим такой корпус как фазоинвертор.
Фазоинвертор, в отличии от закрытого ящика, имеет порт с помощью которого разворачивает фазу сигнала тыльной стороны динамика таким образом увеличивая КПД в 2 раза.
Принцип работы фазоинвертора
Для какой музыки подходит фазоинвертор
Фазоинвертор отличается мощным и объемным басом, а АЧХ в районе частоты настройки имеет горб (значительное повышение громкости звучания).
Пример АЧХ фазоинвертора
По этому ФИ подходит для музыки, в которой много не быстрого баса, где низкие частоты это основа композиций. Выбирайте фазоинвертор если вам нравятся дабстэп, трипхоп, прочая медленная электронщина, рэп, R&B и т.п.
Примечание: настройка фазоинвертора это частота, на которую приходится пик АЧХ, регулируется изменением длины и площади порта, а так же отношением объема порта к объему корпуса.
Какой динамик подходит для фазоинвертора
Чтобы выбрать сабвуфер для фазоинвертора нужно отталкиваться от параметров Тиля — Смолла (Fs, Qts, Vas). Обычно эти данные есть в документах, но если у вас их нет, то параметры найдутся в интернете.
Для того, что бы понять подходит ли динамик для ФИ проведите не хитрые расчеты. Поделите значение Fs на значение Qts и если ответ получится от 60 и до 100, то такой саб будет оптимальным для фазоинвертора.
К примеру — у динамика SUNDOWN AUDIO E-12 V3 Fs = 32.4 Гц, а Qts = 0.37.
Fs / Qts = 32.4 / 0.37 = 87,6 — такой сабвуфер вполне подходит для ФИ.
Если значение для вашего динамика выходит за пределы диапазона 60-100 возможно стоит подыскать ему другое оформление с помощью этой очень полезной таблички. Обратите внимание на то, что приведенная таблица не запрещает использовать для динамиков корпусы, не соответствующие значению Fs / Qts. Она показывает варианты, которые точно будут хорошо работать.
Виды фазоинверторов
Порт фазоинвертора — основной элемент корпуса, он может быть круглым (труба) или прямоугольным (щель).
Щелевой порт
Круглый порт (труба)
Нельзя однозначно сказать какой из этих портов лучше. Делают то, что удобнее или то, что больше нравится. Единственный момент, что в спорте (соревнования по звуковому давлению) чаще используются трубы, так как с их применением проще меняется настройка фазоинвертора, за счет изменения длины порта.
Подробнее о нюансах можно узнать из нашего видео про то, чем отличается труба от щели для сабвуфера:
Отдельно стоит отметить такой тип, как пассивный излучатель. Пассивный излучатель (корректней — пассивный отражатель) есть тот же фазоинвертор и принцип его работы тот же. Применяется в тех случаях, когда желаемый порт для ФИ не устраивает по габаритам. В пассивном излучателе вместо порта используется динамик без магнитной системы.
Принцип работы пассивного излучателя
Достоинства и недостатки ФИ
Плюсы:
Минусы:
Особенности
Материалы
Требования к материалам и сборке стандартны. Фазоинверторный короб должен быть крепким, герметичным и не давать вибраций. Материал — фанера или МДФ от 18 мм. и толще.
Обратите внимание на то, что все каналы ввода проводов, клеммники и т.п. должны быть надежно загерметизированы, внутренние перегородки (стенки порта) не должны иметь щелей.
Скругления порта фазоинвертора
Если щелевой порт длинный и имеет повороты, то в углах могут возникать застойные зоны, для избежания этого изгибы сглаживаются — в результате повышается КПД, так как снижается сопротивление движению воздуха. На слух определить улучшение качества довольно сложно, но для борьбы за высокий результат в звуковом давлении это решение работает.
Варианты сглаживая портов
Концы портов могут раскрываться, на выходе это может устранить паразитные шумы от трения воздуха, но такая проблема встречается не часто. Стоит помнить, что за счет раскрывов на концах повышается настройка порта (фазоинвертора), либо увеличивается его общая его длина. То есть для одной и той же настройки порт с расширениями на концах будет длиннее прямого и займет чуть больше объема.
Расширение щелевого порта
Расширение трубы
Практическое видео по раскатке трубы для порта:
Стоит понимать, что подбор правильной геометрии расширения (раскрыва) — отдельная задача при расчете корпуса фазоинвертора.
Видео
Посмотрите подробный ролик о принципе работы фазоинвертора, это видео многое прояснит для вас.
Выводы
Если вам нужно акцентировать звучание вашей системы на низких частотах, то фазоинвертор прекрасно подойдет для этого.
ФИ — хороший выбор для жирного баса и громкого повседенева.
Читать еще:
Нажмите кнопку, чтобы поделиться материалом:
Фазоинверторное оформление для сабвуферов: порты
Дело в том, что все программы расчёта корпусов считают, исходя из предположения, что воздух движется внутри порта беспрепятственно. На самом же деле всегда есть тонкий «демпфирующий» слой воздуха, который контактирует со стенками. Если сильно упростить, то при движении воздушной массы внутри порта создаётся «трение» о стенки. Это определяет эффективность работы порта, но не всегда это плохо.
Например, для SPL систем действительно нужно получить как можно более высокую эффективность порта. А у круглого порта площадь стенок (при одинаковом сечении) будет меньше, чем у прямоугольного. Меньше площадь приграничного слоя воздуха — меньше трение — выше эффективность. Резонансные явления выражены сильнее, а для получения высоких результатов это важно.
А вот для «музыкальных» систем всё не так однозначно. Иногда слишком высокая эффективность порта может оказаться некстати — в отдельных случаях сабвуфер может начать «бубнить» на одной ноте, а не играть равномерно во всём отведённом ему частотном диапазоне. В домашних колонках и сабвуферах в таких случаях часто применяют, например, поролоновые вставки, которые намеренно создают акустическое сопротивление внутри порта. Подбирая такие вставки, можно настраивать эффективность порта.
Прямоугольный порт изначально имеет бОльшую площадь стенок, а значит, больше и демпфирующий слой воздуха. Резонансные явления выражены не так сильно, и в очень многих случаях с таким портом бас получается более «музыкальным». Это не аксиома, всё зависит от конкретной реализации, но во многих случаях получается именно так.
Причём надо понимать, что чем ближе сечение порта к квадратному, тем ближе такой порт по своим свойствам будет к круглому. И чем сильнее он вытянут, тем сильнее будет проявляться демпфирование. Правда, тут тоже нужно соблюдать разумные пределы — порт сечением, например, 2×40 см при длине сантиметров в 40 почти не будет работать, и динамик будет «чувствовать» себя почти как в закрытом ящике.
Как сделать впечатляющий результат в своей системе?
1. Кузов (салон)
То, что сделано в кузове Civic’a- не уникально. Повторить можно практически в любом кузове. А в кузовах с пониженным основным резонансом повторить еще и проще. То есть, сделать может любой, у кого есть желание, но с любым кузовом необходимо проделать большую работу!
2. Мощность
Для достижения такого долговременного результата, необходимо получить от динамика максимум полезной энергии. Это возможно при условии, что динамик получит от усилителя всю свою RMS. Разумеется, речь о мощности без намека на клип, тк если динамик увидит даже минимальный процент искажений, работая на грани, то перегрев произойдет достаточно быстро.
Еще более значимым фактором для теплоотвода является правильная нагрузка, но об этом позже, в части про ящик.
Далее, задача получить чистую RMS+чуть-чуть еще. Чем сильнее магнитная система, тем эффективнее сабвуфер, но тем выше рост импеданса и тем резче спад импеданса от пика к краям. В очередной раз видим, что позитив без негатива не происходит, чуда не случается.
Усилитель подобрали, теперь его надо прокормить. Ориентируемся мы ВСЕГДА на то, что усилитель в какой-то момент отдаст максимум и потребит максимум. То есть, если есть заявка чистой RMS в 1000Вт, и вы прям не отрывая глаз следите чтобы не было клипа, то должны дать усилителю возможность получить ток силой 100А. Соответственно, если генератор столько не отдает, то время жизни системы ограничено емкостью аккумулятора, а если не отдает и аккумулятор, то система вообще не жизнеспособна.
Сейчас еще раз прозвучит банальная мысль, но крайне важная. Чем эффективнее динамик, тем выше давление в итоге, но тем дороже вся система(и сам динамик дороже, и все прочие элементы системы тоже). Сравнив стоимость системы на HDC315 и на Z315, разницу получим в разы.
3. Динамик и корпус
Производительность, а следовательно, и пропорции корпуса прямо зависят от производительности динамика, которая в свою очередь прямо зависит от подведенной к нему мощности.
Как уже сказано, чем более производителен динамик, тем в более производительном корпусе ему следует работать. Я исследовал этот момент очень подробно для множества(почти всех) наших сабвуферов и вот к чему пришел.
Сперва о самом главном, о порте.
ВАЖНО! Все, что написано далее, касается исключительно наших динамиков, установленных в корпусах с моим дизайном фланцев. Для других форм портов, для других динамиков все это вряд ли сработает.
Теперь о связи между динамиком и портом. В ходе нескольких тысяч экспериментов, установил для себя некоторые взаимосвязи.
Во первых, площадь порта. Для того, чтобы получить максимальную эффективность на выходе, не перегрузив сабвуфер, я получил следующие диаметры:
Z15″- диаметр порта 21см.
К примеру, для DD Z площадь указанного порта составит 346кв.см.. Соответственно, для низкой настройки стоит попробовать ящик объемом между 346/2 и 346/3, или 173-115л.
Т.к. объем корпуса представляет собой лишь часть нагрузки, когда другой частью является салон, то от кузова к кузову итоговый объем будет несколько отличаться. Тут невозможно дать точные данные, только приблизительные. Точные данные дают замеры каждой отдельной системы.
4. Настройка, фильтры
Во всех ящиках, диапазон работы которых лежит в сравнительно узких границах, требуется точная работа фильтрами максимально возможных порядков!
Как вы видите, владелец Civic’а спокойно открывает багажник, не боясь превышения хода. Это спокойствие как раз и дарит точная фильтрация, когда динамик работает в диапазоне, где порт держит, и не работает там, где порт уже не эффективен.
Итоги мы подведем ответом на такой вопрос: «на какое давление можно рассчитывать, используя не DD Z, а что-то менее дорогое?».
Во всех этих примерах речь о потерях при равной мощности, но ведь Z еще и мощнее, то есть, потерь по факту будет больше. Пара 12″ в плане долговременной мощности оказывается куда более выигрышным вариантом.
DD Z, мягко говоря, не самый распространенный динамик. Но если есть задача раскрыть любую одну пятнаху DD\SQ, то сегодняшний пост определенно должен этому поспособствовать!
Всем удачных корпусов и высоких результатов c DD\SQ!
FAQ по динамикам и сабвуферам
Расчет короба для сабвуфера
Итак, вы определились с сабвуфером, подобрали к нему усилитель, выбрали акустическое оформление и решили самостоятельно изготовить корпус. Перед тем как создать чертеж вам нужно рассчитать короб для сабвуфера, то есть получить исходные данные. Для закрытого ящика — это объем; для фазоинвертора — это объем корпуса, площадь сечения порта и его длина; для четвертьволнового резонатора — длина и площадь сечения тоннеля; для бандпассов — объем отсеков, площадь и длина портов, форма корпуса. Все эти параметры нужно рассчитать и для этого применяются специальные программы. Основой для всех калькуляций являются параметры Тиля — Смолла.
Смысл правильного расчета сабвуфера заключается в том, что бы спроектировать такое оформление, в котором динамик будет выдавать бас, подходящий для ваших вкусов и музыкальных предпочтений. Например, для закрытого ящика плавность АЧХ и характер звучания будет зависеть от объема корпуса, который вам нужно будет подобрать исходя из характеристик вашего сабвуферного динамика; для фазоинвертора частота настройки и горб АЧХ зависит от объема корпуса, объема порта, его длины формы и сечения и т.д.
Программы для расчета корпуса сабвуфера
Speaker Box Lite
Одна из самых современных и удобных программ для расчета сабвуферов. Speaker Box Lite поможет вам быстро и удобно рассчитать корпус для сабвуфера, а так же нарисовать его эскиз и сделать раскрой материала. Cтроит графики АЧХ, учитывает передаточную функцию салона, основывается на параметрах Тиля — Смолла, дополнительно отображает импеданс системы, фазовую характеристику, групповые задержки и т.п.
JBL speaker shop
Программа для расчета оформления динамиков и сабвуферов в частности. Программка старая и не работает с последними операционками, но до сих пор лучше ничего не придумано, по этому приходится применять небольшие ухищрения для работы. Программа строит графики АЧХ, учитывает передаточную функцию салона, учитывает параметры Тиля — Смолла — то есть все что нужно, чтобы правильно рассчитать короб для сабвуфера.
BassBox 6 Pro
Программа для расчета сабвуферов, работает на основах JBL speakershop, в 5й версии у них был даже одинаковый интерфейс — в 6й его изменили. Но программа работает хорошо и кому-то возможно будет удобнее работать с ней.
Bassport
Узконаправленная программа, предназначена для расчета портов фазоинвертора для определенного объема, полноценно корпус в ней не рассчитать. Все внимание направлено на проектирование портов, учитывает воздушные потоки, формы, расстояния до стенок и перегородок.
UniBox (Unified Box Model)
Очень простая программка, работает на Microsoft Windows Excel 2000. Может симулировать уровень звукового давления, кривую импеданса динамиков, АЧХ и т.п.
Расчет размера корпуса
Для примера, как рассчитать короб для сабвуфера, если для 12 дюймового сабвуфера (305 мм), рекомендуемый объем 45 л. Измеренная допустимая высота для корпуса в автомобиле, 340 мм (h=340 мм), длина 680 мм (L=680 мм), рассчитаем ширину. А=V/Lxh
Читать также: Eddb eddc eddd eddf
Допустимая высота (h) для места в автомобиле h=340 мм=34 см=0,34 м, а допустимая длина L=680 мм=68 см=0,68м. 1 литр = 1•10−3 м³ 1 л = 0.001 м³ тогда V= 45 л = 0,045 м³.
Если необходимо рассчитать объем короба для сабвуфера сложной формы! То вы можете обратится в нашу Автостудию, для расчета и изготовления корпуса.
к примеру, корпус сабвуфера устанавливается в нишу крыла, и будет иметь сложную геометрическую форму, повторяя геометрию ниши, при этом задняя часть корпуса сабвуфера имеет разные формы.В этом случае придётся рассчитывать корпус сабвуфера по частям, считая отдельно объемы «1» и «2» частей.
Смотрите как расчитать корпус для динамика
Объем корпуса и площадь порта для сабвуфера
Фундаментом для расчета является объем предполагаемого корпуса, а от него зависит площадь порта.
Любой корпус содержит в себе какой-то объем воздуха. Так вот на определение оптимального размера влияет большое количество факторов: это ход динамика, резонансная частота, мощность, передаточная функция салона, сама настройка корпуса и т.п. Тем не менее, проходя через воронку всех этих зависимостей, на выходе проявляются какие-то общие результаты и диапазоны, которые и применяются для первоначального определения объема. Диапазоны эти привязаны к площади диффузора динамика, как к одному из основных параметров. Даны они в кубофутах, это результаты множества опытов энтузиастов АЗ по всему миру, но нужно отметить что наибольший вклад внесли конечно американские коллеги. Такие диапазоны стали формироваться на американских форумах с начала 2000 годов, так же сюда замешаны общие рекомендации разных производителей и вот выведены примерные значения, которые все это время проверялись практикой и незначительно корректировались.
Если перевести в понятные нам литры, то получатся вот такие цифры.
Это лишь примерные рамки для отправной точки расчетов. Так как зависимостей очень много, и разные динамики в одном и том же объеме будут играть по разному. Так же один и тот же корпус в разных системах так же будет звучать по разному. Так вот для нахождения оптимального объема нужно учесть основные факторы, которые влияют на поведение сабвуфера.
Расчет корпуса закрытого ящика
Объем закрытого ящика влияет на итоговую резонансную частоту и добротность динамика. И от этого будет зависеть на сколько динамик будет низко играть и какой будет характер звучания.
Как ориентироваться в представленном диапазоне.
1) Смотрите на линию рассчитанной АЧХ в программе для расчета и подбирайте тот предполагаемый график звучания, который вам подходит.
2) Так же ориентируйтесь на такой объем, что бы итоговая добротность была близка к 0,7.
3) Учитывайте мощность. В случае если усилитель у вас чуть меньше РМС сабвуфера и соответственно связка будет настроена на номинал усилителя. Двигайтесь в большую сторону, если же усилитель настроен на номинал динамика или просто равен по заявленной мощности сабвуферу – берите среднее значение. Если же вы очень опытный любитель АЗ и учли подъемы импеданса понижения напряжения и тп. и настроили мощный усилитель выше заявленного номинала динамика, что бы выжать из сабвуфера максимум, тогда ужимайте объем.
Чем больше объём ящика, тем легче двигаться диффузору и тем эффективность больше что и нужно на сравнительно малой мощности. Меньший же объем имеет большую упругость и будет являться своего рода подушкой безопасности для динамика, что нужно на повышенных мощностях. Это относится не только к ЗЯ но и к ФИ так как большой объем при высокой мощности может приводить к не достаточному демпфированию динамика на частоте настройки или превышению хода на других частотах.
К примеру, возьмем 10 саб с RMS 300 Вт, а усилитель — 250 Вт. В таком случае ориентируйтесь на объем в районе 18-20 литров.
Но при этом не забывайте про добротность и примерную АЧХ. Вот среди этих параметров и нужно искать компромисс.
Расчет корпуса фазоинвертора
В случае с объемом действуйте так же как с ЗЯ. Только вместо добротности добавляется зависимость объема от настройки корпуса. Настройкой называют частоту, на которой сабвуфер будет наиболее эффективно работать, а соответственно и громче играть.
Настройка корпуса выбирается из музыкальных предпочтений. Если грубо то Low, srewed и всевозможные заниженные треки это 27-33 Гц; рэп, дабстеп и тп. 30-37 гц; джаз, рок инструментал, клубная музыка 40-45 Гц; а если всего понемногу – это 35-40 Гц.
Общее такое правило, чем ниже настройка, тем больше объем. Это связано с резонансной частой, а так же дает меньшее удлинение порта при понижении настройки.
Ориентируйтесь на максимум объема для настройки ниже 30 Гц и на минимум при настройке свыше 40 Гц.
Таким образом, при определении объема в представленных диапазонах ищите компромисс между мощностью настройкой и формой АЧХ.
Для фазоинвертора нужно еще определять площадь порта. Вообще основная задача, сделать порт таким, чтобы скорость в нем не превышала определенных значений, после которых, могут появляться шумы или чтобы он не запер ящик. Либо чтобы порт не был слишком большим, для правильной нагрузки сабвуфера.
Существует общая рекомендация 12 – 16 дюймов на кубофут. То опять же примерный диапазон. И площадь порта зависит, в том числе от мощности сабовой связки и чем итоговая мощность выше, тем больше нужен порт и наоборот. На слабых мощностях большой порт не нужен. Но это не все, тут еще нужно учитывать форму порта, внутреннюю его площадь, шероховатость и тп. Как видите, опять все уходит гораздо глубже и из теории можно не выбраться. К счастью существует безопасное значение это как раз верхнее значение рекомендаций 16 квадратных дюймов на 1 кубофут объема или 3,65 кв.см. на 1 литр объема для щели. Для круглого порта можно использовать 3,2 3,65 кв.см. на литр. Эти значения гарантированно дадут вам порт, который будет хорошо работать в абсолютном большинстве переменных, даже не смотря на некоторые допущения и опускание некоторых зависимостей.
В принципе с опытом приходит понимание, где можно уменьшить порт, возможно для экономии места или иногда нужно правильно нагрузить связку на малой мощности. Но и данные рекомендации на 1 литр не разочаруют и это отношение можно применять практически всегда.
Какие материалы нам потребуются для сборки сабвуфера?
Многослойная фанера для корпуса сабвуфераМатериал для изготовления короба сабвуфера должен быть прочным, плотным и хорошо изолировать звук. Для этого отлично подойдет многослойная фанера или ДСП. Основные преимущества этих материалов – доступная цена и простота в обработке. Они достаточно прочны и обеспечивают хорошую шумоизоляцию. Мы будем делать сабвуфер из многослойной фанеры толщиной 30 мм.
Чтобы сделать короб для сабвуфера нам понадобится:
Саморезы по дереву (примерно 50-55 мм, 100 штук) Шумоизоляционный материал (шумка) Дрель и шуруповерт (или отвертка) Електролобзик Жидкие гвозди Герметик Клей ПВА Карпет, примерно 3 метра Клемник
Чертежи короба для сабвуфера
В данной статье мы будем делать короб под сабвуфер с 12-ти дюймовым динамиком. Рекомендуемый объем ящика для одного 10-12 дюймового динамика – 40-50 литров. Рассчитать короб под сабвуфер не сложно, вот примерная схема с размерами панелей. Схема и чертеж короба Стоит обратить внимание на минимальное расстояние от стенок корпуса до динамика. Оно, как и объем всего ящика, рассчитывается по внутренней поверхности.
Собираем короб для сабвуфера своими руками
Можно приступать к сборке. Мы используем 12-ти дюймовый динамик Lanzar VW-124. 12-ти дюймовый динамик для сабвуфера Его диаметр 30 см, и первое что нужно сделать это вырезать отверстие под динамик. Минимальное расстояние от центра диффузора до стенки сабвуфера – 20 см. Мы отмеряли по 23 см (20 см + 3 см ширина фанеры) от края панели и прорезали отверстие електролобзиком. Далее вырезаем отверстие под фазоинверторную щель, в нашем примере она имеет размер 35*5 см.
Читать также: Ниссан альмера 2021 разболтовка колес
Вырезаем щель фазоинвертора и отверстие для динамика
Вместо щели можно использовать классический воздуховод – трубку. Теперь собираем фазоинверторную щель и крепим ее к передней панели сабвуфера. Проходим по стыкам жидкими гвоздями и закручиваем саморезами. Собираем панели фазоинверторной щели Важно очень плотно закручивать саморезы, чтобы не оставить пустотелостей. Они будут создавать резонансные колебания, которые испортят звучание сабвуфера.
Далее собираем боковые стенки короба, предварительно смазав их жидкими гвоздями, и плотно закручиваем саморезами. Боковые стенки короба На задней крышке короба нужно вырезать небольшое отверстие под клемник. Соединяем все части корпуса. Убеждаемся в том, что мы правильно вырезали и скрепили все части. Короб в сборке Вставляем динамик. Смотрим, любуемся.
Внутренняя отделка
Переходим к внутренней отделке короба. Первое, что необходимо сделать это проклеить все стыки и щели эпоксидным клеем или герметиком. Далее с помощью клея ПВА приклеиваем на всю внутреннюю поверхность короба шумоизоляционный материал. Обклеиваем корпус шумкой Обклеиваем корпус шумкой Теперь обтягиваем всю внешнюю плоскость короба карпетом, включая щель фазоинвертора. Крепить его можно на эпоксидный клей или с помощью мебельного степлера. Короб обтянут карпетом Далее вставляем и плотно прикручиваем динамик. Сабвуфер почти готов, осталось только протянуть провода от динамика к клемнику и подключить усилитель. Установленный сабвуфер с усилителем Усилитель мы докупали, но его также можно сделать своими руками. Это довольно сложно, так как требует знаний и практики в области радиотехники. Также можно использовать готовые наборы и схемы для радиолюбителей, вроде Мастер-КИТ, и самостоятельно проводить сборку усилителя. Единственное требование к усилителю – его максимальная мощность должны быть меньше, чем максимальная мощность динамика.