Что такое плоское мышление
eot_su
Сообщество «Суть времени» в Livejournal
Плоскостное мышление ужасно. По сравнению с объемным. Но что делать таким как мне, которые мыслят плоско? Только утешаться тем, что есть еще мышление линейное. И искать тех, кто может объяснить более объемно.
Что такое плоскостное мышление? Пример из медицины. Есть ягодица, которую надо разделить вертикальной и горизонтальной линиями на четыре части. Укол надо делать в верхний наружный квадрант. Если делать в другое место, получим осложнение: раним седалищный нерв, обеспечим ягодичный абсцесс и т.д.
Теперь ось другая. Слева от нее, понятно, левые. Коммунисты и прочие красные. Справа правые, буржуи и т.д.
Что тут главное? Не путать круглое и мягкое. Предмет может быть наделен обоими качествами, а может и не быть. Есть же футбольные мячи, которые хотя и круглые, однако ж отнюдь не мягкие. Поэтому у нас четыре категории: 1) правые буржуазные патриоты, 2) правые буржуазные анти-патриоты, 3) т.наз. леваки, нео-троцкисты, или коммуно-либеральные анти-патриоты и 4) левые красные коммуно-патриоты.
Есть такая группа «Белый Орел». Он знаменит чем? Что ни песня, то хит. Причем не просто хит, а апофеоз пошлости. Есть мнение, что автор-текстовик просто приколист, но дело не в этом. А в том, что в самих текстах, как мессаджах. Чего стоит перл
например. Или еще их хит «Как упоительны в России вечера». Послушайте его. впрочем, послушайте любое из «Белого Орла». Что называется, окунитесь с головой в пошлость, претендующую на нечто возвышенное. Чисто в ознакомительных целях:
Балы, красавицы, лакеи, юнкера,
И вальсы Шуберта, и хруст французской булки,
Любовь, шампанское, закаты, переулки,
Как упоительны в России вечера.
4. Красные коммуно-патриоты, сталинисты, радетели за СССР-2.0. Это Кургинян с «Сутью времени» и, скорее всего, Андрей Фурсов. Почему они коммуно-патриоты? Я давно слежу за деятельностью Кургиняна, и могу засвидетельствовать, что он постоянно говорит о синтезе двух идей: патриотической и красной. В принципе, это логично с той позиции, что сохраняется непрерывность и преемственность истории Российской Империи и СССР. Ведь там, где пересекаются эти две идеи. Там, где между ними есть общность. Которую могут разделить между собой и патриоты, и красные. Там противоречия между ними исчезнут. Патриоты и красные будут, выражаясь математически, подведены к общему знаменателю. И, не противореча друг другу, смогут делать общее дело на благо страны.
Но это всё статика. Статика не может нам объяснить, почему народ проголосовал за Путина, например. Зато поможет динамика. Так что же происходит в динамике?
Но ладно народ. А что же интеллигенция? Олег Басилашвили? Лия Ахеджакова? И те, для которых эти лица кумиры. Кто усомнится в их кристальной честности?
Никто. Просто тут рецидивировала старая болезнь интеллигенции. Как пел Тимур Шаов:
а) перехватывают у КПРФ эстафетную палочку лидерства в красном движении,
б) разрывают игру в дихотомию «или кусать сапог, или лизать»,
в) демонстрируют нерасхождение слова и дела, поскольку Кургинян много лет выступает И против политики Путина, И против оранжевых.
Таким образом, на политическом небосклоне многострадальной России появилась новая сила. Третья сила. Не связанная ни с властью, ни с ее антиподом. С этой Третьей силой я лично связываю выход из кризиса, возврат к мощной империи, а главное, осмысленность существования за рамками капитализма. Впрочем, время покажет.
Объемное мышление: определение, отличия и способы развития
Ученые в процессе исследования мышления обратили внимание, что, в своем большинстве, люди мыслят плоско. В психологии этот распространенный вариант мышления еще называют линейным. Оно характеризуется восприятием предмета в контексте отдельных его частей, выделенных посредством анализа и установлением связей между ними, что неизбежно приводит к потере всех не выявленных, скрытых свойств и сторон предмета или объекта.
Объемное мышление воспринимает предмет в совокупности его частей, в том числе и противоречащих здравому смыслу или опыту или незаметных на первый взгляд сторон объекта или предмета.
В повседневной жизни наше мышление проявляет себя не способным проводить разнообразные операции с объемными фигурами – чаще всего у нас не получается в уме вертеть их, складывать пазлы и тп. Представить трехмерную волну в результате их наложения – задача не из простых даже для самых развитых людей. Большая часть населения представит ее в виде синусоиды, в разрезе. Посредством же объемного мышления двумерный объект преобразуется в многомерный, в том числе, включая в себя разнообразные незначительные критерии.
Применение в мире и жизни отдельного человека
Объемное мышление в своем идеальном варианте позволит изучать окружающий мир и пространство, не разделяя его на плоскости и прямые. Результатом его деятельности станут продукты и предметы, которые характеризуются своей «глобальностью», ведь они включают в себя самые разнообразные стороны своего класса.
В жизни каждого отдельного человека развитие объемного интеллекта способствует повышению эффективности и успешности. Этот вид нашей умственной деятельности позволяет эффективно распределять энергию, посредством которой мы функционируем.
Видеть задачу или предмет в деталях – значит экономить время, средства, силы и все то, что является нашими жизненными ресурсами, а также понимать и видеть, какие действия смогут дать вам наиболее максимальный результат.
Например, вы решили сделать ремонт в ванной комнате. Вы едете в магазин, покупаете, как вам кажется, все необходимое. Однако, вернувшись домой, замечаете, что не приобрели шпаклевку или какие-либо шурупы, да еще завтра скидка 30% на весь товар, который вы уже приобрели сегодня. Неприятно, правда? А все потому, что вы упустили детали – человек, обладающий объемным мышлением, сможет предугадать все нюансы.
Левое и правое полушария
У человека существует два полушария головного мозга, каждый из которых отвечает за определенный формат мышления:
Развитие объемного видения у взрослых
Когда человеку становится возможным развить одновременно и правое и левое полушария, тогда его взгляд на мир становится объемным.
Развитие объемного восприятия не простая задача, которая требует много времени и сил, однако, результат стоит того.
Для взрослых людей развить такой вид мышления возможно посредством некоторых упражнений, влияющих на левое полушарие:
Развитие правого полушария осуществляется благодаря решению большого количества творческих задач:
Развитие объемного видения у детей
Мышление, характеризующееся объемностью, проще всего развить в детском возрасте, когда ребенок проявляет максимум любознательности, интереса, творчества и у него слабо развита критика.
И в заключение
Запомните, что любой вид мышления – это навык, а не врожденное свойство и качество. Развивая свое мышление и мышление своего ребенка, вы способствуете улучшению качества вашей жизни, собственной эффективности и успешности ваших детей.
Не жалейте времени и сил – и успех не заставит себя ждать.
Новое в блогах
Объемное мышление. Третий глаз.
Если вы обратите внимание на своё мышление, то заметите, что мы мыслим плоско. Достаточно открыть учебники по математике, чтобы убедиться в этом. Мы не способны проводить мысленные операции с объемными фигурами (вертеть их в уме, складывать из них объемные паззлы и т.д.). Максимум, что мы умеем – представлять проекции 3-мерных фигур на плоскость, измерять длины их сторон.
Вместе с тем, любое природное явление представляет собой изменение в пространстве. Например, распространение волн. Но мы не способны представить трехмерную волну, а тем более результат их наложения друг на друга. Мы представляем лишь волну в разрезе, в виде синусоиды.
Мы знаем про явления дифракции и интерференции, но опыты проводили только с двумя источниками света. А что если провести подобные опыты с тремя, четырьмя, пятью, семью источниками, по-разному расположенными в пространстве? Вдруг мы откроем совершенно новые, удивительные свойства волн, света? Ведь если волны способны складываться и усиливать друг друга, то мы могли бы, играя количеством и пространственным расположением источников света, получить яркое освещение при очень низком энергопотреблении. Мы могли бы узнать новые свойства физического пространства…
Почему наш ум так беден? Можем ли мы научиться владеть им в совершенстве и мысленно оперировать объемными фигурами? Изучать пространство без его разрезания плоскостями и прямыми?
Для этого нужно обладать объемным мышлением. А это, в свою очередь, требует «третьего глаза». Не в буквальном смысле, конечно, а некую точку отсчета внутри себя, некое ядро личности, которое способно одновременно видеть сигналы из обоих полушарий мозга. Глаз, который бы видел и положительное, и отрицательное, снимая с них противоречия и обнаруживая их единство.
Пока же человек способен доходить в своем анализе лишь до основного противоречия (тело-разум, добро-зло и т.д.). До полного знания необходимо сделать еще один шаг – увидеть эти две половинки как части одного целого, дополняющие друг друга. И тогда происходит чудо, синтез, появляется объем, живое знание, чувствование + мышление, единство тела и разума, внутреннего мира и внешнего. Тогда знание становится совершенным, и человек переходит на новый уровень сознания.
Эволюция разума
Какие существуют варианты мерности мышления?
Данный тип мышления характерен скорее для детей, и лишь иногда встречается среди взрослых людей со значительными отклонениями от нормы. Точечное мышление наиболее объективно отражает известный анекдот «Ооо. грибоочек!» Человек с точечным мышлением способен воспринимать факты и события, но лишь как независимые, существующие сами по себе формы. Множество точек, никак друг с другом не связанных. Построить причинно-следственную связь любого типа между А, Б и В для него очень трудная, практически нереальная задача.
Теперь представьте, что происходит, когда вы предлагаете человеку с линией «чайника» вариант «на природе». В нем эта линия отсутствует! В большинстве случаев он попадает в жесточайший ступор: разум не в состоянии обработать информацию, существующая линия конфликтует с предложенной! Разум пытается зацепиться за другие известные линии, взять из них информацию для анализа нестандартной ситуации, чтобы принять решение.
Таким образом, человек с линейным мышлением может остаться на данном уровне до конца жизни. Это называется «зона комфорта». Если в детстве он активно учится и формирует свои линии, то с возрастом по мере накопления линий этот процесс прекращается и человек «застывает» в своем развитии.
Например: политическая плоскость, социальная плоскость, религиозная плоскость, творческая плоскость, эзотерическая плоскость, материалистическая плоскость (наука), и так далее.
Человек, обладающий плоскостным мышлением, является, как правило, или экспертом в данной области, или первооткрывателем.
Искусствовед-эксперт в плоскости живописи знает о живописи все: какие бывают виды, техники, известные мастера, галереи, стоимость, перечень картин и т.п. Эксперт в области финансов разбирается в рынках, ценностях, ликвидности, процентных ставках, колебаниях курсов и так далее.
Политический эксперт с плоскостным мышлением видит все линии и тренды, находящиеся в плоскости realpolitik, после чего пишет книгу с названием «Великая шахматная доска».
Проблема непонимания между людьми с плоскостным мышлением стоит значительно менее остро, чем между людьми с линейным, по той простой причине, что типовые плоскости нашего мира достаточно четко заданы. Типовые линии, впрочем, заданы тоже, однако их количество существенно выше, чем отдельных плоскостей.
Наиболее развитые люди с плоскостным мышлением накапливают знания и расширяют границы своих плоскостей до тех пор, пока в какой-то момент не происходит пересечение плоскостей. В этот момент они открывают для себя новый тип мышления.
Образное мышление открывает все границы и дает ответы на все вопросы. Люди, открывшие в себе образное мышление и связавшие то, что кажется остальным не связанным, становятся великими Гуру и Учителями. Даже пересечение всего двух плоскостей способно дать такую полноту понимания связей, причин и следствий, какой никогда не достичь на предыдущих уровнях.
Для этих людей не существует невозможного, непонятного, существующего само по себе. Они могут раскрыть любую связь и выделить из объема любую плоскость или линию, которая в мире плоскостного и линейного мышления будет воспринята как откровение и высшее знание. Они видят мир как цельное, неделимое пространство, они мыслят и говорят объемными образами. Наборы линий и плоскостей, привычные предыдущим группам, для них являются лишь мизерной частью выделенных из объема вариантов.
Способ для этого существует только один: искать точки пересечения, искать общее. Не опуская рук, не идя на поводу своих привычек, зон комфорта, чужих оценок и тому подобного. Возможность есть у каждого, а все преграды существуют лишь внутри вас.
В заключение данной темы предлагаю посмотреть один весьма поучительный мультфильм, в котором наглядно показано отличие плоскостного мышления от объемного (на примере восприятия материального мира) под названием «Доктор Квантум посещает плоскость».
Что такое плоское мышление
Позаимствовал из http://www.a-smirnov.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=2682
Очень любопытная идея, особенно вот в такой аранжировке:
Андрей Смирнов
Основные виды мышления
Как известно, каждая теория имеет свои границы применимости. Тоже самое можно сказать о «пространстве», внутри которого получает существование та или иная теория, мнение или воззрение — это «пространство», или, лучше сказать, данный подход, данный способ мысли не является единственно возможным. Это обстоятельство часто упускают из вида люди, чрезмерно увлекшиеся каким-либо одним подходом или даже одной из возможных реализаций подхода. Самый простой пример: человек, уверенный, что деньги правят всем и не интересующийся ничем, кроме денег. Ни красота, ни мистика, ни наука, ни даже личные отношения не будут иметь для него никакого значения, если невозможно все это перевести на язык денег и оценить, сколько это будет стоить в той или иной валюте. Можно ли назвать такого человека полноценным? Нет, хотя он может владеть миллиардами: экономическая выгода затмевает ему все остальные сферы жизни. Схожим образом дело обстоит с любой другой сферой: отбрасывая все прочие сферы, зацикливаясь лишь на каком-либо одном подходе и применяя его ко всему, человек обедняет свою жизнь, в какой-то мере «кастрирует» себя, выхолащивает из своей реальности «лишние» краски. Такие люди могут быть серьезно увлечены выбранным путем и даже совершать на выбранном пути какие-то открытия — но счастливыми они быть не способны, и внутренней целостности, а также гармонии в отношениях с окружающим миром — лишены.
Какие же основные формы мышления вообще существуют и как их различать? Таковых форм я насчитываю всего пять, соответствующих пяти основным аспектам жизни; а различать их можно очень просто — по несводимости друг к другу.
Научное мышление.
Как следует уже из названия, этот формат мысли наиболее присущ ученым, но при этом удивительно, что в гипертрофированном виде присущ не самим ученым, а популязаторам научных идей, своего рода идеологам науки. Используя научное мышление, человек выдвигает теорию, дает обоснование, устанавливает критерии проверки, проводит соответствующие эксперименты, фиксирует результат. Оперирование числами и измерениями, анализ, рациональная методология и даже философия — все это также принадлежит данному формат. Без этого способа мысли наука как сфера деятельности была бы невозможна, не было бы никаких открытий и изобретений. Вместе с тем, человек только с научным мышлением, лишенный способности мыслить в иных форматах, будет беспомощен в быту, не способен выстраивать социальные связи, не будет обладать чувством прекрасного и так далее.
Эстетическое мышление.
Этот формат мысли отвечает за нашу способность испытывать эстетические переживания, различать прекрасное и уродливое, оценивать тонкости и ньюансы в произведениях искусства. Музыка, художественная литература, живопись, скульптура, поэзия были бы невозможны, не обладай человек способностью мыслить эстетическими категориями. Вовсе не обязательно уметь облекать эти категории в слова, для того, чтобы уметь оценивать прекрасное; большая часть процессов, соответствующих этому типу, протекает в формате ощущений и переживаний.
Морально-идеологическое мышление.
У меня были сомнения, выделять ли этот вид мысли как отдельный формат, но следуя принципу «отдельным видом (способом) мысли мы называем такой, который не сводится к каким-либо другим» — выделить этот вид несомненно придется (по той же причине, мною был исключен тип религиозного формата мысли — по своей сути он сводится к морально-идеологическому и мистическому формату — о последнем речь будет идти ниже). Данный вид мышления отвечает за постановку идеалов и «наложение» этих идеалов на те или иные ситуации. «Как я ДОЛЖЕН поступить в такой ситуации?» — вот основной вопрос, который звучит в пространстве морально-идеологического мышления. Это долженствование не сводимо ни к эстетике, ни к науке, ни к мистике, ни к быту. Различение добра и зла (каким бы методом мы не осуществляли это различение; и вне зависимости от того, признаем ли мы эти категории объективно существующими или нет) — относится к данному виду мысли. Даже идеология «у меня нет идеологии; добро то, что хорошо для меня; плохо то, что плохо для меня» — не может избежать этого формата мысли: идеалом провозглашается отсутствие идеала, а разграничение между добром и злом, пусть и всецело субъективное, все же проводится.
Мистическое мышление.
Будучи некогда тотальной формой мысли (и уступая только мышлению бытовому, которое во все времена было, есть и будет основной формой мысли для большей части человечества), с течением веков оно постепенно потеснилось другими форматами мысли — но так и не исчезло совершенно. Исторически, проблема мистики (особенно в ее религиозном формате), заключалась в том, что из-за чрезвычайной значимости для человека этого вида мышления, мистика и религия в определенные периоды пытались заполнить собой все, дать ответы на все вопросы — и даже на те, которые могут быть поставлены и решены только в иных мысленных форматах. В результате маятник качнулся в противоположную сторону: в Новое время лишь ленивый рационалист не пинает мистику (как в ее оккультном виде, так и в религиозном) за «антинаучность», «недоказуемость», «самообман» и так далее. Другая сторона проблемы состоит в том, что сами люди, пользующиеся этим типом мышления, в подавляющем большинстве случаев не понимают, когда применение его к месту, а когда – нет: особенно ясно это бывает заметно на примере людей религиозных, склонных подменять факты разного рода чепухой, или уничтожающих произведения искусства по причине не соответствия их религиозным установкам. Человек с гипертрофированным мышлением этого типа живет во вселенной, полной знаков и сообщений от «высших сил», каждый вопрос, каждый жизненный ньюанс осмысляется таким и только таким образом, для других форм мысли места почти или совсем не остается. Как и представитель любого другого типа мысли, почти или совсем не умеющий мыслить в иных форматах, кроме выбранного, мистик-оккультист или верующий представляет собой в этом случае самое жалкое зрелище.
В чем же особенность мистического мышления, как оно соотносится со всеми прочими форматами мысли, в чем его несводимость к ним? Это не постановка морально-нравственных проблем, не научный рационализм, не эстетические переживания и не бытовая, повседневная форма мысли. Мистик, действительно, видит знаки в рядовых событиях; для него окружающая реальность «говорящая», она откликается на его действия, слова и усилия воли. Как понимается это «внешнее» — как слепая сила, которая должна покориться воле мага, или же как Бог, которого верующий должен умолить для того, чтобы Бог затем выполнил некоторые пожелания верующего — не столь важно. Важным является само ощущение интерактивной связи между человеком и «бытием». Не важно, можно ли продемонстрировать результаты этой связи человеку, придерживающемуся строго «научной позиции» — также, как не имеет значения, можно ли монетизировать эту связь или воплотить ее в тех или иных произведениях искусства. Тот, кто испытывал ощущение интерактивной связи с бытием, знает, что она способна менять качество жизни без всяких дополнительных проверок и доказательств, ведь изменение этого качества он уже ощутил на себе. При отсутствии же способности мыслить в мистическом формате человек никогда не будет способен понять, о чем идет речь: слова о связи человеческой воли и реальности останутся сообщением о красоте музыки Шуберта, адресованным глухому. При этом, следует заметить, что не все мистические системы одинаково эффективны: большинство из них, хотя и стимулируют в какой-то мере интерактивную связь между человеком и бытием, одновременно заполняют сознание огромным количеством хлама, вред от которого в других областях жизни зачастую перевешивает пользу, получаемую в данной сфере.
В заключение я хочу заметить, что хотя человек и не может быть гением во всем, для достижения гармонии необходимо владеть каждым из способов мысли, понимать его ценность и границы применимости. Неспособность к мышлению хотя бы в одном из указанных форматов, непонимание его самобытной ценности, формируют человека ущербного, одностороннего — так будет в любом случае, вне зависимости от того, какой именно формат получает чрезмерное значение за счет прочих. Сциентист, прожженный торгаш, морализатор, узколобый религиозный фанатик — при всей несхожести этих людей у них есть общая черта: им доступны лишь некоторых из возможных форм мысли, но не все; более того – в своем большинстве они даже не понимают, чего лишены.