Что такое плоть человека по библии

Что такое плоть человека по библии

Что такое плоть человека по библии. Смотреть фото Что такое плоть человека по библии. Смотреть картинку Что такое плоть человека по библии. Картинка про Что такое плоть человека по библии. Фото Что такое плоть человека по библии

Заявление Нокса на удивление созвучно словам апостола Павла, который открыто признал, что также противостоял своей греховной природе: «Ведь мы знаем, что Закон исходит от Духа. А я человек из плоти, проданный в рабство греху. Я сам понять не могу своих поступков. Чего хочу, того не делаю, а то, что мне ненавистно, делаю. И если я делаю то, чего не хочу, значит, я признаю, что Закон хорош. Но на самом деле это действую не я, а живущий во мне грех. Я знаю, что добра во мне (то есть в моей природе) нет. Желание делать добро есть, но это у меня не получается. И я не делаю добра, хотя и хочу, а зло, хотя и не хочу этого, делаю. А если я делаю то, чего не хочу, это значит, что действую не я, а живущий во мне грех. Итак, я открыл в себе закон: каждый раз, когда я хочу сделать добро, у меня выходит зло. Внутренний человек во мне радуется закону Бога. Но в своем теле я вижу иной закон, восстающий против закона моего разума и делающий меня пленником закона греха, который действует во мне. Несчастный я человек! Кто освободит меня от этого смертоносного тела!» (Римлянам 7:14-24; тут и далее – перевод Российского Библейского общества).

Павел утверждает в своем послании к Римлянам, что в его теле, или плоти, существует что-то, приводящее к трудностям в христианской жизни и делающее его узником греха. Мартин Лютер в своем предисловии к посланию Римлянам прокомментировал использование Павлом слова «плоть», сказав: «Нельзя считать, что речь идет о «плоти», которая только связана с нецеломудрием. Святой Павел под словом «плоть» подразумевает всего человека, включая все, – его тело, душу и разум, потому что все это влияет на устремления плоти». Комментарии Лютера отмечают, что «плоть» приравнивается к привязанностям и желаниям, неугодным Богу, не только в половой жизни, но и в любой другой сфере бытия.

Чтобы получить четкое понимание термина «плоть», следует изучить его использование в Писании и то, как оно проявляется в жизни верующих и неверующих, к каким последствиям оно приводят и как, в конечном счете, оно может быть преодолено.

Определение «плоти»
Греческое слово, обозначающее «плоть» в Новом Завете – это «sarx». Этот термин часто используется в Писании относительно физического тела. Однако «Греко-английский словарь Нового Завета и другой ранней христианской литературы» определяет это слово таким образом: «Физическое тело как функционирующий организм; согласно писаниям Павла, все части тела составляют совокупность, известную как плоть, в которой грех доминирует до такой степени, что при любых обстоятельствах все формы греха присутствуют, и в ней нет ничего доброго».

В Библии ясно говорится, что человечество вначале не было таким. В книге Бытие сказано, что оно было создано хорошим и совершенным: «И сказал Бог: «Создадим человека – Наш образ и Наше подобие…». Бог сотворил человека, образ Свой, Божий образ Он сотворил, мужчину и женщину сотворил» (Бытие 1:26-27). Так как Бог совершенен и так как результат всегда демонстрирует свою причину (то есть, совершенный и благой Бог может создать только хорошее, как сказал сам Иисус: «Хорошее дерево не приносит плохих плодов» (Матфея 7:18)), так и Адам с Евой были созданы добрыми и безгрешными. Однако, согрешив, они были испорчены грехом, а грешная природа передалась всем их потомкам: «Когда Адаму было сто тридцать лет, у него родился сын – его образ и подобие. Адам дал ему имя Шет» (Бытие 5:3).

Факт греховности человеческой природы подтверждается во многих местах Писания, как например, следующее заявление Давида: «Едва я родился, грех был со мной, едва мать меня зачала» (Псалом 50:7). Здесь Давид не имеет в виду, что он родился в результате прелюбодеяния, а что греховная природа его родителей передалась ему. В богословии это убеждение иногда называют традуцианским взглядом на человеческую природу (от латинского слова «tradux», означающего «род, ветвь»). Традуцианский взгляд заключается в том, что душа человека создается через его родителей, в результате чего ребенок наследует их греховную природу.

Библейский взгляд на человеческую природу отличается от греческой философии в том, что в Писании говорится об изначально хорошем физическом и духовном характере человечества. Напротив, такие философы, как Платон видели в человечестве дуализм или дихотомию. Такое мышление, в конечном итоге, вылилось в теорию, что тело (физическое) было злом, а дух человека – добром. Это учение повлияло на такие группы, как гностики, которые верили, что физический мир был создан по ошибке полубогом «Демиургом». Гностики выступали против доктрины воплощения Христа, так как считали, что Господь никогда бы не принял человеческий облик, ведь тело является злом. Апостол Иоанн в свое время столкнулся с формой такого учения и предупреждал о нем: «Любимые, не всякому духу верьте, но подвергайте духов испытанию, от Бога ли они, потому что в мир уже ушло много лжепророков. Вот как вы узнаете, что дух от Бога: всякий дух, который признает, что Иисус Христос пришел облеченным в плоть, – от Бога, а всякий дух, который не признает Иисуса, – не от Бога» (1 Иоанна 4:1-3).

Кроме того, гностики учат, что не имеет значения, что человек делал, пребывая в своем теле, так как только дух имеет значение. Дуализм Платона ведет к одинаковым последствиям как в первом веке, так и сегодня – он приводит либо к аскетизму, либо к распущенности, а то и другое осуждается в Библии (Колоссянам 2:23; Иуды 4).

Таким образом, в отличие от греческой философии, в Библии говорится, что природа человечества – как физическая, так и духовная – были хорошими, но пострадали от греха. Конечным результатом греха является природа, которая часто в Писании называется «плотью», – то, что восстает против Бога и стремится к греховному удовлетворению. Пастор Марк Бубек (Mark Bubek) дает следующее определение плоти: «Плоть – это встроенный закон несостоятельности, делающий невозможным для естественного человека нравиться или служить Богу. Это непреодолимая внутренняя сила, унаследованная со времени грехопадения, проявляющаяся в общем и конкретном восстании против Господа и Его праведности. Плоть невозможно переделать или улучшить. Единственной надеждой на спасение от закона плоти является ее полное уничтожение и замена новой жизнью в Господе Иисусе Христе».

Проявления плоти и борьба с ней
Как плоть проявляется в людях? Библия отвечает на этот вопрос так: «Дела плотской природы у всех на виду. Это разврат, грязь, распущенность, идолопоклонство, колдовство, вражда, раздор, ревность, гнев, своекорыстие, распри, расколы, зависть, попойки, оргии и тому подобное. Я предупреждал вас раньше и предупреждаю теперь: никто из тех, кто так поступает, не будет иметь наследия в Царстве Бога» (Галатам 5:19-21).

Кроме этого, каждые 39 минут в Соединенных Штатах выходит новое порнографическое видео. Такая статистика подтверждает заявление пророка Иеремии, который восклицал: «Коварно сердце человека, оно неисправимо. Кто может знать его?» (Иеремии 17:9).

Влияние плоти
В Библии говорится, что плотская жизнь приводит к ряду печальных последствий. Во-первых, в Писании подтверждается, что потакающие плотской природе и не желающие изменяться или покаяться в своем греховном поведении будут отделены от Бога как в этой жизни, так и в будущей:
• «Какую пользу вы от этого (греховных занятий) получили? Получили то, чего теперь стыдитесь, а в конечном итоге – смерть» (Римлянам 6:21)
• «Потому что если вы будете жить согласно собственной природе, то умрете, а если умертвите Духом греховные дела тела, будете жить» (Римлянам 8:13)
• «Не обманывайтесь: Бога не провести! Что человек сеет, то он и пожнет! Сеющий в угоду своей плотской природе пожнет с нее гибель; сеющий для Духа пожнет от Духа вечную жизнь» (Галатам 6:7-8).

Более того, человек также становится рабом своей плотской природы: «Разве вы не знаете, что если вы отдали себя кому-либо в рабство, то вы действительно стали рабами того, кому повинуетесь: вы или рабы греха, что ведет к смерти, или рабы того повиновения, что ведет к примирению с Богом» (Римлянам 6:16). Такое рабство всегда приводит к разрушительному образу жизни. Как сказал пророк Осия: «Кто сеет ветер, пожинает бурю» (Осии 8:7).

Факт в том, что повиновение плотской природе всегда приводит к нарушению Божьего нравственного закона. Тем не менее, человек, в самом прямом смысле, никогда не сможет его уничтожить, хотя, безусловно, может не подчиняться ему. Например, человек может подняться на крышу и прыгнуть с петлей на шее, надеясь нарушить закон гравитации. Тем не менее, он быстро узнает, что не может летать, – он не может нарушить закон всемирного тяготения, и единственное, чего он добьется – это разрушение самого себя, доказывая этим существование закона тяготения. То же самое можно сказать и о моральных действиях: человек может не подчиняться Божьему нравственному закону через плотскую жизнь, но он только докажет, что закон действенен, уничтожив себя тем или иным образом посредством собственного поведения.

Преодоление плоти
Библия предоставляет трёхшаговый процесс преодоления плоти и восстановления правильных отношений с Богом. Первым шагом является честность – признание своей греховности перед Господом. Это включает в себя согласие с тем, что говорится в Библии обо всех, рожденных от человека: люди – грешники, и приходят в мир, имея испорченные отношения с Богом, создавшим их:
• «Если Ты, Господь, всмотришься в наши грехи, – Господи, кто устоит?» (Псалом 129:3)
• «Если скажем, что мы безгрешны, значит, мы вводим себя в заблуждение и истины нет в нас … Если скажем: «Мы не грешили», – значит, Его выставляем лжецом и нет в нас Слова Его» (1 Иоанна 1:8, 10).

Следующим шагом является духовный образ жизни, что включает в себя обращение к Богу за спасением и получение Святого Духа, позволяющего человеку жить праведно перед Господом, а не следовать желаниям плоти. Это преобразование и новый образ жизни описаны в нескольких местах Писания:
• «Я распят вместе с Христом, и живу уже не я, а живет во мне Христос. И пока я живу на земле, я живу благодаря вере в Сына Божьего, полюбившего меня и отдавшего себя в жертву ради меня» (Галатам 2:19-20)
• «Так и вы, соединясь с Христом Иисусом, считайте себя мертвыми для греха, но живыми для Бога» (Римлянам 6:11)
• «Поэтому я говорю вам: живите, как велит Дух, и тогда вы не поддадитесь вожделениям плотской природы» (Галатам 5:16)
• «Ведь крестившись, чтобы соединиться с Христом, все вы облеклись в Христа» (Галатам 3:27)
• «Пусть одеянием вашим станет Господь Иисус Христос! Так не поддавайтесь своей плотской природе и ее вожделениям» (Римлянам 13:14)
• «И не напивайтесь вином – от него только распущенность, но наполняйтесь Духом!» (Ефесянам 5:18)
• «Глубоко в сердце храню я слово Твое, чтобы перед Тобой не грешить» (Псалом 118:11).

Последним шагом является приход смерти, когда плоть, лишенная исполнения своих желаний в конце концов умирает. Даже если человек рожден свыше через Духа Божьего, ему необходимо понимать, что он все еще владеет старой природой с ее вожделениями, которые борются с новой природой и желаниями, исходящими от Духа. С практической точки зрения, христиане должны намеренно избегать потакания старой, плотской природе и вместо этого вести себя по-новому согласно с водительством Духа:
• «Но ты, человек Божий, беги от этого [от греховных действий]! Добивайся справедливости, подлинного благочестия, веры, любви, стойкости, кротости» (1 Тимофею 6:11)
• «Избегай юношеских страстей…» (2 Тимофею 2:22)
• «Нет, я закаляю тело и подчиняю его своей воле, чтобы не получилось так, что, провозгласив Весть для других, сам не буду допущен к состязаниям» (1 Коринфянам 9:27)
• «Поэтому умертвите в себе все то, что в вас от земной природы: распутство, безнравственность, страсти, дурные желания, жадность (а она ничем не отличается от идолопоклонства)» (Колоссянам 3:5)
• «Те, кто принадлежат Христу Иисусу, распяли на кресте свою плотскую природу вместе с ее страстями и желаниями» (Галатам 5:24)
• «Мы знаем, что прежний человек в нас умер вместе с Ним на кресте, чтобы наша греховная сущность лишилась силы, чтобы мы перестали быть рабами греха» (Римлянам 6:6)
• «А вы совсем не так познавали Христа, если, конечно, вы услышали о Нем, если вы были наставлены Им, ведь истина – в Иисусе. Вас научили, что нужно отказаться от того, что было свойственно вашему прежнему образу жизни, что нужно совлечь с себя ветхого человека, которого губят обманчивые страсти. Обновите свой ум и дух и облекитесь в Нового Человека, созданного по образу Бога, в истинной праведности и святости!» (Ефесянам 4:20-24).

Вывод
Сусанна Уэсли, мать великих проповедников и авторов гимнов Джона и Чарльза Уэсли, описала грех и плотскую природу следующим образом: «Все, что ослабляет ваш разум, портит вашу совесть, мешает отношениям с Богом или искажает ваше стремление к духовному, говоря кратко – если что-нибудь увеличивает влияние и силу плоти над Духом, – становится грехом для вас, как бы хорошо это ни было само по себе». Одной из целей христианской жизни является победа Духа над плотью и изменение жизни, что проявляется в праведном поведении перед Господом.

Хотя нам и предстоит настоящая борьба (что ясно из Библии), христиане имеют Божье заверение, что в конечном итоге Он дарует им победу над плотью. «Я убежден, что Тот, кто начал в вас это благое дело, завершит его ко Дню Христа Иисуса» (Филиппийцам 1:6).

Авторские права

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта

Материалы размещены с разрешения правообладателя.

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Источник

Понятия «тела» и «плоти» в христианском учении о человеке

Поня­тия «тела» и «плоти» в хри­сти­ан­ском учении о чело­веке

«Создал Бог чело­века, персть взем от земли, и вдуну в лице его дыха­ние жизни: и бысть чело­век в душу живу» ( Быт.2:7 ).

Первое начало чело­века – персть от земли: душа названа дыха­нием жизни. Cоз­дан­ное из праха зем­ного, тело Адама по при­роде своей было таким же как и все окру­жа­ю­щее его веще­ство.

Сотво­ре­ние Адама стало источ­ни­ком его имени. Св. Иоанн Зла­то­уст писал: «Итак, поскольку чело­век создан из Едема, дев­ствен­ной земли, он назван Адамом [как] соимен­ный матери… Бог, создав­ший чело­века из земли, навал его по имени матери Адамом; она — Едем, он – Адам» 15. «Адам назван Адамом по своему рож­де­нию от земли в Едеме. Едем же [озна­чает] крас­ный» – Диодор Тар­сий­ский [цит. 15, с. 67].

А. Позов пишет, что тело самый слож­ный ком­по­нент чело­ве­че­ской три­ме­рии, т.к. в нем пред­став­лено все мно­го­об­ра­зие мира в мно­же­стве монад-клеток, ибо чело­век есть мик­ро­косм, отра­жа­ю­щий в себе мак­ро­косм.

Един­ство тела в его мно­же­ствен­но­сти осу­ществ­ля­ется един­ством души.

Тело, как и другие ком­по­ненты три­ме­рии, по Позову, имеет свои триады. В част­но­сти, он выде­ляет триаду «лимфы – крови – и нерв­ной системы» 18. «Лимфа» – это «соб­ственно» тело три­ме­рии – носи­тель­ница химизма, выпол­няет вместе с кровью функ­цию пита­тель­но­сти орга­низма.

В свя­то­оте­че­ском пре­да­нии кровь иногда рас­смат­ри­ва­ется как про­вод­ник раз­дра­жи­тель­ной и жела­тель­ной части души.

«Нерв­ная система», по мнению Позова, явля­ется мате­ри­аль­ным суб­стра­том духа, носи­тель­ни­цей высшей душев­ной силы. Через нерв­ную систему про­яв­ля­ется душа в виде жела­ний, ощу­ще­ний, пред­став­ле­ний, поня­тий. Телес­ные ощу­ще­ния суще­ствуют для того, чтобы ум полу­чал свою пищу, ум без чув­ства не обна­ру­жи­вает своей энер­гии. Т.о. мозг – телесно-рефлек­тор­ный испол­ни­тель­ный орган духа. Мозг, как центр нерв­ной системы, при­зван быть посред­ни­ком и пред­ста­ви­те­лем души и духа в эмпи­ри­че­ском мире. Мозг явля­ется мате­ри­аль­ным цен­тром всей три­ме­рии. Совер­шен­ный мозг дает больше воз­мож­но­стей для про­яв­ле­ния души – т.е. име­ется вза­и­мо­за­ви­си­мость состо­я­ния раз­ви­тия мозга и богат­ства душев­ной жизни 18.

Мозг, по мнению Позова, не вполне адек­ват­ный аппа­рат для про­яв­ле­ния души – душа шире этого телес­ного аппа­рата. Аскеза утон­чает мозг, уве­ли­чи­вает его вос­при­им­чи­вость к более тонким коле­ба­ниям души. Непро­яв­лен­ная часть душевно-духов­ных состо­я­ний содер­жится в под­со­зна­нии.

С точки зрения хри­сти­ан­ской антро­по­ло­гии тело явля­ется низшей частью чело­ве­че­ского суще­ства, через потреб­но­сти и немощи тела чело­век тесно связан с при­ро­дой. «Более того, – пишет Ю.М. Зенько, – само тело явля­ется частью при­роды, а через свою телес­ность чело­век явля­ется при­род­ным суще­ством». [8, с. 57] Био­ло­ги­че­ская при­рода чело­века ука­зы­вает на то, что усло­ви­ями его суще­ство­ва­ния явля­ются пита­ние, удо­вле­тво­ре­ние других потреб­но­стей тела, опре­де­лен­ные кон­станты внеш­ней среды оби­та­ния (тем­пе­ра­тура, вода, воздух и т.п.)*.

Тело наше, гово­рили святые отцы, – это животно-рас­ти­тель­ный ЖИВОЙ орга­низм со всеми его отправ­ле­ни­ями и потреб­но­стями.

В хри­сти­ан­ской антро­по­ло­гии поня­тия «тела» и «плоти» нетож­де­ственны, хотя и близки, а иногда и под­ме­няют друг друга.

«Тело» – это внеш­няя целост­ность, кото­рую видят другие люди (тело = цело, чело­век во внеш­них про­яв­ле­ниях). Тело – орга­ни­зо­ван­ная форма земной мате­рии.

«Плоть» – это земное начало, мате­рия зем­ного тела, перст­ность – то, что из земли (то, что в Ветхом Завете пони­ма­лось как тело-мясо, мускулы). Плоть, сома – «тело смерти» (ап. Павел. Рим.7:24; 8:11 ), мате­рия тления. Плоть часто обо­зна­чает чело­века в его сла­бо­сти — жить по плоти — это гре­хов­ное, земное суще­ство­ва­ние 12. Бого­слов­ская мысль раз­де­ляет жизнь плот­скую, душев­ную и духов­ную. Плот­ская жизнь про­ти­во­есте­ственна, душев­ная – есте­ственна, духов­ная – сверхъ­есте­ственна. Плот­скость есть край­няя сте­пень пас­сив­но­сти чело­века.

Плоть немыс­лима без души. В Писа­нии плоть и душа местами иден­тичны. Поня­тие «плоти» часто также значит вообще всякое живое суще­ство, род­ство по крови, супру­же­ству.

Про­то­и­е­рей Андрей Лоргус заме­чает, что в биб­лей­ских текстах встре­ча­ются и сим­во­ли­че­ские, поэ­ти­че­ские мета­форы поня­тий «тела» и «плоть» – «земля», «персть», «прах», «пепел». 15

В Библии основ­ное поня­тие «тела» все-таки – соби­ра­тель­ное, кото­рым обо­зна­чают сово­куп­ность членов, костей, плоти, крови. Но в ново­за­вет­ной антро­по­ло­гии появ­ля­ется и новый смысл – «тело Хри­стово», «тело «как Цер­ковь 15. «Сие есть Тело Мое» ( Мф.26:26 ; Мр.14 ) *В науке сего­дня гово­рят об антроп­ном прин­ципе: во все­лен­ной воз­никла уни­каль­ная воз­мож­ность суще­ство­ва­нии чело­века.

Святые отцы гово­рили о кра­соте чело­ве­че­ского тела: «Чело­ве­че­ское тело, как и душа, суть худо­же­ствен­ные изде­лия Его чело­ве­ко­лю­би­вого и бла­го­де­тель­ного Про­мыш­ле­ния». Так св. Иоанн Зла­то­уст пони­мал Замы­сел Творца [цит. 15, с. 68].

Тело не только состав членов, но и носи­тель черт, пре­вос­хо­дя­щих есте­ство; тело есть форма, образ, выра­жа­ю­щий кра­соту, – поды­то­жи­вает свя­то­оте­че­скую мысль отец Андрей Лоргус. Био­ло­ги­че­ские меха­низмы орга­низма, физико-хими­че­ские и био­фи­зио­ло­ги­че­ские потоки, их ско­рость, интен­сив­ность, способ функ­ци­о­ни­ро­ва­ния, обмен веществ, обес­пе­чи­ва­ю­щие жизнь тела – этот поток веще­ства – плоть, общая для всех людей при­рода 15. Тело растет, изме­ня­ется, ста­реет, но оста­ется именно тем же телом, кото­рое было создано в зача­тии. Чело­век узна­ва­е­мый, иден­тич­ный сам себе в своей телес­но­сти – это тело, образ, порт­рет. Физико же хими­че­ский состав его био­ло­ги­че­ских про­цес­сов- его био­ло­ги­че­ская при­рода-плоть.

Боль­шое вни­ма­ние в свя­то­оте­че­ской антро­по­ло­гии при­да­ется такому телес­ному органу как сердце. Но поня­тие «сердца» упо­треб­ля­ется свя­тыми отцами со мно­же­ством смыс­лов. Чаще всего встре­ча­ется поня­тие «сердца» как духовно-душев­ного центра три­ме­рии и центра телес­ной чув­ствен­ной жизни.

Можно поста­вить вопрос – КАКОВА ФУНК­ЦИЯ ТЕЛА В ТРИ­МЕ­РИИ? Зачем чело­веку тело? И такие ответы пред­ла­гает свя­то­оте­че­ская мысль.

Тело – испол­ни­тель замыс­лов чело­века, про­яв­ле­ние внут­рен­него чело­века во внеш­нем мире. «Тело есть бли­жай­шее орудие души и един­ствен­ный способ обна­ру­же­ния ея во вне в насто­я­щем мире. Посему самым устрой­ством оно совер­шенно при­спо­соб­лено к силам души», – писал св. Феофан Затвор­ник [22; с. 326].

Св. Васи­лий Вели­кий срав­ни­вает тело с конем, а душу с наезд­ни­ком:

«..пре­крас­ная вещь-конь, и чем он по при­роде резвее и горя­чее, тем лучше; но он тре­бует наезд­ника и упра­ви­теля» [3; с. 54]. Преп. Максим Испо­вед­ник назы­вал тело «сора­бот­ни­ком» 16.

Св. Гри­го­рий Палама, Ириней Лион­ский рас­смат­ри­вали тело как орудие души [цит. по 8].

Таким обра­зом, триада тела явля­ется сред­ством и ору­дием реа­ли­за­ции духа в мате­ри­аль­ном мире. Иде­аль­ное бытие души ста­но­вится реаль­ным через триаду тела. Внут­рен­нее дей­ствует во внеш­нем, как его дви­га­тель.

Важ­ней­ший вопрос – это вза­и­мо­от­но­ше­ния тела и души, но прежде чем обра­титься к нему, надо рас­смот­реть поня­тие «души» в хри­сти­ан­ской антро­по­ло­гии.

Итак, святые отцы отве­чают на вопрос «зачем тело чело­веку», какова функ­ция тела в три­ме­рии, так: тело – дом, оби­тель души, ее оде­я­ние. Или орудие реа­ли­за­ции ее в мате­ри­аль­ном мире. Иде­аль­ное, внут­рен­нее бытие души ста­но­вится реаль­ным через внеш­нее тело. Телес­ные ощу­ще­ния суще­ствуют для того, чтобы ум полу­чал свою пищу, ум без чув­ства не обна­ру­жи­вает своей энер­гии. Душа про­ни­кает тело, как дух про­ни­кает душу. Внут­рен­нее дей­ствует во внеш­нем, как его дви­га­тель. Без души тело уми­рает.

Как решают про­блему вза­и­мо­от­но­ше­ния души и тела фило­софы и бого­словы?

И. Кант, напри­мер, писал: «Смерть тела дей­стви­тельно может быть пре­кра­ще­нием нашего чув­ствен­ного поль­зо­ва­ния умом и только нача­лом духов­ного поль­зо­ва­ния. Таким обра­зом, тело явля­ется не при­чи­ной нашего мыш­ле­ния, а лишь огра­ни­чи­ва­ю­щим усло­вием его, и, хотя тело необ­хо­димо для нашего чув­ствен­ного и живот­ного созна­ния, тем не менее его можно счи­тать поме­хой для нашей чисто духов­ной жизни» [14, с. 809].

Фома Акви­нат пола­гал: «..чело­ве­че­ская душа нахо­дится на стыке телес­ных и бес­те­лес­ных суб­стан­ций. Она суще­ствует как гори­зонт веч­но­сти и времени…душа есть суб­стан­ци­аль­ная форма тела, поэтому она цели­ком нахо­дится в теле и в каждой из его частей. И поэтому же она состав­ляет един­ствен­ное начало всей чело­ве­че­ской жизни: веге­та­тив­ной чув­ствен­ной и интел­лек­ту­аль­ной» [цит. По 4, с. 69]. Телом чело­век при­над­ле­жит при­роде, душой же пре­вос­хо­дит ее.

Рефлек­сию запад­ных совре­мен­ных фило­со­фов и сводку их мнений пред­ста­вил в своей работе К. Вальверде 4.

Душа обу­слов­ли­вает суще­ство­ва­ние мате­ри­аль­ного чело­ве­че­ского тела в каче­стве живой суб­стан­ции, – обу­слав­ли­вает не как дей­ству­ю­щая, но как фор­маль­ная при­чина: «она при­дает телу орга­ни­зо­ван­ность, един­ство, мно­го­чис­лен­ные веге­та­тив­ные, сен­си­тив­ные, интел­лек­ту­аль­ные, аффек­тив­ные функ­ции. Ибо в чело­веке суще­ствует одна форма … она кон­сти­ту­и­рует чело­века в единое целое, в суще­ство, фор­мально опре­де­ля­е­мое как чело­век» [5, с. 300].

Чело­век есть синтез двух реаль­но­стей — телес­ной и душев­ной, кото­рые сли­ва­ются в единую при­роду. Тело слито с душой и обра­зует суб­стан­ци­аль­ное един­ство… Тело – посред­ник, бла­го­даря кото­рому душа всту­пает в кон­такт с чув­ствен­ным миром. Только через телес­ность мы нали­че­ствуем для мира и мир для нас.

Душа – форма тела и мы вос­при­ни­маем друг в друге эту целост­ность «души­тела»: когда один чело­век видит дру­гого, то он видит не тело, а лич­ность. Встреча двух лич­но­стей – это встреча двух телес­ных духов.

Эта телес­ность мак­си­мально выра­зи­тельна в лице­вой экс­прес­сии. Лицо поз­во­ляет нам познать лич­ность (мимика выра­жает наши чув­ства, а глаза – окна души).

Если «исполь­зо­вать «в обще­нии только тело, то это значит пося­гать на реаль­ность лич­но­сти, пре­вра­щая ее в вещь.

Тело сего­дня, под­во­дит итог Вальверде, не рас­смат­ри­ва­ется как про­тив­ник души, что было харак­терно для Запада под вли­я­нием пла­то­низма, когда на тело смот­рели как на тем­ницу и гроб­ницу души. Тело – инстру­мент духа, как бы модаль­ность, кото­рую дух при­ни­мает в мире. Телес­ность при­над­ле­жит к сущ­но­сти чело­ве­че­ского духа 4.

Карл Ранер: «тело есть само­ре­а­ли­за­ция духа во вре­мени и про­стран­стве, …то, посред­ством чего Я осу­ществ­ляю себя в мире» [цит. по 4, с. 314].

Но тело может и не поз­во­лять духу выра­зиться адек­ват­ным обра­зом, может сопро­тив­ляться духу.

Апо­стол Павел: «В членах моих вижу иной закон, про­ти­во­бор­ству­ю­щий закону ума моего и дела­ю­щий меня плен­ни­ком закона гре­хов­ного, нахо­дя­ще­гося в членах моих» ( Рим.7:23 ).

Вывод

В хри­сти­ан­ском учении о чело­веке «тело» – это внеш­няя целост­ность чело­века, орга­ни­зо­ван­ная форма земной мате­рии. Плоть – «земная мате­рия» – био­фи­зи­че­ские и био­хи­ми­че­ские про­цессы обмена в тканях орга­низма, физио­ло­ги­че­ские функ­ции. Мозг – мате­ри­аль­ный центр три­ме­рии, пред­ста­ви­тель души и духа в эмпи­ри­че­ском мире. Душа про­ни­кает и ожи­во­тво­ряет тело. Пре­об­ра­же­ние чело­века после вос­кре­се­ния не устра­нит начала телес­но­сти.

Пр. Иоанн Дамас­кин: «Одно­при­род­ным чело­век назы­ва­ется не потому, что душа и тело одной при­роды, но потому что все люди оди­на­ково имеют душу и тело, и каждый имеет две при­роды» (10, гл. 42 с. 53)

Тело – инстру­мент духа.

Тело (цело) – habitus – как раз и являет в чело­веке в цело­сти, цело­куп­но­сти, био­ло­ги­че­скую реаль­ность, про­ни­зан­ную пси­хи­че­ской реаль­но­стью.

Как ком­по­нент хри­сти­ан­ской антро­по­ло­гии «тело» пред­став­лен в науч­ном знании?

В науч­ном знании о чело­веке есть учение о кон­сти­ту­ции, кото­рое пока­зы­вает, что сама мате­рия, «тело» чело­века пре­об­ра­зу­ется пси­хи­че­ской реаль­но­стью, несет на себе «печать» пси­хи­че­ских осо­бен­но­стей дан­ного чело­века. Осо­бенно нагляд­ным при­ме­ром про­ни­зан­но­сти телес­ного пси­хи­че­ским явля­ется лице­вая экс­прес­сия, кото­рая настолько хорошо отра­жает эмо­ци­о­наль­ные состо­я­ния чело­века, что невер­баль­ному языку в обще­нии мы при­даем очень боль­шое зна­че­ние.

В науч­ной теории инди­ви­ду­аль­но­сти, раз­ра­бо­тан­ной Б.Г. Ана­нье­вым, чело­век пред­став­лен как уни­каль­ная непо­вто­ри­мая целост­ная инди­ви­ду­аль­ность – мно­го­уров­не­вая система- и вклю­чает в себя целый ряд под­си­стем, обра­зу­е­мых раз­лич­ными свой­ствами.

Чело­век как «инди­вид» – это «под­си­стема» в «системе – инди­ви­ду­аль­ность», обра­зу­е­мая био­ло­ги­че­скими наслед­ственно обу­слов­лен­ными свой­ствами.

Сово­куп­ность био­ло­ги­че­ских обще­со­ма­ти­че­ских свойств чело­века объ­еди­ня­ется поня­тием «кон­сти­ту­ция» 2.

Лите­ра­тура

Поня­тие инди­вида в теории инди­ви­ду­аль­но­сти

Целост­ное опи­са­ние чело­века, столь акту­аль­ное сего­дня для пси­хо­ло­гии, В. И. Сло­бод­чи­ков и Е. И. Исаев пред­ла­гают осу­ще­ствить через пред­став­ле­ние форм целост­ной орга­ни­за­ции, в раз­лич­ных про­ек­циях – срезах целого 23. Выде­ле­ние струк­туры «Инди­вида» в сово­куп­но­сти свойств чело­века как инди­ви­ду­аль­но­сти и есть одна из таких про­ек­ций на био­ло­ги­че­ском уровне.

Поня­тие «инди­вид» сего­дня при­нято исполь­зо­вать в оте­че­ствен­ной пси­хо­ло­гии для обо­зна­че­ния чело­века как отдель­ного, неде­ли­мого пред­ста­ви­теля чело­ве­че­ства. В поня­тии инди­вида содер­жится ука­за­ние на общ­ность его при­роды со всем чело­ве­че­ским родом. Чаще всего «чело­век как инди­вид пред­стает в своих при­род­ных, био­ло­ги­че­ских осо­бен­но­стях, как чело­ве­че­ский орга­низм. Это – телес­ное бытие чело­века», – пишут В. И. Сло­бод­чи­ков и Е. И. Исаев 23.

Близко к такому пони­ма­нию чело­века как инди­вида и пони­ма­ние А. Н. Леон­тьева: «Инди­вид – это прежде всего гено­ти­пи­че­ское обра­зо­ва­ние… Поня­тие «инди­вид» выра­жает неде­ли­мость, целост­ность и осо­бен­но­сти кон­крет­ного субъ­екта, воз­ни­ка­ю­щие уже на ранних сту­пе­нях раз­ви­тия жизни. Инди­вид как целост­ность – это про­дукт био­ло­ги­че­ской эво­лю­ции, в ходе кото­рой про­ис­хо­дит про­цесс не только диф­фе­рен­ци­а­ции орга­нов и функ­ций, но также и их инте­гра­ции, их вза­им­ного сгла­жи­ва­ния» [16, с. 145].

Таким обра­зом, и Б. Г. Ана­ньев, и А. И. Леон­тьев согла­ша­лись с тем, что инди­вид – это био­ло­ги­че­ское гено­ти­пи­че­ское обра­зо­ва­ние [6, 16].

Б. Г. Ана­ньев в системе мно­го­уров­не­вой инди­ви­ду­аль­но­сти под инди­вид­ной струк­ту­рой пони­мал – воз­раст­ные, поло­вые, кон­сти­ту­ци­о­наль­ные осо­бен­но­сти. Вза­и­мо­связи этих, так назы­ва­е­мых пер­вич­ных свойств, опре­де­ляют более слож­ные обра­зо­ва­ния вто­рич­ных свойств – струк­туру потреб­но­стей и сен­со­мо­тор­ную орга­ни­за­цию. «Сово­куп­ность важ­ней­ших свойств инди­вида и их слож­ных обра­зо­ва­ний высту­пает в наи­бо­лее инте­гра­тив­ной форме в виде тем­пе­ра­мента и задат­ков, состав­ля­ю­щих при­род­ную основу лич­но­сти» [6, с. 80]. Согла­ша­ясь с кон­цеп­цией В.с. Мер­лина по поводу того, что харак­те­ри­стики тем­пе­ра­мента обу­слов­лены типом нерв­ной системы, Ана­ньев обра­щал вни­ма­ние, что обособ­ле­ние типич­ных осо­бен­но­стей нерв­ной системы от обще­со­ма­ти­че­ских осо­бен­но­стей орга­низма, эндо­кринно-био­ло­ги­че­ских харак­те­ри­стик и типа мета­бо­лизма (обмена веществ в орга­низме) исклю­чает из тем­пе­ра­мента такие его харак­те­ри­стики как эмо­ци­о­наль­ность, сен­си­тив­ность, что непра­во­мерно с его точки зрения. Тем­пе­ра­мент, пола­гает Б. Г. Ана­ньев, обу­слов­лен не только ней­ро­ди­на­ми­че­ской орга­ни­за­цией голов­ного мозга, но и струк­турно-дина­ми­че­скими осо­бен­но­стями орга­низма в целом 6. Также и струк­тура орга­ни­че­ских потреб­но­стей свя­зана не только с без­услов­ными рефлек­сами, но и с более общими харак­те­ри­сти­ками мета­бо­лизма всех систем, орга­нов и тканей орга­низма, опре­де­ляя моти­ва­цию пове­де­ния.

По мнению Б.Г. Ана­ньева, кон­сти­ту­ци­о­наль­ные, ней­ро­ди­на­ми­че­ские свой­ства и функ­ци­о­наль­ная гео­мет­рия тела обу­слов­лены гене­ти­че­ским фак­то­ром 6. Вза­и­мо­связи свойств инди­вида опре­де­лены общей морфо-физио­ло­ги­че­ской орга­ни­за­цией чело­века как вида, его единой био­ло­ги­че­ской при­ро­дой.

«Инди­вид­ность чело­века инте­ре­сует пси­хо­ло­гию в той мере, – писали В. И. Сло­бод­чи­ков и Е. И. Исаев, – в какой она про­яв­ля­ется в ста­нов­ле­нии, раз­ви­тии и функ­ци­о­ни­ро­ва­нии чело­ве­че­ской субъ­ек­тив­но­сти. При­род­ные, телес­ные свой­ства чело­века состав­ляют пред­по­сылку и усло­вия раз­ви­тия его внут­рен­него мира, фор­ми­ро­ва­ние спе­ци­фи­че­ски чело­ве­че­ских спо­соб­но­стей… 2 Изу­че­ние инди­вид­ных свойств чело­века в пси­хо­ло­гии свя­зано с ана­ли­зом функ­ци­о­наль­ной про­блемы: как кон­кретно орга­ни­че­ское, при­род­ное про­яв­ля­ется в пси­хи­че­ском» [23, с. 212].

В раз­лич­ных иссле­до­ва­ниях чело­века – и в физио­ло­гии, и в меди­цине, и в пси­хо­фи­зио­ло­гии накоп­лено доста­точно эмпи­ри­че­ских данных, чтобы сде­лать попытку их син­теза в «про­ек­цию инди­вид­ной целост­но­сти».

Рас­смат­ри­вая кон­цеп­цию целост­ного чело­века, мы пока­зали, что чело­век как уни­каль­ная непо­вто­ри­мая целост­ная инди­ви­ду­аль­ность – мно­го­уров­не­вая система — вклю­чает в себя целый ряд под­си­стем, обра­зу­е­мых раз­лич­ными свой­ствами.

Сово­куп­ность био­ло­ги­че­ских обще­со­ма­ти­че­ских свойств чело­века объ­еди­ня­ется поня­тием «кон­сти­ту­ция».

Лите­ра­тура

Хри­сти­ан­ское учение о теле духов­ном

Хри­сти­ан­ское учение о теле рас­хо­дится со мно­гими дру­гими духов­ными уче­ни­ями, в кото­рых тело рас­смат­ри­ва­ется как источ­ник зла и греха в чело­веке.

В восточ­ном хри­сти­ан­стве учение о телес­ной жизни по суще­ству не свя­зано с темой греха – пишет прот. В. Зень­ков­ский 2.

Бого­слов­ская мысль раз­де­ляет жизнь плот­скую, душев­ную и духов­ную. Плот­ская жизнь про­ти­во­есте­ственна, душев­ная – есте­ственна, духов­ная – сверхъ­есте­ственна.

Сама по себе плоть наша без­грешна, но может быть седа­ли­щем греха. Тогда «плоть и кровь» как источ­ники плот­ских побуж­де­ний и грехов «не насле­дуют» Цар­ствия небес­ного. «Душев­ность» тела в земной жизни, то есть его зави­си­мость от управ­ля­ю­щего воз­дей­ствия души, делает его наи­бо­лее уяз­ви­мым и под­вер­жен­ным дей­ствию стра­стей.

Плот­скость есть край­няя сте­пень пас­сив­но­сти, когда живет не чело­век, а живет вопло­щен­ный в нем грех. Деле­ние людей на плот­ских и духов­ных вос­хо­дит к апо­столь­ским вре­ме­нам. Духов­ность умерщ­вляет плот­скость и осво­бож­дает от раб­ства плоти.

Св. Гри­го­рий Палама писал: «Потому что как у одер­жи­мых чув­ствен­ными, гиб­ну­щими насла­жде­ни­ями сила душев­ного жела­ния вся цели­ком опу­сто­ша­ется в плоть, из-за чего они пол­но­стью ста­но­вятся плотью, и Божий Дух, по Писа­нию, не может жить в них, так у вос­хо­дя­щего к Богу и при­вя­зав­шихся душой к Божией любви даже плоть, пре­об­ра­зив­шись, тоже воз­вы­ша­ется и тоже вку­шает обще­ние с Богом, сама дела­ясь Божиим вла­де­нием и место­жи­тель­ством и не имея уже ни зата­ен­ной вражды к Богу, ни про­тив­ного Его Духу жела­ния» [1, с. 50].

Есть еще такая раз­ница между «телом» и «плотью», что плоть (саркс) как сома в состо­я­нии греха погиб­нет, а тело – то, что вос­крес­нет 3.

Осо­бен­ное и самое суще­ствен­ное в хри­сти­ан­ской мета­фи­зике есть учение о вос­кре­се­нии в теле, это значит, что посмерт­ное пре­об­ра­же­ние чело­века не устра­няет начала телес­но­сти, хотя и пре­об­ра­жает ее.

Для жизни в Боге духу чело­ве­че­скому нужно и тело, кото­рое есть, по слову ап. Павла «храм Свя­того Духа, живу­щего в нас» ( 1Кор.6 ).

В антро­по­ло­гии ап. Павла тело явля­ется мисти­че­ским объ­ек­том чело­ве­че­ского бытия – либо «чистым и духов­ным», либо «смерт­ным и гре­хов­ным».

«В членах моих вижу иной закон, про­ти­во­бор­ству­ю­щий закону ума моего и дела­ю­щий меня плен­ни­ком закона гре­хов­ного, нахо­дя­ще­гося в членах моих» ( Рим.7:23 ) — гово­рил ап. Павел.

«Сеется тело душев­ное, вос­ста­нет тело духов­ное. Есть тело душев­ное, есть тело и духов­ное» ( 1Кор.15:44 ).

О про­слав­ле­нии тела писал и св. Кли­мент Рим­ский: «Да спа­сется во Христе целое наше тело». [4, с. 86]

Плоть удо­ста­и­ва­ется вели­чай­шей чести – быть живою скри­жа­лью Духа Божия: «Вы пока­зы­ва­ете собою, что вы – письмо Хри­стово, через слу­же­ние наше напи­сан­ное не чер­ни­лами, но Духом Бога живого, не на скри­жа­лях камен­ных, но на пло­тя­ных скри­жа­лях сердца» ( 2Кор.3:2-3 ).

Бого­во­пло­ще­ние и Рож­де­ство Иисуса Христа мисти­че­ски пре­об­ра­жает чело­ве­че­скую телес­ность, пишет отец Андрей Лоргус. Чело­ве­че­ская телес­ность ста­но­вится обо­жен­ной и оду­хо­тво­рен­ной через Кре­ще­ние и цер­ков­ные таин­ства 5.

О пре­об­ра­же­нии тела чело­века в про­цессе духов­ной жизни гово­рил и преп. Максим Испо­вед­ник: «душа… через при­ча­стие Божьей бла­го­дати сама дела­ется Богом… пре­кра­щая при­род­ные дей­ствия тела, кото­рое обо­жи­ва­ется… так что и душа и тело являют одного только Бога» 7.

Бла­го­дать Божья обо­жи­вает и тело; душа тогда не телес­ными и зем­ными стра­стями вол­ну­ется, а, наобо­рот, сама пово­ра­чи­вает к себе тело, уводя его от наклон­но­сти ко злу и вдыхая в тело свя­тость (пример святых мощей).

«Тело наше, в том виде, как оно теперь есть, – грубое…негоже для Цар­ствия Божия, если пред­на­зна­чено ему участ­во­вать в сем цар­ствии, то оно насле­до­вать его иначе не может, как пре­тво­рено будучи… Надобно облек­щись в нетлен­ное тело, и тогда войти в цар­ство, если достоин того — писал св. Феофан Затвор­ник [3, с. 596].

Св. Гри­го­рий Палама развил учение о «бого­при­част­но­сти» плоти Гос­пода, кото­рая явля­ется осно­вой нашего обо­же­ния и поз­во­ляет телес­ной при­роде чело­века через при­ча­стие в таин­стве Евха­ри­стии ста­но­виться «бого­при­част­ной» 1.

Подоб­ного же взгляда на телес­ность при­дер­жи­ва­ются и пр. Максим Испо­вед­ник, и св. Мака­рий Вели­кий [6; 7].

Св. Мака­рий Вели­кий гово­рил, что «душа, соеди­нив­ша­яся со светом небес­ного образа, уже и теперь в своей ипо­стаси [в своем суще­стве] посвя­ща­ется в знание тайны, в вели­кий же день Вос­кре­се­ния и тело ее оза­рится тем же небес­ным обра­зом славы» 6.

Об этом же писал и пре­по­доб­ный Симеон Новый Бого­слов, спо­до­бив­шийся вели­ких мисти­че­ских пере­жи­ва­ний. «Не только, говорю, суще­ство души, но также и члены тела моего, при­об­щив­шись боже­ствен­ной славы, бли­стают боже­ствен­ным светом» [8, с. 19].

Итак, осо­бен­но­стью хри­сти­ан­ского учения о теле явля­ются пред­став­ле­ния о пре­об­ра­же­нии тела, обо­же­нии его, вос­кре­се­нии в теле, при­об­ре­те­нии чело­ве­ком нового духов­ного тела в Цар­ствии Божьем.

Лите­ра­тура

При­ме­ча­ния:

1 По совре­мен­ным науч­ным данным, это, веро­ятно, соот­вет­ствует транс­порт­ной функ­ции кровью гор­мо­нов (в част­но­сти, адре­на­лина, выброс кото­рого в кровь сопро­вож­дает эмо­ци­о­наль­ные про­цессы, а также акти­ва­ци­он­ные про­цессы, повы­ша­ю­щие сен­сор­ную чув­стви­тель­ность).

2 Пози­ти­вист­ские науч­ные кон­цеп­ции рас­смат­ри­вают чело­века как при­род­ное, био­ло­ги­че­ское суще­ство, где телес­ные свой­ства явля­ются пред­по­сыл­кой и усло­вием раз­ви­тия его пси­хи­че­ских свойств. В иде­а­ли­сти­че­ских же кон­цеп­циях чело­века – фило­соф­ских, пси­хо­ло­ги­че­ских и рели­ги­оз­ных – чело­век пола­га­ется духов­ным суще­ством, а его телес­ная суб­стан­ция рас­смат­ри­ва­ется как «орудие» про­яв­ле­ния, дей­ствия духа на мате­ри­аль­ном плане бытия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *