Что такое плоть по библии
Плоть
Плоть – 1) одна из двух субстанций человеческого естества; 2) понятие православной аскетики, имеющее два значения: а) тело; б) совокупность принадлежащих грешнику плотских страстей.
С одной стороны, под плотью христианские подвижники понимают человеческое тело, участвующее вместе с душой в подвигах. С другой стороны, под плотью ими понимается совокупность страстей, гнездящихся в человеке.
Говоря о жизни по плоти, апостол Павел говорит не о телесной (физиологической) жизни человека, но о действии греховных страстей в членах человеческого тела ( Рим.7:5 ). Он учит, что делами плоти являются не только телесные грехи, но и душевные – вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, ереси ( Гал.5:20 ). Людей, живущих по греховным страстям, он называет плотскими, а по евангельским заповедям – духовными. «Он знал, что и плотские имеют душу, и духовные – тело, – говорит святой Ефрем Сирин, – но по причине преобладания того, чего в человеке больше, именование преобладающего усваивает целому человеку». Если в человеке господствует пристрастие к земному, то он – плотской (плоть как тело сотворена из праха земного). Если в человеке преобладает стремление к Божественному, то он – духовный. Борьба этих стремлений означает, по слову апостола Павла, борьбу плоти и духа ( Рим.8:7 ; Гал.5:17 ).
Победа земных пристрастий позволяет распространить понятие «плоть» на саму человеческую душу. По слову св. Петра Дамаскина, и душа может именоваться плотью, если исполняет пожелания страстей, добровольно коснеет в совершенном неведении о духовной жизни. Если же она тянется к Богу, то вслед за ней и весь человек становится духовным. При этом само тело, как учит св. Григорий Палама, возвышается вместе со стремящимся к Богу умом, «вкушает божественного общения», «бывает стяжанием и домом Божьим».
Свойственно ли православной аскетике понятие «умерщвление плоти»?
Обузданием плоти в той или иной мере занимается каждый христианин. Внешне оно может выражаться в постах, бдении, богоугодном физическом труде, воздержании или в других формах.
Ближайшей целью обуздывания плоти является раскрепощение духа, освобождение его от влияния плотских греховных движений; врачевание страстей; наконец, укрепление воли, ориентация её в направлении Добра, устремление от мирского к Небесному, от тленного — к вечному, Божественному.
Плотские помышления могут пагубно сказываться как на самой плоти, так и на душе. Подчеркивая, насколько опасными могут быть плотские помышления, апостол Павел соотносил их с враждой против Бога ( Рим.8:7 ).
Уже с апостольских времен люди, не преуспевавшие в борьбе с плотским греховным началом (а тем более — не желавшие в этом преуспевать), именовались плотскими ( 1Кор.3:3 ).
Плотским могли именоваться и новоначальные христиане, как младенцы во Христе, как не достигшие духовной зрелости (надлежащей степени духовного совершенства) ( 1Кор.3:1 ).
Борьба с плотским греховным началом должна вестись христианином со всею ответственностью. Поскольку речь идёт не о простом уклонении от греха, а об истреблении, искоренении его влияния и власти, постольку эта борьба именуется умерщвлением: умерщвлением плотских дел ( Рим.8:13 ) умерщвлением плоти (по подобию того как и об отказе от зла вообще говорится: умереть для греха ( Рим.6:2 )).
Не секрет, что великим христианским аскетам, подвижникам, борьба с плотским началом свойственна в большей степени, чем обыкновенным мирянам. Внешне эта борьба проявляется в более суровом отношении к собственной плоти, в частности: в более строгих постах, в исполнении более тяжёлых послушаний, в простоте одежд, в более частых и продолжительных молитвенных стояниях по ночам, в проживании в тесных (нередко — холодных) помещениях (кельях, лачугах, пещерах).
Случается, что при таком отношении к собственному телу подвижники доводят его до измождения. Кому-то даже может показаться, что они занимаются напрасным и бессмысленным деланием: членовредительством. Но это не так. Повторим, измождение плоти осуществляется ими не ради измождения (это — не самоцель), а ради торжества духа над плотью.
святитель Филарет (Дроздов), митр. Московский:
«Нам, христиане, повелевается умерщвлять плоть не карательными орудиями, не мучением или уродованием создания Божия, не повреждением орудия души, но духом, то есть духовным законом, духовными рассуждениями, духовными правилами, духовным воззрением на образ жизни и распятия Христова, и силой, почерпнутой из этих живых источников».
преподобный Исидор Пелусиот:
«Сколько для плоти, избыточествующей силами, нужно умерщвление, укрощающее надмение страстей, столько же для плоти, изнемогающей и вместе с душою подвергающейся злостраданию, потребна помощь, чтобы подчинялась Божественным заповедям. Посему должно заботиться и о том и о другом, а при недостатке чего-либо одного усовершение трудно».
святитель Антоний Великий:
«Утончим тела свои, чтобы иметь силу держать себя в порядке, ибо если мы поработим тело и отдадим его в рабство души, то плотские помышления, любовь к которым есть вражда Богу, умерщвлены будут через умерщвление плоти. Тогда просветится душа и соделается храмом Богу».
Что такое плоть по библии
Заявление Нокса на удивление созвучно словам апостола Павла, который открыто признал, что также противостоял своей греховной природе: «Ведь мы знаем, что Закон исходит от Духа. А я человек из плоти, проданный в рабство греху. Я сам понять не могу своих поступков. Чего хочу, того не делаю, а то, что мне ненавистно, делаю. И если я делаю то, чего не хочу, значит, я признаю, что Закон хорош. Но на самом деле это действую не я, а живущий во мне грех. Я знаю, что добра во мне (то есть в моей природе) нет. Желание делать добро есть, но это у меня не получается. И я не делаю добра, хотя и хочу, а зло, хотя и не хочу этого, делаю. А если я делаю то, чего не хочу, это значит, что действую не я, а живущий во мне грех. Итак, я открыл в себе закон: каждый раз, когда я хочу сделать добро, у меня выходит зло. Внутренний человек во мне радуется закону Бога. Но в своем теле я вижу иной закон, восстающий против закона моего разума и делающий меня пленником закона греха, который действует во мне. Несчастный я человек! Кто освободит меня от этого смертоносного тела!» (Римлянам 7:14-24; тут и далее – перевод Российского Библейского общества).
Павел утверждает в своем послании к Римлянам, что в его теле, или плоти, существует что-то, приводящее к трудностям в христианской жизни и делающее его узником греха. Мартин Лютер в своем предисловии к посланию Римлянам прокомментировал использование Павлом слова «плоть», сказав: «Нельзя считать, что речь идет о «плоти», которая только связана с нецеломудрием. Святой Павел под словом «плоть» подразумевает всего человека, включая все, – его тело, душу и разум, потому что все это влияет на устремления плоти». Комментарии Лютера отмечают, что «плоть» приравнивается к привязанностям и желаниям, неугодным Богу, не только в половой жизни, но и в любой другой сфере бытия.
Чтобы получить четкое понимание термина «плоть», следует изучить его использование в Писании и то, как оно проявляется в жизни верующих и неверующих, к каким последствиям оно приводят и как, в конечном счете, оно может быть преодолено.
Определение «плоти»
Греческое слово, обозначающее «плоть» в Новом Завете – это «sarx». Этот термин часто используется в Писании относительно физического тела. Однако «Греко-английский словарь Нового Завета и другой ранней христианской литературы» определяет это слово таким образом: «Физическое тело как функционирующий организм; согласно писаниям Павла, все части тела составляют совокупность, известную как плоть, в которой грех доминирует до такой степени, что при любых обстоятельствах все формы греха присутствуют, и в ней нет ничего доброго».
В Библии ясно говорится, что человечество вначале не было таким. В книге Бытие сказано, что оно было создано хорошим и совершенным: «И сказал Бог: «Создадим человека – Наш образ и Наше подобие…». Бог сотворил человека, образ Свой, Божий образ Он сотворил, мужчину и женщину сотворил» (Бытие 1:26-27). Так как Бог совершенен и так как результат всегда демонстрирует свою причину (то есть, совершенный и благой Бог может создать только хорошее, как сказал сам Иисус: «Хорошее дерево не приносит плохих плодов» (Матфея 7:18)), так и Адам с Евой были созданы добрыми и безгрешными. Однако, согрешив, они были испорчены грехом, а грешная природа передалась всем их потомкам: «Когда Адаму было сто тридцать лет, у него родился сын – его образ и подобие. Адам дал ему имя Шет» (Бытие 5:3).
Факт греховности человеческой природы подтверждается во многих местах Писания, как например, следующее заявление Давида: «Едва я родился, грех был со мной, едва мать меня зачала» (Псалом 50:7). Здесь Давид не имеет в виду, что он родился в результате прелюбодеяния, а что греховная природа его родителей передалась ему. В богословии это убеждение иногда называют традуцианским взглядом на человеческую природу (от латинского слова «tradux», означающего «род, ветвь»). Традуцианский взгляд заключается в том, что душа человека создается через его родителей, в результате чего ребенок наследует их греховную природу.
Библейский взгляд на человеческую природу отличается от греческой философии в том, что в Писании говорится об изначально хорошем физическом и духовном характере человечества. Напротив, такие философы, как Платон видели в человечестве дуализм или дихотомию. Такое мышление, в конечном итоге, вылилось в теорию, что тело (физическое) было злом, а дух человека – добром. Это учение повлияло на такие группы, как гностики, которые верили, что физический мир был создан по ошибке полубогом «Демиургом». Гностики выступали против доктрины воплощения Христа, так как считали, что Господь никогда бы не принял человеческий облик, ведь тело является злом. Апостол Иоанн в свое время столкнулся с формой такого учения и предупреждал о нем: «Любимые, не всякому духу верьте, но подвергайте духов испытанию, от Бога ли они, потому что в мир уже ушло много лжепророков. Вот как вы узнаете, что дух от Бога: всякий дух, который признает, что Иисус Христос пришел облеченным в плоть, – от Бога, а всякий дух, который не признает Иисуса, – не от Бога» (1 Иоанна 4:1-3).
Кроме того, гностики учат, что не имеет значения, что человек делал, пребывая в своем теле, так как только дух имеет значение. Дуализм Платона ведет к одинаковым последствиям как в первом веке, так и сегодня – он приводит либо к аскетизму, либо к распущенности, а то и другое осуждается в Библии (Колоссянам 2:23; Иуды 4).
Таким образом, в отличие от греческой философии, в Библии говорится, что природа человечества – как физическая, так и духовная – были хорошими, но пострадали от греха. Конечным результатом греха является природа, которая часто в Писании называется «плотью», – то, что восстает против Бога и стремится к греховному удовлетворению. Пастор Марк Бубек (Mark Bubek) дает следующее определение плоти: «Плоть – это встроенный закон несостоятельности, делающий невозможным для естественного человека нравиться или служить Богу. Это непреодолимая внутренняя сила, унаследованная со времени грехопадения, проявляющаяся в общем и конкретном восстании против Господа и Его праведности. Плоть невозможно переделать или улучшить. Единственной надеждой на спасение от закона плоти является ее полное уничтожение и замена новой жизнью в Господе Иисусе Христе».
Проявления плоти и борьба с ней
Как плоть проявляется в людях? Библия отвечает на этот вопрос так: «Дела плотской природы у всех на виду. Это разврат, грязь, распущенность, идолопоклонство, колдовство, вражда, раздор, ревность, гнев, своекорыстие, распри, расколы, зависть, попойки, оргии и тому подобное. Я предупреждал вас раньше и предупреждаю теперь: никто из тех, кто так поступает, не будет иметь наследия в Царстве Бога» (Галатам 5:19-21).
Кроме этого, каждые 39 минут в Соединенных Штатах выходит новое порнографическое видео. Такая статистика подтверждает заявление пророка Иеремии, который восклицал: «Коварно сердце человека, оно неисправимо. Кто может знать его?» (Иеремии 17:9).
Влияние плоти
В Библии говорится, что плотская жизнь приводит к ряду печальных последствий. Во-первых, в Писании подтверждается, что потакающие плотской природе и не желающие изменяться или покаяться в своем греховном поведении будут отделены от Бога как в этой жизни, так и в будущей:
• «Какую пользу вы от этого (греховных занятий) получили? Получили то, чего теперь стыдитесь, а в конечном итоге – смерть» (Римлянам 6:21)
• «Потому что если вы будете жить согласно собственной природе, то умрете, а если умертвите Духом греховные дела тела, будете жить» (Римлянам 8:13)
• «Не обманывайтесь: Бога не провести! Что человек сеет, то он и пожнет! Сеющий в угоду своей плотской природе пожнет с нее гибель; сеющий для Духа пожнет от Духа вечную жизнь» (Галатам 6:7-8).
Более того, человек также становится рабом своей плотской природы: «Разве вы не знаете, что если вы отдали себя кому-либо в рабство, то вы действительно стали рабами того, кому повинуетесь: вы или рабы греха, что ведет к смерти, или рабы того повиновения, что ведет к примирению с Богом» (Римлянам 6:16). Такое рабство всегда приводит к разрушительному образу жизни. Как сказал пророк Осия: «Кто сеет ветер, пожинает бурю» (Осии 8:7).
Факт в том, что повиновение плотской природе всегда приводит к нарушению Божьего нравственного закона. Тем не менее, человек, в самом прямом смысле, никогда не сможет его уничтожить, хотя, безусловно, может не подчиняться ему. Например, человек может подняться на крышу и прыгнуть с петлей на шее, надеясь нарушить закон гравитации. Тем не менее, он быстро узнает, что не может летать, – он не может нарушить закон всемирного тяготения, и единственное, чего он добьется – это разрушение самого себя, доказывая этим существование закона тяготения. То же самое можно сказать и о моральных действиях: человек может не подчиняться Божьему нравственному закону через плотскую жизнь, но он только докажет, что закон действенен, уничтожив себя тем или иным образом посредством собственного поведения.
Преодоление плоти
Библия предоставляет трёхшаговый процесс преодоления плоти и восстановления правильных отношений с Богом. Первым шагом является честность – признание своей греховности перед Господом. Это включает в себя согласие с тем, что говорится в Библии обо всех, рожденных от человека: люди – грешники, и приходят в мир, имея испорченные отношения с Богом, создавшим их:
• «Если Ты, Господь, всмотришься в наши грехи, – Господи, кто устоит?» (Псалом 129:3)
• «Если скажем, что мы безгрешны, значит, мы вводим себя в заблуждение и истины нет в нас … Если скажем: «Мы не грешили», – значит, Его выставляем лжецом и нет в нас Слова Его» (1 Иоанна 1:8, 10).
Следующим шагом является духовный образ жизни, что включает в себя обращение к Богу за спасением и получение Святого Духа, позволяющего человеку жить праведно перед Господом, а не следовать желаниям плоти. Это преобразование и новый образ жизни описаны в нескольких местах Писания:
• «Я распят вместе с Христом, и живу уже не я, а живет во мне Христос. И пока я живу на земле, я живу благодаря вере в Сына Божьего, полюбившего меня и отдавшего себя в жертву ради меня» (Галатам 2:19-20)
• «Так и вы, соединясь с Христом Иисусом, считайте себя мертвыми для греха, но живыми для Бога» (Римлянам 6:11)
• «Поэтому я говорю вам: живите, как велит Дух, и тогда вы не поддадитесь вожделениям плотской природы» (Галатам 5:16)
• «Ведь крестившись, чтобы соединиться с Христом, все вы облеклись в Христа» (Галатам 3:27)
• «Пусть одеянием вашим станет Господь Иисус Христос! Так не поддавайтесь своей плотской природе и ее вожделениям» (Римлянам 13:14)
• «И не напивайтесь вином – от него только распущенность, но наполняйтесь Духом!» (Ефесянам 5:18)
• «Глубоко в сердце храню я слово Твое, чтобы перед Тобой не грешить» (Псалом 118:11).
Последним шагом является приход смерти, когда плоть, лишенная исполнения своих желаний в конце концов умирает. Даже если человек рожден свыше через Духа Божьего, ему необходимо понимать, что он все еще владеет старой природой с ее вожделениями, которые борются с новой природой и желаниями, исходящими от Духа. С практической точки зрения, христиане должны намеренно избегать потакания старой, плотской природе и вместо этого вести себя по-новому согласно с водительством Духа:
• «Но ты, человек Божий, беги от этого [от греховных действий]! Добивайся справедливости, подлинного благочестия, веры, любви, стойкости, кротости» (1 Тимофею 6:11)
• «Избегай юношеских страстей…» (2 Тимофею 2:22)
• «Нет, я закаляю тело и подчиняю его своей воле, чтобы не получилось так, что, провозгласив Весть для других, сам не буду допущен к состязаниям» (1 Коринфянам 9:27)
• «Поэтому умертвите в себе все то, что в вас от земной природы: распутство, безнравственность, страсти, дурные желания, жадность (а она ничем не отличается от идолопоклонства)» (Колоссянам 3:5)
• «Те, кто принадлежат Христу Иисусу, распяли на кресте свою плотскую природу вместе с ее страстями и желаниями» (Галатам 5:24)
• «Мы знаем, что прежний человек в нас умер вместе с Ним на кресте, чтобы наша греховная сущность лишилась силы, чтобы мы перестали быть рабами греха» (Римлянам 6:6)
• «А вы совсем не так познавали Христа, если, конечно, вы услышали о Нем, если вы были наставлены Им, ведь истина – в Иисусе. Вас научили, что нужно отказаться от того, что было свойственно вашему прежнему образу жизни, что нужно совлечь с себя ветхого человека, которого губят обманчивые страсти. Обновите свой ум и дух и облекитесь в Нового Человека, созданного по образу Бога, в истинной праведности и святости!» (Ефесянам 4:20-24).
Вывод
Сусанна Уэсли, мать великих проповедников и авторов гимнов Джона и Чарльза Уэсли, описала грех и плотскую природу следующим образом: «Все, что ослабляет ваш разум, портит вашу совесть, мешает отношениям с Богом или искажает ваше стремление к духовному, говоря кратко – если что-нибудь увеличивает влияние и силу плоти над Духом, – становится грехом для вас, как бы хорошо это ни было само по себе». Одной из целей христианской жизни является победа Духа над плотью и изменение жизни, что проявляется в праведном поведении перед Господом.
Хотя нам и предстоит настоящая борьба (что ясно из Библии), христиане имеют Божье заверение, что в конечном итоге Он дарует им победу над плотью. «Я убежден, что Тот, кто начал в вас это благое дело, завершит его ко Дню Христа Иисуса» (Филиппийцам 1:6).
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
Понятия «тела» и «плоти» в христианском учении о человеке
Понятия «тела» и «плоти» в христианском учении о человеке
«Создал Бог человека, персть взем от земли, и вдуну в лице его дыхание жизни: и бысть человек в душу живу» ( Быт.2:7 ).
Первое начало человека – персть от земли: душа названа дыханием жизни. Cозданное из праха земного, тело Адама по природе своей было таким же как и все окружающее его вещество.
Сотворение Адама стало источником его имени. Св. Иоанн Златоуст писал: «Итак, поскольку человек создан из Едема, девственной земли, он назван Адамом [как] соименный матери… Бог, создавший человека из земли, навал его по имени матери Адамом; она — Едем, он – Адам» 15. «Адам назван Адамом по своему рождению от земли в Едеме. Едем же [означает] красный» – Диодор Тарсийский [цит. 15, с. 67].
А. Позов пишет, что тело самый сложный компонент человеческой тримерии, т.к. в нем представлено все многообразие мира в множестве монад-клеток, ибо человек есть микрокосм, отражающий в себе макрокосм.
Единство тела в его множественности осуществляется единством души.
Тело, как и другие компоненты тримерии, по Позову, имеет свои триады. В частности, он выделяет триаду «лимфы – крови – и нервной системы» 18. «Лимфа» – это «собственно» тело тримерии – носительница химизма, выполняет вместе с кровью функцию питательности организма.
В святоотеческом предании кровь иногда рассматривается как проводник раздражительной и желательной части души.
«Нервная система», по мнению Позова, является материальным субстратом духа, носительницей высшей душевной силы. Через нервную систему проявляется душа в виде желаний, ощущений, представлений, понятий. Телесные ощущения существуют для того, чтобы ум получал свою пищу, ум без чувства не обнаруживает своей энергии. Т.о. мозг – телесно-рефлекторный исполнительный орган духа. Мозг, как центр нервной системы, призван быть посредником и представителем души и духа в эмпирическом мире. Мозг является материальным центром всей тримерии. Совершенный мозг дает больше возможностей для проявления души – т.е. имеется взаимозависимость состояния развития мозга и богатства душевной жизни 18.
Мозг, по мнению Позова, не вполне адекватный аппарат для проявления души – душа шире этого телесного аппарата. Аскеза утончает мозг, увеличивает его восприимчивость к более тонким колебаниям души. Непроявленная часть душевно-духовных состояний содержится в подсознании.
С точки зрения христианской антропологии тело является низшей частью человеческого существа, через потребности и немощи тела человек тесно связан с природой. «Более того, – пишет Ю.М. Зенько, – само тело является частью природы, а через свою телесность человек является природным существом». [8, с. 57] Биологическая природа человека указывает на то, что условиями его существования являются питание, удовлетворение других потребностей тела, определенные константы внешней среды обитания (температура, вода, воздух и т.п.)*.
Тело наше, говорили святые отцы, – это животно-растительный ЖИВОЙ организм со всеми его отправлениями и потребностями.
В христианской антропологии понятия «тела» и «плоти» нетождественны, хотя и близки, а иногда и подменяют друг друга.
«Тело» – это внешняя целостность, которую видят другие люди (тело = цело, человек во внешних проявлениях). Тело – организованная форма земной материи.
«Плоть» – это земное начало, материя земного тела, перстность – то, что из земли (то, что в Ветхом Завете понималось как тело-мясо, мускулы). Плоть, сома – «тело смерти» (ап. Павел. Рим.7:24; 8:11 ), материя тления. Плоть часто обозначает человека в его слабости — жить по плоти — это греховное, земное существование 12. Богословская мысль разделяет жизнь плотскую, душевную и духовную. Плотская жизнь противоестественна, душевная – естественна, духовная – сверхъестественна. Плотскость есть крайняя степень пассивности человека.
Плоть немыслима без души. В Писании плоть и душа местами идентичны. Понятие «плоти» часто также значит вообще всякое живое существо, родство по крови, супружеству.
Протоиерей Андрей Лоргус замечает, что в библейских текстах встречаются и символические, поэтические метафоры понятий «тела» и «плоть» – «земля», «персть», «прах», «пепел». 15
В Библии основное понятие «тела» все-таки – собирательное, которым обозначают совокупность членов, костей, плоти, крови. Но в новозаветной антропологии появляется и новый смысл – «тело Христово», «тело «как Церковь 15. «Сие есть Тело Мое» ( Мф.26:26 ; Мр.14 ) *В науке сегодня говорят об антропном принципе: во вселенной возникла уникальная возможность существовании человека.
Святые отцы говорили о красоте человеческого тела: «Человеческое тело, как и душа, суть художественные изделия Его человеколюбивого и благодетельного Промышления». Так св. Иоанн Златоуст понимал Замысел Творца [цит. 15, с. 68].
Тело не только состав членов, но и носитель черт, превосходящих естество; тело есть форма, образ, выражающий красоту, – подытоживает святоотеческую мысль отец Андрей Лоргус. Биологические механизмы организма, физико-химические и биофизиологические потоки, их скорость, интенсивность, способ функционирования, обмен веществ, обеспечивающие жизнь тела – этот поток вещества – плоть, общая для всех людей природа 15. Тело растет, изменяется, стареет, но остается именно тем же телом, которое было создано в зачатии. Человек узнаваемый, идентичный сам себе в своей телесности – это тело, образ, портрет. Физико же химический состав его биологических процессов- его биологическая природа-плоть.
Большое внимание в святоотеческой антропологии придается такому телесному органу как сердце. Но понятие «сердца» употребляется святыми отцами со множеством смыслов. Чаще всего встречается понятие «сердца» как духовно-душевного центра тримерии и центра телесной чувственной жизни.
Можно поставить вопрос – КАКОВА ФУНКЦИЯ ТЕЛА В ТРИМЕРИИ? Зачем человеку тело? И такие ответы предлагает святоотеческая мысль.
Тело – исполнитель замыслов человека, проявление внутреннего человека во внешнем мире. «Тело есть ближайшее орудие души и единственный способ обнаружения ея во вне в настоящем мире. Посему самым устройством оно совершенно приспособлено к силам души», – писал св. Феофан Затворник [22; с. 326].
Св. Василий Великий сравнивает тело с конем, а душу с наездником:
«..прекрасная вещь-конь, и чем он по природе резвее и горячее, тем лучше; но он требует наездника и управителя» [3; с. 54]. Преп. Максим Исповедник называл тело «соработником» 16.
Св. Григорий Палама, Ириней Лионский рассматривали тело как орудие души [цит. по 8].
Таким образом, триада тела является средством и орудием реализации духа в материальном мире. Идеальное бытие души становится реальным через триаду тела. Внутреннее действует во внешнем, как его двигатель.
Важнейший вопрос – это взаимоотношения тела и души, но прежде чем обратиться к нему, надо рассмотреть понятие «души» в христианской антропологии.
Итак, святые отцы отвечают на вопрос «зачем тело человеку», какова функция тела в тримерии, так: тело – дом, обитель души, ее одеяние. Или орудие реализации ее в материальном мире. Идеальное, внутреннее бытие души становится реальным через внешнее тело. Телесные ощущения существуют для того, чтобы ум получал свою пищу, ум без чувства не обнаруживает своей энергии. Душа проникает тело, как дух проникает душу. Внутреннее действует во внешнем, как его двигатель. Без души тело умирает.
Как решают проблему взаимоотношения души и тела философы и богословы?
И. Кант, например, писал: «Смерть тела действительно может быть прекращением нашего чувственного пользования умом и только началом духовного пользования. Таким образом, тело является не причиной нашего мышления, а лишь ограничивающим условием его, и, хотя тело необходимо для нашего чувственного и животного сознания, тем не менее его можно считать помехой для нашей чисто духовной жизни» [14, с. 809].
Фома Аквинат полагал: «..человеческая душа находится на стыке телесных и бестелесных субстанций. Она существует как горизонт вечности и времени…душа есть субстанциальная форма тела, поэтому она целиком находится в теле и в каждой из его частей. И поэтому же она составляет единственное начало всей человеческой жизни: вегетативной чувственной и интеллектуальной» [цит. По 4, с. 69]. Телом человек принадлежит природе, душой же превосходит ее.
Рефлексию западных современных философов и сводку их мнений представил в своей работе К. Вальверде 4.
Душа обусловливает существование материального человеческого тела в качестве живой субстанции, – обуславливает не как действующая, но как формальная причина: «она придает телу организованность, единство, многочисленные вегетативные, сенситивные, интеллектуальные, аффективные функции. Ибо в человеке существует одна форма … она конституирует человека в единое целое, в существо, формально определяемое как человек» [5, с. 300].
Человек есть синтез двух реальностей — телесной и душевной, которые сливаются в единую природу. Тело слито с душой и образует субстанциальное единство… Тело – посредник, благодаря которому душа вступает в контакт с чувственным миром. Только через телесность мы наличествуем для мира и мир для нас.
Душа – форма тела и мы воспринимаем друг в друге эту целостность «душитела»: когда один человек видит другого, то он видит не тело, а личность. Встреча двух личностей – это встреча двух телесных духов.
Эта телесность максимально выразительна в лицевой экспрессии. Лицо позволяет нам познать личность (мимика выражает наши чувства, а глаза – окна души).
Если «использовать «в общении только тело, то это значит посягать на реальность личности, превращая ее в вещь.
Тело сегодня, подводит итог Вальверде, не рассматривается как противник души, что было характерно для Запада под влиянием платонизма, когда на тело смотрели как на темницу и гробницу души. Тело – инструмент духа, как бы модальность, которую дух принимает в мире. Телесность принадлежит к сущности человеческого духа 4.
Карл Ранер: «тело есть самореализация духа во времени и пространстве, …то, посредством чего Я осуществляю себя в мире» [цит. по 4, с. 314].
Но тело может и не позволять духу выразиться адекватным образом, может сопротивляться духу.
Апостол Павел: «В членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» ( Рим.7:23 ).
Вывод
В христианском учении о человеке «тело» – это внешняя целостность человека, организованная форма земной материи. Плоть – «земная материя» – биофизические и биохимические процессы обмена в тканях организма, физиологические функции. Мозг – материальный центр тримерии, представитель души и духа в эмпирическом мире. Душа проникает и оживотворяет тело. Преображение человека после воскресения не устранит начала телесности.
Пр. Иоанн Дамаскин: «Одноприродным человек называется не потому, что душа и тело одной природы, но потому что все люди одинаково имеют душу и тело, и каждый имеет две природы» (10, гл. 42 с. 53)
Тело – инструмент духа.
Тело (цело) – habitus – как раз и являет в человеке в целости, целокупности, биологическую реальность, пронизанную психической реальностью.
Как компонент христианской антропологии «тело» представлен в научном знании?
В научном знании о человеке есть учение о конституции, которое показывает, что сама материя, «тело» человека преобразуется психической реальностью, несет на себе «печать» психических особенностей данного человека. Особенно наглядным примером пронизанности телесного психическим является лицевая экспрессия, которая настолько хорошо отражает эмоциональные состояния человека, что невербальному языку в общении мы придаем очень большое значение.
В научной теории индивидуальности, разработанной Б.Г. Ананьевым, человек представлен как уникальная неповторимая целостная индивидуальность – многоуровневая система- и включает в себя целый ряд подсистем, образуемых различными свойствами.
Человек как «индивид» – это «подсистема» в «системе – индивидуальность», образуемая биологическими наследственно обусловленными свойствами.
Совокупность биологических общесоматических свойств человека объединяется понятием «конституция» 2.
Литература
Понятие индивида в теории индивидуальности
Целостное описание человека, столь актуальное сегодня для психологии, В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев предлагают осуществить через представление форм целостной организации, в различных проекциях – срезах целого 23. Выделение структуры «Индивида» в совокупности свойств человека как индивидуальности и есть одна из таких проекций на биологическом уровне.
Понятие «индивид» сегодня принято использовать в отечественной психологии для обозначения человека как отдельного, неделимого представителя человечества. В понятии индивида содержится указание на общность его природы со всем человеческим родом. Чаще всего «человек как индивид предстает в своих природных, биологических особенностях, как человеческий организм. Это – телесное бытие человека», – пишут В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев 23.
Близко к такому пониманию человека как индивида и понимание А. Н. Леонтьева: «Индивид – это прежде всего генотипическое образование… Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни. Индивид как целостность – это продукт биологической эволюции, в ходе которой происходит процесс не только дифференциации органов и функций, но также и их интеграции, их взаимного сглаживания» [16, с. 145].
Таким образом, и Б. Г. Ананьев, и А. И. Леонтьев соглашались с тем, что индивид – это биологическое генотипическое образование [6, 16].
Б. Г. Ананьев в системе многоуровневой индивидуальности под индивидной структурой понимал – возрастные, половые, конституциональные особенности. Взаимосвязи этих, так называемых первичных свойств, определяют более сложные образования вторичных свойств – структуру потребностей и сенсомоторную организацию. «Совокупность важнейших свойств индивида и их сложных образований выступает в наиболее интегративной форме в виде темперамента и задатков, составляющих природную основу личности» [6, с. 80]. Соглашаясь с концепцией В.с. Мерлина по поводу того, что характеристики темперамента обусловлены типом нервной системы, Ананьев обращал внимание, что обособление типичных особенностей нервной системы от общесоматических особенностей организма, эндокринно-биологических характеристик и типа метаболизма (обмена веществ в организме) исключает из темперамента такие его характеристики как эмоциональность, сенситивность, что неправомерно с его точки зрения. Темперамент, полагает Б. Г. Ананьев, обусловлен не только нейродинамической организацией головного мозга, но и структурно-динамическими особенностями организма в целом 6. Также и структура органических потребностей связана не только с безусловными рефлексами, но и с более общими характеристиками метаболизма всех систем, органов и тканей организма, определяя мотивацию поведения.
По мнению Б.Г. Ананьева, конституциональные, нейродинамические свойства и функциональная геометрия тела обусловлены генетическим фактором 6. Взаимосвязи свойств индивида определены общей морфо-физиологической организацией человека как вида, его единой биологической природой.
«Индивидность человека интересует психологию в той мере, – писали В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев, – в какой она проявляется в становлении, развитии и функционировании человеческой субъективности. Природные, телесные свойства человека составляют предпосылку и условия развития его внутреннего мира, формирование специфически человеческих способностей… 2 Изучение индивидных свойств человека в психологии связано с анализом функциональной проблемы: как конкретно органическое, природное проявляется в психическом» [23, с. 212].
В различных исследованиях человека – и в физиологии, и в медицине, и в психофизиологии накоплено достаточно эмпирических данных, чтобы сделать попытку их синтеза в «проекцию индивидной целостности».
Рассматривая концепцию целостного человека, мы показали, что человек как уникальная неповторимая целостная индивидуальность – многоуровневая система — включает в себя целый ряд подсистем, образуемых различными свойствами.
Совокупность биологических общесоматических свойств человека объединяется понятием «конституция».
Литература
Христианское учение о теле духовном
Христианское учение о теле расходится со многими другими духовными учениями, в которых тело рассматривается как источник зла и греха в человеке.
В восточном христианстве учение о телесной жизни по существу не связано с темой греха – пишет прот. В. Зеньковский 2.
Богословская мысль разделяет жизнь плотскую, душевную и духовную. Плотская жизнь противоестественна, душевная – естественна, духовная – сверхъестественна.
Сама по себе плоть наша безгрешна, но может быть седалищем греха. Тогда «плоть и кровь» как источники плотских побуждений и грехов «не наследуют» Царствия небесного. «Душевность» тела в земной жизни, то есть его зависимость от управляющего воздействия души, делает его наиболее уязвимым и подверженным действию страстей.
Плотскость есть крайняя степень пассивности, когда живет не человек, а живет воплощенный в нем грех. Деление людей на плотских и духовных восходит к апостольским временам. Духовность умерщвляет плотскость и освобождает от рабства плоти.
Св. Григорий Палама писал: «Потому что как у одержимых чувственными, гибнущими наслаждениями сила душевного желания вся целиком опустошается в плоть, из-за чего они полностью становятся плотью, и Божий Дух, по Писанию, не может жить в них, так у восходящего к Богу и привязавшихся душой к Божией любви даже плоть, преобразившись, тоже возвышается и тоже вкушает общение с Богом, сама делаясь Божиим владением и местожительством и не имея уже ни затаенной вражды к Богу, ни противного Его Духу желания» [1, с. 50].
Есть еще такая разница между «телом» и «плотью», что плоть (саркс) как сома в состоянии греха погибнет, а тело – то, что воскреснет 3.
Особенное и самое существенное в христианской метафизике есть учение о воскресении в теле, это значит, что посмертное преображение человека не устраняет начала телесности, хотя и преображает ее.
Для жизни в Боге духу человеческому нужно и тело, которое есть, по слову ап. Павла «храм Святого Духа, живущего в нас» ( 1Кор.6 ).
В антропологии ап. Павла тело является мистическим объектом человеческого бытия – либо «чистым и духовным», либо «смертным и греховным».
«В членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» ( Рим.7:23 ) — говорил ап. Павел.
«Сеется тело душевное, восстанет тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное» ( 1Кор.15:44 ).
О прославлении тела писал и св. Климент Римский: «Да спасется во Христе целое наше тело». [4, с. 86]
Плоть удостаивается величайшей чести – быть живою скрижалью Духа Божия: «Вы показываете собою, что вы – письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» ( 2Кор.3:2-3 ).
Боговоплощение и Рождество Иисуса Христа мистически преображает человеческую телесность, пишет отец Андрей Лоргус. Человеческая телесность становится обоженной и одухотворенной через Крещение и церковные таинства 5.
О преображении тела человека в процессе духовной жизни говорил и преп. Максим Исповедник: «душа… через причастие Божьей благодати сама делается Богом… прекращая природные действия тела, которое обоживается… так что и душа и тело являют одного только Бога» 7.
Благодать Божья обоживает и тело; душа тогда не телесными и земными страстями волнуется, а, наоборот, сама поворачивает к себе тело, уводя его от наклонности ко злу и вдыхая в тело святость (пример святых мощей).
«Тело наше, в том виде, как оно теперь есть, – грубое…негоже для Царствия Божия, если предназначено ему участвовать в сем царствии, то оно наследовать его иначе не может, как претворено будучи… Надобно облекщись в нетленное тело, и тогда войти в царство, если достоин того — писал св. Феофан Затворник [3, с. 596].
Св. Григорий Палама развил учение о «богопричастности» плоти Господа, которая является основой нашего обожения и позволяет телесной природе человека через причастие в таинстве Евхаристии становиться «богопричастной» 1.
Подобного же взгляда на телесность придерживаются и пр. Максим Исповедник, и св. Макарий Великий [6; 7].
Св. Макарий Великий говорил, что «душа, соединившаяся со светом небесного образа, уже и теперь в своей ипостаси [в своем существе] посвящается в знание тайны, в великий же день Воскресения и тело ее озарится тем же небесным образом славы» 6.
Об этом же писал и преподобный Симеон Новый Богослов, сподобившийся великих мистических переживаний. «Не только, говорю, существо души, но также и члены тела моего, приобщившись божественной славы, блистают божественным светом» [8, с. 19].
Итак, особенностью христианского учения о теле являются представления о преображении тела, обожении его, воскресении в теле, приобретении человеком нового духовного тела в Царствии Божьем.
Литература
Примечания:
1 По современным научным данным, это, вероятно, соответствует транспортной функции кровью гормонов (в частности, адреналина, выброс которого в кровь сопровождает эмоциональные процессы, а также активационные процессы, повышающие сенсорную чувствительность).
2 Позитивистские научные концепции рассматривают человека как природное, биологическое существо, где телесные свойства являются предпосылкой и условием развития его психических свойств. В идеалистических же концепциях человека – философских, психологических и религиозных – человек полагается духовным существом, а его телесная субстанция рассматривается как «орудие» проявления, действия духа на материальном плане бытия.