Что такое плотность объяснить ребенку
Забавные эксперименты. Что такое плотность?
Физика – это не только формулы, сложные рисунки и опыты с расчетами. Мы предлагаем вам интересный способ изучения данной науки у себя дома. Нам понадобится немного усидчивости и трудолюбия! Ведь сегодня мы будем экспериментировать с плотностью!
Что же такое «плотность»? Если мы прогуляемся по просторам Интернета и заглянем в словарь, то нам будут предложены вот такие определения:
Но что это значит? Что делать, если из определений все равно, непонятно? Найти ответ на эти вопросы нам поможет всем известная загадка: «Что весит больше – килограмм ваты или килограмм железа».
Верно, они весят совершенно одинаково! Но почему килограмм ваты настолько больше по своим размерам, чем килограмм железа? Ответ здесь кроется во внутреннем строении железа и ваты. Оказывается, что атомы железа находятся очень близко друг с другом, образуют кристаллическую решетку. Можно сказать, что они плотно упакованы.
В то время как атомы ваты находятся немного дальше друг от друга. Да и, сами атомы, входящие в ее состав, весят немного легче, чем атомы железа.
Следовательно, обобщив все выше перечисленное, можно сделать вывод, что плотность вещества зависит от:
Перейдем к забавным экспериментам, которые можно провести с плотностью у себя дома.
ОПЫТ №1. Башня плотности
Наглядно познакомиться с разностью плотностей различных веществ нам поможет эксперимент, который называется «Башня плотности».
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТА:
Пояснение: Масло остается наверху, так как его плотность меньше, чем плотность воды, а добавленный в воду мед тонет, так как его плотность значительно выше.
ОПЫТ №2. Лавовая лампа
Интересным и ярким опытом, иллюстрирующим разность плотностей, также является лавовая лампа, которую можно изготовить в домашних условиях.
Пояснение: Масло и вода имеют разную плотность, шипучая таблетка вступает в реакцию с водой, в результате которой выделяется углекислый газ. Этот газ заставляет «пузырьки» двигаться внутри лампы снова и снова.
Экспериментальная деятельность в ДОУ. Опыт «Плотность воды» (подготовительная группа)
Надежда Слугина
Экспериментальная деятельность в ДОУ. Опыт «Плотность воды» (подготовительная группа)
Цель: развивать познавательный интерес у детей через экспериментальную деятельность с водой.
1. Сформировать понятие о плотности веществ;
2. Стимулировать у детей процессы познания и вовлекать их в совместную исследовательскую деятельность;
Материал: магнитофон, сырые яйца, соль, стаканы стеклянные, ложки столовые, салфетки тряпочные и бумажные.
Ход занятия:
Звучит музыка с шумом моря. Воспитатель и дети собираются на ковре. На столах стоят предметы для экспериментов.
Ребята,послушайте вот какую загадку:
И стеклянной быть могу! (вода)
Совершенно верно. Сегодня мы с вами продолжим разговор о воде. Но для этого –
Нужно сначала повернуться
И друг другу улыбнуться.
Глазки всем поднять,
После этого, конечно,
Можно разговор начать.
И запомните: «Невозможно без внимания получить образование!»
Давайте с вами вспомним свойства воды,которые нам уже знакомы:
-У воды нет цвета. Она бесцветная.
-Вода не имеет формы. Она принимает форму сосуда, в который её наливают.
-У воды нет вкуса. Для того чтобы это понять, нужно опустить в воду язык или сделать глоток воды.
-У воды нет запаха. Чтобы убедиться в этом, достаточно понюхать воду.
-Вода прозрачная, так как через неё видны предметы. Она так же отражает предметы.
-Вода течёт, потому что жидкая.
Молодцы, ребята. Сегодня я предлагаю вам познакомиться с таким свойством воды, который называется плотность. Прошу вас пройти в лабораторию и занять места.
Итак, уважаемые коллеги, как вы думаете, что такое плотность? (ответы детей).
Все вещества (предметы) состоят из мельчайших частиц. Эти частицы находятся рядом друг с другом, образуя тонкий слой. Это и есть плотность. Когда эти частицы плотно (близко) прижимаются друг к другу – это называется большая плотность. А когда частицы находятся далеко друг от друга, то это называется маленькая плотность. От того, как частицы располагаются друг от друга, зависит вес и прочность вещества или предмета. Соответственно, если у вещества большая плотность, то оно тяжелее и прочнее, чем вещество, у которого маленькая плотность. Например, картон и салфетка. Давайте сначала разорвем салфетку, а потом картон. Что труднее было рвать? Почему? (ответы детей). Следовательно, у салфетки частицы находятся (далеко друг от друга и она имеет маленькую плотность, а у картона частицы находятся (близко друг к другу, поэтому картон имеет большую плотность). Картон прочнее салфетки.
Давайте с вами проведём такой эксперимент.
Опыт №1 Перед вами стоят 2 стакана с водой, два сырых яйца и соль.
Один стакан с чистой водой, а во второй мы добавим соль.
Дети сосредотачивают внимание на педагоге, наблюдают за ее действиями.
Для того, чтобы выяснить плотность воды, необходимо в каждую ёмкость опустить по 1 сырому яйцу.
— Ребята, расскажите, каков результат эксперимента?
Вывод: соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде тел сложнее в ней утонуть.
А теперь скажите, как вы думаете, в какой воде легче научится плавать, в пресной или соленой?
Дети принимают активное участие в обсуждении
— В знаменитом Мертвом море вода настолько соленая, что человек бес всяких усилий может лежать на ее поверхности, не боясь утонуть. Интересно, а что произойдет если вместо соль мы вводу насыпаем сахар? Какова плотность сладкой воды? Хотите проверить?
Экспериментальная деятельность «Опыт с китайской капустой» Опыт с китайской капустой Этот опыт простой, но в то же время очень наглядный. В ходе опыта дети увидят как растения пьют воду. Не требует.
Опытно-экспериментальная деятельность «Свойства воды в твердом состоянии» Опытно-экспериментальная деятельность «Свойства воды в твердом состоянии» Дорогие друзья и гости моей странички, доброе время суток.
Познавательно-экспериментальная деятельность «Свойства воды» Предлагаю вас познакомиться, как мы с ребятами в ходе экспериментальной деятельности знакомились со свойствами воды. Цель: Развивать познавательный.
Экспериментальная деятельность «Веселая радуга из воды» Нам понадобится: • 10 столовых ложек сахара, • 5 стеклянных стаканов, • пищевая краска разных цветов – 4 цвета, • вода, • шприц, • столовая.
Как объяснить плотность для учащихся начальной школы
Объяснение плотности для детей начальной школы может начаться с обсуждения веса, особенно почему два объекта одного размера могут иметь разные веса. Далее, введите понятие объема, чтобы описать размер
Содержание:
Объяснение плотности для детей начальной школы может начаться с обсуждения веса, особенно почему два объекта одного размера могут иметь разные веса. Далее, введите понятие объема, чтобы описать размер объектов. В-третьих, вы можете показать им, почему некоторые объекты тонут в воде, а другие плавают, закладывая основу для понимания плотности.
••• Предохранитель / Предохранитель / Getty Images
Поднимите шарик из пенопласта и резиновый шарик и попросите класс угадать, какой шарик будет легче. Позвольте студенту или двум (или всей группе, для небольших классов) почувствовать каждый из шаров для себя. Объясните, что шар из пенопласта имеет меньшую массу, как только они поняли, что он легче.
••• Les Howard / iStock / Getty Images
Включите весы и покажите класс, который он устанавливает на ноль, когда включен и пуст. Установите на шкале легкий объект, например ключи от машины, и указывайте цифры по мере их подъема. Установите на шкале тяжелый предмет, например книгу, чтобы показать, что для более тяжелых предметов цифры поднимаются намного выше. Уберите книгу и дайте шкале вернуться к нулю.
••• DAJ / Амана фото / Getty Images
Поместите шарик из пенопласта на весы и попросите ребенка прочитать цифры на весах. Снимите пенопласт и поместите резиновый шарик на весы. Скажите тому же ребенку, чтобы он прочитал цифры на шкале. Спросите детей, было ли у второго мяча большее или меньшее число.
••• Jezperklauzen / iStock / Getty Images
Еще раз охватите основное введение в объем. Взорвите два воздушных шарика, сделав их заметно разных размеров. Спросите класс, какой воздушный шар занимает больше места. Объясните, что большой воздушный шар занимает больше места и, следовательно, имеет больший объем.
••• laura_uadjet / iStock / Getty Images
Напомните классу ваше определение плотности. Изложите три маленьких пластиковых контейнера. Оставьте первый контейнер пустым. Налейте небольшое количество воды во второй контейнер и большое количество воды в третий. Объясните, что контейнеры имеют одинаковый объем, но спросите, какой из трех будет плавать в большой ванне с водой. Пусть дети угадают, изучая вес контейнеров своими руками, и взвешивают контейнеры на весах, чтобы помочь им угадать.
••• Предохранитель / Предохранитель / Getty Images
Поместите контейнер, который дети выбирают как наиболее вероятный, чтобы плавать в большой пластиковой ванне, наполненной водой. Следуйте с двумя другими контейнерами. Объясните, почему каждый контейнер плавал или затонул, исходя из его веса относительно воды.
••• monkeybusinessimages / iStock / Getty Images
Завершите свой эксперимент, объяснив детям, что изменение объема или массы изменит общую плотность объекта. Ответьте на любые вопросы, которые могут у вас возникнуть, затем почистите рабочую станцию, чтобы дети могли помочь, если позволит время.
Конспект опытно-экспериментальной деятельности на тему «Плотность»
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему «Плотность»
Образовательная область: «Познание»
Цель: развивать творческую активность дошкольников в процессе детского экспериментирования; формировать представления детей о том, что такое плотность.
Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, бережного отношения к окружающей среде, позитивному отношению к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Образовательные: познакомить детей с понятием «плотность» на примере смешивания сахарных сиропов с разной плотностью.
Вербальные(речевые): рассказ, вопросы, поощрения.
Наглядные: алгоритм выполнения эксперимента, иллюстрация словаря, просмотр видеообращения.
Игровые: эксперимент, как приём повышения познавательной активности.
Ситуативные: проблемная ситуация, воображаемая ситуация
Сюрпризные: видеообращение о помощи.
Оборудование: прозрачные стаканы (по 2 штуки каждому ребенку), ложки, тёплая вода, сахар (рафинад), гуашевые краски, шприцы без игл (по 1 каждому ребенку), чистые прозрачные колбочки(стаканчики) для смешивания жидкостей, влажные салфетки для вытирания рук.
Ход опытно-экспериментальной деятельности:
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычный день. Нам пришло видеообращение девочки, которая заболела необычной болезнью. Давайте её послушаем!
Видообращение девочки: Здравствуйте ребята! Меня зовут Юля. Я заболела необычной болезнью скителстрянкой и мне нужна ваша помощь. Вам нужно изобрести необычное лекарство в виде разноцветного коктейля. Рецепт я вам выслала, следуйте ему и у вас всё получится! И помните цвета смешаться не должны!
Воспитатель: А вот и рецепт!(достаёт рецепт и приклеивает к доске) (Приложение 1)
В: Приглашаю вас в научную лабораторию, в лаборатории работают учёные. Ребята, а кто такие учёные?
В: Давайте обратимся к словарю и узнаем точное значение этого слова. (приложение 2)
Я предлагаю вам сегодня превратиться в настоящих учёных и заняться изобретением нового лекарства, чтобы помочь Юли. (дети подходят к приготовленным столам)
В: Давайте посмотрим по рецепту, всё ли у нас есть. У вас на столах должны быть стаканчики, ложки, шприцы без иглы, гуашевые краски и кусочки рафинада.
Надеваем халаты и приступаем к изобретению нового лекарства.
Шаг 1. Бросаем сахар в стаканчики:
1-й стаканчик – 4 кусочка рафинада,
2-й стаканчик – 8 кусочков рафинада,
3-й стаканчик – 12 кусочков рафинада,
4 –й стаканчик – 16 кусочков рафинада.
Шаг 2. Наливаем в каждый стаканчик с сахаром по 3-4 ст.ложки воды и хорошо перемешиваем, чтобы сахар растворился.
Шаг 3. Добавляем краску в каждый стаканчик и снова перемешиваем.
1-й стаканчик – желтая краска,
2-й стаканчик – красная краска,
3-й стаканчик – зелёная краска,
4-й стаканчик – синяя краска(если детей больше, цвета повторяются)
Шаг 4. Приступаем к самой сложной части нашего изобретения. Берем шприцы и набираем в них получившиеся разноцветные растворы и кладём справа от себя.
Шаг 5. Берем колбочку и наливаем в неё раствор синего цвета, в котором сахара больше всего.
Шаг 6. Далее берем шприц с раствором зеленого цвета, в котором сахара поменьше и аккуратно по стене наливаем в колбу.
Шаг 7. Переходим к шприцу с красным раствором, в котором сахара еще меньше, и точно так же наполняем колбу.
Шаг8. И последним берем шприц с жёлтым раствором, в котором меньше всего сахара, и наполняем колбу.
В : Ребята посмотрите, наше лекарство получилось. А кто-нибудь может сказать, почему наши жидкости не смешались?
В : (поясняет): Не догадались, я вам подскажу. Оказывается, у жидкостей бывает разная плотность. Синяя жидкость, куда мы положили больше всего кусочков сахара, самая тяжёлая. По-другому можно сказать, что её плотность самая большая.
В зелёную жидкость мы положили меньше кусочков сахара, она легче, значит её плотность меньше. Получается, что синий раствор тяжелее чем зелёный, он его держит и не даёт утонуть, и цвета не смешиваются.
Тоже самое происходит и с жидкостями красного и жёлтого цветов.
Теперь вы можете ответить, почему жидкости не смешались?
В: отправим лекарство девочке Юли, чтобы она попро\авилась. А вам понравилось сегодня быть в роли учёных?
В: Что вам понравилось больше всего? А что показалось самым трудным в работе?
В: Что нового вы сегодня узнали?
В: спасибо! Вы сегодня себя показали как самые настоящие учёные!
Урок объяснения новой темы «Плотность вещества» с компьютерной поддержкой
Разделы: Физика
Цель урока:
Оборудование: алюминиевый и свинцовый цилиндры одинакового объема, весы с разновесами, лед, вода в стакане, растительное масло в пробирке, таблицы, компьютер, проектор.
Ход урока
I. Организационный этап. Учитель сообщает цель и структуру урока.
II. Физический диктант. Учащиеся пишут только ответы на листочках.
Учитель пишет ответы на доске, а дети делают взаимопроверку в листочках, отмечая знаками «+», «-»правильные и неверные ответы.
III. Актуализация знаний. (Работа в группах.)
Тела изготовленные из разных веществ, при одинаковых объемах, имеют разные массы. (Показываю слайд №2).
Плотность вещества зависит как от массы составляющих его молекул, так и от объема. (Показываю слайд №3)
Например на рисунке А – у этого вещества низкая плотность, пространство между молекулами большое. На рисунке Б – у этого вещества высокая плотность, молекулы упакованы плотно. Плотность показывает, чему равна масса вещества, взятого в объеме 1м³ (или 1см³).
Чтобы определить плотность вещества, надо массу тела разделить на его объем. Следовательно, плотность-эта физическая величина, равная отношению массы тела к его объему: (Показываю слайд №4)
Учащиеся записывают определение и формулу.
Учащиеся работают в группах и делают выводы на следующие вопросы.
IV. Закрепление изученного материала (слайд №9).
V. Подведение итогов
Итак, что мы узнали на этом уроке?
(Учащиеся отвечают на следующие способы инициирования рефлексии по слайду №10)
VI. Домашнее задание.
Литература: