Что такое плотские помышления
Толкование на Римлянам 8:6
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Римлянам 8:6 / Рим 8:6
Геннадий Константинопольский (
Смерть есть отчуждение и наказание от Бога. Помысел же духа есть жизнь и мир, то есть дарует бессмертие и дружбу с Богом.
Феофан Затворник (1815−1894)
Источник: Толкование послания апостола Павла к Римлянам.
Игнатий (Брянчанинов) (1807−1867)
Нет возможности стяжать разум Божий, пребывая в плотском мудровании. Мудрование плотское, сказал Апостол, смерть есть. Мудрование плотское — вражда на Бога: закону бо Божию не покоряется, ниже бо может. Что такое плотское мудрование? — Образ мыслей, возникший из состояния, в которое приведены человеки падением, направляющий их действовать на земле, как бы они были вечны на ней, возвеличивающий все тленное и временное, уничижающий Бога и все, относящееся к богоугождению, отъемлющий у человеков спасение.
Источник: О последовали Господу нашему Иисусу Христу.
Ефрем Сирин (
Награда одних состоит в смерти, а других — в жизни.
Источник: Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.
Иоанн Кронштадтский (1829−1908)
Источник: Дневник. Том III. 1859−1860.
Феофилакт Болгарский (
Мудрованием плотским называет грубейшее помышление, заимствовано для него имя от худшей части человека. Ибо плоть сама по себе не имеет собственного мышления, но мудрование плоти есть помышление грубое и вещественное, которое иной может назвать умом, помышляющим о плотском. Так и мудрование духовное есть ум, помышляющий о духовном. Последнее рождает жизнь, в противоположность смерти, которую рождает мудрование плотское, а также мир, в противоположность тому, о чем далее говорится.
Источник: Толкования на послание к Римлянам.
Ориген (
Кто понимает закон согласно плоти, то есть буквально, тот не придет ко Христу, Который есть жизнь.
Источник: Комментарии на Послание к Римлянам.
Марий Викторин (281/291−382/386)
Источник: Против Ария.
Амвросиаст (IV в.)
Мудрость плоти в первую очередь проявляется в спорах людей о неизвестном, а во вторую — в предпочтении видимого. Эта мудрость враждебна Богу, потому что она делает Господа производным от стихий мира и Творца мира — равным творению, и настаивает на том, что ничто не может случиться, если для этого нет рациональной причины. Потому и не верят они, что Бог устроил, чтобы Дева родила, чтобы восстали тела умерших. Нелепо, говорят они, чтобы Бог создал что-то сверх разумения человека. О мудрые мира, полагающие, что Бог не должен делать ничего нового с тех пор, как все сотворил, чтобы и Самому сделаться подобным творению! Они настолько слепы, что не понимают, как оскорбляют Бога. Порицая деяния, которыми Бог удостоил нас во славу Его, они называют их невероятными и абсурдными (см. 1 Кор. 1:18−31; 2:14).
Источник: Комментарий на Послание к Римлянам.
Что такое плотские помышления
ПОМЫШЛЕНИЯ ПЛОТСКИЕ И ОТЧЕГО ЭТО ЗАВИСИТ
«Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу».
(Рим.7:18)
Когда апостол Павел говорит о плотских помышлениях, тогда он обычно имеет ввиду душевную жизнь, плотскую, падшую сторону человеческого естества, взгляды, стремления и действия которой совершенно противоположны духовной жизни. Когда Адам пал в грех, открылся доступ действию властей тьмы на его плоть. Он ушел от влияния небесной жизни и Духа Божия и полностью подпал под влияние духа зла.
Очень важно для нас иметь ясное понимание о том, от чего именно зависит плотская жизнь и насколько трудно жить по духу и служить Богу, и как трудно вооружиться во всеоружие духовное, так как мы находимся под управлением плоти.
Всякие попытки заставить плоть жить по духу остаются безуспешными. Причиной всех разногласий в современной христианской жизни между словом и делом, пониманием и жизнью является подделка плоти под дух, и эту подделку мы принимаем и называем «духовной» жизнью. Мы пользуемся духовными выражениями, считаем, что наш разум освящен Духом, нашу деятельность называем духовной, и в то же время руководствуемся плотскими вожделениями, господствующими над нами в большей или меньшей мере (Иак.4:1-4).
Обратимся к Слову Божию. Да проникнет меч духовный в наше сердце и да разделит дух и душу, и тогда в свете его ясно увидим свое состояние.
1. «Рожденное от плоти есть плоть» (Ин.3:6). Невозможно ее изменить, невозможно ее обработать и сделать духовной. Она остается плотью (Еф.2:3; Кол.2:13).
2. Плотские помышления по своей природе «суть вражда против Бога» (Рим.8:7-8). Плотские помышления враждебны ко всему, что от Бога и во всем и всегда противятся Ему, «. ибо закону Божию не покоряются, да и не могут» (Рим.8:7).
3. Христиане тоже могут быть еще «плотские». «И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими» (1Кор.3:1-3). «Живущие по плоти угодить Богу не могут» (Рим.8:8). Причины противления воле Божией заключаются в «плотской жизни». Плоть противна Богу, и какой бы подвиг она не совершила, Богу этим все равно угодить она не может в силу того, что она все делает в виду и во имя себя (Ин. 5:41-42,44; 12:42-43).
КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ ПЛОТСКАЯ ЖИЗНЬ
ПЛОТСКОЙ ЧЕЛОВЕК СУДИТ ПО СВОЕМУ ЗРЕНИЮ И СЛУХУ
СРЕДСТВА БОЖИЕГО СПАСЕНИЯ
Да проникнет Господь Своим мечом Слова (Евр.4:12) в плотскую жизнь каждого из детей Своих и да приведет Он нас полностью под власть и руководство Духа Святого, чтобы мы все могли быть в силе господствующего Духа, несмотря на то, что Его действия различны (1Кор.12:4).
2001–2021 Электронная христианская библиотека
I. Плоть и дух
«Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» ( Рим. 8:9 ).
«Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» ( Рим. 8:12–13 ).
«Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» ( Рим. 8:14 ).
«Попечения о плоти не превращайте в похоти» ( Рим. 13:14 ).
«Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» ( Гал. 5:16–17 ).
«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Гал. 5:22–23 ).
«Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» ( Гал. 6:8 ).
Рассуждение о плоти и духе
В человеке, христианскую веру воспринявшем, два закона обретаются: закон плоти и закон духа, или закон телесный и закон ума, как изобразил святой апостол Павел, говоря: «в членах моих (телесных) вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего» ( Рим. 7:23 ). Или, как тот же апостол говорит, противопоставляются в человеке плоть и дух: «плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся» ( Гал. 5:17 ).
Различие закона плоти и закона духа
Между этими законами непрестанная брань: что один хочет, от того другой отвращается, – что плоть хочет, того дух не хочет.
Плоть хочет гордиться, величаться, превозноситься, но дух смиренномудрствовать.
Плоть хочет в славе и чести быть, дух же «все почита ть за сор» ( Флп. 3:8 ).
Плоть хочет покоиться, дух же бодрствовать, трудиться.
Плоть хочет праздновать, пьянствовать, веселиться, а дух воздерживаться, поститься, о грехах сетовать.
Плоть хочет врагам своим мстить, а дух – любить врагов, добро творить ненавидящим.
Плоть хочет чужое похищать, а дух и свое раздавать требующим.
Плоть хочет сладострастиям своим угождать, а дух целомудрствовать.
Плоть хочет во всем волю свою исполнять, а дух волю Божию.
Так и в прочем плоть и дух противятся между собой.
Различие плотского и духовного мудрования
От этих двух противоположностей двоякое противоположное мудрование бывает: мудрование плотское и мудрование духовное.
Плотское мудрование – такое, когда делается то, что хочет плоть; духовное мудрование когда делается то, что дух хочет.
Мудрование плотское – это гордость, высокоумие, сластолюбие, невоздержание, блуд, нечистота, сребролюбие, хищение, роптание, злословие, вражда, ссора, злопамятство, месть и прочее, что закону Божию противится.
Мудрование духовное – это смирение, воздержание, целомудрие, чистота, терпение, мир, кротость, непамятозлобие и прочее, что закон Божий хочет.
От двух же этих противоположных мудрований двоякий и противоположный человек бывает: плотской и духовный. Кто что мудрствует, таким и человеком называется. Кто плоть слушает и плотское мудрствует, тот плотским человеком называется; кто духу следует и плоть покоряет духу, тот духовный.
Признаки плотского и духовного человека
Плотской человек весь ум свой и замыслы имеет только к приобретению временного, а духовный всегда стремится к вечному.
Плотской человек звание свое проходит для одного своего временного прибытка, а духовный трудится во славу Божию и для пользы ближнего.
Плотской человек, если что достойное похвалы сделает, в этом веке ищет награждения; а духовный от Бога ожидает за добродетель в будущем веке воздаяния.
Плотской человек, хотя и делает похвальное, но делает это ради тщеславия и приобретения суетной славы, а духовный все намерение простирает во славу Божию и в надежду жизни вечной.
Плотской человек перед всеми гордится, возносится, ему никто не равен, выше всех себя ставит, всех презирает, а духовный – пред Богом и людьми смиряется.
Плотской человек не терпит в презрении быть, а духовный с охотой это принимает.
Плотской человек хулящего хулит, укоряющего укоряет, злословящего злословит, ненавидящего ненавидит, а духовный, когда хулят его, утешается, когда гонят, терпит, клянущего благословляет, добро творит ненавидящему.
Плотской человек не любит и ближнего, а духовный и от врагов своих любви своей не отъемлет.
Плотской человек злопамятен, и за малую обиду ищет отмщения, а духовный и за отнимающих жизнь у него молится: «Господи! не вмени им греха сего» ( Деян. 7:60 ).
Плотской человек коварно, лестно, хитро со всяким поступает; а духовный со всеми простосердечным является.
Плотской человек чужое грабит и похищает, крадет; а духовный и от своего уделяет требующим.
Плотской человек непримирим, а духовный и «с ненавидящими мира бывает мирен» ( Пс 119:6 ).
Плотской человек склонностям и вожделениям нечистым следует, а духовный – чистоте и целомудрию прилежит.
Плотской человек разум свой употребляет всегда или для своей корысти, или на разорение ближнего, а духовный все свое старание полагает на созидание братии своей. И потому плотской человек для общества вреден, а духовный полезен.
Плотской человек всякий грех за ничто ставит, а духовный от всякого и малейшего греха бежит, как от лица змеиного.
Плотской человек надежду свою возлагает на честь, на богатство, на силу свою, на своих покровителей, а духовный упование свое возлагает на помощь Вышнего и милостивый Промысл Творца своего.
Плотской человек больше всего опасается лишиться чести, богатства, изгнанным быть, а духовный на все это с охотой, или великодушием, готовым себя показывает.
Плотской человек не хочет с этим светом расстаться, а духовный с радостью желает разрешиться от телесных уз.
Конец плотского и духовного
Пособие в подвиге против закона плотского или против плоти.
Третье. Доброе в младых летах воспитание иметь. Ибо от воспитания вся жизнь зависит.
Четвертое. Помышлять, что за преступление закона Божия и временная посылается от Бога казнь.
Пятое. Помышлять и твердо знать, что желающему и старающемуся ничто не неудобно, ибо Бог всемогущий помогает желающим и старающимся.
Шестое. Или подвизаться против греха и со Христом здесь и в будущем веке иметь участие в царствии Его, или покоряться греху и с дьяволом осужденным быть на веки бесконечные: одно из двух следует непременно. (Об этом еще смотри в рассуждении о грехе).
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Блог Леонида Падуна
ЗАКОН ДУХА ЖИЗНИ (Часть 4)
Апостол Павел пишет: «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» (Рим.8:1-2).
Говоря о духе жизни, мы говорим о полноте Божьей жизни, которую имел Адам в Едемском саду до грехопадения, и которую можем мы иметь сегодня, принимая Иисуса Христа, как своего Господа и Спасителя.
Дух жизни – это величайшая сила, способная совершать невозможное. Божья жизнь сильнее всех проблем и обстоятельств, она сильнее любой болезни, сильнее смерти. Подобно ростку, она способна пробить самый прочный асфальт и выбраться наружу!
Кто-то скажет: «Я христианин, я верю в Иисуса Христа, но почему в моей жизни нет этой полноты? Где все благословения, о которых говорит Библия?»
Для того, чтобы эта полнота жизни могла прийти и проявиться во всех сферах нашей жизни, и существует закон духа жизни – определенные правила, по которым нам нужно научиться жить.
Духовные и плотские помышления
Духовные помышления – это не означает круглосуточно думать о Боге. Мы физически не сможем это делать, так как мы живем на земле, и есть много всего, чем мы заняты – работа, семья, дети. Мы не можем всё оставить и не заботиться о своих близких. Важно не впадать в крайности, как написано: «Кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8). Можно заниматься чем угодно, но если посреди всех наших дел красной линией будет проходить Божий образ мышления, Его мнение – мы будем находиться под законом духа жизни.
Плотские помышления – это не означает постоянно думать о грехе и о чем-то негативном. Плотские помышления – это мысли, которые полностью исключают Бога из повседневной жизни, из окружающих обстоятельств. Поэтому, Библия называет плотские помышления «враждой против Бога».
Есть время думать о Боге, и особенно, когда случается что-то плохое. Думать о Боге – это нормальная, естественная реакция христианина на плохие обстоятельства.
Секелаг – место изменения мыслей
«В третий день после того, как Давид и люди его пошли в Секелаг, Амаликитяне напали с юга на Секелаг и взяли Секелаг и сожгли его огнем, а женщин и всех, бывших в нем, от малого до большого, не умертвили, но увели в плен, и ушли своим путем. И пришел Давид и люди его к городу, и вот, он сожжен огнем, а жены их и сыновья их и дочери их взяты в плен. И поднял Давид и народ, бывший с ним, вопль, и плакали, доколе не стало в них силы плакать. Взяты были в плен и обе жены Давида: Ахиноама Изреелитянка и Авигея, бывшая жена Навала, Кармилитянка. Давид сильно был смущен, так как народ хотел побить его камнями; ибо скорбел душею весь народ, каждый о сыновьях своих и дочерях своих» (1 Цар.30:1-6).
Здесь мы видим яркую иллюстрацию того, как всё в жизни может измениться за одно мгновение. Давид был мужем по сердцу Бога, он был угоден Ему. Но, тем не менее, что-то плохое, ужасное произошло с ним в этой истории. Возвращаясь домой, Давид со своим войском предвкушали скорую встречу со своими женами, детьми. Но постепенно радостное ожидание начало сменяться тревогой – до них начал доноситься странный запах дыма. Что-то в Секелаге было не так. И чем ближе они подходили к дому, тем больше их охватывала тревога.
Приблизившись к Секелагу, Давид и его люди увидели ужасающую картину: пустой, сожженный дотла город… Ни жен, ни детей, ни имущества. Что переживал Давид и его люди посреди всего этого? Все были потрясены. Давида окружали сильные, бесстрашные воины, не знавшие поражений. Но сейчас они рыдали так, что не осталось сил плакать. Скорбь и полная безнадежность, да и что можно было сделать в такой ситуации.
Затем, как это часто бывает, люди начали искать виноватого в том, что произошло. Конечно, им оказался Давид – лидер, который должен отвечать за всё. Народ уже начал собирать камни, чтобы побить его, и история могла закончиться еще печальнее, если бы не одно «но», которое изменило всё: «Но Давид укрепился надеждою на Господа Бога своего» (1 Цар.30:7).
Посреди всего, что Давид видел вокруг себя, он остался открытым для духовных помышлений. Он подумал о Боге! И не просто подумал так, как думают многие люди, оказавшись в беде: «Бог, где Ты был, когда всё это случилось?! За что, Господи? Почему?!»
За годы хождения с Богом, Давид был уже натренирован правильно мыслить, и, прежде всего, о самом Боге. У него были веские причины огорчиться на Бога, начать жаловаться, роптать и обвинять Его. Но находясь посреди разрушенного города, лишившись всего, что у него было, Давид знал, что Бог всё равно хороший, и от Него приходит только доброе!
Апостол Иаков пишет: «Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак.1:16-17). Духовные помышления – это мысли, которые несут жизнь и мир, надежду на хорошее!
Бог говорит через пророка Иеремию: «Только Я знаю намерения, какие имею о вас, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (Иер.29:11). Вот сердце Бога, вот Его сущность!
Давид точно знал, что у Бога есть для него и всего народа хорошие намерения. Да, посреди всего, что произошло, об этом было непросто думать. Правильные мысли – это выбор. Но для того, чтобы иметь возможность сделать этот выбор, нужно иметь правильное основание в своей жизни.
Библия полна этих правильных мыслей о Боге, которыми мы можем наполнять свой разум, обновляя его. Есть множество мест Писаний, подтверждающих, что Бог – хороший Бог, Он – наш Защитник, Целитель, Спаситель, и Он желает нам только добра.
Если мы будем с постоянством наполнять свой разум такими мыслями, со временем наше мышление обновится. На смену плотским помышлениям придут духовные, как закономерность. Дьяволу уже будет сложно сбить нас с толку. Всё, что он хочет сделать – напугать, «парализовать» нас, заставить усомниться в Божьей любви. Дьявол посылает нам мысли, которые подобно раскаленным стрелам, вонзаются в наш разум и приносят мучение. Но когда мы заботимся о том, чтобы постоянно наполняться Божьими мыслями, молясь, читая Библию и размышляя о добрых Божьих обещаниях, тем самым мы закладываем правильное основание. И в нужное время эти места Писания поднимутся из нашего духа и помогут нам одержать победу, прежде всего, в нашем разуме и затем в окружающих обстоятельствах!
Написано, что Давид «укрепился надеждою на Господа Бога своего». Укрепиться, получить силы можно только от чего-то хорошего. Невозможно укрепиться разочарованием, унынием. И эти силы Давид получил из-за правильных мыслей: «Нет, это не конец! Мой Бог – хороший Бог! Не может быть такого, что всё закончится плохо».
Дальше написано, что «Давид вопросил Господа, говоря: преследовать ли мне это полчище, и догоню ли их? И сказано ему: преследуй, догонишь и отнимешь» (1 Цар.30:8).
Когда Давид со своими людьми отправились в погоню, они были уставшими и истощенными, но что-то было внутри них, что давало им силы идти дальше и отнять всё, что дьяволу удалось украсть. Это были правильные мысли – духовные помышления, мысли надежды, которые смогли изменить всё и принести спасение Израилю. Всё закончилось не просто хорошо, но очень хорошо! Написано: «И отнял Давид все, что взяли Амаликитяне, и обеих жен своих отнял Давид. И не пропало у них ничего, ни малого, ни большого, ни из сыновей, ни из дочерей, ни из добычи, ни из всего, что Амаликитяне взяли у них; все возвратил Давид, и взял Давид весь мелкий и крупный скот, и гнали его пред своим скотом и говорили: это — добыча Давида» (1 Цар.30:18-20). Давид не только отобрал у врагов всё, что ему принадлежало, и поразил всех, но вернулся еще с огромной добычей!
Даже с хорошими людьми иногда случается что-то плохое. Но важно помнить, что это плохое – еще не конец. У каждого из нас в жизни бывает свой «Секелаг» — место, где нас внезапно постигает что-то непредвиденное, плохое. Но этот «Секелаг» может стать и местом изменения наших мыслей, когда мы, несмотря ни на что, укрепляемся надеждой на Господа, доверяем Ему и побеждаем с Ним!
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Рим. 8:6
Свт. Иоанн Златоуст
Свт. Геннадий Константинопольский
Смерть есть отчуждение и наказание от Бога. Помысел же духа есть жизнь и мир, то есть дарует бессмертие и дружбу с Богом.
Фрагменты.
Свт. Феофан Затворник
Толкование послания апостола Павла к Римлянам.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)
Нет возможности стяжать разум Божий, пребывая в плотском мудровании. Мудрование плотское, сказал Апостол, смерть есть. Мудрование плотское — вражда на Бога: закону бо Божию не покоряется, ниже бо может. Что такое плотское мудрование? — Образ мыслей, возникший из состояния, в которое приведены человеки падением, направляющий их действовать на земле, как бы они были вечны на ней, возвеличивающий все тленное и временное, уничижающий Бога и все, относящееся к богоугождению, отъемлющий у человеков спасение.
О последовали Господу нашему Иисусу Христу.
Прп. Ефрем Сирин
Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.
Прав. Иоанн Кронштадтский
Дневник. Том III. 1859-1860.
Блж. Феофилакт Болгарский
Мудрованием плотским называет грубейшее помышление, заимствовано для него имя от худшей части человека. Ибо плоть сама по себе не имеет собственного мышления, но мудрование плоти есть помышление грубое и вещественное, которое иной может назвать умом, помышляющим о плотском. Так и мудрование духовное есть ум, помышляющий о духовном. Последнее рождает жизнь, в противоположность смерти, которую рождает мудрование плотское, а также мир, в противоположность тому, о чем далее говорится.
Толкования на послание к Римлянам.
Ориген
Кто понимает закон согласно плоти, то есть буквально, тот не придет ко Христу, Который есть жизнь.
Комментарии на Послание к Римлянам.
Марий Викторин
Против Ария.
Амвросиаст
Комментарий на Послание к Римлянам.