Что такое плотские удовольствия
Плотские утехи, любовь, гармония или разврат
Заниматься любовью или просто совокупляться? Обязанность, повинность или удовольствие?
Каждому из нас — и мужчине, и женщине, хочется быть любимым, желанным, здоровым, как физически, так и психически. И так уж устроены все мы, что нарушение работы одной из систем в нашем организме обязательно начнёт отрицательно влиять или разрушать другие. Даже то, что на наш взгляд не так уж важно и существенно, то, без чего мы можем вполне обойтись, должно использоваться по назначению и выполнять свою функцию для баланса всего организма в целом.
И не менее важны для нашего здоровья поддержание и выработка таких гормонов, как половые гормоны, которые регулируют репродуктивную систему нашего организма и, в частности, нервную. Поэтому пренебрежение сексуальными отношениями, безусловно, отрицательно сказывается на человеке. Никто не говорит о том, что теперь помыслы и желания должны сходиться только на том, как бы, стиснув зубы, удовлетворить свой половой инстинкт. Но и игнорировать этот вопрос тоже нельзя.
Хорошие отношения партнёров — залог не только отличного секса, но и отличного настроения, поддерживающие здоровье человека, делающие его счастливым. Поэтому, исходя из индивидуальных возможностей и потребностей, надо заниматься любовью с удовольствием, а не выполнять эту функцию, как обязанность или повинность.
Частота занятий сексом — личное дело каждого. Она находится в зависимости от многих факторов. Какой-либо определённой нормы секса нет, существуют лишь средние значения. И понятно, что у людей с низким уровнем либидо секса будет меньше, чем у тех, у кого этот уровень высокий. Средняя частота секса варьируется таким образом:
Естественно, что это средние значения, в любом возрасте его может быть больше или меньше, главное помнить, что количество — не суть, первостепенное значение здесь — качество половой жизни.
Быть желанным — не этого разве хочет каждый из нас?
Каждое поколение так или иначе задаёт себе этот вопрос.
Представители каждого поколения нуждаются в обычном проявлении любви, тепла, заботы и поддержки. Несмотря на ускорение ритма жизни, стремительное развитие прогресса, каждый из нас не избавляется от мечты встретить свою половинку.
Но кто из нас действительно осознаёт ту многофакторность межличностных отношений и влияние половой сферы на поддержание крепких здоровых отношений между партнёрами?
И почему выходит так, что при всей нашей цивилизованности, практически безграничных возможностях в области приобретения знаний, при всём нашем неиссякаемом интересе к тому, что заложено в нас природой, этот интерес не формируется в культуру полового воспитания, не способствует облегчению принятия собственной сексуальности и тем более не укрепляет брачные союзы?
Ответ на самом деле очень прост. Стеснение и установка на то, что это неприлично, и разговаривать там не о чем, — причина того, что в нас формируются комплексы.
В голове мысли об этом есть, «бабочки» внизу живота порхают, а что с этим делать — не понятно.
Формируются внутренние противоречия.
Если я буду прямо и откровенно говорить с партнёром на данную тему, озвучивать свои желания, не будет ли это выглядеть так, будто я озабоченная? Не бросит он меня, подумав, что я легкодоступная и т.п.?
Так и живём между сомнениями и подозрениями.
А если просто взять и осознанно принять во внимание тот факт, что сексуальность заложена в нас от рождения, и приобрести умение жить с этим органично, естественно. но, это ж принять надо, научиться… ах и увы…
Так почему мы так боимся этого, стесняемся говорить об этом, избегаем этого?
Почему для многих это повинность или неприятная обязанность?
Почему для многих это проблемный вопрос, доставляющий массу хлопот?
Ответ у каждого свой, и каждый сам для себя решает, в пользу чего сделать выбор. Несомненно одно — измени взгляд на вещь, и она поменяется и изменит твой мир…
Жить — это значит всё время самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, без отговорок, без оговорок, не обвиняя ни родителей, ни людей, ни времена, ни нравы. Мы и только мы сами решаем, что чувствовать, что видеть, какими способами выражать своё «я» и какое поведение надо выбрать, с чем в себе надо распрощаться, а что развить и укоренить. Некоторые решения недвусмысленны и могут быть приняты без долгих размышлений. С другими сложнее, противоречивость ощущений, когда мы сталкиваемся с необходимостью принять решение, может привести к непродуманности или неосознанному избеганию. Лишь осознавая эти противоречия и свою реакцию при решении тех или иных вопросов, в целом мы можем быть способными к ответу, а значит, и к принятию решений. И в этом риск быть живым. Выражайте эмоции и чувства, сами решайте, с кем общаться, а с кем — нет, как строить отношения и свою жизнь, сами отвечайте за всё, что с вами происходит, ошибайтесь и делайте работу над ошибками.
В процессе раскрытия себя, принятия своей сексуальности важно (как впрочем, всегда и везде) соблюдать чувство меры, объективность и уместность (влечений, желаний, слов, поступков и т.п.). Нередко многие из нас действительно доводят до крайности и абсурда свои плотские вожделения и выглядят до отвращения озабоченными и распущенными, вульгарными, но никак не сексуальными, чего они так усердно добиваются, живя и дыша только сексом, меряя им уровень отношений. Кстати, в данном случае, чаще всего всё и останавливается только на низменном уровне, как в проявлении эмоций, так и в осуществлении полового акта. Ни о какой эротике здесь речь не идёт. Другая крайность — табуирование данной темы. Некоторые мужчины и женщины так стесняются и избегают всего того, что связано с сексуальной сферой, что считают себя униженными и оскорблёнными, если вдруг стали невольными участниками, точнее свидетелями разговора на данную тематику.
Но правда в том, что мы не роботы. Взять и отключить среди всех систем, обеспечивающих слаженную и здоровую работу нашего организма, репродуктивную систему, по своему личному усмотрению, ввиду её не востребованности или предвзятого отношения к ней, не в наших силах. И в большинстве случаев получается, что чем человек яростнее и настойчивее вытесняет и подавляет в себе что-то, тем больше оно начинает доминировать, в конце концов, охватывая его целиком, сначала подавая сигналы тревоги в виде соматических проявлений, а затем вызывая неврозы, а после уже и психозы. И стыдно говорить с кем-либо на эту тему, и постоянное неудовлетворение или отрицание житья не даёт. Так и вгоняют мужчины, и женщины, и молодые, и в возрасте, сами себя в замкнутый круг. Так и проходит жизнь… Проходит желание чувствовать… Теряется способность чувствовать…
Как не потерять и утратить всё это? Возможно, вам помогут эти установки:
Возможно, когда-нибудь, мы перестанем довольствоваться выдержками фривольного содержания и более чем вольными интерпретациями (подчас очень не точными и двусмысленными, смахивающими на распущенность и разврат, чего там нет и в помине, трактатов о любви азиатов и индусов, и поймём, что любить — это тоже искусство.
Поймём, что половая культура не менее важна и актуальна, как и другие виды развития и самосовершенствования.
Мы будем в гармонии со своим естеством, поймём его предназначение, а это значит, что уравновесится эмоционально-чувственное, нравственное и физиологическое. А это что-то да значит.
О наслаждениях и страданиях
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Что это такое, на основе своего чувственного опыта знает любой человек. И точно также почти каждый, особенно в наше время, стремится избежать страданий и получить как можно больше наслаждений. При этом всякий неверующий, плотской человек, движимый похотью плоти и похотью очей, считает себя «хитрецом» в этом деле получения удовольствий. Изобретая для себя тот или иной путь в зависимости от того, что ему кажется приоритетным в жизни.
Другие видят сей приоритет в стяжании материальных благ, не без некоторых оснований полагая, что и в изобилии получить первое, т.е. чувственные наслаждения, нельзя без наличия соответствующего материального обеспечения. Ибо все эти удовольствия, как правило, стоят денег, иногда очень больших. Но в большинстве случаев у них до этого толком так и не доходит. Чаще всего сребролюбец без конца копит стяжания, иногда накапливает их на много жизней, но пользуется ими, из-за почти всегда присущей ему скупости, весьма умеренно.
Наконец, третьи видят приоритет в человеческой славе, которую изо всех сил стремятся получить у людей, рассчитывая, что она сама по себе является достаточно сладостным состоянием и без грубых чувственных удовольствий.
Забавно и то, что каждый из сих троих осуждает двух других. Так сластолюбец говорит: «Посмотрите на этих сребролюбца и славолюбца. Ради денег или славы от людей они готовы отказаться от самых элементарных человеческих наслаждений! Вот глупцы».
Полезные материалы
Сребролюбец же рассуждает так: «Посмотрите на этих сластолюбца и славолюбца. Первый все свое состояние прокутил из-за любви к непомерным удовольствиям, а второй от всего отказался ради ничтожной человеческой славы! Вот глупцы».
Но в целом каждый из этих троих эмпирически выбирает свой путь (сластолюбия, сребролюбия или славолюбия), наивно считая, что он этот путь знает, и уж он точно пройдет его «как надо», сделав все «тип-топ», чтобы потом, иногда в самом конце жизни во всем этом… полностью разочароваться.
Однако при всем при сем подавляющее большинство людей не знают, что учение о наслаждениях и страданиях является одним из разделов этики, т.е. философии нравственности. И этика, и нравственность большинству кажется каким-то скучным сводом моральных правил, и не более того.
Да, действительно, этическая философия изучает те или иные системы морали, но наряду с сим она как раз изучает и те или иные философские системы, учащие о наслаждениях и страданиях, а также о соотношении между ними. Более того, оказывается (а это уже вообще почти никто сейчас не знает) сей естественно волнующий всех людей и вынесенный в заглавие сей статьи вопрос был достаточно основательно решен еще две с половиной тысячи лет назад в рамках античной культуры.
Но кто-то мне скажет: «Что это вы философию разводите в таком элементарном деле?! Все же очень просто: хапай как можно больше наслаждений и бегай страданий». Или, как еще говорят: «Бери от жизни все, что можешь, живем ведь мы лишь только раз»!
Так ли это? А давайте-ка посмотрим, о чем учили древние философы, которые не только теоретизировали на эту тему, но и на себе самих ставили в этом направлении очень интересные этические эксперименты, иногда длинной во всю жизнь.
Оказывается, эти древние мудрецы на основании своего чувственного опыта и логических рассуждений пришли к совершенно определенному, но весьма парадоксальному результату. Они установили, что любое наслаждение необходимо связано со страданием! И действительно, человеку, чтобы получить наслаждение от, например, вкушения пищи обязательно необходимо быть голодным, иначе эта еда ему в горло не полезет. Но если утоление голода – это один из видов наслаждений, то сам голод, очевидно, — один из видов страданий. И одно необходимо не может быть без другого. А чтобы получить наслаждение от утоления жажды, надо испытывать эту самую жажду, т.е. еще один из видов страдания… И так во всем, в том числе и в особо возлюбленном современным человеком сексе.
Причем, обратное также верно. Например, чрезмерные наслаждения от неумеренного употребления пищи ведут к желудочным расстройствам, вызывая страдания от соответствующих болезней. А о болезненных страданиях алкоголиков, курильщиков, наркоманов и т.п. и говорить нечего, — это итак всем очевидно. Что же касается секса, то и здесь погоня за чрезмерными наслаждениями приводит к соответствующим болезням, из которых наиболее мучительна более или менее рано наступающая невосприимчивость к сим сексуальным утехам. У мужчины последнее выражается в импотенции, когда он хочет, и не может. Что и составляет особый род страданий.
Так что, как видим, все не так просто, как в лозунге «бери от жизни все, что можешь», — на самом деле все обстоит несколько сложнее.
Интересно, что все эти многолетние наблюдения и логические выкладки древних философов Евангелие выразило всего лишь шестью словами. А именно теми словами, которые Христос сказал сластолюбивой самарянке, просящей у Него воды для утоления, как она думала, телесной жажды: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять» (Ин.4,13), — чем подчеркнул связь между наслаждением (в данном случае от утоления жажды) и страданием (в данном случае, самой этой жаждой).
Боле того, на основании Св.Писания можно установить фундаментальность этого этического закона о связи наслаждений и страданий, а также его истоки. Очевидно, этот закон положен Богом падшему человечеству после грехопадения Адама, наследниками коего мы все и являемся.
Библия об этом говорит так: когда Адам и Ева в раю (место, где одни наслаждения, и нет страданий) впали в грехопадение, то Господь изгнал их оттуда: «И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт.3,24). По-видимому, одним из этих «обращений» пламенного херувимского меча, препятствующего падшему человечеству возвращение в рай к непрестанным удовольствиям без каких-либо страданий, как раз и является действие вышеупомянутого фундаментального и всеобщего этического закона.
Здесь будет интересно немного сказать, как древние философы все же пытались обойти сей открытый ими закон? Ведь каждому человеку свойственно стремиться к наслаждениям и избегать страданий. Поэтому, как свидетельствует история философии, целый ряд древнегреческих мудрецов от всей души предались этому делу, пытаясь на философском основании дать удовлетворительный для плотского человека ответ на этот сложнейший этический вопрос.
Так, например, весьма многие знают о «проповеднике удовольствий» Эпикуре, думая, что он «учил неумеренному стремлению к непомерным удовольствиях». Но на самом деле тот лишь считал, что цель жизни человека состоит в счастье, которое представлялось ему состоящим лишь из плотских утех. Однако Эпикур при этом учитывал и действие открытого еще его предшественниками вышеупомянутого этического закона о необходимой связи удовольствий и страданий. Посему он не столько стремился получить первые, сколько избежать последних. Ведь этого требовала его философия – это был ее, так сказать, категорический императив.
Поэтому часто случалось так: в школу Эпикура приходил неофит, желающий получить посвящение в это его учение и вместе с тем ожидаающий получения особых чувственных наслаждений — ведь даже надпись на дверях сей школы обещала каждому входящему то приятное, что необходимо каждому человеку. Но вместо этого его одевали в довольно грубую одежду и вместо особо изысканной еды ему давали миску самой простой каши…
Когда же неофит удивленно спрашивал: «А где же особые наслаждения»? Ему отвечали: «Конечно, эта одежда груба, но ведь она вполне прикрывает и согревает тело, давая ему некоторое наслаждение и при этом не вызывая изнеженности, из-за которой могут быть болезни, т.е. страдания, коих мы согласно нашей философии избегаем. Да, эта каше – самая простая пища, но ведь и она дает некоторое наслаждение голодному желудку, но в то же время позволяет избежать всех тех желудочных болезней, которые бывают от неумеренного употребления изысканной пищи. А ведь эти болезни это опять те же самые страдания, коих мы согласно нашей философии категорически хотим избежать».
Как видим, этот философ на самом деле проповедовал не погоню за неумеренными наслаждениями, понимая, что это обязательно приведет человека к непомерным страданиям. Нет, он проповедовал умеренность и воздержание. А за неумеренными наслаждениями начали гоняться уже эпигоны Эпикура, т.е. его низкопробные ученики, которые сильно уклонились от учения собственного учителя. Уклонились, со всеми вытекающими отсюда этическими последствиями: так еще совсем молодые люди умирали от чрезмерного блуда, пьянства, обжорства и т.п. И заметим то, что обычно не замечают врачи, предостерегающие нас от всего этого: умирали-то они в сильных, иногда страшных мучениях. Т.е. в конечном счете получили то, чего всячески пытались избежать: вместо чрезмерных удовольствий получили страшные страдания…
В целом отдавая дань приверженности Эпикура добродетелям умеренности и воздержания, следует указать и на то, что его философия по сути неосновательна. Он проповедовал воздержание от плотских удовольствий (т.е. определенное страдание), чтобы… опять получить эти же самые плотские удовольствия, что само по себе глупо и, главное, малоэффективно. Ибо падший человек, наоборот, всегда предпочтет сначала получить удовольствие, хотя за них последовало бы и мучение. Ведь наслаждение, рассуждает он, будет сейчас, а страдание – потом! В этом и причина отпадения эпигонов сего философа от его учения, что лучше всего и показывает неосновательность последнего.
Что же предлагает христианство, точнее, Православие? А вот что. Да, Христос действительно сказал: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять», — но далее Он сказал и следующее: «А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин.4,13-14).
Согласно учению святых отцов и толкователей Священного Писания та вода, о которой говорит Господь в этих словах, — это благодать Святого Духа, которую и стремится стяжать православный христианин, принимая на себя подвиг воздержания, а также другие христианские подвиги. Ведь, как говорит преподобный Серафим Саровский, основная цель всего христианского подвижничества, да и самой жизни православного христианина – это стяжание Духа Святого.
Но какие же плоды Духа Святого в душе человеческой? А вот какие: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5,22-23). Видите, второй в этом благодатном перечислении стоит радость, а ведь наслаждения иногда еще называют радостью. И действительно, плоды Духа Святого – радостетворны, т.е. необычайно сладостны.
Итак, что предлагает человеку христианство, т.е. Православие, в отношении наслаждений и страданий? Оно предлагает ему принять на себя некоторое воздержание от плотских удовольствий, т.е. небольшое плотское злострадание, чтобы получить радость духовную. Ибо человек не только плоть, не только тело, но и дух, но и душа. И, как говорят святые отцы, «насколько от воздержания плоти увядает тело, настолько расцветает душа». И насколько душа выше тела, настолько и духовная радость выше телесных удовольствий.
Но что интересно, и в последних православный христианин ничего не теряет, а, наоборот, приобретает. Ведь проходит время воздержания (например, поста) и христианин, добре подвизавшийся, получает сугубую радость и по плоти, причем, получает ее согласно действию все того же рассматриваемого нами этического закона. Ведь он добровольно принял на себя воздержание, т.е. некоторое страдание по плоти, следовательно, в силу необходимой связи страданий с наслаждениями его ожидают и плотские радости, как это стремились таким образом получить языческие философы.
Но дело в том, что у них получение телесных удовольствий путем принятия на себя телесных страданий и воздержаний было самоцелью. Что, как выше показано, – глупо, неосновательно и малоэффективно. У православного же христианина воздержание и принятие на себя некоторых телесных злостраданий направлено не на получение телесных удовольствий, которые здесь не являются самоцелью. Нет, это малое страдание христианина является средством для получения им благодати Святого Духа и духовной радости. Что же касается тех телесных удовольствий, которые получает православный после своего телесного воздержания и доброго подвига, то это просто побочный, но необходимо и неуклонно бывающий в силу действия рассматриваемого нами этического закона, результат его подвижничества.
Все сие вышесказанное лучше всего иллюстрирует значение в жизни православного христианина Великого поста. Да, когда он начинается, то, конечно, благочестивый православный христианин принимает на себя некоторое воздержание, т.е. страдание по плоти. Он воздерживается от вкушения некоторых видов пищи (мяса, молока, рыбы и соответствующих продуктов из них), но и остальную, дозволенную пищу он вкушает умеренно, иногда добровольно испытывая и голод. Причем, для многих еще тягостнее бывает прекращение плотского супружеского общения, воздержания от которого также требует устав православного поста. Все это, конечно, определенные страдания по плоти.
Однако все сие совершается ради получения благодати Святого Духа и соответствующей духовной радости, которая Великим постом преимущественно достигается принесением православным христианином сугубого покаяния. Ибо в Православии и истинный покаянный плач весьма сладостен духовно. Что благочестивый христианин часто испытывает, к примеру, при чтении Великого покаянного канона св.Андрея Критского или во время необычайно трогательных и душеполезных богослужений Страстной седмицы.
Но вот проходят дни Великого поста и наступает Светлая Христова Пасха. И той величайшей радости духовной, которую дарует нам этом Праздник Воскресения Христова – Праздник праздников и Торжество Торжеств, вторит и телесная радость, которая бывает у православного христианина после разрешения им своего плотского воздержания. Поэтому у православных разговение – это своего рода радостный религиозный обряд, когда уже приевшаяся было до поста мясная, молочная и прочая скоромная пища при разговении приобретает особо замечательный, восхитительный и неповторимый вкус. А добре подвизавшиеся в плотском воздержании супруги в разрешенное после Светлой седмицы время снова чувствуют себя, как в первую брачную ночь, женихом и невестой…
Но что крайне важно и очень интересно: вся эта радость по духу и по плоти дается лишь тем, кто до этого Великим постом принял на себя соответствующее воздержание.
Я, будучи священником, многие годы совершал пасхальное богослужение в одном их храмов нашего города. И всегда на Пасху видел одну и ту же картину. Вокруг храма собиралась явно мало верующая молодежь, подогревающая себя алкоголем; говорили, что там были и наркотики. Они громко разговаривали, шутили, смеялись, но… в пасхальном богослужении и близко не участвовали. И я долго не мог понять, что же притягивает в эту таинственную ночь сих маловеров, которых в другое время и в храме-то не увидишь?! Наконец, я понял: они своим духовным нутром, из которого еще не до конца выветрилась (где-то, может быть, даже генетически унаследованная) вера, чувствуют, что сейчас, здесь людям подается великая радость. И еще они чувствуют, что атеизм их подло обманул, лишив этой радости. Поэтому и пытаются ее улучить подручными средствами: подогревая себя алкоголем, наркотиками, неумеренным и натужным смехом, но… все тщетно.
Ибо если человек не сораспялся со Христом на поприще Великого поста, то он с Ним и не совоскреснет в сугубой радости Христова Воскресения – Праздника Светлой Пасхи!
Плотские наслаждения
Любовники по примеру пчел живут жизнью сладкой, как мед.
Corpus lnscriptionum Latinarum,
Плотская любовь присутствовала повсюду, заставляя терять голову как простолюдинов, так и патрициев. Разумеется, мораль со временем изменилась, и Овидий позволял себе давать любовникам советы, которые Катон счел бы верхом неприличия. Но если во времена Республики мораль и отвергала некоторые нововведения, демоны плоти не меньше терзали этих защитников добродетели. Знаменитый Катон являет собой пример такого рода: однажды он заставил прогнать из сената уважаемого человека только за то, что тот позволил себе поцеловать свою жену в присутствии дочери; однако постарев, овдовев и живя в одном доме со своим сыном и невесткой, сам Катон предавался преступной любви с юной особой, дочерью своего секретаря, на которой в конце концов и женился.
Впрочем, в те времена в этом не было ничего особо скандального и римляне всегда находили вне брака чувственные удовольствия, которые отвергает наша цивилизация. Чтобы лучше понять этот удивительный парадокс, следует вспомнить, что древние римляне смотрели на женщину неодинаково. Если римлянка из хорошей семьи обязана была вести добродетельный образ жизни, а благородные матери семейства — хранить верность своим супругам, то те, кто не мог вступить в законный брак — рабыни, вольноотпущенницы куртизанки, — были свободны распоряжаться собственным телом. Как-то проходя по Форуму, суровый Катон встретил молодого человека, выходившего из публичного дома. Тот покраснел от стыда, однако Катон напротив, похвалил его за то, что он посещает «продажных женщин» и не покушается на честь благородных римлянок. На следующий день тот же молодой человек имел несчастье вновь попасться на глаза Катону в той же ситуации, и, говорят, Катон опять одобрил его — за то, что он ходит к девкам, а не живет с ними!
Мы уже видели, что римляне не слишком спешили жениться, и многие предпочитали жить с сожительницами, которых в любой момент могли отослать от себя. Некоторые персонажи Плавта во всеуслышание заявляют, что лучше будут счастливо жить с рабыней или вольноотпущенницей, чем подвергаться тирании жены из знатной семьи. Однако незаконные союзы порождают детей, не имеющих права претендовать на отцовское наследство. И если для простого человека это имело мало значения, то для членов высшего общества все выглядело иначе: именно стремясь не допустить сокращения знатных фамилий, Август принял меры, обязывающие мужчин вступать в законный брак. Но эти меры оказались малоэффективными — может быть, потому, что плохой пример подавал сам император. Светоний рассказывает, что собственная жена Августа Ливия подбирала ему молоденьких служанок, покорных его желаниям.
Женщины конечно же тоже вступали в незаконную связь. В самые древние времена виновная в прелюбодеянии предавалась смерти. Участь ее любовника также была незавидной: он или погибал под ударами хлыста оскорбленного мужа, или лишался того органа, который послужил основным инструментом в осуществлении преступной страсти… Но постепенно вместе с эволюцией нравов месть обманутых мужей стала более человечной, и, чтобы не стать посмешищем, вынеся свой позор на публику, они предпочитали развестись с женой, сохранив ее приданое. Закон, принятый Августом, даже обязывал обманутых мужей развестись с женами — иначе их могли счесть сводниками. На закате Республики римляне начинают смотреть на любовь уже более снисходительно. Трагическая история Виргиния, жившего в середине V века до н. э., к этому времени представляется им несколько устарелой. Эту историю, свидетельствующую о суровости старинных нравов, рассказывает Тит Ливий. Луций Виргиний был центурионом (командующим центурией) римской армии, примерным солдатом и гражданином. И он сам, и его жена в свое время получили строгое воспитание и так же воспитывали свою дочь. Между тем децемвир [117] Аппий Клавдий безумно увлекся юной девой и вознамерился сделать ее своей любовницей. Девушка вошла уже во взрослый возраст и отличалась необыкновенной красотой. Аппий одаривал ее щедрыми подарками, однако все было тщетно. Тогда он велел одному из своих приближенных объявить ее рабыней. Он утверждал что девушка была не законной дочерью Виргиния, а рабыней, прижитой от одной из рабынь. Несмотря на вмешательство дяди девушки, ее жениха и его отца, суд признал ее рабыней и приказал вернуть к хозяину ее матери. И тогда Виргиний отвел свою дочь в сторону от толпы и заколол ножом в сердце, чтобы спасти ее честь.
Действительно, в последний век существования Республики нравы быстро меняются. Уже в пьесах Плавта изображаются похотливые молодые люди и развратные старики, проводящие свое время на Форуме и преследующие молоденьких девушек. Наиболее обездоленные классы откровеннее выражали свои чувства — очевидно, потому что меньше, чем знать, были скованы рамками старинных традиций.
Часто встречаются надписи, свидетельствующие о нежности любви: «Да здравствует тот, кто любит, да сгинет тот, кто не умеет любить». Или: «О! Как бы я хотел, чтобы твои руки обвивали мою шею, как бы я хотел целовать твои нежные губы…» [119] Эти надписи в полной мере передают любовный пыл, свойственный средиземноморским народам.
Но любовь — это также искусство. Вместе со свободой нравов приходит их утонченность. Не случайно самое известное произведение Античности в этом роде называется «Наука любви». Его автор, поэт Овидий, был изгнан Августом за безнравственные высказывания, помещенные в этой книге. По крайней мере, такова была официальная причина, которой воспользовался император. А ведь Овидий не описывал ничего такого, что не происходило бы ежедневно на улицах и в домах Рима в течение уже долгого времени. Да и Гораций не имел в виду ничего дурного, когда призывал наслаждаться телом куртизанки, поскольку прелести матроны в длинном платье обходятся дороже:
Кроме лица, ничего у матроны никак не увидишь,
Спущена стола до пят, и накинута мантия сверху —
Много всего мешает добраться до сути!
Прозрачная же туника куртизанки позволяет лучше разглядеть ее красоту и убедиться, что запрошенная цена соответствует «товару»:
Здесь же все на виду: можешь видеть сквозь косские ткани
Словно нагую; не тоще ль бедро, не кривые ли ноги;
Овидий особенно ценен для нас тем, что он скорее являлся хроникером своего времени, нежели скандальным поэтом. Его описания любви являются не столько описанием собственного опыта, сколько изложением общей теории. Овидий обобщает куда больше, чем Гораций. Он не считает, что для наслаждения пригодны только куртизанки. В каждой женщине Овидию хочется видеть желанную. Таково ощущение мужчины-победителя. Овидию нравится сравнивать любовную победу с военной службой. А еще поэт любит представлять любовника охотником, обязанным хорошо изучить территорию. Благоприятной же территорией для любви как раз и является Рим. Разве анаграммой Roma (Рим) не является amor (любовь)?
Для любовной охоты подходит Форум, а еще больше места для зрелищ:
Здесь ты хоть рядом садись, и никто тебе слова не скажет,
Здесь ты хоть боком прижмись — не удивится никто.
Как хорошо, что сиденья узки, что нельзя не тесниться!
Что дозволяет закон трогать красавиц, теснясь!
Здесь-то и надо искать зацепки для вкрадчивой речи,
Завязывается разговор. Появляется возможность проявить к красавице знаки внимания:
Если девице на грудь нечаянно сядет пылинка —
Эту пылинку с нее бережным пальцем стряхни.
Если пылинки и нет — все равно ты стряхни ее нежно… [122]
«Наука любви» — больше чем простой учебник практических советов. Это книга, в которой поэт проявляет себя тонким психологом и показывает нам те представления, которые имели о любви мужчины и женщины его времени:
Как ни твердит «не хочу», а скоро захочет, как все.
Тайная радость Венеры мила и юнцу, и девице,
Только скромнее — она, и откровеннее — он.
Если бы нам сговориться о том, чтобы женщин не трогать, —
Правда, иную игру начать не решается дева, —
Рада, однако, принять, если начнет не она.
Право же, тот, кто от женщины ждет начального шага,
Слишком высоко, видать, мнит о своей красоте.
Первый приступ — мужчине и первые просьбы — мужчине,
Чтобы на просьбы и лесть женщина сдаться могла.
Путь к овладенью — мольба. Любит женщина просьбы мужские —
Так расскажи ей о том, как ты ее полюбил…
Если, однако, почувствуешь ты, что мольбы надоели,
Остановись, отступи, дай пресыщенью пройти.
Многим то, чего нет, милее того, что доступно:
Меньше будешь давить — меньше к тебе неприязнь.
И на Венерину цель не слишком указывай явно:
Именем дружбы назвав, сделаешь ближе любовь.
Сам я видал, как смягчались от этого строгие девы
Итак, мужчина должен верить в себя и смело приступать к ухаживаниям:
Все хотят посмотреть и хотят, чтоб на них посмотрели, —
Вот где находит конец женский и девичий стыд.
…Дни рожденья и прочие сроки подарков —
Это в уделе твоем самые черные дни.
Как ни упрямься дарить, а она своего не упустит:
Женщина средство найдет страстных мужчин обобрать.
Вот разносчик пришел, разложил перед нею товары,
Их пересмотрит она и повернется к тебе,
«Выбери, — скажет, — на вкус, посмотрю я, каков ты разборчив»,
И поцелует потом, и проворкует: «Купи!»
…Ежели денег, мол, нет при себе — попросит расписку,
И позавидуешь ты тем, кто писать не учен.
Ну, а что, коли в год она дважды и трижды родится?
И приношения ждет на именинный пирог? [125]
Любовник также должен строго относиться к своему внешнему виду. «Будь лишь опрятен и чист» — вот главная заповедь. Овидий набрасывает нам портрет идеального мужчины: загорелая кожа, короткая и без пятен тога, волосы и борода подстрижены, чистые ногти, никаких волос в носу, а особенно: «Пусть изо рта не пахнет несвежестью тяжкой». При соблюдении этих правил влюбленный имеет хорошие шансы добиться желанного. Ему остается лишь воспользоваться своим красноречием, чтобы осыпать комплиментами красавицу, восхищаясь ее нежным личиком или крошечной ножкой. Ибо верно, что
скрасить изъян помогут слова…
Если косит, то Венерой зови; светлоглаза — Минервой;
А исхудала вконец — значит легка и стройна;
Хрупкой назвать не ленись коротышку, а полной — толстушку
И недостаток одень в смежную с ним красоту.
И, наконец, любовник должен уметь плакать, поскольку «слеза и алмазы растопит. / Только сумей показать, как увлажнилась щека!». Если же заплакать не удалось, «маслом пальцы полей и по ресницам пройдись».
Я говорю: будь уступчив! Уступки приносят победу.
Все, что придет ей на ум, выполни, словно актер!
Скажет «нет» — скажешь «нет»; скажет «да» — скажешь «да»: повинуйся!
Будет хвалить — похвали; будет бранить — побрани;
Будет смеяться — засмейся и ты; прослезится — расплачься;
Пусть она будет указ всем выраженьям лица! [126]
Подчинение любимой является гарантией наслаждения — наслаждения, которое испытываешь подле своей избранницы. Овидий считает: вступая в брак, исполняешь долг, ведущий в супружескую постель даже тогда, когда вы с женой в ссоре; когда же ты любовник — то ты имеешь дело только с любовью. Любовь, следовательно, прежде всего является наслаждением. И во имя этого наслаждения любовник даже может вынести соперника, уверенный, что его красавица к нему вернется, если он будет терпеливым и сдержанным:
Жарко было в тот день, а время уж близилось к полдню.
Поразморило меня, и на постель я прилег.
Ставня одна лишь закрыта была, другая — открыта,
Так, что была полутень в комнате, словно в лесу, —
Мягкий, мерцающий свет, как в час перед самым закатом
Иль когда ночь отошла, но не возник еще день.
Кстати такой полумрак для девушек скромного нрава,
В нем их опасливый стыд нужный находит приют.
Тут Коринна вошла в распоясанной легкой рубашке,
По белоснежным плечам пряди спадали волос.
В спальню входила такой, по преданию, Семирамида
Или Лаида, любовь знавшая многих мужей…
Легкую ткань я сорвал, хоть, тонкая, мало мешала, —
Скромница из-за нее все же боролась со мной,
Только сражалась, как те, кто своей не желает победы,
Вскоре, себе изменив, другу сдалась без труда,
И показалась она перед взором моим обнаженной…
Мне в безупречной красе тело явилось ее.
Что я за плечи ласкал! К каким я рукам прикасался!
Как были груди полны — только б их страстно сжимать!
Как был гладок живот под ее совершенною грудью!
Стан так пышен и прям, юное крепко бедро!
Стоит ли перечислять. Все было восторга достойно.
Тело нагое ее я к своему прижимал…
Прочее знает любой… Уснули усталые вместе…
О, проходили бы так чаще полудни мои! [127]
Понятно, что могло разозлить Августа в этих стихах. Тот портрет любовника, который описан Овидием, являет полную противоположность римлянину, каким его изображали политики. У Овидия речь идет о мужчине, предпочитающем свободную любовь браку, согласном на неверность, становящемся рабом той, кого любит; супруг же, как мы уже видели, должен служить образцом добродетели. Где же традиционный образ отца — господина и главы семьи? Что бы сказал старый Катон, для которого интимная жизнь строго регламентировалась авторитетом мужа, соблюдавшего традиции вопреки наслаждению? Однако к тому времени теории Катона устарели. В этом и было оправдание Овидия, поскольку терпение и подчинение любовника имели одну цель: любовь. Эта любовь, по словам Овидия, должна защищаться, подпитываться, стать необходимой с помощью силы привычки. Тогда каждый отдастся другому и получит равную долю наслаждения, а само наслаждение никогда не превратится в обязанность. Овидий в равной мере порицает и проституцию, и… брак: «Слишком легко обладать теми, кто рядом всегда…»
Итак, наслаждение любовников рассматривается не как простое развлечение, а как сладкая участь, в которой рождаются самые глубокие чувства. В то же время Овидий уверяет нас, что любовь не определяется рамками закона, от которого она полностью свободна, но что она анархична и неудержима. В этом, несомненно ошибка поэта. В самом деле, похоже, что нежное взаимное чувство, испытываемое любовниками, знаменует важный переворот в сексуальном менталитете римлян, и в эпоху изменений морали поэт может лишь шокировать власти. Овидий представляет нам любовный акт как союз двух тел, каждое из которых стремится доставить наслаждение другому. Он советует женщине принять такую позу, которая наилучшим образом подчеркнет ее тело:
Та, что лицом хороша, ложись, раскинувшись, навзничь;
Та, что красива спиной, спину подставь напоказ.
Миланионовых плеч Аталанта касалась ногами —
Вы, чьи ноги стройны, можете брать с них пример.
Всадницей быть — невеличке к лицу, а рослой — нисколько…
Если приятно для глаз очертание плавного бока —
Встань на колени в постель и запрокинься лицом.
Если мальчишески бедра легки и грудь безупречна
Ляг на постель поперек, друга поставь над собой…
Следует также сказать несколько слов о гомосексуализме. Его знали все цивилизации, но все они придавали ему разное значение. В Риме гомосексуализм и особенно педерастия не получили такого распространения, как в Греции, поскольку моральные критерии римлян отличались от греческих. Официально римские нравы запрещали гомосексуальные отношения между двумя особами римской крови. Общественная мораль также осуждала этот вид отношений. Однако случаи такого рода известны; некоторые из них закончились смертной казнью виновных.
Совершенно по-другому поступали, когда ничто не угрожало римской крови, и то, что было запрещено с гражданином, разрешалось с юным рабом. В римских домах было принято иметь одного или нескольких миньонов, чтобы совершенно безнаказанно удовлетворять этот вид плотского наслаждения.
Легко можно представить, с какой охотой следовала аристократия императорскому примеру. Богатые граждане селили у себя юных рабов, прозываемых «мальчиками для наслаждений», и те всегда готовы были ответить на самые сладострастные желания хозяина. Большая часть таких мальчиков происходила из восточных, азиатских или африканских стран и уже умела возбудить чувственность похотливыми позами и словами. Наибольшим успехом пользовались египтяне, сирийцы и мавры.
Трималхион в романе Петрония рассказывает, что попал в Италию из Азии совсем маленьким и добавляет: «Четырнадцать лет по-женски был любезным моему хозяину. И хозяйку удовлетворял тоже». Он сделал на этом состояние, а потому вряд ли согласился бы с Ювеналом, говорившим: «Лучше быть рабом, возделывающим землю, чем возделывать своего хозяина».
Миньоны были предназначены исключительно для сексуального наслаждения. Всегда богато одетые, с длинными завитыми волосами, они служили украшением пиров, которые устраивал их хозяин, и прислуживали, исполняя песни, танцы или декламируя непристойности, что необычайно нравилось дурно воспитанным гостям, находившим забавным, что подобные вещи произносят столь маленькие дети. Единственной наградой этих бедных мальчиков было покровительство хозяина, обычно отпускавшего их, когда они вырастали, как в случае с Трималхионом.
Неудачливому влюбленному оставалось утешиться в мужском лупанарии. Таких было достаточно, особенно в Субуре, на Эсквилине и у моста Сублиция. Их устраивали также в подвалах некоторых театров и цирков и даже в некоторых кабачках, используя в качестве вывески фаллос. Там хватало как женоподобных молодых людей, исполнявших пассивную роль, так и мужчин волосатых и с мощными членами. Все они, разумеется, были рабами, иногда вольноотпущенниками. Мужская проституция, несмотря на введенный на нее во времена Империи налог, процветала до такой степени, что император Александр Север, взявший власть в 222 году н. э., так и не смог уничтожить ее, испугавшись, что подобная мера слишком возбудит страсти.
Наверняка подобное не раз случалось в римских домах без ведома их хозяев. Но развязка не всегда получалась столь же веселой.
Проще всего плотское наслаждение в Риме можно было удовлетворить при помощи проституток. На сей счет мы располагаем весьма богатыми сведениями, которые дают нам латинские комедии и особенно пьесы Плавта и Теренция. Эти пьесы были адресованы прежде всего народу, обремененному повседневными заботами, поскольку представления проходили в праздничные дни.
Любви с равной страстью предавались и молодые люди из высшего общества, и подвыпившие солдаты, и наивные провинциалы, и похотливые старики. Богиней же наслаждений являлась куртизанка. Конечно жизнь, описываемая в этих комедиях, была далека от действительной, поскольку обходила молчанием необходимость ежедневного тяжелого труда, однако и предлагаемое нам язвительное изображение любовных переживаний часто отражает жестокую реальность: ведь комическое берет за основу подлинную жизнь. И конечно же, хотя действие таких пьес разворачивалось в Греции и персонажи носили греческие имена, поднимавшиеся в них проблемы были чисто римскими.
Как мы уже видели, римская мораль допускала определенную сексуальную свободу при условии, что чистота римской крови останется неприкосновенной. Вот что говорит об этом персонаж «Куркулиона» Плавта:
Купить товар открыто, коли деньги есть,
Никто не запретит ходить по улице, —
Ходить не смей лишь через огород чужой.
Коль от замужних вдов и дев воздержишься
Проститутка является не чем иным, как вещью, которую можно купить как любой другой товар. Следовательно, нет ничего постыдного в том, чтобы приобрести ее и воспользоваться ее услугами. Мы помним, как Катон хвалил молодого человека за посещение лупанария; в следующем веке Цицерон напишет, что надо быть ригористом, чтобы запрещать молодым людям посещать проституток, что это будет «расхождением с моралью и терпимостью предков». Менее терпимым общественное мнение было в отношении стариков, о чем говорит один из персонажей комедии Плавта:
Временам ли года иль возрастам — всему свое.
Если есть такой закон, чтоб старикам распутничать,
Что же станет с государством нашим?
Вовсе она не ханжа, надутых речей избегает,
Хочет она, чтоб ее праздник открыт был для всех,
И призывает она жить всласть в цветущие годы,
Другие праздники также отводили важное место публичным женщинам, особенно Виналии, отмечавшиеся 23 апреля, когда вместе с Юпитером чествовали также Венеру в храме, воздвигнутом в 181 году до н. э. консулом Порцием Лицинием. Овидий пишет об этом празднике, придуманном проститутками, чтобы сделать подношения Венере:
Девы доступные, празднуйте праздник во славу Венеры!
Держит Венерина власть много прибытку для вас.
Требуйте, ладан куря, красоты у нее и успеха,
Проститутками становились по разным причинам. Часто рабынь приобретали специально для этих целей. Некоторые сводники воспитывали брошенных детей или детей, которых им продавали. Каждый год несколько тысяч детей и подростков становились предметом купли-продажи. Обычно дети передавались в лупанарии в возрасте четырнадцати лет, но нередко в таких кварталах, как Субура, можно было встретить совсем маленьких детей, вынужденных торговать собой. Часто причиной проституции являлась нищета, и множество проституток, рожденных в обычных семьях, вынуждены были покориться необходимости. Иногда соблазнялись возможностью легкого заработка. Один из персонажей Теренция прослеживает путь такой девицы:
Сперва она вела тут жизнь стыдливую,
Суровую и скромную; тканьем себе
И пряжею искала пропитания;
Но после появилися влюбленные
С посулами и платою, один, другой.
Все люди склонны к наслажденью от труда
Спуститься: принимает предложение,
Для других проституция являлась средством получить свободу. Когда хозяин отпускал одну-двух рабынь, они предпочитали, ничего не теряя, зарабатывать на жизнь уже привычным способом. Поскольку вольноотпущенники часто сохраняли «деловые» связи со своим патроном, он получал от предприятия кое-какую прибыль и каждый находил в этом свою выгоду.
Единственным, кто не находил для себя никакой денежной выгоды, был юный повеса, не способный сопротивляться властному зову своей плоти. Зачастую он разорялся или разорял своего отца или друга, содержа куртизанку, — как правило, не испытывавшую к нему никакой благодарности. Харин из «Купца» Плавта откровенно рассказывает свою историю. Ему было едва двадцать весен, когда он влюбился в одну куртизанку, чей хозяин потребовал у него все, чем он обладал. Его отец, прознав об этой связи, попытался воззвать к нему, чтобы он взял себя в руки и не пустил по ветру ради любви красавицы состояние, заработанное непосильным трудом.
Некоторым удавалось приблизиться к куртизанке, подкупив привратницу чашей вина или обманув ее с помощью переодевания; другие проделывали дыру в стене дома. Но самым простым способом добиться ее любви были конечно же деньги. Страбакс в «Грубияне» Плавта воспользовался именем отца для того, чтобы добыть необходимую сумму.
Часто сама куртизанка требовала себе дорогих подарков. Куртизанки латинской комедии отмечены непостоянством, лицемерием и полной бессердечностью. Юный любовник для них всегда предпочтительнее старика, чаще всего слишком жадного:
Словно рыба ведь любовник сводне! Только свеженький
В дело годен, много соку в нем и много сладости,
И готовь его, как хочешь, — жарь, вари, повертывай.
Он охоч давать, податлив к просьбе, есть откуда взять.
Сколько дал, каков убыток, не смекнет; забота вся —
Диниарх из «Грубияна» говорит то же самое:
Прежде чем успеешь ты одно отдать,
Как сотни новых требований ждут тебя:
То золото пропало, то разорван плащ,
То куплена служанка, то серебряный
Сосуд, а то старинный бронзовый, кровать
Роскошная, иль греческие шкапчики,
Иль… Что-нибудь всегда давать приходится
Требовалось настоящее искусство лицемерия, чтобы принимать любой подарок как должное. Когда соперник Диниарха дарит их общей любовнице двух рабынь-сириек, она притворно восклицает: «Неужто мало и того тебе, сколько я кормлю служанок?! Ты же сверх того еще мне приводишь целый рой их поедать мой хлеб». Тогда он дарит ей фригийскую накидку, а она заявляет: «За все страданья мне такой ничтожный дар!»
Для куртизанки не важны ни чувство, ни даже красота мужчины. Напротив, она предпочитает некрасивого потому что он щедро платит, чтобы заставить ее забыть о его уродстве. Служанка одной куртизанки из комедии Плавта рассуждает о том, как должна поступать ее хозяйка. По поводу одного из любовников она говорит: «Покуда было что, давал; теперь — ни с чем; у нас то, что он имел; его удел — что мы имели прежде».
Хорошей сводне надо обладать всегда
Хорошими зубами. Если кто придет,
С улыбкой встретить, говорить с ним ласково;
Зло в сердце мысля, языком добра желать;
Распутнице ж — похожей на терновник быть.
Чуть притронется — уколет или разорит совсем.
Оправданий ей не надо слушать от любовника:
Оскудел — его в отставку за плохую службу, прочь!
Любовник истинный лишь тот, кто своему именью враг,
Люби, пока имеешь; нет — другого ремесла ищи,
Спокойно место дай другим, что дать еще имеющим.
Пустого стоит тот, кто, дав, не хочет тут же вновь давать.
У нас любим лишь тот, кто дал, да сразу и забыл про то.
Недостаток нежности тщательно скрывался. Требовалось заронить в душе любовника надежду на будущее счастье. Соответственно, куртизанке необходимо было следить за своим туалетом. То, о чем мы говорили в предыдущей главе относительно римской дамы, верно и в отношении куртизанки, особенно когда она имела дело с щедрым любовником. Хотя иногда афишируемая роскошь была показной и скрывала нужду и тяжелые условия жизни. Публичные женщины выходили на улицу одетыми в коричневую тогу, свидетельствующую об их роде деятельности, но богатые куртизанки соперничали в нарядах с самыми богатыми римлянками. Они должны были быть стройными, хорошо накрашенными, причесанными и усыпанными драгоценностями. Но чрезмерность в их туалетах и макияже отличала их от других женщин. В туниках ярких цветов и экстравагантного покроя, с красными румянами на щеках они уподоблялись тому выдуманному и фантастическому миру, который любили создавать вокруг себя.
Вот как описывает их кокетливое поведение автор одной из комедий:
«Она делает одному знак, а другому бросает взгляд; она любит одного и обнимает другого; ее рука занята с этим, а ногой она толкает того; одному она отдает свое кольцо, а кончиками губ призывает другого; она поет с этим, одновременно выводя пальцем слова для того».
Влюбившись в куртизанку, мужчина попадал в ловушку: его удерживают всеми силами, чтобы заставить истратить состояние. Для этого хороши все средства. Например, можно продемонстрировать внезапную холодность, лишь возбуждающую желание. Или выдумать какую-нибудь ложь, подобно куртизанке из «Грубияна», пытавшейся заставить своего любовника-солдата поверить, что, пока он был в походе, у нее родился от него ребенок. Излюбленным средством также являлось возбуждение ревности. Но едва любовник разорялся, куртизанка отдаляла его от себя, изобретая другую ложь: от невыносимых головных болей до внезапной набожности, требовавшей на некоторое время целомудренного поведения. Это в самом деле было профессиональное искусство.
Читайте также
Аристипп, учитель наслаждения
Аристипп, учитель наслаждения При Дионисии Старшем (и при сыне его Дионисии Младшем) были не только придворные поэты, но и придворные философы. Придворные — это значит такие, чтобы их было приятно слушать, легко понимать, в веселую минуту потешаться, а в важную — не
Плотские грехи
Плотские грехи Плата за оскорбление целомудрия, несомненно, была наиболее высокой после платы за убийство, а наказание за плотские грехи относились исключительно к компетенции Церкви, поскольку именно она требует от людей добродетели в этой области, что мало
Наслаждения и мораль в римском обществе
Наслаждения и мораль в римском обществе Оставим в стороне примитивные клише, согласно которым римляне только и делали, что безвольно возлежали за изобильными столами в полной праздности. Мысль о наслаждении вообще кажется чуждой римской морали. Но в таком случае
Загородные наслаждения
Загородные наслаждения Мало кто из столичных жителей мог похвастаться тем, что его род уходил корнями в римскую историю. Римляне в большинстве своем являлись в полном смысле слова провинциалами, людьми земли (это относится и к тем великим людям, которые, подобно Катону,
Женские наслаждения
Женские наслаждения Согласно традиционной точке зрения, римская женщина была далека от того, что мы связываем с понятием наслаждения. Само название «матрона», с которым олицетворяется римская дама, предполагает личность сильную и твердую, несколько властную, словом,
Эстетические и интеллектуальные наслаждения
Эстетические и интеллектуальные наслаждения Жизнь римлянина состояла из множества самых разнообразных наслаждений. По большей части это были наслаждения, так сказать, материального свойства. Красноречие, чтение или сочинительство для большинства не являлись
Роковой пик наслаждения
Роковой пик наслаждения Герцог Тосканский был в ярости. Соглядатай только что донес ему о страшном предательстве: личный шеф-повар герцога продал тщательно хранимый рецепт «ледяного деликатеса» герцогу Пармскому. Уже через несколько минут стража ворвалась в комнату
Глава I ПУБЛИЧНЫЕ ПОЧЕСТИ И ТАЙНЫЕ НАСЛАЖДЕНИЯ
Глава I ПУБЛИЧНЫЕ ПОЧЕСТИ И ТАЙНЫЕ НАСЛАЖДЕНИЯ Диане хотелось стереть все следы прежнего царствования. Стремясь сделать опалу герцогини д’Этамп громкой и безвозвратной, она отправила ее в изгнание, лишив всех пожалований; очистила Советы от ее протеже; аннулировала
Глава шестая. Продление наслаждения
Искусство наслаждения
Искусство наслаждения Европейцы нередко связывают свои знания о восточной эротологии в первую очередь с Индией, и это не случайно: «наука страсти нежной» с древнейших времен обладала там высоким статусом, а любовные представления индийцев подробнейшим образом