Что такое плюрализм в ссср кратко

Перестройка, гласность, политический плюрализм, парад суверенитетов

По мере проведения реформ стало понятно, что советский вариант социализма, ранее считавшийся в основе своей «здоровым», имеет серьёзные внутренние пороки, которые необходимо устранить, одновременно направив усилия на создание новой – демократической модели социализма (социализма с «человеческим лицом»). Способствовать этому должна была «гласность». Гласность – это важнейший демократический принцип, обеспечивающий открытость работы органов управления, доступность для общественного ознакомления с их деятельностью. Реализуется в первую очередь через СМИ. Однако гласность в годы перестройки не стала свободой слова. Сам термин «гласность» как свидетельство новых подходов к политике впервые прозвучал в выступлении Горбачева на XVII съезде КПСС (февраль 1986 г.) «Горбачёвская» гласность – это разрешение ограниченной критики некоторых наиболее вопиющих недостатков социалистической действительности в СССР без критики самого социализма, ограниченное и подконтрольное партийному руководству страны обсуждение путей развития общества, способ обновления скомпрометированной официальной идеологии. Гласность была способом Горбачёва найти поддержку своей деятельности снизу, прежде всего в среде интеллигенции.

Первые признаки гласности появились в 1986 г.Съезд Союза кинематографистов избрал новое руководство. Вышел фильм Т.Е. Абуладзе «Покаяние», ставший сенсацией в общественной жизни. Появились острые публикации в «Московских новостях» (главный редактор – Е.В. Яковлев) и в «Огоньке» (главный редактор – В.А. Коротич). В декабре 1986 г. был возвращён из ссылки А.Д. Сахаров.

На Пленуме ЦК КПСС в январе 1987 г. Горбачёв заявил, что перестройка возможна только на основе демократии, и призвал к расширению гласности.

В самой России возникло значительное количество партий и движений в основном антикоммунистической и антисоциалистической направленности. Например, в 1989 г. была создана Либерально-демократическая партия (ЛДПР) (лидер – Жириновский), было создано Российское христианско-демократическое движение (РХДД) (лидер – Аксючиц ).

Кризис охватил КПСС – в 1989-1990 гг. из КПСС выходят компартии Латвии, Литвы и Эстонии. III Съезд народных депутатов СССР отменил 6-ю статью Конституции СССР 1977 г., провозглашавшую «руководящую и направляющую роль КПСС». Это означало начало распада всей системы, базировавшейся на незыблемости Коммунистической партии.

Слабость горбачёвского правительства, его неспособность обеспечить интересы номенклатуры в целом и подавить сепаратистские в национальных регионах привели к усилению стремления отдельных республик выйти из состава СССР, добиться суверенитета со всеми вытекающими из этого правами и обязанностями. Весной-летом 1990 г. Латвия, Литва, Эстония, а затем Российская Федерация и др. союзные республики добились суверенитета. Страна вступила в полосу дезинтеграции. 12 июня 1990 г. был провозглашён государственный суверенитет РСФСР. Решение российских депутатов повлекло за собой «парад суверенитетов» в союзных и автономных республиках. « Парад суверенитетов» и «война законов» вылились не только в отделение от Центра и попытки урегулировать с ним отношения, но и в формировании собственных органов власти и управления. В этих условиях руководство СССР (Горбачёв) стало говорить о необходимости нового союзного договора.

Парад суверенитетов в конечном итоге привёл к распаду СССР.

Источник

Плюрализм — что это такое в политике, праве, религии и жизни.

Плюрализм – это термин, который характеризует концепцию наличия множества различных взглядов, позиций, идей, и интересов в одно и то же время. Этимологически, слово «ПЛЮРАЛИЗМ» произошло от латинского «pluralis», что переводится как «Множество». Сам по себе, термин является весьма широким в применении, так он может использоваться в множестве тематик, но всегда передавать суть изначальной концепции. Довольно часто можно услышать его употребление в таких словосочетаниях как: «плюрализм мнений», «политический плюрализм» или «принцип правового плюрализма».

Что такое ПЛЮРАЛИЗМ простыми словами – понятие, определение кратко.

Простыми словами, Плюрализм – это концепция, которая подразумевает наличие нескольких точек зрения в отношении определенного вопроса. Другими словами, можно сказать, что плюрализм — это теория о том, что мир не является прямолинейным или имеет всего две грани. То есть, мир не делится только на черное и белое, на хорошее и плохое.

В качестве наглядного примера, можно привести религиозный плюрализм, который заключается в том, что одновременно могут существовать несколько религий и все они могут быть «истинными». В данном случаи суть плюрализма заключается в том, что нет нужды выяснять кто прав, а кто нет. Вместо этого, можно приять во внимание все религии одновременно, и рассматривать их как данность.

Что такое плюрализм в ссср кратко. Смотреть фото Что такое плюрализм в ссср кратко. Смотреть картинку Что такое плюрализм в ссср кратко. Картинка про Что такое плюрализм в ссср кратко. Фото Что такое плюрализм в ссср кратко

Принцип и признаки плюрализма.

Так как термин имеет весьма широкое распространение, то перечислить все конкретные аспекты и признаки в одном списке, не представляется возможным. Тем не менее можно вынести на передний план основные признаки плюрализма и сформировать из них общий принцип.

Виды плюрализма.

Как уже неоднократно упоминалось ранее, термин имеет весьма широкое применение в различных областях жизнедеятельности человека. Именно поэтому мы рассмотрим только самые важные и актуальные виды плюрализма. Это:

Что такое Плюрализм мнений.

Плюрализм мнений заключается в принятии того, что у каждого человека может быть свое собственное мнение относительно того или иного вопроса. Используя именно эту концепцию, решая определенные вопросы, люди могут прийти к взаимопониманию учитывая все точки зрения. Простыми словами, можно сказать, что при разговоре с другим человеком, нужно понимать то, что и у него может быть свое мнение. И как бы оно на первый взгляд глупо не выглядело, с ним стоит считаться.

Что такое плюрализм в ссср кратко. Смотреть фото Что такое плюрализм в ссср кратко. Смотреть картинку Что такое плюрализм в ссср кратко. Картинка про Что такое плюрализм в ссср кратко. Фото Что такое плюрализм в ссср кратко

Что такое Религиозный плюрализм.

Религиозный плюрализм утверждает, что ни одна религия не может претендовать на абсолютную власть, чтобы преподавать абсолютную истину. Религиозные плюралисты отмечают, что почти все религиозные тексты представляют собой совокупность ассортимента человеческих наблюдений, задокументированных, например, как исторические рассказы, поэзии, лекции и морали. Поэтому религиозные тексты открыты для толкования, и никакая религия не может всесторонне захватывать и передавать всю правду. Хотя все религии пытаются захватить реальность, их попытки происходят в определенных культурных и исторических контекстах, которые влияют на точку зрения писателя.

Многие религиозные плюралисты утверждают, что члены других конфессий ищут одни и те же истины по-разному и что все религиозные знания ограничены человеческой ошибкой. Плюрализм не препятствует проведению собственных идей или участию в ритуалах или духовной жизни одной конкретной религии или сообщества, признавая справедливость множества других практик или интерпретаций.

Что такое плюрализм в ссср кратко. Смотреть фото Что такое плюрализм в ссср кратко. Смотреть картинку Что такое плюрализм в ссср кратко. Картинка про Что такое плюрализм в ссср кратко. Фото Что такое плюрализм в ссср кратко

Что такое Политический Плюрализм.

Политический плюрализм — одна из важнейших черт современной демократии. В отличие от тоталитаризма, плюрализм признает разнообразие интересов граждан и считает необходимым, чтобы все члены общества учитывали потребности других, проводя добросовестные переговоры.

Именно исходя из данной концепции, демократия приветствует наличие большого числа политических партий, которые будут отстаивать интересы разных групп населения.

Чтобы плюрализм функционировал успешно, все партии должны согласиться с минимальным консенсусом относительно общих ценностей, которые разделяют правила разрешения конфликтов между группами. Взаимное уважение и терпимость необходимы для того, чтобы разные группы сосуществовали в сбалансированном состоянии.

Что такое плюрализм в ссср кратко. Смотреть фото Что такое плюрализм в ссср кратко. Смотреть картинку Что такое плюрализм в ссср кратко. Картинка про Что такое плюрализм в ссср кратко. Фото Что такое плюрализм в ссср кратко

Что такое Правовой Плюрализм.

Суть правового плюрализма заключается в том, что при разрешении конфликтной ситуации, необходимо учитывать абсолютно все существующие факты. Важно выслушать мнение всех сторон и учитывать его при принятии решения. Само собой, подобная концепция подразумевает беспристрастность судьи.

Источник

История. 11 класс

Конспект урока

История, 11 класс. Урок № 24.

Тема – Демократизация советской политической системы.

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке: XIX конференция КПСС и ее решения. Альтернативные выборы народных депутатов. Съезды народных депутатов – высший орган государственной власти. Гласность и плюрализм мнений. Политизация жизни и подъем гражданской активности населения. Массовые митинги, собрания. Либерализация цензуры. Общественные настроения и дискуссии в обществе. Отказ от догматизма в идеологии. Концепция социализма «с человеческим лицом». Вторая волна десталинизации. История страны как фактор политической жизни. Демократизация советской политической системы. I съезд народных депутатов СССР и его значение. Последний этап «перестройки»: 1990–1991 гг. Отмена 6-й статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС. Становление многопартийности. Кризис в КПСС и создание Коммунистической партии РСФСР. Первый съезд народных депутатов РСФСР и его решения.

Гласность — политика максимальной открытости в деятельности государственных учреждений и свободы информации. В современном словоупотреблении термин чаще всего используется применительно к политике гласности, проводившейся Михаилом Горбачёвым во второй половине 1980-х годов в СССР и означавшей недопустимость замалчивания хозяйственных проблем на местах, существенное ослабление цензуры и снятие существовавших в советском обществе многочисленных информационных барьеров.

Декларация — официальный государственный документ, содержащий основополагающие принципы внешней или внутренней политики государства, основы деятельности международных организаций или выражающий их позицию по какому-либо вопросу.

Перестройка — масштабные перемены в идеологии, экономической и политической жизни СССР во второй половине 1980-х годов. Целью реформ была всесторонняя демократизация сложившегося в СССР общественно-политического и экономического строя.

Плюрализм (от лат. pluralis — множественный) — позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания, стилей поведения и пр.

Резолюция (лат. resolution — решение, разрешение) — решение, принятое должностным лицом или совещательным органом, международной организацией

Гласность, перестройка, плюрализм, суверенитет, митинг, забастовка.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

История России». 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 3 ч. Ч.3./ Горинов М.М., Данилов А.А. и др./,, под ред. А. В. Торкунова. – М., «Просвещение», 2016.

Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира. М.С. Горбачев. – М., Издательство политической литературы, 1988.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В 1985 году М.С. Горбачёв стал Генеральным секретарем ЦК КПСС. Период его руководства вошёл в историю под названием «перестройка», что подразумевало масштабное реформирование советской системы. В духовной и культурной жизни страны это выразилось в политике гласности. Гласность была призвана создать «социализм с человеческим лицом», что понималось как демократизация системы. Однако это не была полная свобода, т.е. разрешалось говорить лишь то, что допускалось руководством страны. Важную роль в нацеливании населения на перемены стали играть средства массовой информации. На телевидении появились новые передачи, на которых, открыто, обсуждались наиболее острые вопросы («Взгляд», «Пятое колесо»). Абсолютно новым явлением для жителей СССР стали прямые трансляции заседаний XIX партконференции КПСС, Съездов народных депутатов СССР. Став мощным фактором политизации общества, они сыграли огромную роль в подъеме гражданской активности населения, В процессе осуществления политики гласности, в 1988 г. окончательно перестали глушить зарубежные радиостанции.

Гласность затронула все сферы духовной жизни общества – театр, кинематограф, музыкальное и изобразительное искусство. Но особенно сильно она повлияла на литературу. После январского Пленума ЦК КПСС (1987 г.) начали публиковаться произведения, которые ранее не допускались в печать («Мы» Е. Замятина, «Дети Арбата» А. Рыбакова, «Жизнь и судьба» В. Гросмана). Жители СССР получили возможности прочитать труды западных авторов, которые раскрывали природу тоталитарного режима, например «1984» Дж. Оруэлла, «Сталин: путь к власти» Р. Такера и др.

Для подтверждения правильности нового курса реформаторы использовали критику сталинского режима. Созданная в 1987 г., Комиссия Политбюро по реабилитации жертв политических репрессий приняла решение о восстановлении в партии Л. Каменева, Г. Зиновьева, Н. Бухарина и др. Вторая волна десталинизации выразилась в принятой в 1989 г. декларации, которая признала незаконными и преступными репрессии против народов, насильственно переселенных в годы сталинского режима.

Таким образом, история страны теперь превратилась в один из важнейших факторов политической жизни.

Важную роль в демократизации советской политической системы сыграла XIX Всесоюзная партийная конференция, прошедшая летом 1988 года. На ней обсуждались проблемы реализации реформы политической системы. На конференции были подписаны пять резолюций: «О демократизации советского общества и реформе политической системы», «О борьбе с бюрократизмом», «О межнациональных отношениях», «О гласности» и «О правовой реформе». Другим ее итогом стало объявление курса на отделение партийных органов от советских и создание советского парламентаризма. Был образован новый высший орган власти – Съезд Народных депутатов, а Верховный совет стал постоянно действующим парламентом. Так же были внесены изменения в избирательное законодательство: выборы проводили на альтернативной основе, их сделали двухступенчатыми, теперь треть депутатского корпуса формировалась от общественных организаций.

Решения конференции нашли отражение в изменениях конституции в 1988 году, согласно которым высшим органом власти в СССР стал Съезд народных депутатов, состоявший из 2250 членов.

Выборы по новой системе состоялись в 1989 г. Их итоги оказались весьма неожиданными: партийные кандидаты потерпели поражение в некоторых крупных промышленных центрах, например Урал и Поволжье. Полный провал они потерпели в Ленинграде, где не был избран ни один партийный руководитель. Это наглядно демонстрировало кризис системы.

Окончание перестройки как революции «сверху» ознаменовал I Съезд народных депутатов, прошедший в 1989 году. Демократизация, начатая КПСС, вышла из-под ее контроля.

На съезде председателем Верховного Совета СССР был избран М.Горбачев и здесь же начали формироваться политические фракции различной направленности. Возникла Межрегиональная депутатская группа (МДГ), в которой ведущие позиции занимали А.Д. Сахаров, Б.Н. Ельцин, А.А. Собчак, Г.Х. Попов. «Межрегионалы» выступали за утверждение в стране многопартийности, для чего требовалось отменить 6 статью Конституции о руководящей роли КПСС. Однако добиться этого они смогли только на III Съезде народных депутатов, прошедшем 12-14 марта 1990 г. На съезде был введен пост Президента СССР (им 15 марта 1990 г. стал М.С. Горбачев) и отменена 6-ая статья. Это открыло путь для многопартийности.

Первой оппозиционной КПСС партией в стране стал «Демократический союз», созданный в мае 1988 года. Однако первыми реально независимыми организациями были народные фронты, изначально появившиеся в Прибалтике, аналоги которые позже возникли во всех союзных республиках. Несмотря на многообразие новых партий, в центре политической борьбы традиционно были коммунистическое и либеральное направление.

Коммунисты выступали за сохранение общественной собственности, коллективистских форм отношений.

Либералы же призывали к приватизации собственности, свободе слова, полной демократизации и переходу к рыночным отношениям. Таким образом, в стране формируется плюрализм мнений.

Все эти настроения сказались на самой КПСС, способствуя зарождению кризиса в ней. В июне 1990 г. была образованна Коммунистическая партия РСФСР, первым секретарем которой был избран Иван Полозков. Члены КП РСФСР выступали за сохранение существующего строя. КПСС оказалась в состоянии раскола. Начался массовый выход из неё.

Активизировались радикалы, проводившие забастовочные движения. Митинги охватили сначала угольные районы страны, а затем и другие сферы промышленности. Изначально митингующие требовали улучшения экономической ситуации, но со временем всё чаще стали звучать политические требования.

Таким образом, период перестройки окончился 25 декабря 1991 г., когда ее создатель М.С. Горбачёв покинул поста Президента СССР в результате распада этого государства.

Разбор типового тренировочного задания

1. Вставьте пропущенные слова, выбирая из списка правильные ответы:

1. На XIX Всесоюзной партийной конференции был создан новый высший орган власти –_______________________.

2. В результате выборов в июне 1991 г. президентом России был избран ______________.

1. Съезд народных комиссаров СССР.

2. Установите соответствие. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

Источник

Политические реформы: зародыш плюрализма

Политические реформы: зародыш плюрализма

При нынешнем состоянии документации невозможно установить, пренебрегал ли Хрущев сопротивлением потому, что поверхностно подходил к своим реформам, или это была его тактическая уловка при подготовке более широких политических реформ — ведь он знал, что им окажут сильное сопротивление. Можно только отметить, что в этот период (1961–1962 гг.) под флагом обвинений Сталина он пытался провести новые изменения и размышлял о предстоящих. На XXII съезде он включил в Устав партии новый пункт, по которому никто не мог исполнять должность или быть членом выборного комитета более трех сроков подряд. По его мнению, это должно было стать «нерушимой нормой. всей государственной и общественной жизни». На каждых выборах руководящие органы должны были обновляться по меньшей мере на треть[53]. В тот самый момент, когда было принято решение о реформе партии, он выступил за новую систему общественного контроля над аппаратом, опирающуюся на последние известные работы Ленина, и попытался стимулировать большее участие граждан в деятельности органов власти[54]. Несколько месяцев страницы, посвящавшиеся этой теме в советской прессе, были наполнены живой полемикой. Даже сейчас она остается интересной антологией формирующегося общественного мнения. /506/

Осенью 1962 г. Хрущев высказался за пересмотр ждановских резолюций по культуре и хотя бы за частичную отмену цензуры[55]. Он сам решил нарушить запреты, добившись разрешения Президиума ЦК на публикацию эпохального произведения «Один день Ивана Денисовича», написанного тогда еще не известным автором — Солженицыным. С этого момента автор завоевал мировую известность[56]. Повесть, не лишенная бесспорного литературного таланта, была посвящена сталинским лагерям — теме, которая оставалась полностью запретной и после XX, и после XXII съездов партии. Тема эта очень волновала национальное сознание и не могла не найти своего места в литературе. Художественные достоинства повести Солженицына были несомненны. Естественно, ее появление вдохновило авторов и других художественных и мемуарных произведений на ту же тему, однако немногим удалось опубликовать свои произведения.

В эти же месяцы Хрущев пытался добиться аннулирования известных процессов, которые в 1936–1938 гг. подняли волну сталинского террора против партии, и реабилитации осужденных: сначала Бухарина, а потом, по его словам, Зиновьева, Каменева и других[57]. Этого от него требовали немногие оставшиеся в живых после репрессий старые большевики и родственники пострадавших.

Всего этого Хрущев не сумел добиться. Более того, в конце 1962 г. ортодоксальные идеологи перешли к контратаку, вынуждая его к отступлению. Наступление началось с ряда собраний и статей в печати. Оно не было направлено прямо против Хрущева; однако при этом не поколебались напомнить ему о возможности возбудить вопрос об ответственности, которую он вместе с другими нес за сталинское прошлое[58]. Перед объединенным фронтом почувствовавших опасность ортодоксов Хрущев как глава партии вынужден был выбирать: принять самому руководство и определенный контроль над идеологической кампанией или быть опрокинутым новой консервативной волной, которая была более опасной для него после некоторых экономических и внешнеполитических неудач (карибский кризис закончился, но началась открытая полемика с китайцами). Он выбрал первый путь. Тем самым он решил сражаться на ненадежной для себя почве идеологических и культурных проблем, что привело к столкновению с теми настроениями интеллигенции, которые он поощрял своей критикой Сталина.

Его отступление отмечено рядом громких эпизодов: от первого столкновения в декабре 1962 г. с группой художников-абстракционистов до ряда встреч руководителей партии с представителями культуры. Тогда он второй раз был вынужден публично отречься от большей части своей критики Сталина[59].

Это было его поражением. Завершил поражение Пленум ЦК в июне 1963 г., полностью посвященный проблемам идеологии. Созыв этого Пленума, о котором много лет говорили в Москве, под разными предлогами откладывался. Однако и Хрущев больше не мог избегать его. Пленум проходил под лозунгом: «Мирного сосуществования /507/ идеологий не было, нет и быть не может»[60]. Имелось в виду не то, что борьба идей в мире должна продолжаться, — это было и так ясно — а то, что в СССР не разрешается выражать мысли, отличные от официальной ортодоксии. В этой области не должно быть не только мирного сосуществования, но даже столкновения и сопоставления идей. Хрущев, который сделал приведенную формулировку своей[61], был после Пленума в жалком состоянии, но все еще в седле. Похороненным оказался его неопределенный ревизионизм, а с ним — его самые смелые и новаторские проекты.

После Пленума волнение улеглось не скоро. Начиная с XXII съезда КПСС политическая жизнь в СССР некоторое время переживала расцвет, которого не знала с 20-х гг. В партии существовали две созданные Хрущевым параллельные структуры. Экономические школы спорили, предлагая разные методы планирования и управления экономикой, с разной степенью самостоятельности отдельных производственных единиц. В культурном мире сталкивались две группы, которые обобщенно можно назвать сталинистской и антисталинистской. Имя Сталина было не столько именем исторического лица, сколько границей между теми, кто защищал авторитарную традицию Советского государства, и теми, кто хотел большей свободы слова. В собственно литературных кругах эти группы объединялись соответственно вокруг журналов «Октябрь» и «Новый мир».

Главный редактор «Нового мира» Твардовский, защитник Солженицына и его повести, был одним из наиболее проницательных деятелей культуры и политики этих лет. Коммунист, избранный на XXII съезде членом ЦК, он поощрял сотрудничество в своем журнале весьма критически настроенных людей, например Солженицына. Он был убежден, что их слово может и должно стимулировать общие усилия, направленные на дальнейшее развитие страны и социалистического общества[62]. Он считал, что на данном этапе развития СССР критики могут быть союзниками, а не врагами. Он знал, что критики ищут способ выражения. После идеологических заморозков 1963 г, книги, которые не могли быть опубликованы в открытой печати из-за цензуры, стали ходить по рукам в машинописных копиях. Так родился «самиздат» (ироническое название, которое можно перевести как «самоиздание») — первый признак явления, которое позднее станет известно как диссидентство.

В начале 60-х гг. в СССР в зачаточном виде, но бесспорно появилась множественность мнений — явление новое, волнующее, но ненормальное в государстве, от которого ортодоксы требовали монолитности. Противоречие было несомненным. Чтобы идти дальше, нужно было либо покончить с плюрализмом, либо реформировать сталинское государство. В какой-то момент казалось, что есть и третий путь. Политическая деятельность Хрущева, хотел он того или нет, способствовала созданию такого положения. Стремление избавиться от него было весьма сильным. Казалось, что избавления от него достаточно, чтобы снова привести все в порядок. /508/

Читайте также

16.3.Общественно-политические реформы

16.3.Общественно-политические реформы Обретение суверенитета и введение института президенства в 1990–1991 гг. изменили форму государственного правления в России. Она стала президентско-парламентской республикой. Между тем Верховный Совет РСФСР принял ряд законодательных

УТВЕРЖДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ПЛЮРАЛИЗМА В ПОСЛЕВОЕННОЙ ЕВРОПЕ

УТВЕРЖДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ПЛЮРАЛИЗМА В ПОСЛЕВОЕННОЙ ЕВРОПЕ Начать наше повествование надо с описания тех общих изменений в религиозной жизни Западной Европы, которые произошли здесь после Второй мировой войны.Как известно, в европейских государствах национальные

III. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ

III. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ Политические изменения резко ускорились начиная с конца 1990 г. (этот процесс будет подробно рассмотрен в последней части настоящей главы). Затронувшие к осени 1990 г, многие уровни — то, что можно назвать «стилем» политической жизни, самих

Реакция дворянства: зародыш оппозиции

Реакция дворянства: зародыш оппозиции Для дворянства, за исключением небольшой его части, исповедовавшей либеральные взгляды, реформа означала после провала дворянского заговора 1825 г. второе поражение. Государь одним росчерком пера уничтожил общественный порядок,

30. РЕФОРМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.: ЗЕМСКАЯ, ГОРОДСКАЯ И СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМЫ

30. РЕФОРМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.: ЗЕМСКАЯ, ГОРОДСКАЯ И СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМЫ Земская реформа. В 1864 г. в России были созданы земские органы самоуправления. Система земских органов была двухуровневой: на уровне уезда и губернии. Распорядительные земские органы

М.С. Горбачев. Политические реформы начались на практике[63]

М.С. Горбачев. Политические реформы начались на практике[63] (…) Думается, мы вправе сказать о начавшемся реальном процессе переориентации экономики на социальные нужды народа. Среднегодовой объем жилищного строительства за три последние года увеличен на 15 процентов в

2.7.7. Значение исторического плюрализма в развитии философско-исторической мысли

2.7.7. Значение исторического плюрализма в развитии философско-исторической мысли Как явствует из всего сказанного выше, собственные построения Г. Рюккерта, Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера и А.Дж. Тойнби научной ценности не представляли. И тем не менее сочинения этих

Глава IV Политические учреждения России в XVIII веке. — Реформы Петра Великого

Глава IV Политические учреждения России в XVIII веке. — Реформы Петра Великого Царствование Петра Великого является поворотным пунктом в истории России. Если Россия представляет собою в настоящее время европейское государство, то этим она обязана Петру, ибо Петр, найдя

Глава IX Реформы Александра II. — Реформы — судебная, военная, университетская и печати. — Политические вольности русского подданного

Глава IX Реформы Александра II. — Реформы — судебная, военная, университетская и печати. — Политические вольности русского подданного Преобразование всего судебного дела России обыкновенно отмечается, как третья из великих реформ, проведенных в царствование Александра

Византийско-православные конфессиональные традиции – основа восточнохристианской модели религиозно-культурного плюрализма?[533]

Византийско-православные конфессиональные традиции – основа восточнохристианской модели религиозно-культурного плюрализма?[533] Накопленный историками православных культур европейского Востока опыт позволяет утверждать, что терпимое или сравнительно

VI.5. Вторая фаза аграрной реформы «на остзейский манер»: новые крестьянские законы и их социально-политические последствия в среднесрочной и долгосрочной перспективе

VI.5. Вторая фаза аграрной реформы «на остзейский манер»: новые крестьянские законы и их социально-политические последствия в среднесрочной и долгосрочной перспективе Поводом к принятию новых остзейских крестьянских законов послужил протест крестьян, выразившийся в

9. Начало утверждения плюрализма в советской этнографии

9. Начало утверждения плюрализма в советской этнографии Требуя отказа от концепции Л.Г. Моргана, представители этого направления в то же время не только не выступали против марксизма, но объявляли себя (Н.А. Бутинов, скорее всего, искренне, В.Р. Кабо, как видно теперь из его

Принципы плюрализма

Принципы плюрализма Нина Андреева («Не могу поступаться принципами», «Советская Россия», 13 марта 1988 г.):«Написать это письмо я решила после долгих раздумий. Я химик, преподаватель в Ленинградском технологическом институте имени Ленсовета. Как многие другие, являюсь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *