Что такое пмсп в медицине
Первичная медико-санитарная помощь
Основные факты
Что такое первичная медико-санитарная помощь?
С 1978 г. понятие ПМСП неоднократно становилось объектом новых интерпретаций или определений, что привело к путанице в понимании этого термина и практике его применения. Для более координированного осуществления будущих стратегий в области развития ПМСП на глобальном, национальном и местном уровнях и для руководства их осуществлением было разработано четкое и простое определение этого понятия:
«Первичная медико-санитарная помощь – подход к охране здоровья, охватывающий все общество и направленный на равноправное достижение наивысшего возможного уровня здоровья и благополучия каждым членом общества, в рамках которого приоритетное внимание уделяется удовлетворению медико-санитарных потребностей населения на самых ранних этапах их формирования посредством осуществления единого комплекса мероприятий от укрепления здоровья и профилактики до лечения, реабилитации и паллиативной помощи, осуществляемых максимально близко к среде повседневной жизни людей». ВОЗ и ЮНИСЕФ. Концепция первичной медико-санитарной помощи в XXI веке: на пути к ВОУЗ и ЦУР.
ПМСП состоит из трех взаимосвязанных компонентов, между которыми обнаруживается синергия: всеобъемлющий комплекс услуг здравоохранения, центральным элементом которого являются первичная медицинская помощь, а также блага и функции общественного здравоохранения; многосекторальные меры политики и действия, направленные на решение проблем, связанных с факторами и детерминантами здоровья; вовлечение и расширение прав и возможностей людей и местных сообществ для обеспечения их более активного участия в жизни общества и расширения их возможностей самопомощи и повышения их самостоятельности в вопросах собственного здоровья.
В основе ПМСП лежит приверженность ценностям социальной справедливости, равноправия, солидарности и сотрудничества. Фундаментом этой концепции является признание того, что обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья – одно из основных прав всякого человека без каких-либо различий.
Для того, чтобы всеобщий охват услугами здравоохранения (ВОУЗ) имел действительно универсальный характер, требуется переход от систем и институтов здравоохранения, ориентированных на лечение болезней, к системам здравоохранения, созданным для людей и вместе с людьми. Развитие ПМСП требует от органов власти на всех уровнях понимания необходимости действовать с выходом за рамки сектора здравоохранения и реализовывать общегосударственный межсекторальный подход к здравоохранению, в том числе обеспечивая учет вопросов здоровья при разработке мер политики во всех областях, а также уделяя пристальное внимание вопросу справедливости и необходимости охвата всего жизненного цикла человека.
ПМСП включает в себя работу в отношении широкого круга детерминантов здоровья и требует комплексного учета взаимозависимых аспектов физического, психического и социального здоровья и благополучия. Такой подход обеспечивает комплексный учет медицинских потребностей человека на протяжении всей его жизни, а не просто лечение отдельных заболеваний по мере их возникновения. Первичная медико-санитарная помощь позволяет предоставлять людям качественную комплексную помощь от укрепления здоровья и профилактики до лечения, реабилитации и паллиативной помощи и делать это максимально близко к среде повседневной жизни людей.
Почему так важна первичная медико-санитарная помощь?
Государства-члены взяли на себя обязательство дать новый импульс развитию первичной медико-санитарной помощи в качестве краеугольного камня устойчивых систем здравоохранения в интересах достижения ВОУЗ, связанных со здоровьем Целей в области устойчивого развития (ЦУР) и санитарно-эпидемиологической безопасности. В рамках работы по достижению ВОУЗ, ЦУР и санитарно-эпидемиологической безопасности ПМСП выполняет роль движущей силы. Это обязательство было закреплено и подтверждено в Астанинской декларации, сопутствующей ей резолюции 72/2 Всемирной ассамблеи здравоохранения, Глобальном докладе о мониторинге ВОУЗ 2019 г., а также на совещании высокого уровня Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций по ВОУЗ. Задачи по достижению ВОУЗ, ЦУР и санитарно-эпидемиологической безопасности являются амбициозными, но практически осуществимыми. Их выполнение требует неотложного ускорения, что может быть обеспечено на базе ПМСП.
ПМСП представляет собой наиболее инклюзивный, эффективный и результативный подход к повышению уровня физического и психического здоровья людей и их социального благополучия. Все больше данных свидетельствуют о высокой эффективности вложения ресурсов в развитие ПМСП во всем мире, особенно в контексте пандемии COVID-19.
Финансирование ПМСП повсеместно приводит к повышению результативности медицинской помощи, укреплению подотчетности системы здравоохранения и улучшению показателей здоровья населения. Некоторые из этих факторов непосредственно определяются характеристиками системы здравоохранения и уровнем доступа к медицинской помощи, однако имеющиеся данные недвусмысленно свидетельствуют о том, что здоровье и благополучие населения являются результатом действия гораздо более широкого круга факторов. К ним, в частности, относятся социальная защита, продовольственные системы, образование и экологические факторы.
ПМСП также играет важнейшую роль в повышении жизнестойкости систем здравоохранения в условиях кризисных ситуаций, укреплении их способности упредительно выявлять ранние признаки эпидемий и повышении их готовности к оперативному принятию мер в случае резкого повышения спроса на услуги здравоохранения. Доказательная база еще находится в процессе формирования, однако общепризнанным является представление о ПМСП как о точке первого доступа к системе здравоохранения и основе для укрепления важнейших функций в сфере охраны общественного здоровья, необходимых в случае таких кризисов, как пандемия COVID-19.
Деятельность ВОЗ
ВОЗ оказывает странам помощь в переориентации их систем здравоохранения на развитие ПМСП как одного из ключевых условий достижения ВОУЗ, ЦУР3 и санитарно-эпидемиологической безопасности. Системы здравоохранения должны отвечать потребностям людей, соответствовать контексту и быть способными выполнять возлагаемые на них задачи. Путь к укреплению систем здравоохранения, в частности, лежит через укрепление следующих компонентов: управление и финансирование в сфере здравоохранения; кадровые ресурсы здравоохранения; гендерное равенство и права; информационные системы; качество услуг и безопасность пациентов; здоровье матерей, новорожденных, детей и подростков, а также здоровое старение; охрана сексуального и репродуктивного здоровья; лекарственное обеспечение и снабжение медицинской продукцией; готовность к чрезвычайным ситуациям, реагирование на них и ликвидация их последствий; борьба с инфекционными и неинфекционными заболеваниями.
В области развития ПМСП во всем мире ВОЗ выделила три стратегические направления своей работы:
Что такое пмсп в медицине
Виды оказываемой медицинской помощи
Статья 32. Медицинская помощь
1) первичная медико-санитарная помощь;
2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;
3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;
4) паллиативная медицинская помощь.
1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);
2) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника;
3) в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);
4) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
1) экстренная — медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;
2) неотложная — медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента;
3) плановая — медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.
Статья 33. Первичная медико-санитарная помощь
Статья 34. Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь
(в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
5 — 7. Утратили силу с 1 января 2017 года. — Часть 8.1 статьи 101 данного Федерального закона (ред. 14.12.2015).
7.1. Порядок формирования перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, устанавливаемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, включает в том числе предельные сроки, по истечении которых виды высокотехнологичной медицинской помощи включаются в базовую программу обязательного медицинского страхования.
(часть 7.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 286-ФЗ)
7.2. Перечень медицинских организаций, оказывающих за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования, утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок формирования указанного перечня устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
(часть 7.2 введена Федеральным законом от 02.12.2019 N 399-ФЗ)
(часть 8 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 242-ФЗ)
Статья 35. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь
1) санитарно-авиационную эвакуацию, осуществляемую воздушными судами;
(в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
2) санитарную эвакуацию, осуществляемую наземным, водным и другими видами транспорта.
(в ред. Федеральных законов от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 01.12.2014 N 418-ФЗ)
Статья 36. Паллиативная медицинская помощь
(в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 18-ФЗ)
Статья 36.1. Особенности медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации
(введена Федеральным законом от 08.03.2015 N 55-ФЗ)
1) детей, женщин в период беременности, родов, женщин в период грудного вскармливания, за исключением случаев, если соответствующие методы предназначены для этих пациентов, при условии принятия всех необходимых мер по исключению риска причинения вреда женщине в период беременности, родов, женщине в период грудного вскармливания, плоду или ребенку;
2) военнослужащих, за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в случае, если соответствующие методы специально разработаны для применения в условиях военных действий, чрезвычайных ситуаций, профилактики и лечения заболеваний и поражений, полученных в результате воздействия неблагоприятных химических, биологических, радиационных факторов;
3) лиц, страдающих психическими расстройствами, за исключением случаев, если соответствующие методы предназначены для лечения психических заболеваний.
(часть 8 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 331-ФЗ)
Статья 36.2. Особенности медицинской помощи, оказываемой с применением телемедицинских технологий
(введена Федеральным законом от 29.07.2017 N 242-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 25.12.2018 N 489-ФЗ)
1) профилактики, сбора, анализа жалоб пациента и данных анамнеза, оценки эффективности лечебно-диагностических мероприятий, медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента;
2) принятия решения о необходимости проведения очного приема (осмотра, консультации).
2.1. Действие требований, установленных частью 2 настоящей статьи, может быть изменено или исключено в отношении медицинских организаций частной системы здравоохранения — участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации». Финансовое обеспечение оказания гражданам медицинской помощи с применением телемедицинских технологий в рамках экспериментального правового режима не может осуществляться за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе за счет средств обязательного медицинского страхования.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 331-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 331-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 331-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 331-ФЗ)
Первичная медико-санитарная помощь
Первичная медико-санитарная помощь (далее по тексту — ПМСП) является основой системы оказания медицинской помощи и наиболее востребованным ее видом, включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни, в том числе снижению уровня факторов риска заболеваний, и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Правовые основы оказания первичной медико-санитарной помощи
Правовые основы оказания ПМСП устанавливаются Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон об охране здоровья) и Положением об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н (в ред. Приказа Минздрава России от 23.06.2015 № 361н). Вопросы оказания ПМСП гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг, урегулированы приказом Минздравсоцразвития РФ от 22.11.2004 № 255.
Организация оказания первичной медико-санитарной помощи
Организация оказания ПМСП осуществляется в медицинских и иных организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в том числе индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность. В основе организации ее оказания лежит территориально-участковый принцип, предусматривающий формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом права пациента на выбор врача и медицинской организации. В целях обеспечения указанного права допускается прикрепление граждан, проживающих либо работающих вне зоны обслуживания медицинской организации, к врачам-терапевтам участковым, врачам общей практики (семейным врачам) для медицинского наблюдения и лечения с учетом рекомендуемой численности прикрепленных граждан.
Условия оказания первичной медико-санитарной помощи
Первичная медико-санитарная помощь предполагает ее оказание в следующих условиях:
Формы оказания первичной медико-санитарной помощи
Первичная медико-санитарная помощь оказывается в 3 формах:
Подвиды первичной медико-санитарной помощи
Первичная медико-санитарная помощь включает следующие подвиды:
При этом, Приказ Минздрава России от 11.03.2013 № 121н дает исчерпывающий перечень всех видов медицинских работ (услуг), которые могут быть оказаны в зависимости от подвида первичной медико-санитарной помощи по следующим критериям:
Кем и кому предоставления первичная медико-санитарная помощь
Субъекты оказания и субъекты предоставления первичной медико-санитарной помощи (в таблице — ПМСП) по каждому из ее видов представлены в таблице 1.
Работникам организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, а также населению закрытых административно-территориальных образований, наукоградов Российской Федерации, территорий с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами первичная медико-санитарная помощь, а также специализированная медицинская помощь преимущественно осуществляется в медицинских учреждениях, подведомственных Федеральному медико-биологическому агентству.
Бесплатное и платное оказание первичной медико-санитарной помощи
Первичная медико-санитарная помощь в медицинских организациях может оказываться населению:
Первичное звено оказания медицинской помощи – основа системы здравоохранения
«Менеджмент качества в медицине» Июнь 2021
Правильно организованная первичная медико-санитарная помощь позволяет снизить риск развития различных патологий, предотвратить возникновение осложнений имеющихся заболеваний, уменьшить показатели смертности и сократить расходы на стационарное лечение, а также сформировать у граждан приверженность здоровому образу жизни
Первичное звено оказания медицинской помощи выполняет главенствующую роль в системе здравоохранения – в настоящее время это самая востребованная гражданами медицинская служба: объем обращений в поликлиники, поликлинические отделения стационаров, фельдшерско-акушерские пункты и другие первичные медицинские организации составляет около 900 млн случаев в год.
Первичная медико-санитарная помощь составляет основу системы оказания медицинской помощи и включает мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
К видам первичной медико-санитарной помощи относятся:
К учреждениям первичного звена здравоохранения относятся медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.
Оказание первичной медико-санитарной помощи населению организуется с учетом приближения к их месту жительства, месту работы или обучения и осуществляется по территориально-участковому принципу в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.
В последние годы проводилось реформирование и модернизация первичного звена здравоохранения, изменялись процессы и подходы к организации первичной помощи.
Так, в 2006 году в Российской Федерации началась реализация четырех приоритетных национальных проектов по росту «человеческого капитала», «инвестициям в человека» в области здравоохранения, образования, жилья, сельского хозяйства (рис. 1). Эта программа была объявлена в 2005 году в выступлении президента России Владимира Путина на встрече с членами Правительства России, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета России.
Рисунок 1. Этапы модернизации первичного звена российской системы здравоохранения
Перед проектом «Здоровье» были поставлены задачи по укреплению здоровья граждан, повышению доступности и качества медицинской помощи, развитию первичной медицинской помощи, возрождению профилактического направления в здравоохранении и обеспечению населения высокотехнологичной медицинской помощью.
Следующим шагом по совершенствованию первичной медико-санитарной помощи была программа модернизации системы здравоохранения, которая проводилась в 2011–2013 годах. Эта программа решала следующие задачи: укрепление материально-технической базы медицинских организаций, внедрение современных информационных систем в здравоохранение, внедрение стандартов медицинской помощи и повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами специалистами.
Еще одним этапом трансформации системы оказания первичной медико-санитарной помощи стало возобновление диспансеризации определенных групп взрослого населения, стартовавшая в 2013 году (приказ Минздрава России от 03.12.2012 № 1006н «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения»). Диспансеризация населения и проведение профилактических медицинских осмотров проводится и в настоящее время. Диспансеризация была приостановлена только в 2020 году в связи с эпидемией новой коронавирусной инфекции.
В октябре 2016 года по инициативе Управления по внутренней политике Администрации Президента Российской Федерации стартовал пилотный проект по улучшениям и совершенствованию всей системы первичной медико-санитарной помощи. Проект получил название «Бережливая поликлиника». Пилотный проект реализован Министерством здравоохранения Российской Федерации совместно с Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом». Проект включал комплекс мер по внедрению в повседневную практику медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, технологий бережливого производства (lean-технологий): совершенствование процессов, направленных на повышение удовлетворенности пациентов, доступности оказываемых услуг, увеличение эффективности и устранение существующих временных, финансовых и иных потерь, а также организация рабочих мест, обеспечивающая безопасность и комфортность работы сотрудников.
Методические рекомендации Минздрава России по реализации проекта содержат следующее определение: «“Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь”, — медицинская организация, ориентированная на потребности пациента, бережное отношение к временному ресурсу как основной ценности за счет оптимальной логистики реализуемых процессов, организованная с учетом принципов эргономики и соблюдения объема рабочего пространства, создающая позитивный имидж медицинского работника, организация оказания медицинской помощи в которой основана на внедрении принципов бережливого производства в целях повышения удовлетворенности пациентов доступностью и качеством медицинской помощи, эффективного использования ресурсов системы здравоохранения».
Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, подразумевает выполнение комплекса мероприятий, основа которого – соблюдение приоритета интересов пациента. Процессы оказания медицинской помощи населению должны быть организованы с учетом рационального использования времени оказания помощи пациенту, повышения качества и доступности медицинской помощи. Необходимо обеспечить комфортные условия предоставления медицинских услуг, повысить удовлетворенность пациентов уровнем оказанных услуг, сократить нагрузки на медицинский персонал за счет повышения эффективности деятельности медицинской организации.
В новой модели медицинской организации активно используется понятие «Бережливое производство». Это концепция управления, основанная «на устранении всех видов потерь путем формирования непрерывного потока создания ценности с охватом всех процессов организации и их постоянного совершенствования через вовлечение персонала».
В 2019 году приоритетный проект получает статус федерального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» и включается в национальный проект «Здравоохранение». Цели федерального проекта предусматривают завершение формирования сети медицинских организаций первичного звена здравоохранения, обеспечение оптимальной доступности для населения (в том числе для жителей населенных пунктов, расположенных в отдаленных местностях) медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, оптимизацию работы медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, сокращение времени ожидания в очереди при обращении граждан в указанные медицинские организации, упрощение процедуры записи на прием к врачу и пр.
Реализация федерального проекта запланирована на 2019–2024 годы включительно. В создании и тиражировании новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, участвуют 85 субъектов Российской Федерации.
Основными общественно-значимыми результатами федерального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» должны стать:
В настоящее время выполнение мероприятий федерального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» уже позволило выполнить ряд значимых задач:
По состоянию на начало 2021 года в создании и тиражировании новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, приняли участие более 6 тыс. поликлиник и поликлинических отделений.
Помимо развития материально-технической базы первичного звена здравоохранения очень важно сделать так, чтобы оказание медицинской помощи было удобным для граждан.
Во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 2019 года субъектами Российской Федерации с 1 января 2021 года реализуются региональные программы модернизации первичного звена здравоохранения (далее – региональные программы).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.2019 № 1304 «Об утверждении принципов модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации и правил проведения экспертизы проектов региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, осуществления мониторинга и контроля за реализацией региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения» утверждена ведомственная целевая программа «Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации» (далее – Программа) со сроком реализации в 2021–2025 годах (рис. 2).
Рисунок 2. Ожидаемые результаты программы модернизации первичного звена здравоохранения
Программа устанавливает следующие цели:
Необходимо отметить, что Программа и федеральный проект «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» – не дублирующие друг друга, а взаимодополняющие блоки мероприятий, направленные на достижение единой цели – рост продолжительности здоровой, активной, полноценной жизни населения нашей страны.