Что такое пнп в настольных играх
Print & Play шаг за шагом
08 июля 2015
Информация
Текст
С явлением PnP знаком практически каждый настольщик. Наверное, у большинства из нас есть игра, изготовленная не производителем, а нами самими или друзьями по увлечению. Споры о том, законно это или нет, нужны ли PnP-игры или нет, возникают периодически на просторах интернета. Но факт остаётся фактом — PnP существует и никуда исчезать не собирается. На мой взгляд, основными причинами изготовления PnP-игр являются следующие:
1. Самое, наверное, распространённое желание — перевод игры на ваш родной язык. А поскольку многие игры состоят из колоды карт, то и смысла покупать оригинал нет. Как следствие — печатаем PnP.
2. Хочу игру, но считаю цену сильно завышенной, буду делать PnP. Да, какое-то время назад это был аргумент, но с нынешним курсом валют напечатать небольшой тираж, а тем более один экземпляр, выливается в копеечку. К тому же народные умельцы научились делать игры, по качеству не уступающие оригиналу, а то и превосходящие оригинал. Соответственно и стоимость таких PnP-игр бывает даже выше, чем оригинальной игры. Тут, конечно, вопрос, делать PnP или нет, следует взвесить не один раз.
3. Игра ООР, т.е. вы её не найдёте в свободной продаже, и даже различные барахолки вряд ли вам помогут, а вот поиграть-то хочется. Если уж желание так сильно — делаем PnP.
4. Ну и заключительной и, на мой взгляд, самой интересной причиной изготовления PnP является желание привнести какую-то изюминку в игру — новый сеттинг, отличный от оригинала, новых персонажей, карты и тому подобное. Есть масса людей, которые профессионально делают редизайны игр, причём совершенно бесплатно. И я не перестаю восхищаться такими людьми — ведь они же создают некую совершенно новую композицию и одевают игру в новую одежку.
Я, конечно, не причисляю себя к мастерам редизайна и работы с графическими редакторами, но на своём примере хочу рассказать, как же создаётся PnP-игра именно по причине того, что в очень понравившуюся игру хочется вдохнуть чего-то особенного.
Как правило, любому свершению есть первопричина, и я не стал исключением. С игрой Avalon: Resistance меня познакомил мой давний товарищ Остап Гевко, за что ему огромное спасибо. Презентуя игру, он сказал: «Это что-то типа «Мафии». «Нет, ни за что и никогда!» — сказал я ему, но он тут же поправился: «Там квесты разрешаются как в BSG». А вот это уже интересно! Что сказать — я был очарован игрой, мы запоем отыграли партий 5–6 и хотелось ещё. Я бы и дальше играл в оригинал, но вот сеттинг как-то не впечатлил, хотелось чего-то такого. И у меня возникла мысль сделать эту игру в мире Star Wars.
Я более-менее освоил Photoshop, натаскал артов из интернета и сварганил за вечер готовый к печати файл. Хм, вот написал одним предложением, перечитал — всё так просто) На самом деле это очень кропотливая работа по подбору изображений, шрифтов, меток, затем всё это сохранить в pdf и скомпоновать в годный для печати файл, да ещё и не имея опыта) Но я с этим справился, так велико было моё желание создать редизайн.
Файл готов, нужно бы его где-то распечатать. Можно печатать дома: если у вас есть цветной принтер, это самый простой вариант, позволяет подогнать двустороннюю печать, перепечатать неудачный лист. Но. Не у всех есть цветной принтер, и я не исключение. Перебрав достаточно много вариантов, я остановился на типографиях, которые предоставляют услуги цифровой печати на бумаге плотностью 300 г/м2. Чтоб не путаться в различных терминах печатников (а они меня порой своими вопросами ставили в тупик), я и подготовил к печати файл в формате pdf. Какое бы у них не было оборудование или программы, из данного формата они напечатают так, как изображено, ничего никуда не сместив. И вот на моём столе готовые листы, пахнущие свеженькой краской)
Дальше всё очень просто: режем с помощью канцелярского ножа и металлической линейки. Если у вас есть скруглитель углов — делаем карты ещё красивее.
В данной игре я обратил внимание на то, что карты постоянно находятся в руках у игроков, а процесс игры достаточно напряжён, поэтому предположил, что карты очень быстро придут в негодность. Можно, конечно, использовать протекторы, но у меня завалялась пачка ламинационных пакетов именно под размер карт, чем я и воспользовался. Ламинатор при этом иметь не обязательно. Достаточно иметь обычный утюг и провести серию тестов на ненужных картах или простых картонках. Так вы почувствуете, как долго необходимо держать утюг, чтобы не расплавить совсем ламинационный пакетик. Гладим обязательно через лист бумаги)))
Вот такая красота получается в итоге.
Неизменным атрибутом практически любой настолки являются различные жетоны. И если прямоугольные, треугольные, шестиугольные сделать достаточно просто, то с круглыми проблемка. Если у вас нет специального инструмента, то вряд ли получите идеально круглые и красивые жетончики. В свободной продаже пробойник (или их ещё называют просечки) найти у меня не получилось. Максимальный диаметр, который можно купить в любом магазине стройматериалов — 12 мм. Для нас же это очень мало. По счастливому стечению обстоятельств отец моих знакомых является слесарем, и он изготовил мне на заказ такую нужную вещь, не взяв с меня ни копейки. От знакомых же я слышал, что изготовить такие пробойники достаточно дорого.
Постучав немного молотком, получаем кругленькие жетончики.
Ну вот, собственно, и готов наш экземпляр так называемой Star Wars: Resistance. Чему я несказанно рад)
Надеюсь, я достаточно подробно рассказал вам, как происходит создание PnP от самого возникновения идеи и до практического создания играбельного экземпляра. По поводу практических советов работы в графических редакторах, думаю, вы сможете получить больше информации на специализированных форумах, так как здесь я сам ещё зелен.
Кому-то данная статья поможет сделать первый шаг в создании своего редизайна, а кому-то просто интересно будет прочитать данный материал для общего развития. Для тех же, кому понравился мой редизайн, выкладываю ссылочку на материалы для печати.
Как готовить ПнП издателю?
Для авторов и интересующихся, 05 января 2017
Информация
Текст
Всем привет! Меня зовут Максим Верещагин, и я редактор настольных игр. Помимо основной работы по ведению, доработке, иллюстрированию и подготовке к печати, в мои обязанности входит работа с авторами. А точнее с их разработками. И это сопряжено с множеством мелких и не очень проблем.
И стукнуло мне в голову написать такую статью, которая облегчила бы нашу с авторами совместную работу. Однако не у меня же одного встречаются сложности! Но и у других редакторов разных издательств. Так почему бы не консолидировать наше обращение к уважаемому Автору?
Для написания статьи мне помогли сотрудники крупнейших издательств. Спасибо, вам коллеги! Без ваших замечаний и мыслей статья была бы неполной. А самое главное, вы позволили мне писать от вашего имени, начиная большинство предложений с местоимения «Мы».
Так о чём пойдет речь? Мы расскажем о том, как автору готовить ПнП настольных игр для издателя, чтобы облегчить нашу работу и быстрее получить обратную связь.
ПнП – это аббревиатура от print & play (распечатай и играй). Другими словами набор печатных материалов для проведения полноценной игровой партии.
Ты классный автор! Начинающий или опытный. Ты долго ломал голову, пробовал варианты. Делал прототипы, переписывал значения на картах, перепечатывал. Исчеркал множество листов в тетради. Даже холодильник на кухне не спасся от твоего перманентного маркера. Ты провёл не один десяток тестов. А твоя таблица в эксель с расчетами переписывалась множество раз. Количество папок на компьютере с итерациями твоей игры перевалил за второй десяток. И вот игра готова. Что дальше?
Пора готовить ПнП и правила для демонстрации твоих трудов.
1 глава: авторские страхи
Может быть для кого-то это прозвучит очевидно, но не бойся отправлять полные правила игры. Иногда сталкиваешься с авторами, которые опасаются, что идею «скопипастят» и выпустят игру без его ведома. Почему этого не нужно бояться?
Неприятная сторона вопроса: как бы ты не хотел, юридически твоё детище защитить нельзя (ну не патентуются механики настольных игр).
Если у тебя нет планов положить игру в долгий ящик или поставить на ней крест — не бойся присылать все материалы. Доверяй издательствам. У нас нет цели украсть твою гениальную механику. Мы стремимся к тому же, к чему и ты — выпустить качественную игру, которая будет пользоваться успехом. Нам совсем не жалко заплатить тебе авторский гонорар или роялти в случае, если это действительно годная игра.
Приятная сторона вопроса: права на твою игру защищает авторитет издательства. Никто в своём уме не захочет выводить в общественное поле скандал с автором и портить себе репутацию.
2 глава: вёрстка
А теперь, когда опасаться нечего, перейдём к вёрстке. Работай там, где тебе удобно. Мы получаем игры свёрстанные в разных программах: Word, Power Point, Illustrators, Paint, Photoshop и даже в Компасе. Лично я всё делаю в Power Point 2010. И никогда не испытываю проблем с нехваткой инструментов.
В любом случае придерживайся правил, описанных ниже.
Некоторые главы снабжена реальными диалогами из редакции Cosmodrome Games.
3 глава: экономия краски
— Что вы делаете с моим аппаратом?!
— Прекратите оргию! Дима вынь принтер из розетки.
Издательства конечно имеют деньги на принтер и на краску для них. Но когда игру присылают в ярких однотонных цветах – это перебор. Как минимум, потому что многие струйные (да и некоторые лазерные) принтеры наносят жирный слой краски, и тем самым портят бумагу. Она не успевает высыхать и идёт волнами.
А увеличение времени печати негативно сказываются на взаимоотношениях редакции с отделом продаж, которые зачастую делят один принтер.
Не забываем про расходники. Их приходиться заказывать в офис чаще, чем хотелось бы.
Другими словами – экономьте краску наших принтеров как свою, не жертвую функциональностью компонентов. В конечном счёте всегда можно сделать компонент игры полу-тоном.
4 глава: стандарт печати
— По одной карте на лист, Карл! Он бы ещё по одному жетону… а, нет, ну ты прикинь!
У редакторов в разных издательствах имеются разные принтеры, но в большинстве случаев это формат А4. Для всего остального есть небольшие типографии или центры срочной печати. Но далеко не все используют аутсорс для авторских прототипов. Это просто дорого и зачастую неоправданно. Поэтому финальный файл должен без проблем печататься на листах А4. Не забывай указывать это в настройках при создании нового листа.
При большом количестве компонентов должно быть очевидно, сколько раз каждый лист печатать. В случае с PDF-файлом лучше продублировать нужные страницы.
При наличии игрового поля большого масштаба или других крупных элементов, без которых в твоей игре не обойтись, нарезай всё по листам. Если с этим возникают проблемы, присылай лист размер в размер в формате PDF. Как минимум напечатать неформатное поле будет проще, выбрав в настройках печати «Брошюра». Adobe Acrobat сам разложит всё по листам.
Круто, когда распечатав несколько листов можно получить полноценный комплект. Если твоя игра позволяет это сделать, то разносить всё по отдельности не нужно.
Рубашка карт вообще больная тема. Хорошо когда в принтере есть функция «Печать с двух сторон», но чаще 3-4 листа уходят в брак, прежде, чем получается напечатать всё правильно. Причём к следующему прототипу с рубашками, уже забываешь о том как правильно печатать.
Если без особой рубашки не обойтись, можно дать следующие рекомендации:
— лучше не класть на один лист карты с разными рубашками. Но если это необходимо, надо тщательно проверить, чтобы рубашки при распечатывании оказались на своих местах;
— в самом конце вёрстки, перед тем как сохранить файл, рамку у рубашек надо удалить, либо сделать прозрачной. Чтобы даже при несовпадении линий на листах, рубашка осталась без артефактов. Иначе чёрные линии реза будут гулять по рубашкам карт. И если в игре всё основывается на скрытой информации то… ну, вы поняли.
5 глава: кружок рукодельниц
— Автор думает у меня руки из стали, а нервы из бетона?!
— Нет, он переживает за твою мелкую моторику.
Все элементы игры должны быть скомпонованы. При наличии множества квадратных или прямоугольных элементов (например: карт), располагайте их вплотную друг к другу. Как минимум ты сэкономишь нам бумагу и несколько часов работы.
Формируйте все компоненты игры по логике. Все карты в одном файле, все жетоны в другом, поле в третьем.
Если ты решил внести круглые элементы, задумайся, а повлияет ли это на игровой процесс? Станет ли хуже, если они будут квадратными? Уж несколько часов работы редактора ты спасёшь, задавшись этим вопросом.
У каждого редактора отвечающего за подготовку прототипа есть резак (ну или должен быть). Поэтому чем больше прямых линий будет для реза – тем лучше. Ножницы – это уже атавизм.
Также не забывай про протекторы. Мы часто используем их для карт, так как печатаем на тонкой офисной бумаге. И классикой является 63х89 мм. Старайся придерживаться стандартов, если нет других причин менять размер. Целых 9 карт такого размера вмещаются на А4.
Также доступными форматами являются следующие размеры карт и протекторов под них:
— карты 56х87 мм. (протекторы 58х88 ) пример: Корова 006;
— карты 44х67 мм. (протекторы 46х69 ) пример: Колонизаторы;
— карты 80х80 мм. (протекторы 82х82 ) пример: Дикие джунгли.
6 глава: расширение файлов
— Ты чего так долго? Мы даже поесть успели.
— Жду когда файл откроется.
Как сказано выше, пользуйся тем, чем удобнее. А вот присылать файлы мы рекомендуем в PDF. Разные версии программ могут по-разному отображать твой прототип.
Всегда давай в письме ссылку на исходники твоего ПнП. Верстал в Photoshop? Кидай ссылку на PSD. Сделал в Power Point? Давай PPTX. Если игра заинтересует, мы должны иметь под рукой всё необходимое. Например, для презентации игры руководству прототип иногда доделывает дизайнер. И ему будет удобнее работать с исходными файлами.
7 глава: дизайн ничто
— А это что за зелёная собака?
— Это пингвин!
Наверное, сказано уже сотню раз, но забудь о дизайне игры! Твоя задача — дать удобоваримый ПнП, чтобы мы смогли оценить механику. Сеттинг может поменяться, тема может поменяться и название может (почти сто пудов) поменяться. Поэтому вкладывайся в оформление прототипа, только если это не отнимет у тебя много времени. Вот классный сайт с иконками для игр, который мне подкинул Иван Лашин.
Однако другой стороной монеты будет интерфейс. Всё должно быть понятно, просто и лаконично. Мы не призываем упрощать ПнП до состояния белого листа.
8 глава: не правила, а инструкция
— Боже, мои глаза!
— Читай-читай, ты ещё второй абзац не видел.
Про игровые правила можно написать ещё с десяток статей, но пару советов хотелось бы дать. Краткость — сестра таланта. Когда ты отправляешь игру в издательство, не надо писать поэму, пиши инструкцию к микроволновке. Не «лазурная ракета приземляется на поверхность луны», а «жетон синего игрока положите на плашку с надписью «Луна».
И не обижайся, но вступительные слова мы читаем только тогда, когда нихрена не поняли правил. Структурируй порядок хода в своей игре. Всё по пунктам, одно вытекает из другого. Выделяй пункты и подпункты цветом или жирным шрифтом.
Не повторяйся. Да, игроку нужно напоминать какие-то важные моменты, которые можно забыть во время прочтения сложных правил. Но не редактору, мы полностью поглощены твоей игрой и у нас мало времени.
Когда в правилах есть визуальные примеры – это очень хорошо. Когда примеры – это фото, уже хуже, но лучше чем ничего.
И ещё обязательный набор информации: Фамилия и имя автора, время игры (не какое должно быть, а какое получалось последние партии), кол-во игроков.
Предпоследнее: твой никнейм нас не интересует. Когда мы будем подписывать с тобой договор, то и обращаться будем по паспорту, а не «SuperNastolkoMen».
Указывай в правилах, каких компонентов в прототипе нет (деньги, цветные кубики, игральные кости) и какими они должны быть (цвет, количество).
8.1 глава: «метод Петра»
Простая проверка: когда ты сделал прототип, отправь его другу и попроси изготовить игру по макетам. Если у него всё получилось правильно (без твоей помощи!), то и издатель справится.
9 глава: видео-правила
По видео-правилам с демонстрацией процесса часто можно понять, стоит ли игра свеч, не изготавливая авторский прототип.
10 глава: отправка письма
С вопросом «кому написать», проблем возникнуть не должно. Все электронные почты в доступе на сайтах компаний. В крайнем случае всегда можно написать на основной e-mail или на один из контактов в социальных сетях. Всегда можно найти того, кто даст прямую почту в редакцию. В конце концов «ГРАНИ» подскажут всем и каждому, такие уж они молодцы.
Тема письма – это не только название, но и набор тегов. Поэтому указывайте название игры, фамилию автора и что-то вроде «Авторская игра».
Прикладывайте к письму ПнП и правила. В теле письма можно провести краткую презентацию игры. Один абзац на 5-6 строк.
Теперь ваша задача, чтобы письмо не затерялось. У редакции много работы и ваше письмо уже лежит с пометкой «Важно», но бывает руки не доходят. А вы главный лоббист. Ваша задача получить ответ. Поэтому напоминайте о себе каждую неделю в начале рабочего дня. Не пишите в выходные, лучше поставьте авто отправление на 10-11 утра в понедельник. Именно в это время офисный планктон наиболее активен в почте, далее все разбегаются по задачам.
Не бойтесь звонить и уточнять, получили ли мы твоё письмо. Как минимум это заставляет нас проверить почту ещё раз и заглянуть папку «Спам». Редакция и автор заинтересованы друг в друге. Никто специально никого не игнорирует.
Ещё пару рекомендаций по отправке. Не высылай проект сразу во все издательства (или как хотя бы ставьте всех в скрытую копию). Осмотрись, какой ассортимент превалирует в том или ином издательстве, и составьте список приоритетных издательств. Зачем это? Если твой проект понравится сразу двум издателям, то тебе не пришлось отзывать своё письмо. Лучше предупреждай о том, что игру рассматривают несколько издательств. Мы не на базаре, и тут должны действовать джентльменские соглашения.
11 глава: прототип в руки
Прежде чем высылать издателю сделанный с заботой и любовью физический прототип, спроси себя — действительно ли это необходимо? Если игра не содержит каких-то специальных механизмов, сложных в изготовлении, то лучше ограничиться отправкой файлов. Во-первых, это экономит время. Пока твой прототип едет к нам почтой, мы бы уже могли распечатать и протестировать игру. Во-вторых, ты хочешь, чтобы прототип вернули (ведь на него было потрачено столько сил), а это создает для нас ненужную дополнительную работу. В конце концов мы чувствуем за него ответственность и если он потеряется или с ним что-то случится, всем будет очень обидно.
Другая «история», если ты живёшь с издателем в одном городе. Звони, согласовывай время и приезжай показывать игру. Это идеальный вариант взаимодействия.
12 глава: ответ от издательства
А теперь на чистоту. Мы знаем, что игра – это авторское дитя, которое он растил, холил и надеялся на издание. Чтобы не обидеть вашего ребёнка, мы всегда отвечаем ласково и нежно.
Но если ты хочешь получить дневник своего сорванца со всеми двойками, то так и пиши. Будет реально обидно, но тебе нужен объективный фидбэк или нет? Ты готов отказаться от ребёнка и признать его жертвой биологического эксперимента? Тогда готовься к худшему.
Напутствие
Дорогие авторы, мы знаем как тяжело делать игры. Правда, правда! Ещё тяжелее получать отказ от издателя.
Не отчаивайтесь. Мы ценим ваш труд и со вниманием относимся к каждой присланной игре. У кого-то не хватает опыта и дальше Колонизаторов он не пошёл. Другой автор уверен, что будущее за экономическими играми. Третий имеет шикарные идеи, но так и не доводит их до ума.
В любом случае, ты, уважаемый Автор, создаёшь сообщество и рынок авторских прототипов. Ты стоишь у корней всей индустрии настольных игр и тебе есть чем гордиться. Удачи!
Статью для вас подготовили:
Максим Верещагин, главный редактор Cosmodrome Games
Пётр Тюленев, руководитель студии разработки игр Hobby World
Владимир Максимов, куратор производства настольных игр Простые правила
Константин Комаров, директор по производству настольных игр Звезда
Антон Сковородин, руководитель издательства GaGa Games
Что такое пнп в настольных играх
ПнП, Print ‘n Play (Печатай и играй) – это целый пласт настольного хобби, в который лично я погружен с головой.
В чем суть: вы берете из интернета/готовите самостоятельно макеты, скармливаете их принтеру и получаете на руки свеженькую, с пылу с жару, самую настоящую настольную игру. В которую можно играть, возможно даже с друзьями, возможно даже вызывая у них восхищение вашей находчивостью и сноровкой.
Вы молодец, вы сэкономили, сделали при этом все красиво и круто – звучит просто прекрасно.
И тут прихожу я, громко хлопая дверью размазываю ваши влажные мечтания по полу. И рассказываю о том, как вы на самом деле все проклянете десять раз, бездумно решив влиться в наше уютненькое пнп’шное движение ненавидящих самих себя мазохистов. =ъ
Наливайте баклажку чаечка, усаживайтесь поудобнее и включите на фоне какой-нибудь расслабляющий synthwave – это будет длинный свиток.
Прежде чем я начну рассказывать о том, как самостоятельно изготовить себе свеженький Twilight Imperium со всеми допами, давайте проясним пару важных моментов:
Напечатать-заламинировать-порезать Love Letter в быстром темпе, по факту, займет больше времени чем в ленивом темпе съездить за ней в ближайший магазин с настолками. А ведь в игре, простите, всего 20 карт.
Но если вы нормальные человек, то должны понимать – нужно довольно дохрена всякого оборудования с инструментами, какие-никакие программы и чтобы руки были хоть чууууть-чуть не из жопы. Иначе ваша «игра» еле-еле вылезшая из говнопринтера, криво порезанная ножницами которыми вы даже пакет молока не в состоянии открыть с первого раза, будет смотреться как кусок дымящегося дерьма завернутый в пожеванные газеты.
И уж простите за откровенность, но вряд ли те, кому придется брать этот кал в руки проявят к вам снисхождение. Даже если вы ну прям очень старались, и какая-то мизерная часть вашего «детища» вышла хорошо.
Но – это пиратство, я признаю это, и предлагаю вам тоже не идиотничать и не отнекиваться – мы все взрослые люди и должны признавать все как есть, раз уж просим других людей не срать нам в мозг.
Программы.
Я настоятельно рекомендую обратить внимание на следующие программы:
Adobe Acrobat.
Самый минимум, которым надо озадачиться для пнп.
Простой, считайте что дефолтный просмотровщик формата pdf, в котором находится подавляющее большинство лежащих в свободном доступе макетов.
На Акробат стоит обратить внимание по следующим причинам:
1. Он бесплатный. Смело заходите на сайт Adobe и качайте.
Я бы отметил только, что в нем невозможно ничего редактировать (в бесплатной версии) – но это довольно редко требуется, и лично мне проще редактировать в других программах.
Corel Draw.
Я почти не видел, если честно, макетов сделанных под Корел – кажется всего то ли один, то ли два раза на них натыкался. Но это неважно, потому что в нем проще всего подготавливать и печатать всякую пижню вроде отдельных листов в виде jpg/png, или выкручиваться в ситуациях вроде «мне нужна всего одна карточка, зачем мне делать целый лист?». Я лично всегда через него печатаю, когда сам делаю файлы, потому что (сюрприз!) я в общем-то не умею делать pdf’ки. Вот такой вот я урод. =ъ
Это довольно многофункциональный и мощный векторный редактор, который вам нужен исключительно ради печати. Стоит он довольно дорого для таких однобоких запросов, скажем прямо, поэтому проще своровать.
Adobe Photoshop.
Стоит дорого, поэтому тоже рекомендую «купить» на торрентах. Слушайте меня, и точно придете в жизни к успеху. =D
Собственно, как все это добро использую по крайней мере я:
Adobe Acrobat:
• Печать:
Открываю нужную мне PDF, включаю настройки печати (CTRL + P), убеждаюсь что включен А4 с правильной ориентировкой, смотрю в свойствах чтобы была выбрана подходящая бумага (я ставлю Photo ink jet) и пишу нужные мне страницы под печать из документа. Если лист заполнен почти весь целиком, то жмакаю на чекбокс с игнорированием полей.
После этого печатаю. Все очень просто, как и говорил выше. =ъ
Adobe Photoshop:
• Заранее делаю элементы под печать:
Открываю уже существующий файл (обычно это jpg), и начинаю делать с ним какие-либо манипуляции чтобы превратить сырой кусок пикселей в карту/жетон/поле. 😐
Делать можно много чего, конкретизировать смысла мало, скажу лишь что вам очень пригодится осознание нескольких вещей:
• Очень важно понимать как работают слои. В этом нет ничего сложного, я уверен что можно с этим разобраться минут десять просто поигравшись с ними самостоятельно без всяких туторилов.
• Кисти бывают разные и у них настраиваются прозрачность с резкостью.
• Инструмент «градиент» можно включить на то чтобы вторая половина градиента была прозрачной.
• Во вкладке «изображение» и выпадающем меню «коррекция» вам дается в общем-то почти все необходимое, чтобы сделать цвет именно таким, как вы пожелаете.
• Нажав на инструмент «Рамка» правой кнопкой мыши, вы получите доступ к инструменту «Кадрирование перспективы». Он вам просто позарез нужен, если вы готовите файлы из сканов/фоток и хотите, чтобы перекошенные объекты автоматом становились ровными.
Да, пользуясь случаем: спасибо USSRoker’у за сканы карт Pax Renessainse, но если что: ты там поле политической стороной не до конца показал, и забыл положить короля Мамлюков. Вряд ли ты станешь это править, я не думаю что ребятам уже нужны эти сканы, но все же. Тем не менее, без всякой иронии – спасибо.
• Раскладываю карты на лист:
Делаю пустой файл А4 (210 x 297 мм) с разрешением 300 dpi (пиксели на дюйм) с прозрачным фоном. Делаю еще один файл с прозрачным фоном, теперь размером с карту.
Теперь перетасканное берем, и копируем несколько раз (я это делаю, тупо дублируя слой), ровно присандаливая их друг к другу; сидеть и выравнивать пиксель в пиксель не нужно, ФШ сам все выравнивает.
Как только выложено необходимое количество полей, все эти слои группируем (не объединяем, а именно группируем), выделив их и нажав на нужную кнопку (CTRL + G в горячих клавишах).
Дальше идем во вкладку «фильтр» > «новая направляющая. «, создаем вертикальную или горизонтальную, после чего тащим ее «перемещением» от края файла к краю заготовки (если вы не видите край файла и направляющую, жмите CTRL с минусом пока не отдалитесь на достаточное расстояние). Все это повторяем с каждым краем, удаляем сгруппированные заготовки под карты и сохраняем (просто на всякий случай) в формате psd (формат рабочих файлов для фотошопа).
К слову, на картах надо бы сделать метки для реза. Я обычно делаю на рубашках ( на примере ниже я просто забылся и сделал наоборот =_= ) причем это просто скромные «крестики»:
Самый простой способ это сделать:
1. Создаем новый слой.
2. Берем «прямоугольное выделение». Выделяем маленький квадрат в углу между двумя направляющими.
3. Нажимаем «выполнить обводку» (во вкладке «редактирование»), ширина 1 пиксель (больше не нужно, в противном случае может нечаянно сохраниться на конечном результате), цвет белый для темных поверхностей и черный для всех остальных ( ну, или сами смотрите, вдруг у вас что-то совсем пестрое что-то 😐 ).
4. Удаляем от получившегося квадрата линии, не примыкающие к направляющим.
5. Копируем этот результат, прикладываем к углам остальных направляющих, по необходимости переворачивая (вкладка «редактирование» > «трансформирование» > «отзеркалить по горизонтали» либо «отзеркалить по вертикали»).
6. Объединяем гору слоев с метками сами с собой (не объединяя их ни с фоном, ни с картами), сохраняем.
Если готовим файл с рубашками и хотим избежать смещения во время печати (а мы хотим его избежать, просто поверьте мне), то есть два варианта:
2. Рубашки с несплошным заполнением: это, например, какие-то хитровыебнутые рисунки или узоры; придется выделить этот рисунок инструментом «прямоугольная область» примерно на все те же полсантиметра, скопировать и поставить там, где нужен запас.
Почему именно рубашки: ничего страшного не произойдет, если лицевые части будут немного «гулять», потому что в большинстве игр их видит только владелец. Зато вот рубашки почти всегда находятся в свободном доступе и за счет смещения их можно нечаянно сделать мечеными, чего весьма желательно избегать; поскольку именно им я не позволяю «гулять» и стараюсь делать максимально ровными, на них в итоге и ставится разметка для реза.
Так или иначе, будет хорошей мыслью сделать две вещи: сохранить как изначальный шаблон с белой заливкой, направляющими и метками реза в psd, так и сохранять каждый отдельный лист как в виде psd, так и jpg. Обосраться можно миллионом способов (например, банально забыть вставить одну-две карты из-за замылившегося глаза), и лучше всегда иметь возможность откатиться к какому-то этапу и что-то поправить без необходимости проделывать все это заново (а шаблончик с направляющими может еще и пригодиться в другом пнп).
• Раскладываю жетоны на лист:
Однако в данном случае смещений избежать даже проще, если сделать все правильно. =ъ
Метод довольно простой: разбиваем все жетоны на некие «сектора» (проще всего делать это по каким-то схожим признакам и/или количеству), на «рубашках» все зеркалим, бахаем запас вокруг предполагаемого среза (как на картах) на всякий случай, а затем на обеих сторонах делаем своеобразные «рамки» у секторов:
Как вариант – просто делаем вокруг всех жетонов какую-то рамку, чуть меньше всего листа.
В чем суть: клеим лицевую сторону, разрезаем лист по рамкам «секторов», затем к нужным сторонам прилепляем задник и только после этого разрезаем на отдельные жетоны.
Corel Draw.
• Печать:
Открываем чистый лист А4. Через «импорт» (или просто кидая файлы из папки прямо в экран программы) запихиваем где-то с краю все jpg-файлы, что собираемся напечатать; наши файлы сюда запихиваются в том размере, каком мы их заранее готовили, поэтому в фотошопе важно создавать заготовки в виде А4 (напоминаю, 210 x 297 мм, 300 dpi). Ну, или том формате, который вы выбрали.
Все, что в рамках листочка в рабочем пространстве программы – все будет напечатано, поэтому проследите чтобы ничего из того, что вам сейчас не нужно печатать, не попало в эту рамку. Все что за ним – будет полностью проигнорировано, поэтому до поры может спокойно там лежать.
Выбираем нужный нам файл, если нам важна центровка – дальше идем во вкладку «Упорядочить > Выровнять и распределить > Центрировать на странице». Теперь все ровно, и можно включать печать.
Когда напечатается первый лист – удалите то что сейчас там стоит, выровняйте новый макет, и включайте печать. Все остальные настройки ставить заново не придется, если вы не будете закрывать файл или программу.
Принтер и материалы для него.
Однако, я сразу замечу что на мой взгляд лучше брать струйный принтер – который печатает чернилами, а не волшебным образом при помощи лазера преобразует порошок в изображение на бумажке.
Лазерный принтер дешевле, но все те, что я видел и щупал вживую печатали похуже. По сути, это вариант для больших тиражей и вещей попроще, вроде однотонных текстов.
У СНПЧ есть только один минус: чернила постоянно налиты в отдельные баки, и все может застыть если не печатать несколько месяцев. Хотя бы раз в месяц просто делайте хоть что-то, и все будет ок.
Алсо, из-за СНПЧ принтер придется поставить так, чтобы к нему было легко подобраться и видеть, что и куда вы наливаете. С картриджами вы можете об этом вообще даже не задумываться, с СНПЧ – будете громко материться и проклинать собственную тупость, если поставите принтер на какое-нибудь возвышение, а баки с чернилами будут стоять в углу у стенки.
Очень большая засада с бумагой.
Нужна матовая двухсторонняя бумага с плотностью 120-170 гр. Я беру Lomond, но на самом деле я баран, надо поэкспериментировать и выбрать что-то другое.
Дело в том, что этот самый сраный Ломонд явно немного левый, или его всегда режут какие-то криворукие обезьяны. Он чуть-чуть, самую капельку, буквально где-то на миллиметр-полмиллиметра гуляет, отчего центровка лично в моем случае почти всегда накрывается женским половым органом.
Если приглядеться к любым моим картам, то можно заметить что лицо (а иногда рубашки, когда я путаю что и где выставлять) у них слегка смещенные. 😐
Совсем чуть-чуть, большинство людей этого даже не заметят, но у меня это вызывает настоящую ненависть. На маленьких картах это кидается в глаза гораздо сильнее.
Печатать лучше на формате А4, с ним проще работать. Ворочать и резать листы побольше вы просто заебетесь, если нет какого-нибудь профессионального и большого обрезчика.
У меня есть. Но мне настолько не нравится с ним работать и настолько проще делать все ножницами, что я все же печатаю на А4. =_=
Следите за тем, какой стороной все вылезает из принтера. Переворачивайте листы по горизонтали, а не по вертикали.
Лучше сначала напечатать у всех листов только одну сторону (например, только рубашки или нечетные страницы), а потом другую; так и краска успеет нормально просохнуть, и у вас будет меньше шансов что-то напутать.
Ламинация, нарезка и доводка карт.
Вы что-то напечатали, все ровно, все смотрится хорошо. Ок. Теперь все это надо бы заламинировать – запихнуть бумагу в специальную пленку, пропустить ее через ламинатор который ее нагреет и «приварит» к бумаге, и после этого радоваться жизни.
В качестве альтернативы можно печатать на тонком картоне/толстой фактурной бумаге и обходиться без ламинации, но так может выйти дороже + не факт что он не будет слишком сильно выгибаться, проходя через принтер + я не гарантирую, что картон сам по себе будет действительно лучше и дольше жить, чем ламинат. Я не пробовал, я просто высказываю некоторые сомнения основываясь на своем опыте – экспериментируйте, мало ли, вдруг взлетит.
Непосредственно ламинирующая пленка выглядит как два прозрачных листа, размером чуть-чуть больше бумаги выбранного вами формата, на одном из концов они скреплены друг с другом. Продают ее в пачках по 100 листов, бывают пленки не только стандартных форматов, ее легко найти в точках где продают бумагу и чернила для струйных принтеров.
Пленку желательно брать толщиной в 100 микрон, лично я нагрев для такой пленки всегда включаю на 4.5 (на самом деле понятия не имею, насколько вам это полезно знать; мой ламинатор – старенький Mylam-9 от GMP, у которого настройки нагрева стоят от 0 до 10, у вас все может немного отличаться).
Заламинированные листы вытаскивайте сразу, кладите на ровную поверхность и друг друга, так, чтобы ничего не выгибалось – пока листы теплые (даже немного горячие), они легко принимают другую форму и изгибаются. Если положите на крошки – потом можете заметить, как были неосмотрительны. 😐
Из 100 листов в левой пачке совсем бракованных и непригодных листов будет штук 5, плюс-минус; такова цена экономии где-то примерно 400 рублей. На мой взгляд вполне приемлимо.
Чисто теоретически нарезку дальше можно облегчить, делая ее на станке для нарубки бумаг.
На практике это очень большой шанс все испортить, потому что тот хоть и рубит ровно по линии, слои ламината могут от этого покорежиться – лично у меня так и происходит.
Вместо этого надо взять хорошие ножницы для портного. Они вообще в целом по жизни могут пригодиться, потому что это реально хорошие ножницы – только при покупке возьмите ненадолго в руки, чтобы понять, удобно ли они лежат ладони и обхватывают пальцы.
Если они слишком маленькие/большие, у вас на полном серьезе начнут натираться мозоли от нарезки достаточно маленького тиража (30 листов, например). С хорошими ножницами вы что-то почувствуете, только если порежете 100+ листов за один присест.
Поначалу может показаться, что резать ровно сложно и надо привыкнуть. Это не сложно, но да, дейсвительно привыкнуть надо, поэтому сначала лучше не практиковаться на проекте вашей мечты, который снился ночами последние несколько лет.
Впрочем, привычка и сноровка в этом деле появляется довольно быстро.
Не так давно, когда я эти советы расписывал другу по его просьбе, он спросил меня – «а зачем брать ламинат А4, а не ламинировать отдельные карты?». Я в тот момент ответил, что это на самом деле не очень удобно. Сейчас к этому добавлю то, что ламинация отдельных карт не гарантирует, что у вас будет ровная стопка карт + вы при этом нихрена не экономите.
Абстрактный пример: у меня на листе А4 9 карт. 10 листов – 90 карт. 10 листов ламината А4 – это, грубо говоря, примерно 80-90 рублей (или 120, если брать официальный).
Теперь берем листы для отдельных карт. Предположим, что карты у нас 5 x 8 сантиметров, и.что подходящая пленка стоит 12-18 рублей за штуку (я примерно такой разброс цен официального ламината такого размера видел).
Вы сами видите, в чем подвох? Цена ламинирования отдельных 90 карт вместо 10-ти листов выросла аж до 1080-1620 рублей. =_____=
Даже если вы будете пользоваться «пиратской» пленкой, цельные листы все еще будут гораздо дешевле.
Казалось бы, все готово – но нет, осталась одна маленькая деталь. У ваших карт остались острые уголки – некоторые люди могут на них забить, но скорее всего они вам будут очень сильно кидаться в глаза и оставлять ощущение какой-то кустарщины.
Закруглители углов вы, скорее всего, возненавидите, потому что для хорошего результата туда желательно запихивать карты по одной (по крайней мере, с моим обрезчиком приходится возиться именно в таком режиме). Иногда, если угол кривой, приходится переворачивать и обрезать с другой стороны.
Какой именно обрезчик в итоге брать – я вам не подскажу, к сожалению. Моему уже лет эдак 20, даже в голову не приходило его заменить (возможно, стоило бы), отчего я толком даже не представляю сколько он может стоить и тяжело ли подобрать хороший вариант. 😐
После всей этой еботни вы получите более-менее прилично выглядящую стопку карт, которым не нужны протекторы и глядя на которые некоторые люди будут говорить «вааааау, каааак крууууто», хотя лично я глядя на результат обычно хочу удавиться от мыслей о собственных ошибках.
Надеюсь, вы счастливы и это для вас стоило того. =_=
Печать с нарезкой жетонов и картонных компонентов.
Вот с этим у меня все очень тяжко и толком никогда не получалось, но я никогда не сдавался и пробовал как-то побороть свое самое слабое место в пнп. Поделюсь горьким опытом, уж какой есть.
Какие жетоны совершенно точно делать не надо: просто тупо печатать квадратики на бумаге, ламинировать и вырезать их.
Это никому не нравится. Это выглядит как говно. Их тяжело подбирать со стола. Они легко теряются и их тяжелее видеть на столе.
Короче, просто не надо. =_=
Планшеты, поля и табло еще могут в таком виде прокатить, но в принципе и они смотрятся немного не очень. Ламинированная бумага идеальна только для карт.
На самом деле вам нужен или переплетный, или пивной картон. Я рекомендую остановиться на пивном: переплетный очень тяжело резать, он умудряется даже тупить лезвия на специальных станках, которые без проблем и какой-либо натуги режут десятки слоев бумаги за раз. Руками его обрабатывать попросту больно и неудобно; но иногда переплетный тоже годится, все же плотные жетоны приятнее держать в руках.
В чем суть: берете самоклеющуюся бумагу, печатаете на ней все необходимое. Клеите на картон, потом режете, рассыпаете по зип-пакетам и радуетесь, какой вы молодец.
Ну, в теории все пройдет так. На самом деле первые жетоны вы, скорее всего, сразу захотите выбросить в помойку.
Основные затыки кроются в следующем:
1. Чтобы кромка порезанных жетонов была ровной, весьма желательно резать вдоль металлической линейки, и прижимать надо все с силой, чтобы картон не двигался. Это долго, выматывает, не очень удобно – но я лично не знаю, как все делать как можно ровнее. Без линейки вы очень быстро заметите косячность.
Ножницы, независимо от качества, не годятся – они заминают и портят края.
3. Жетоны придется делать с прямыми гранями – квадраты, треугольники, прямоугольники, гексы. Суть вы поняли.
Круглые жетоны делать очень сложно. Я пробовал разные инструменты, и склоняюсь к мысли что их действительно хорошо можно изготовлять только с пробойниками (полая трубка с острыми краями, по одной концу которой вы стучите чтобы резко пробить-прорезать необходимое отверстие).
Но, блджад, я за пять лет в Москве хороших пробойников необходимого размера тупо не нашел. Везде продают какую-то незакаленную мерзость, которая даже бумагу не может ровно пробить. =______=
С циркулярным ножом тоже ничего не вышло. Допускаю мысль, что мне тупо не везет на хорошие инструменты + руки слишком сильно из задницы + было довольно мало практики.
4. Выше я рассказал способ, как попытаться избежать смещений. Но, как я уже заметил выше, рукава мне впору пришивать на штаны, поэтому лично я до сих пор с этим страшно косячу, смещения гораздо сильнее чем на картах; тут реально важно и макет правильно подготовить, и предварительно картона отрезать столько сколько нужно, и наклеить бумагу ровно. Понадобится какое-то количество практики.
Печать правил.
Немного личного мнения: мне кажется, что сейчас печатать правила в подавляющем большинстве игр нет никакого смысла.
Если речь не идет о маленькой книге-игре, брошюра не используется в качестве поля, в правилах нет больше 100 страниц мелким текстом – печатать какие-то книжечки-брошюрки будет просто излишеством, на самом деле гораздо проще все смотреть в телефоне/планшете. Телефоны и интернет сейчас есть у всех, и даже если у кого-то батарея сдохнет – другой человек в вашей компании без напряга сам залезет в интернет и скачает правила. Двадцать первый век, повсеместный интернет, киберпанк, все дела.
Возможно, на чей-то взгляд я зажрался; но лично я изготовил где-то примерно книжек пять с правилами, обнаружил что ими никто не пользуется и бросил париться на сей счет.
Есть много способов напечатать и как-то переплести правила, я расскажу всего о двух, на мой взгляд самых доступных. Оба требуют относительно специфичного оборудования, зато они быстрые и не требуют что-то там шить, по-хитрому клеить, с обложкой сильно заморачиваться и т.д.
Первый – посадить все на «пружину». Это легко и даже довольно дешево: я думаю, за 3-4к вполне реально купить приличный брошюровщик.
Все они работают по очень простой схеме: вы вешаете и крепите пружину на специальных крючках впереди брошюровщика, пробиваете дырки в бумаге, сразу вешаете ее на пружину которая висит на крючках. После этого засовываете бумагу с пружиной в специальное отверстие, и аккуратно сдавливаете, чтобы пружина по всей длине закольцевалась и страницы из нее не выпадали.
Звучит как что-то страшное, но это очень простой процесс. Один раз увидите или сделаете – и у вас вряд ли выйдет что-то напортачить. Очень удобно то, что не требуется как-то по-хитрому готовить файлы: просто и без заморочек все печатаете как лежит в pdf/word’е.
Второй способ: поставить на скобы при помощи степлера.
Это сложнее и дороже. У меня дома стоит электрический степлер для переплетов, с которым работать довольно просто (хоть и очень громко :|), но стоимость у него уже где-то в районе десятки. И я уверен, что в повседневных нуждах это херота вам почти никак не пригодится.
Непосредственно сам процесс поставки скобы очень прост, даже проще чем у пружин: вы кладете стопку листов, выравниваете ее, убираете руки из-под аппарата, нажимаете на кнопку и БЗДЫНЬ – скоба поставлена (надеюсь что в бумагу, а не вам в палец).
В идеале лучше поставить две скобы, три – для большого формата (если отдельные страницы размером с А4).
На самом деле вся сложность этого метода заключается в четырех моментах:
1. Вам придется подготовить не совсем простой макет. Только на центральном листе все будет находиться по порядку – на последнем же будут находиться первые две и последние две страницы, а между ними начинается тихий кошмар. Лично я этим заниматься очень не люблю, прям отчаянно ненавижу. =_=
2. После печати эти листы придется немного согнуть по месту, где будет находиться скоба. Это просто, но довольно долго. С какой-нибудь относительно толстой бумагой придется немного попыхтеть, одновременно стараясь не прикладывать слишком много сил – лишний повод не любить печатать полноцветные брошюры.
3. Пробитую книжку придется положить под какой-нибудь тяжелый пресс на какое-то время, на день-другой. Чем толще брошюра – тем дольше ей лежать.
4. Скоба пробивает ограниченное количество страниц (зависит от аппарата), да и вы сами не заинтересованы в том, чтобы делать слишком толстые брошюры: они хуже выглядят, дольше стоят под прессом, часто не до конца прессуются, иногда у них достаточно уродливо торчат листы вбок и приходит в голову мысль их слегка подрубить… короче, много мороки из ничего, очень толстые брошюры на скобе – это плохая идея.
Пара разумных мелочей.
Кому-то то, что я сейчас озвучу, может показаться очевидным. Но я довольно давно усвоил, что для кого-то очевидные мысли иногда становятся внезапными озарениями, которые резко все меняют, так что я все равно это напишу:
• При помощи пнп можно «локализовать» карты от вполне официальной игры. Для этого есть два адекватных способа, в обоих требуются протекторы.
Первый: печатаем все как обычно, с ламинацией и закруглением углов, но только на лицевую сторону. Запихиваем в протектор поверх карты, радуемся жизни.
Можно в теории обойтись без ламинации и печатать на бумаге попроще, но в некоторых протекторах такие распечатки могут выскальзывать – особенно если оригинальные карты сами по себе тонковаты.
Второй способ – печатаем на самоклейке, наклеиваем на протектор. Можно даже печатать не всю карту, а только окошко с текстом карты; я видел некоторые файлы, которые спецом были подготовлены именно для такой печати.
Печатать так гораздо проще, чем озадачиваться полноценными картами + есть возможность в случае непоняток «а что там было в оригинале?» тут же на месте достать оригинальную карту и во всем разобраться.
• Вот таким методом можно копировать и размножить простые компоненты. Например, мелкие шайбы, на которые потом можно налепить самоклейку и получить тяжелые, приятные на ощупь жетоны. =ъ
Будет много работы с полировкой, хочу предупредить сразу. Возможно, вам захочется их покрасить в разные цвета; придется их после этого еще и покрыть лаком.
• Попробуйте найти друзей-знакомых, которые имеют доступ к лазерному станку.
Делать файлы для резки и гравировки неожиданно просто, довольно много жетонов можно самому нарисовать и изготовить за копейки – себестоимость таких вещей на самом деле очень низкая, а покрашенная фанера/цветной акрил смотрится очень здорово.
Заказывать напрямик у людей, которые не будут давать вам по-настоящему дружеских скидок не рекомендую. Вместо себестоимости вы получите задранную до небес цену. =_=
Я после самоизоляции на новом месте работы кое с чем поэкспериментирую, и скорее всего дополю в эту статью рассказ о том, как готовить макеты для лазерной резки. =ъ
• 3D-печать сейчас стала довольно дешевой и уже не выглядит как рвота бомжа, если печатают хорошие мастера на хорошем аппарате.
Модели искать на thingverse. Хорошего мастера могу пока подсказать только одного, и тот находится в Москве.
Нет, мне не платили за рекламу. Просто это единственное место, где меня реально устроило качество, и грешно им не поделиться. =ъ
• Чаще всего проще не морочиться с жетонами и судорожно искать замены компонентам, а просто положить напечатанное в какое-нибудь евро, где дохера всяких кубиков, шайбочек, деревяшек и прочих шлепков разного цвета.
Первые кандидаты на недобровольное донорство, которые приходят лично мне в голову – это Eclipse и Терра Мистика. Мистика мне даже не нравится, но я пару раз задумывался о том чтобы ее взять только для того, чтобы распотрошить на компоненты.
• Поля, особенно большие и где нет надписей, лучше делать не самому а печатать на баннерной ткани.
Эта услуга есть в копировальных центрах, но я могу подсказать конкретного человека, у которого пару раз заказывал поля и в целом остался доволен результатом.
Единственное что замечу: на таких полях мелкие детали слегка размываются, что особенно плохо для текста. Поле для Twilight Struggle, например, печатать в таком виде – идея плохая.
• Резать я рекомендую на столе, чтобы обрезки падали недалеко и их было легко убрать.
Раньше я делал все это на весу, а потом долго и упорно делал мелкую уборку с пола. Со стола вы легче и быстрее все сгребете и выкинете.
Да, знаю, звучит тупо и многое говорит о моем скудоумии. 😐
Но намотать на ус все равно стоит, время экономит.
Послесловие.
Пнп – это нишевое хобби, вроде взлома и перепрошивки приставок, создания экипировки для живых ролевок, покраса миниатюр, деревообработки и прочих видов ремесленного искусства. На этом можно зарабатывать, можно скатить в какое-то мерзкое дерьмо, все изначально морально не совсем однозначно – не спорю, но демонизировать всех пнп’шников и ратовать за то, чтобы «перевешать всех пиратов по нок-реям» по меньше мере тупо, отвратительно и лицемерно. =_=
Извиняюсь, у меня просто малость накипело.
Настоятельно не рекомендую начинать пнп’шить, если вы не готовы экспериментировать, осваивать незнакомые программы и инструменты, с угрюмыми матюгами часов по 15 выводить чьи-то замызганные файлы, тратить на все это время и деньги. Если вы хотите просто достаточно ненапряжно получить игру, и при этом по каким-то причинам не хотите/не можете заплатить за официальную версию – тогда лучше обратиться к тем, кто все изготовит за деньги.
Я имею ввиду не столько «гнусных пиратов» вроде хана Тохтамыша, я скорее про вариант «обратиться в копировальный центр». =ъ
Также хочу честно заметить, что я – не мастер, который уже собаку съел на печати, познал дао пнп и все-все-все знает о том, как какая краска на что ляжет. Я вообще в основном печатал только карты – зато напечатал их реально много, и до увлечения настолками помогал в изготовлении целого моря карманных календарей и визиток.
Но я никогда не боялся пробовать и экспериментировать – сейчас, например, в одной мастерской помогаю с лазерной резкой по дереву, однажды думаю это и в пнп как-то применить, и крепко подозреваю что полученные сейчас знания могут в том же пнп пригодится для работы на плоттере. И вам тоже рекомендую пробовать разные подходы, инструменты и материалы, а не упираться как баран в одну точку и делать только то, что у вас более-менее сносно получается.
И я очень надеюсь, что кто-то более рукастый (ну, или по крайней мере не Пард =ъ), замотивированный тесеровской инициативой, напишет статью про изготовление пнп и расскажет о своем опыте, перекроет слабые места в моей писанина, подскажет как правильно делать то что я делать не умею.
Я даже буду добавлять вот прямо сюда, под этими словами ссылки на такие материалы, если они появятся в ближайшее время.
И еще одно замечание напоследок, раз уж зашла речь: я все это написал не на заказ для Лесника, я просто решил что будет по меньшей мере забавно всех опередить и что-то выдать в течение суток. =3
Да, вот такая у меня оказалась уебанская мотивация что-то дописать до конца для первого обновления за несколько месяцев. Что поделать; если хотите что-то чаще читать, смотрите обновки в телеграм-канале. =ъ