Что такое по аристотелю субстанция
Понятие сущности (субстанции) у Аристотеля
Сущность — это единичное, обладающее самостоятельностью, в отличие от его состояний и отношений, которые являются изменчивыми и зависят от времени, места, от связей с другими сущностями и т. д. Именно сущность может быть выражена в понятии и является предметом строгого знания — науки. Аристотель стремился познать сущность вещей через их родовые понятия, а потому в центре внимания у него находится отношение общего к частному. Он создал первую в истории систему логики — силлогистику, главную задачу которой усматривал в установлении правил, позволяющих получить достоверные выводы из определенных посылок. Центр аристотелевской логики составляет учение об умозаключениях и доказательствах, основанных на отношениях общего и частного. Логика, созданная Аристотелем, на протяжении многих веков служила главным средством научного доказательства.
Вопрос о том, что такое бытие, Аристотель предлагал рассматривать путем анализа высказываний о бытии — здесь вполне очевидна связь теории силлогизма и аристотелевского понимания бытия. «Высказывание» по-гречески — «категория». Согласно Аристотелю, все высказывания языка так или иначе отнесены к бытию, но ближе всего к бытию стоит аристотелевская категория сущности (поэтому ее, как правило, отождествляют с бытием). Все остальные категории — качества, количества, отношения, места, времени, действия, страдания, состояния, обладания — соотносятся с бытием через категорию сущности. Сущность отвечает на вопрос: «Что есть вещь?» Раскрывая сущность (субстанцию) вещи, мы, согласно Аристотелю, даем ей определение, получаем понятие вещи. Остальные девять категорий отвечают на вопрос: «Каковы свойства вещи?» — и определяют признаки, свойства вещи, ее атрибуты. О сущности, таким образом, высказываются все категории, но она сама ни о чем не высказывается: она есть нечто самостоятельное, существующее само по себе, безотносительно к другому. Для логики Аристотеля характерно убеждение в том, что сущность первичнее различных отношений.
Важная особенность аристотелевского учения о сущности заключается в том, что хотя под бытием, а следовательно, под близкой ему сущностью Аристотель понимает отдельный предмет (индивид), однако сама сущность вовсе не есть что-то воспринимаемое чувствами: чувствами мы воспринимаем лишь свойства той или иной сущности, сама же она — единый, неделимый и невидимый носитель всех этих свойств — то, что делает предмет «вот этим», не позволяя ему слиться с другими. Как видим, характеристика бытия как единства, неделимости, устойчивости (неизменности) остается важнейшей у Аристотеля; при этом неделимы как первичные сущности «этот человек», так и сущности вторичные: «человек», «живое существо».
Такое понимание также сталкивается с определенными трудностями. Ведь по исходному рассуждению сущность — начало устойчивости и неизменности, а потому она может быть предметом истинного знания — науки. В то же время «вот этот» индивид в его «вотэтости» как раз не может быть предметом всеобщего и необходимого знания. С другой стороны, общее понятие «человек» является предметом знания, но в то же время «человек вообще» не имеет самостоятельного существования, это только отвлеченное понятие.
Тут возникает проблема: единичное существует реально, но в своей единичности не есть предмет науки; общее же является предметом научного знания, но неясно, каков его статус как бытия, — ведь Аристотель отверг учение Платона, согласно которому общее (идея) имеет реальное существование. Эта проблема обсуждалась не только в античной, но и в средневековой, и в новоевропейской философии. На протяжении многих веков философы спорили о том, что существует реально — единичное или общее? Мы еще вернемся к этим спорам при рассмотрении средневековой философии.
Учение Аристотеля о сущности.
Аристотель(384-322 до н.э.) — ученик Платона, но по ряду принципиальных вопросов он расходился со своим учителем. В частности, он считал, что платоновская теория идей совершенно недостаточна для объяснения эмпирической реальности. Именно Аристотелю принадлежит изречение: «Платон мне друг, но истина дороже!» Он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей.
Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Однако сама по себе материя, по Аристотелю, инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей, как, скажем, мрамор содержит возможность различных статуй. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Под формой Аристотель разумел активный творческий фактор, благодаря которому вещь становится действительной. Форма — это стимул и цель, причина становления многообразных вещей из однообразной материи: материя — своего рода глина. Для того чтобы из нее возникли разнообразные вещи, необходим гончар — бог (или ум-перводвигатель). Форма и материя неразрывно связаны между собой, так что каждая вещь в возможности уже содержится в материи и путем естественного развития получает свою форму. Весь мир представляет собой ряд форм, находящихся в связи друг с другом и расположенных в порядке все большего совершенства. Таким образом Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: они представляют собой слиянность материи и эйдоса (формы). Материя выступает как возможность и как своего рода субстрат сущего. Мрамор, например,можно рассматривать как возможность статуи, он же есть материальное начало, субстрат, а высеченная из него статуя — это уже единство материи и формы. Основным двигателем мира является бог, определяемый как форма всех форм, как вершина мироздания.
Аристотель стремился познать сущность вещей через их родовые понятия, а потому в центре внимания у него находится отношение общего к частному. Ближе всего к ответу на вопрос: «Что такое бытие?» стоит аристотелевская категория сущности (поэтому ее, как правило, отождествляют с бытием). Все остальные категории — качества, количества, отношения, места, времени, действия, страдания, состояния, обладания — соотносятся с бытием через категорию сущности. Сущность отвечает на вопрос: «Что есть вещь?» Раскрывая сущность (субстанцию) вещи, мы, согласно Аристотелю, даем ей определение, получаем понятие вещи. Остальные девять категорий отвечают на вопрос: «Каковы свойства вещи?» — и определяют признаки, свойства вещи, ее атрибуты. Стремясь упростить эту систему А. признал основными только три категории:
1. Сущность 2. Состояние 3. Отношение.
Сущность (субстанция)— это единичное, обладающее самостоятельностью бытие, в отличие от его состояний и отношений, которые являются изменчивыми и зависят от времени, места, от связей с другими сущностями и т. д. Именно сущность может быть выражена в понятии и является предметом строгого знания — науки.
О сущности, таким образом, высказываются все категории, но она сама ни о чем не высказывается: она есть нечто самостоятельное, существующее само по себе, безотносительно к другому. Для логики Аристотеля характерно убеждение в том, что сущность первичнее различных отношений.
Аристотель делит сущности на низшие и высшие. Низшие сущности состоят из материи и формы. Наивысшей сущностью Аристотель считает чистую, лишенную материи форму — Перводвигатель, который служит источником жизни и движения всего Космоса.
Важная особенность аристотелевского учения о сущности заключается в том, что хотя под бытием, а следовательно, под близкой ему сущностью Аристотель понимает отдельный предмет (индивид), однако сама сущность вовсе не есть что-то воспринимаемое чувствами: чувствами мы воспринимаем лишь свойства той или иной сущности, сама же она — единый, неделимый и невидимый носитель всех этих свойств — то, что делает предмет «вот этим», не позволяя ему слиться с другими. Как видим, характеристика бытия как единства, неделимости, устойчивости (неизменности) остается важнейшей у Аристотеля; при этом неделимы как первичные сущности «этот человек», так и сущности вторичные: «человек», «живое существо».
Такое понимание также сталкивается с определенными трудностями. Ведь по исходному рассуждению сущность — начало устойчивости и неизменности, а потому она может быть предметом истинного знания — науки. В то же время «вот этот» индивид в его «вотэтости» как раз не может быть предметом всеобщего и необходимого знания. С другой стороны, общее понятие «человек» является предметом знания, но в то же время «человек вообще» не имеет самостоятельного существования, это только отвлеченное понятие.
АРИСТОТЕЛЬ. Понятие сущности, или субстанции.
Одно из главных сочинений Аристотеля – «Метафизика» – специально посвящено выяснению того, что такое бытие и каковы его свойства именно как бытия.
Основным Аристотель сделал вопрос: «что такое бытие как бытие?» (on he (i) on, что в средние века звучало как esse qua esse).
Вопрос о том, что есть «сущее как сущее», Аристотель сводит к проблеме сущности (oysia).
Субстанция
• Субстанцией может выступать только единичное бытие;
• Независимое от сознания бытие становится предметом познания, т.е. бытие есть предмет понятия;
• Для нашего понятия и познания единичное бытие есть сочетание «формы» и «материи»: форма и материя неотделимы друг от друга.
Учение о 4-х причинах:
Перед лицом многообразия мира с необходимостью возникает вопрос «можно ли утверждать, что за необозримым многообразием существует какое-то единство? Некая основа, которая объединяет все виды бытия? » Если она существует то какова она.
Решение названной филсофской проблемы рождает различные философские учения: плюрализм, дуализм, монизм. Главной категорией, которая выражает суть данной проблемы является категория субстанции.
Субстанция (буквально сущность) – то что лежит в основе, неизменная, неуничтожимая основа бытия в противоположность его меняющимся свойствам и состояниям.
Понятие субстанции используется в двух смыслах:
1) то что существует само по себе, является причиной самой себя и не зависит в своем существовании не от чего другого.
2) Субстанция это первооснова, от ее существовании зависит существование других вещей.
Плюрализм как философское учение отрицает единство, признает существование нескольких или множества независимых и несводимых друг к другу видов бытия.
Согласно ученью Лейбница все состоит из бесконечного множества абсолютно простых неделимых духовных субстанций – монады.
Монады составляют умопостягаемый мир, а он порождает мир физический. Примером являет персонализм. Он исходит из уникальности каждой человеческой личности.
Дуализм признает существование двух равноправных и несводимых друг к другу субстанций: духовную и материальную. Первая субстанция – дух, мыслящий, но не протяженный; вторая – материя, протяженная, но не мыслящая. Декарт считает эти субстанции конечны и объединены с помощью бесконечной субстанции – Бога.
Психофизичский параллелизм. Согласно этому учению физические и психческие процессы независимы и несводимы друг с другом.
Монизм. Концепция признающая основой мира одну субстанцию. Монизм утверждает единство мира поскольку мир имеет единую основу бытия. В зависимости от того что признается такой основой – духовная или материальная субстанция – раличают идеалистический и материалистический монизм.
· Идеалистический монизм единой субстанцией, основой бытия считает идеальное. Сторонники считают что материя – косное явление, она не способна к акивности. Мир един потому что мир – результат активности духа.
· Материалистический монизм основывается на признании материального единства мира и считает материю основой всего существующего.
Марксистская философия. Марксизм дополняет признание материального единства мира диалектической концепцией развития.
Диалектический материализмутверждает: единство мира состоит в его материальности, находясь в непрерывном изменении направления развития многообразные предметы материального мира постоянно меняют свои формы, оставаясь при этом материальными предметами.
Билет 20
Вопрос 20. Диалектика и метафизика- философские теории развития и методологии его познания.
Диалектика
— метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.
С начала XIX века, после создания Гегелем универсальной теории познания и учения о бытии, диалектикой стали называть всеобщий метод познания, который рассматривает все предметы и явления как развивающиеся и взаимосвязанные, а также учение о бытии, основанное на этом методе. Диалектику, или метод развития, согласно Гегелю, следует понимать как методическое обнаружение и разрешение противоречий, содержащихся в понятиях. Главной темой его диалектики стала идея единства взаимоисключающих и одновременно взаимно предполагающих друг друга противоположностей, или тема противоречия. Именно диалектический метод позволил Гегелю критически переосмыслить все сферы современного ему знания и культуры.
В философии марксизма диалектика понимается как учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также как основанный на этом учении метод творчески познающего мышления.
Основными категориями современной диалектики являются:
— сущность и явление;
— содержание и форма;
— система, элемент, структура;
— единичное, особенное и всеобщее;
— причина и следствие;
— возможность и действительность;
— необходимость и случайность;
— свобода и необходимость;
— прерывность и непрерывность;
— количество и качество и др.
Метафизика
Метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:
• обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности) ;
• статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития);
• однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).
Основными методами философии(путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются:
Диалектика и метафизика – это 2 противоположных метода философии и науки.
Понятие диалектика в античности в Древней Греции означало искусство ведения беседы, дискуссии, спора. В дальнейшем под диалектикой стало пониматься всеобщая теория развития и соответствующий ей метод исследования – диалектический. Диалектика – философское учение о всеобщем и полном движении, изменении, развитии, о наиболее общих законах развития мира и о всеобщих связях существующего в мире. Составная часть философии.
Понятие метафизика впервые в встречается в работах Аристотеля и оно означало часть его труда, который располагался за физикой и в котором рассматривались более абстрактные, общие вопросы, чем собственно в физике. В дальнейшем под метафизикой стала пониматься определенная концепция изменения, движения и соответствующий ей метод исследования.
Противоположность диалектики и метафизики состоит в следующем. С позиции метафизики предметы, процессы, явления мира рассматриваются:
1 – вне связи друг с другом и вне взаимовлияния друг на друга.
2 – в основном как неизменные, раз и навсегда данные, если и признаются изменения, то они понимаются упрощенно, как увеличение или уменьшение чего-либо, т.е. только как количественные изменения, но отрицаются коренные качественные изменения.
3 – не раскрывается внутренний источник, причина движения, изменения, развития предметов, процессов, явлений.
С позиции диалектики вещи, предметы, процессы рассматриваются:
1 – во взаимосвязи друг с другом и во взаимовлиянии друг на друга.
2 – в движении, изменении, развитии при этом в единстве постепенных количественных и коренных качественных изменений.
3 – раскрывается внутренний источник, внутренняя причина движения, изменения, развития любых предметов, процессов, явлений, которыми являются внутренние противоречия.
Вслед за Энгельсом современная отечественная философия выделяет диалектику: объективную и субъективную.
1. Объективная диалектика – диалектика природы. Таким образом, обозначается диалектический характер процессов, происходящих в объективном вещно-предметном мире. Иными словами это общая теория развития объективного мира.
2. Субъективная диалектика – это указание на диалектический характер познавательной и в целом духовной деятельности человека, т.е. диалектика процессов мышления, которые происходят в природе.
Энгельс: субъективная диалектика отражает диалектику природы или объективную диалектику в формах понятий и связей между ними.
1. Принцип развития. Движение может быть круговым (обратимым), регрессивным и прогрессивным (необратимые формы движения).
2. Принцип всеобщей связи. Возникновение, изменение, развитие невозможно в изолированном состоянии, оно предполагает связь внутреннего и внешнего.
3. Принцип тождества (единства) диалектики, логики и теории познания выражает единство законов развития, тотальность процесса развития, захватывающего природу, и человеческое мышление, и общество.
происходит как движение от конкретного в действительности и конкретному в познании.
5. принцип единства исторического и логического: историческое – это описание фактического процесса, становления и развития изучаемого объекта (например, капитал); логическое – теоретическая модель развитого и развивающегося объекта во всех его существенных, закономерных связях. Суть принципа: логика объекта – это история его становления, но представленное в основных существенных соотношениях.
1. С одной стороны принцип незнания как будто ведет к отрицанию науки, с другой, мы видим путь ведущий к подлинно высшему знанию;
4. С одной стороны, его учение как бы очерчено стеной афинского полиса, с другой, открывается космополитическое пространство целого мира.
Истина с точки зрения диалектического материализма
2. Именно диалектика позволила Ленину раскрыть механизмы формирования объективного знания, взаимосвязь объективного и субъективного, абсолютного и относительного, чувственного и рационального как весьма существенные аспекты развития знания.
АРИСТОТЕЛЬ. понятие сущности, или субстанции.
1. Одно из главных сочинений Аристотеля – «Метафизика» – специально посвящено выяснению того, что такое бытие и каковы его свойства именно как бытия.
2. Основным Аристотель сделал вопрос: «что такое бытие как бытие?» (on he (i) on, что в средние века звучало как esse qua esse).
3. вопрос о том, что есть «сущее как сущее», Аристотель сводит к проблеме сущности (oysia).
Сравнение диалектики и метафизики.
Наука о человеке и субстанции по Арестотелю
Высшее земное существо – человек, и трактат «О душе». Теоретическая философия. Понятие о человеческой душе и ее составляющих. Философия Аристотеля является как завершение всей предшествующей греческой философии. Наука о субстанции по Аристотелю.
Рубрика | Философия |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 25.11.2008 |
Размер файла | 28,2 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
1. НАУКА О ЧЕЛОВЕКЕ ПО АРИСТОТЕЛЮ 4
2. НАУКА О СУБСТАНЦИИ ПО АРИСТОТЕЛЮ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 16
Аристотель, древнегреческий философ и педагог, родился в Стагире в 384 или 383 до н.э., умер в Халкиде в 322 до н.э. Почти двадцать лет Аристотель учился в Академии Платона и, по-видимому, какое-то время там преподавал. Покинув Академию, Аристотель стал воспитателем Александра Македонского. Как основатель Ликея в Афинах, продолжавшего свою деятельность многие столетия после его смерти, Аристотель внес существенный вклад в античную систему образования. Он задумал и организовал широкомасштабные естественнонаучные изыскания, которые финансировал Александр. Эти исследования привели ко многим фундаментальным открытиям.
Тема реферата «Аристотель: наука о субстанции и человеке».
Цель исследования: на основе полученных знаний правильно и объективно раскрыть тему реферата.
Задачи исследования предопределяются целью и состоят в том чтобы:
— рассмотреть науку о человеке по Аристотелю;
— изложить науку о субстанции по Аристотелю.
При разрешении поставленных задач для достижения цели исследования использовались следующие методы: метод системного анализа, комплексного исследования, сравнительного правоведения.
Структура реферата включает: титульный лист, содержание, введение, два раздела, заключение, список использованных источников. Реферат выполнен на страницах компьютерного текста.
1. НАУКА О ЧЕЛОВЕКЕ ПО АРИСТОТЕЛЮ
Ощущение ограничено определенным конечным рядом форм и постигает их лишь во взаимном смешении, происходящем в ходе конкретного физического взаимодействия. Но ум не знает подобных ограничений, он способен постичь какую угодно форму и освободить ее сущность от всего, с чем она соединена в чувственном опыте. Однако этот акт рационального постижения, или абстрагирования, не может быть выполнен без предварительной деятельности ощущения и воображения.
Когда воображение вызывает к жизни некий конкретный чувственный опыт, деятельный разум может озарить этот опыт своим светом и выявить некую наличествующую в нем природу, освобождая опыт от всего, что не относится к его сущностной природе. Разум может высветить и все прочие реальные элементы вещи, запечатлев в воспринимающем разуме, которым обладает всякий человек, ее чистый, абстрактный образ. Затем, посредством суждений, которые соединяют эти природы соответственно тому, как они соединены в действительности, разум может выстроить сложное понятие всей сущности в целом, воспроизводя ее точно такой, какая она есть. Эта способность разума не только позволяет приобрести в результате теоретическое понимание всех вещей, но и влияет на человеческие устремления, помогая человеку усовершенствовать свою природу через деятельность. И в самом деле, без разумного руководства устремлениями человеческая природа вообще не способна к совершенствованию. Изучение этого процесса совершенствования относится к области практической философии.
Теоретическая философия и наука стремятся к истине ради нее самой. Практическая философия стремится к истине с тем, чтобы дать направление человеческой деятельности. Последняя может быть трех видов: 1) транзитивная деятельность, выходящая за пределы деятеля и обращенная на некий внешний объект, который она преобразует или совершенствует; 2) имманентная деятельность человеческого индивидуума, с помощью которой он стремится усовершенствовать самого себя; и 3) имманентная деятельность, в которой человеческие индивидуумы сотрудничают друг с другом, чтобы самосовершенствоваться в рамках человеческого сообщества. Каждому из этих видов деятельности Аристотель посвятил специальные трактаты [2. с. 39].
В таких дурных государствах невозможно быть хорошим человеком и хорошим гражданином одновременно. В здоровом государстве, будь то монархия, аристократия или полития, можно быть хорошим и полезным гражданином, не будучи хорошим человеком, поскольку ключевая роль в политике принадлежит меньшинству. Однако в идеальном государстве сообщество граждан осуществляет правление над самим собой, а для этого нужно, чтобы все обладали не только особыми гражданскими добродетелями, но и добродетелями общечеловеческими. Это требует создания более совершенной системы образования для всех граждан, способной воспитать в них умственные и нравственные добродетели. Конечной целью политики должно быть приближение к этому идеальному общественному устройству, позволяющему всем гражданам участвовать в правлении закона и разума. Однако в рамках тех искаженных форм, которые реально имеются в истории человечества, политик должен стремиться к тому, чтобы избегать крайних извращений, рассудительно смешивая олигархию с демократией и достигая, таким образом, относительной стабильности, когда мир и порядок делают возможным дальнейшее воспитание граждан и прогресс общества.
2. НАУКА О СУБСТАНЦИИ ПО АРИСТОТЕЛЮ
Проведя исследование на тему: «Аристотель: наука о субстанции и человеке», сделаем выводы.
Теоретическая философия и наука стремятся к истине ради нее самой. Практическая философия стремится к истине с тем, чтобы дать направление человеческой деятельности. Последняя может быть трех видов: 1) транзитивная деятельность, выходящая за пределы деятеля и обращенная на некий внешний объект, который она преобразует или совершенствует; 2) имманентная деятельность человеческого индивидуума, с помощью которой он стремится усовершенствовать самого себя; и 3) имманентная деятельность, в которой человеческие индивидуумы сотрудничают друг с другом, чтобы самосовершенствоваться в рамках человеческого сообщества.
В теоретической философии Аристотель вводит понятие «субстанция». Под субстанцией он понимал бытие вполне самобытное, существующее в самом себе, но не в чем-либо ином. Как таковое бытие, не способное существовать ни в чем ином, субстанция никогда не может выступать в суждении, как его предикат, или атрибут, но только как его субъект. Субстанцией, считал Аристотель, может быть только единичное бытие.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Воронина Л. А. Основные эстетические категории Аристотеля. М., 1975г.
2. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1975г.