Что такое по демокриту бытие
Трактовка бытия в философии Демокрита
ДОКЛАД
На тему: «Философия Дени Дидро»
по дисциплине «Философия»
Выполнил: студентки группы ГМУ/б-19- 1-з
Ткаченко Антонина Михайловна
№ зачетной книжки 369386
Проверил: д.полит.н, доцент. Максимова Е.Н.
Национальная шкала ______________________
Количество баллов: ____Оценка: ECTS ______
СОДЕРЖАНИЕ
2. Демокрит и его атомистическая теория
3. Трактовка бытия в философии Демокрита
4. Взгляды Демокрита на природу души человека
5. Взгляды Демокрита на человека, общество, мораль и религию
6. Взаимосвязь математики и философии
8. Список используемой литературы
Введение
По мнению, большинства философов, Демокрит родился в 460 г. до н.э.,
умер в 360/370 г. до н.э. Родом из Абдер, считавшихся в Греции не только
глухой интеллектуальной провинцией, но даже просто городом глупцов. Но
именем одного из величайших мыслителей. Демокрит происходил из знатной
семьи и был богат, но богатство забросил, всю жизнь провел в бедноте,
предаваясь исключительно любомудрию.
По преданию, Демокрит был учеником каких-то магов и халдеев, которых
царь Ксеркс предоставил его отцу в качестве учителей, когда гостил у него,
у них-то Демокрит ещё в детстве перенял науку о богах и звездах. У него
были связи с современными учеными. Древние сообщают, что Демокрит был
учеником своего предшественника и друга Левкиппа, общался с Анаксагором,
был знаком с трудами ученых стран Востока.
Существуют сведения, что он совершил путешествие в Египет, Персию и
даже Эфиопию и Индию. Вернувшись из путешествия, он вел скромный и
уединенный образ жизни, занимаясь наукой и ценя её так высоко, что, как
говорят, «сказал, что он предпочел бы одно приличное объяснение сану
персидского царя». Завистники обвинили его в том, что он вопреки абдерским
законам, растратил доставшееся ему наследство; в ответ он «прочитал народу
свой «Большой Мирострой», лучшее из всех его сочинений, и получил за него в
награду пятьсот талантов (много это или мало? Вспомним, что все имущество
Сократа стоило 5 талантов); мало того, в честь его воздвигли медные статуи,
Многочисленные свидетельства и легенды говорят о Демокрите, как о
«смеющемся философе», «настолько несерьезным казалось ему все, что делалось
всерьез». Рассказы о нем свидетельствуют о глубокой житейской мудрости
философа, о его наблюдательности, обширных познаниях. Диоген Лаэрций
приводит список, состоящий из более чем 60 произведений Демокрита, главное
место, среди которых занимают «Великий диакосмос», «Малый диакосмос», «О
логике, или Мерило». От сочинений Абдерита сохранились лишь фрагменты,
перемешанные с фрагментами и пересказами Левкиппа в почти неразличимое
целое. Видимо, немалую роль сыграли в плачевной судьбе произведений
философа мировоззренческие споры: «Аристоксен в своих «Исторических
записках» сообщает, что Платон хотел сжечь все сочинения Демокрита, какие
только мог собрать, но пифагорейцы Амикл и Клиний помешали ему, указав, что
это бесполезно: книги его уже у многих на руках».
Демокрит первым в древнегреческой философии вводит в научный оборот
понятие причины. Случайность он отрицает в смысле беспричинности.
Демокрит и его атомистическая теория
Трактовка бытия в философии Демокрита
Знаменитый греческий философ Демокрит принимает тезис о том, что бытие
означает «нерассекаемое», «неразрезаемое» ). Он дает материалистическую
трактовку этому понятию, мысля атом как наименьшую, далее не делимую
физическую частицу. Таких атомов Демокрит допускает бесчисленное множество,
отвергая утверждение Парменида о том, что бытие не множественно.
Демокрит, наряду с Левкиппом, считается одним из основателей
древнегреческого атомизма. На первый взгляд учение атомизма предельно
просто. Начало всего сущего – неделимые частицы-атомы и пустота. Ничто не
возникает из несуществующего и не уничтожается в несуществующее, но
возникновение вещей – есть соединение атомов, а уничтожение – распадение на
части, в пределе на атомы. Все возникает на некотором основании и по
необходимостью. Ощущаем мы потому, что в нас попадают «видики»,
спокойствии и равновесии, не смущаемая ни страхом, ни суеверием, ни какой
бы то ни было другой страстью.
пространстве движутся, сочетаясь между собою, бесконечное по числу и формам
тельца; последние отличаются друг от друга формой, порядком, поворотом.
неделимые тельца, что материя не делима до бесконечности? Левкипп и
Демокрит были внимательными слушателями Зенона и от них не ускользнули ни
сильные ни слабые стороны его рассуждений, в частности, содержание апорий
против множества: если разделить тело на бесконечное число частей, то или
бесконечно велика. Но и то, и другое нелепо. Однако апория не возникает,
Атомы достаточно малы, но ведь простейшее наблюдение показывает, что
материя действительно делима на весьма малые, даже не различимые глазом
частицы. Таковы пылинки, видимые в луче света, падающем в темную комнату. «
Демокрит не говорил, что эти видимые через окно, поднятые (ветром) пылинки
(и есть те частицы), из которых состоит огонь или душа, или что вообще эти
пылинки суть атомы, но он говорил: «Эти пылинки существуют в воздухе, но
так как они не заметны из-за слишком малой величины, то и кажется, что они
не существуют, и только лучи солнца, проникая через окно, обнаруживают, что
они существуют. Подобным же образом существуют и неделимые тела, мелкие и
неделимые из-за слишком малой величины» (Левкипп).
Таким образом разрешены сразу две проблемы. Множественность сущего не
ведет больше к противоречиям: любое тело можно разделить на конечное
множество частиц, имеющих величину, а затем снова из них составить. А
«бытие» элеатов находит воплощение в атоме: он един, неделим, неизменен,
неуничтожим, отвечая всем требованиям парменидова «бытия». Только атомов
много. А для того, чтобы они могли существовать как множество, необходима
пустота, которая отделяла бы один атом от другого и обусловливала
«несуществующее» элеатов, но существующее ничто.
Демокрит, однако, согласен с элеатами, что только бытие познаваемо.
собой лишь внешнюю видимость, сущность которой составляют атомы, их
свойства и движения. Атомы нельзя видеть, их можно только мыслить. Здесь,
как видим, тоже сохраняется противопоставление «знания» и «мнения». Атомы
Демокрита различаются по форме и величине; двигаясь в пустоте, они
соединяются («сцепляются») между собой в силу различия по форме: у
Демокрита есть атомы круглые, пирамидальные, кривые, заостренные, даже «с
крючками». Так из них образуются тела, доступные нашему восприятию.
Демокрит предложил продуманный вариант механистического объяснения
мира: целое у него представляет собой сумму частей, а беспорядочное
движение атомов, их случайные столкновения оказываются причиной всего
сущего. В атомизме отвергается положение элеатов о неподвижности бытия,
поскольку это положение не дает возможности объяснить движение и изменение,
происходящее в чувственном вире. Стремясь найти причину движения, Демокрит
атомов, которые трактует материалистически.
Доказательство существования пустоты у Демокрита и атомистов вообще
сводится к тому, что, во первых, без пустоты не было бы возможно
перемещение, так как наполненное не может восприять в себя еще что-то; во-
вторых, о её существовании говорит наличие таких процессов, как уплотнение
и сгущение, возможные только в том случае, если между телами и их частями
существуют пустые промежутки. Пустота абсолютно однородна и может
существовать как вмещая тела, так и без них. При этом она существует как
вне тел, вмещая их в себя, отделяя их друг от друга, так и внутри сложных
тел, отделяя друг от друга их части. Лишь атомы не содержат пустоты, чем
разрезать атом, или расколоть его.
Что касается числа атомов в мире, то Демокрит признает его бесконечным.
А следовательно, бесконечной должна быть и пустота, ибо конечное
пространство не может вместить бесконечного числа атомов и бесконечного
числа состоящих из них миров. Трудно сказать, что оказывается здесь первым
другое основывается на том аргументе, что как число атомов, так и величина
пустоты «не более такое, чем иное». Распространяется этот аргумент и на
число форм атомов, которое, по Демокриту, также бесконечно.
Бесконечность мира в пространстве влечет вечность во времени и
бесконечность (безначальность) движения. Аристотель сообщает, что Демокрит
утверждал: «вечное и бесконечное не имеет начала, а причина есть начало,
вечное же безгранично, поэтому спрашивать, какова причина какой-либо из
таких вещей, по мнению Демокрита, то же, что искать начало бесконечности».
Таким образом, атомизм признает вечность мира во времени, бесконечность в
пространстве, бесконечность числа атомов и сложенных из них миров.
Атомистическая трактовка бытия: бытие как неделимое тело
Знаменитый греческий философ Демокрит (род. ок. 470 до н. э.) принимает тезис о том, что бытие есть нечто простое, понимая под ним неделимое — атом («атом» по-гречески означает «нерассекаемое», «неразрезаемое»). Он дает материалистическую трактовку этому понятию, мысля атом как наименьшую, далее не делимую физическую частицу. Таких атомов Демокрит допускает бесчисленное множество, тем самым отвергая утверждение, что бытие — одно. Атомы, по Демокриту, разделены пустотой; пустота — это небытие и, как таковое, непознаваема: отвергая утверждение Парменида о том, что бытие не множественно, Демокрит, однако, согласен с элеатами, что только бытие познаваемо.
Характерно также, что и Демокрит различает мир атомов — как истинный и потому познаваемый лишь разумом и мир чувственных вещей, представляющих собой лишь внешнюю видимость, сущность которой составляют атомы, их свойства и движения. Атомы нельзя видеть, их можно только мыслить. Здесь, как видим, тоже сохраняется противопоставление «знания» и «мнения». Атомы Демокрита различаются по форме и величине; двигаясь в пустоте, они соединяются («сцепляются») между собой в силу различия по форме: у Демокрита есть атомы круглые, пирамидальные, кривые, заостренные, даже «с крючками». Так из них образуются тела, доступные нашему восприятию.
Демокрит предложил продуманный вариант механистического объяснения мира: целое у него представляет собой сумму частей, а беспорядочное движение атомов, их случайные столкновения оказываются причиной всего сущего. В атомизме отвергается положение элеатов о неподвижности бытия, поскольку это положение не дает возможности объяснить движение и изменение, происходящее в чувственном мире. Стремясь найти причину движения, Демокрит «раздробляет» единое бытие Парменида на множество отдельных «бытии»-атомов, которые трактует материалистически.
Что такое по демокриту бытие
ДЕМОКРИТ (Δημόκριτος) из Абдеры во Фракии (ок. 470/60 – 360-е до н.э.) – греческий философ, основоположник атомистического учения. Дата его рождения еще в античности была спорным вопросом: согласно Аполлодору – 460/57, согласно засвидетельствованному доксографией мнению Трасилла, издателя сочинений Демокрита, – 470. Демокрит был родом из богатой семьи. По легенде, переданной Диогеном Лаэртием, он учился у «каких-то магов и халдеев», подаренных персидским царем Ксерксом отцу Демокрита за то, что тот угостил проходившее через Фракию персидское войско обедом (фр. XI Лурье). По смерти отца истратил свою часть богатого наследства на путешествия, посетив Персию и Вавилон, Индию и Египет. Некоторое время жил в Афинах, где инкогнито слушал Сократа; возможно, встречался с Анаксагором. Традиционно считается, что наибольшее влияние оказал на Демокрита атомист Левкипп, однако именно с именем Демокрита связывают возникновение атомизма как универсального философского учения, включающего физику и космологию, эпистемологию, психологию и этику; учения, возникшего как синтез проблематики трех древнейших философских школ Греции: милетской (натурфилософия), элейской (онтология) и пифагорейской (универсальный квантитативизм).
Демокриту приписывали авторство более 70 сочинений; их названия приводит Диоген Лаэртий согласно изданию Трасилла в порядке тетралогий: по этике, физике (отдельно упоминается серия трактатов «о причинах»), по математике, языку и литературе, различным прикладным наукам, в т. ч. медицине (фр. CXV = Diog. L. IX 46–49); также ему приписывали «О священных надписях в Вавилоне» и «Халдейскую книгу» – в русле устойчивого «халдейского» мифа, связанного с его образованием и путешествиями. Издание Трасилла начиналось с книги «Пифагор» (этический раздел) – среди философов, которые оказали влияние на Демокрита, это имя одно из важнейших. Наиболее часто упоминаются сочинения «Большой мирострой» (Μέγας διάκοσμος) и «Малый мирострой», вероятно, посвященные соответственно устроению космоса и человека; первое из них приписывали также Левкиппу. Помимо текстов самого Демокрита, последующая доксография опиралась в основном на историко-философские сочинения Аристотеля и Теофраста; много сведений о Демокрите сохранили скептики, считавшие его одним из предтеч пирроновского скептицизма.
В античности Демокрит был известен не только глубиной своего учения, но и красотой слога своих произведений – об этом говорят Цицерон («ясный» Демокрит, в отличие от «темного» Гераклита), Тимон из Флиунта (Демокрит – «пастырь слов»), а также Дионисий Галикарнасский, из всех греческих философов отметивший Демокрита, Платона и Аристотеля как наиболее красноречивых (фр. 827). Приметами его стиля были: краткость, ритмическая организация фразы, аллитерации, ассонансы, неологизмы, широкое использование риторических антитез: атомы и пустота, макрокосм-Вселенная и микрокосм-человек, то, что есть и то, чего нет, «установленное законом» (= по соглашению, νόμω̦) и «существующее на самом деле» (ἐτεῇ).
АТОМЫ И ПУСТОТА
АТОМЫ И ПУСТОТА – главная антитеза плюралистической онтологии Демокрита. Атом (ἡ ἄτομος οὐσία, «неделимая сущность») есть мельчайшее тело, неделимое по той же причине, по какой неделимо «бытие» Парменида: деление предполагает наличие пустоты, но внутри атома· по определению пустоты нет. Как и бытие у Парменида, атомы Демокрита вечны и неизменны. Введение атома традиционно понимается как реакция на проблему деления до бесконечности, обсуждавшуюся Зеноном Элейским; если бы атомов не было, процесс деления любого физического тела был бы бесконечен, и мы получили бы одну конечную вещь, состоящую из бесконечного количества частей, что абсурдно. Пустота (κενόν) в системе Демокрита выступает как принцип дискретности, множества и движения атомов, а также как их «вместилище». Называя пустоту «небытием», Демокрит явно отказался от элейского постулата о несуществовании небытия, однако понятия бытия и небытия включены у него в более общее понятие «то, что на самом деле» (ἐτεῇ), благодаря которому реальность признавалась и за пустотой (не-бытием). Атом мыслится в ряду: бытие, нечто (δέν, неологизм Демокрита, в переводе Лурье «уль», фр. 197), тело, полнота. Экспликация семантического ряда «атом», т.о., такова: быть – значит быть чем-то, быть чем-то – значит быть телом, быть телом – значит быть полным (плотным). Пустота соотнесена с понятиями: небытие, ничто (οὐδέν, «нуль»), бесконечность. Атомы и пустота существуют на равном основании, «не более «нечто», чем «ничто»», μἠ μᾶλλον τό ῾δέν’ ἢ τὁ ῾μηδέν’ (фр. 7; 78) – этот принцип «исономии» (равноправия) является универсальным в системе Демокрита.
Все атомы, число которых бесконечно, вечно движутся, даже внутри твердых тел они совершают колебательные движения («трясутся во все стороны»). Первопричиной этого движения являются соударения атомов, начавшиеся в вихревом космогенезе – космос Демокрита полностью механистически детерминирован.
Друг от друга одинаково плотные атомы отличаются тремя свойствами: «фигурой» (ῥυσμός), «размером» и «поворотом» (положением в пространстве). Если немного изменить аристотелевский пример с буквами (см. Met. I 4), то В отличается от в размером, В от Р – фигурой, а Р от Ь – поворотом; четвертая отличительная характеристика – «порядок» – относится к способу соединения атомов друг с другом (ВРР в отличие от РВР и т.д.), вследствие чего составленные из атомов макротела обладают разнообразными качествами. Фигуры (формы) атомов бесконечно разнообразны, ибо согласно принципу «исономии» нет основания предпочесть одну форму другой и ограничить т.о, количество форм атомов («не более «такое», чем «такое»», μηδὲν μᾶλλον τοιοῦτον ἢ τοιοῦτον, фр. 147). При этом все рассуждения о формах атомов полностью умозрительны, ибо атом как таковой не доступен чувственному восприятию (ảπαθής), и сам Демокрит называл свои атомы ὶδέαι («виды», в смысле «формы»), введя этот термин еще до Платона для обозначения сущности, усматриваемой лишь мыслью (фр. 198).
В согласии с законом сохранения бытия («из ничего ничего не бывает») возникновение и уничтожение сложных тел происходит путем соединения и разъединения атомов. Четыре элемента физического мира – огонь, воздух, вода и земля – тоже состоят из атомов. Только атомам огня Демокрит приписывал определенную форму – шарообразную, об остальных трех элементах известно, что у них форма одинаковая, но величина разная: самые большие атомы земли, самые мелкие воздуха. Эти три элемента представляют собой смесь атомов всех форм, по этой причине они могут взаимопревращаться: путем выделения более крупных атомов вода может превратиться в воздух, или земля – в воду (критику этого воззрения с замечанием о том, а как же тогда возможен обратный процесс, см. Аристотель. «О небе» III 4).
Имеются расхождения в свидетельствах о том, имеют ли атомы вес: согласно Аристотелю и Теофрасту, вес атомов Демокрита пропорционален их величине (фр. 368; 369), Аэтий и Цицерон отрицают наличие у атомов веса (фр. 365).
КОСМОГОНИЯ
Бесконечные по числу атомы непрерывно движутся в бесконечной пустоте; сталкиваясь друг с другом и сцепляясь благодаря неровностям своих форм, они «переплетаются» и образуют бесчисленные миры (космосы). Наш космос образовался благодаря некоему спонтанному «Вихрю» (Δίνη, ср. то же у Анаксимандра и Анаксимена), в котором произошла первичная сортировка атомов – подобное к подобному, причем более крупные атомы оказались в центре, и из них произошла Земля. Вокруг нее первоначально вращалась «влажная и грязеобразная» оболочка, которая постепенно высыхала, влажная материя уходила вниз, а сухая от трения воспламенялась и из нее формировались звезды. Земля находится в центре космоса согласно принципу «исономии» – «нет причины, почему бы она устремилась скорее в одну, чем в другую сторону» (фр. 379; 403).
ГНОСЕОЛОГИЯ И УЧЕНИЕ О ДУШЕ
Демокрит одним из первых указал на зависимость качеств вещей от способа их познания, т.е. от наличия наблюдателя. Все понятия, составляющие язык нашего описания внешнего мира не соответствуют ничему «поистине», оттого все наше познание, по существу, конвенционально (νόμος – соглашение, узаконенный обычай). «По обычаю сладость, по обычаю горечь, по обычаю холод, цвет, теплота, на самом же деле (ὲτεῇ) – атомы и пустота» (фр. 90; 55). В таком же значении слово (νόμος) «обычай» до Демокрита использовал Эмпедокл, говоря об условности таких привычных слов как «рождение» и «гибель», в то время как первоэлементы на самом деле вечны (ср. fr. В 9 DK). По Демокриту, раз у атомов нет качеств (цвет, запах, вкус и т.д.), то этих качеств нет и у вещей, ибо «из ничего ничего не бывает». В данном случае его логика сопоставима с логикой рассуждения Анаксагора, только с прямо противоположными выводами. По Анаксагору, если в чувственном мире есть качественное разнообразие, то такое же разнообразие должно быть приписано началам-«гомеомериям». Все качества, по Демокриту, сводимы к формально-количественным различиям атомов: тело, состоящее из «круглых и умеренно больших» атомов, кажется сладким, а из «округленных, гладких, косых и малых по величине» – горьким, и т.д. (фр. 497). Качества образуются в ходе акта восприятия, причина их возникновения – взаимодействие атомов души и так или иначе развернувшихся атомов предмета. Поэтому различия в восприятии обусловлены как изменчивостью предмета (один и тот же атом, «повернувшись», может восприниматься и как кислый, и как сладкий), так и изменчивостью субъекта (больной воспринимает не так, как здоровый, ибо у него другая температура организма). Отсюда программный скептицизм в теории познания: «На самом деле (ὲτεῇ) мы ничего ни о чем не знаем» (фр. 49). Чувственное восприятие Демокрит объяснял с помощью «истечений» от тел: от поверхности тел отлетает некая материальная пленка, имеющая форму воспринимаемого тела («видик», εἴδωλον), проникает в глаз, а затем в душу, в которой отпечатывается – так возникают наши представления (ср. аналогичное учение о материальных истечениях у Эмпедокла).
Душа-псюхе, как и огонь, состоит из мельчайших атомов шарообразной формы, поэтому она придает телу тепло и движение (шар наиболее подвижная из всех фигур); при этом атомы души и тела «перемешаны». Демокрит не вводил специальных различий между душой и умом, и процесс мышления объяснял также через «отпечатывание образов».
О БОГАХ. Демокрит допускал существование богов, считая их состоящими из атомов разумными существами, очень большими и очень долго живущими, однако не вечными. От них, как и от всего телесного, тоже исходят пленки-«идолы» (εἴδωλα), причем одни «добрые», а другие «злые»; они предвещают будущее «своим видом и произносимыми звуками» (фр. 578; 472а), чаще всего эти образы залетают в нас во сне через поры тела. Главный итог рассуждений Демокрита о богах тот, что бояться их не следует, но попросить о благотворном влиянии – весьма предусмотрительно. Такое объяснение бытия богов, по замечанию Цицерона, граничит с отрицанием их существования (фр. 472а), и в античности у Демокрита была устойчивая репутация атеиста, тем более что традиционную веру в богов и судьбу он связывал с суевериями и страхом смерти (фр. 581; 583).
ЭТИКА Демокрита
ЭТИКА Демокрита – продолжение его атомистической физики: как атом есть полное и самодостаточное бытие, так и человек есть самодостаточное бытие, тем более счастливое, чем более замкнутое на себе самом. Для выражения своего понимания счастья Демокрит придумал несколько терминов: «благодушие» (εὐθυμίη, эвтюмия), «благосостояние» (εὐεστώ), «бесстрашие» (ảθαμβίη), атараксия, использовал также и традиционные термины «гармония» и «размеренность» (фр. 742). Центральное понятие его этики – эвтюмия, ей была посвящена отдельная книга. Учение о благодушии-эвтюмии находится в связи с критикой Демокритом традиционной религии и верований в судьбу (тюхе). Неологизмы εὐθυμία и εὐεστώ подчеркивали его отказ от традиционного понимания счастья как дарованного богами (эвдаймония, εὐδαιμονία) либо удачным случаем (эвтюхия, εὐτυχία): в результате сам принцип счастья приобретал не внешнюю, а внутреннюю обусловленность. Значение термина прежде всего связано с понятием меры, самоограничения по отношению к телесным удовольствиям: «Эвтюмия возникает благодаря умеренности в удовольствиях и размеренной жизни» (фр. 657). Обладающий благодушием (ὁ εὔθυμος – по существу мудрец) умеет радоваться тому, что имеет, не завидуя чужому богатству и славе, он стремится к справедливым и законным делам, отчего «и во сне и наяву» радостен, уравновешен и поистине здоров; он трудится в меру сил («всякий вид работы приятнее, чем покой»), однако остерегается быть «слишком деятельным в частных и в общественных делах» (фр. 737). Отчетливый мотив радости, передаваемый термином, не означает отождествления эвтюмии и удовольствия (ἡδονή): «Эвтюмия не тождественна удовольствию, как ошибочно полагают некоторые; она есть такое состояние, при котором душа спокойна и неколебима, не терзается никакими страхами, суевериями или прочими переживаниями» (фр. 735).
Основная часть сохранившихся фрагментов Демокрита относится именно к этике, но в настоящем виде эти тексты являются результатом долгого процесса составления эксцерптов и парафраз, так что сложно судить, насколько близко каждое высказывание передает слова самого Демокрита. Признается, что собрание моральных наставлений у Стобея содержит в основном аутентичный материал, хотя помещено под именем «Демократа». Это яркие образцы афористической моралистики, пользовавшиеся устойчивой популярностью на протяжении веков: «Лучше думать перед тем, как действовать, чем после», «Любящие порицать неспособны к дружбе», «Быть верным долгу в несчастьи – великое дело», и т.д., всего около 480 изречений («гном»). Традиционно считается, что Демокрит был учителем Протагора (Diog. L. IX 42) и соответственно повлиял на формирование релятивистских учений софистов. Также традиционно (во многом благодаря эпикурейской историографии, ср. Колот) он считается одним из источников формирования скептической традиции, – влияние на Пиррона через Метродора Хиосского и Анаксарха. Но более всего значимо сопоставление атомизма Демокрита с учением Эпикура (см. также Атомистика).
Фрагменты:
2. Demokrit, Texte zu seiner Philosophie, ausgew., übers., komm. u. interpr. v. R.Löbl. Amst., 1989;
3. Fragmente zur Ethik, übers. und komm. v. G. Ibscher. Stuttg., 1996:
5. Лурье С.Я. Демокрит: Тексты. Перевод. Исследования. Л., 1970.
Литература:
1. Маковельский А.О. Древнегреческие атомисты. Баку, 1946;
2. Лурье С.Я. Очерки по истории античной науки. М.–Л., 1947;
3. Асмус В.Ф. Демокрит. М., 1960;
5. Hirzel R. Demokrits Schrift περὶ εὐθυμίης. – «Hermes» 14, 1879, S. 354–407;
6. Democrito e l`Atomismo. Atti del Convegno Internazionale, a cura di F.Romano. Catania, 1980;
7. O`Brien D. Theories of Weight in the Ancient Word. A Study in the Development of Ideas, vol. 1, Democritus: Weight and Size. Leiden, 1981;
8. Furley D.J. The Greek Cosmologists: The Formation of the Atomic Theory and Its Earliest Critics, vol. 1. Cambr., 1987;
9. Proceedings of the First International Congress on Democritus, ed. L.Benakis, vol. 1–2. Xanthi, 1984;
10. Salem J. Démocrite: Grains de poussière dans un rayon de soleil. P., 1996.