Что такое побег и корень биология
Урок Бесплатно Корень. Побеги. Стебель и почки
Корень
Также он необходим для впитывания воды с растворенными в ней минеральными солями.
Многие корни служат для запасания питательных веществ.
Клетки корня отличаются от других клеток растений тем, что даже в поверхностном слое у них нет хлоропластов.
Внешняя сторона корня покрыта слизью. Благодаря этому облегчается контакт с почвой, частички которой прилипают к корню.
Также за счет слизи корню проще проталкиваться вглубь.
На кончике корня располагается корневой чехлик.
Его клетки постоянно нарастают, поскольку структуры чехлика отмирают в первую очередь.
Ведь он вынужден защищать остальные ткани от соприкосновения с почвой в процессе роста.
Сразу за зоной корневого чехлика начинается зона деления и растяжения корня.
За счет клеток этих участков корень постоянно растет в длину.
Выше расположена зона всасывания.
Поверхностные клетки здесь вытягиваются наружу, образуя корневые волоски.
Именно благодаря этим волоскам и происходит впитывание влаги с солями.
Центральная часть корня (осевой цилиндр) заполнена тканью, называющейся «ксилема».
Она осуществляет передачу питательных веществ от корня к стволу.
Проводящие пучки этой ткани расположены в виде звезды, между лучами которой находятся запасающие клетки.
Одревесневающие стенки сосудов ксилемы играют также поддерживающую роль.
Когда у растения четко выражен центральный корень, а боковые более тонкие и слабые, то корневая система называется стержневой.
Если же все корни приблизительно одинаковые по толщине и напоминают мочалку, то такая корневая система носит название мочковатой.
Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации
Видоизменения корня
Корни могут иметь самый разный вид в зависимости от дополнительных задач, которые они должны выполнять:
Дыхательные корни образуются у растений, которые живут в болотистых местностях, например, у ломкой ивы или мангровых (вечнозелёные лиственные леса, произрастающие в приливно-отливной полосе морских побережий и устьев рек). С помощью дыхательных корней растение дышит
Также корни-подпорки могут быть в виде дощечек, как у вяза:
Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации
Побеги
В верхней части побега находится конус нарастания.
Он состоит из образовательной ткани.
В нижней части конуса нарастания у побега формируются бугорки, из которых развиваются листья.
По типу побеги могут быть
Посмотри на картинку ниже и определи где вегетативный, а где генеративный побег.
Развитый побег состоит из:
Если междоузлия небольшие, то говорят, что побеги укороченные.
Если побег разделяется, то каждый из вновь образованных стеблей называют побегом второго ряда.
Следующее разветвление дает побеги третьего ряда и так далее.
Генеративные побеги располагаются обычно на концах ветвей, то есть вегетативных побегов.
Таким образом они получают больше солнечного света.
Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации
Корень, побег, стебель и лист.
теория по биологии 🌿 ботаника
Корень
Функции корня
Микориза — симбиотическое обитание грибов на (или в) корнях высших растений.
Корни бывают различны, а именно могут видоизменяться.
Видоизменения корней
Микориза — симбиотическое обитание грибов на (или в) корнях высших растений.
Главный корень развивается из зародышевого корешка.
Совокупность корней одного растения называют корневой системой.
Виды корневых систем
В стержневой корневой системе главный корень сильно развит и хорошо заметен среди других корней (характерна для двудольных). Стержневая корневая система проникает в почву обычно глубже, чем мочковатая.
В мочковатой корневой системе на ранних этапах развития главный корень, образованный зародышевым корешком, отмирает, а корневая система составляется
В ветвистой корневой системе преобладают одинаково развитые главный и несколько
Порода — совокупность домашних животных одного вида, искусственно созданная человеком и характеризующаяся определёнными наследственными особенностями, продуктивностью и экстерьером.
Побег
Так формируется система побегов, представленная главным побегом и боковыми побегами второго и последующего порядков. Система побегов увеличивает общую площадь соприкосновения растения с воздушной средой.
Побег, на котором образуются цветки, называется цветоносным побегом, или цветоносом (иногда термин «цветонос» понимают в более узком смысле — как участок стебля, на котором находятся цветки).
Вегетативный невидоизменённый побег — единый орган растения, состоящий из стебля, листьев и почек, формирующийся из общего массива меристемы (конуса нарастания побега) и обладающие единой проводящей системой. Стебли и листья, являющиеся основными структурными элементами побега — часто рассматриваются как его составные органы, то есть органы второго порядка. Кроме того, обязательная принадлежность побега — почки. Главная внешняя черта, отличающая побег от
В сезонном климате умеренных широт рост и развитие побегов из почек носит периодический характер. У кустарников и деревьев, а также у большинства многолетних трав это происходит один раз в году — весной или в начале лета, после чего формируются зимующие почки будущего года, а в конце лета — осенью рост побегов заканчивается.
Строение побега
А (с листьями). 1 – стебель; 2 –
Типы побегов
Видоизменения побегов
Стебель
Классификация стеблей
По расположению относительно уровня почвы:
Строение стебля
Снаружи стебель защищен покровными тканями. У молодых стеблей весной клетки покровной ткани покрыты тонкой кожицей. У многолетних растений к концу первого года жизни
Кожица — внешняя первичная покровная ткань растений, обычно однослойная, покрывающая молодые стебли и остальные наземные органы.
Кожица — внешняя первичная покровная ткань растений, обычно однослойная, покрывающая молодые стебли и остальные наземные органы.
К покровной ткани прилегает кора, образованная разными тканями. Наружная часть коры представлена слоями клеток механической ткани с утолщенными оболочками и тонкостенных клеток основной ткани. Внутренняя часть коры образована клетками проводящей ткани и называется лубом.
В состав луба входят
Ситовидные трубки остаются живыми недолго, чаще 2-3 года, изредка – 10-15 лет. На смену им постоянно образуются новые. Ситовидные трубки составляют небольшую часть в лубе и обычно собраны в пучки. Кроме этих пучков в лубе имеются клетки механической ткани, главным образом в виде лубяных волокон, и клетки основной ткани.
К центру от луба в
Ткань — совокупность клеток и межклеточного вещества, выполняющая в организме определённую роль.
В центре стебля лежит толстый слой рыхлых клеток основной ткани, в которых откладываются запасы питательных веществ, – это
У некоторых растений (георгина, тюльпан, огурец, бамбук) сердцевина занята воздушной полостью.
Между древесиной и лубом у двудольных растений находится тонкий слой клеток
Ширина годичных колец у древесных растений зависит от условий
Функции стебля
Стебель служит опорой растению, он держит на себе тяжесть находящихся на нем листьев, цветков и плодов.
В стебле могут откладываться запасные питательные вещества. В этом проявляется запасающая функция стебля.С помощью стебля побег выносит свои листья и почки к свету в ходе роста растения. В этом проявляются важная осевая функция стебля и функция роста.
Транспирация — испарение воды растением.
Внутреннее строение листа
Лист состоит из следующих тканей:
Внешнее строение листа
Задание ollbio03101120162017в1 С помощью буквенного шифра дайте описание растения, представленного на рисунке.
Семейство: А – Розоцветные; Б – Крестоцветные; В – Орхидные; Г – Бобовые; Д – Лилейные; Е – Злаковые. Цветок: Ж – актиноморфный; З – зигоморфный; И – неправильный Завязь: К – верхняя; Л – нижняя Плод: М – ягода; Н – орешек или многоорешек; О – костянка; П – зерновка; Р – семянка; С – стручок или стручочек; Т – боб; У – коробочка Околоцветник: Ф – двойной; Х – простой; Ц – редуцированный |
На рисунке представлен Венерин башмачок (Paphiopedillum) – растение из семейства Орхидных. Остальные «школьные» семейства явно не подходят. Шифр ответа: В, З, Л, У, Ф или Х (равнозначные).
pазбирался: Надежда | обсудить разбор | оценить
Задание ollbio03920162017 С помощью буквенного шифра дайте описание растения, представленного на рисунке слева.
Семейство: А – Розоцветные; Б – Крестоцветные; В – Паслёновые; Г – Бобовые; Д – Спаржевые; Е – Злаковые. Цветок: Ж – актиноморфный; З – зигоморфный; И – неправильный Завязь: К – верхняя; Л – нижняя Плод: М – ягода; Н – орешек или многоорешек; О – костянка; П – зерновка; Р – семянка; С – стручок или стручочек; Т – боб; У – коробочка Околоцветник: Ф – двойной; Х – простой; Ц – редуцированный. |
На рисунке представлен Ландыш майский – растение из семейства Спаржевые (порядок Лилиецветные). Остальные «школьные» семейства явно не подходят. Шифр ответа: Д, Ж, К, М, Х.
pазбирался: Надежда | обсудить разбор | оценить
Перед вами список вещей из определенных материалов, в состав которых либо входят сами живые организмы и их части, либо продукт приготовлен при помощи живых организмов (обозначены буквами). Во втором столбце даны зашифрованные описания этих живых организмов (обозначены цифрами).
Организмы, которые могут случайно попасть в материал, не указывайте!
При выполнении задания важно сразу соотнести живые объекты, из которых приготовляют определенные вещи и материалы, и их зашифрованные описания.
2. Эти вымершие автотрофы были споровыми. Из всех предметов и материалов только мел и графит могут быть продуктом, полученным из вымерших организмов. Из них только графит определённого происхождения является продуктом метаморфизации остатков фотосинтезирующих споровых организмов: папоротников, хвощей и плаунов. Соответствие: 2 – Е.
3. Глаза этих организмов состоят из отдельных фасеток (омматидиев). Этот признак характерен для насекомых. В левом столбце есть два материала, получаемых от насекомых: шёлк и проволис. Таким образом, в описании зашифрованы тутовый шелкопряд и пчела. Соответствие: 3 – А, И.
4. Эти гетеротрофные организмы имеют четырёхкамерный желудок, три из пяти пальцев конечности у них недоразвиты. Строение сердце позволяет сказать, что это – либо птицы, либо млекопитающие. Четырёхкамерный желудок характерен для некоторых представителей Парнокопытных. Он состоит следующих отделов: рубца, сетки, книжки и сычуга. Строение конечностей также соответствует Парнокопытным. Наиболее вероятно, что дано описание коровы. Из соединительных тканей получают желатин, который используется для производства желатиновых фотографических пластинок. Соответствие: 4 – Г.
5. Это тропическое растение содержит во всех своих частях млечный сок. Из млечного сока получают натуральный каучук. Поэтому может быть зашифровано самое распространённое каучуконосное растение – гевея бразильская. Правильным может быть также ответ фикус эластичный [его используют как каучуконос в Индии]. Соответствие: 5 – Б.
6. Это растение имеет
Плод (в ботанике)- конечный этап развития цветка, видоизменённого в процессе двойного оплодотворения; генеративный орган покрытосеменных растений, который служит для формирования, защиты и распространения заключённых в нём семян.
7. Это автотрофные организмы, в жизненном цикле которых преобладает
Спорофит — диплоидная многоклеточная фаза в жизненном цикле растений и водорослей, развивающаяся из оплодотворённой яйцеклетки или зиготы и производящая споры.
pазбирался: Надежда | обсудить разбор | оценить
А. Клён – 1. Древесные (деревья, кустарники, кустарнички). Б. Кувшинка – 4. Водные травы. В. Пшеница – 3. Наземные травы. Г. Малина – 2. Полудревесные (полукустарники и полукустарнички). Д. Ландыш 3. Наземные травы.
pазбирался: Надежда | обсудить разбор | оценить
Задание ollbio055820162017 Назовите растительные ткани, которые употребляются в пищу в блюдах из корнеплодов моркови (считайте, что перед употреблением морковь моют и чистят).
А. Пробковая ткань Г. Сердцевина | Б. Эпидерма Д. Первичная ксилема | В. Вторичная флоэма Е. Вторичная ксилема |
pазбирался: Надежда | обсудить разбор | оценить
Задание ollbio035820162017 С помощью буквенного шифра дайте описание растения, представленного на рис.
Семейство: А – Розоцветные; Б – Крестоцветные; В – Паслёновые; Г – Бобовые; Д – Лилейные; Е – Злаковые. Цветок: Ж – актиноморфный; З – зигоморфный; И – неправильный Завязь: К – верхняя; Л – нижняя Плод: М – ягода; Н – орешек или многоорешек; О – костянка; П – зерновка; Р – семянка; С – стручок или стручочек; Т – боб; У – коробочка Околоцветник: Ф – двойной; Х – простой; Ц – редуцированный. |
На рисунке представлено растение из сем. Крестоцветные. Об это можно догадаться по строению цветка (4 длинных и 2 коротких тычинки, 4 лепестка, раздвоенных на верхушке) и по
Плод (в ботанике)- конечный этап развития цветка, видоизменённого в процессе двойного оплодотворения; генеративный орган покрытосеменных растений, который служит для формирования, защиты и распространения заключённых в нём семян.
pазбирался: Надежда | обсудить разбор | оценить
А. Лещина – 1. Древесные (деревья, кустарники, кустарнички). Б. Черника – 1. Древесные (деревья, кустарники, кустарнички). В. Стрелолист – 4. Водные травы. Г. Береза – 1. Древесные (деревья, кустарники, кустарнички). Д. Подорожник – 3. Наземные травы.
pазбирался: Надежда | обсудить разбор | оценить
Задание ollbio05920172018 Растения иногда называют «биохимическими фабриками», поскольку они образуют множество самых разнообразных веществ. Часто эти вещества встречаются только у определенных растений. Именно эти «редкие» вещества позволяют человеку использовать растения как лекарства и пряности. Ниже приведен список пищевых и лекарственных растений. 1. Горчица сарептская 2. Чеснок (Лук посевной) 3. Табак обыкновенный 4. Эутремия васаби 5. Шоколадное дерево (какао) 6. Руккола (Эрука посевная) 7. Красный перец 8. Чайный куст (Камелия китайская) Распределите эти растения по трем группам: А. Содержат ядовитый алкалоид никотин. Б. В момент повреждения могут выделять летучие горчичные масла. В. Не содержат ни горчичных масел, ни никотина.
А. Содержат ядовитый алкалоид никотин. | Б. В момент повреждения могут выделять летучие горчичные масла | В. Не содержат ни горчичных масел, ни никотина. |
3. Табак обыкновенный. | 1. Горчица сарептская. 4. Эутремия васаби. 6. Руккола (Эрука посевная). | 2. Чеснок (Лук посевной). 5. Шоколадное дерево (какао). 7. Красный перец. 8. Чайный куст (Камелия китайская). |
pазбирался: Надежда | обсудить разбор | оценить
Задание ollbio03920172018 С помощью буквенного шифра дайте описание растения, представленного на рисунке.
Семейство: А – Сложноцветные; Б – Злаки; В – Мальвовые; Г – Розоцветные; Д – Паслёновые; Е –Лилейные. Листорасположение: Ж – очередное; З – супротивное; И – мутовчатое. Цветок: К – актиноморфный; Л – зигоморфный; М – неправильный. Завязь: Н – нижняя; О – верхняя. Плод: П – ягода; Р – орешек или многоорешек; С – семянка; Т – зерновка; У – листовка; Ф – стручок или стручочек; Х – боб; Ц – коробочка. Околоцветник: Ч – редуцированный; Ш – двойной; Э – простой. |
pазбирался: Надежда | обсудить разбор | оценить
А. Рогоз – 4. Водные травы. Б. Малина – 2. Полудревесные (полукустарники и полукустарнички). В. Ель – 1. Древесные (деревья, кустарники, кустарнички). Г. Гравилат – 3. Наземные травы. Д. Брусника – 1. Древесные (деревья, кустарники, кустарнички).
pазбирался: Надежда | обсудить разбор | оценить
Задание ollbio045820172018 Растения иногда называют «биохимическими фабриками», поскольку они образуют множество самых разнообразных веществ. Часто эти вещества встречаются только у определенных растений. Именно эти «редкие» вещества позволяют человеку использовать растения как лекарства. Ниже приведен список лекарственных растений. 1. Иван-чай узколистный 2. Кофе аравийский. 3. Табак обыкновенный. 4. Орехи кола. 5. Шоколадное дерево (Какао) 6. Морковь посевная 7. Одуванчик обыкновенная 8. Чайный куст (Камелия китайская). Распределите эти растения по трем группам: А. Содержат ядовитый алкалоид никотин. Б. Содержат алкалоид кофеин, стимулирующий нервную систему. В. Не содержат ни кофеина, ни никотина.
А. Содержат ядовитый алкалоид никотин | Б. Содержат алкалоид кофеин, стимулирующий нервную систему | В. Не содержат ни кофеина, ни никотина. |
3. Табак обыкновенный. | 2. Кофе аравийский. 4. Орехи кола. 5. Шоколадное дерево (какао). 8. Чайный куст (Камелия китайская). | 1. Иван-чай узколистный 6. Морковь посевная. 7. Одуванчик обыкновенный. |
pазбирался: Надежда | обсудить разбор | оценить
Ответ: В, Ж, К, О, Ц, Ш, Э.
pазбирался: Надежда | обсудить разбор | оценить
Конечно, порядок, в котором погибнут растения, зависит и от того, какое растение мы выбрали, и от температуры, и от того, насколько обильно его полили. Допустим, что мы взяли для опытов рассаду помидоров – ведь помидоры не смогут перейти в сотояние покоя, у них нет клубней. Будем проводить наш мысленный эксперимент в обычной квартире зимой, когда хорошо топят батареи и очень сухой воздух. Тогда первым могло погибнуть растение В от недостатка воды – в открытом горшке происходит сильное испарение с листьев, и рассада без полива легко погибает. Вторым могло погибнуть растение А от недостатка света. Свет нужен растениям для процесса фотосинтеза. Тогда третьим погибнет растение Б – ему будет не хватать углекислого газа, который также должен поступать в растение. Ведь он нужен для процесса фотосинтеза.
pазбирался: Надежда | обсудить разбор | оценить
pазбирался: Надежда | обсудить разбор | оценить
Задание ollbio03101120172018в2 С помощью буквенного шифра дайте описание растения, представленного на рисунке слева.
Семейство: А – Розоцветные; Б – Крестоцветные; В – Паслёновые; Г – Бобовые; Д – Лилейные; Е – Мимозовые. Цветок: Ж – актиноморфный; З – зигоморфный; И – неправильный Завязь: К – верхняя; Л – нижняя Плод: М – ягода; Н – орешек или многоорешек; О – костянка; П – зерновка; Р – семянка; С – стручок; Т – стручочек; У – боб; Ф – коробочка. Околоцветник: Х – двойной; Ц – простой; Ч – редуцированный |
pазбирался: Надежда | обсудить разбор | оценить
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Задание EB1021 Установите соответствие между характеристиками и видами корней: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ВИДЫ КОРНЕЙ | |||||
А) образует корнеплод при разрастании Б) развивается из зародышевого корешка В) формирует мочковатую корневую систему Г) развивается на побеге Д) отходит от корневища или луковицы Е) формируется при вегетативном размножении pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить Задание EB1020D Установите соответствие между характеристиками и частями стебля, обозначенными на рисунке цифрами 1 и 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|