Что такое побочные трезвучия в музыке

Побочные трезвучия, ладовые тяготения, устойчивые-неустойчивые ступени (Урок 6)

Итак, на прошлом уроке мы остановились на аккордах главных ступеней лада. В этом уроке мы попробуем разобраться в том, что же такое аккорды побочных ступеней, или побочные трезвучия, как они строятся и зачем вообще они нужны.

Трезвучия, которые строятся на II, III, VI и VII ступенях — называются побочными, потому что «имеют в ладу второстепенное значение» (это цитата из официального учебника). То есть, на всех ступенях, кроме I, IV и V (главные ступени), мы можем построить те самые трезвучия, которые именуются «побочными».

Если вы усердны, попробуйте проделать такое построение в известных вам ладах: До мажор, Соль мажор и Фа мажор. Напомню, что при этом в трезвучие можно включать звуки ТОЛЬКО данного лада. То есть в До мажоре аккорды будут строиться на всех белых клавишах, в Соль мажоре вместо фа будет фа-диез, а в Фа мажоре вместо си будет си-бемоль.

То есть разные трезвучия лада имеют различную окраску, и окраска эта зависит от ступеней, входящих в состав данного трезвучия. Примерно так же складывается ваше сиюминутное настроение. Оно является суммой десятков мельчайших ощущений, впечатлений и желаний, которые вы испытываете на данный момент. И если изменить хотя бы одну составляющую вашего настроения – и все настроение становится несколько иным, верно?

Например, вы попали на цветочную поляну, вы радуетесь пестроте цветов, слышите жужжание насекомых, радуетесь солнышку. Но вот как раз солнышко слишком сильно бьет по глазам, и хочется пить. Согласитесь, достаточно вам надеть панаму — и ваше настроение от прогулки сразу меняется. Или выпить прохладной воды — сразу же и все остальные впечатления окрашиваются немного иначе…

Так же складывается и окраска — уникальная, неповторимая! — любого созвучия. От окраски каждого его звука в отдельности. Поэтому устойчивость любого трезвучия напрямую зависит от того, сколько в его составе будет устойчивых и сколько — неустойчивых звуков.

Мы уже знакомились с этим понятием на предыдущих уроках, когда говорили об устойчивых ступенях лада и опеваниях.

Сейчас я попытаюсь немного дополнить ваши знания в этой области.

В любом ладу различные звуки в разной степени имеют свойство «тяготения» и «устойчивости». Например, I ступень, тоника — самый устойчивый звук лада. Это означает, что, встречаясь в музыкальном произведении, этот звук порождает в слушателе ощущение надежной опоры, удовлетворенности.

II ступень — звук неустойчивый и, при звучании в музыке определенной тональности, порождает в слушателе неудовлетворенность и желание какого-то продолжения, завершения. Это желание находит свое удовлетворение, если звук II ступени сменяется звуком тоники, переходит в него. Это называет «разрешением». И так далее — все звуки лада имеют свойство устойчивости и тяготения в различной степени.

Эта классификация довольно субъективна, и может оказаться немного иной в ощущениях разных людей, и разумеется, в условиях разных ладов. Но общие ее контуры все же именно таковы. Во всяком случае, совершенно определенная устойчивость I, III и V ступеней не вызывает споров ни у кого.

Поэтому тоническое трезвучие, целиком состоящее из одних только устойчивых звуков — устойчиво и целиком. Причем, это трезвучие — самое устойчивое в ладу. Теперь Вы можете таким же образом расположить по степени устойчивости семь трезвучий лада. Например, почему трезвучие III ступени более устойчиво, нежели VI ступени, Вы можете угадать прямо сейчас, не так ли?

Процесс сочинения музыки — как ее мелодии, так и гармонии — в принципе сводится к двум началам: вы создаете напряженность (неустойчивость), и вы ее разрешаете. И именно поэтому слушателю становится интересно слушать вашу музыку, и он ищет возможность ее услышать снова и снова…

Давайте попробуем ощутить все нюансы напряженности и устойчивости на примерах:

Надеюсь, у вас все получилось, и вы во всей полноте ощутили все нюансы этих произведений Что такое побочные трезвучия в музыке. Смотреть фото Что такое побочные трезвучия в музыке. Смотреть картинку Что такое побочные трезвучия в музыке. Картинка про Что такое побочные трезвучия в музыке. Фото Что такое побочные трезвучия в музыке

Источник

ПОБОЧНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ

ГЛАВНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ ЛАДА.

Трезвучие I ступени называется тоническим,

трезвучие IV ступени — субдоминантовым,

трезвучие V ступени — доминантовым. Так как эти трезвучия мажорные, то они наиболее характерны для мажорного лада. Они ярче других трезвучий выражают ладовые функции (то есть взаимоотношения устойчивых и неустойчивых звуков).

Благодаря этому они называются главными трезвучиями и обозначаются так же, как и главные ступени, Т, S, D:

Главными трезвучиями минора оказываются минорные трезвучия. Они обозначаются, как и главные трезвучия мажора, но малыми буквами t, s, d:

Строение главных трезвучий в гармонических видах мажора и минора отличается от натуральных видов. В мажоре от понижения VI ступени образуется минорное субдоминантовое трезвучие, придающее гармоническому мажору более мягкий характер, а в миноре от повышения VII ступени образуется мажорное доминантовое трезвучие, превносящее собою в минор некоторые черты мажорного лада: Побочные трезвучия мажора и минора

Трезвучия всех остальных ступеней (кроме главных), а именно: II, III, VI и VII — называются побочными. По сравнению с главными трезвучиями они имеют в ладу второстепенное значение.

Что такое побочные трезвучия в музыке. Смотреть фото Что такое побочные трезвучия в музыке. Смотреть картинку Что такое побочные трезвучия в музыке. Картинка про Что такое побочные трезвучия в музыке. Фото Что такое побочные трезвучия в музыке

В гармоническом мажоре: одно минорное на III ступени, два уменьшенных на II и VII ступенях и одно увеличенное на VI ступени.

В натуральном миноре побочными трезвучиями являются: три мажорные и одно уменьшенное (на II ступени).

Что такое побочные трезвучия в музыке. Смотреть фото Что такое побочные трезвучия в музыке. Смотреть картинку Что такое побочные трезвучия в музыке. Картинка про Что такое побочные трезвучия в музыке. Фото Что такое побочные трезвучия в музыке

В гармоническом миноре: одно мажорное на VI ступени, два уменьшенных на II и VII ступенях и одно увеличенное на III ступени.

Таким образом, общее число трезвучий составляют:

1. В натуральном мажоре или миноре — 3 мажорные, 3 Минорные и одно уменьшенное трезвучия.

2. В гармоническом мажоре или миноре — 2 мажорные, 2 минорные, 2 уменьшенные и одно увеличенное трезвучия.

Увеличенное трезвучие разрешается в тонический аккорд. Два устойчивых звука, находящихся в составе увеличенного трезвучия, как общие с тоническим трезвучием, остаются на месте, а третий, неустойчивый звук разрешается по тяготению: в мажоре VI пониженная ступень ходом на м.2 вниз в V ступень, а в миноре VII ступень — на м.2 вверх в I ступень.

Следовательно, в мажоре увеличенное трезвучие разрешается в тонический квартсекстаккорд, а в миноре — в тонический секстаккорд.

Уменьшенное трезвучие гармонически применяется в музыке только в виде секстаккорда.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Главные и побочные трезвучия в тональности.

Задание к теме: спеть главные трезвучия с обращениями в D-dur.

I. Главные трезвучия лада.

Любой аккорд можно определить по структуре, т. е. по строению (4вида трезвучий по структуре – Б 5 3 (мажорное), М 5 3 (минорное), Ум 5 3 и Ув 5 3) и по функции (функция зависит от расположения трезвучия в ладу, т. е. от того, на какой ступени оно находится).

Что такое побочные трезвучия в музыке. Смотреть фото Что такое побочные трезвучия в музыке. Смотреть картинку Что такое побочные трезвучия в музыке. Картинка про Что такое побочные трезвучия в музыке. Фото Что такое побочные трезвучия в музыке

Полная функциональная система – совокупность главных и побочных трезвучий лада (а также и септаккордов) в их закономерных функциональных взаимоотношениях.

Рассмотрите схему трезвучий натурального мажора (C-dur), среди которых три трезвучия являются мажорными по структуре, три – минорными, одно – уменьшенным. Главные трезвучия мажора – трезвучия, звучание которых более всего отражает характер лада (мажор – веселый), т. е. трезвучия мажорные (Б 5 3). Как видно на схеме, они строятся на I, IV и V ст.

Рассмотрите схему трезвучий натурального минора (c-moll), среди которых три трезвучия являются минорными по структуре, три – мажорными, одно – уменьшенным. Главные трезвучия минора – трезвучия, звучание которых более всего отражает характер лада (минор – грустный), т. е. трезвучия минорные (М 5 3). Как видно на схеме, они строятся на I, IV и V ст.

Главные трезвучия лада (на I, IV и V ст.) имеют свои названия и обозначения.

Трезвучие на I ступени – тоническое.

В мажоре тоническое трезвучие является мажорным (Б 5 3) по структуре и обозначается T 5 3.

В миноре тоническое трезвучие является минорным (М 5 3) по структуре и обозначается t 5 3.

Трезвучие на IV ступени – субдоминантовое.

В натуральном мажоре субдоминантовое трезвучие является мажорным (Б 5 3) по структуре и обозначается S 5 3.

В гармоническом мажоре шестая ступень лада понижается (VIb), из-за чего изменяются аккорды субдоминантовой группы, в состав которых она входит. В гармоническом мажоре субдоминантовое трезвучие становится минорным (М 5 3) по структуре и обозначаетсяг.s 5 3 (маленькая буква s).

В миноре субдоминантовое трезвучие является минорным (М 5 3) по структуре и обозначается s 5 3.

Трезвучие на V ступени – доминантовое.

В мажоре доминантовое трезвучие является мажорным (Б 5 3) по структуре и обозначается D 5 3.

В натуральном миноре доминантовое трезвучие является минорным (М 5 3) по структуре и обозначается d 5 3.

В гармоническом миноре седьмая ступень лада повышается (VII#), из-за чего изменяются аккордыдоминантовой группы, в состав которых она входит. В гармоническом миноре доминантовое трезвучие становится мажорным (Б 5 3) по структуре и обозначается D 5 3.

! Чаще всего в аккордовых последовательностях в минорном ладу используется гармонический вид минора, т. е. звучит гармоническая доминанта в миноре(D 5 3, D6, D 6 4 с VII#, а такжеVII# включает D7 и его обращения и уменьшенный вводный септаккорд в гармоническом миноре).

!В заданиях всех билетов доминанта в миноре – гармоническая (с VII#).

Таким образом, главные аккорды лада – это главные трезвучия и их обращения:

в миноре – t 5 3, t6, t 6 4; s 5 3, s6, s 6 4;d 5 3, d6, d 6 4(в гармоническом миноре D 5 3, D6, D 6 4, употребляется чаще всего, натуральная же доминанта d 5 3с обращениями встречается редко).

Что такое побочные трезвучия в музыке. Смотреть фото Что такое побочные трезвучия в музыке. Смотреть картинку Что такое побочные трезвучия в музыке. Картинка про Что такое побочные трезвучия в музыке. Фото Что такое побочные трезвучия в музыкеМестоположение главных трезвучий лада и их обращений (знать наизусть ступени. ):

Главные трезвучия с обращениями в тональности строятся таким образом:нужно вспомнить, на какой ступени строится аккорд, затем из каких интервалов он состоит, например,требуется построитьD 6 4 в Ре мажоре, местоположение данного аккорда – II. Квартсекстаккорды состоят из кварты и терции (кварта внизу, терция вверху). IIступень в Ре мажоре – ми, кварта от ми – ми-ля, терция от ля – ля-до. Получаем аккорд ми-ля-до, поем его, учитывая ключевые знаки Ре мажора (поем: ми-ля-до-диез; в записи знаки тональности должны стоять при ключе, возле нот же ставить знаки не нужно). Если мы строим доминантовые аккорды в миноре, то добавляем случайный знак, повышаем седьмую ступень лада, которая входит в состав доминантовых аккордов (как правило, доминанта в миноре – гармоническая, т. е., включающаяVII#, поэтому буква D в аккордовых цепочках в миноре– большая, см. ля минор гармонический на схеме выше).

*Обратите внимание:так как трезвучие имеет терцовое строение, т. е. ноты в нем располагаются через одну, то основной вид аккорда (трезвучие) и его обращения будут, следовательно, располагаться через одну ступень, потому что секстаккорд строится от среднего звука трезвучия, а квартсекстаккорд – от верхнего звука трезвучия.Поэтому местоположение обращений главных трезвучий запомнить очень легко, например, если S 5 3 строится на IV, S6 будет строиться на VI, а S 6 4 – на I (через одну ступень).

Функциональные взаимоотношения главных функций лада – тоники, субдоминанты и доминанты.

Тоника – устой. Свойство доминанты – сильное притяжение к тонике, поэтому она звучит очень ярко, стремясь к устою. Субдоминанта тяготеет к тонике менее активно.

3 типа аккордовых оборотов, включающих главные функции лада – тонику, субдоминанту и доминанту:

1) Плагальный оборот: (T) – S – T;

2) Автентический оборот: (T) – D – T;

3) Плагальный оборот: (T) – S – D – T.

Определение на слух аккордовых оборотов (плагальный, автентический, полный).

Лад (мажор/минор) легко определить по звучанию тоники (веселая/грустная тоника), которая всегда завершает оборот и часто его начинает. Типы аккордовыхоборотов(включающих главные функции) в тональности определяются на слух по функциональным взаимосвязям между аккордами. Что же касается структуры аккордов, в натуральном мажоре,например, все три главных трезвучия и их обращения являются мажорными (Б 5 3, Б6, Б 6 4), поэтому в данном случае структура не может подсказать нам тип оборота; но, к примеру, в гармоническом мажоре субдоминантовое трезвучие и его обращения становятся минорными по структуре (М 5 3, М6, М 6 4), что может нам подсказать наличие субдоминанты (гармонической) в аккордовом обороте (плагальном или полном) гармонического мажора.

Что такое побочные трезвучия в музыке. Смотреть фото Что такое побочные трезвучия в музыке. Смотреть картинку Что такое побочные трезвучия в музыке. Картинка про Что такое побочные трезвучия в музыке. Фото Что такое побочные трезвучия в музыкеПлагальный оборот звучит мягко, не отличается утвердительным характером.

Автентический оборот звучит ярко, утвердительно, благодаря сильному тяготению доминанты в тонику.

Что такое побочные трезвучия в музыке. Смотреть фото Что такое побочные трезвучия в музыке. Смотреть картинку Что такое побочные трезвучия в музыке. Картинка про Что такое побочные трезвучия в музыке. Фото Что такое побочные трезвучия в музыке

Полный оборот включает все три главные функции лада.

Что такое побочные трезвучия в музыке. Смотреть фото Что такое побочные трезвучия в музыке. Смотреть картинку Что такое побочные трезвучия в музыке. Картинка про Что такое побочные трезвучия в музыке. Фото Что такое побочные трезвучия в музыкеФункции Sи D в полном обороте могут звучать только в порядке S– D (в классической музыке), но не наоборот; логика гармонического движения (т. е. логика последования аккордов) заключается в том, что более яркие функционально гармонии (аккорды), которые активнее тяготеют в тоническому центру, следуют за более «слабыми» в функциональном смысле, таким образом, гармоническое напряжение в аккордовой цепи нарастает, после чего аккорд, сильнее всего тяготеющий к тонике в данной цепи гармоний, наконец, разрешается в нее.

Желательно помнить плавные соединения аккордов главных функций, см. схемы выше наданной странице. Помнить, с каким из обращений субдоминантового (или доминантового) трезвучия плавно соединяется тоника в виде трезвучия и как соединяется плавно тоника в виде секстаккорда и квартсекстаккорда с субдоминантой и с доминантой. Запомнить плавные соединения аккордов главных функций лада на самом деле очень просто. Представьте себе ряд сменяющих друг друга видов аккорда: 5 3, 6, 6 4; 5 3, 6, 6 4; 5 3, 6, 6 4… и так далее. Так вот, тоника плавно соединяется с субдоминантой предыдущего вида, т. е. если тоника имеет вид трезвучия, она плавно соединится с субдоминантовым квартсекстаккордом, если тоника имеет вид секстаккорда, она плавно соединится с субдоминантовым трезвучием и т. д. Тоника же с доминантой плавно соединятся, если взять доминанту последующего вида, т. е. если тоника имеет вид трезвучия, она плавно соединится с доминантовым секстаккордом, если тоника имеет вид секстаккорда, она плавно соединится с доминантовым квартсекстаккордом и т. д.

II. Побочные трезвучия лада.

Три трезвучия лада (на I, IV и V ст.) называются главными, остальные четыре трезвучия (на прочих ступенях: II, III, VI, VII) – побочные. Побочные трезвучия относятся по функции либо к субдоминантовой, либо к доминантовой группе.

К субдоминантовой группе относятся побочные трезвучия, в состав которых входят 2 звука субдоминантового трезвучия, находящегося на IV.ЭтоVI 5 3 и II 5 3.

К доминантовой группе относятся побочные трезвучия, в состав которых входят 2 звука доминантового трезвучия, находящегося на V.ЭтоIII 5 3 и VII 5 3.

Как видно на схеме ниже, если расположить все трезвучия лада по терциям, тотри трезвучия, находящиеся ниже от тонического будут относиться к субдоминантовой группе, а три трезвучия, находящиеся вышетонического – к доминантовой группе.

Что такое побочные трезвучия в музыке. Смотреть фото Что такое побочные трезвучия в музыке. Смотреть картинку Что такое побочные трезвучия в музыке. Картинка про Что такое побочные трезвучия в музыке. Фото Что такое побочные трезвучия в музыке

На схеме видно, что в VI 5 3иII 5 3 входят по 2 звука субдоминантового трезвучия, а в III 5 3VII 5 3 – по 2 звука доминантового трезвучия.

Функциональная яркость аккордов лада определяется степенью контраста их звукового состава по отношению по тонике (звукам тонического трезвучия).

Наиболее контрастны к тонике (и сильны в функциональном смысле) аккорды, которые не содержат с ней общих звуков.В субдоминантовой группе наиболее яркий, сильный аккорд – II 5 3, в доминантовой группе – VII 5 3.

Классической степенью функционального контраста обладают те трезвучия, которые имеют один общий звук с тоникой (тоническим трезвучием), – это IV 5 3 (субдоминантовое трезвучие) и V 5 3 (доминантовое трезвучие), они являются основными представителями функций субдоминанты и доминанты.

Наименее контрастны к тонике (тоническому трезвучию) трезвучия, которые имеют с ней два общих звука, – это VI 5 3 в субдоминантовой группе и III 5 3 в доминантовой группе, поэтому они слабо выражают свои функции (субдоминантовую (VI 5 3) и доминантовую (III 5 3)). К тому же VI 5 3 в натуральном мажоре является тоникой параллельного минора, а III 5 3 в натуральном миноре – тоникой параллельного мажора (то есть они могут восприниматься в данных ладах как параллельные тоники, появление этих трезвучий может вызвать эффект ладовой переменности;вспомните: параллельно-переменный лад – лад основанный на общем наборезвуков параллельных тональностей, в котором тоники мажора и параллельного минора главенствуют попеременно).

Различная степень интенсивности контраста с тоникой, различная функциональная «сила» аккордов определяет и закономерность их последования. Для гармонического движения характерна тенденция к усилению функциональной яркости, поэтому более «слабый» представитель функции тяготеет к переходу в более «сильный». Например, в субдоминантовой группе возможны последовательности:

VI 5 3 → IV 5 3 (собственно субдоминанта),

IV 5 3 (собственно субдоминанта) → II 5 3,

Чаще всего из побочных трезвучий употребляются побочные трезвучия субдоминантовой группы (не употребляются побочные трезвучия, по структуре являющиеся уменьшенными, например, II 5 3 (Ум 5 3) в миноре).

Что такое побочные трезвучия в музыке. Смотреть фото Что такое побочные трезвучия в музыке. Смотреть картинку Что такое побочные трезвучия в музыке. Картинка про Что такое побочные трезвучия в музыке. Фото Что такое побочные трезвучия в музыкеСм. примеры аккордовых последовательностей ниже.

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 3242 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Побочные трезвучия, ладовые тяготения, устойчивые-неустойчивые ступени (Урок 6)

Что такое побочные трезвучия в музыке. Смотреть фото Что такое побочные трезвучия в музыке. Смотреть картинку Что такое побочные трезвучия в музыке. Картинка про Что такое побочные трезвучия в музыке. Фото Что такое побочные трезвучия в музыке

Побочные трезвучия, ладовые тяготения, устойчивые-неустойчивые ступени (Урок 6)

Итак, на прошлом уроке мы остановились на аккордах главных ступеней лада. В этом уроке мы попробуем разобраться в том, что же такое аккорды побочных ступеней, или побочные трезвучия, как они строятся и зачем вообще они нужны.

Трезвучия, которые строятся на II, III, VI и VII ступенях — называются побочными, потому что «имеют в ладу второстепенное значение» (это цитата из официального учебника). То есть, на всех ступенях, кроме I, IV и V (главные ступени), мы можем построить те самые трезвучия, которые именуются«побочными».

Если вы усердны, попробуйте проделать такое построение в известных вам ладах:До мажор, Соль мажор и Фа мажор. Напомню, что при этом в трезвучие можно включать звуки ТОЛЬКО данного лада. То есть в До мажоре аккорды будут строиться на всех белых клавишах, в Соль мажоре вместо фа будет фа-диез, а в Фа мажоре вместо си будет си-бемоль.

Проделав эту работу (то есть, потратив минут десять), можно сделать такие выводы:

Что такое побочные трезвучия в музыке. Смотреть фото Что такое побочные трезвучия в музыке. Смотреть картинку Что такое побочные трезвучия в музыке. Картинка про Что такое побочные трезвучия в музыке. Фото Что такое побочные трезвучия в музыкеЧто такое побочные трезвучия в музыке. Смотреть фото Что такое побочные трезвучия в музыке. Смотреть картинку Что такое побочные трезвучия в музыке. Картинка про Что такое побочные трезвучия в музыке. Фото Что такое побочные трезвучия в музыке

Что такое побочные трезвучия в музыке. Смотреть фото Что такое побочные трезвучия в музыке. Смотреть картинку Что такое побочные трезвучия в музыке. Картинка про Что такое побочные трезвучия в музыке. Фото Что такое побочные трезвучия в музыке

То есть разные трезвучия лада имеют различную окраску, и окраска эта зависит от ступеней, входящих в состав данного трезвучия. Примерно так же складывается ваше сиюминутное настроение. Оно является суммой десятков мельчайших ощущений, впечатлений и желаний, которые вы испытываете на данный момент. И если изменить хотя бы одну составляющую вашего настроения – и все настроение становится несколько иным, верно?

Например, вы попали на цветочную поляну, вы радуетесь пестроте цветов, слышите жужжание насекомых, радуетесь солнышку. Но вот как раз солнышко слишком сильно бьет по глазам, и хочется пить. Согласитесь, достаточно вам надеть панаму — и ваше настроение от прогулки сразу меняется. Или выпить прохладной воды — сразу же и все остальные впечатления окрашиваются немного иначе…

Так же складывается и окраска — уникальная, неповторимая! — любого созвучия. От окраски каждого его звука в отдельности. Поэтому устойчивость любого трезвучия напрямую зависит от того, сколько в его составе будет устойчивых и сколько — неустойчивых звуков.

Мы уже знакомились с этим понятием на предыдущих уроках, когда говорили об устойчивых ступенях лада и опеваниях.

Сейчас я попытаюсь немного дополнить ваши знания в этой области.

В любом ладу различные звуки в разной степени имеют свойство «тяготения» и «устойчивости». Например, I ступень, тоника — самый устойчивый звук лада. Это означает, что, встречаясь в музыкальном произведении, этот звук порождает в слушателе ощущение надежной опоры, удовлетворенности.

II ступень — звук неустойчивый и, при звучании в музыке определенной тональности, порождает в слушателе неудовлетворенность и желание какого-то продолжения, завершения. Это желание находит свое удовлетворение, если звук II ступени сменяется звуком тоники, переходит в него. Это называет «разрешением». И так далее — все звуки лада имеют свойство устойчивости и тяготения в различной степени.

Приблизительно можно расположить их по степени устойчивости так:

Эта классификация довольно субъективна, и может оказаться немного иной в ощущениях разных людей, и разумеется, в условиях разных ладов. Но общие ее контуры все же именно таковы. Во всяком случае, совершенно определенная устойчивость I, III и V ступеней не вызывает споров ни у кого.

Поэтому тоническое трезвучие, целиком состоящее из одних только устойчивых звуков — устойчиво и целиком. Причем, это трезвучие — самое устойчивое в ладу. Теперь Вы можете таким же образом расположить по степени устойчивости семь трезвучий лада. Например, почему трезвучие III ступени более устойчиво, нежели VI ступени, Вы можете угадать прямо сейчас, не так ли?

Процесс сочинения музыки — как ее мелодии, так и гармонии — в принципе сводится к двум началам: вы создаете напряженность (неустойчивость), и вы ее разрешаете. И именно поэтому слушателю становится интересно слушать вашу музыку, и он ищет возможность ее услышать снова и снова…

Давайте попробуем ощутить все нюансы напряженности и устойчивости на примерах:

Что такое побочные трезвучия в музыке. Смотреть фото Что такое побочные трезвучия в музыке. Смотреть картинку Что такое побочные трезвучия в музыке. Картинка про Что такое побочные трезвучия в музыке. Фото Что такое побочные трезвучия в музыке

Надеюсь, у вас все получилось, и вы во всей полноте ощутили все нюансы этих произведений Что такое побочные трезвучия в музыке. Смотреть фото Что такое побочные трезвучия в музыке. Смотреть картинку Что такое побочные трезвучия в музыке. Картинка про Что такое побочные трезвучия в музыке. Фото Что такое побочные трезвучия в музыке

Побочные трезвучия, ладовые тяготения, устойчивые-неустойчивые ступени (Урок 6)

Итак, на прошлом уроке мы остановились на аккордах главных ступеней лада. В этом уроке мы попробуем разобраться в том, что же такое аккорды побочных ступеней, или побочные трезвучия, как они строятся и зачем вообще они нужны.

Трезвучия, которые строятся на II, III, VI и VII ступенях — называются побочными, потому что «имеют в ладу второстепенное значение» (это цитата из официального учебника). То есть, на всех ступенях, кроме I, IV и V (главные ступени), мы можем построить те самые трезвучия, которые именуются«побочными».

Если вы усердны, попробуйте проделать такое построение в известных вам ладах:До мажор, Соль мажор и Фа мажор. Напомню, что при этом в трезвучие можно включать звуки ТОЛЬКО данного лада. То есть в До мажоре аккорды будут строиться на всех белых клавишах, в Соль мажоре вместо фа будет фа-диез, а в Фа мажоре вместо си будет си-бемоль.

Проделав эту работу (то есть, потратив минут десять), можно сделать такие выводы:

Что такое побочные трезвучия в музыке. Смотреть фото Что такое побочные трезвучия в музыке. Смотреть картинку Что такое побочные трезвучия в музыке. Картинка про Что такое побочные трезвучия в музыке. Фото Что такое побочные трезвучия в музыкеЧто такое побочные трезвучия в музыке. Смотреть фото Что такое побочные трезвучия в музыке. Смотреть картинку Что такое побочные трезвучия в музыке. Картинка про Что такое побочные трезвучия в музыке. Фото Что такое побочные трезвучия в музыке

Что такое побочные трезвучия в музыке. Смотреть фото Что такое побочные трезвучия в музыке. Смотреть картинку Что такое побочные трезвучия в музыке. Картинка про Что такое побочные трезвучия в музыке. Фото Что такое побочные трезвучия в музыке

То есть разные трезвучия лада имеют различную окраску, и окраска эта зависит от ступеней, входящих в состав данного трезвучия. Примерно так же складывается ваше сиюминутное настроение. Оно является суммой десятков мельчайших ощущений, впечатлений и желаний, которые вы испытываете на данный момент. И если изменить хотя бы одну составляющую вашего настроения – и все настроение становится несколько иным, верно?

Например, вы попали на цветочную поляну, вы радуетесь пестроте цветов, слышите жужжание насекомых, радуетесь солнышку. Но вот как раз солнышко слишком сильно бьет по глазам, и хочется пить. Согласитесь, достаточно вам надеть панаму — и ваше настроение от прогулки сразу меняется. Или выпить прохладной воды — сразу же и все остальные впечатления окрашиваются немного иначе…

Так же складывается и окраска — уникальная, неповторимая! — любого созвучия. От окраски каждого его звука в отдельности. Поэтому устойчивость любого трезвучия напрямую зависит от того, сколько в его составе будет устойчивых и сколько — неустойчивых звуков.

Мы уже знакомились с этим понятием на предыдущих уроках, когда говорили об устойчивых ступенях лада и опеваниях.

Сейчас я попытаюсь немного дополнить ваши знания в этой области.

В любом ладу различные звуки в разной степени имеют свойство «тяготения» и «устойчивости». Например, I ступень, тоника — самый устойчивый звук лада. Это означает, что, встречаясь в музыкальном произведении, этот звук порождает в слушателе ощущение надежной опоры, удовлетворенности.

II ступень — звук неустойчивый и, при звучании в музыке определенной тональности, порождает в слушателе неудовлетворенность и желание какого-то продолжения, завершения. Это желание находит свое удовлетворение, если звук II ступени сменяется звуком тоники, переходит в него. Это называет «разрешением». И так далее — все звуки лада имеют свойство устойчивости и тяготения в различной степени.

Приблизительно можно расположить их по степени устойчивости так:

Эта классификация довольно субъективна, и может оказаться немного иной в ощущениях разных людей, и разумеется, в условиях разных ладов. Но общие ее контуры все же именно таковы. Во всяком случае, совершенно определенная устойчивость I, III и V ступеней не вызывает споров ни у кого.

Поэтому тоническое трезвучие, целиком состоящее из одних только устойчивых звуков — устойчиво и целиком. Причем, это трезвучие — самое устойчивое в ладу. Теперь Вы можете таким же образом расположить по степени устойчивости семь трезвучий лада. Например, почему трезвучие III ступени более устойчиво, нежели VI ступени, Вы можете угадать прямо сейчас, не так ли?

Процесс сочинения музыки — как ее мелодии, так и гармонии — в принципе сводится к двум началам: вы создаете напряженность (неустойчивость), и вы ее разрешаете. И именно поэтому слушателю становится интересно слушать вашу музыку, и он ищет возможность ее услышать снова и снова…

Давайте попробуем ощутить все нюансы напряженности и устойчивости на примерах:

Что такое побочные трезвучия в музыке. Смотреть фото Что такое побочные трезвучия в музыке. Смотреть картинку Что такое побочные трезвучия в музыке. Картинка про Что такое побочные трезвучия в музыке. Фото Что такое побочные трезвучия в музыке

Надеюсь, у вас все получилось, и вы во всей полноте ощутили все нюансы этих произведений Что такое побочные трезвучия в музыке. Смотреть фото Что такое побочные трезвучия в музыке. Смотреть картинку Что такое побочные трезвучия в музыке. Картинка про Что такое побочные трезвучия в музыке. Фото Что такое побочные трезвучия в музыке

Итак, на прошлом уроке мы остановились на аккордах главных ступеней лада. В этом уроке мы попробуем разобраться в том, что же такое аккорды побочных ступеней, или побочные трезвучия, как они строятся и зачем вообще они нужны.

Трезвучия, которые строятся на II, III, VI и VII ступенях — называются побочными, потому что «имеют в ладу второстепенное значение» (это цитата из официального учебника). То есть, на всех ступенях, кроме I, IV и V (главные ступени), мы можем построить те самые трезвучия, которые именуются«побочными».

Если вы усердны, попробуйте проделать такое построение в известных вам ладах:До мажор, Соль мажор и Фа мажор. Напомню, что при этом в трезвучие можно включать звуки ТОЛЬКО данного лада. То есть в До мажоре аккорды будут строиться на всех белых клавишах, в Соль мажоре вместо фа будет фа-диез, а в Фа мажоре вместо си будет си-бемоль.

Проделав эту работу (то есть, потратив минут десять), можно сделать такие выводы:

Что такое побочные трезвучия в музыке. Смотреть фото Что такое побочные трезвучия в музыке. Смотреть картинку Что такое побочные трезвучия в музыке. Картинка про Что такое побочные трезвучия в музыке. Фото Что такое побочные трезвучия в музыкеЧто такое побочные трезвучия в музыке. Смотреть фото Что такое побочные трезвучия в музыке. Смотреть картинку Что такое побочные трезвучия в музыке. Картинка про Что такое побочные трезвучия в музыке. Фото Что такое побочные трезвучия в музыке

Что такое побочные трезвучия в музыке. Смотреть фото Что такое побочные трезвучия в музыке. Смотреть картинку Что такое побочные трезвучия в музыке. Картинка про Что такое побочные трезвучия в музыке. Фото Что такое побочные трезвучия в музыке

То есть разные трезвучия лада имеют различную окраску, и окраска эта зависит от ступеней, входящих в состав данного трезвучия. Примерно так же складывается ваше сиюминутное настроение. Оно является суммой десятков мельчайших ощущений, впечатлений и желаний, которые вы испытываете на данный момент. И если изменить хотя бы одну составляющую вашего настроения – и все настроение становится несколько иным, верно?

Например, вы попали на цветочную поляну, вы радуетесь пестроте цветов, слышите жужжание насекомых, радуетесь солнышку. Но вот как раз солнышко слишком сильно бьет по глазам, и хочется пить. Согласитесь, достаточно вам надеть панаму — и ваше настроение от прогулки сразу меняется. Или выпить прохладной воды — сразу же и все остальные впечатления окрашиваются немного иначе…

Так же складывается и окраска — уникальная, неповторимая! — любого созвучия. От окраски каждого его звука в отдельности. Поэтому устойчивость любого трезвучия напрямую зависит от того, сколько в его составе будет устойчивых и сколько — неустойчивых звуков.

Мы уже знакомились с этим понятием на предыдущих уроках, когда говорили об устойчивых ступенях лада и опеваниях.

Сейчас я попытаюсь немного дополнить ваши знания в этой области.

В любом ладу различные звуки в разной степени имеют свойство «тяготения» и «устойчивости». Например, I ступень, тоника — самый устойчивый звук лада. Это означает, что, встречаясь в музыкальном произведении, этот звук порождает в слушателе ощущение надежной опоры, удовлетворенности.

II ступень — звук неустойчивый и, при звучании в музыке определенной тональности, порождает в слушателе неудовлетворенность и желание какого-то продолжения, завершения. Это желание находит свое удовлетворение, если звук II ступени сменяется звуком тоники, переходит в него. Это называет «разрешением». И так далее — все звуки лада имеют свойство устойчивости и тяготения в различной степени.

Приблизительно можно расположить их по степени устойчивости так:

Эта классификация довольно субъективна, и может оказаться немного иной в ощущениях разных людей, и разумеется, в условиях разных ладов. Но общие ее контуры все же именно таковы. Во всяком случае, совершенно определенная устойчивость I, III и V ступеней не вызывает споров ни у кого.

Поэтому тоническое трезвучие, целиком состоящее из одних только устойчивых звуков — устойчиво и целиком. Причем, это трезвучие — самое устойчивое в ладу. Теперь Вы можете таким же образом расположить по степени устойчивости семь трезвучий лада. Например, почему трезвучие III ступени более устойчиво, нежели VI ступени, Вы можете угадать прямо сейчас, не так ли?

Процесс сочинения музыки — как ее мелодии, так и гармонии — в принципе сводится к двум началам: вы создаете напряженность (неустойчивость), и вы ее разрешаете. И именно поэтому слушателю становится интересно слушать вашу музыку, и он ищет возможность ее услышать снова и снова…

Давайте попробуем ощутить все нюансы напряженности и устойчивости на примерах:

Что такое побочные трезвучия в музыке. Смотреть фото Что такое побочные трезвучия в музыке. Смотреть картинку Что такое побочные трезвучия в музыке. Картинка про Что такое побочные трезвучия в музыке. Фото Что такое побочные трезвучия в музыке

Надеюсь, у вас все получилось, и вы во всей полноте ощутили все нюансы этих произведений Что такое побочные трезвучия в музыке. Смотреть фото Что такое побочные трезвучия в музыке. Смотреть картинку Что такое побочные трезвучия в музыке. Картинка про Что такое побочные трезвучия в музыке. Фото Что такое побочные трезвучия в музыке

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *