Что такое почвенничество кратко

Почвенничество

Вы будете перенаправлены на Автор24

Характеристика почвенничества

Достоевский выступал с критикой крепостного права и отчужденности образованного населения от народа. Он обосновывал в своём труде «Книжность и грамотность»:

«Русское общество должно соединится с народною почвой и принять в себя народный элемент».

В социально-экономической направленности почвенничество выражало свои стремления увести Россию с буржуазного пути развития, поскольку видело в нем антигуманистическую тенденцию, спасти Россию от революционной чумы.

Готовые работы на аналогичную тему

Компиляция концепций славянофилов и западников

Приверженность к идеям славянофилов По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Учение славянофилов подробнее почвенничество отводило его идеям отыскать в русском крестьянстве нравственный элемент национального духа. Близки были идеи отрицания революции и идей западного и отечественного социализма. Иная сторона почвенничества, представленная Достоевским, не отрицала идеи западников: « Славянофилы и западники – явление историческое и в высшей степени народное». Почвенничество полагало, что соединяет ключевые идеи обоих течений.

Почвенничество и «Современник»

Свои взгляды почвенничество отразило в борьбе с «Современником» на тему революции, искусства и прогресса. Революция и борьба классов источником прогресса не выступают, полагали почвенники. Они понимали под прогрессом объединение народа с классами. Характерными чертами прогресса выступают развитие культуры, искусства, народной нравственности. Хотя по многим вопросам почвенники вели полемику с либералами, но в общем понимании прогресса были к ним весьма близки.

Идеологию «Современника» под руководством Н. А. Добролюбова и Н.Г. Чернышевского почвенники критиковали на основании того, что последние были далеки от понимания народной жизни, навязывая народу стремление к революции, которого, как считали почвенники, в народе никогда не было и не будет.

В литературной области «Современник» был осужден за упрощенно-утилитаристский подход к культуре и искусству, отсутствию интереса к художественности, к пушкинскому духу гармонии и красоты, делая акцент на обличительной стороне жизни. Достоевский и Григорьев считали искусство именно тем направлением, которое способно угадать потребности эпохи и народного духа. В Гении Пушкина Достоевский усматривал:

В нем видели вектор готовности русского менталитета осознать дух всех народов. Почвенники, таким образом, обосновывали наличие особой миссии для русского народа в вопросе спасения всего человечества на национальной и религиозно-этичсекой базе.

Напротив, идеи почвенничества были подвержены критике в «Современнике», в полемических статьях М. А. Антоновича, М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Источник

ПОЧВЕННИЧЕСТВО

Смотреть что такое ПОЧВЕННИЧЕСТВО в других словарях:

ПОЧВЕННИЧЕСТВО

русское литературно-общественное направление 60-х гг. 19 в. Связано с деятельностью писателей-разночинцев, группировавшихся вокруг журналов бра. смотреть

ПОЧВЕННИЧЕСТВО

почвенничество ср. Течение в русской литературе 60-х годов XIX в., являвшееся разновидностью славянофильства.

ПОЧВЕННИЧЕСТВО

ПОЧВЕННИЧЕСТВО

ПОЧВЕННИЧЕСТВО

ПОЧВЕННИЧЕСТВО — идейное направление в России 1860-х гг. Не представляя законченной идеологии, П. сформировалось на основе общих взглядов, разделяе. смотреть

ПОЧВЕННИЧЕСТВО

литературно-общественное и философское направление 60-х гг. XIX в., представителей к-рого объединяли определенные идейно-философские концепции, взгляды на социальное устройство об-ва, науку, искусство, политику. Генетически П. восходило к направлению *молодой редакции* журн. *Москвитянин* (1850-1856), осн. его принципы были сформулированы на страницах журн. *Время* (1861-1863) и *Эпоха* (1864-1865). Во взглядах главных представителей П. (Григорьев, братья М. М. и Ф. М. Достоевские, Страхов) основополагающей была идея о *национальной почве* как основе и форме социального и духовного развития России. *Русское общество должно соединиться с народной почвой и принять в себя народный элемент*, писал Достоевский. В философском плане П. было консервативной формой философского романтизма. Григорьев сам называл себя *последним романтиком*, большое влияние фр. романтизма (В. Гюго) испытал Достоевский. Три исходные, специфические для романтизма посылки индивидуум, нация и универсум получили в П. своеобразное развитие. Центр философских размышлений был смещен в сторону *национальной почвы*, нация осмыслялась как исходный принцип философствования. При этом шеллингианство Григорьева, гегельянство Страхова хотя и соприкасались с кругом почвеннических идей, оформляя их в виде теории *органической критики* у первого или *рационального естествознания* у второго, но по отношению к П. были чем-то внешним. Осн. идеи П. сложились в полемике с журн. *Современник* Чернышевского и *Русское слово* Писарева по вопросам революции, прогресса и искусства. Достоевскому и Григорьеву была очень близка романтическая идея о превосходстве искусства над наукой. Они полагали, что наука аналитична, тогда как искусство синтетично и потому полнее угадывает потребности эпохи и дух народа. Для неакадемического образно-художественного философствования Достоевского было характерно сопряжение философии и искусства. *Философию не надо полагать простой математической задачей, где неизвестное природа. Поэт в порыве вдохновения разгадывает Бога, следовательно, исполняет назначение философии, следовательно, поэтический восторг есть восторг философии. Следовательно, философия есть тоже поэзия, только высший градус ее*. Профессиональный философ Страхов в *Письмах о философии* выразил свое отношение к философии строже: *Философия не есть верование, чаяние или мнение, а понятие и наука о Божественном* (Вопросы философии и психологии. 1902. Кн. 1(16). С. 790). В философском трактате *Мир как целое. Черты из науки о природе* Страхов развил идеи антропологии П. в духе христианского персонализма. В человеке заключены величайшая загадка и величайшее чудо мироздания. Человек занимает центральное место по всем направлениям связей, соединяющих мир в одно целое. Мир, как организм, есть иерархия составляющих его частей отношение между ними включено в общую гармонию целого, в к-ром нет ничего лишнего и бесполезного. Религиозно-христианская ориентированность философских построений была одной из важнейших черт П. Напр., Достоевский, чуткий к социальной жизни своей эпохи, предпринял попытку построения религиозно-социальной утопии, воплощенной в рае Христа. *Вся история, как человечества, так отчасти и каждого отдельно, есть только развитие, борьба, стремление и достижение этой цели* (Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1980. Т. 20. С. 172). Религиозное чувство смирения, самоотречение, стремление к царству Божьему сочетались у представителей П. с идеей об особой миссии рус. народа, призванного спасти человечество. В письме к М. П. Погодину от 26 августа 1859 г. Григорьев писал: *Под православием разумею я сам для себя просто известное, стихийно-историческое начало, которому суждено еще жить и дать новые формы жизни, искусства. на почве славянства, и преимущественно великорусского славянства, с широтою его нравственного захвата должно обосновать мир* (Григорьев А. Воспоминания. Л., 1980. С. 301). П. претендовало на создание *нейтральной* идейной платформы: с одной стороны, реформаторские требования отмены крепостного права (*кошмарного прошлого*), с другой неприятие строя буржуазной демократии (*чумы буржуазной*). На основе *нейтральной* идеологической позиции П. стремилось объединить все общественные течения вокруг идеи о самобытном пути России. Идейное родство П. со славянофилами не мешало признанию целого ряда заслуг и за зап. культурой. Обличение *гнилого Запада* его буржуазности и бездуховности, тлетворности его революционных, социалистических и материалистических идей сочеталось в П. с высокой оценкой *европейской культуры*. Социологическая концепция П. включала утопическую идею сближения западничества, славянофильства, *официальной народности* и православия. Высшей целью социального реформаторства П. была программа *постепенства и малых дел*, призывающая к *слиянию* всего *просвещенного общества* с народом в традиционно устоявшиеся формы рус. быта общину и земство. П. было постоянным объектом резкой критики со стороны идеологов радикальных и революционно-демократических слоев рус. об-ва. Западноевропейская историография и совр. русистика часто обращаются к широкому кругу почвеннических идей, интерпретируя и характеризуя их как *истинную форму русского духа* и *русского национального самосознания*. смотреть

ПОЧВЕННИЧЕСТВО

ПО́ЧВЕННИЧЕСТВО, литературно-публицистическое и общекультурное направление в России, зародившееся в 50‑х гг. XIX в. Явилось отражением поисков самобытного пути развития страны после Крымской войны; отвергало и крепостничество («кошмарное прошлое»), и западную буржуазную демократию («чуму буржуазную»); стремилось преодолеть односторонность как славянофильства, так и западничества; генетически восходило к «молодой редакции» «Москвитянина». Характерно для представителей разночинной интеллигенции, группировавшихся вокруг журналов братьев М. М. и Ф. М. Достоевских «Время» и «Эпоха». Идеологами и пропагандистами П. были — при некоторых различиях во взглядах — Ф. М. Достоевский, А. А. Григорьев, Н. Н. Страхов.

Констатируя оторванность «просвещенного общества» от народа, Достоевский полагал, что «образованность» и ее представители должны слиться с «народной почвой», приняв в себя ее главный элемент — «христианскую связь в среде народной». Общность со славянофильством сказалась в провозглашении религиозно-нравственной основы русского национального характера — в первую очередь русского патриархального крестьянства (а для Григорьева — и русского купечества), а также в отрицательном отношении к материализму, революции.

Туниманов В. А., Творчество Достоевского. 1854—1862, Л., 1980, с. 193—224.

ПОЧВЕННИЧЕСТВО

рус. лит.-обществ. направление 60-х гг. 19 в. Генетически восходило к направлению «молодой редакции» журн. «Москвитянин», осн. принципы сформулированы в журн. «Время» и «Эпоха». В филос. построениях представителей П. (А. А. Григорьев, братья M. M. и Ф. М. Достоевские, H. H. Страхов) главной была идея о «нац. почве» как основе социального и духовного развития России. В филос. плане П.консервативная форма филос. романтизма. Григорьев называл себя «последним романтиком», влияние франц. романтизма (В. Гюго) испытал Ф. М. Достоевский. Осн. идеи П. сложились в полемике с «Современни­ком» Н. Г. Чернышевского и «Рус. словом» Д. И. Писа­рева но вопросам революции, прогресса и иск-ва. Ф. М. Достоевскому и Григорьеву была близка романтич. идея о превосходстве иск-ва над наукой, посколь­ку иск-во синтетично и полнее угадывает потребности эпохи и дух народа. В целом для Ф. М. Достоевского было характерно сопряжение философии и иск-ва: «Фи­лософия есть тоже поэзия, только высший градус её!» («Об искусстве», 1973, с. 372). П. отличала также религ. ориентированность филос. построений. Ф. М. Достоевский предпринял попытку создания религ.-социальной утопии, в свете к-рой вся история человечества представала борьбой за дости­жение торжества христианства. Религ. чувства смире­ния и самоотречения сочетались у представителей П. с идеей об особой миссии рус. правосл. народа, при­званного спасти человечество и «дать новые формы жизни, искусства» благодаря широте «его нравствен­ного захвата» (Г p и г о p ь е в А., Воспоминания, 1980, с. 301).П. претендовало на создание «нейтральной» идейной платформы, отвергая радикальные требования отмены крепостничества и не принимая бурж. демократии, стремясь объединить все обществ. течения вокруг идеи о самобытном пути России. Идейное родство со славяно­филами, обличения «гнилого Запада», его буржуазно­сти и бездуховности, тлетворности его революц. социалистич. и материалистич. идей сочетались в П. с высо­кой оценкой европ. культуры. Основой социальных преобразований мыслилась программа «постепенства и малых дел», призывающая к «слиянию» всего «просве­щённого общества» с народом в общинных и земских формах, традиционных для рус. быта. П. подверглось резкой критике со стороны Черны­шевского, М. А. Антоновича, Писарева, M. E. Салты­коваЩедрина, В. И. Танеева и Н, В. Шелгунова. смотреть

ПОЧВЕННИЧЕСТВО

ПОЧВЕННИЧЕСТВО

ПОЧВЕННИЧЕСТВО

рус. лит.-общественное направление 60-х гг. 19 в., тесно связанное с деятельностью P. M. Достоевского, критика и поэта А. А. Григорьева, философа и пуб. смотреть

ПОЧВЕННИЧЕСТВО

ПОЧВЕННИЧЕСТВО

Точно Точение Тосин Топ Тоо Тон Тис Тип Тесно Тес Теннис Теин Твин Твие Счет Стопин Стон Стивен Степенно Степ Стеноп Стен Спот Спич Спинет Спин Сочно Сочиво Соч Соте Сопот Сопение Соотчич Сонно Сонин Сонет Сон Совет Сноп Снов Снип Сито Сип Сион Синто Синтепон Син Сеченов Сет Септ Сент Сенон Сено Сени Сеево Сев Свч Своп Свитч Свечин Светоч Светов Почто Почти Почтение Почин Почетно Почет Почвенничество Поч Поти Потение Пот Постно Пост Посев Пос Поочие Пончо Понтон Понт Понос Пони Понести Поение Повет Повести Питон Пистон Пион Пино Пинен Пие Пиво Печево Петин Пестово Пест Песо Пес Пеон Пенсне Пенсион Пенс Пенни Пенисто Пенис Пение Пво Очин Очес Оченно Отсев Относ Отво Отвесно Отвес Остин Остеон Ост Осот Осов Осип Осетин Осенин Освоение Опт Опсонин Опоение Оон Овист Овин Овес Овен Нто Нтв Нпо Нотис Носов Нос Нонч Нонет Ново Нитон Нит Нечисто Нечет Нечестно Неточно Нети Несчетно Нести Неон Невис Невестин Ичп Ипс Ионон Ион Иов Инст Иночество Есенин Енот Ение Все Вон Воинство Воин Вовсе Вовне Внос Внести Вне Чепист Чес Честно Чет Чечен Чечет Чин Чинно Чип Вич Вит Вист Вис Вип Винт Винсент Вино Вие Виво Вечно Вече Вес Венет Ввс Ввести Чтиво Вено Вепс Вест Вести Чтение Вето Чоп Чон Чисто Чипсет. смотреть

ПОЧВЕННИЧЕСТВО

1) Орфографическая запись слова: почвенничество2) Ударение в слове: п`очвенничество3) Деление слова на слоги (перенос слова): почвенничество4) Фонетиче. смотреть

ПОЧВЕННИЧЕСТВО

русское литературно-общественное направление 1860-х, тесно связанное с деятельностью Ф.М. Достоевского, критика и поэта А.А. Григорьева, философа и публициста Н.Н. Страхова и других писателей, группировавшихся вокруг журналов братьев Достоевских «Время» (1861-63) и «Эпоха» (1864-65). Слово «почвенничество» создалось на основе патриотической публицистики Ф.М. Достоевского с характерными для нее выражениями: «мы оторвались от своей почвы» и т.п. с призывом вернуться к народным основам, традициям и идеалам. Происхождение почвенничества восходит к направлению «молодой редакции» журнала «Москвитянин» (в 1850-х), и идейно было родственным славянофильству. Почвенничество призывало к «слитию образованности и ее представителей с началом народным». Почвенники симпатизировали купечеству, мещанству, народной интеллигенции, отвергали либерально-космополитические и социалистические идеи, обличали духовно-нравственное разложение Запада. С. Дмитриев. смотреть

ПОЧВЕННИЧЕСТВО

ПОЧВЕННИЧЕСТВО

течение русской общественной мысли 60-х годов XIX в. Его главными представителями были: А.П. Григорьев, братья Михаил и Федор Достоевские, Н.Н. Страхов. Главная идея утверждения о том, что Россия имеет особую «национальную почву», которая является основой ее общественно-политического и духовного развития: идеалы и ценности православия, духовную миссию русского народа. смотреть

ПОЧВЕННИЧЕСТВО

течение русской общественной мысли, родственное славянофильству. Возникло в 1860-х гг. Его представители (братья Ф. М. и М. М. Достоевские, Л. А. Григорьев, Н. Н. Страхов и др.) признавали особой миссией русского народа спасение всего человечества, проповедовали идею сближения «образованного общества» с народом («национальной почвой») на религиозно-этической основе. смотреть

ПОЧВЕННИЧЕСТВО

течение русской общественной мысли, родственное славянофильству. Возникло в 1860-х гг. Его представители (братья Ф. М. и М. М. Достоевские, Л. А. Григорьев, Н. Н. Страхов и др.) признавали особой миссией русского народа спасение всего человечества, проповедовали идею сближения образованного общества с народом ( национальной почвой ) на религиозно-этической основе. смотреть

ПОЧВЕННИЧЕСТВО

Ударение в слове: п`очвенничествоУдарение падает на букву: оБезударные гласные в слове: п`очвенничество

ПОЧВЕННИЧЕСТВО

ПОЧВЕННИЧЕСТВО

по’чвенничество, по’чвенничества, по’чвенничества, по’чвенничеств, по’чвенничеству, по’чвенничествам, по’чвенничество, по’чвенничества, по’чвенничеством, по’чвенничествами, по’чвенничестве, по’чвенничествах. смотреть

ПОЧВЕННИЧЕСТВО

ПОЧВЕННИЧЕСТВО почвенничества, мн. нет, ср. (истор., лит.). Течение в русской литературе 60-х гг. 19 в., являвшееся разновидностью славянофильства.

ПОЧВЕННИЧЕСТВО

ПОЧВЕННИЧЕСТВО

ПОЧВЕННИЧЕСТВО ср. Течение в русской литературе 60-х годов XIX в., являвшееся разновидностью славянофильства.

Источник

ПОЧВЕННИЧЕСТВО

Смотреть что такое ПОЧВЕННИЧЕСТВО в других словарях:

ПОЧВЕННИЧЕСТВО

русское литературно-общественное направление 60-х гг. 19 в. Связано с деятельностью писателей-разночинцев, группировавшихся вокруг журналов бра. смотреть

ПОЧВЕННИЧЕСТВО

почвенничество ср. Течение в русской литературе 60-х годов XIX в., являвшееся разновидностью славянофильства.

ПОЧВЕННИЧЕСТВО

ПОЧВЕННИЧЕСТВО

ПОЧВЕННИЧЕСТВО

ПОЧВЕННИЧЕСТВО — идейное направление в России 1860-х гг. Не представляя законченной идеологии, П. сформировалось на основе общих взглядов, разделяе. смотреть

ПОЧВЕННИЧЕСТВО

литературно-общественное и философское направление 60-х гг. XIX в., представителей к-рого объединяли определенные идейно-философские концепции, взгляды на социальное устройство об-ва, науку, искусство, политику. Генетически П. восходило к направлению *молодой редакции* журн. *Москвитянин* (1850-1856), осн. его принципы были сформулированы на страницах журн. *Время* (1861-1863) и *Эпоха* (1864-1865). Во взглядах главных представителей П. (Григорьев, братья М. М. и Ф. М. Достоевские, Страхов) основополагающей была идея о *национальной почве* как основе и форме социального и духовного развития России. *Русское общество должно соединиться с народной почвой и принять в себя народный элемент*, писал Достоевский. В философском плане П. было консервативной формой философского романтизма. Григорьев сам называл себя *последним романтиком*, большое влияние фр. романтизма (В. Гюго) испытал Достоевский. Три исходные, специфические для романтизма посылки индивидуум, нация и универсум получили в П. своеобразное развитие. Центр философских размышлений был смещен в сторону *национальной почвы*, нация осмыслялась как исходный принцип философствования. При этом шеллингианство Григорьева, гегельянство Страхова хотя и соприкасались с кругом почвеннических идей, оформляя их в виде теории *органической критики* у первого или *рационального естествознания* у второго, но по отношению к П. были чем-то внешним. Осн. идеи П. сложились в полемике с журн. *Современник* Чернышевского и *Русское слово* Писарева по вопросам революции, прогресса и искусства. Достоевскому и Григорьеву была очень близка романтическая идея о превосходстве искусства над наукой. Они полагали, что наука аналитична, тогда как искусство синтетично и потому полнее угадывает потребности эпохи и дух народа. Для неакадемического образно-художественного философствования Достоевского было характерно сопряжение философии и искусства. *Философию не надо полагать простой математической задачей, где неизвестное природа. Поэт в порыве вдохновения разгадывает Бога, следовательно, исполняет назначение философии, следовательно, поэтический восторг есть восторг философии. Следовательно, философия есть тоже поэзия, только высший градус ее*. Профессиональный философ Страхов в *Письмах о философии* выразил свое отношение к философии строже: *Философия не есть верование, чаяние или мнение, а понятие и наука о Божественном* (Вопросы философии и психологии. 1902. Кн. 1(16). С. 790). В философском трактате *Мир как целое. Черты из науки о природе* Страхов развил идеи антропологии П. в духе христианского персонализма. В человеке заключены величайшая загадка и величайшее чудо мироздания. Человек занимает центральное место по всем направлениям связей, соединяющих мир в одно целое. Мир, как организм, есть иерархия составляющих его частей отношение между ними включено в общую гармонию целого, в к-ром нет ничего лишнего и бесполезного. Религиозно-христианская ориентированность философских построений была одной из важнейших черт П. Напр., Достоевский, чуткий к социальной жизни своей эпохи, предпринял попытку построения религиозно-социальной утопии, воплощенной в рае Христа. *Вся история, как человечества, так отчасти и каждого отдельно, есть только развитие, борьба, стремление и достижение этой цели* (Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1980. Т. 20. С. 172). Религиозное чувство смирения, самоотречение, стремление к царству Божьему сочетались у представителей П. с идеей об особой миссии рус. народа, призванного спасти человечество. В письме к М. П. Погодину от 26 августа 1859 г. Григорьев писал: *Под православием разумею я сам для себя просто известное, стихийно-историческое начало, которому суждено еще жить и дать новые формы жизни, искусства. на почве славянства, и преимущественно великорусского славянства, с широтою его нравственного захвата должно обосновать мир* (Григорьев А. Воспоминания. Л., 1980. С. 301). П. претендовало на создание *нейтральной* идейной платформы: с одной стороны, реформаторские требования отмены крепостного права (*кошмарного прошлого*), с другой неприятие строя буржуазной демократии (*чумы буржуазной*). На основе *нейтральной* идеологической позиции П. стремилось объединить все общественные течения вокруг идеи о самобытном пути России. Идейное родство П. со славянофилами не мешало признанию целого ряда заслуг и за зап. культурой. Обличение *гнилого Запада* его буржуазности и бездуховности, тлетворности его революционных, социалистических и материалистических идей сочеталось в П. с высокой оценкой *европейской культуры*. Социологическая концепция П. включала утопическую идею сближения западничества, славянофильства, *официальной народности* и православия. Высшей целью социального реформаторства П. была программа *постепенства и малых дел*, призывающая к *слиянию* всего *просвещенного общества* с народом в традиционно устоявшиеся формы рус. быта общину и земство. П. было постоянным объектом резкой критики со стороны идеологов радикальных и революционно-демократических слоев рус. об-ва. Западноевропейская историография и совр. русистика часто обращаются к широкому кругу почвеннических идей, интерпретируя и характеризуя их как *истинную форму русского духа* и *русского национального самосознания*. смотреть

ПОЧВЕННИЧЕСТВО

ПО́ЧВЕННИЧЕСТВО, литературно-публицистическое и общекультурное направление в России, зародившееся в 50‑х гг. XIX в. Явилось отражением поисков самобытного пути развития страны после Крымской войны; отвергало и крепостничество («кошмарное прошлое»), и западную буржуазную демократию («чуму буржуазную»); стремилось преодолеть односторонность как славянофильства, так и западничества; генетически восходило к «молодой редакции» «Москвитянина». Характерно для представителей разночинной интеллигенции, группировавшихся вокруг журналов братьев М. М. и Ф. М. Достоевских «Время» и «Эпоха». Идеологами и пропагандистами П. были — при некоторых различиях во взглядах — Ф. М. Достоевский, А. А. Григорьев, Н. Н. Страхов.

Констатируя оторванность «просвещенного общества» от народа, Достоевский полагал, что «образованность» и ее представители должны слиться с «народной почвой», приняв в себя ее главный элемент — «христианскую связь в среде народной». Общность со славянофильством сказалась в провозглашении религиозно-нравственной основы русского национального характера — в первую очередь русского патриархального крестьянства (а для Григорьева — и русского купечества), а также в отрицательном отношении к материализму, революции.

Туниманов В. А., Творчество Достоевского. 1854—1862, Л., 1980, с. 193—224.

ПОЧВЕННИЧЕСТВО

рус. лит.-обществ. направление 60-х гг. 19 в. Генетически восходило к направлению «молодой редакции» журн. «Москвитянин», осн. принципы сформулированы в журн. «Время» и «Эпоха». В филос. построениях представителей П. (А. А. Григорьев, братья M. M. и Ф. М. Достоевские, H. H. Страхов) главной была идея о «нац. почве» как основе социального и духовного развития России. В филос. плане П.консервативная форма филос. романтизма. Григорьев называл себя «последним романтиком», влияние франц. романтизма (В. Гюго) испытал Ф. М. Достоевский. Осн. идеи П. сложились в полемике с «Современни­ком» Н. Г. Чернышевского и «Рус. словом» Д. И. Писа­рева но вопросам революции, прогресса и иск-ва. Ф. М. Достоевскому и Григорьеву была близка романтич. идея о превосходстве иск-ва над наукой, посколь­ку иск-во синтетично и полнее угадывает потребности эпохи и дух народа. В целом для Ф. М. Достоевского было характерно сопряжение философии и иск-ва: «Фи­лософия есть тоже поэзия, только высший градус её!» («Об искусстве», 1973, с. 372). П. отличала также религ. ориентированность филос. построений. Ф. М. Достоевский предпринял попытку создания религ.-социальной утопии, в свете к-рой вся история человечества представала борьбой за дости­жение торжества христианства. Религ. чувства смире­ния и самоотречения сочетались у представителей П. с идеей об особой миссии рус. правосл. народа, при­званного спасти человечество и «дать новые формы жизни, искусства» благодаря широте «его нравствен­ного захвата» (Г p и г о p ь е в А., Воспоминания, 1980, с. 301).П. претендовало на создание «нейтральной» идейной платформы, отвергая радикальные требования отмены крепостничества и не принимая бурж. демократии, стремясь объединить все обществ. течения вокруг идеи о самобытном пути России. Идейное родство со славяно­филами, обличения «гнилого Запада», его буржуазно­сти и бездуховности, тлетворности его революц. социалистич. и материалистич. идей сочетались в П. с высо­кой оценкой европ. культуры. Основой социальных преобразований мыслилась программа «постепенства и малых дел», призывающая к «слиянию» всего «просве­щённого общества» с народом в общинных и земских формах, традиционных для рус. быта. П. подверглось резкой критике со стороны Черны­шевского, М. А. Антоновича, Писарева, M. E. Салты­коваЩедрина, В. И. Танеева и Н, В. Шелгунова. смотреть

ПОЧВЕННИЧЕСТВО

ПОЧВЕННИЧЕСТВО

ПОЧВЕННИЧЕСТВО, течение русской общественной мысли, родственное славянофильству. Возникло в 1860-х гг. Его представители (братья Ф. М. и М. М. Достоев. смотреть

ПОЧВЕННИЧЕСТВО

ПОЧВЕННИЧЕСТВО

рус. лит.-общественное направление 60-х гг. 19 в., тесно связанное с деятельностью P. M. Достоевского, критика и поэта А. А. Григорьева, философа и пуб. смотреть

ПОЧВЕННИЧЕСТВО

ПОЧВЕННИЧЕСТВО

Точно Точение Тосин Топ Тоо Тон Тис Тип Тесно Тес Теннис Теин Твин Твие Счет Стопин Стон Стивен Степенно Степ Стеноп Стен Спот Спич Спинет Спин Сочно Сочиво Соч Соте Сопот Сопение Соотчич Сонно Сонин Сонет Сон Совет Сноп Снов Снип Сито Сип Сион Синто Синтепон Син Сеченов Сет Септ Сент Сенон Сено Сени Сеево Сев Свч Своп Свитч Свечин Светоч Светов Почто Почти Почтение Почин Почетно Почет Почвенничество Поч Поти Потение Пот Постно Пост Посев Пос Поочие Пончо Понтон Понт Понос Пони Понести Поение Повет Повести Питон Пистон Пион Пино Пинен Пие Пиво Печево Петин Пестово Пест Песо Пес Пеон Пенсне Пенсион Пенс Пенни Пенисто Пенис Пение Пво Очин Очес Оченно Отсев Относ Отво Отвесно Отвес Остин Остеон Ост Осот Осов Осип Осетин Осенин Освоение Опт Опсонин Опоение Оон Овист Овин Овес Овен Нто Нтв Нпо Нотис Носов Нос Нонч Нонет Ново Нитон Нит Нечисто Нечет Нечестно Неточно Нети Несчетно Нести Неон Невис Невестин Ичп Ипс Ионон Ион Иов Инст Иночество Есенин Енот Ение Все Вон Воинство Воин Вовсе Вовне Внос Внести Вне Чепист Чес Честно Чет Чечен Чечет Чин Чинно Чип Вич Вит Вист Вис Вип Винт Винсент Вино Вие Виво Вечно Вече Вес Венет Ввс Ввести Чтиво Вено Вепс Вест Вести Чтение Вето Чоп Чон Чисто Чипсет. смотреть

ПОЧВЕННИЧЕСТВО

1) Орфографическая запись слова: почвенничество2) Ударение в слове: п`очвенничество3) Деление слова на слоги (перенос слова): почвенничество4) Фонетиче. смотреть

ПОЧВЕННИЧЕСТВО

русское литературно-общественное направление 1860-х, тесно связанное с деятельностью Ф.М. Достоевского, критика и поэта А.А. Григорьева, философа и публициста Н.Н. Страхова и других писателей, группировавшихся вокруг журналов братьев Достоевских «Время» (1861-63) и «Эпоха» (1864-65). Слово «почвенничество» создалось на основе патриотической публицистики Ф.М. Достоевского с характерными для нее выражениями: «мы оторвались от своей почвы» и т.п. с призывом вернуться к народным основам, традициям и идеалам. Происхождение почвенничества восходит к направлению «молодой редакции» журнала «Москвитянин» (в 1850-х), и идейно было родственным славянофильству. Почвенничество призывало к «слитию образованности и ее представителей с началом народным». Почвенники симпатизировали купечеству, мещанству, народной интеллигенции, отвергали либерально-космополитические и социалистические идеи, обличали духовно-нравственное разложение Запада. С. Дмитриев. смотреть

ПОЧВЕННИЧЕСТВО

ПОЧВЕННИЧЕСТВО

течение русской общественной мысли 60-х годов XIX в. Его главными представителями были: А.П. Григорьев, братья Михаил и Федор Достоевские, Н.Н. Страхов. Главная идея утверждения о том, что Россия имеет особую «национальную почву», которая является основой ее общественно-политического и духовного развития: идеалы и ценности православия, духовную миссию русского народа. смотреть

ПОЧВЕННИЧЕСТВО

течение русской общественной мысли, родственное славянофильству. Возникло в 1860-х гг. Его представители (братья Ф. М. и М. М. Достоевские, Л. А. Григорьев, Н. Н. Страхов и др.) признавали особой миссией русского народа спасение всего человечества, проповедовали идею сближения «образованного общества» с народом («национальной почвой») на религиозно-этической основе. смотреть

ПОЧВЕННИЧЕСТВО

Ударение в слове: п`очвенничествоУдарение падает на букву: оБезударные гласные в слове: п`очвенничество

ПОЧВЕННИЧЕСТВО

ПОЧВЕННИЧЕСТВО

по’чвенничество, по’чвенничества, по’чвенничества, по’чвенничеств, по’чвенничеству, по’чвенничествам, по’чвенничество, по’чвенничества, по’чвенничеством, по’чвенничествами, по’чвенничестве, по’чвенничествах. смотреть

ПОЧВЕННИЧЕСТВО

ПОЧВЕННИЧЕСТВО почвенничества, мн. нет, ср. (истор., лит.). Течение в русской литературе 60-х гг. 19 в., являвшееся разновидностью славянофильства.

ПОЧВЕННИЧЕСТВО

ПОЧВЕННИЧЕСТВО

ПОЧВЕННИЧЕСТВО ср. Течение в русской литературе 60-х годов XIX в., являвшееся разновидностью славянофильства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *