Что такое почвенничество в литературе
ПОЧВЕННИЧЕСТВО
Полезное
Смотреть что такое «ПОЧВЕННИЧЕСТВО» в других словарях:
ПОЧВЕННИЧЕСТВО — ПОЧВЕННИЧЕСТВО, течение русской общественной мысли, родственное славянофильству. Возникло в 1860 х гг. Его представители (братья Ф. М. и М. М. Достоевские, А. А. Григорьев, Н. Н. Страхов и др.) признавали особой миссией русского народа спасение… … Русская история
ПОЧВЕННИЧЕСТВО — ПОЧВЕННИЧЕСТВО, почвенничества, мн. нет, ср. (ист., лит.). Течение в русской литературе 60 х гг. 19 в., являвшееся разновидностью славянофильства. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
почвенничество — сущ., кол во синонимов: 2 • национализм (4) • самобытность (39) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Почвенничество — Почвенничество течение русской общественной мысли, родственное славянофильству, противоположное западничеству. Возникло в 1860 х гг. Приверженцы называются почвенниками. Почвенники признавали особой миссией русского народа спасение всего… … Википедия
Почвенничество — литературно общественное и философское направление 60 х гг. XIX в., представителей к рого объединяли определенные идейно философские концепции, взгляды на социальное устройство об ва, науку, искусство, политику. Генетически П. восходило к… … Русская Философия. Энциклопедия
Почвенничество — русское литературно общественное направление 60 х гг. 19 в. Связано с деятельностью писателей разночинцев, группировавшихся вокруг журналов братьев Ф. М. и М. М. Достоевских «Время» (1861 63) и «Эпоха» (1864 65); его идеологами и… … Большая советская энциклопедия
ПОЧВЕННИЧЕСТВО — рус. лит. общественное направление 60 х гг. 19 в., тесно связанное с деятельностью P. M. Достоевского, критика и поэта А. А. Григорьева, философа и публициста Н. Н. Страхова и др. писателей, группировавшихся вокруг журн. братьев Достоевских Время … Советская историческая энциклопедия
Почвенничество — ср. Течение в русской литературе 60 х годов XIX в., являвшееся разновидностью славянофильства. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
почвенничество — почвенничество, почвенничества, почвенничества, почвенничеств, почвенничеству, почвенничествам, почвенничество, почвенничества, почвенничеством, почвенничествами, почвенничестве, почвенничествах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А … Формы слов
почвенничество — п очвенничество, а … Русский орфографический словарь
ПОЧВЕННИЧЕСТВО
Идеологи почвенничества: Ф.М. Достоевский(+ 1881), М.М. Достоевский, А.А. Григорьев (+ 1864), Н.Н. Страхов (+ 1896).
Термин «почвенничество» сложился на основе публицистических призывов Ф.М. Достоевского вернуться к своей «почве», к русским национальным началам, «сделаться русскими»:
В начале июля 1860 года Санкт-Петербургский цензурный комитет разрешил братьям Достоевским издавать ежемесячный журнал «Время». В цензоры «Времени» определили И.А. Гончарова. Основная идея, которую, по замыслу братьев Достоевских, должен был проповедовать журнал, была идея необходимости выработки в сознании общества новых начал государственного развития.
В отличие от славянофилов, почвенники отнюдь не считали необходимым для России вернуться к нравственным и духовным основам, нарушенным петровскими реформами, не настаивали на полном отрицании какого бы то ни было положительного восприятия общественно-исторического опыта Европы. Напротив, они предлагали исходить из реальной современной действительности, из тех форм жизни, которые сложились в результате преобразований Петра, именно с учетом европейского опыта развития. Они отрицали лишь возможность перенесения этого опыта, выработанного опять же на почве, но иной западной культуры, на русскую почву, ибо считали, что любая идея претендующая на жизнеспособность и плодотворность существования, должна быть не пересаживаемой, но естественно вырастающей из родной почвы. [3]
Почвенники ратовали за собрание всего созидательного в идеях и славянофилов и западников.
Первостепенное значение редакцией «Времени» придается задаче распространения грамотности в народе; это главное, на чем должно сосредоточить свои усилия образованное сословие. Отсюда призыв Достоевского снизойти до крестьянского мальчика, оставив отвлеченные теоретические споры и рассуждения о всечеловеческом благе.
Идеи почвенничества были враждебно встречены публицистом M. H. Катковым:
Критик С.С.Дудышкин из «Отечественных записок» подверг пристрастному обсуждению «Объявление о подписке на журнал «Время» первую статью Достоевского из цикла «Ряд статей о русской литературе». Журнал «Москвитянин» объявил, что программа нового журнала списана как будто с их программы.
Но многим новый журнал понравился, например Некрасову. В первом номере «Свистка» за 1861 год поэт писал:
Почвенничество
По́чвенничество — течение русской общественной мысли, родственное славянофильству, противоположное западничеству. Возникло в 1860-х гг. Приверженцы называются почвенниками.
Почвенники признавали особой миссией русского народа спасение всего человечества, проповедовали идею сближения «образованного общества» с народом («национальной почвой») на религиозно-этической основе.
Термин «Почвенничество» возник на основе публицистики Фёдора Михайловича Достоевского с характерными для неё призывами вернуться к «своей почве», к народным, национальным началам. Генетически Почвенничество восходит к направлению «молодой редакции» журнала «Москвитянин», существовавшей в 1850—1856 гг., и идейно было родственным славянофилам (в том числе их нравственной ориентации на русское крестьянство); вместе с тем представители этого направления признавали положительные начала и в западничестве. Почвенничество выступало против крепостнического дворянства и бюрократии, призывало к «слитию образованности и её представителей с началом народным» и в этом видело залог прогресса в России. Почвенники высказывались за развитие промышленности, торговли, за свободу личности и печати. Принимая «европейскую культуру», они одновременно обличали «гнилой Запад» — его буржуазность и бездуховность, отвергали революционные, социалистические идеи и материализм, противопоставляя им христианские идеалы; полемизировали с журналом «Современник».
В 1870-е годы черты почвенничества проявились в философских сочинениях Николая Яковлевича Данилевского и «Дневнике писателя» Фёдора Достоевского.
Во второй половине ХХ века возродилось в «деревенской прозе» и публикациях на историко-патриотические темы. Против них была направлена в 1972 году статья Александра Николаевича Яковлева, в то время зав. Идеологическим отделом ЦК КПСС, с сокрушительной критикой с позиций ортодоксального марксизма-ленинизма.
ПОЧВЕННИЧЕСТВО
Констатируя оторванность «просвещенного общества» от народа, Достоевский полагал, что «образованность» и ее представители должны слиться с «народной почвой», приняв в себя ее главный элемент «христианскую связь в среде народной». Общность со славянофильством сказалась в провозглашении религиозно-нравственной основы русского национального характера в первую очередь русского патриархального крестьянства (а для Григорьева и русского купечества), а также в отрицательном отношении к материализму, революции.
Туниманов В. А., Творчество Достоевского. 18541862, Л., 1980, с. 193224.
Смотреть что такое ПОЧВЕННИЧЕСТВО в других словарях:
ПОЧВЕННИЧЕСТВО
русское литературно-общественное направление 60-х гг. 19 в. Связано с деятельностью писателей-разночинцев, группировавшихся вокруг журналов бра. смотреть
ПОЧВЕННИЧЕСТВО
почвенничество ср. Течение в русской литературе 60-х годов XIX в., являвшееся разновидностью славянофильства.
ПОЧВЕННИЧЕСТВО
ПОЧВЕННИЧЕСТВО
ПОЧВЕННИЧЕСТВО
ПОЧВЕННИЧЕСТВО — идейное направление в России 1860-х гг. Не представляя законченной идеологии, П. сформировалось на основе общих взглядов, разделяе. смотреть
ПОЧВЕННИЧЕСТВО
литературно-общественное и философское направление 60-х гг. XIX в., представителей к-рого объединяли определенные идейно-философские концепции, взгляды на социальное устройство об-ва, науку, искусство, политику. Генетически П. восходило к направлению *молодой редакции* журн. *Москвитянин* (1850-1856), осн. его принципы были сформулированы на страницах журн. *Время* (1861-1863) и *Эпоха* (1864-1865). Во взглядах главных представителей П. (Григорьев, братья М. М. и Ф. М. Достоевские, Страхов) основополагающей была идея о *национальной почве* как основе и форме социального и духовного развития России. *Русское общество должно соединиться с народной почвой и принять в себя народный элемент*, писал Достоевский. В философском плане П. было консервативной формой философского романтизма. Григорьев сам называл себя *последним романтиком*, большое влияние фр. романтизма (В. Гюго) испытал Достоевский. Три исходные, специфические для романтизма посылки индивидуум, нация и универсум получили в П. своеобразное развитие. Центр философских размышлений был смещен в сторону *национальной почвы*, нация осмыслялась как исходный принцип философствования. При этом шеллингианство Григорьева, гегельянство Страхова хотя и соприкасались с кругом почвеннических идей, оформляя их в виде теории *органической критики* у первого или *рационального естествознания* у второго, но по отношению к П. были чем-то внешним. Осн. идеи П. сложились в полемике с журн. *Современник* Чернышевского и *Русское слово* Писарева по вопросам революции, прогресса и искусства. Достоевскому и Григорьеву была очень близка романтическая идея о превосходстве искусства над наукой. Они полагали, что наука аналитична, тогда как искусство синтетично и потому полнее угадывает потребности эпохи и дух народа. Для неакадемического образно-художественного философствования Достоевского было характерно сопряжение философии и искусства. *Философию не надо полагать простой математической задачей, где неизвестное природа. Поэт в порыве вдохновения разгадывает Бога, следовательно, исполняет назначение философии, следовательно, поэтический восторг есть восторг философии. Следовательно, философия есть тоже поэзия, только высший градус ее*. Профессиональный философ Страхов в *Письмах о философии* выразил свое отношение к философии строже: *Философия не есть верование, чаяние или мнение, а понятие и наука о Божественном* (Вопросы философии и психологии. 1902. Кн. 1(16). С. 790). В философском трактате *Мир как целое. Черты из науки о природе* Страхов развил идеи антропологии П. в духе христианского персонализма. В человеке заключены величайшая загадка и величайшее чудо мироздания. Человек занимает центральное место по всем направлениям связей, соединяющих мир в одно целое. Мир, как организм, есть иерархия составляющих его частей отношение между ними включено в общую гармонию целого, в к-ром нет ничего лишнего и бесполезного. Религиозно-христианская ориентированность философских построений была одной из важнейших черт П. Напр., Достоевский, чуткий к социальной жизни своей эпохи, предпринял попытку построения религиозно-социальной утопии, воплощенной в рае Христа. *Вся история, как человечества, так отчасти и каждого отдельно, есть только развитие, борьба, стремление и достижение этой цели* (Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1980. Т. 20. С. 172). Религиозное чувство смирения, самоотречение, стремление к царству Божьему сочетались у представителей П. с идеей об особой миссии рус. народа, призванного спасти человечество. В письме к М. П. Погодину от 26 августа 1859 г. Григорьев писал: *Под православием разумею я сам для себя просто известное, стихийно-историческое начало, которому суждено еще жить и дать новые формы жизни, искусства. на почве славянства, и преимущественно великорусского славянства, с широтою его нравственного захвата должно обосновать мир* (Григорьев А. Воспоминания. Л., 1980. С. 301). П. претендовало на создание *нейтральной* идейной платформы: с одной стороны, реформаторские требования отмены крепостного права (*кошмарного прошлого*), с другой неприятие строя буржуазной демократии (*чумы буржуазной*). На основе *нейтральной* идеологической позиции П. стремилось объединить все общественные течения вокруг идеи о самобытном пути России. Идейное родство П. со славянофилами не мешало признанию целого ряда заслуг и за зап. культурой. Обличение *гнилого Запада* его буржуазности и бездуховности, тлетворности его революционных, социалистических и материалистических идей сочеталось в П. с высокой оценкой *европейской культуры*. Социологическая концепция П. включала утопическую идею сближения западничества, славянофильства, *официальной народности* и православия. Высшей целью социального реформаторства П. была программа *постепенства и малых дел*, призывающая к *слиянию* всего *просвещенного общества* с народом в традиционно устоявшиеся формы рус. быта общину и земство. П. было постоянным объектом резкой критики со стороны идеологов радикальных и революционно-демократических слоев рус. об-ва. Западноевропейская историография и совр. русистика часто обращаются к широкому кругу почвеннических идей, интерпретируя и характеризуя их как *истинную форму русского духа* и *русского национального самосознания*. смотреть
ПОЧВЕННИЧЕСТВО
рус. лит.-обществ. направление 60-х гг. 19 в. Генетически восходило к направлению «молодой редакции» журн. «Москвитянин», осн. принципы сформулированы в журн. «Время» и «Эпоха». В филос. построениях представителей П. (А. А. Григорьев, братья M. M. и Ф. М. Достоевские, H. H. Страхов) главной была идея о «нац. почве» как основе социального и духовного развития России. В филос. плане П.консервативная форма филос. романтизма. Григорьев называл себя «последним романтиком», влияние франц. романтизма (В. Гюго) испытал Ф. М. Достоевский. Осн. идеи П. сложились в полемике с «Современником» Н. Г. Чернышевского и «Рус. словом» Д. И. Писарева но вопросам революции, прогресса и иск-ва. Ф. М. Достоевскому и Григорьеву была близка романтич. идея о превосходстве иск-ва над наукой, поскольку иск-во синтетично и полнее угадывает потребности эпохи и дух народа. В целом для Ф. М. Достоевского было характерно сопряжение философии и иск-ва: «Философия есть тоже поэзия, только высший градус её!» («Об искусстве», 1973, с. 372). П. отличала также религ. ориентированность филос. построений. Ф. М. Достоевский предпринял попытку создания религ.-социальной утопии, в свете к-рой вся история человечества представала борьбой за достижение торжества христианства. Религ. чувства смирения и самоотречения сочетались у представителей П. с идеей об особой миссии рус. правосл. народа, призванного спасти человечество и «дать новые формы жизни, искусства» благодаря широте «его нравственного захвата» (Г p и г о p ь е в А., Воспоминания, 1980, с. 301).П. претендовало на создание «нейтральной» идейной платформы, отвергая радикальные требования отмены крепостничества и не принимая бурж. демократии, стремясь объединить все обществ. течения вокруг идеи о самобытном пути России. Идейное родство со славянофилами, обличения «гнилого Запада», его буржуазности и бездуховности, тлетворности его революц. социалистич. и материалистич. идей сочетались в П. с высокой оценкой европ. культуры. Основой социальных преобразований мыслилась программа «постепенства и малых дел», призывающая к «слиянию» всего «просвещённого общества» с народом в общинных и земских формах, традиционных для рус. быта. П. подверглось резкой критике со стороны Чернышевского, М. А. Антоновича, Писарева, M. E. СалтыковаЩедрина, В. И. Танеева и Н, В. Шелгунова. смотреть
ПОЧВЕННИЧЕСТВО
ПОЧВЕННИЧЕСТВО
ПОЧВЕННИЧЕСТВО, течение русской общественной мысли, родственное славянофильству. Возникло в 1860-х гг. Его представители (братья Ф. М. и М. М. Достоев. смотреть
ПОЧВЕННИЧЕСТВО
ПОЧВЕННИЧЕСТВО
рус. лит.-общественное направление 60-х гг. 19 в., тесно связанное с деятельностью P. M. Достоевского, критика и поэта А. А. Григорьева, философа и пуб. смотреть
ПОЧВЕННИЧЕСТВО
ПОЧВЕННИЧЕСТВО
Точно Точение Тосин Топ Тоо Тон Тис Тип Тесно Тес Теннис Теин Твин Твие Счет Стопин Стон Стивен Степенно Степ Стеноп Стен Спот Спич Спинет Спин Сочно Сочиво Соч Соте Сопот Сопение Соотчич Сонно Сонин Сонет Сон Совет Сноп Снов Снип Сито Сип Сион Синто Синтепон Син Сеченов Сет Септ Сент Сенон Сено Сени Сеево Сев Свч Своп Свитч Свечин Светоч Светов Почто Почти Почтение Почин Почетно Почет Почвенничество Поч Поти Потение Пот Постно Пост Посев Пос Поочие Пончо Понтон Понт Понос Пони Понести Поение Повет Повести Питон Пистон Пион Пино Пинен Пие Пиво Печево Петин Пестово Пест Песо Пес Пеон Пенсне Пенсион Пенс Пенни Пенисто Пенис Пение Пво Очин Очес Оченно Отсев Относ Отво Отвесно Отвес Остин Остеон Ост Осот Осов Осип Осетин Осенин Освоение Опт Опсонин Опоение Оон Овист Овин Овес Овен Нто Нтв Нпо Нотис Носов Нос Нонч Нонет Ново Нитон Нит Нечисто Нечет Нечестно Неточно Нети Несчетно Нести Неон Невис Невестин Ичп Ипс Ионон Ион Иов Инст Иночество Есенин Енот Ение Все Вон Воинство Воин Вовсе Вовне Внос Внести Вне Чепист Чес Честно Чет Чечен Чечет Чин Чинно Чип Вич Вит Вист Вис Вип Винт Винсент Вино Вие Виво Вечно Вече Вес Венет Ввс Ввести Чтиво Вено Вепс Вест Вести Чтение Вето Чоп Чон Чисто Чипсет. смотреть
ПОЧВЕННИЧЕСТВО
1) Орфографическая запись слова: почвенничество2) Ударение в слове: п`очвенничество3) Деление слова на слоги (перенос слова): почвенничество4) Фонетиче. смотреть
ПОЧВЕННИЧЕСТВО
русское литературно-общественное направление 1860-х, тесно связанное с деятельностью Ф.М. Достоевского, критика и поэта А.А. Григорьева, философа и публициста Н.Н. Страхова и других писателей, группировавшихся вокруг журналов братьев Достоевских «Время» (1861-63) и «Эпоха» (1864-65). Слово «почвенничество» создалось на основе патриотической публицистики Ф.М. Достоевского с характерными для нее выражениями: «мы оторвались от своей почвы» и т.п. с призывом вернуться к народным основам, традициям и идеалам. Происхождение почвенничества восходит к направлению «молодой редакции» журнала «Москвитянин» (в 1850-х), и идейно было родственным славянофильству. Почвенничество призывало к «слитию образованности и ее представителей с началом народным». Почвенники симпатизировали купечеству, мещанству, народной интеллигенции, отвергали либерально-космополитические и социалистические идеи, обличали духовно-нравственное разложение Запада. С. Дмитриев. смотреть
ПОЧВЕННИЧЕСТВО
ПОЧВЕННИЧЕСТВО
течение русской общественной мысли 60-х годов XIX в. Его главными представителями были: А.П. Григорьев, братья Михаил и Федор Достоевские, Н.Н. Страхов. Главная идея утверждения о том, что Россия имеет особую «национальную почву», которая является основой ее общественно-политического и духовного развития: идеалы и ценности православия, духовную миссию русского народа. смотреть
ПОЧВЕННИЧЕСТВО
течение русской общественной мысли, родственное славянофильству. Возникло в 1860-х гг. Его представители (братья Ф. М. и М. М. Достоевские, Л. А. Григорьев, Н. Н. Страхов и др.) признавали особой миссией русского народа спасение всего человечества, проповедовали идею сближения «образованного общества» с народом («национальной почвой») на религиозно-этической основе. смотреть
ПОЧВЕННИЧЕСТВО
течение русской общественной мысли, родственное славянофильству. Возникло в 1860-х гг. Его представители (братья Ф. М. и М. М. Достоевские, Л. А. Григорьев, Н. Н. Страхов и др.) признавали особой миссией русского народа спасение всего человечества, проповедовали идею сближения образованного общества с народом ( национальной почвой ) на религиозно-этической основе. смотреть
ПОЧВЕННИЧЕСТВО
Ударение в слове: п`очвенничествоУдарение падает на букву: оБезударные гласные в слове: п`очвенничество
ПОЧВЕННИЧЕСТВО
ПОЧВЕННИЧЕСТВО
по’чвенничество, по’чвенничества, по’чвенничества, по’чвенничеств, по’чвенничеству, по’чвенничествам, по’чвенничество, по’чвенничества, по’чвенничеством, по’чвенничествами, по’чвенничестве, по’чвенничествах. смотреть
ПОЧВЕННИЧЕСТВО
ПОЧВЕННИЧЕСТВО почвенничества, мн. нет, ср. (истор., лит.). Течение в русской литературе 60-х гг. 19 в., являвшееся разновидностью славянофильства.
ПОЧВЕННИЧЕСТВО
ПОЧВЕННИЧЕСТВО
ПОЧВЕННИЧЕСТВО ср. Течение в русской литературе 60-х годов XIX в., являвшееся разновидностью славянофильства.
Почвенничество
Полезное
Смотреть что такое «Почвенничество» в других словарях:
ПОЧВЕННИЧЕСТВО — идейное направление в России 1860 х гг. Не представляя законченной идеологии, П. сформировалось на основе общих взглядов, разделяемых писателями А.A. Григорьевым, Ф.М. и М.М. Достоевскими, философом Н.Н. Страховым. Представители П. стремились… … Философская энциклопедия
ПОЧВЕННИЧЕСТВО — ПОЧВЕННИЧЕСТВО, течение русской общественной мысли, родственное славянофильству. Возникло в 1860 х гг. Его представители (братья Ф. М. и М. М. Достоевские, А. А. Григорьев, Н. Н. Страхов и др.) признавали особой миссией русского народа спасение… … Русская история
ПОЧВЕННИЧЕСТВО — ПОЧВЕННИЧЕСТВО, почвенничества, мн. нет, ср. (ист., лит.). Течение в русской литературе 60 х гг. 19 в., являвшееся разновидностью славянофильства. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
почвенничество — сущ., кол во синонимов: 2 • национализм (4) • самобытность (39) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Почвенничество — Почвенничество течение русской общественной мысли, родственное славянофильству, противоположное западничеству. Возникло в 1860 х гг. Приверженцы называются почвенниками. Почвенники признавали особой миссией русского народа спасение всего… … Википедия
Почвенничество — литературно общественное и философское направление 60 х гг. XIX в., представителей к рого объединяли определенные идейно философские концепции, взгляды на социальное устройство об ва, науку, искусство, политику. Генетически П. восходило к… … Русская Философия. Энциклопедия
ПОЧВЕННИЧЕСТВО — рус. лит. общественное направление 60 х гг. 19 в., тесно связанное с деятельностью P. M. Достоевского, критика и поэта А. А. Григорьева, философа и публициста Н. Н. Страхова и др. писателей, группировавшихся вокруг журн. братьев Достоевских Время … Советская историческая энциклопедия
Почвенничество — ср. Течение в русской литературе 60 х годов XIX в., являвшееся разновидностью славянофильства. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
почвенничество — почвенничество, почвенничества, почвенничества, почвенничеств, почвенничеству, почвенничествам, почвенничество, почвенничества, почвенничеством, почвенничествами, почвенничестве, почвенничествах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А … Формы слов
почвенничество — п очвенничество, а … Русский орфографический словарь