Что такое почвенники в литературе
ПОЧВЕННИЧЕСТВО
Полезное
Смотреть что такое «ПОЧВЕННИЧЕСТВО» в других словарях:
ПОЧВЕННИЧЕСТВО — ПОЧВЕННИЧЕСТВО, течение русской общественной мысли, родственное славянофильству. Возникло в 1860 х гг. Его представители (братья Ф. М. и М. М. Достоевские, А. А. Григорьев, Н. Н. Страхов и др.) признавали особой миссией русского народа спасение… … Русская история
ПОЧВЕННИЧЕСТВО — ПОЧВЕННИЧЕСТВО, почвенничества, мн. нет, ср. (ист., лит.). Течение в русской литературе 60 х гг. 19 в., являвшееся разновидностью славянофильства. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
почвенничество — сущ., кол во синонимов: 2 • национализм (4) • самобытность (39) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Почвенничество — Почвенничество течение русской общественной мысли, родственное славянофильству, противоположное западничеству. Возникло в 1860 х гг. Приверженцы называются почвенниками. Почвенники признавали особой миссией русского народа спасение всего… … Википедия
Почвенничество — литературно общественное и философское направление 60 х гг. XIX в., представителей к рого объединяли определенные идейно философские концепции, взгляды на социальное устройство об ва, науку, искусство, политику. Генетически П. восходило к… … Русская Философия. Энциклопедия
Почвенничество — русское литературно общественное направление 60 х гг. 19 в. Связано с деятельностью писателей разночинцев, группировавшихся вокруг журналов братьев Ф. М. и М. М. Достоевских «Время» (1861 63) и «Эпоха» (1864 65); его идеологами и… … Большая советская энциклопедия
ПОЧВЕННИЧЕСТВО — рус. лит. общественное направление 60 х гг. 19 в., тесно связанное с деятельностью P. M. Достоевского, критика и поэта А. А. Григорьева, философа и публициста Н. Н. Страхова и др. писателей, группировавшихся вокруг журн. братьев Достоевских Время … Советская историческая энциклопедия
Почвенничество — ср. Течение в русской литературе 60 х годов XIX в., являвшееся разновидностью славянофильства. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
почвенничество — почвенничество, почвенничества, почвенничества, почвенничеств, почвенничеству, почвенничествам, почвенничество, почвенничества, почвенничеством, почвенничествами, почвенничестве, почвенничествах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А … Формы слов
почвенничество — п очвенничество, а … Русский орфографический словарь
почвенники
Смотреть что такое «почвенники» в других словарях:
Почвенники — писатели, сторонники почвенничества, которые (в отличие от западников) описывали пагубное влияние западной цивилизации на общество, русскую или другую национальную ментальность. Собственно почвенничество представляло собой одно из течений в… … Википедия
Почвенники — ПОЧВЕННИКИ, представители течения русской общественной мысли 1860 х гг., родственного славянофилам (Ф.М. Достоевский, А.А. Григорьев, Н.Н. Страхов). В журналах “Время”, “Эпоха” проповедовали сближение образованного общества с народом (“почвой”)… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Почвенники, почвенничество — течение русской обществ. мысли 1860 х гг., родственного славянофилам (Ф. М. Достоевский, А. А. Григорьев, Н. Н. Страхов). В журналах «Время» и «Эпоха» они проповедовали сближение образованного общества с народом («почвой») на религиозно этической … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов
ЗАПАДНИКИ, СЛАВЯНОФИЛЫ И ПОЧВЕННИКИ — Я западник и потому националист. Я западник и потому государственник. Петр Струве Чужой западноевропейский ум призван был нами, чтобы научить нас жить своим умом, но мы попытались заменить им свой ум. Василий Ключевский Славянофильство история… … Сводная энциклопедия афоризмов
Почвенничество — консервативно романтич. течение рус. обществ. мысли 1860 х гг., родств. славянофильству, виднейшими представителями к рого являются А. А. Григорьев, Ф. М. и М. М. Достоевские и Н. Н. Страхов, излагавшие свои взгляды в ж. Время (1861 63) и Эпоха… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Достоевский Фёдор Михайлович — (1821 1881), русский писатель, член корреспондент Петербургской АН (1877). В повестях «Бедные люди» (1846), «Белые ночи» (1848), «Неточка Незванова» (1849, не окончена) и других поставил проблему нравственного достоинства «маленького человека» в… … Энциклопедический словарь
ДОСТОЕВСКИЙ Михаил Михайлович — (1820 64), русский писатель, журналист. Брат Ф. М. Достоевского (см. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович). Издатель журналов «Время» (см. ВРЕМЯ (журнал)) и «Эпоха» (см. ЭПОХА (журнал)). Публицистика в духе почвенничества (см. Почвенники (см.… … Энциклопедический словарь
Западничество — Западничество сложившееся в 1830 1850 х годах направление общественной и философской мысли. Западники, представители одного из направлений русской общественной мысли 40 50 х годов XIX века выступали за ликвидацию крепостного права и… … Википедия
Почвенники
Почвенничество — одно из первых направлений русской консервативной мысли, сделавшее выбор в пользу прагматизма. Его основали объединившиеся вокруг журнала «Время» А.А. Григорьев, Ф.М. Достоевский, Н.Н. Страхов. Только заявив о себе, буквально с выхода в свет первого номера журнала, они были вынуждены вступить в жесткое полемическое противоборство и с «Современником» Н.Г. Чернышевского, и с «Русским вестником» М.Н. Каткова, и с «Днем» И.С. Аксакова.
Противоборство было неизбежно, потому что почвенничество складывалось, строя свою идеологию на объединении аргументов западников и славянофилов и их критики. Сами авторы идеологии не отрицали своей связи с предшествующей идейной эпохой. И хотя Григорьев сам писал славянофилу А.И. Кошелеву: «В учении о самостоятельности развития, о непреложности православия мы охотно признаем вас старшими, а себя учениками», почвенники критиковали славянофилов за их нежелание признать, что Русь решительно и бесповоротно «переменилась» после Петра Великого. «Славянофильство, как и западничество, не брало народ, каким он являлся в жизни, а искало в нем всегда идеального народа, обрезывало по условной мерке побеги этой громадной растительной жизни».
В западниках же почвенники не могли принять того, что те молятся «абстрактному чудовищу человечества» и приносят жертвы универсальной теории прогресса. Кроме того, во все времена западники не любили, плохо понимали и презирали русскую историю, стихийную народную жизнь, считая ее безграмотной, по-европейски не упорядоченной и «не доросшей» до цивилизации.
А.А. Григорьев был убежден, что и те, и другие не желают видеть реальность, ограничиваясь рационалистическими конструкциями.
Создавая же собственную идеологию, эти российские консерваторы взяли за основу идею «почвы» как уникального единства природно-географической и культурной реальности.
Принципы политического преобразования в России, которых придерживались почвенники, прямо вытекают из их «органической теории» и тесно связаны с особенностями национального характера русского народа. Политика для почвенников — это концентрированное выражение духовной традиции народа. Эта традиция предопределила изначальную стертость границ между классами и сословиями русского общества. Относительный социальный мир в России и должен был обеспечить эффективность и органичность только тех преобразований, которые будут носить мирный и постепенный характер. Путь вооруженных переворотов и революций, которым пошли некоторые страны Европы, был заранее отвергнут.
Почвенники не принимали теорию прогресса, социализма и политического радикализма. Они выступали от лица отличного от Запада культурного мира, так как в основу всей европейской культуры, начиная с Нового времени, была положена мифология свободного Разума. А разуму, не ограниченному никакой религиозной дисциплиной, как раз и свойственно вечное сомнение, метания, вечный прогресс, достигающий относительных истин и никогда не могущий постичь истину абсолютную.
Европа строила свою политическую философию в условиях почти полной независимости от религии. Все формы социального утопизма, теории общественного договора, принципы «социальной физики» — яркая демонстрация стремления к автономной политической рациональности. Почвенников тревожило, что путь политических и общественных изменений, предложенный Западом, был отмечен тотальной дифференциацией не только сословий и классов, но и всех сфер общественной жизни и общественной мысли. А.А. Григорьеву, например, казалось странным, как вообще можно размышлять о власти, социализме, прогрессе вне контекста не только христианской, но вообще нравственной аксиологии.
С другой стороны, «внутренний европеизм» России и непрерывное духовное влияние Европы определили сложное переплетение общеевропейских и национальных элементов в отечественной политической мысли. Хотя нужно подчеркнуть, что сами почвенники считали теории «естественного права», «общественного договора», аксиологию личности, концепцию социализма, прогресса и т.п. по большому счету не имеющими глубокой почвы в России. Даже разорванное реформами Петра I русское культурное пространство способно было на отторжение всего того относительного и переменчивого, что агрессивно насаждается в нем новоевропейским разумом, считали почвенники.
Они отрицали не только революционные, но и любые формы политического радикализма, особенно в России, где, по их мнению, для него не существовало никаких предпосылок и оснований. Радикальные настроения определенной части отечественной интеллигенции, группировавшейся в шестидесятых годах вокруг журналов «Современник» и «Русское слово», почвенники оценивали как следствие некритического восприятия чужеродных европейских идей, наложившихся на традиционный русский максимализм и «жажду могучей деятельности».[5, c. 110 – 112]
Почвенничество
Основные идеи почвенничества
Определение Почвенничество – литературно-философское течение, появившееся в России в 60-е гг. 19 века.
Заметка 1 Ключевые имена почвенничества: Ф.М. и М.М. Достоевские, А.А. Григорьев, Н.Н. Страхов.
Общественно-философская концепция почвенничества базировалась на идее о первостепенности национального единства, «народной почвы». Возникновение этого движения было реакцией духовной элиты на социальные противоречия, ставшие последствиями отмены крепостного права. Воззрения почвенников были близки к европейскому философскому романтизму и позднему славянофильству.
Так, почвенничество предполагало, что Россия обладает самобытным путем развития, отличающимся от западного, ориентированного губительные для русского народа материалистические и революционные идеи. Гуманизм почвенничества выражался не только в критике крепостничества, но и в стремлении интегрировать образованной элиты в народные массы.
Заметка 2 Одним из главных достижений почвенничества было создание уникальной программы социальных реформ, в основе которой лежал принцип постепенных изменений, направленных на постепенной слияние интеллигенции и народа.
Соотношение почвенничества, славянофильства и западничества
Общность идей почвенников и славянофилов заключалась в убежденности в неповторимости миссии России и стремление к поиску нравственного идеала в крестьянстве. В то же время почвенники не отрицали значения влияния европейской культуры.
Почвенничество и литературные журналы
Основные взгляды почвенничества выразились в журналах «Время» и «Эпоха» в идеологической борьбе с революционно-демократическим «Современником» под редакцией Чернышевского. Почвенники обвиняли Современник в утилитарном подходе к литературе, непонимании потребностей народа и эпохи, навязывании людям революционных идей.
Заметка 3 К концу 19 века радикально-революционная интеллигенция стала называть почвенничеством политический консерватизм.
Длины волн инфракрасного света достаточно велики, чтобы перемещаться сквозь облака, которые в противном случае блокировали бы наш обзор. Используя большие инфракра сные телескопы, астрономы смогли заглянуть в ядро нашей галактики. Большое количество звезд излучают часть своей электромагнитной энергии в виде видимого света, крошечной части спектра, к которой чувствительны наши глаза.
Так как длина волны коррелирует с энергией, цвет звезды говорит нам, насколько она горячая. Используя телескопы, чувствительные к различным диапазонам длин волн спектра, астрономы получают представление о широком круге объектов и явлений во вселенной.
Пример №1 Постройте центральную симметрию тетраэдра, относительно точки O, изображенных на рисунке 3.
Для построения такой центральной симметрии сначала проведем через все точки тетраэдра прямые, каждая из которых будет проходить через точку O. На них построим отрезки, удовлетворяющие условиям |AO|=|A?O|, |BO|=|B?O|, |CO|=|C?O|, |DO|=|D?O| Таким образом, и получим искомую симметрию (рис. 4).
В ряду разных механических движений особенным значением обладают колебания. Это движения и процессы, имеющие периодичность во времени.
В среде электромагнитных явлений также значительное место заняли электромагнитные колебания. В этих колебаниях заряды, токи, электрические и магнитные поля изменяются согласно периодическим законам.
Совет №1 Велосипедист, имеющий скорость 300 м/с, или идеальный газ, оказывающий давление 100 паскалей в большой тепловой машине — это странно.
Нужна помощь с курсовой или дипломной работой?
Общие сведения
Взгляды почвенников отражены в работах таких известных личностей, как Аполлона Григорьева, Федора Достоевского, Николая Данилевского. В трудах первых двух особенно ярко была выражена концепция, согласно которой история представлялась как спонтанный процесс, не поддающийся рационализации.
Почвенники – это люди, провозглашавшие веру в народ, грунт, почву.
Предпосылки возникновения теории
В середине 19 столетия широкое распространение получила идея о том, что каждая культура, каждый народ уникален. Они не могут быть сведены к единому мировому образцу.
В западноевропейской философской мысли это представление отражено в работах Риккерта, а в отечественной – в трудах Григорьева и Погодина. Последний первым высказал мысль о том, что Россия и Западная Европа принадлежат к различным типам культур. Погодин рассматривал Европу в качестве наследницы Западной, а Россию – Восточной римской империи.
Григорьев называл свое мировосприятие органическим. Его идеи основывались на том, что мировая жизнь развивается в совокупности «циклов». Они обладают собственным образом, формой. Каждую эпоху Григорьев считал за «организм», также как и как и отдельно взятый народ. Он закрепил несколько терминов и идей, которые впоследствии нашли выражение в концепции культурно-исторических типов, созданной Данилевским.
Суть идей
Образованное общество должно сблизиться с народом. Именно это почвенники пропагандировали в своих трудах. При этом сближение должно произойти на религиозно-этнической основе.
Основные идеи, выдвигавшиеся почвенниками, это :
Идеи представителей почвенничества были близки к концепции, предложенной славянофилами. Почвенники, принимая культуру Европы, одновременно обличали Запад в его бездуховности, буржуазности. Они отвергали материализм, социалистические и революционные идеи, противопоставляли им христианские идеалы.
Концепция о многообразии культур
Впервые она была сформулирована Данилевским. Он разработал систему типов культур и объяснил механизм их появления, развития, изменения в рамках тех или иных исторических событий. В своих исследованиях он опирался на закономерности природы.
Культурно-историческим типом Данилевский считал своеобразные и самостоятельные планы промышленного, бытового, социального, художественного, научного, религиозного, то есть, в целом, исторического развития. Он утверждал, что суть мировой истории составляет становление 10 типов культур:
Вместе с тем он также выделял 2 типа культур, существовавших в доколумбовой Америке: перуанскую и мексиканскую. Они, по мнению Данилевского, развиться не успели, поскольку были уничтожены завоевателями Испании. Славянский тип, согласно идеям автора, находится в процессе становления.
Противопоставление европоцентризму
Достижением почвенников можно назвать то, что они сформулировали концепцию, не соответствующую универсалистским теориям человеческой истории. При этом последние обладали ярко выраженным европоцентристским характером.
Европоцентризм выражался в идее о линейном, одномерном течении истории и основывался на рационалистических идеях. Данилевский точно определил его как «отождествление судеб романо-германского племени и всего человечества».
Критика почвенников была обоснована и иллюстрировала противоречия европоцентризма требованиям научной методологии. Данное противоречие выражалось в том, что принятая в обществе модель мировой истории не соответствует ни одному требованию научной систематизации: разделение истории на древнюю, среднюю, новую объединяло разнородные события в одну группу, а родственные, наоборот, разъединяло.
Основным аргументом Данилевского было то, что в рамках европоцентристского подхода не было дано объяснения ни российской истории, ни истории народов стран Востока. Они фактически превратились в своего рода приложение к европейскому процессу развития.
Данилевский предлагает идею полицентризма культурных типов, многовариантность исторического развития.
Концепция Достоевского
Как выше говорилось, деятельность почвенников была направлена на сближение образованного населения с простым народом на основе религиозно-этнических ценностей. При этом отдельные представители начинали свои исследования с вопросов взаимоотношения человека и Бога, мира и Бога.
Достоевский, в отличие от многих своих современников, считал, что вне божественной идеи как высшего начала нравственные основания в самом человеке, развивающемся только за счет своих сил, условны. Только религия, по мнению автора, полностью обосновывает нравственность.
Достоевский говорил о том, что христианство отдает свое нравственное начало и велит верить в то, что оно нормальное, единое, а всякие условности отсутствуют. В своих произведениях Достоевский изучает все негативные последствия, которые влечет отказ от Бога.
Теория о человеке
По мнению Достоевского, человек являет собой великую тайну. Он говорит о том, что ничего дороже и значительнее человека нет, но вместе с тем, нет ничего и страшнее его. Достоевский высмеивает рационалистические идеи о человеке в соответствии с которыми поведение индивида определено соображениями выгоды и рассудком.
Писатель считал, что человек – существо иррациональное. Соответственно, познать его природу рассудочным путем невозможно. Мысль не сможет охватить всего человека, поскольку всегда есть иррациональный остаток, составляющий тот самый сокровенный смысл. В индивиде, по мнению Достоевского, скрывается акт творчества, который приносит в человеческую жизнь радости и страдания. Однако их понять, переделать разум не может.
Парадокс свободы
В своих изысканиях Достоевский говорит о том, что свобода всегда является выбором человека между злом и добром. Вопрос в том, сможет ли индивид, руководствуясь исключительно своими человеческими установками, сделать выбор? Достоевский показывает, что отказываясь от Бога, человек логически заключает, что Всевышний отсутствует, а, значит, позволено все. Бога нет, следовательно, нет греха и бессмертия, смысла жизни тоже нет.
Невозможно человеку, по мнению Достоевского, прожить без Бога. В противном случае он превратится в существо безнравственное. Для субъекта, отказавшегося от Бога, саморазрушение личности неизбежно.
Европейский социализм в трудах Достоевского
Писатель рассматривает европейский социализм в качестве продукта западноевропейской культуры. Он говорит о том, что ключевой в учении является экономическая проблема.
Между тем, по мнению Достоевского, проблема социализма в большей степени атеистическая. Он говорит о том, что новое европейское учение устраняет христианство и заботится, в первую очередь, о насущном хлебе. Социализм Запада, заключает писатель, таким образом устраняет не капитализм, а религию. В таком варианте идея исторического развития оценивается Достоевским как «дьявольская», не учитывающая духовное происхождение людей.
Атеистическому социализму Запада писатель противопоставляет идею русского социализма, объединяющего все. В основе этой концепции лежит стремление русского народа объединиться с другими культурами.