Что такое почвенное питание 6 класс
§ 14. Почвенное питание растений
Вспомните
Автотрофные организмы образуют органические вещества из неорганических с использованием энергии света. Растения справедливо называют уникальной фабрикой органических веществ. Ежегодно они создают сотни миллиардов тонн органических веществ, которыми питаются все другие организмы, в том числе и человек.
Большинству растений свойственно почвенное (корневое) и воздушное (фотосинтез) питание. Водоросли, а также некоторые водные растения усваивают питательные вещества всей поверхностью тела. Растения осуществляют почвенное питание с помощью корней.
В корне от верхушки до основания выделяют четыре зоны: деления, растяжения (роста), поглощения (всасывания), проведения (рис. 38).
Рис. 38. Строение корня
В почвенном питании растений важную роль выполняет зона всасывания, в которой располагаются корневые волоски (см. рис. 38).
На 1мм 2 поверхности корня может располагаться от 200 до 400 корневых волосков. За счет огромного числа корневых волосков всасывающая поверхность корня возрастает примерно в 18 раз. На рисунке видно, что корневой волосок — одна сильно вытянутая клетка длиной 1—2 мм. Корневые волоски недолговечны и постоянно обновляются. Они покрыты слизью и тесно соприкасаются с частицами почвы (рис. 39). Благодаря этому облегчается всасывание воды с растворенными веществами.
Рис. 39. Срез корня в зоне всасывания
Корневые волоски поглощают из почвы воду с растворенными в ней минеральными веществами, которые поступают в соседние клетки, а затем в сосуды корня. По сосудам под давлением водный раствор поднимается в другие органы растения. Это давление называют корневым давлением.
Ответьте на вопросы
Новые понятия
Автотрофные и гетеротрофные организмы. Почвенное питание растений.
Подумайте!
Как отразится на растении недостаток минеральных веществ в почве?
Моя лаборатория
Наблюдать корневое давление вы сможете, если у комнатного растения бальзамина срежете стебель на высоте 10 см и на пенек наденете короткую резиновую трубку, которая соединит пенек со стеклянной трубкой (рис. 40). Почву в горшке следует полить теплой водой, после чего вода начнет подниматься по трубке и вытекать из нее. Подумайте, что изменится, если почву полить холодной водой.
Рис. 40. Схема опыта: поглощение воды корнем
Чтобы узнать, какие минеральные вещества растения поглощают из почвы, в одном сосуде готовят питательный раствор, содержащий в небольших количествах все необходимые растению минеральные соли. В другой сосуд наливают раствор, исключив из него калий, в третий — исключив азот, в четвертый — железо, в пятый — кальций, в шестой — фосфор. В сосуды помещают одинаковые растения и наблюдают за их развитием, отмечая, как изменится высота и окраска растений во всех сосудах.
Эти опыты позволили установить, что растения хорошо развиваются лишь в том случае, если в растворе содержатся в достаточном количестве все минеральные соли.
Другими опытами было доказано, что из химических элементов растению больше всего необходимы азот, калий и фосфор.
По окраске, форме, размерам растения можно определить, каких веществ ему не хватает. Так, при недостатке азота растение становится бледно-зеленым. При нехватке фосфора у картофеля желтеют и отмирают ткани по краям листьев. Признаком недостатка калия служит появление на листья бурых пятен.
Удобрения. За лето растения используют много минеральных веществ. Например, пшеница на площади 1 га поглощает из почвы более 40 кг азота, 20 кг фосфора, 25 кг калия. Поэтому следует систематически восполнять запасы минеральных веществ в почве, вносить их своевременно и строго по нормам.
Удобрения разделяют на минеральные и органические.
В последнее время при выращивании растений применяют микроудобрения. Они необходимы растениям в очень небольших количествах. При этом значение микроудобрений велико. Они повышают устойчивость растений к болезням, неблагоприятным условиям окружающей среды.
Восполняя недостаток тех или иных веществ в почве, нужно помнить, что вносить удобрения следует строго по норме, так как их излишек может повредить растениям, вызвать угнетение роста, развития, снизить урожай. Так, при избытке азота растения сильно вытягиваются в длину. В клубнях картофеля снижается содержание крахмала, в листьях капусты — сахара. Из-за этого картофель и капуста плохо хранятся, быстро гниют. Избыток азотных удобрений ведет к перенасыщению растений нитратами — вредными для здоровья веществами.
Избыточное внесение удобрений вредит окружающей среде. Они вымываются дождями из почвы и стекают в водоемы. Это способствует бурному развитию цианобактерий, вызывающих «цветение» воды и приводящих к гибели рыбы.
Презентация по биологии «Почвенное питание» (6 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Почвенное питание растений
Сущность процесса питания Питание – процесс получения организмом энергии и веществ через пищу.
Вещества растений неорганические вещества вода соли органические вещества белки жиры углеводы витамины
Что такое питание растений? Питание растений – это ___________ поглощения и ________растениями из ________ _______ химических элементов, необходимых для их жизни. Большая советская энциклопедия процесс усвоения окружающей среды
Почвенное питание растений связано с поглощением воды и минеральных веществ с помощью корневых волосков зоны всасывания корня. Вода, минеральные вещества корневые волоски клетки корня сосуды корня сосуды стебля сосуды листа клетки листа
Испарение воды (транспирация)
Какие вещества поглощает корень? Минеральные соли ВОДА Почвенное питание – это поступление воды и минеральных солей в растение из почвы через корень. Тело растений на 50-98% состоит из воды Азот Калий Фосфор Кальций Магний Сера
Домашнее задание Параграф 24 читать Записи в тетради учить Вопрос 1 после пар.24 письменно
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Авторская разработка онлайн-курса
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-082389
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Правительство направит регионам почти 92 миллиарда рублей на ремонт и оснащение школ
Время чтения: 1 минута
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
В России разработают рекомендации по сопровождению студентов с ОВЗ
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Число участников РДШ за 2021 год выросло в три раза
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Биология. 6 класс
Конспект урока
Урок 2. Удобрения и почвенное питание растений
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
Основная и дополнительная литература по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В этом уроке мы продолжим формирование понятия об обмене веществ, о питании организмов как одном из составляющих процессов обмена веществ, об особенностях почвенного питания растений, знания о почве как среде обитания растений, о составе и структуре почвы.
Любое растение – это настоящий живой организм, и для того, чтобы его развитие шло полноценно, требуются жизненно важные условия: свет, воздух, влага и питание. Все они равнозначны и недостаток одного пагубно сказывается на общем состоянии.
Особенности процесса питания Являющаяся основным источником энергии, без которой угасают все жизненные процессы, пища необходима каждому организму. Следовательно, питание – не просто важное, а одно из основных условий для качественного роста растения, и они добывают пищу, пуская в ход все надземные части и корневую систему. Посредством корней они извлекают из грунта воду и нужные минеральные соли, пополняющие необходимый запас веществ, осуществляя почвенное или минеральное питание растений.
Существенная роль в этом процессе отведена корневым волоскам, поэтому подобное питание носит еще одно название – корневое. С помощью этих нитевидных волосков растение вытягивает из земли водные растворы самых разных химических элементов. Работают они по принципу насоса и располагаются на корне в зоне всасывания. Растворы солей, поступающие в ткани волоска, перемещаются в проводящие клетки – трахеиды и сосуды. По ним вещества попадают в проводные зоны корня, далее по стеблям распространяются по всем надземным частям.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Как сказывается избыток удобрений на росте и развитии растений? Выберите несколько вариантов ответа.
2. Растение сильно вытягивается в длину.
3. В клетках растений накапливаются нитраты.
4. Приводит к гибели рыбы и других организмах в ближайших водоёмах.
5. Листья растения желтеют.
Правильный вариант ответа:
2. Растение сильно вытягивается в длину.
3. В клетках растений накапливаются нитраты.
4. Приводит к гибели рыбы и других организмах в ближайших водоёмах.
Задание 2. Заполните пропуски в тексте.
Слизь, образующаяся на поверхности _______ волосков, растворяет ____ частицы почвы, облегчая их поглощение. Поглощенные корневыми волосками вода и минеральные вещества поступают в ______ зону корня. Здесь по сосудам они поступают в стебель. Это давление называют _________. Наличие такого давления доказывает ______ растений – выделение сока из поврежденного или перерезанного стебля. Особенно интенсивно сокодвижение происходит ______.
Слизь, образующаяся на поверхности корневых волосков, растворяет минеральные частицы почвы, облегчая их поглощение. Поглощенные корневыми волосками вода и минеральные вещества поступают в проводящую зону корня. Здесь по сосудам они под давлением поступают в стебель. Это давление называют корневым. Наличие корневого давления доказывает «плач» растений – выделение сока из поврежденного или перерезанного стебля. Особенно интенсивно сокодвижение происходит весной.
Что такое почвенное питание растений
Ответ или решение 2
Растению как и любому другому живому организму необходимо добывать питательные вещества для дальнейшего функционирования и развития и роста. Большинство растительных организмов питаются за счет поглощения минеральных веществ из почвы. За счет корневых волосков вода с различными неорганическими элементами по типу насоса поступают в клетки корня. Из них вещества идут в корневые сосуды, по ним вода поступает в сосуды стебля, листа и в конечном итоге в клетки листа. На всех этапах минералы используются по назначению организма. Такое питание называют почвенным.
Почвенным называется тип питания растений, который осуществляется с помощью корней путем всасывания из земли растворенных в воде минералов и прочих питательных веществ.
Значение почвенного питания
Как известно, растения являются единственными автотрофными организмами. Т.е. только они могут синтезировать из неорганических соединений органические вещества. Неорганические вещества в растения попадают двумя основными путями:
Оба способа важны и взаимодополняют друг друга. Из грунта растения получают, в первую очередь, различные минералы и такие вещества, как:
Перечисленные компоненты необходимы для роста практически всех представителей флоры. Всасывают воду с растворенными минералами из почвы растения с помощью очень тонких корневых волосиков. Эти волосики вырабатывают специальные экстракты, которые ускоряют разложение минералов внутри почвы и ускоряют их усвоение растением. Поскольку чем больше растение по размеру, тем больше же воды и питательных веществ ему нужно, то, соответственно, корневая система крупных видов занимает большую площадь.
Вода из волосиков передается в более толстые части корневой системы и, через специальные сосуды под давлением передается до самых верхних частей растения. Это можно заметить, если сделать надрез молодой коры дерева или срубить зеленую ветку: через некоторое время из поврежденного места начинает капать вода.
Эпифитные растения
Есть некоторые растения, которые не живут в грунте, а растут на других особях. Такие виды называются эпифитными. Они получают питательные вещества либо от растения, к которому они крепятся, либо из пылевых и грунтовых отложений между его ветками. Их корни свешиваются в воздух и усваивают воду из атмосферы. По большей части, такие виды встречаются в зонах, где воздух сильно увлажнен, поэтому извлечь из него влагу не составляет особого труда (например, на экваторе). К числу этих растений относятся:
Презентация к уроку биологии для 6 класса на тему «Почвенное питание растений»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Живые организмы Признаки живых организмов Живые организмы разнообразны по форме, размерам, внешнему виду, образу жизни. Существуют ли признаки, которые отличают живые организмы от тел неживой природы?
Признаки живых организмов Энергия организма Движение Выделение Размножение Питание Рост и развитие Дыхание
Каков тип питания у этих организмов?
Тема урока: Почвенное питание растений Цель: изучить сущность понятия «почвенное питание» растений как важнейшего процесса жизнедеятельности.
Сущность процесса питания Питание – это процесс получения органических веществ и энергии.
Питание растений – это _________ поглощения и ________ растениями из ________ _______ химических элементов, необходимых для их жизни. процесс усвоения окружающей среды Особенности питания растений
Способы питания растений: Почвенное Воздушное
Москва С.-Петербург 600 км Рожь В 1937 году немецкому натуралисту Диттмеру удалось измерить и подсчитать все корни у одного экземпляра озимой ржи. В общей сложности рожь имела 13 835 143 корня суммарной площадью поверхности 225 кв. м и длиной до 600 км. Количество корней у растений
Зоны корня зона осарт зона яледени зона девепрония овенрйко клеичх зона яивыснавса проведения всасывания роста деления корневой чехлик
связано с поглощением воды и минеральных веществ с помощью корневых волосков зоны всасывания корня. Вода, минеральные вещества корневые волоски клетки корня сосуды корня сосуды стебля сосуды листа клетки листа. Почвенное питание растений
Какие вещества поглощает корень? Тело растений на 50-98% состоит из воды. Азот Калий Фосфор Кальций Магний Сера … Минеральные соли ВОДА Почвенное питание – это поступление воды и минеральных солей в растение из почвы через корень.
Азот Для роста растения Значение элементов питания Пожелтевшие нижние листья у табака — признак недостатка азота
Фосфор Ускорение развития и плодоношения Усиление роста корней Повышение зимостойкости Значение элементов питания Признаки недостатка фосфора на листьях томата
Калий Поддерживает водный режим Повышает морозо- и засухоустойчивость Снижение поражаемости заболеваниями Недостаток калия –появление бурых пятен на листьях, отмирание листвы Значение элементов питания
Предлагаю… физминутку для хорошего настроения!
Полагаю, сегодня вы узнали много нового! Поэтому предлагаю небольшой тест для закрепления вновь полученных знаний… Тест «Да-нет» 1. Корневые волоски находятся на всем протяжении корня. 2. Корневые волоски – это длинные выросты клеток наружного слоя проводящей зоны корня. 3. Поступление в корень воды и минеральных солей происходит только в зоне всасывания. Перегной относится к минеральным удобрениям. Азот необходим для роста растения. НЕТ ДА ДА НЕТ ДА
А теперь повторим материал урока и составим синквейн… 1 существительное; 2 прилагательных; 3 глагола; 4 слова: предложение-характеристика; 1 слово – вывод. 1 вариант 1.ПИТАНИЕ 2. __________ 3. __________ 4. __________ 5. __________ 2 вариант 1. УДОБРЕНИЯ 2. __________ 3. __________ 4. __________ 5. __________ Воздушное, почвенное Обеспечивает, восстанавливает, Питание определяет жизнедеятельность растения Жизнь! Минеральные, органические Кормят, помогают, всасываются Удобрения увеличивают плодородие почвы Необходимы!
Обязательный уровень – прочитать в учебнике стр. 94-95 и выучить опорный конспект. Дополнительный уровень – решить биологические задачи. ВСЕМ – составить синквейн «РОСЯНКА» Домашнее задание:
Оцени урок! Я узнал(а) много нового, интересного. Мне это пригодится в жизни. На все возникшие вопросы я получил(а) ответы, но хотелось бы знать больше. Ничего интересного для себя я не узнал(а).
Спасибо за внимание.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Авторская разработка онлайн-курса
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-261743
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Правительство направит регионам почти 92 миллиарда рублей на ремонт и оснащение школ
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.