Что такое подъемник строительный
Строительные подъемники и их использование в высотных работах. Востребованные модели, их характеристики
Строительные подъемники — это специализированные механизмы для осуществления вертикальных потоков. Используются они, главным образом, на строительных объектах, при возведении высотных сооружений. Строительные подъемники в широком ассортименте предлагаются компанией «Рентал инжиниринг». Здесь представлен большой выбор моделей с различными характеристиками; имеется возможность краткосрочной и долгосрочной аренды. Сегодня вместе «Рентал инжиниринг» поговорим о наиболее востребованных типах конструкций.
Основные виды подъемников
В строительстве применяют разные типы конструкций. Пользуются спросом грузопассажирские подъемники — это незаменимый вид технического оборудования для любого строительного процесса (возведения высотных зданий, фасадных работ, монтажа металлоконструкций и других типов работ). Позволяет транспортировать персонал и технические ресурсы на значительную высоту. Грузопассажирский подъемник — своего рода лифт. Его основная особенность заключается в наличии закрытой кабины.
На фото ниже представлен грузопассажирский подъемник VECTOR SC 200.
Данная модель оснащена просторной кабиной. Дополнительно конструкция может быть оснащена местом для оператора для более качественного выполнения работы и освобождения полезного пространства в самой кабине. Модель долговечна и устойчива к внешним воздействиям. Другие преимущества подъемника:
Мачтовые рабочие платформы
Строительные подъемники этого вида используются с целью перемещения грузов по вертикали. Мачтовые платформы сконструированы на основе металлической мачты, и снабжены электроприводом. Такие подъемники крепятся к стене здания либо перекрытию. Вариант платформы — модель Scanclimber SC 1000.
Это сбалансированная и устойчивая к внешним воздействиям качественная платформа. Спектр ее применения широк. Scanclimber SC 1000 можно использовать как для подготовки кадров в центрах обучения, так и для реальных строительно-монтажных работ. Эта небольшая, однако многофункциональная модель имеет все необходимые сертификаты и подходит для работ, требующих мобильности.
Грузовые
Подъемники этой категории производятся на основе гидравлических рычажных конструкций либо на основе электропривода. Они оснащаются специализированным креплением к несущей конструкции, стене, перекрытию. Но в некоторых случаях возможны и другие варианты. Например, механизм раскладного типа является самонесущим и не требует дополнительного наличия мачты. Гидравлические подъемные конструкции не снабжаются вертикальными направляющими. В них основная нагрузка распределяется на горизонтальном основании. Но данная подкатегория конструкций обычно ограничена в плане допустимой высоты подъема.
На фото ниже можно увидеть модель грузового подъемника — Scanclimber SC 8 M.
Для него не требуется фундамент, поскольку модель монтируется на собственной раме. Наземная станция в этой модели, которая обычно используется в других типах подъемников, заменена на раму. Поэтому конструкция монтируется намного быстрее и проще. Ее легче перемещать по площадке строительного объекта. Есть только одно требование — для эксплуатации необходима ровная и плотная поверхность.
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Виды строительных подъемников
Виды строительных подъемников
Все изменилось с тех пор, когда появились подъемники, представляющие собой специальные механизмы, позволяющие безопасно поднимать людей и строительное оборудование на большую высоту. На сегодняшнее время существуют различные виды строительных подъемников. Некоторые из них предназначены для выполнения наружных работ, а некоторые, мобильные подъемники, можно с успехом использовать и внутри помещения.
Гидравлические и пневматические, управляемые и самоходные, гусеничные и колёсные, коленчатые, и вот такие ножничные подъёмники — все они отличаются комплектацией, принципом работы и сферой использования. О том, какие разновидности строительных подъемников существуют на сегодняшний час, как раз и пойдет речь в данной статье строительного журнала.
Виды строительных подъемников
Современный рынок предлагает большое разнообразие строительных подъемников. Все они отличаются не только ценой, но и характеристиками, которые во многом определяют их сферу использования.
Так, например, самые распространенные виды подъемников классифицируются на:
Ножничные подъемники
Данный вид строительных подъемников получил немалую популярность из-за своих компактных размеров и универсальности. Обладая достаточно большой грузоподъёмностью (до 5 тонн) ножничный подъемник способен справиться с большой высотой подъёма. Платформа ножничных подъемников передвигается строго по вертикали, опускаясь и поднимаясь системой перекрёстных рычагов.
Ножничные строительные подъемники, возможно, использовать как снаружи объекта, так и внутри него. Данный вид подъемного оборудования бывает несамоходным и самоходным, оснащенным бензиновым, дизельным и электродвигателем. Благодаря наличию просторной рабочей площадки, маневренности и большой мощности, ножничные подъемники способны справиться с большинством поставленных задач по подъёму оборудования на большую высоту.
Коленчатые подъемники
Такие строительные подъемники оснащены небольшой рабочей платформой, как правило, одноместной, которая закреплена на специальной стреле. Движение стрелы подъемника может происходить и по вертикали, и по диагонали. Вследствие этого данный вид строительных подъемников получил наибольшее применение при монтаже и подключении линий электропередач.
Коленчатые подъемники способны обеспечить безопасный подъем на высоту более 40 метров, а благодаря небольшим габаритам, такие подъемники очень маневренны. Движение механизмов в коленчатых подъемниках осуществляется за счет установленного в них дизельного или бензинового электродвигателя.
Мачтовые подъемники
Являются ещё одной разновидностью строительных подъемников. Конструкция мачтовых подъемников состоит из несколько жёстко закреплённых ферм, которые поднимают и опускают по вертикали кабину. В зависимости от назначения, различаются грузовые и грузопассажирские мачтовые подъемники, предназначенные для подъёма людей на определенную высоту.
Данный вид строительного подъемника, прежде всего, получил наибольшее применение в строительстве, для транспортировки грузов и людей на высоту до полусотни метров. Без использования мачтовых подъемников не было бы возможным выполнение многих строительно-монтажных и отделочных работ.
Фасадные подъемники и люльки
Самый простой тип строительных подъемников — это фасадные люльки. Осуществление подъёма платформы на высоту, в данном случае, происходит посредством системы тросов, движение которых, нередко приводится вручную.
Тросовые подъемные механизмы привлекают своей доступностью и дешевизной, небольшими размерами и малым весом. Однако такой тип подъемного оборудования не всегда безопасен, да и не способен справиться он с большими высотами, и таким же объёмом строительных работ.
Виды строительных подъемников
Строительные подъемники различного назначения используются для подъема грузов и работников. Конструкция этих машин позволяет осуществлять вертикальный подъем. Это сокращает затрачиваемое на установку подъемника и перемещение груза время, дает возможность установить агрегат на сравнительно небольшом пространстве.
Мачтовые
Мачтовый механизм подъемника базируется на вертикально расположенном решетчатом основании. Несущие устройства перемещаются вдоль этого основания. В состав мачтового механизма входят 1 или несколько матч, установленных вертикально или под наклоном. Вначале мачта крепится к элементам строящегося здания. Ее длину наращивают по мере продвижения работ. Стационарные мачтовые подъемники в строительстве чаще всего используются во время фасадных работ, а также для подъема на высоту грузов весом от 250 кг до 3 т, перемещения сотрудников.
Шахтные
Конструкция шахтных подъемников практически аналогична конструкции мачтовых машин, однако в силу ограниченности шахтного пространства мачта располагается внутри грузонесущего приспособления. В дополнение к экономии места такая конструкция обеспечивает двухсторонний доступ к платформе.
Стреловые
Стреловые подъемники позволяют поднимать груз на высоту в среднем от 15 до 45 м. Кроме непосредственно подъема, они дают возможность перемещать груз вдоль фасада строящегося или реконструируемого здания. Их часто используют во время вырубки деревьев, в ходе ремонтных работ. Основные разновидности стреловых подъемников:
Скиповые
Основа скипового подъемника — направляющая, которая крепится на несущие конструкции. По ней передвигаются ковш, платформа или бункер, в которых перемещается груз. В зависимости от конструкции скиповые подъемники обеспечивают подъем по вертикали или под наклоном, допускают опрокидывание груза в загрузочно-разгрузочные проемы.
Подвесные
Основной несущей конструкцией такого подъемника является трос. От его расположения зависит способ передачи создаваемой опорой нагрузки на подвесное устройство. Подвесные подъемники (другое название — «люльки») часто используются для проведения фасадных работ. Максимальная высота, на которую такой подъемник способен поднять груз, — 150 м. Максимальный вес груза — 1 т.
Ножничные строительные подъемники
Ножничные строительные подъемники представляют собой гидравлические столы, которые поднимаются в вертикальной плоскости при помощи расположенного под платформой ножничного механизма. Чаще всего служат для подъема грузов. Чтобы поднимать людей, платформу подъемника следует снабдить ограждением.
Электрические
Для питания электрических подъемников используется генерируемое электродвигателями электричество.
Гидравлические
Гидравлические подъемники приводятся в действие гидронасосом. Их часто применяют на производствах с повышенной вероятностью взрыва или возникновения пожара. Основные разновидности гидравлических подъемников — ножничные и лебедочные конструкции. В качестве силовых конструкций могут использоваться гидроцилиндры-толкатели.
Пневматические
Пневматические подъемники работают на системах, в которых используется сжатый воздух. Их чаще всего применяют для выполнения специальных работ. В строительстве они применяются редко.
Ручные
Особенность ручных подъемников состоит в том, что грузонесущие органы механизма приводятся в движение под действием мускульной силы человека. Поэтому их грузоподъемность относительно невелика.
Одноместные
Одноместные подъемники предназначены для подъема 1 рабочего на высоту до 12 м. При этом для обеспечения безопасности рабочая площадка всегда ограждается. Их используют во время прокладки проводки, работ по облицовке фасадов, установки климатических систем. Такие подъемники требуют минимального времени на установку, обеспечивают высокую производительность труда. Стандартная грузоподъемность — до 150 кг.
Двухместные
Двухместные телескопические подъемники обеспечивают подъем на нужную высоту одновременно 2 человек. Максимальная высота подъема — 14 м. Их используют во время облицовочных и строительных работ, прокладки проводки, установки светильников, монтажа климатических систем. Грузы также располагаются в люльке.
Самоходные
Самоходные подъемники передвигаются в результате работы электродвигателя. Чаще всего такие подъемники бывают ножничного типа. Используются также телескопические и коленчатые модели. Такие подъемники применяют во время монтажа систем энергоснабжения, осветительных приборов, во время фасадных, строительных работ, покраски стен и сооружений, обрезки деревьев, на складах.
Несамоходные
Несамоходные подъемники требуют управления с пульта. Чаще всего это делается из отдельной кабины. Питание к такому подъемнику подается от аккумуляторов или электросети. Чаще всего их используют во время монтажа окон и остекления, клининговых работ.
Грузовые
Грузовые подъемники используются для подъема и перемещения грузов. Отличаются повышенной грузоподъемностью.
Грузопассажирские
Грузопассажирские подъемники предназначены для подъема и перемещения и грузов, и работников. Поэтому их оборудуют перилами, местами для крепления монтажных поясов и другими приспособлениями, призванными обеспечить безопасность работников на высоте.
Монтажные
Так называют подъемные механизмы, которые задействуются во время строительства, монтажа, ремонта, других типов работ. В зависимости от назначения, они бывают грузовыми или грузопассажирскими, самоходными либо передвижными, могут обладать электрическим или электрогидравлическим приводом.
Виды строительных подъёмников по обобщённой классификации
Рис.1 Грузовые строительные подъёмники на объекте.
Единственным стандартом, устанавливающим на сегодняшний день порядок и структуру классификации подъёмников является ГОСТ Р 52045-2003 «Подъемники с рабочими платформами». Но очевидно, что на строительных объектах встречаются также те типы и виды подъёмников, которые не попали в перечень данного классификатора. С другой стороны, необходимо признать, что в указанном стандарте обозначены принципы систематизации, не в полной мере отражающие объективные потребности организаций или лиц, эксплуатирующих данный вид оборудования. Поэтому, на практике, чаще используют классификатор, который не стандартизован по указанному ГОСТ-у, а упрощённый, но более утилитарный.
Простой метод классификации подъёмников апеллирует к реально используемым в работе строителей признакам и параметрам: распределение по определённым классам и группам происходит на основе актуальных эксплуатационных характеристик и конструктивных особенностей, наиболее существенных при решении строительных или технологических задач. В этом случае подбор подъёмного оборудования оптимально соответствует конкретным условиям строительного или промышленного объекта.
Основными эксплуатационными техническими характеристиками подъемников являются: грузоподъёмность (масса груза или количество пассажиров), максимальная высота подъёма, скорость подъёма, размеры грузонесущего устройства, а также характеристики привода механизма подъёма, размеры оборудования в транспортном положении.
Виды строительных подъёмников в соответствии с общей классификацией систематизированы по следующим признакам:
1. По функциональному назначению.
Грузовые подъемники допускают только перемещение грузов без людей. Такие подъемники могут дополнительно оснащаться средствами механизированной разгрузки грузонесущего устройства, что при определенных обстоятельствах позволяет увеличить их пропускную способность и повысить безопасность обслуживающего их персонала.
Грузопассажирские подъемники предназначены для перемещения людей и грузов. Их применение экономически целесообразно в высотном строительстве при возведении объектов свыше 6-10 этажей (в зависимости от размеров сооружения). К подъёмникам данной группы предъявляются требования повышенной безопасности.
Монтажные (технологические) подъёмники не предназначены для выделенных операций по транспортировке грузов, а используются для обеспечения с их рабочих площадок (или платформ) различных работ, требующих как размещения персонала, так и удержания запаса строительных материалов, инструмента, оснастки или монтируемого оборудования. Подъёмники данной группы применяются для различных монтажных, технологических, ремонтных и производственных работ.
Рис.2 Мачтовые грузовые подъёмники на строительстве жилого дома.
2. По виду несущей конструкции.
Мачтовые подъёмники. Основным компонентом мачтовых подъемников является одна или несколько вертикальных или наклонных мачт решетчатой конструкции, вдоль которой/-ых способно перемещаться одно или более грузонесущих устройств.
Вдоль мачты, имеющей обычно прямоугольное либо треугольное поперечное сечение, расположены направляющие, на которые опирается грузонесущее устройство подъемника. В стационарных решениях подъемника мачты, опирающиеся на опорную раму, как правило крепятся к элементам строительных или производственных объектов с определенным шагом опор. Мачты выполнены с возможностью дополнительного наращивания (с грузонесущего устройства) их высоты по мере продвижения строительства объекта. Наращивание мачты подъемника также может осуществляться с применением иных грузоподъемных устройств, работающих на строительной площадке. Такие подъемники применяются как для обслуживания грузо- и пассажиропотоков, так и для выполнения фасадных или монтажных работ (мачтовые рабочие платформы).
Стреловые подъемники передвигаются на самоходном шасси и оснащены стрелой коленчатого или телескопического исполнения, на конце которой размещается рабочая платформа. Применяются при выполнении строительно-монтажных, ремонтных и, реже, отделочных работ.
Скиповые подъемники, как правило, имеют мобильное исполнение и предназначены для подъема грузов на относительно небольшую высоту: например, для подъема черепицы на крышу малоэтажного здания.
Подвесные подъёмники. В подвесных подъемниках, в отличие от других видов, несущая конструкция имеет гибкое исполнение в виде грузовых канатов (троса) и работает на растяжение, а не на сжатие. Таким образом, способом передачи нагрузки является подвес, а не опора. Подвесные подъемники применяются, как правило, при работах на фасадах зданий, внутри труб, технологических ёмкостей, где невозможен доступ снизу. Такие подъёмники относятся к категории монтажных и служат для выполнения технологических или ремонтных работ. Широкое применение находят подвесные фасадные люльки.
Рис.3 Подвесные подъёмники на фасадных работах
3. По типу привода
Электрические подъёмники используют в качестве источника механической энергии электродвигатели.
Пневматические подъёмники в строительстве, практически, не используются. Устройства, применяемые для специальных работ по подаче (перекачке) сухого цемента в технологической цепочке производства бетонных смесей или строительных растворов, хотя и носят название пневмоподъемников и пневмопогрузчиков, фактически, являются насосными агрегатами.
Рис.4 Привод электрического грузового подъёмника.
4. По способу передачи движения (вида трансмиссии).
В подъемниках применяют реечные, тросовые (канатные), цепные или винтовые механические передачи.
В строительстве наиболее распространены тросовые модели подъёмников, как наиболее простые и дешёвые в производстве и при ремонте. Но они имеют конструктивное ограничение по высоте, связанное с растяжением грузового каната (троса).
В подъемниках большой высотности используются реечные передачи, позволяющие достаточно просто наращивать несущую конструкцию подъемника на различных этапах его эксплуатации. К секциям мачты подъёмника крепятся фрагменты, которые при соединении секций образуют протяжённую зубчатую рейку. Для обеспечения безопасной работы подъемника в зацеплении с этой рейкой одновременно находятся не менее двух шестерен пары приводов грузонесущего устройства. При разрушении одной из шестерен другие шестерни способны обеспечивать нормальное функционирование подъемника. Эксплуатационные расходы подъемников с реечной передачей выше, чем у подъемников с канатной или цепной передачей.
Рис.5 Строительный подъёмник с реечной передачей.
5. По типу грузонесущего устройства.
Для вертикального транспортирования людей и грузов в качестве грузонесущего устройства применяются кабины. Для транспортирования исключительно грузов можно применять открытые грузовые платформы, монорельсы, ковши, крюки и иные грузозахватные приспособления. При выполнении фасадных работ перемещение рабочих вдоль фасада осуществляется с применением подвесных люлек (рабочих платформ), имеющих специальное ограждение.
Рис.6 Тросовый подъёмник с открытой грузовой платформой.
6. По способу установки.
Стационарными являются подъемники, положение несущих конструкций которых не меняется в течение всего срока эксплуатации этих механизмов на конкретных строительных объектах.
Передвижные подъемники имеют схожую конструкцию с манипуляторами, перемещающимся на колёсном или рельсовом ходу, и применяются для транспортирования грузов. Такой подъемник обеспечивает подъём и горизонтальное перемещение (по периметру строящегося объекта) грузонесущего устройства и, как правило, предусматривает выполнение погрузочно-разгрузочных работ с ограниченным участием.
Мобильные, в том числе, самоходные подъемники в отличие от стационарных выполнены с возможностью изменения их положения относительно строительного объекта и могут привлекаться лишь на отдельных этапах строительства.
7. По наличию крепления.
Свободностоящие подъёмники имеют собственную несущую мачту или стрелу. Как правило, такая конфигурация используется в мобильных моделях данного класса оборудования.
Опирающиеся или закреплённые на элементах объекта. Все основные виды строительных подъёмников, особенно большой грузоподъёмности, крепятся к стенам или перекрытиям здания, сооружения. Это значительно повышает устойчивость и жёсткость конструкции, повышенная прочность позволяет достичь большей грузоподъёмности и производительности подъёмного механизма.
Рис.7. Стационарный грузопассажирский подъёмник, закреплённый на стене здания.
8. По грузоподъёмности.
Основной характеристикой строительных подъемников, как и любого грузоподъёмного механизма, является их грузоподъёмность. Чем выше г/п, тем прочнее и массивнее конструкция, тем сложнее монтаж и транспортировка оборудования. Мобильные модели подъемников, как правило ограничены грузоподъемностью, порядка, 500 кг, но и время, затрачиваемое на их установку и демонтаж, минимально.
9. По максимальной высоте подъёма и скороподъёмности.
Максимальная высота подачи грузов является технической характеристикой и отражает конструктивные особенности каждого из типов подъёмных механизмов. Наибольшие рабочие высоты могут обеспечить мачтовые и подвесные конструкции. При этом существенным ограничением является растяжение троса (грузового каната), поэтому подачу грузов на максимальные высоты способны обеспечить только реечные механизмы привода.
Дополнительно подъемники также могут быть классифицированы в зависимости от количества приходящихся на один строительный подъемник грузонесущих устройств и числа входящих в его состав мачт; от возможности механизированной погрузки/разгрузки транспортируемых грузов.
В зависимости от величины грузопотока могут применяться от одного до нескольких различных или однотипных строительных подъемников. При использовании нескольких мачтовых механизмов сооружают т.н. «холл», объединяющий все подъёмники в единый комплекс оборудования:
Рис.8 Комплекс высотных мачтовых подъемников на строительном объекте «Башня Федерация» Московского международного делового центра (Москва-Сити). Холл включает шесть грузопассажирских кабин, каждая из которых способна перевозить до 2 тонн груза или 27 человек со скоростью до 100 м/мин, высота подъёма нескольких подъемников составляет более 300 м.
Материал подготовлен совместно специалистами кафедры «Подъёмно-транспортные системы» МГТУ им. Н.Э. Баумана и «ПО Стройтехника».