Что такое подготовка к военной службе
Призывникам
Служба
Обязательная подготовка граждан к военной службе
В современных условиях подготовка граждан Российской Федерации к военной службе является приоритетным направлением государственной политики.
В рамках реализации Концепции федеральной системы подготовки граждан к военной службе на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. № 134-р, создана многоуровневая (федеральная, региональная, муниципальная) система подготовки молодежи к военной службе. Расставлены приоритетные направления развития этой системы, намечены цели и пути ее реализации.
Обязательная подготовка граждан к военной службе в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает:
• получение начальных знаний в области обороны;
• подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования и начального профессионального, среднего профессионального образования, а также в учебных пунктах организаций.
Кроме того, в обязательную подготовку граждан входят военно-патриотическое воспитание, подготовка их по военно-учетным специальностям солдат, матросов и сержантов.
Получение гражданами начальных знаний в области обороны регламентировано федеральными государственными образовательными стандартами среднего (полного) общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами начального профессионального и среднего профессионального образования и предусматривает получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение навыков в области гражданской обороны.
До призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение двух последних лет обучения. Данная подготовка осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных учреждений в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и предусматривает проведение с ними учебных сборов.
Граждане мужского пола, достигшие возраста 16 лет, работающие в организациях и не прошедшие подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях, привлекаются к занятиям по основам военной службы в учебных пунктах, создаваемых в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Важной составляющей является и военно-патриотическое воспитание граждан. Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления совместно с Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная служба, и должностными лицами организаций в обязательном порядке и систематически проводят работу в этом направлении.
При этом граждане, прошедшие подготовку в военно-патриотических молодежных и детских объединениях, пользуются преимущественным правом на поступление в военные образовательные учреждения профессионального образования. А их подготовка учитывается призывными комиссиями при определении вида Вооруженных Сил Российской Федерации и рода войск, а также других войск, воинских формирований и органов, в которых они будут проходить военную службу по призыву.
Приоритетным направлением обязательной подготовки является и подготовка граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов и сержантов.
Указанную подготовку получают граждане мужского пола, достигшие возраста 17 лет, в том числе учащиеся образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, в которых такая подготовка является составной частью профессиональной образовательной программы.
Гражданин, овладевший сложной военно-учетной специальностью солдата, матроса или сержанта, включенной в перечень, определяемый Правительством Российской Федерации, при призыве на военную службу вправе выбрать вид Вооруженных Сил Российской Федерации и род войск, другие войска, воинские формирования и органы с учетом реальной потребности в таких специалистах.
Обязательная подготовка граждан к военной службе: как проводится?
Обязательная подготовка граждан к военной службе
История подготовки к воинской службе
История подготовки берет своё начало в 1918 году. В январе этого года в СССР начался массовый набор населения для такого рода обучения. В мае этого же года правительство приняло закон, который подразумевал обучение без прекращения основной рабочей деятельности граждан. То есть, не прекращая работу на предприятии или заводе, гражданин проходил курс подготовки по военному делу.
Воинскую подготовку проходили все мужчины в возрасте от 16 до 40 лет. И к 1941 году в обучающих подразделениях и центрах обучение проходили более двух с половиной миллионов мужчин. Школы военной подготовки обучали летчиков, связистов, стрелков, моряков и множество других специалистов. И во время Великой Отечественной войны обучение военным специальностям прошли около девяти миллионов человек, что позволило организовать сильную и подготовленную армию.
Военная подготовка существовала еще век назад
Но и после войны обучение этим специальностям действовало еще до 1960 года. Поводом отменить мероприятия по базовой подготовке к воинским обязанностям стал демографический кризис этих лет и волна разоружения, проходившая повсеместно.
Внимание! В 1967 году подготовка возобновила свою работу, и подкреплялась законом «О всеобщей воинской обязанности». Упор в этот раз сделали на учеников 9-10 классов и студентов.
В мае 1991 года допризывная подготовка вновь была упразднена. И только в 1998 году законодательство РФ восстановило работу первоначальной военной подготовки, издав указ, который действует до сих пор.
Военная подготовка действует с 1998 года
Порядок программ по первоначальной военной подготовке
На сегодняшний день имеется определенный порядок действий, из которых и складывается понятие «военная подготовка». Рассмотрим эти пункты.
Освоение начальных знаний в области военного дела
Обеспечением начальной информацией по части обороны занимаются школы и другие учреждения общего среднего образования посредством ведения курса ОБЖ. Этот курс несет обязательный характер и включен в образовательную программу всех общеобразовательных учреждений.
Преподаватель курса ОБЖ рассказывает ученикам об основах и принципах поддержания здорового образа жизни, о системах защиты граждан от чрезвычайных ситуаций, о предотвращении их последствий, об устройстве системы обороны и воинских обязанностях.
Еще в школе на уроках ОБЖ преподаватели рассказывают об основах военного дела
Подготовка
Проводится подготовка по первоначальной информации о воинской службе для юношей различными образовательными учреждениями. Штатные преподаватели проводят курсы по установленным стандартам: об оружии и военной технике, боевых традициях, о том, как оказать первую медицинскую помощь, об уставе ВС РФ и других важных аспектах воинской деятельности.
Всех мужчин, которые достигли 16-летнего возраста, привлекают в учебные центры, где проводятся мероприятия, направленные на обучение и подготовку юношей к исполнению воинских обязанностей.
Внимание! Учебные центры создаются и регулируются органами местного самоуправления. Весь процесс создания и ведения программ в данных центрах подчиняется уставу, где также значится перечень необходимого оборудования, военного имущества, техники, учебных пособий.
Военно-патриотическое воспитание
Патриотизм воспитывается в гражданах на протяжении всей жизни. Система патриотического воспитания обеспечивается работой ряда организаций, каждая из которых действует с главной целью — сформировать у молодого поколения должный уровень ответственности, верность своей Родине, готовность защищать отчизну и население своей страны. Также в ходе мероприятий воспитывается устойчивость к различным ситуациям, тренируются физические навыки – всё, что необходимо комфортной и качественной службы в воинских структурах.
Медицинское обследование
Допризывники участвуют в различных мероприятиях, направленных на общее оздоровление психического и физического здоровья. Организовываются эти мероприятия системами здравоохранения, проводятся местной администрацией, а контролируются разработанными и утвержденными планами и уставами с четко прописанными инструкциями проведения подобных мероприятий.
Допризывники участвуют в разных мероприятиях
Программы оздоровительного характера обычно проводятся с молодыми людьми в виде ежегодных осмотров, профилактики, лечения, наблюдения за развитием юношей вплоть до постановки на учет призывной комиссией. После это программы не прекращаются, а становятся еще более тщательными и углубленными. Все выявленные патологии, недостатки или поводы для ограничений в исполнении служебных обязанностей подвергаются лечению с целью полного их устранения.
Прежде чем призывная комиссия внесет гражданина в список учета для призыва, он в обязательном порядке проходит медицинское освидетельствование, в ходе которого выявляются патологии, недостатки физического развития, ограничения, способные помешать в процессе несения службы.
Внимание! Минобороны и здравоохранения разработан порядок действий и ряд требований, по которым медицинские комиссии при призыве выносят решения о пригодности к службе.
Перед призывом в армию юноши проходят медкомиссию
В ходе медобследования гражданина осматривает ряд врачей-специалистов, которые проводят анализы, делаю флюорографию, УЗИ, кардиограмму, измерение роста, веса, соотношения мышечной массы и пр.
Существует классификация групп призывников.
Группа | Описание |
---|---|
Группа «А» | Годен. |
Группа «Б» | Годен с ограничениями. |
Группа «В» | Временно негоден. |
Группа «Д» | Негоден. |
Исходя из итогов прохождения медицинского осмотра и итогового решения медкомиссии призывная комиссия принимает решение относительно войск, в которые стоит направить призывника, учитывая выявленные ограничения или особенности его здоровья.
Внимание! Юноши, попавшие под группу «В», направляются на лечение либо процедуры на добор массы, к примеру, (в некоторых случаях это попадает под категорию ограничений) до сбора следующей призывной комиссии.
Если состояние здоровья у юноши неудовлетворительное, он не годен для службы
Подготовка по военно-учетным специальностям
Подготовка по такого рода специальностям проходит в специализированных общественных объединениях и учреждениях общего образования с молодыми людьми от 17 лет.
Система подготовки заключается:
Внимание! Военподготовка является обязательной, и содержит в себе по большей степени теоретические вопросы, но для отработки полученных знаний важно не упускать из виду практические занятий.
Военная подготовка является обязательной для всех призывников
Для этого существуют доп. программы, которые направлены на ту или иную специальность и которые предлагаются молодым людям. По завершении курсов гражданин получит документ, подтверждающий прохождение программы подготовки по определенной специальности, который дает право выбрать войска для дальнейшего несения службы.
В основном такими видами подготовки заведует Российская оборонная спортивно-техническая организация (РОСТО). Именно в этой организации каждый год получают подготовку огромное количество специалистов по широкому спектру специализаций: в учреждении имеются 500 образовательных организаций, 167 авиационно-спортивных, около 1500 спортивно-технических клубов и множество других подразделений.
Внимание! Кроме специальных центров, курсы подготовки проводят суворовские училища, кадетские корпуса, военные кафедры и военно-музыкальные учреждения.
Подготовка проводится под ведомством РОСТО, суворовских училищ и проч.
Также в большинстве ВУЗов имеются военные кафедры, дающие возможность проходить подготовку к армии параллельно с основным обучением на выбранную при поступлении специальность. Для того чтобы получить возможность подготовки на базе учебного заведения, студент должен обучаться образовательной программе ВУЗа на очной основе и успешно пройти медицинскую комиссии о состоянии здоровья, для подтверждения пригодности к службе.
Курс при ВУЗе совмещает в себе теоретические программы, практическую отработку навыков, учебные сборы на базе военных полигонов, а также участие в парадах, праздниках и проведении памятных дней.
Более того, молодые люди, которые овладели специальностями, после призыва имеют возможность свободно по своему желанию выбрать род войск при условии необходимости специалистов в том или ином виде подразделений и при наличии документа, подтверждающего факт освоения подготовки.
Внимание! Однако итоговое решение в любом случае принимает призывная комиссия, опираясь на освоенную специальность призывника и его медицинские показатели.
После обучения молодые люди могут сами выбрать род войск
Граждане, оставшиеся без попечительства родителей и являющиеся сиротами, имеют право на льготное зачисление в кадетские корпуса, и более того – несовершеннолетние юноши-сироты освобождаются от вступительных экзаменов. Обязательным условием является успешное прохождение медицинской комиссии.
Периоды обязательной подготовки
Обязательная подготовка юношей проходит в два этапа.
Этап | Описание |
---|---|
Первый этап | Этот этап несет легкий характер. В ходе этого этапа происходит выявление возможностей конкретного человека, его качеств и предпочтений допризывников. Также на первом этапе делается упор на физическое здоровье, его совершенствования и отработки недостатков. |
Второй этап | Имеет более четкие цели. Допризывников знакомят с углубленными теоретическими аспектами службы, с физическими и психологическими качествами, которые должны присутствовать у военных. Кроме того, получив необходимые теоретические навыки, юношей готовят к мероприятиям по подготовке к определенной воинской специальности. На этом же этапе происходит разделение на классы: наблюдение и связь, операторский класс, технологический, специального назначения, водительский и др. |
Подготовка проводится в два этапа
Добровольная подготовка
Отличие такой подготовки от обязательной заключается в отсутствии строгих правил организации, программах воспитания и общей системе действия организаций. Таким образом, подготовка заключается в тренировке и воспитании ряда качеств, требуемых для успешной службы в ВС страны. Юноши, выбравшие добровольную подготовку, вправе самостоятельно выбирать способы освоения программы по специальностям и курсы, которые помогут им в адаптации к их будущим обязанностям.
Иные занятия
ОБЖ – это первый и основной курс в ряде мероприятий по подготовке юношей к армии, целью которого ставится формирование у учеников позитивного и лояльного отношения к армии и службе по призыву. Однако не только курс ОБЖ помогает достичь желаемого эффекта.
Ученикам предлагается заниматься прикладными видами спорта, что ведет их к подготовке к выполнению своих воинских обязанностей.
Внимание! К таким занятиям относятся моделирование и изготовление вертолетов, самолетов, ракет, их управление, соревнования по авиамодельному спорту.
Юношам предлагается заниматься, например, моделированием, греблей и проч.
Спорт – один из наилучших способов получения должных навыков и качеств, которые пригодятся молодым людям в процессе несения службы. На сегодняшний день многоборье, дельтапланерный и мотоциклетный спорт активно принимают участие в допризывной подготовке.
Каждый из этих видов спорта нацелен на воспитание тех или иных качеств у юношей. Кроме того, они помогают выявить индивидуальные наклонности, особенности и качества молодых людей – то, что поможет в дальнейшем выбрать специальность для полноценной службы в ВС РФ.
Подготовка офицеров запаса
Во многих учреждениях имеется военная кафедра, на базе которой проходит так называемая подготовка офицеров. Этот вид подготовки является исключительно добровольным, никаких обязательных постановлений для ее прохождения нет.
Студенты могут обучаться на военной кафедре
Студенты, прошедшие срочную службу, но желающие иметь звание офицера, могут посещать занятия по обучению данного вида кадров. Однако если таковое желание отсутствует, принудить студента никто не вправе.
Для поступления на подготовку офицера запаса существует ряд правил, которые студент должен соблюсти:
Внимание! Если все условия соблюдены, студент может подавать документы на кафедру для зачисления в группу по обучению офицеров запаса.
Чтобы обучаться на военной кафедре, нужно сдать нормативы физподготовки
Ученикам выплачивается помощь в виде стипендии, которая прибавляется к основной, которую платит уже непосредственно ВУЗ. Финансы, поступающие на стипендии, выделяются от Минобороны РФ, в размере определенного процента от установленной в месте учебы стипендии: ученики, не прошедшие службу по призыву, получают 15%, а те, которые прошли – 25%.
По итогу прохождения курса подготовки офицеров ученики допускаются к госэкзамену. Чтобы справиться с ним, гражданин должен пройти курс обучения, а также учебные сборы и стажировку.
Когда обучение закончится, а госэкзамены будут сданы, формируются аттестационные листы и документы обучающихся на такой кафедре. В дальнейшем эти документы передаются для присвоения звания офицера и зачисления в запас ВС РФ. По итогу все документы направляются начальником в кадровые управления военных округов.
После обучения мужчины могут продолжать работать военнослужащими
Внимание! Если экзамен был не сдан, гражданин не допускается к присвоению звания офицера. Случается, что его направляют на пересдачу итогового экзамена или даже на переподготовку по ускоренной программе.
Военные сборы
Это программы, целью которых задана подготовка офицеров, проходящие в течение 30 суток по всем видам специальностей (кроме курса авиации). Студенты, проходящие курс подготовки, именуются курсантами.
В процессе проведения сборов курсанты проходят подготовку, сдают зачеты, а по завершению обучения сдают итоговые госэкзамены, которые принимаются комиссиями. Комиссии проходят при учебных центрах, в самом заведении, в котором проходилась подготовка, или непосредственно в частях.
Внимание! Лекции и практические занятия проводят штатные преподаватели. На лекциях преподается информация об основных уставах и порядках воинской службы. А в течение практических занятий отрабатывается физическая подготовка.
Нередко проводятся военные сборы
ВУЗы РФ с военной кафедрой
В России существует 35 ВУЗов, при которых функционирует военная кафедра и ведется предпризывная и офицерская подготовка.
В различных государственных университетах есть военная кафедра
Таким образом, в России сформирован и ведется целый ряд специализированных мероприятий, целью которых является формирование положительного отношения граждан к военной службе, осознания ее престижной специализацией. Для этого создаются специальные учреждения, формируются профильные кадетские классы, открываются военные кафедры при образовательных учреждениях среднего и высшего образования, организовываются военно-патриотические клубы.
Полностью контролируются и создаются эти программы военными ведомствами и комиссариатами. Кроме того, активно поощряется добровольная подготовка граждан к военному делу и получение военно-учетных специальностей. Патриотизм, физическая и психологическая подготовка, воспитание любви к Родине и желание ее защищать – вот основная задача подготовки граждан к службе.
Видео — Постановка на воинский учет и призыв в Вооруженные Силы РФ
Что такое подготовка к военной службе
от 3 февраля 2010 года N 134-р
(с изменениями на 30 октября 2021 года)
Документ с изменениями, внесенными:
2. Рекомендовать федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке и осуществлении мероприятий по подготовке граждан Российской Федерации к военной службе руководствоваться положениями Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2030 года, утвержденной настоящим распоряжением.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 3 февраля 2010 года N 134-р
КОНЦЕПЦИЯ
федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2030 года *
(с изменениями на 30 октября 2021 года)
I. Общие положения
II. Состояние подготовки граждан к военной службе и тенденции ее развития
Существующая в настоящее время система подготовки граждан к военной службе в Российской Федерации во многом повторяет прежнюю, рассчитанную на 2-годичный срок военной службы по призыву и принципиально иные качественные и количественные параметры и структуру военной организации государства. Переход с 2008 года на годичный срок военной службы по призыву повлек за собой значительное повышение требований к качеству подготовки граждан к военной службе.
Сложившаяся в настоящее время ситуация в сфере подготовки граждан к военной службе характеризуется рядом негативных факторов. К основным из них можно отнести:
снижение показателей состояния здоровья и физического развития большей части граждан, подлежащих призыву на военную службу. Доля граждан, ограниченно годных к военной службе, составила в 2009 году около 30 процентов;
отсутствие единого перечня требований к физической, психологической и интеллектуальной подготовленности гражданина к военной службе;
отсутствие федеральной системы подготовки граждан к военной службе, охватывающей все категории граждан начиная с дошкольного возраста;
недостаточные объемы физической нагрузки на занятиях по физическому воспитанию в образовательных организациях;
отсутствие преемственности программ физического воспитания в образовательных организациях;
недостаточное развитие военно-прикладных видов спорта;
отсутствие органа, обеспечивающего координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и общественных организаций в системе подготовки граждан к военной службе;
недостаточные объемы финансирования, выделяемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации на проведение социально ориентированными некоммерческими организациями мероприятий, направленных на военно-патриотическое воспитание граждан Российской Федерации.
Базовым фактором, определяющим способность гражданина проходить военную службу, является состояние его физического развития и здоровья.
По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, из 13,62 миллиона детей, обучающихся в школах, только 21,4 процента абсолютно здоровы, 21 процент имеют хронические, в том числе инвалидизирующие, заболевания.
Общий показатель годности к военной службе (суммарная доля годных к военной службе и годных к военной службе с незначительными ограничениями) граждан, прибывших на призывные комиссии, ежегодно снижается.
Продолжает оставаться низким качество медицинского освидетельствования граждан в ходе их постановки на воинский учет и призыва на военную службу (недостаточная квалификация врачей призывных комиссий, отсутствие необходимого количества специалистов, устаревшее медицинское оборудование, в том числе нехватка современных передвижных диагностических комплексов).
Следствием низких показателей состояния здоровья граждан, подлежащих призыву на военную службу, являются:
снижение уровня боеготовности частей и подразделений из-за неспособности значительной части граждан, призванных на военную службу, справиться с резким увеличением объемов физических нагрузок первых месяцев военной службы;
сложности с комплектованием частей и подразделений, где к военнослужащим предъявляются повышенные требования (Воздушно-десантные войска, Военно-Морской Флот, войска национальной гвардии Российской Федерации, специальные подразделения);
морально-психологические травмы и стрессы из-за проблем с адаптацией к военной службе;
высокий уровень заболеваемости и травматизма в первые месяцы военной службы.
Анализ уровня физического развития граждан, подлежащих призыву на военную службу, свидетельствует о наличии серьезных проблем в этой сфере. Низкая двигательная активность и недостаточное физическое воспитание детей выявляются у 75-85 процентов старшеклассников. Уроки физического воспитания лишь в малой степени (на 10-18 процентов) компенсируют дефицит движений. Более 1 млн.учащихся и студентов образовательных организаций, обучающихся по очной форме обучения, по состоянию здоровья отнесены к специальной медицинской группе.
В результате значительная часть граждан, призванных на военную службу, не справляется с физическими и морально-психологическими нагрузками первых месяцев военной службы.
Анализ основных причин травматизма и гибели личного состава, аварийности и катастроф техники свидетельствует, что наибольшее их количество приходится именно на начальный период военной службы и во многом связано с неподготовленностью граждан, призванных на военную службу, к действиям в сложных ситуациях.
Учебно-материальная база по физической культуре и спорту в образовательных организациях в большинстве случаев не соответствует современным требованиям. Имеются государственные образовательные организации, в которых отсутствуют спортивные залы, не говоря уже о бассейнах, тренажерных залах и полосах препятствий.
Начиная с первой половины 1990-х годов в большинстве государственных институтов образовательной, культурной, научной, информационной и других сфер не осуществляется военно-патриотическое воспитание в связи с отсутствием государственной поддержки. С принятием государственных программ о патриотическом воспитании граждан Российской Федерации и разработки аналогичных программ во многих субъектах Российской Федерации ситуация начала исправляться.
На региональном уровне военно-патриотическим воспитанием в рамках реализации программ патриотического воспитания занимаются органы по делам молодежи и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, общественные организации, советы ветеранов и военные комиссариаты.
Анализ объемов финансирования указанных региональных программ свидетельствует о существенных различиях между субъектами Российской Федерации, говорит о большой разнице подходов их руководства к проблеме патриотического воспитания граждан и характеризует соответствующий уровень эффективности деятельности участников военно-патриотического воспитания в регионах.
Отдельные военно-патриотические объединения (клубы) сохранились, адаптировались к новым рыночным условиям, но не имеют единой скоординированной программы военно-патриотического воспитания, распределены по субъектам Российской Федерации неравномерно и охватывают своей деятельностью лишь незначительную часть граждан.
Введение подготовки граждан по основам военной службы в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях в рамках учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» не помогло добиться желаемых результатов. Несмотря на то что удалось достичь высокого охвата обучаемых (92 процента), качество подготовки граждан по основам военной службы осталось крайне низким.
Основными целями и задачами кадетских школ и кадетских школ-интернатов являются интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.
Однако на сегодняшний день из всей этой системы только в ДОСААФ России удалось сохранить разветвленную организационную структуру, представленную практически во всех субъектах Российской Федерации, обладающую материально-технической базой и достаточным кадровым ресурсом.
Острой проблемой для приведения уровня допризывной подготовки в соответствии с требованиями Министерства обороны Российской Федерации в настоящее время является состояние военной техники, переданной образовательным организациям ДОСААФ России для организации подготовки специалистов. Из общего количества техники около 90 процентов образцов вооружения и военной техники, используемых для подготовки граждан по военно-учетным специальностям в ДОСААФ России, устарело.
Требует коренной модернизации спортивная база ДОССАФ России, где до 47 процентов спортивных объектов нуждаются в реконструкции.
В настоящее время существует ряд проблем, влияющих на качество подготовки призывников в ДОСААФ России. К основным из них относятся:
несоответствие состояния учебно-материальной базы ДОСААФ России уровню технического оснащения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
ориентация образовательных организаций ДОСААФ России только на курсовую систему подготовки, не дающую гражданам достаточного профессионального образования с возможностью социальной адаптации после военной службы;
значительное сокращение возможностей ДОСААФ России в удовлетворении интересов граждан к занятиям военно-прикладными видами спорта.
Одной из основных причин низкого качества подготовки молодого пополнения, поступающего в войска в период призывной кампании, продолжает оставаться низкий уровень морально-психологического состояния основной массы граждан, призванных на военную службу, связанный с отсутствием осознанной мотивации к прохождению военной службы.
За последнее десятилетие численность граждан, уклоняющихся от призыва на военную службу, уменьшилась с 38,5 тыс. (осень 1999 года) до 5,3 тыс. (осень 2008 года), тем не менее этот показатель остается довольно высоким.