Что такое подготовка вс в аэропорту
Статья 68 Воздушного кодекса. Подготовка к полету воздушного судна и его экипажа, выполнение полета воздушного судна
Полету воздушного судна должна предшествовать подготовка воздушного судна и его экипажа. Порядок подготовки к полету воздушного судна и его экипажа, порядок осуществления контроля за их готовностью и порядок выполнения полета устанавливаются федеральными авиационными правилами.
Комментарии к ст. 68 ВЗК РФ
При выполнении командиром самостоятельного полета на воздушном судне командир летного отряда (его заместитель) обязан проконтролировать предполетную подготовку экипажа, проводить его в рейс, а после завершения полета и прибытия экипажа на базовый аэродром встретить его и принять участие в разборе, проводимом командиром воздушного судна. Второй пилот в процессе предполетной подготовки обязан:
— участвовать в изучении метеорологической и аэронавигационной обстановки, а при отсутствии штурвала в составе экипажа произвести расчет полета, заполнить штурманский бортовой журнал, получить сверенные с контрольными экземплярами сборники аэронавигационных данных и регламенты аэронавигационной информации по воздушным трассам;
— рассчитать максимально допустимую взлетную массу воздушного судна и взлетные характеристики в зависимости от конкретных условий взлета;
— осмотреть пассажирский салон, багажные помещения;
— выполнить работы, предусмотренные РЛЭ перед вылетом;
— доложить командиру воздушного судна о готовности к полету.
Штурман в процессе предполетной подготовки обязан:
— изучить метеорологическую и аэронавигационную обстановку;
— произвести расчет полета и заполнить штурманский бортовой журнал;
— выполнить работы, предусмотренные РЛЭ перед вылетом;
— доложить командиру воздушного судна о готовности к полету.
Бортинженер (бортмеханик) в процессе предполетной подготовки обязан:
— принять воздушное судно от инженерно-технической службы или от сменяемого экипажа;
— проверить наличие и оформление судовой, технической документации и записей об устранении неисправностей;
— выполнить работы, предусмотренные РЛЭ перед вылетом;
— доложить командиру воздушного судна о готовности к полету.
Бортрадист в процессе предполетной подготовки обязан:
— получить регламенты аэронавигационной информации, сверенные с контрольными экземплярами;
— проверить исправность радиооборудования;
— проверить наличие запасного комплекта радиосветотехнического оборудования;
— выполнить работы, предусмотренные РЛЭ перед вылетом;
— доложить командиру воздушного судна о готовности к полету.
Старший бортпроводник (бортпроводник), бортоператор в процессе предполетной подготовки обязаны:
— провести подготовку в соответствии с требованиями РЛЭ воздушного судна данного типа и своей должностной инструкции;
— принять груз и багаж;
— доложить командиру воздушного судна о готовности к полету.
Другие авиационные специалисты, включенные в задание на полет, в период предполетной подготовки воздушного судна обязаны выполнить все операции, предусмотренные РЛЭ в части, их касающейся. Проверка летного состава проводится в целях:
— допуска к полетам на воздушном судне вновь освоенного типа;
— допуска к самостоятельным полетам и к видам авиационных работ;
— допуска к полетам в соответствующих метеоусловиях и времени суток;
— допуска к полетам с использованием установленных на воздушном судне оборудования и систем;
— определения или подтверждения квалификации по специальности.
Проверка проводится также после перерыва в летной работе, при переходе на воздушное судно с другим видом шасси, при изменении в составе экипажа, а также в случаях, определяемых отдельными указаниями. Проверка лиц летного состава для допуска к самостоятельным полетам, присвоения и подтверждения минимума производится в соответствии с программами подготовки летного состава.
Присвоение класса и продление срока действия свидетельств производится в порядке, установленном Положением о присвоении класса квалификации и выдаче свидетельств специалистам ГА. При продлении срока действия свидетельства лица летного состава обязаны пройти:
— проверку профессиональных знаний;
— летную проверку по специальности.
Проверку техники пилотирования, самолетовождения, практической работы у командно-летного и летного состава проводят вышестоящие командиры (начальники), старшие специалисты в следующие сроки:
Проверку техники самолетовождения у командиров воздушных судов и вторых пилотов в отдельных случаях, по согласованию с главным штурманом управления ГА, разрешается проводить командирам подразделений и вышестоящим начальникам. При полетах лиц командно-летного состава на воздушных судах нескольких типов проверка уровня профессиональных знаний, техники пилотирования, самолетовождения и практической работы проводится в сроки, установленные настоящим наставлением на воздушном судне каждого типа. Результаты проверки техники пилотирования, самолетовождения и практической работы заносятся в летную книжку и действительны на период, соответствующий установленному сроку проверки летного состава по классам.
Проверки летного состава проводятся в соответствии с планами работы предприятий (подразделений), летно-штурманских отделов, а также по заданиям вышестоящих командиров и начальников.
Полеты с проверяющими (инструкторами) в составе экипажа планируются и осуществляются в соответствии с годовыми и месячными планами работы летных подразделений и по заданиям вышестоящих командиров (начальников). Лица командно-летного, инспекторского и инструкторского состава для включения в состав экипажа в качестве проверяющего должны иметь:
— действующее свидетельство специалиста гражданской авиации;
— допуск к инструкторской работе на воздушном судне данного типа;
— допуск к выполнению данного вида работ на воздушном судне данного типа;
— класс специалиста гражданской авиации не ниже класса проверяемого;
— личный минимум ниже или равный минимуму проверяемого командира воздушного судна;
— предполетный отдых в соответствии с требованиями Положения о рабочем времени и времени отдыха работников гражданской авиации.
— уточнить цель проверки, характер и маршрут полета;
— составить при выполнении аэродромных полетов методический план их проведения;
— лично участвовать в предполетной подготовке экипажа, в заключение которой определить его готовность к выполнению задания на полет.
Проверяющий обязан выполнять в полном объеме функции того члена экипажа, рабочее место которого он занимает. Проверяющему при выполнении производственных полетов запрещается имитировать аварийную обстановку или отказы в работе систем, оборудования и приборов. Проверяющий несет ответственность за:
— обоснованность принимаемых им решений;
— пунктуальное выполнение всеми членами экипажа требований настоящего наставления и РЛЭ по своей специальности;
— объективность выставляемых оценок и представляемых выводов;
— правильность определения соответствия уровня профессиональной подготовленности и навыков прошедшего проверку специалиста требованиям документов.
После завершения полета и проведения разбора командиром воздушного судна проверяющий анализирует допущенные членами экипажа отклонения, ошибки и их причины, оценивает работу экипажа и делает соответствующую запись в рабочей тетради командира воздушного судна. Проверяющий обязан в трехдневный срок после выполнения полета (или окончания командировочного задания) доложить о результатах проверки должностному лицу, выдавшему задание.
Допуск летного состава к полетам, имеющих свидетельства специалистов, осуществляется в порядке, устанавливаемом программами подготовки летного состава (ППЛС) по типам воздушных судов. Курсанты, студенты и слушатели летных и летно-технических учебных заведений, а также лица летного состава, не имеющие свидетельств или допуска к полетам на данном типе воздушного судна, включаются в задание на полет в соответствии с программами курсов учебно-летной подготовки (КУЛП) и ввода в строй. Перед допуском к самостоятельным полетам на аэродромы и по трассам, где командир воздушного судна и (или) штурман ранее не летали, они должны быть провезены:
Лица командно-летного состава гражданской авиации могут быть допущены к выполнению полетов на воздушных судах:
Предварительная подготовка является основным видом подготовки к полету и проводится в полном составе экипажа под руководством командира летного подразделения или его заместителя с участием необходимых специалистов:
— перед первым самостоятельным полетом командира на данном типе воздушного судна;
— перед первым полетом командира воздушного судна по данным трассе, маршруту, району выполнения авиационных работ;
— перед полетом по специальному заданию;
— перед выполнением нового вида авиационных работ;
— после перерыва в полетах более 30 календарных дней.
Предварительная подготовка экипажа к полету предусматривает:
— уяснение задачи предстоящего полета (полетов);
— подбор и подготовку документации, необходимой для выполнения полета (полетов);
— изучение особенностей техники пилотирования, эксплуатации авиационной техники и порядка взаимодействия членов экипажа в особых случаях полета на всех этапах его выполнения применительно к конкретным условиям предстоящего полета (полетов). Порядок проведения и содержание предварительной подготовки определяются НШС ГА и Руководством по организации летной работы в гражданской авиации.
При систематических полетах по данным трассам или виду авиационных работ изучаются особенности выполнения полетов в предстоящий период, а также изменения в инструкциях по производству полетов и в документах аэронавигационной информации. В заключение предварительной подготовки проводится контроль готовности экипажа к выполнению полета с розыгрышем полета. При подготовке к полету на горный аэродром производится тренировка на тренажере по схеме данного аэродрома, если такая тренировка не проводилась при очередной ежеквартальной тренировке экипажа на тренажере. Командир летного подразделения, организующий предварительную подготовку экипажа, несет персональную ответственность за ее полноту и качество. В случае изменения задания на полет (полеты по новым трассам, маршрутам) вне мест базирования предварительная подготовка экипажа проводится командиром воздушного судна под контролем дежурного командира (дежурного штурмана). При этом ответственность за качество подготовки несет командир воздушного судна.
— доложить диспетчеру о готовности экипажа к прохождению предполетной подготовки;
— получить информацию о технической готовности воздушного судна, состоянии аэродромов вылета, назначения и запасных, об аэронавигационном обеспечении на аэродромах и по трассе, о предполагаемой коммерческой загрузке;
— изучить метеорологическую обстановку на аэродроме вылета, по маршруту (району) полета, на аэродроме назначения и запасных аэродромах;
— проверить правильность штурманского расчета и других данных для выполнения полета и уточнить необходимую заправку топливом;
— определить конкретные действия экипажа в случае возникновения аварийной обстановки, в том числе при необходимости экстренной посадки после взлета, в зависимости от характера местности, наличия площадок, времени суток и метеоусловий;
— получить сигналы опознавания;
— принять решение о возможности вылета;
— предъявить диспетчеру задание на полет, штурманский расчет полета, метеорологическую документацию и получить диспетчерское разрешение на вылет;
— принять доклад от каждого члена экипажа о готовности воздушного судна к вылету и выполнить работы, предусмотренные РЛЭ перед вылетом;
— проверить по документам и приборам наличие необходимого количества топлива, а также центровку и взлетную массу воздушного судна.
ПРЕДПОЛЕТНАЯ ПОДГОТОВКА НА БОРТУ ВС
Общие положения.
Кабинный экипаж является ответственным за прием/передачу аварийно-спасательного оборудования пассажирской кабины, бытового оборудования, запаса медицинских средств, комплектов первой помощи, и осуществляет контроль доступа в открытые багажно-грузовые отсеки.
В процедуру предполетного осмотра ВС входит проверка всех помещений пассажирской кабины на:
• отсутствие посторонних предметов;
• наличие, комплектность, готовность к использованию, надежность крепления аварийно-спасательного и другого оборудования;
• исправную работу связи.
Члены КЭ в предполетной подготовке на борту ВС обязаны:
· проверить оборудование ВС согласно бортжурналу (журналу пассажирской кабины) в соответствии с требованиями РЛЭ и «Листу контрольной проверки;
· проверить отсутствие посторонних предметов, санитарное состояние в пассажирской кабине ВС;
· контролировать размещение и количество загрузки на ВС;
· доложить старшему бортпроводнику о результатах предполетного осмотра ВС согласно «Листу контрольной проверки»;
· доложить старшему бортпроводнику о принятой на борт ВС загрузке (в установленных случаях – в письменном виде);
· получить мягкий инвентарь и средства обслуживания;
· получить бортовое питание для пассажиров и экипажа;
· доложить старшему бортпроводнику о своей готовности к приему пассажиров.
Старший бортпроводник в предполетной подготовке на борту ВС:
· принимает оборудование пассажирской кабины и оформляет журнал бортового технического состояния ВС;
· принимает доклады КЭ о результатах предполетного осмотра ВС согласно «Листу контрольной проверки» и состоянии пассажирской кабины;
· принимает доклады от бортпроводников о характере, размещении, количестве загрузки ВС и имущества (в установленных случаях – в письменном виде);
· докладывает командиру ВС о завершении предполетной подготовки на борту ВС и готовности к приему пассажиров.
Проверка БАСО ВС
Проверка бортового аварийно-спасательного оборудования (АСО) в кабине пилотов должна осуществляться членом летного экипажа во время предполетной проверки ВС.
Проверка БАСО проводится во время предполетной подготовки:
ВС для выполнения рейса;
При обнаружении неисправности или отсутствии какого-либо АСО, бортпроводник должен немедленно доложить СБКЭ, не дожидаясь окончания проверки.
Бортпроводники должны хорошо знать расположение объектов контрольной проверки. СБКЭ руководит и координирует действия кабинного экипажа при проверке оборудования самолета и принимает все меры для устранения обнаруженных недостатков.
При обнаружении неисправностей в базовом аэропорту СБКЭ связывается с наземным инженером, обслуживающим ВС и выясняет возможность устранения неисправности перед вылетом. Если времени перед вылетом недостаточно, СБКЭ докладывает КВС и выясняет возможность вылета ВС с данной неисправностью (согласно MEL). Не устраненные неисправности заносятся в CLB (Cabin Log Book). О сделанной записи о неисправности СБКЭ докладывает КВС и инженеру АТК ответственному за выпуск ВС.
В промежуточном аэропорту СБКЭ обо всех неисправностях докладывает КВС, который принимает решение о вылете или устранении неисправности.
При обнаружении непригодного для эксплуатации оборудования, не связанного с обеспечением безопасности полета (например, чехлов пассажирских кресел) необходимо сделать соответствующую запись об этом в CLB (Cabin Log Book) для устранения дефектов.
В ходе проведения работы по «Листу контрольной проверки» необходимо проверить и подготовить демонстрационный комплект:
— кислородная маска – резинка не оторвана;
— ремень безопасности распущен на полную длину;
— Жилет – тесьма распущена на всю длину;
— «Инструкция по безопасности» должна иметь презентабельный вид.
Контрольный лист предполетного осмотра.
При проведении предполётного брифинга СБКЭ раздаёт бланки ЧЕК-ЛИСТОВ бортпроводникам с учётом ответственности за зоны досмотра БАСО.
Проверка аварийно-спасательного оборудования в пассажирской кабине (наличие, готовность к использованию, надежность крепления) осуществляется бортпроводниками по «Листу контрольной проверки».
Контрольный лист предполетного осмотра разработан в соответствии с типом самолета и обязанностями условного номера бортпроводника.
Каждый член КЭ несет персональную ответственность за качество предполетной и послеполетной проверки по «Контрольному листу осмотра ВС» (чек-листу) своей рабочей зоны.
«Лист контрольной проверки» передается по эстафете и сохраняется до конца рейса на борту ВС для возможности определения этапа полета, когда неисправность появилась на борту ВС.
«Лист контрольной проверки» является документом авиакомпании и заполняется ответственным бортпроводником.
После проверки, заполненный чек-лист с личной подписью членов КЭ передается СБКЭ для анализа и доклада КВС с целью своевременного устранения неисправностей.
После выполнения полета чек-лист прилагается к «Заданию КЭ».
ЛИСТ КОНТРОЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ | А-319 | VP-BBU, VP-BBT |
ФАМИЛИЯ | ДАТА | 3L |
Досмотр на предмет забытых вещей и посторонних предметов: дверь 3L; станция 3L и вестибюль; AFT LEFT туалет; пассажирский салон по левому борту, включая люк 2L аварийного выхода на крыло; багажно – грузовые отсеки. | ПРОВЕРЕНО | |
*ОБЩЕЕ ВНУТРЕННЕЕ СОСТОЯНИЕ | ПРОВЕРЕНО | |
*КОЛИЧЕСТВО КРЕСЕЛ | ПРОВЕРЕНО | |
ДВЕРЬ 3L *Ограничительный ремень *Надувной трап, манометр (стрелка в зеленом секторе) *Сигнальная лента *Маркировка *Световое табло | ОТСУТСТВИЕ ВНЕШНИХ ПОВРЕЖДЕНИЙ НАЛИЧИЕ НАЛИЧИЕ, ИСПРАВНОСТЬ НАЛИЧИЕ НАЛИЧИЕ ИСПРАВНОСТЬ | |
БАГАЖНАЯ ПОЛКА 23 РЯД АВС *Резервные АСЖ (5) *Детские АСЖ (inf.) (10) Мегафон (1) ЗА РЯДОМ КРЕСЕЛ 23 ABC FIRE FIGHTINGKIT: ломик и огнеупорные перчатки (1) | НАЛИЧИЕ НАЛИЧИЕ НАЛИЧИЕ, ИСПРАВНОСТЬ СЛУЖ. ОТСЕК ОПЛОМБИРОВАН | |
СТАНЦИЯ 3L * Кресло, сиденье * Поясно–плечевые ремни *АСЖ (1) * Аварийный фонарь стикер «Emergency only» (1) * Инструкция «Подготовка к авар. посадке» CPP (1) * Инструкция «Пожаротушение» CFP (1) *Инструкция «Проведение эвакуации» CЕP (1) Чек-лист процедуры открытия/закрытия двери (1) *Огнетушители «HALLON» (1) Дымозащитный капюшон (1) Ключ MRT (1) * Аварийный радиомаяк (1) | ИСПРАВНО, СКЛАДЫВАЕТСЯ НАЛИЧИЕ, ИСПРАВНОСТЬ НАЛИЧИЕ НАЛИЧИЕ, ИСПРАВНОСТЬ НАЛИЧИЕ НАЛИЧИЕ НАЛИЧИЕ НАЛИЧИЕ НАЛИЧИЕ НАЛИЧИЕ НАЛИЧИЕ НАЛИЧИЕ | |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПАНЕЛЬ БОРТПРОВОДНИКА (AAP) ИНФОРМАЦИОННАЯ ПАНЕЛЬ | ИСПРАВНОСТЬ ИСПРАВНОСТЬ | |
ПАССАЖИРСКИЙ САЛОН В ЗОНЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ *Привязные ремни *АСЖ *Инструкция по безопасности (соответствие типу ВС) Инструкция пассажирам-помощникам *Вызов бортпроводника *Световая дорожка | НАЛИЧИЕ, ИСПРАВНОСТЬ НАЛИЧИЕ НАЛИЧИЕ НАЛИЧИЕ ИСПРАВНОСТЬ ИСПРАВНОСТЬ | |
LEFT AFT ТУАЛЕТ *Освещение *Вызов бортпроводника Система смыва Водозапорный кран Водонагреватель *Стационарный огнетушитель *Детектор дыма | ИСПРАВНОСТЬ ИСПРАВНОСТЬ ИСПРАВНОСТЬ ИСПРАВНОСТЬ ИСПРАВНОСТЬ НАЛИЧИЕ, ИСПРАВНОСТЬ ИСПРАВНОСТЬ | |
* ЛЮК 2L АВАРИЙНОГО ВЫХОДА НА КРЫЛО *Освещение, маркировка, световое табло | СВОБОДНЫЙ ДОСТУП НАЛИЧИЕ | |
Подпись бортпроводника |
Контроль состояния БАСО
Контроль БАСО на предмет сохранности и отсутствия посторонних предметов осуществляется бортпроводниками в течение рейса и после каждой высадки
пассажиров из ВС. Места размещения медицинских аптечек в течение рейса контролируются кабинным экипажем.
Дефекты БАСО, выявляемые в течение рейса, подлежат фиксированию
Проверка буфетно-кухонного оборудования.
Проверить наличие и исправность фиксаторов на местах размещения съёмного БКО. А также проверить исправность дверок и фиксаторов мусорных контейнеров и печек.
Визуально проверить отсутствие видимых дефектов и надёжность крепления стационарного БКО (печи, кипятильники, кофеварки и т.п.), а также проверить отсутствие видимых дефектов электропанели БКС (предохранители для действующего оборудования утоплены, предохранители для отсутствующего или неисправного оборудования извлечены и заблокированы).
Проверка на предмет посторонних вещей.
Досмотр ВС на отсутствие посторонних предметов проводится бортпроводниками одновременно с проверкой рабочих зон по «Листам контрольной проверки».
Досмотр ВС на отсутствие посторонних предметов проводится:
· В начальном аэропорту – во время предполетной подготовки на борту ВС.
· В транзитном аэропорту ВС оставалось без присмотра членов экипажа (смена экипажа, покидание борта ВС для прохождения формальностей по требованию местных властей и т.п.).
· После выхода пассажиров с борта ВС.
· После выхода наземных служб с борта ВС.
После окончания проверки все члены кабинного экипажа докладывают СБ о ее результатах.
Проверка ВС на наличие повреждений интерьера, оборудования и качества уборки.
Проверка ВС на наличие повреждений интерьера, оборудования и качество уборки проводится бортпроводниками одновременно с проверкой рабочих зон по «Листам контрольной проверки».
Перед рейсом проверить:
· Исправность электрооборудования и интерьера кухонь.
· Исправность СГУ и СПУ.
· Освещение салонов и кухонь.
· Исправность оборудования и интерьера салонов ВС.
· Исправность оборудования и интерьера туалетных комнат.
· Качество уборки и экипировки.
После окончания проверки все члены кабинного экипажа докладывают СБКЭ о ее результатах.
Выписка из «Инструкции по контролю за санитарным состоянием воздушных судов ГА»
Санитарное состояние самолетов контролируется по специальному плану –
заданию, который составляет главврач санэпидем учреждения в данной местности.
Отметка о проведенном санитарном контроле ВС делается в «Санитарном журнале пассажирской кабины».
Санитарному контролю подлежат 10% самолетов авиапредприятия ежемесячно.
В полете соблюдение санитарно-гигиенического режима контролируют
На борту ВС имеется уборочный инвентарь: щетка, совок, резиновые перчатки,
Кроме санитарного состояния самолета бортпроводники контролируют качество бортового питания, сроки его реализации, отказываясь от приема некачественного питания при нарушении требований санитарных правил и сроков реализации.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Как пройти контроль в аэропорту, чтобы не остаться дома
Я работаю в аэропорту и знаю все о видах предполетного контроля.
Если человек летит по России, ему достаточно сдать багаж, зарегистрироваться на рейс и пройти предполетный досмотр. Для международных рейсов список больше: дополнительно нужно пройти таможенный и пограничный контроль, а при необходимости — ветеринарный и фитосанитарный.
Типовая схема организации пропуска через границу есть в приказе Министерства транспорта, но каждый аэропорт дополняет или меняет ее: например, переставляет пункты контроля местами или утверждает дополнительные посты безопасности. При этом аэропорт не вправе отменять уровни государственного контроля.
Расскажу, как пройти контроль и спокойно улететь.
О чем расскажем
Контроль при входе в аэропорт
Кто проводит: служба авиационной безопасности — САБ. На входе в аэропорт ее сотрудники осматривают пассажиров при помощи металлоискателей и интроскопов — рентгенов для багажа. Еще сотрудники САБ дежурят на выходах из аэропорта: их задача — не пропустить недосмотренного человека. Даже если пассажир только что вышел из этих дверей и никуда не отходил, его все равно не впустят и отправят ко входу.
Некоторые пассажиры считают, что сотрудники безопасности не имеют права проводить личный досмотр и досмотр вещей. Но это ошибка: федеральное законодательство позволяет им это делать. В большинстве случаев все проходит корректно, но иногда безопасникам приходится использовать специальные средства, задерживать людей и передавать их в полицию. Такое случается, например, если они прошли в аэропорт в обход досмотра.
Зачем: чтобы в здание аэропорта не прошел человек с опасными предметами и веществами.
Как проходит. Пассажиры должны сложить все электронные приборы и гаджеты в пластиковый контейнер, вынуть из карманов верхней одежды все металлические предметы, сложить все в интроскоп. Куртки лучше расстегнуть, а шапки — снять.
Металлоискатель может среагировать на титановую пластину или повлиять на работу кардиостимулятора. Если у пассажира есть эти приспособления, следует предупредить сотрудника САБ и показать ему справку. После этого человека досмотрят ручным контактным методом — просто ощупают. При этом сотрудники должны соблюдать принцип половой принадлежности, но так бывает не всегда.
Людей на инвалидных колясках досматривают ручным металлоискателем, а также применяют детектор паров взрывчатых веществ — газоанализатор. Пассажиры, которых переносят только на носилках, проходят процедуру досмотра в медицинском пункте аэропорта.
Как победить выгорание
Ветеринарный контроль
Кто проводит: сотрудники федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Зачем: чтобы защитить людей от болезней, общих для человека и животных, и не дать им распространиться по миру.
Как проходит. На ветеринарный контроль предоставляют живых животных, птиц и рыб, свежее, охлажденное или замороженное мясо, морепродукты, моллюсков, молоко, мед и многое другое. Полный перечень есть в решении комиссии Таможенного союза.
Чтобы оформить животное на рейс, необходимо предоставить в пункте ветеринарного контроля следующие документы:
Сотрудники проверят документы, осмотрят животное и заменят ветеринарное свидетельство на международный ветеринарный сертификат формы 5а, который придется показать при регистрации на рейс.
Тонкости. Перед тем как взять животное на рейс, рекомендую уточнить в авиакомпании, подходит ли питомец для перевозки. Например, «Аэрофлот» принимает для перевозки прирученных комнатных животных: кошек, птиц и собак, кроме бульдогов, мопсов и пекинесов. Еще не возьмут морскую свинку и крысу. Авиакомпания KLM перевозит кошек и собак, только если они старше 10 недель.
Авиакомпания сама определяет способ перевозки — в салоне или багажном отсеке, — тариф, ограничения видов и пород животных. Рептилий, пауков и диких животных, скорее всего, придется перевозить как груз и оформлять в грузовом терминале аэропорта.
Собак-поводырей, которые сопровождают пассажиров с отсутствием зрения или слуха, перевозят бесплатно при наличии соответствующей дрессировки — ее придется подтвердить сертификатом. Питомец должен быть в наморднике и ошейнике, его привязывают к креслу у ног владельца.
Важно знать, разрешает ли страна назначения ввозить определенный вид животных, — это можно уточнить в консульствах. Например, в Австрию нельзя ввозить птиц, а в Японию — некоторых грызунов. В Японии на каждое животное требуют предоставить сертификат Approval of Import Inspection of Animals от службы карантинного контроля.
Ответственность. Если у животного нет необходимых документов, его могут просто не пустить на рейс. О другой ответственности перед вылетом я не слышал. Но если что-то пойдет не так, питомца могут не впустить в страну назначения. Например, в Англии животных сажают на карантин или отправляют обратно. Все расходы оплачивает владелец. В Израиле животных без документов возвращают на родину за счет хозяина, а в некоторых случаях могут даже уничтожить.
Фитосанитарный контроль
Кто проводит: сотрудники Россельхознадзора.
Зачем: чтобы не допустить ввоза в страну карантинных растений. Для этой службы не так важно, какие растения вывозят из страны, если их не относят к редким.
Как проходит. Этот вид контроля редко проводят в аэропортах России перед вылетом. Пройти его — задача пассажира. Растения, которые он вывозит, должны отвечать условиям страны назначения. Все это необходимо подтвердить фитосанитарными сертификатами. Пассажир обязан получить их заранее.
В Москве сертификат выдают в управлении по ветеринарному и фитосанитарному контролю на проспекте Маршала Жукова. Необходимо приехать туда заранее с растением. У него возьмут материал для анализа и по итогу выдадут сертификат или откажут в нем. Сертификат предъявляют при прибытии за рубеж.
Тонкости. Фитосанитарные требования не распространяются на бананы, финики, дуриан, ананас, кокос. Все остальные растения можно провозить только с фитосанитарным сертификатом.
Регистрация на рейс
Кто проводит: за регистрацию отвечают сотрудники авиакомпании и аэропорта.
Зачем. На регистрации пассажиру выделяют место в салоне самолета, принимают багаж и взвешивают его, выдают посадочный талон, а иногда могут проверить визу.
Как проходит. Пассажиры проходят регистрацию в аэропорту или на сайте авиакомпании.
Самый популярный способ — подойти на стойку регистрации в аэропорту. У каждой стойки есть свой номер, его указывают на табло с информацией о рейсе. Если прийти не на свою стойку, человека просто не смогут зарегистрировать.
По итогу регистрации пассажир получает именной посадочный талон с указанием времени начала посадки, на который приклеят именную багажную бирку. Такая же будет на его багаже. Если человек летит с ребенком до двух лет, у него будет одно место на двоих, но два посадочных талона.
Тонкости. На стойках регистрации проходит первичный визовый контроль — в тех случаях, когда этого требует страна назначения. Авиакомпанию могут привлечь к ответственности, если она пустит на борт человека без визы, а его потом депортируют. Помимо визы, можно подтвердить свое право на пребывание с помощью дипломатического паспорта, вида на жительство или заграничного паспорта этой страны.
Ограничения. Авиакомпания имеет право не допускать на рейс пассажира с просроченными или недействительными документами, при отсутствии визы в другую страну или без теста на ковид.
Ответственность. Если человек не приходит или опаздывает на регистрацию, но не предупреждает об этом авиакомпанию, в большинстве случаев билет сгорает. С ним же пассажир теряет все остальные билеты на стыковочные рейсы и на обратную дорогу. Именно поэтому всем опаздывающим рекомендуют звонить в службу поддержки. Самолет из-за них не задержат, но расскажут, как максимально выгодно обменять билет.
Таможенный контроль
Кто проводит: сотрудники таможенной службы. В работе они руководствуются Таможенным кодексом Евразийского экономического союза.
Зачем: для контроля вывоза культурных ценностей, драгоценностей, дорогих и редких животных, рыбы, морепродуктов, икры, валюты за пределы России. По сути, он защищает ресурсы и ценности от нелегального вывоза за границу.
Россия, Армения, Беларусь, Казахстан и Киргизия входят в список стран — участниц Евразийского экономического союза. Это означает, что в рамках союза нет таможенного контроля. Другими словами, если из России лететь в Казахстан, пункта досмотра не будет. Для людей, которые отправляются в страны союза, существует отдельный вход.
Правила прохождения таможенного контроля одинаковы для таможенных органов всех государств союза. Например, если из России нельзя вывозить картины, которые относят к объектам культурного наследия, без особого разрешения, то этого нельзя будет сделать и из Киргизии.
Как проходит. Чтобы пройти таможенный контроль, необходимо отправиться в зеленый или красный коридор.
Через зеленый проходят пассажиры, которые как бы заявляют, что у них нет с собой вещей, которые нужно декларировать. Однако сотрудники таможенного органа имеют право выборочно досмотреть путешественников и их багаж.
Через красный коридор проходят пассажиры, которым необходимо декларировать вещи. Они должны предоставить инспектору заполненную таможенную декларацию. На ней поставят печать. Если вы собираетесь проходить через красный коридор, заложите на это дополнительные полчаса или час.
Бланк декларации есть на сайте Федеральной таможенной службы — советую рассмотреть его и заполнить заранее. Впрочем, в аэропорту тоже будут лежать чистые бланки. В декларации пассажир указывает данные о себе и товарах, способах перевозки. Подробнее о том, как заполнять документ, что можно и нельзя вывозить из страны, Т—Ж уже писал в отдельной статье.
Таможенный инспектор проверит декларацию, поставит в ней служебные отметки и зарегистрирует в базе ФТС. Теоретически сейчас можно отправить электронную декларацию через личный кабинет на сайте ФТС. Но на деле система не до конца отлажена и не ускоряет процесс прохождения таможенного контроля. Инспектор все равно будет сверять данные декларации с вывозимыми вещами. Если поставить галочку не туда, придется переписывать весь документ.
Ограничения. ФТС запрещает вывозить из России:
Ответственность. Если попытаться скрыть вещи, которые нужно декларировать, то их конфискуют, а таможенники выпишут штраф в размере от половины до тройной стоимости этих товаров.
Если не указать вещи из списка обязательных, то их тоже конфискуют. Штраф — от половины до двойной стоимости товаров.
За недекларирование наличных выпишут штраф от половины до двойного размера незадекларированной суммы.
Пограничный контроль
Зачем: чтобы контролировать выезд граждан России за рубеж.
Как проходит. Выехать можно по действующему заграничному, дипломатическому и служебному паспорту. Пограничник попросит предъявить один из этих документов и посадочный талон на рейс. Затем таможенник сверит пассажира по фотографии в паспорте, проверит документ и поставит в него оттиск штампа.
В аэропорту пограничный контроль проходят в специальных кабинах — в них пускают по одному человеку. На расстоянии 1,5 метра до кабин есть цветная линия — через нее нельзя переступать, пока пограничник не отпустит впереди стоящего человека. Такие строгие правила ввели, чтобы люди не могли бесконтрольно проходить через кабину, де-юре — через государственную границу. Исключения делают только для тех пассажиров, которые сопровождают людей с инвалидностью или летят с несовершеннолетними детьми.
Если ребенок до 18 лет едет с родителями, пограничники не спрашивают свидетельство о рождении. Но я рекомендую на всякий случай взять его с собой. Если ребенок едет с другим человеком, понадобится нотариально оформленное согласие от родителей. В документе важно указать сроки выезда и названия стран.
Ограничения. Пограничная служба не выпустит пассажира, если он числится в базе людей, которым ограничили выезд. К ним относят:
Перед вылетом советую проверить себя в базе должников на сайте судебных приставов. Если есть долг, его придется оплатить. После этого фамилию должника удалят из базы пограничников, но на это потребуется время — от нескольких дней до месяца и более. Все будет зависеть от того, как быстро приставы отправят в пограничную службу документы о снятии ограничения на выезд. На границе сотрудники службы смотрят только на базу — даже если у пассажира будет справка от приставов или решение суда о снятии ограничений, его все равно не выпустят.
Если пассажиру отказали в выезде, советую поступить так:
Если вы пришли попрощаться с родственниками и дошли с ними до паспортного контроля, вам выпишут штраф от 300 до 1000 Р или вынесут предупреждение. Провожать вылетающих можно только до территории пограничных кабин.
Предполетный досмотр
Кто проводит: сотрудники службы авиационной безопасности. Он схож с тем контролем, который пассажиры проходят при входе в аэропорт, однако требования к предполетному досмотру более жесткие во всех международных аэропортах мира.
Затем человек проходит к интроскопам и кладет все вещи в специальные лотки. Просветить придется абсолютно все, даже детские коляски. Для них предназначен более крупный интроскоп.
Пассажиры обязаны снять обувь с подошвой более 1 см и каблуком более 2,5 см и ремень шириной более 4 см. Вместо обуви в аэропорту должны предложить бесплатные бахилы.
Люди проходят через металлоискатель по одному. Исключение делают только для маленьких детей — родители берут их с собой. Если у вас есть кардиостимулятор или титановые пластины, следует сообщить об этом инспектору и предъявить справку — тогда досмотр проведут ручным способом.
После досмотра пассажир забирает свои вещи и проходит в чистую зону. Если у него нашли запрещенные вещи, их придется выкинуть, сдать в багаж или отнести в камеру хранения. Советую заранее проверять ручную кладь на наличие запрещенных предметов вроде перочинных ножиков, маникюрных наборов или солнцезащитного спрея-аэрозоля.
Багаж перед полетом досматривают при помощи высокоскоростных рентгенотелевизионных интроскопов. Если сотрудник аэропорта заподозрит неладное, багажу присвоят статус потенциально опасного и отнесут в комнату для ручного досмотра.
После этого пассажира по громкоговорящей связи вызовут для досмотра багажа в его присутствии. Если он не появится в течение 10 минут, чемодан проверят без него: правила проведения предполетного и послеполетного досмотра это разрешают. Затем сотрудники САБ составят акт, а копию положат в багаж пассажира.
Тонкости. Перед посадкой в самолет сотрудники иногда еще раз проверяют визу или другие документы вместе с посадочным талоном. Это делают, чтобы поймать нарушителей: например, тех, кто хочет незаконно выехать в визовую страну и для этого покупает два билета на разные направления. Такие пассажиры проходят все виды контроля и как будто отправляются в Молдову, куда не нужна виза, а на самом деле уже прошли регистрацию на рейс онлайн и пытаются улететь в одну из европейских стран.
Из-за пандемии перед посадкой в самолет иногда требуют предъявить отрицательный ПЦР-тест на коронавирус — тут все зависит от требований страны назначения.
Ответственность. Избегать досмотра нет смысла. Пассажира просто не пустят на борт без штампа о том, что он его прошел.