Что такое подхват в литературе
анадиплосис
Полезное
Смотреть что такое «анадиплосис» в других словарях:
анадиплосис — сущ., кол во синонимов: 1 • повторение (73) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Анадиплосис — («стык») повторение одного или нескольких слов таким образом, что последнее слово или фраза первой части отрезка речи повторяется в начале следующей части. Тем самым они связываются в единое целое. По современной стихологической… … Википедия
анадиплосис — АНАДИ´ПЛОСИС (греч. ἀναδίπλωσις повторение) см. акромонограмма … Поэтический словарь
анадиплосис — анад иплосис, а … Русский орфографический словарь
анадиплосис — (др. греч. άναδίπλωσίς) Риторическая фигура, применяемая в художественном стиле, в частности, в стихах; в разговорном, публицистическом стиле; основывается на повторении конечного слова или словосочетания в предшествующей фразе и первого в… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
анадиплосис — ы. Синтаксическая фигура2: повтор последнего слова (группы слов) стиха или колона в начале следующего. Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасавшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня.… … Учебный словарь стилистических терминов
Метафора — (от др. греч. μεταφορά «перенос», «переносное значение») троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким либо другим на основании их общего признака.… … Википедия
Ирония — (от др. греч. εἰρωνεία «притворство») троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется. Ирония употребление… … Википедия
Что такое подхват в литературе
Анадиплосис как поэтическая фигура речи.
Одним из лучших способов подчеркнуть значение какой-либо мысли или важного образа является повтор.
В повседневной жизни мы часто прибегаем к этому приёму, проговаривая ещё раз то, на что хочется обратить внимание слушателя.
Авторы художественных произведений также используют различные повторы с той же целью. В их распоряжении имеется несколько видов стилистических фигур прибавления, среди которых выделяется анадИплосис.
АнадИплосис (от др.-греч. «сдвоенность») — повторение одного или нескольких слов таким образом, что последнее слово или фраза первой части отрезка речи повторяется в начале следующей части. Тем самым они связываются в единое целое.
«О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!» А.А.Блок
Этот прием известен с древних времен.
«Вот, стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим, —
Иерусалим, устроенный как город, слитый в одно…»
Библия. Псалом 121:23
АнадИплосис также восходит к фольклорным традициям использования речевых повторов в народных изречениях, лирических песнях и стихах.
«Станем-ка, ребята челобитную писать,
Челобитную писать, во Москву посылать.
Во Москву посылать, царю в руки подавать».
В современной русской поэтике существуют другие названия анадиплосиса — подхват, стык, скреп.
«Дуют ветры,
Ветры буйные,
Ходят тучи,
Тучи темные.
Тучи носят воду,
Вода поит землю,
Земля плод приносит;
Бездна звезд на небе…» А. В. Кольцов
«Глухой глухого звал к суду судьи глухого,
Глухой кричал: «Моя им сведена корова!» А.С.Пушкин
Свойство анадиплосиса привлекать внимание к определённому образу или слову широко используется ораторами, авторами публицистических и философских текстов.
«Без здоровой экономики у нас не будет здорового общества, а без здорового общества экономика не надолго останется здоровой». М. Тэтчер
Удачно употреблённый анадиплосис придаёт речи эффектность, создаёт эффект непрерывности и взаимосвязанности, привлекает внимание к определённым образам и деталям.
Анадиплосис
Анадиплосис, эпаналепсис это стилистическая фигура, заключающаяся в звуковом или словесном повторе заключительной части одного речевого отрывка в начале следующего; сочетание тождественных слов на стыке стихотворных строк. Анадиплосис в стилистике относится к фигурам прибавления.
Происхождение
Приём анадиплосиса известен с древности. Ранние образцы синтаксических повторов встречаются в библейских псалмах:
«…откуда придёт помощь моя.
Помощь моя от Господа…»
(Псалом 120)
Анадиплосис также восходит к фольклорным традициям использования речевых повторов в народных изречениях, лирических песнях, стихах и других поэтических формах. В дальнейшем русском художественном творчестве анадиплосис применялся для создания фольклорных и религиозных стилизаций преимущественно в поэтических формах. К стилистической фигуре часто обращался русский поэт А. В. Кольцов, вводя повторы в стихотворения.
Пример анадиплосиса
Дуют ветры,
Ветры буйные,
Ходят тучи,
Тучи тёмные.
(А. В. Кольцов, 1840 г.)
Анадиплосис в русской поэзии
В русской поэзии анадиплосис служит средством связности текста, композиционным приёмом усиления художественной выразительности, ритмической и смысловой последовательности, структурной определённости, экспрессивности, акцентирования ключевых идей. Такого рода повторы способствуют подчеркиванию наиболее значимых художественных образов и понятий, укреплению их в сознании читателя.
Лексико-композиционный приём анадиплосиса применяли представители классической русской поэзии – А. С. Пушкин («Глухой глухого звал к суду судьи глухого…», 1830 г.), Н. А. Некрасов («Прощание», 1856 г.), К. Д. Бальмонт («Я мечтою ловил уходящие тени…», 1895 г.), А. А. Блок («О, весна без конца и без краю…», 1907 г.), М. И. Цветаева («Память о Вас – лёгким дымком…», 1918 г.) и др.
Сочетание с другими приёмами
Анадиплосис часто встречается в сочетании с антиметаболой – фигурой, при которой во второй части текста повторяются слова из первой в ином смысле и порядке. Наиболее распространённой поэтической формой анадиплосиса является акромонограмма – стих, в котором начало одного полустишия состоит из слова или словосочетания, которым заканчивается предыдущее, т. е. повтор реализуется только на стыке строк.
Современное значение
Анадиплосис широко используется не только в художественной речи, а и в публицистическом, разговорном стилях в качестве яркого риторического приёма. Словесные повторы на стыке фраз или предложений представлены в рекламных слоганах, афористических выражениях культурных и политических деятелей, репликах известных киноперсонажей. К примеру, герой легендарной киносаги «Звёздные войны» магистр Йода мастерски употреблял анадиплосис в своих высказываниях. В современной русской поэтике существуют другие названия анадиплосиса – подхват, стык, скреп.
Слово анадиплосис произошло от греческого anadiplosis, что в переводе означает сдвоенность.
Анадиплосис
Одним из лучших способов подчеркнуть значение какой-либо мысли или важного образа является повтор. Действительно, в повседневной жизни мы часто прибегаем к этому приёму, проговаривая ещё раз то, на что хочется обратить внимание слушателя. Авторы художественных произведений также используют различные повторы с той же целью. В их распоряжении имеется несколько видов стилистических фигур прибавления, среди которых выделяется анадиплосис.
Это понятие заимствовано из греческого языка и в переводе означает «удвоение, сдвоенность». Анадиплосис (иначе стык, подхват) относится к фигурам речи и представляет собой повторение последнего слова или выражения одного отрезка речи (предложения, стиха и т. д.) в начале или середине другого.
С помощью этой фигуры отдельные фрагменты речи как бы соединяются в единый непрерывный образ. Этим свойством анадиплосиса пользуется в своём лирическом стихотворении К. Д. Бальмонт:
Она пришла ко мне молчащая как Ночь,
Глядящая как Ночь фиалками-очами,
Где росы кроткие звездилися лучами,
Она пришла ко мне такая же точь-в-точь,
Как тиховейная, как вкрадчивая Ночь.
Повторяя сравнение в конце одного и середине следующего предложения, поэт указывает на крепкую связь между женской натурой и таинственной ночью.
А. В. Кольцов рисует мрачную картину непогоды, которая благодаря анадиплосису кажется ещё более страшной и безнадёжной:
Дуют ветры,
Ветры буйные,
Ходят тучи,
Тучи тёмные.
Вот как с помощью этой фигуры формируется ощущение того, что действие постоянно развивается без перерывов и остановок, в народном творчестве:
Станем-ка, ребята челобитную писать,
Челобитную писать, во Москву посылать.
Во Москву посылать, царю в руки подавать.
На кресте сидит вольна пташечка,
Вольна пташечка бор-кукушечка
Высоко сидит, далеко глядит.
Далеко глядит за сине море.
Целовал он ей руки белые,
Руки белые, пальцы тонкие,
Пальцы тонкие в золотых перстнях.
Английский поэт Уильям Шекспир в поэме «Ричард II» прибегает к анадиплосису, чтобы показать, как могут меняться чувства и отношениями между людьми:
Так ваша дружба обратится в страх,
Страх – в ненависть, а ненависть обеим
Заслуженную гибель принесет.
В знаменитом произведении «Ромео и Джульетта» эта фигура речи помогает выразить отчаяние, которое испытывает героиня, умоляя родителя о прощении:
В моем сопротивленье непослушном
Вам и веленьям вашим. Приказал
Отец святой мне на колени пасть,
Прося простить. Простить молю я вас!
Отныне вашей воле я покорна.
Анадиплосис может применяться в тех случаях, когда нужно сосредоточить внимание читателя на важном образе. Так поступает Н. А. Некрасов в стихотворении «Прощание»:
Пиши – прошу я одного…
Мне эти письма будут милы
И святы, как цветы с могилы, –
С могилы сердца моего!
Как видим, для лирического героя центральным местом становится образ могилы, намекающий на судьбу, которая ожидает его в случае разлуки и одиночества.
А. А. Блок с помощью повтора провозглашает безграничность и бессмертие жизненной энергии, воплощённой в мечтах и весне:
О, весна без конца и без краю –
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
«О, весна без конца и без краю…»
В некоторых случаях анадиплосис способствует формированию единого образа. Примером тому могут служить строки английского поэта Джорджа Байрона:
The mountains look on Marathon –
And Marathon looks on the sea…
Горы смотрят на Марафон –
И Марафон глядит на море…
Анадиплосис часто можно встретить в религиозных текстах, где повторяющиеся конструкции связывают высказывания и превращают в единую ткань повествования. Яркими примерами такого использования анадиплосиса являются выдержки из Псалтыря:
Вот, стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим, –
Иерусалим, устроенный как город, слитый в одно… (121 : 1 – 3)
Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя.
Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю. (120 : 1 – 2)
Свойство анадиплосиса привлекать внимание к определённому образу или слову широко используется ораторами, авторами публицистических и философских текстов. Вот отрывок знаменитой речи Мартина Лютера Кинга, произнесённой им в 1963 году:
«Сегодня, друзья мои, несмотря на все проблемы настоящего и грядущего, я говорю вам: «Есть у меня по-прежнему мечта!» Мечта, что корнями глубокими восходит к американской мечте».
Благодаря анадиплосису здесь подчёркивается связь между мечтой оратора и американскими традициями.
Маргарет Тэтчер в своей речи об управлении государством также пользуется этим приёмом, чтобы обозначить тесную взаимосвязь между различными сферами жизни общества:
«Без здоровой экономики у нас не будет здорового общества, а без здорового общества экономика не надолго останется здоровой».
Анадиплосис фигурирует и в произведениях массовой культуры. Вот монолог императора Коммода из фильма «Гладиатор» 2000 года:
«They call for you: the general who became a slave; the slave who became a gladiator; the gladiator who defied an Emperor. Striking story»
При переводе фигура частично сохраняется:
«Они зовут тебя – генерала, ставшего рабом, раба, ставшего гладиатором, гладиатора, который ослушался императора. Удивительная история».
Мы можем заметить, что удачно употреблённый анадиплосис придаёт речи эффектность, создаёт эффект непрерывности и взаимосвязанности, привлекает внимание к определённым образам и деталям. Неудивительно, что этим приёмом пользуются не только писатели и поэты, но и политики, ораторы, авторы рекламных слоганов и многие другие.
Анадиплосис. Примеры и использование в разных областях
Что такое «анадиплосис»?
Анадиплосис – это стилистический приём, при котором последние слова одного речевого отрезка повторяются в начале последующего. Анадиплосис употребляется на стыках как предложений, так и частей предложения. Синонимы анадиплосиса – эпаналепсис, подхват, стык.
Мастер Йода, кстати, был большим мастером использовать этот прием.
Примеры
Я собственными глазами это видел! Видел, как сейчас вижу тебя!
Для рок-музыканта важно быть услышанным, быть услышанным своим поколением.
Пришла пора переходить к конкретным действиям. Переходить к конкретным действиям — именно это он ненавидел больше всего на свете.
Пример из литературы
Пример анадиплосиса можно встретить в реплике короля Ричарда из пьесы Уильяма Шекспира «Ричард II»:
Так ваша дружба обратится в страх,
Страх — в ненависть, а ненависть обеим
Заслуженную гибель принесет.
(Перевод Михаила Донского)
Применение анадиплосиса
Массовая культура
Анадиплосис часто становится основой для рекламных слоганов. В рекламе автомобиля «Volkswagen Tiguan» он передаёт особенности жизненного стиля, связанного с этой маркой:
«Жизнь – это игра. Игра вне правил и стереотипов».
Одно из самых известных высказываний мастера Йоды, популярного персонажа культовой киносаги «Звёздные войны», содержит анадиплосис:
«Страх — это путь на тёмную сторону. Страхом порождается гнев. Гнев создаёт ненависть. Ненависть приводит к страданию».
Политика
Президент США Джордж Буш после сентябрьских событий 2001 года выступил с речью, ставшей самой запоминающейся за всю его политическую карьеру. Одна из ключевых идей выражена при помощи анадиплосиса:
«Наше горе переросло в гнев, гнев — в решимость».
Знаменитое высказывание Мартина Лютера Кинга, ставшее заглавием легендарной речи, также основано на анадиплосисе:
«У меня по-прежнему есть мечта. Мечта, глубоко укоренённая в американской мечте».
Фольклор и религия
В древности различные формы повторений помогали людям запоминать тексты. Некоторые народные песни представляют собой целые истории, построенные на анадиплосисах. Русский поэт Алексей Кольцов, тяготевший к народной лирике, часто использовал этот приём в своих стихах:
Дуют ветры,
Ветры буйные,
Ходят тучи,
Тучи тёмные.
Анадиплосис распространён в религиозных текстах. Примеры его использования можно обнаружить в Библии:
«Возвожу очи мои к горам, откуда придёт помощь моя. Помощь моя от Господа…»
Важно!
Анадиплосис усиливает логическую связанность предложений, придаёт эмоциональность, однако из-за слишком частого использования анадиплосисов текст становится вычурным и архаичным.
Анадиплосис уместно употреблять, чтобы:
Близкие по смыслу термины
Анадиплосис часто сочетается с антиметаболой (фигурой речи, при которой второй отрезок речи повторяет слова из первого в искажённом порядке с изменением смысла). Иногда из-за этого возникает путаница, так как не всегда они встречаются вместе. Например, в пословице «не я при слове, а слово при мне» есть и анадиплосис, и антиметабола, а в библейской цитате из 120-го псалма (см. «Фольклор и религия») присутствует только анадиплосис.
Акромонограмма — поэтический приём, при котором в начале строки повторяется слог, слово или словосочетание из конца предыдущей строки. Сюда же относится употребление в начале строки слова, рифмующегося с последним словом предыдущей строки.
Акромонограмма считается специфической поэтической разновидностью анадиплосиса. Она встречается только на стыке строк. Если слова повторяются в середине строки, то мы имеем дело с обычным анадиплосисом. В приведённой выше цитате из Шекспира (см. «Пример из литературы») повторение слова «страх» можно трактовать как акромонограмму, а повторение слова «ненависть» — только как анадиплосис.