Что такое подлинная красота
Подлинная красота в человеке (Итоговое сочинение (декабрьское))
Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о том, в чем заключается подлинная красота в человеке. На мой взгляд, истинная красота в человеке отражается отнюдь не в его внешности, а в его поступках, отношении к себе и к окружающим. Человек может не обладать привлекательной идеальной внешность, но его доброе и чуткое сердце, по моему мнению, способно сделать его поистине прекрасным. Настоящая красота, к тому же, может выражаться во всех положительным чертах характера, таких, как честность, отзывчивость, доброта, жизнелюбие. Очень редко, но встречаются люди, у которых внешняя и внутренняя красота находятся в гармонии друг с другом. На мой взгляд, к этому балансу должен стремиться каждый из нас.
Андрей обладает такими качествами, как мужественность, честность, отвага и смелость, ему также присущи такие черты, как чувство долга и ответственность за судьбу Родины. Именно эти черты характера делают Болконского настоящим мужчиной, способным пожертвовать своей жизнью во имя защиты Отчизны. Таким образом, герой данного произведения является воплощением гармонии внутренней и внешней красоты.
Требование №1. «Объем итогового сочинения»
Данное сочинение удовлетворяет требованию (302 слова)
Требование №2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»
Данное сочинение удовлетворяет требованию, проверка на антиплагиат показала 100% уникальности
Критерий № 1 «Соответствие теме» ЗАЧЕТ
Участник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия размышляет над предложенной проблемой
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» ЗАЧЕТ
Автор строит рассуждение, доказывает свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из литературного материала. Подмена анализа пересказом не происходит
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения» ЗАЧЕТ
Участник выдерживает соотношение между тезисом и доказательствами. Однако, имеются некоторые логические нарушения, не мешающие понимаю смысла сказанного. Тезисно-доказательная часть выстраивается сильно
Критерий № 4 «Качество письменной речи» ЗАЧЕТ
Участник точно выражает мысли, использует разнообразную лексику и различные грамматические конструкции
Качество речи не затрудняет понимание смысла сочинения
Критерий № 5 «Грамотность» ЗАЧЕТ На 100 слов в среднем приходится не более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных
Выбрана не самая удачная последовательность членов предложения, приводящая к затруднению прочтения
Происходит неоправданный повтор глагола «обладает». Для того, чтобы избежать этого следует хотя бы изменить форму слова
Стоит обратить внимание на размер примеров. Второй значительно уступает первому по объёму. Для работы на максимальный балл стоит избежать этого.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Сочинение-рассуждение на тему «В чём истинная красота человека»
Назвать человека истинно красивым можно не только из-за внешней привлекательности. Главнее общее впечатление о нём, которое заключается в богатстве внутреннего мира, сочетающим в себе наилучшие человеческие качества. Сочинение «В чём истинная красота человека» пишут школьники 11 класса, об этом сочиняют стихи поэты, рассуждает взрослое поколение, поэтому важно понять, как должен выглядеть истинно красивый человек.
Первый вариант
В человеческой красоте содержится притягательная сила, которая восхищает и положительно оценивается со стороны. Совершенство достигается, только если внешняя красота является отражением внутренней. Качества души должны быть не наигранными, а искренними.
Положительными качествами считаются:
Перечисленные черты дополняют характер помимо воспитанности и образованности. Судить о человеке станут не по внешней красоте, а по поступкам. Чтобы добиться рассматриваемых качеств, необходим ежедневный душевный труд. Красота и гармония внутреннего мира строится на стремлении к саморазвитию, самодисциплине в разных сферах и высоком культурном уровне.
Ярким примером тому в литературе служит сказка «Аленький цветочек». Чудовище внешне безобра́зное, но тем не менее обладает доброй и красивой душой.
Несоответствие облика и внутреннего мира главного героя читатель наблюдает на протяжении всего произведения, что не даёт сомневаться в его положительности, отзывчивости, способности любить и доброте.
Внутренний и внешний мир
Написать эссе на тему настоящей красоты человеческой души не составляет труда для каждого школьника. С ранних лет людям прививаются эти понятия в обществе. Красив душой тот, кто воспитан, с уважением относится к другим независимо от положения и статуса, чуток и добр. В этом и заключается внутренняя привлекательность. Такие люди гармоничны с собой и внешним миром.
Когда же в душе скапливается злость на окружающих, жестокость, жадность и лицемерие, внутренняя притягательность гаснет, даже если внешняя оболочка красива. Сочинение егэ на тему «подлинной красивости человеческого духа» помогает осознать истину, которая для многих закрыта.
У каждого своё понятие, как должны выглядеть красивые люди. Для некоторых — это умение правильно говорить и думать. Нельзя исключить и такой вариант, ведь гармоничность проявляется с разных сторон. Культура также показывает, насколько красив внутренний мир. Это проявляется и в манере разговора, стиле одежды. Неопрятность, нецензурные выражения лишают гармоничности с самим собой и окружающим миром.
Привлекательность может вырабатываться на протяжении жизни, если узнавать постоянно что-то новое, учиться контролировать мысли и эмоции, жить с позитивным настроем. Когда личность стремится к познаниям положительного, она обязательно улучшается как внутри, так и снаружи. Поэтому для приобретения привлекательности нужно развивать свою душу, познавать себя и окружающий мир.
Литературные персонажи
Бывает так, что за внешним блеском и привлекательностью скрывается внутренняя убогость, бедность и даже порок. Это сила, которая искушает и разрушает. Именно об этом написал О. Уайльд в романе «Портрет Дориана Грея». Герой произведения ослепительно прекрасен внешне, но это характеристика не коснулась его души. Дориан полагал, что нужно пользоваться своей привлекательностью и молодостью, позволяя себе свободный образ жизни, все прихоти и не думая о других.
В произведении Уайльд показывает, что нарушать законы человеческой природы нельзя. Обязательно наступит расплата за грехи, а на смену красивости придёт отвратительная уродливость души. Что и произошло с главным героем, которого не спас даже портрет, «принимающий» пороки Дориана.
По-настоящему прекрасный человек уверен в себе, имеет открытую улыбку, горящие глаза, жизнерадостный и весёлый. Несколько даже величественен, благороден и аристократичен. Именно таковой являлась Наташа Ростова — одна из героинь романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
Если рассматривать в деталях внешность героини — круглые чёрные глаза, большой подвижный рот, тонкие руки и ноги, то она совсем непривлекательна. Но при близком общении с девушкой от неё исходит эмоциональная, искренняя, наполненная любовью и энергией волна, делающая её намного ярче и привлекательнее многих красавиц. Прекрасен тот, кто способен дружить, любить, увлекаться, интересно жить. Это в полной мере свободный человек, который способен наслаждаться и пользоваться своей свободой.
В этом и состоит красивость, и гармоничность души. Гармония является ключевым звеном, синонимом красоты. Только баланс между внутренним и внешним может считаться красивым. И только человек, нашедший «золотую середину», живущий в гармонии действительно счастлив, а поэтому прекрасен.
Жизнь людей была бы бедна без духовной пищи. Любую работу можно выполнять с радостью, вкладывая элемент творчества, улучшая её с каждым разом.
Следует исключить безделье, иначе наступит деградация души. Об этом рассуждает Базаров — герой произведения И. С. Тургенева «Отцы и дети». Евгений указывает на то, что лентяи, тунеядцы и бездельники не могут вызвать уважение, лишь презрение. Истинная красота должна самореализоваться через способности, стремление к совершенству и прогресс.
Истинная красота
В чём заключается настоящая красота? Человек, произнося слово «красивый», всегда имеет в виду внешность мужчины или женщины. Говоря о внутреннем мире, люди используют другое слово — богатый. Значит ли это, что красота зависит от черт лица, фигуры и внешнего облика в целом?
Наверняка многие читали сказку Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Автор известных литературных произведений раскрывает большое количество важных проблем, и одна из них — подлинная красота человека. Лис, вопреки стереотипам, оказался очень мудрым персонажем и сказал фразу, которая отражает реальность.
«Самого главного глазами не увидишь. Зорко одно лишь сердце».
Этот пример ещё раз доказывает, что душа гораздо важнее, чем внешность. Как гласит русская пословица: «Встречают по одёжке, а провожают по уму». Действительно, даже если человек подходит под стандарты, которые, к слову, постоянно меняются, это совсем не обозначает, что он будет искренним, настоящим и приятным человеком.
Внешний вид — это всего лишь оболочка. Каждый всегда выбирает друга или вторую половинку, обращая внимание на богатство внутреннего мира, полного лучших человеческих качеств. Воспитанность, уважение, доброта́, отзывчивость, терпеливость, искренность — составляющие подлинно красивого человека.
Таким образом, поистине красив тот, у кого внешность отражает глубину внутреннего мира. Чтобы найти преданного друга или достойного спутника жизни, нужно научиться смотреть сквозь оболочку. Именно там, где скрывается настоящее лицо человека, можно найти ответы на вопросы о его качествах, характере и личности в целом.
Поистине красивый человек
А. П. Чехов писал: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…» и был, как мне кажется, абсолютно прав. Настоящую красоту нельзя увидеть глазами, её можно только почувствовать. Если душа живая, а сердце доброе, это подлинная красота.
«Никакая внешняя красота не может быть полной, если она не оживлена красотой внутренней». — Виктор Гюго.
Я соглашусь с мнением французского писателя. Настоящая красота свободна. Для нее нет никаких рамок и стандартов, в отличие от внешности. Она состоит из души, стремящейся к своим целям, и присущих ей положительным качествам.
Многие не согласны с таким мнением. Есть люди, для которых красота проявляется во внешних данных: фигуры, черт лица и цвета волос. По моему мнению, такие «коллекционеры фантиков» остаются в конце жизни совершенно одинокими или рядом с ужасным человеком с привлекательной внешностью.
Итак, порассуждав на очень важную тему, я ещё раз убедился, что красота — это гармония внешнего вида и внутреннего мира. Но истинное понятие относится к душе.
Нельзя говорить с упоением о тех предметах и людях, которые изначально несут в себе негатив. Если красота и спасёт мир, то только душевная.
Правила написания сочинения на ЕГЭ
Чтобы хорошо написать сочинение на экзамене в конце 11 класса, нужно много тренироваться, учиться на своих ошибках и прорабатывать самые частые из них.
Существуют главные требования, за которыми нужно следить во время написания:
Необязательно постоянно высматривать промахи в сочинении. Следует регулярно практиковаться, и тогда таких ошибок не возникнет.
Пошаговый план
Эссе пишется по определённому алгоритму, который при проверке является одним из ведущих критериев.
План написания выглядит так:
Также следует использовать разные конструкции речи — вводить причастные и деепричастные обороты, использовать вводные слова и конструкции, цитаты из литературных произведений.
Сочинения на тему «Истинная красота»
Красота – сила, которая содержит то, что притягивает, вызывает восхищение, положительную оценку со стороны. На первый взгляд, сочетание слов «истинная красота человека» неоднозначно.
Сочинение Истинная красота человека
Человек истинной красоты – подобную характеристику могут заслужить внешность, общее впечатление о человеке. Однако нет ничего дороже в нем, чем богатство внутреннего мира, в котором имеют место лучшие человеческие качества.
Сам человек может быть совершенен только в том случае, если привлекательность внешняя является отражением его внутреннего совершенства. А это, в свою очередь, опирается на сочетание некоторых качеств, не наигранных, а исходящих искренне от души.
Среди них доброта и сострадание, способность протянуть руку помощи нуждающемуся, умение видеть свои недостатки и исправлять их, не нанося вред окружающим, ум.
Таким образом, наряду с образованностью, воспитанностью человек должен делиться с окружающими его людьми самым ценным — опытом, любовью.
Давно доказано, что судят по делам, а не по внешнему виду. В таком случае заслуженная со стороны характеристика мудрого человека является бесценной и неотъемлемой составляющей частью в рассуждении на тему “Истинная красота человека”.
Важной задачей в рассмотрении этого понятия также становится ежедневный духовный труд, так как без высокого культурного уровня, без стремления к саморазвитию и самовоспитанию в какой-либо сфере, человек не в силах добиться красоты и гармонии своего внутреннего мира.
Наиболее ярким примером в литературе является один из героев известной сказки “Аленький цветочек”. С детства в ребенке закладывается понимание красоты души. На протяжении всего произведения читатель наблюдает четкое несоответствие внешнего облика и доброты чудовища.
Тем не менее, это не дает возможности сомневаться в том, что он положительный герой, способный любить, проявлять отзывчивость, доброту.
Таким образом, чтобы получить подобную характеристику, человек должен всю жизнь доказывать это своими поступками, мыслями. Он должен заражать окружающих своим жизнелюбием, стремлением преобразовать мир, быть примером, чтобы красота душевная не померкла со временем, а приумножалась.
Что такое истинная красота
В обществе существует знаменитое высказывание «Красота спасет мир». Некоторые ошибочно предполагают, что речь идет о красоте внешней: черты лица, привлекательная фигура, прическа. Но я считаю, что это неправда. Здесь смысл таится в том, что мир спасет красота души человека.
Внешнюю красоту часто считают важнее внутренней. Кажется, если человек внешне привлекательный, то и поступки у него хорошие, и помыслы чистые, и сердце золотое. Но на деле оказывается, что красивый человек не всегда бывает добрым. Проблема внешней красоты в том, что она часто бывает обманчивой.
Истинная красота – это не милое лицо, которое привлекает своими воодушевляющими глазами и широкой улыбкой со сверкающими зубами. Нет. Красота – это не фигура по стандартам и с тонкой талией. Это не обворожительное платье на пару с каблуками под цвет. Ни в коем случае.
Проблема внутренней красоты в том, что ее мало кто замечает. Нужно судить человека по его делам, а не по красоте его лица.
Истинная красота хранится в глубинах человеческой души. Но таких нынче становится все меньше и меньше. Сердце доброго человека – истинная ценность нашего мира. Когда человек не откажет в помощи, не пройдет мимо.
Когда он с добротой протягивает руку помощи, безвозмездно – вот это и есть истинная красота души. Доброта сделает любого человека красивым. И здесь совсем не имеет значение, какая фигура, какое лицо и все ли зубы прямые.
Истинная красота в литературе
На нашей планете миллиарды людей с индивидуальными особенностями внешности. Мы отличаемся цветом кожи и разрезом глаз, телосложением и манерой одеваться, говорим и даже думаем по-разному. Понятие красоты зависит от среды обитания человека, его культуры и мировоззрения. Каждый из нас уникален, имеет свои привлекательные черты и изъяны.
Красотой люди обычно называют гармоничное сочетание деталей объекта, то, что нас радует внешне. Видя солнечным летним днем цветущий сад и переливающуюся на солнце реку, многие восхитятся великолепием природы.
Критерии красоты сильно отличаются в различных эпохах. Это различие наглядно прослеживается в картинах художников. В Античности восхищались белокожими девушками с широкими бедрами, а в Средневековье в почете была изящная стройность.
Менялась мода на одежду, прически и другие атрибуты внешнего вида, но независимо от времени ценятся образованность и воспитание человека, его духовность.
В романе «Евгений Онегин» Татьяна Ларина не отличается красотой, но ее доброта, честность и чувствительность делают ее удивительной девушкой. Она любит природу и много читает, искренне переживая за героев книг. Ее сестра Ольга, наоборот, ослепительно красива и пользуется вниманием мужчин.
Главный герой отмечает, что кроме внешней привлекательности в девушке нет ничего интересного. Она глупа и скучна. Татьяна же притягивает его своей таинственностью и богатым внутренним миром.
Джен Эйр всегда готова прийти на помощь, в ней нет корысти и лицемерия. Она выбирает себе профессию гувернантки, что отлично сочетается с ее внутренним миром. Стойко преодолев все жизненные трудности и не растеряв своей человечности, девушка заслуженно обретает собственное счастье.
Несмотря на какие-либо дефекты внешности, красивым можно назвать любого человека, который искренен в своих мыслях и поступках. Многие поэты отмечали в своих произведениях, насколько преображает облик улыбка и светлые эмоции.
О том, что нет единого мнения о красоте, писал Николай Заболоцкий. Последние строки его стихотворения «Некрасивая девочка» часто упоминаются людьми. Что есть красота? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?
Рассуждение на тему Истинная красота
Что такое красота? Думаю, по-настоящему красив не тот человек, что внешне удался, а тот, что сохранил доброе, честное сердце среди равнодушия и лицемерия сие мира, ведь именно на таких людях держится всё человечество, потому что они сильны духом.
Как гласит знаменитая русская поговорка, не стоит судить книгу по обложке. Такой же принцип работает и с людьми. Душевную гниль не скрыть под обворожительной внешностью. Стоит задуматься о том, что можно ожидать от черствого, алчного человека, но при этом с приятной внешностью? Разве отношения строятся с “оболочкой”?
Внешность, фигура — дело наживное, а вот душевной красотой обладает далеко не каждый. Гораздо приятнее общаться с людьми, чьи сердца по-настоящему горят, а главное после общения остается приятное послевкусие, сам становишься лучше.
Такие обогащают твой внутренний мир. Красота заставляет восхищаться, она притягивает к себе. Но не стоит забывать, что, обладая внешней красотой, человеку надо сохранять внутреннюю, тогда цены ему не будет.
У меня есть друг, лучший. Да, он далеко не идеален внешне, но зато великолепный друг с широкой и доброй душой. Раньше я не предавал особого значения нашей дружбе, ибо не понимал поистине красивых человеческих качеств, цеплялся к внешности, за что сейчас стыдно.
В моей жизни произошел переломный момент, вследствие которого сильно заболел. И где же были все те красавицы и красавцы, называющиеся моими друзьями? Исчезли, оставили одного. Тогда-то и открылось истинное лицо моего окружения.
Именно тот человечек был рядом, поддерживал, в то время и стал моими лучшим другом, которого безумно ценю и дорожу нашими дружескими отношениями.
Читайте также: Тургеневская девушка – сочинения про женский образ в русской литературе.
Таким образом, в заключение можно сказать, что не всегда под красивой оболочкой скрывается столь такая же приятная душа. Надо учиться заглядывать на самое дно, где скрывается настоящее лицо, которое и будет главным. Не стоит придираться к внешности, если не знаете, что внутри. Подумайте, будет ли внешность определяющим фактором в характеристике человека?
Что такое подлинная красота
Роджер Скрутон. Красота. М.: Теоэстетика, 2021. Перевод с английского Константина Бандуровского
Красота — скандальна. Она всегда становится камнем преткновения в наших суждениях о ней, открывая конфликт субъективных предпочтений. А о вкусах, как известно, не спорят. Этот трюизм поразительно живуч в силу того, что к нынешнему моменту понятие прекрасного лишено ясного содержания. Оно, как и понятие об искусстве, выражаясь в терминах Витгенштейна, — открытая дефиниция. В одной из своих статей Роджер Скрутон призывал сознаться: современные интеллектуалы не знают, что есть красота и что есть искусство, какие вещи мы можем определить как прекрасные, какую деятельность человека (а может и не только человека) мы можем с уверенностью отнести к родовому понятию искусства, а какую нет. В книге «Красота» Скрутон выступает против эстетического релятивизма, полагая, что чувство красоты связано с разумной — то есть реальной, а не сконструированной социальными теориями — природой человека, и, для того чтобы красота не иссякла, мы должны выносить взвешенные эстетические суждения, отличая прекрасное от уродливого.
Красота провоцирует общественный скандал. Он возникает там, где на прекрасное совершаются нападки, как в случае с множеством преднамеренно кощунственных акций и перформансов, которые известны, скучны и тривиальны сами по себе, но обретают силу только в качестве паразитов на теле красоты. Скрутон приводит в своей книге несколько примеров, в частности, музыкальную пьесу Моцарта «Похищение из сераля» в интерпретации оперного режиссера Каликсто Бийето. Он называет эти разрушительные, но бесплодные усилия тем, чем они и являются — осквернением, совершаемым «бойкими однодневками», а «желание осквернить — это желание обратить эстетическое суждение против себя, чтобы оно больше не казалось осуждением нас».
Скандал возможен и в том случае, когда люди доброй воли хотят отстоять и утвердить непреходящее значение красоты как защитницы человечности, не позволяющей человеку развоплотиться в животное, пойти на поводу у идеологий. Таким скандалом, как правило, становятся книги Роджера Скрутона, «Красота» здесь не исключение. Нужно быть невероятно уверенным и укорененным в своем опыте, чтобы писать о прекрасном как о чем-то серьезном и необходимом во времена, когда на красоту принято смотреть либо как на преодоленную и уже не актуальную ценность, либо как на источник легкодоступного удовольствия для сентиментального обывателя. Либо как на социальный конструкт, созданный, чтобы подавлять свободу индивидуума и угрожать равенству людей. В последнем случае интеллектуалы призваны деконструировать то, что от красоты все еще осталось, чтобы наконец сбылись слова Деррида, будто «в начале были руины». Скрутон определяет сложившуюся ситуацию как кризис гуманитарных наук — и приглашает сопротивляться.
«Красота» была написана для популярной оксфордской серии коротких введений, и в этом качестве книга полностью себя оправдывает. Структурно она разбита на несколько больших тематических разделов, посвященных, например, красоте природы или человека, каждый из которых, в свою очередь, включает множество маленьких подзаголовков — это своего рода небольшая энциклопедия, касающаяся очевидных и неявных аспектов феномена красоты с целью представить явление в его многообразии и нередуцируемости одновременно. Однако нельзя сказать, что в книге нет последовательного нарратива: всю архитектуру текста связывает попытка проанализировать связь между эстетическим восприятием и суждением, возникающим в сознании разумно мыслящего субъекта. Здесь есть место и кратким историческим экскурсам, и философской постановке вопросов об эстетическом суждении, и проблеме соотношения формы и содержания, и тонкому анализу самых разнообразных феноменов: от интереса к работе плотника до созерцания природы. Взгляд Скрутона охватывает вещи, лежащие не только в рамках повседневности, он устремляется и к той труднопреодолимой границе, за которой прекрасное остается нетронутым нашими досужими размышлениями. Он внимателен не только к тому, что сформулировать можно и, более того, необходимо, но и бережен в отношении к вещам, переживание и смысл которых почти невозможно выразить дискурсивно. В частности, в вопросе о языке Скрутон актуализирует не исчерпанные XIX веком способы говорения об искусстве, он показывает, что в описательности, известной нам по книгам Рескина, есть колоссальный потенциал для мышления о конкретном памятнике, раскрывающемся перед внимательным зрителем благодаря универсальной силе метафоры.
Осознавший себя как консерватора еще в юности, а впоследствии известный как верный последователь Эдмунда Берка, Роджер Скрутон понимал, что его положение в университете в среде левых интеллектуалов всегда будет шатким, но ценностный выбор неизменно оказывался выше вопросов конформизма и социального одобрения. Он писал книги и многочисленные эссе о том, как быть консерватором в Англии, как и почему необходимо сопротивляться идеям новых левых, «дураков, мошенников и поджигателей», как они определены в названии одной из его книг, недавно переведенной на русский язык (отрывок из нее был опубликован на «Горьком»).
Консервативные взгляды автора сказываются на содержании книги, посвященной красоте, но не в качестве навязываемого метода или идеологии, оправдывающей суждения, — эстетический опыт был первичен. Майский Париж 1968 года Скрутон наблюдал из окна — как бы свысока, — оглядывая панораму улиц, охваченных беспорядками, как встревоженный зритель, переживающий реальность эстетически, не имея предвзятого отношения к студентам и полицейским, еще не решаясь выносить моральных оценок. Парижские события переживались артистически и его знакомыми, переживались как трансгрессивное освобождение от буржуазной обыденности, как «апофеоз ситуационистского театра», однако для Скрутона поджоги автомобилей и граффити не смогли оказаться достаточно убедительными. В тот момент перед его глазами возник иной образ Парижа: он вспомнил, как читал о торжественных похоронах Поля Валери, устроенных по личной инициативе де Голля практически сразу после освобождения города. Театр разрушений, разыгрываемый толпой молодых людей, которые в скором времени сами заняли места добропорядочных буржуа, — и похороны великого поэта, чьи стихи связывали мертвых и живых, красоту и народ Франции. В мае 1968 года Роджер Скрутон предпочел «кратковременной экзальтации» красоту и смысл.
С этого момента и на протяжении всей жизни Скрутон будет изучать юриспруденцию и политическую философию, но эстетический опыт навсегда останется ядром его консервативных убеждений: он был готов чувствовать себя «интеллектуалом-парией», но не мог внушить себе согласие с тем, будто безликие бетонные коробки и модернистский вандализм приемлемы и целесообразны для разумного человека. Темой его первого самостоятельного исследования станет связь между искусством и воображением, а последняя книга будет написана о музыке искупления, «Парсифале» Вагнера. Между ними — несколько книг об архитектуре и музыке, романы, новеллы и оперные либретто. Философа, занимавшегося поисками нового архитектурного языка, внутренне связанного с общеевропейской и английской традицией, назначат на пост председателя Комиссии по строительству нового жилья — должность формальная, но Скрутон относился к ней со всей ответственностью. Даже несмотря на скандальное снятие с поста, последовавшее за тщательно «отредактированным» интервью левому изданию, которое выставило Скрутона как исламофоба, антисемита и расиста, он продолжал заниматься разработкой плана для Комиссии в уединении, на своей ферме.
Всякое его дело сопровождалось своими кривыми отражениями: левой и либеральной критикой, презрительными рецензиями и косыми взглядами, даже со стороны тори. Для нас примечателен один случай: в издании The Guardian вышла статья под довольно тенденциозным названием «Доверили бы вы Роджеру Скрутону разработать дизайн вашего нового дома?», где слово красота, центральное для Скрутона, было взято в кавычки. В современном мире нет никакой Beauty, есть «beauty». И занятно, что сам Скрутон определял большой срез современного искусства как «pre-emptive kitsch», то есть «упреждающий китч», который заведомо взят в ироничные кавычки, за счет чего скульптуры Кунса или работы Уорхола как будто становятся легитимным, остроумным и ярким художественным высказыванием.
В «Красоте» современному искусству уделено не много внимания. В последней главе «Бегство от красоты» Скрутон предлагает свою интерпретацию событий, начавшихся с открытием современности Бодлером, однако и здесь он занимает скорее охранительные позиции. Да, Поллок бежал от красоты, но ведь был и Хоппер. Да, мир пошел на поводу у «Фонтана» Дюшана, но были еще Элиот и Паунд, Шенберг и Бриттен. Скрутона трудно обвинить в ретроградстве, он действительно чуток к современности и проводит гораздо более тонкие различия, чем «модернистское — уродливое», «классическое — прекрасное». Его огромная заслуга перед консервативно настроенной публикой, которой так часто не хватает эстетической чуткости, состоит в том, что Скрутон не вздыхает по салонному академизму, не ностальгирует по безжизненной и поверхностной живописи Бугро или сентиментальным пейзажам, ведь именно против этой лжи справедливо ополчился авангард. Ларошфуко говорит нам, что сентиментальность — враг чувств, по сходному принципу Скрутон противопоставляет искусству китч, характеризующийся как «плесень, которая оседает на всех произведениях живой культуры, когда люди начинают предпочитать чувственные атрибуты веры тому, во что верят по-настоящему».
В самом начале книги Скрутон признается в том, что свои суждения о красоте он не может строить, опираясь на платоническую идею триединства Истины, Блага и Прекрасного, и потому, в частности, оставляет в стороне растущую из этой традиции богословскую аргументацию. По этой же причине он не может не признать красоту, открытую романтиками, — Сатана Мильтона, «Цветы зла» Бодлера и «Саломея» Уайльда не являются носителями истины и блага, и тем не менее они обладают красотой. В то же время Скрутон признает за красивыми объектами и произведениями искусства моральный смысл — не морализаторский, и это важно, но моральный естественным образом, как то, что созвучно разумной природе человека. Красота зла, таким образом, становится аргументацией против платонической триады, но аргумент повисает в воздухе: Скрутон, как и все мы, не знает, что делать с красотой, которая соблазняет. Если модернизм способен изуродовать здание, почему ложь Сатаны не оскорбляет сущность прекрасного? И чем тогда отличается умиротворенная и благородная красота Саломеи Филиппо Липпи в Кафедральном соборе Прато от красоты Саломеи у Уайльда, Бердслея и Штрауса?
Скрутон, безусловно, кантианец, и область трансцендентного он оставляет за горизонтом наших рациональных познавательных способностей, обращаясь скорее к разуму человека, чем к бытию и тому, что лежит за его пределами. Словом, красота Елены Троянской — в глазах Гомера, несмотря на его слепоту. Понятие красоты уточняется через упоминание множества различий, что традиционно для эстетической мысли со времен Шефтсбери, Баумгартена и Канта: есть чистая красота, вроде «Оды соловью» Китса, есть возвышенная, открывающая в человеке измерение бесконечного, есть искусства изящные — les beaux arts — и полезные. Иногда кажется, что Скрутон слишком связан рамками мысли эпохи Просвещения, но, по крайней мере, он берет из нее лучшее. Поэтому закономерно, что центральное место в книге занимает критика феномена пользы: и как грубого утилитаризма, и как препятствия для незаинтересованного суждения вкуса, когда произведение искусства создается и существует ради самого себя. Идея великих немцев о незаинтересованности давно стала своего рода «школьным» фактом, академической банальностью из списка вопросов к зачету, но Скрутону удалось ее оживить: он постоянно вводит новые различия и нюансы. Разумная незаинтересованность — моральна, не только потому что мы освобождены от личных и корыстных притязаний в своих отношениях с прекрасным, но еще потому, что чистое переживание способно намекнуть на близость к области священного. Следующего шага — указания на священное как источник красоты — Скрутон все же не делает, оставляя интуицию открытой. Вопрос о моральном и священном становится для него поводом для разговора о связи красоты и сексуального желания, табу и осквернения.
Когда мы сталкиваемся с красотой другого человека, а не произведения искусства, бескорыстность нашего влечения ставится под вопрос. В этом случае Скрутону все-таки оказывается необходим Платон. Красота и эрос связаны, и наше стремление к избранию и созерцанию снижается до тривиального влечения, когда мы оказываемся невнимательными к красоте как к благу. Это различие помогает определить тело красивого человека не как инертную материю, а как воплощение «я». Скрутон в этом смысле оказывается противником картезианского разделения всего сущего на телесную и духовную субстанции. В этой трактовке полноты человека он оказывается гораздо ближе к христианской традиции рефлексии над событием Воплощения, чем к просвещенческим авторам. Именно эта идея указывает ему на суть различия между эротическим искусством и порнографией, и Скрутон делится множеством наблюдений, сравнений и открытий, нигде не впадая в нравоучительный викторианский тон. Потребительское отношение к тому, что принадлежит области эроса, осуждает как будто не сам автор, а феномен воплощенной красоты, которая не терпит осквернения.
Удивительно, но Скрутон, изначально уведомив читателя об отказе рассуждать о красоте, исходя из «метафизического» платонизма, постоянно приближается к области духа, хотя последнего слова философ старательно избегает. Кажется, что именно эта особенность книги делает ее чем-то большим, чем просто краткое введение в эстетику как форму знания Нового времени.
Люди признают за красотой особую силу, способную вырывать человека из его повседневности и одномерности: красота вторгается и заявляет о себе, когда ее не ждали, к ее приходу не готовились, о ней не просили. Из этой ловушки трудно выбраться без единого ранения. Когда мы влюбляемся, мы потрясены красотой другого человека. Когда мы пришли в консерваторию послушать музыку, но услышали в «Плаче Адама» Арво Пярта нечто, что заставило нас пережить всю скорбь этого мира и явило человека как прекрасное создание, — это вторжение красоты. Куда она зовет? И как достойно ответить на этот призыв? Красота — скандальна, потому что нарушает наш план жить в ложном смирении, без опыта величия и совершенства. «Взрывной» потенциал красоты признается Скрутоном как реальный и способный вырвать человека из обыденности, и в этом красота подобна священному. Вспышки освобождения от профанного кратковременны и редки, но они необходимы человеку для достойной жизни.
«Красоту» можно сравнить с садом расходящихся тропок: она полна указующих жестов, и в каждой, казалось бы, стабильной точке взвешенного, дисциплинированного суждения нам намекают, что поблизости есть другие пути для мысли. Главное достоинство книги в том, что Скрутон — совершенно не умышленно — заставляет читающего постоянно обращаться к личному опыту переживания красоты. Вы чувствуете себя связанным со всем, о чем он пишет, напрямую. И продолжаете задавать вопросы, но не только автору — вас разворачивают к миру собственного эстетического опыта и миру внешнему, в котором красота — есть, и за нее стоит бороться.