Что такое подлинник паспорта
Что такое подлинник паспорта
2. Бланки паспорта изготавливаются по единому для всей Российской Федерации образцу и оформляются на русском языке.
К бланкам паспорта, предназначенным для оформления в республиках, находящихся в составе Российской Федерации, могут изготавливаться вкладыши, имеющие изображение государственного герба республики и предусматривающие внесение на государственном языке (языках) этой республики сведений о личности гражданина. Форма вкладыша устанавливается органами исполнительной власти указанных республик и Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 28.03.2008 N 220, от 07.07.2016 N 644)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 2 в ред. Постановления Правительства РФ от 05.01.2001 N 7)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Образцы печатей, штампов, бланков и личных фотографий, необходимые для оформления паспорта, а также дополнительные защитные средства устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 28.03.2008 N 220, от 07.07.2016 N 644)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.07.2003 N 392)
5. В паспорте производятся отметки:
По желанию гражданина в паспорте также производятся отметки:
Отметка о детях (гражданах Российской Федерации, не достигших 14-летнего возраста) заверяется подписью должностного лица и печатью территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации.
(п. 5 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.07.2021 N 1205)
(см. текст в предыдущей редакции)
Паспорт, в который внесены сведения, отметки или записи, не предусмотренные настоящим Положением, является недействительным.
7. Срок действия паспорта гражданина:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.07.2021 N 1205)
(см. текст в предыдущей редакции)
Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, паспорта выдаются или заменяются по окончании установленного срока военной службы по призыву.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.12.2006 N 779)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Нарушение требований настоящего Положения влечет за собой ответственность должностных лиц и граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основные документы, удостоверяющие личность: возможные планы по систематизации и единому регулированию
4zeva / Depositphotos.com |
В Госдуму внесен проект федерального закона «Об основных документах, удостоверяющих личность». Документ разработан депутатом нижней палаты парламента Сергеем Ивановым в целях определения правового статуса основных документов, удостоверяющих личность, и систематизации установленных различными нормативно-правовыми актами документов, удостоверяющих личность россиян в стране и за ее пределами, а также иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ.
Законопроект 1 закрепляет правовые основы документов, удостоверяющих личность, устанавливает требования к их оформлению, а также регулирует деятельность по изготовлению, выдаче, замене, сдаче, изъятию и уничтожению таких документов.
Остановимся на ключевых моментах инициативы.
Четкая терминология
В ст. 1 проектируемого закона планируется закрепить понятие «документ, удостоверяющий личность». Под таковым будет пониматься материальный объект установленного образца с зафиксированной на нем информацией о персональных данных физического лица, позволяющей установить личность и правовой статус его владельца. Одновременно разъясняется, какие документы будут считаться основными (они выделены в законопроекте из общего перечня документов, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории России или за ее пределами и документов, удостоверяющих личность иностранного гражданина и лица без гражданства на территории нашей страны). Также терминологический аппарат предусматривает расшифровку понятия «уполномоченные государственные органы» (к ним отнесены органы внутренних дел, органы юстиции, орган в области внешнеполитической деятельности, орган в области транспорта и коммуникаций, осуществляющие в пределах своей компетенции оформление, выдачу, замену, изъятие и уничтожение документов, удостоверяющих личность).
Принципы правового регулирования в сфере документов, удостоверяющих личность
Требования к оформлению, выдаче, замене, сдаче, изъятию и уничтожению документов, удостоверяющих личность, планируется привязать к принципам:
Перечень основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ
В проекте сформирован перечень из девяти основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ. В их числе:
Оговорено, что иные предусмотренные законодательством документы, удостоверяющие личность гражданина РФ, не являются основными. Хотя в некоторых случаях, прямо прописанных в федеральных законах, к удостоверяющим личность документам могут быть отнесены также водительское удостоверение, военный билет, справка об освобождении из мест лишения свободы и актовая запись о рождении.
Причем возможность совершения гражданско-правовых сделок гражданами РФ связывается с наличием любого из трех документов – удостоверения личности гражданина РФ, паспорта гражданина РФ и свидетельства о рождении, а для иностранцев и лиц без гражданства – только одного (вида на жительство).
Требования к основным документам, удостоверяющим личность гражданина РФ
Проект закона содержит требования, касающиеся не только оформления основных документов, удостоверяющих личность (на русском языке в виде документа на бумажном или пластиковом носителе), но и содержащихся в них данных. Речь идет о минимальном наборе сведений – таких, как: имя полностью (Ф. И. О. и другие части имени при наличии); дата и место рождения; пол; национальная принадлежность (по желанию гражданина); гражданство; фотография; наименование органа, выдавшего документ; номер и серия документа при наличии; дата выдачи документа и дата истечения срока действия документа, если такой установлен; подпись гражданина; иные сведения в случаях, предусмотренных законодательством.
Некоторые новеллы законопроекта
Главной новеллой можно признать введение нового вида документа, удостоверяющего личность гражданина РФ, – удостоверения личности гражданина РФ. Речь идет о документе (исключительно на пластиковом носителе), удостоверяющем личность и подтверждающем гражданство РФ. По замыслу парламентария, удостоверение личности россияне будут получать с 14-летнего возраста сроком на 10 лет. Причем граждане РФ, выезжающие на постоянное место жительство за пределы страны, должны будут сдать удостоверения личности в органы внутренних дел. Иные особенности использования удостоверения личности на пластиковом носителе должно будет установить Правительство РФ (например, пока в законопроекте не уточняется, нужно ли будет получать такое удостоверение на пластиковом носителе гражданам старше указанного возраста).
Согласно законопроекту в паспортах граждан, уклоняющихся от уплаты алиментов, может появиться новая отметка – об обязанности платить алименты.
Особенности выдачи и ограничения на использование основных документов, удостоверяющих личность
Наконец, вводится ряд запретов – например, на принятие в залог документов, удостоверяющих личность, а также на идентификацию физического лица по копиям таких документов.
Отметим, намерение урегулировать статус основных документов, удостоверяющих личность, отдельным федеральным законом было высказано еще при принятии Указа Президента РФ от 13 марта 1997 г. № 232. Так, преамбула документа гласит: «В целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации впредь до принятия соответствующего федерального закона об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, постановляю». Таким законом может стать рассматриваемый законопроект в случае его одобрения Госдумой, Советом Федерации и подписания Президентом РФ. Если это произойдет, то новые нормы начнут действовать со дня их официального опубликования, за исключением положений об удостоверении личности – их планируется применять начиная с 1 января 2021 года (после утверждения Правительством РФ формы, порядка оформления, выдачи, замены, сдачи, изъятия и уничтожения такого документа).
1 С текстом законопроекта № 845287-7 «Об основных документах, удостоверяющих личность» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
Как определить подлинность паспорта
Изучение паспорта должно осуществляться в три этапа:
На первом этапе устанавливаются соответствие бланка паспорта утвержденной и действующей форме. Затем проверяются все реквизиты (обязательные сведения, содержащиеся в документе), наличие печатей и штампов, их содержание, срок действия паспорта и подписи должностных лиц. При отсутствии одного из обязательных реквизитов документ теряет юридическую силу.
Необходимо проверить соответствие записи о регионе, в котором производилась выдача паспорта, штампу о регистрации гражданина по месту жительства на тот момент.
Примерный возраст изображенного на фотокарточке лица должен соответствовать указанному в документе.
На втором этапе проводится проверка принадлежности документа предъявителю путем сравнения изображения на фотографической карточке с внешностью гражданина. Предпочтительно сопоставлять фотографические карточки, фамилию, имя, отчество и другие сведения в разных документах.
На третьем этапе проводится тщательное изучение паспорта с целью выявления признаков, которые могли бы свидетельствовать о его возможной подделке.
Первоначально устанавливается способ изготовления страницы паспорта (она должна быть изготовлена полиграфическим способом и иметь необходимый «набор» элементов защиты), а затем проводится изучение документа с целью выявления возможной замены фотокарточки.
Наличие хотя бы одного из нижеперечисленных признаков может свидетельствовать либо о полной, либо частичной подделке третьей страницы паспорта:
С 2006 года в бумагу девятнадцатой и двадцатой страниц введена защитная «ныряющая» металлизированная нить, меняющая цвет в зависимости от угла зрения, отдельные участки нити видны на поверхности девятнадцатой страницы.
В случаях каких-либо сомнений в подлинности паспорта целесообразно обращение к специалистам органов внутренних дел либо к сотрудникам территориальных подразделений УФМС России.
«Копия верна», или Как правильно заверять документы
Штамп «Копия верна» — это отметка о том, что изготовление дубликата в точности соответствует оригиналу и в него не внесены никакие дополнения. Повторный документ обладает законной силой, если он правильно заверен этой надписью (в виде печати или от руки).
Зачем заверять копии
Если акт, полностью повторяющий информацию подлинника, заверен надлежащим образом, то он обладает аналогичной юридической силой с оригиналом (подп. 23 п. 3.1 ГОСТа Р 7.0.8-2013 «Система стандартов» ).
Организации заверяют копии в следующих ситуациях:
Сотрудники компании (в том числе и бывшие) вправе написать запрос о выдаче любых ксерокопий бумаг, связанных с их работой (трудовых книжек, распоряжений о приеме на работу, о переводе, увольнении, справок и выписок и т.д.). Работодатель обязан бесплатно выдать их в течение 3 рабочих дней ( статья 62 ТК РФ и пункт 7 Правил ведения и хранения трудовых книжек, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 ).
Заверенные дубликаты требуют и различные учреждения:
Кто вправе заверять документы
В исключительных случаях дубликаты заверяют у нотариуса. Конкретные ситуации предусмотрены законодательством. Например, доверенность для совершения зарубежных сделок, вступление в наследство, свидетельства о собственности, корректировка учредительных документов организаций и т.д. Но каждый раз при создании копий и выписок из кадровой документации идти к нотариусу нецелесообразно. В большинстве ситуаций работодатель вправе самостоятельно удостоверить их.
Эту процедуру вправе осуществлять ограниченный круг лиц:
Без дополнительных актов заверить ксерокопии важных бумаг позволительно только главе компании или индивидуальному предпринимателю. Для остальных сотрудников понадобится дополнительная бумага, наделяющая их такими полномочиями, — например, отметка в должностной инструкции или доверенность. Глава компании издает распоряжение, где отмечает, кто и на основании чего проводит эту процедуру.
Юридические лица вправе удостоверить только дубликаты собственных протоколов и актов. Копирование чужих бумаг допустимо, только если есть разрешение этих организаций. Оно не требуется, если бумаги нужны для трудоустройства граждан или касаются личных дел действующих работников компании.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как заверить копии документов для налоговой инспекции. Используйте эти инструкции бесплатно.
Какими НПА руководствоваться
Не существует единого нормативного акта, регулирующего порядок копирования документов. В большинстве случаев ориентируются на национальный стандарт ГОСТ Р 7.0.97-2016, вступивший в силу с 1 июля 2018 года. Но он используется в качестве рекомендаций. И становится обязательным, если утвержден во внутренней нормативной документации предприятия.
При разработке правил заверения копий документов внутри компании следует ориентироваться на судебную практику, распоряжения, письма государственных ведомств и на следующие нормативные акты:
Процедура заверения в организации
При изготовлении дубликатов важных бумаг необходимо руководствоваться порядком заверения копий документов, установленным законодательством по ГОСТу Р 7.0.97-2016. В него входят обязательные шаги:
С 1 июля 2018 года ГОСТ Р 7.0.97-2016 расширил реквизиты — обязательно указываем место нахождения оригинала. Если ксерокопия используется во внутреннем документообороте, то есть передается из одного подразделения в другой, то реквизит не меняется. Если она выдается в стороннюю организацию, то ниже слова «Верно» необходимо указать «Подлинник находится в … организации в деле №… за … год». Этот реквизит вы вправе писать от руки или в виде штампа.
Если в дубликате несколько страниц, то существуют два способа:
Как заверить документ штампом «Копия верна»
Чтобы удостоверить документацию, допускается два вида отметки — оттиск печати и рукописный вариант. Для первого случая необходимо специально сделать штамп с оттиском «Верно» или «Копия верна». Но учтите, что ГОСТом не указано применение оттиска «Копия верна». Есть возможность сделать два вида штампа: «Копия» и «Верно». Первый укажет на дублирование документа. Второй — на его заверение.
Вот принципы, как заверить копии документов по новым правилам с помощью оттиска:
Вот пример, как это выглядит:
Подлинник находится в организации ООО «Ppt.ru» в деле № 77-007 за 2021 год.
Начальник отдела кадров | Степанов | Степанов С.С. |
Образец
Посмотрите на образец «Копия верна» на документах фото трудовой книжки.
Можно ли заверить документ надписью от руки
Законодательство не содержит запрета делать от руки отметки с надписью «Верно» на откопированных материалах. Этот метод используют достаточно часто. В то время как штампы применяют не всегда: чаще всего изготавливают их на крупных предприятиях, которым необходимо ежедневно заверять большое количество документации, при помощи штампа это делать удобнее.
Вот пример, как заверить ксерокопию приказа от руки.
Как заверить электронный документ
Заверять цифровой документ необходимо в зависимости от адресата и законодательства. Существуют разные виды электронной подписи, предусмотренные Федеральным законом № 63-ФЗ (простая, усиленная неквалифицированная, усиленная квалифицированная), которые необходимы в разных ситуациях. Их изготавливают специализированные компании. Обычно в печать «Копия верна» для цифровых документов включают несколько элементов:
Иногда в штамп добавляют эмблему компании или торговую марку.
Размышления на тему оригинала, подлинника и копии
В данном случае терминологические споры не являются оторванной от жизни схоластикой. К соответствующим определениям, например, обращаются в ходе судебных споров и расследований для установления того, выполнены ли требования о представлении подлинников / оригиналов, соблюдено ли правило о том, что копию в общем случае можно снимать только с оригинала, но не с другой копии, и т.п.
Есть ли разница между понятиями «оригинал» и «подлинник»?
Определение понятию «подлинник документа» дано в нашем профильном ГОСТ, а «оригинал» там не значится:
ГОСТ Р 7.0.8-2013 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения»
. 20. подлинный документ: Документ, сведения об авторе, времени и месте создания которого, содержащиеся в самом документе или выявленные иным путем, подтверждают достоверность его происхождения.
21. подлинник документа: Первый или единственный экземпляр документа.
22. дубликат документа: Повторный экземпляр подлинника документа.
23. копия документа: Экземпляр документа, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа.
24. электронная копия документа: Копия документа, созданная в электронной форме.
В рамках работы, которая ведется по программе «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. Правительственной комиссией по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 18.12.2017 № 2), рассматривается, в частности, предложение о том, чтобы включить определение понятия «оригинал» в законодательство, отделив его от понятия «подлинник».
А вот судебная ветвь власти уже попыталась провести различие между «подлинником» и «оригиналом»:
Перечень основных понятий и терминов, применяемых в нормативных правовых актах Судебного департамента, регламентирующих использование информационно-телекоммуникационных технологий в деятельности судов, управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и учреждениях Судебного департамента (утв. приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 26.11.2015 № 362)
Оригинал документа – первоначальный экземпляр документа; экземпляр документа, являющийся исходным материалом для копирования.
Подлинник документа – документ официального происхождения в окончательной редакции, удостоверенный соответствующим образом; первый или единственный экземпляр документа.
В подавляющем большинстве случаев эти термины используются авторами НПА и судами как синонимы. Порой употребляется формулировка «оригинал (подлинник)». Но, как правило, в одном документе авторы предпочитают использовать какой-то один из этих терминов, лишь в 15% документов встречаются оба. Приведем далее несколько характерных примеров.
Статья 120 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»
К претензии должны быть приложены документы, подтверждающие предъявленные заявителем требования. Указанные документы представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. При необходимости перевозчик вправе потребовать представления оригиналов документов для рассмотрения претензии.
Инструкция по делопроизводству в Министерстве финансов Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 01.12.2016 № 556)
– подлинник (оригинал) документа – первый или единственный экземпляр документа.
Определение Верховного Суда РФ от 19.04.2018 № 305-ЭС16-10852(4,5,6) по делу № А41-21198/2015
. Между тем свидетельствование копии документа производится для удостоверения соответствия этой копии подлиннику. Такое свидетельствование возможно в ситуации, когда лицо, учиняющее удостоверительную надпись, обладает подлинником и может проверить тождество копии и оригинала.
Определение Верховного Суда РФ от 27.02.2017 № 304-КГ16-20906 по делу № А45-23115/2015
. учитывая, что нотариально заверенная копия доверенности обладает юридической силой подлинника доверенности, удостоверенной в нотариальной форме, хранение у брокера именно оригинала доверенности, удостоверенной нотариально, не является необходимой мерой для подтверждения полномочий представителя клиента.
Четкое различие между оригиналами и подлинниками проводится лишь в небольшом числе документов, посвященных работе с научно-технической документацией.
Последним 01.01.2016 вступил в силу ГОСТ Р ИСО 11442-2014 на техническую документацию на продукцию, там присутствует только «оригинальный документ». А вот в ранее вышедшем ГОСТ 2.102-2013 на конструкторскую документацию были определены оба интересующие нас понятия.
ГОСТ Р ИСО 11442-2014 «Техническая документация на продукцию. Управление документацией»
. 3.14 Оригинальный документ (original document): Документ, содержащий техническое описание (определение) продукции и формирующий базу для его будущих изменений.
3.22 Подписанный документ (signature document): Копия оригинального документа, имеющая утверждение, требуемое заказчиком, и представляющее собой основание для последующих утверждений.
. 3.11 Репродукция документа (document replica): Точная или максимально приближенная копия оригинального документа.
3.23 Рабочая копия (viewing copy): Репродукция документа, предназначенная для просмотра, внесения изменений и изготовления печатных копий.
3.3 Архивная копия документа (archive master): Репродукция документа для длительного хранения в соответствующем формате кодирования.
Таблица 2 в ГОСТ 2.102-2013 «Единая система конструкторской документации. Виды и комплектность конструкторских документов»
Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа
Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:
А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!
Рекомендовано для вас
Как оформить учебный отпуск
Кто может рассчитывать на получение учебного отпуска? Кому из обучающихся оплатят этот период? Какие льготы еще полагаются студентам? Как проверить наличие аккредитации у учебного заведения? Объясняем просто и наглядно (с таблицами). Потом переходим к документальному оформлению отпуска: что должно быть в справке-вызове; показываем, как составить заявление работника; приказ работодателя; как отразить учебный отпуск в табеле учета рабочего времени и личной карточке. Какие сроки при этом надо соблюсти.
Номенклатура дел – обязательный документ для организации?
Привели разные точки зрения на этот вопрос: официальную от Росархива (который считает, что номенклатуру дел должны составлять все организации); профессиональную документоведческую (а как же без номенклатуры дел наладить работу с документами и соблюсти сроки их хранения?) и того, кто экономит ресурсы (ведь за отсутствие номенклатуры дел штрафы пока минимальны, а если нет других нарушений, можете отделаться и простым предупреждением). Это «расстановка сил» на данный момент. Попутно показываем перечень обязательных для всех организаций нормативных правовых актов по архивному делу и даже конкретных статей / пунктов в них, который создал и разместил на своем официальном сайте Росархив.
Архив как «наказание»
Что такое «архивный документ», по мнению Росархива. В чем странность его позиции. Какие организации обязаны создавать архив как структурное подразделение? Кому придется раскошелиться на полноценное оборудование архива и ведение архивной работы по всем правилам? Почему разные специалисты по-разному отвечают на этот вопрос, и на что обращает внимание суд. Кто может прийти с проверкой? За какие нарушения, кого и как могут наказать? Возможные варианты ответственности мы свели в 2 таблицы. Показали не только теорию – статьи по КоАП РФ, но и объяснили тенденцию их применения.
Сокращаем расходы на отправку документов
Делимся опытом значительного сокращения расходов из бюджета делопроизводственной службы за счет рациональной организации отправки бумажных документов: как выявить «протечки», как оптимизировать и регламентировать новый алгоритм работы, как мониторить ситуацию потом. Эту задачу вы можете смело включать в перечень показателей эффективности своего подразделения.
Обучение работников: документирование и спорные вопросы
Объясняем, кому лучше заключить договор с обучающей организацией, в каком случае ей потребуется лицензия. Показываем, что нужно включить в соглашение об образовании (ученический договор) между работодателем и работником по требованию ст. 199 ТК РФ и что в него стоит добавить дополнительно, чтобы в дальнейшем избежать недоразумений и неоправданных трат. Даем образец приказа о направлении на повышение квалификации. Объясняем, как заполнять табель учета рабочего времени при различных формах обучения (причинах отсутствия человека на рабочем месте), – от этого зависит размер оплаты данных дней. Кроме того, отвечаем на самые наболевшие вопросы: обязана ли организация платить за обучение работников для соответствия требованиям профстандартов? из-за несоответствия образования работника профстандарту его могут уволить?
Штатная численность службы документационного обеспечения
В условиях финансового кризиса многие предприятия пытаются снизить свои затраты любыми возможными способами, в том числе сокращая штат. В статье предлагается несколько методик расчета необходимой численности делопроизводственного персонала. Язык цифр, во-первых, поможет вам доказать руководству перегруженность своих людей и защитить их от сокращения, а во-вторых, обосновать наем новых.
Деловые переговоры: как организовать и документировать договоренности до оформления договора
Как организовать деловые переговоры на высшем уровне: соблюсти протокол, что согласовать с приглашенной стороной, что надо организовать принимающей стороне. Как оформить программу пребывания иностранной делегации и программу переговоров. Кто и где должен встречать гостей, в каком порядке представляться, правила рассадки в автомобиле и за столом переговоров. Как при этом можно обезопасить участников от COVID-19. Как принято общаться, в т.ч. в нестандартных ситуациях (например, при опоздании одного из участников и др.). Как документально зафиксировать те договоренности, которые удалось достичь, если до заключения договора дело не дошло: см. образцы оформления протокола записи деловой беседы, протокола о намерениях, соглашения о сотрудничестве и организации взаимоотношений.
Кто отвечает за делопроизводство в подразделении и организации в целом?
Прежде всего нужно уяснить, что за документальный фонд организации отвечает ее первый руководитель. Но может ли быть привлечен к ответственности непосредственный иполнитель, на которого документально возложена обязанность по ведению делопроизводства (например, за ошибки в трудовых книжках, в работе с обращениями граждан, за сохранность бухгалтерских документов)? Здесь ответ не всегда однозначен. Вы узнаете, где установлена ответственность и какова судебная практика. Объясним, как можно регламентировать внутренними документами ответственность руководителей организации и подразделений, «центральной» службы делопроизводства и ответственных за него в подразделениях; как можно распределить обязанности по ведению делопроизводства между «центром» и «периферией».