Что такое подмакетник и для чего
Важность подмакетника
Один из главных элементов любой масштабной модели – ее подмакетник. Он является ее основой. У этого элемента конструкции сразу несколько назначений. Подмакетник служит основанием масштабной модели, придает ей устойчивость.
Материалы изготовления
По желанию клиента макетная мастерская изготовит основу для масштабной модели из разных материалов. Для ее создания используется:
Главное требование к подмакетнику для масштабной модели – он должен быть прочным, способным выдерживать вес конструкции, защитного колпака, который установлен сверху. Кроме того, он должен представительно выглядеть. Архитекторы при разработке конструкции следят, чтобы подмакетник был выдержан в том же стиле, что масштабная модель. Это делает его полноценной частью конструкции, придает модели законченный вид.
Внутреннее содержимое подмакетника
Создание макетов зданий, районов городов, развилок автомагистралей нередко предполагает установку подсветки. Электронное управление для нее, провода располагаются внутри подмакетника. Внутри него также ставятся элементы управления спецэффектами, предусмотренные планом. Например, течение воды, порывы ветра. Также внутри подмакетника устанавливается электродвигатель, который отвечает за вращение конструкции.
Защита подмакетника
Несмотря на то, что он изготавливается из прочных материалов, ему требуется дополнительная защита. При осмотре посетители офиса, выставки могут его задевать, он может получить повреждения при неаккуратной транспортировке. В целях дополнительной защиты конструкции используются металлические углы и пластины. Они крепятся по периметру подмакетника, делая его неуязвимым к внешним повреждениям. Металлические защитные элементы не портят вид основания масштабной модели.
Во время перевозки подмакетник упаковывается в кофры. Они обиты мягкой тканью, размер кофры совпадает с габаритами уложенных в нее конструкций, что предотвращает их перемещение внутри упаковки.
Изготовление сложного подмакетника, в который будет установлено оборудование для спецэффектов и электромотор, стоит доверить компетентным специалистам. Только в случае создания прочной и надежной основы для масштабной модели получится обеспечить устойчивость и безопасность макета при демонстрации.
5 типов подмакетников для архитектурных макетов
Долговечность макета напрямую зависит от жесткости и прочности его основы, особенно если изделие предстоит перемещать с выставки на выставку. Существует несколько типичных решений, среди которых всегда можно подобрать оптимальный для конкретных задач и бюджета.
Этот вариант предпочтителен в случае макета для выставки: подмакетник достаточно легкий, при этом в меру прочный и жесткий. Пластиковая окантовка по периметру придает ему эстетичный внешний вид. Такое основание позволяет подобрать практически любой цвет исполнения и не имеет ограничений по площади. Даже самые крупногабаритные – сохраняют за собой малый вес. Материалом изготовления служит, как правило, многослойная сэндвич-панель небольшой толщины.
Такие основание также привлекают широкой цветовой гаммой и презентабельным внешним видом. Изделие выглядит презентабельно и дорого. Транспортировать его также удобно за счет небольшого веса. Материалом служит ламинированная ДСП и мебельная фурнитура.
Эта разновидность, в отличие от предыдущей, более крепкая и тяжелая и предназначена для стационарных моделей. Ее особенность – представительный внешний вид. Подходит для изделий любого размера.
Конструкция совмещает и основание, и стол, где выставляется готовое изделие. Изготавливается из ламинированной ДСП в широкой цветовой гамме – по мебельным технологиям. Материалом может служить также перфорированный металл, стекло, гнутый пластик, а украшать такую конструкцию может как подсветка, так и иллюминация, а также орнаменты и даже обтяжка кожей. Заказать макет дома или местности на такой тумбе можно не только для стационарной установки: существуют и разборные варианты, а также модели, оснащенные транспортировочными приспособлениями.
Любую из модификаций можно при желании оборудовать съемными ножками. Последние представляют собой опоры, которые можно как отвинтить, как и отрегулировать по высоте. Это позволяет выровнять расположение макета на неровных поверхностях. Кроме того, такие элементы придают изделию законченный и эстетичный внешний вид.
Прочитайте онлайн Модели железных дорог | 3. Конструкция подмакетников
3. Конструкция подмакетников
Для устройства небольших макетов с размером сторон до 1,5 — 2 м в качестве основания часто применяют древесностружечную плиту, которая хороша тем, что не коробится, весьма легко обрабатывается режущим инструментом, хорошо держит детали, приклеенные казеиновым, столярным или синтетическими клеями. Изготовление подмакетника из ДСП потребует немного времени. После того как плита обрезана по нужным размерам, её следует окантовать по периметру деревянными брусками, приклеив их по торцам и дополнительно укрепив шурупами с потайными головками. Во избежание расслоения плиты до приклеивания брусков нужно разметить места для шурупов и просверлить на полную глубину отверстия диаметром меньшим, чем диаметр шурупа. Деревянные бруски наряду с повышением прочности придадут подмакетнику впечатление законченности конструкции. Лицевую сторону брусков можно офанеровать декоративным шпоном и покрыть мебельным лаком или оклеить синтетической плёнкой, имитирующей фанеровку. Тщательно отделанные лицевые поверхности всегда производят хорошее впечатление и весь макет в целом выглядит солиднее.
Подмакетник из ДСП относительно прост, но его нельзя считать наилучшим из-за того, что он тяжел и, кроме того, плита представляет собой огромную мембрану, которая очень усиливает шум проходящих по макету поездов.
В любительской практике для устройства макетов различных размеров и конфигураций широко применяют более сложные подмакетники рамной конструкции. Длина рамы не должна превышать 2,5 м при ширине 2 м, так как рамы больших размеров трудно сделать прочными, сохраняющими жёсткость и строгую плоскостность. Если требуется построить подмакетник больших размеров, то его целесообразно сделать из нескольких рам, плотно и жёстко соединяющихся между собой и имеющих каждая в отдельности стойки.
Раму подмакетника (рис. 17) собирают из деревянных брусков и обязательно снабжают двумя диагоналями и несколькими поперечинами, благодаря которым подмакетник станет прочным на изгиб и не даст перекосов в горизонтальной плоскости. Диагональные и поперечные бруски будут опорой для отдельных узлов и элементов будущего макета. Соединение деревянных брусков требует навыков и прежде всего умения правильно разместить составные элементы, чтобы они точно и плотно прилегали друг к другу. Моделисту надо выработать привычку не делать без разметки даже самого простого соединения.
Рис. 17. Конструкция рамы подмакетника
В качестве связей отдельных деталей подмакетника могут быть применены различные типы соединений. Самое простое соединение — соединение впритык (рис. 18, а ). Оно может быть достаточно прочным, если соединяемые концы строго прямоугольны. Торцы обрабатывают рубанком, а прямоугольность проверяют угольником. Соединение крепят деревянными шипами или шурупами, а соединяемые плоскости приклеивают. Соединение в ус (рис. 18, б ) отличается от предыдущего тем, что сопрягаемые концы деталей срезают под углом 45°. Усиленное соединение в ус (рис. 18, в ) по конструкции — это обычное соединение в ус, но укреплённое с внутренней стороны угла небольшим квадратным или треугольным деревянным бруском. Соединение под углом сквозным шипом (рис. 18, г ) является весьма прочным. В зависимости от толщины брусков делают один или несколько шипов. Примыкание под углом сквозным шипом — соединение конца одного бруска с продольной стороной другого, в котором делают сквозную проушину (рис. 18, д ), применяют при установке поперечин подмакетника. Для большей прочности шип можно расклинить. При этом гнездо (проушину) делают немного расширяющейся к наружной стороне рамы. Для усиления соединения в тонкие пропилы шипа вбивают клинышки, предварительно смазанные клеем. Диагональные и поперечные планки в местах пересечений соединяют посредством направленных навстречу друг другу вырезов, сделанных на половину глубины соединяемых досок. Такое крепление называют — соединение накладкой вполдерева (рис. 18, е ).
Рис. 18. Соединение деревянных деталей:
а — впритык; б — в ус; в — усиленное в ус; г — под углом сквозным шипом; д — примыкание под углом сквозным шипом; е — накладкой вполдерева
Угловые соединения рамы усиливают фанерными или металлическими прямоугольниками (или треугольниками) с размерами сторон 200 мм. Толщина фанерного угольника должна быть не менее 10 мм. Угольник следует «утопить» в раму на толщину материала, из которого он изготовлен, для чего на брусках рамы делают соответствующие вырезы. Фанерный угольник крепят шурупами на клею.
Разметку и отпиливание брусков под углом лучше всего производить при помощи несложного приспособления — ярунка (рис. 19), собираемого из трёх толстых досок. Стенки должны быть совершенно параллельны друг другу, В них делают отвесный пропил, достигающий дна и направленный под углом 45° к стенкам. Второй такой же пропил выполняют, немного отступив, под тем же углом, но направленным в противоположную сторону. Наконец, третий пропил (средний) производят под прямым углом к стенкам и дну. Это приспособление облегчает работу при постройке подмакетника и при дальнейшем строительстве макета, когда потребуется множество брусков различных размеров и линий обрезов.
Раму подмакетника собирают из сосновых хорошо просушенных брусков сечением 80 X 30 мм, для диагоналей и поперечин берут бруски сечением 60 X 20 мм. Бруски ставят на «ребро», что позволяет получить более жёсткую конструкцию. Собранный подмакетник после высыхания клея покрывают масляным лаком или натуральной олифой для повышения влагоустойчивости конструкции. С нижней стороны подмакетник закрывают съёмными листами фанеры или какого-либо отделочного пластика для того, чтобы защитить от проникновения пыли электрические устройства. При необходимости на подмакетнике следует установить гнёзда для крепления металлических или деревянных опор — ножек. Для этого вдоль узких сторон подмакетника, немного отступив от краев, прикрепляют бруски толщиной 50 — 60 мм с отверстиями для ножек. Вместо ножек иногда делают складные козлы, на которых устанавливают подмакетник. Устройства для крепления ножек или козлы могут оказаться нужными, если, например, макет будет экспонироваться на выставке и т. п.
Некоторые любители предпочитают изготавливать подмакетник из алюминиевого уголка. Рама может быть построена по принципу деревянной. Одна ко при больших размерах конструкции, собранной в одной плоскости, трудно избавиться от перекосов в моменты перемещения подмакетника, что приведёт к появлению трещин в рельефе, перекосу рельсовых путей, нарушению электрических соединении и др. Подмакетник из уголка будет соответствовать необходимым требованиям, если его построить в виде объёмной конструкции (рис. 20), в которой будут косые связи боковых сторон, придающие конструкции жёсткость. Сооружая макет металлической конструкции, особое внимание следует обращать на хорошую изоляцию электрических устройств и цепей от коротких замыканий.
Рис. 20. Металлический каркас подмакетника
Для убираемых в шкаф или нишу откидных подмакетников потребуется сделать шарнирные и направляющие устройства, которые позволят легко переводить макет из вертикального в рабочее горизонтальное положение рис. 21). Для изготовления этих устройств потребуется металлический уголок, полоса толщиной 8 — 10 мм, стальной пруток диаметром 8 — 10 мм, подшипники, несколько болтов с гайками, деревянные бруски сечением 50 X 50 мм и др., в зависимости от принятой конструкции.
Рис. 21. Шарнирные устройства для откидных подмакетников
3. Конструкция подмакетников
3. Конструкция подмакетников
Для устройства небольших макетов с размером сторон до 1,5 — 2 м в качестве основания часто применяют древесностружечную плиту, которая хороша тем, что не коробится, весьма легко обрабатывается режущим инструментом, хорошо держит детали, приклеенные казеиновым, столярным или синтетическими клеями. Изготовление подмакетника из ДСП потребует немного времени. После того как плита обрезана по нужным размерам, её следует окантовать по периметру деревянными брусками, приклеив их по торцам и дополнительно укрепив шурупами с потайными головками. Во избежание расслоения плиты до приклеивания брусков нужно разметить места для шурупов и просверлить на полную глубину отверстия диаметром меньшим, чем диаметр шурупа. Деревянные бруски наряду с повышением прочности придадут подмакетнику впечатление законченности конструкции. Лицевую сторону брусков можно офанеровать декоративным шпоном и покрыть мебельным лаком или оклеить синтетической плёнкой, имитирующей фанеровку. Тщательно отделанные лицевые поверхности всегда производят хорошее впечатление и весь макет в целом выглядит солиднее.
Подмакетник из ДСП относительно прост, но его нельзя считать наилучшим из-за того, что он тяжел и, кроме того, плита представляет собой огромную мембрану, которая очень усиливает шум проходящих по макету поездов.
В любительской практике для устройства макетов различных размеров и конфигураций широко применяют более сложные подмакетники рамной конструкции. Длина рамы не должна превышать 2,5 м при ширине 2 м, так как рамы больших размеров трудно сделать прочными, сохраняющими жёсткость и строгую плоскостность. Если требуется построить подмакетник больших размеров, то его целесообразно сделать из нескольких рам, плотно и жёстко соединяющихся между собой и имеющих каждая в отдельности стойки.
Раму подмакетника (рис. 17) собирают из деревянных брусков и обязательно снабжают двумя диагоналями и несколькими поперечинами, благодаря которым подмакетник станет прочным на изгиб и не даст перекосов в горизонтальной плоскости. Диагональные и поперечные бруски будут опорой для отдельных узлов и элементов будущего макета. Соединение деревянных брусков требует навыков и прежде всего умения правильно разместить составные элементы, чтобы они точно и плотно прилегали друг к другу. Моделисту надо выработать привычку не делать без разметки даже самого простого соединения.
Рис. 17. Конструкция рамы подмакетника
В качестве связей отдельных деталей подмакетника могут быть применены различные типы соединений. Самое простое соединение — соединение впритык (рис. 18, а). Оно может быть достаточно прочным, если соединяемые концы строго прямоугольны. Торцы обрабатывают рубанком, а прямоугольность проверяют угольником. Соединение крепят деревянными шипами или шурупами, а соединяемые плоскости приклеивают. Соединение в ус (рис. 18, б) отличается от предыдущего тем, что сопрягаемые концы деталей срезают под углом 45°. Усиленное соединение в ус (рис. 18, в) по конструкции — это обычное соединение в ус, но укреплённое с внутренней стороны угла небольшим квадратным или треугольным деревянным бруском. Соединение под углом сквозным шипом (рис. 18, г) является весьма прочным. В зависимости от толщины брусков делают один или несколько шипов. Примыкание под углом сквозным шипом — соединение конца одного бруска с продольной стороной другого, в котором делают сквозную проушину (рис. 18, д), применяют при установке поперечин подмакетника. Для большей прочности шип можно расклинить. При этом гнездо (проушину) делают немного расширяющейся к наружной стороне рамы. Для усиления соединения в тонкие пропилы шипа вбивают клинышки, предварительно смазанные клеем. Диагональные и поперечные планки в местах пересечений соединяют посредством направленных навстречу друг другу вырезов, сделанных на половину глубины соединяемых досок. Такое крепление называют — соединение накладкой вполдерева (рис. 18, е).
Рис. 18. Соединение деревянных деталей:
а — впритык; б — в ус; в — усиленное в ус; г — под углом сквозным шипом; д — примыкание под углом сквозным шипом; е — накладкой вполдерева
Угловые соединения рамы усиливают фанерными или металлическими прямоугольниками (или треугольниками) с размерами сторон 200 мм. Толщина фанерного угольника должна быть не менее 10 мм. Угольник следует «утопить» в раму на толщину материала, из которого он изготовлен, для чего на брусках рамы делают соответствующие вырезы. Фанерный угольник крепят шурупами на клею.
Разметку и отпиливание брусков под углом лучше всего производить при помощи несложного приспособления — ярунка (рис. 19), собираемого из трёх толстых досок. Стенки должны быть совершенно параллельны друг другу, В них делают отвесный пропил, достигающий дна и направленный под углом 45° к стенкам. Второй такой же пропил выполняют, немного отступив, под тем же углом, но направленным в противоположную сторону. Наконец, третий пропил (средний) производят под прямым углом к стенкам и дну. Это приспособление облегчает работу при постройке подмакетника и при дальнейшем строительстве макета, когда потребуется множество брусков различных размеров и линий обрезов.
Раму подмакетника собирают из сосновых хорошо просушенных брусков сечением 80 X 30 мм, для диагоналей и поперечин берут бруски сечением 60 X 20 мм. Бруски ставят на «ребро», что позволяет получить более жёсткую конструкцию. Собранный подмакетник после высыхания клея покрывают масляным лаком или натуральной олифой для повышения влагоустойчивости конструкции. С нижней стороны подмакетник закрывают съёмными листами фанеры или какого-либо отделочного пластика для того, чтобы защитить от проникновения пыли электрические устройства. При необходимости на подмакетнике следует установить гнёзда для крепления металлических или деревянных опор — ножек. Для этого вдоль узких сторон подмакетника, немного отступив от краев, прикрепляют бруски толщиной 50 — 60 мм с отверстиями для ножек. Вместо ножек иногда делают складные козлы, на которых устанавливают подмакетник. Устройства для крепления ножек или козлы могут оказаться нужными, если, например, макет будет экспонироваться на выставке и т. п.
Некоторые любители предпочитают изготавливать подмакетник из алюминиевого уголка. Рама может быть построена по принципу деревянной. Одна ко при больших размерах конструкции, собранной в одной плоскости, трудно избавиться от перекосов в моменты перемещения подмакетника, что приведёт к появлению трещин в рельефе, перекосу рельсовых путей, нарушению электрических соединении и др. Подмакетник из уголка будет соответствовать необходимым требованиям, если его построить в виде объёмной конструкции (рис. 20), в которой будут косые связи боковых сторон, придающие конструкции жёсткость. Сооружая макет металлической конструкции, особое внимание следует обращать на хорошую изоляцию электрических устройств и цепей от коротких замыканий.
Рис. 20. Металлический каркас подмакетника
Для убираемых в шкаф или нишу откидных подмакетников потребуется сделать шарнирные и направляющие устройства, которые позволят легко переводить макет из вертикального в рабочее горизонтальное положение рис. 21). Для изготовления этих устройств потребуется металлический уголок, полоса толщиной 8 — 10 мм, стальной пруток диаметром 8 — 10 мм, подшипники, несколько болтов с гайками, деревянные бруски сечением 50 X 50 мм и др., в зависимости от принятой конструкции.
Рис. 21. Шарнирные устройства для откидных подмакетников
Читайте также
Конструкция
Конструкция Рыболовная сеть состоит из сетного полотна, подбор и оснастки. Сетное полотно делают из крученой нити или мононити (лески) с фабричным размером ячеи от 6 мм и выше.Уловистость сети возрастает с уменьшением толщины нити сетного полотна, более уловисты сети из
Конструкция бредня
Конструкция бредня Конструкция бредня показана на рис. 7 (многие рыбаки, занимающиеся бредневым ловом, понятия не имеют, как правильно именуются составные части снасти). Сеть используется с достаточно мелкой ячеей, обычно 25–30 мм на крыльях, 20–25 мм в мотне. Поплавки на
Конструкция и изготовление
Конструкция и изготовление Все верши можно разделить по конструкции на неразборные, используемые обычно для ловли рядом с домом, и складные, более удобные для транспортировки к водоему.На рис. 11 изображена классическая неразборная верша: коническая и двухобручевая.
Конструкция и изготовление
Конструкция и изготовление Прежде каркас мережи изготовлялся исключительно из деревянных обручей круглой или овальной формы. Сейчас чаще используются пластмассовые либо металлические обручи (они же каркасные кольца, они же катели – разнобой в терминах достаточно
Конструкция снасти
Конструкция снасти Кастинговая сеть представляет собой сетевое полотно в форме правильного круга, по краю которого пришит шнур, оснащенный очень часто посаженными свинцовыми грузилами.Размер, который указан на упаковках фабричных сетей, относится не к диаметру, а к
Конструкция и оснастка
Конструкция и оснастка Классический кружок, как и следует из названия, состоит из кружка (диск с отверстием посередине и желобом по краю), штырька особой формы и оснастки: лески, грузила и крючка (рис. 8). Рис. 8. Кружок в сбореОсновная деталь, диск, изготавливается из любого
Конструкция и изготовление
Конструкция и изготовление Все верши можно разделить по конструкции на неразборные, используемые обычно для ловли рядом с домом, и складные, более удобные для транспортировки к водоему.На рис. 39 изображена классическая неразборная верша: коническая и двухобручевая.
Конструкция и изготовление
Конструкция и изготовление Все верши можно разделить по конструкции на неразборные, используемые обычно для ловли рядом с домом, и складные, более удобные для транспортировки к водоему.На рис. 12 изображена классическая неразборная верша: коническая и двухобручевая. Надо
Конструкция фундамента
Конструкция фундамента Как уже говорилось, выбор конструкции фундамента — вопрос чрезвычайно важный, в первую очередь зависящий от характеристик грунта на участке. ПРИМЕЧАНИЕ Фундамент любой конструкции можно устроить так, чтобы его нижняя часть располагалась ниже
Конструкция и расчет дымохода
Конструкция и расчет дымохода Современные банные дымоходы представляют собой не просто трубы, предназначенные для вывода продуктов сгорания. Это особая инженерная конструкция, от эффективности работы которой зависит безопасность использования печи и экономичность ее
Конструкция и нюансы монтажа
Конструкция и нюансы монтажа Водяной теплый пол используется для основного или дополнительного обогрева помещений (кухня, туалет, балконные площадки, детские, залы, стадионы, подъездные площадки). Конструкция водяного теплого пола представляет собой систему трубок с
III.5.1. Конструкция навесных фасадов
III.5.1. Конструкция навесных фасадов Благодаря новым системам навесных фасадов наши города и поселки получают свежее архитектурное «лицо», связанное не только с высоким качеством декоративной и разнообразной отделки зданий, но и созданием эффективной тепловой защиты
Внутренняя конструкция
Внутренняя конструкция Обычно при обслуживании и ремонте замков для слесаря-замочника более важны названия, которые отражают их внутреннюю конструкцию. К таким примерам относится замок с нарезкой, пиновый[1] цилиндровый замок, дисковый цилиндровый замок, пластинчатый
Конструкция
Конструкция На рис. 7.24 и 7.25 приведен покомпонентный вид цилиндров Schlage Primus. Они имеют шесть пинов и прецизионную конструкцию, изготовленную с очень жесткими допусками. Цилиндры обрабатывают на станках так, чтобы можно было применять боковой стержень и набор из пяти
Конструкция колодца
Конструкция колодца Насос и резервуар часто находятся под открытым небом. Однако неплохо соорудить над ним маленькую постройку – колодезный домик. Эта постройка предохранит компоненты системы от перепадов погоды и ее нежелательных воздействий.Точные размеры и форма
СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ АРХИТЕКТУРНОГО МАКЕТА
Архитектурный макет (макет ─ франц. maquette) ─ это объемно-пространственное изображение проектируемого или существующего сооружения, архитектурного комплекса, ансамбля, выполненное в уменьшенном масштабе.
Макет выполняется в целях приближения творческого замысла к реальности. Он позволяет более наглядно моделировать архитектурную композицию. Роль макетирования в архитектурном проектировании очень велика. Макет, особенно хорошо выполненный, дает более наглядное представление о проектируемом объекте, чем ортогональный чертеж, позволяет выявить связь архитектуры с окружающей средой. В процессе обучения работа с макетом способствует развитию пространственного воображения и более четкому выявлению планировочной структуры. Макет позволяет лучше ощутить архитектурную пластику форм и размеры пространства. Он выполняется для различных целей.
Можно выделить рабочие макеты, демонстрационные и экспериментальные. Рабочее макетирование является основным в обучении и работе архитекторов. Оно помогает творческому поиску и позволяет проверить верность основных пространственно-композиционных идей. Демонстрационный макет является эффектным дополнением к рабочим чертежам. Он выполняется, как правило, из высококачественных материалов. В экспериментальных макетах применяются нестандартные материалы, например, ПВХ-пленка или сотовый поликарбонат (рис. 44,45).
В зависимости от назначения и масштаба макет может отражать во всех деталях проектируемый (существующий архитектурный объект) в объемах и интерьере (в этих случаях макет называется моделью) либо выполняется в той или иной степени детализации элементов.
Архитектурные макеты можно классифицировать:
─ по основному материалу;
─ по типу отображаемых объектов;
─ по классификации объектов;
─ по степени механизации и электрооснащенности (рис. 46).
|
Восприятие объёмно-пространственной композиции проектируемых зданий и сооружений на чертеже существенно отличается от восприятия построенного объекта (т.е. натурного восприятия), поэтому при обучении студентов-архитекторов применяется макетный метод, который применительно к объемному архитектурному макетированию получил наименование макетно-модельного метода(рис. 47).
Рис. 44. Макет общественного здания
|
Рис. 45. Макет центра жилого района
|
Рис. 47. Макетно-модельный метод
Процесс учебного макетирования складывается из нескольких последовательных стадий:
1) процесс поиска композиции ─ изготовление одного или серии рабочих макетов;
2) вычерчивание развертки принятого варианта и процесс раскроя;
3) склеивание макета и подмакетника;
4) крепление макета к подмакетнику.
При выполнении макета необходимо выбрать такую степень детализации, которая наиболее полно выявила бы композиционное решение и максимально приблизила бы макет к натуре. Например, если в планировочном макете в масштабе 1:1000 достаточно показать объемы зданий и их взаимное композиционное расположение, то в масштабе 1:50 необходима детализация архитектурных элементов фасадов и планировки.
Для выявления масштаба макеты необходимо дополнять деталями:
─ габаритными фигурками людей;
─ малыми архитектурными формами;
В зависимости от вида и назначения макет состоит из нескольких частей таких, как:
─ объемы зданий и сооружений;
─ малые архитектурные формы;
─ элементы декоративно-прикладного искусства;
─ элементы геопластики и водные устройства;
─ детали оформления (рис. 48).
Особенно наглядно значение подмакетника проявляется в работе над глубинно-пространственной композицией, где ему самим содержанием задания отводится роль композиционного элемента и ставится задача ─ «организовать заданную территорию».
Таким образом, подмакетник как активный элемент заранее включается в композицию. При этом может быть несоответствие между выбранным размером подмакетника и элементами, организующими пространство:
─ если приведенная масса элементов больше организуемого пространства и подчиняет его, может возникнуть ощущение его сжатости, затесненности (рис.49);
─ если приведенная масса элементов небольших размеров, то композиция в некоторых случаях может казаться распадающейся; отсутствует ощущение связи, взаимодействия между элементами.
Имеет значение не только размер, но и форма подмакетника:
─ для объемной композиции подмакетник имеет чаще всего форму квадрата;
─ для фронтальной ─ прямоугольник, фронтально расположенный к главному лучу зрения;
─ для глубинно-пространственной – прямоугольник, направленный в глубину.
Можно сказать, что форма подмакетника адресует композицию, подчеркивает, к какому виду она относится. Подмакетник может иметь пластическую проработку (рис. 50).
|
Рис. 49. Макет по ОПК на тему «Тектоника»
|
Рис. 50. Макет по ОПК на тему «Организация открытого
Рельеф. Планировочные макеты могут быть изготовлены на ровной поверхности или на рельефе, когда застройка располагается на пересеченной местности и необходимо выявить расположение зданий по высоте.
Рельеф для подосновы макета изготовляют по чертежам с изображенными на них горизонталями. Обычно используют светокопии с топографических планов (топо-подосновы). Для изготовления рельефа чертежи требуют специальной подготовки. Необходимо четко очертить основные горизонтали цветными карандашами. Если на макете показываются водные поверхности, то их изготовляют в первую очередь. После того как изготовлены поверхности воды, чертеж совмещают с подмакетником и отмечают береговую линию, чтобы установить линию прохождения первой горизонтали.
Рельеф может быть изготовлен из различных материалов ─ фанеры, древесноволокнистой плиты (ДВП), пенопласта, папье-маше, но в большинстве случаев используют картон. Контур горизонталей, начиная с самой низкой, переносят на листовой материал, через копировальную бумагу или продавливанием заостренным концом твердого предмета. Вырезают рельеф из картона или пенопласта острым ножом, а из твердых материалов ─ лобзиком или ленточной пилой. Листы, разрезанные по горизонталям рельефа, накладывают и крепят на подмакетник. На каждой предыдущей горизонтали должны быть пометки контура последующей. Край каждого листа вдоль горизонтали (независимо от материала) должен быть несколько скошен. Рельеф, изготовляемый из картона, обычно склеивают столярным клеем. При большом количестве горизонталей в процессе наклейки листы рельефа дополнительно скрепляют небольшими гвоздями, с тем, чтобы после высыхания он (рельеф) не потрескался с торцов и не расслоился. Для склеивания рельефа из фанеры, ДВП или пенопласта используют ПВА.
Торцы рельефа выравнивают и, если он выполнен из картона, заклеивают ватманом или картоном и закрашивают (рис. 51-53).
В архитектурном макетировании возможно изготовления рельефа разными способами.
Из одного или двух слоев толстого листового материала. При выполнении рельефа из одного слоя материала все горизонтали с чертежа подосновы переводят на один слой картона. Рельеф создают с нижней горизонтали. Каждую последующую (вырезанную) горизонталь устанавливают на соответствующую отметку, закрепляя ее на подкладках из картона или пенопласта. Высота подкладок соответствует отметкам горизонталей. Щель между горизонталями придает рельефу четкость и выразительность. Рельеф, изготовленный таким способом, получается легким, не требует большого количества материала, прост в изготовлении. При выполнении рельефа из двух слоев горизонтали переносят на два слоя материала и разрезают по четным и нечетным горизонталям. При склеивании внутри рельефа образуется пустота без щелей. Процесс склеивания такой же, как и в предыдущем способе (на подкладках). Рельеф, выполненный из двух слоев, внешне ничем не отличается от монолитного, однако он значительно легче по весу и проще в исполнении. Выполняют его в тех случаях, когда необходимо создать макет сложного пересеченного высокого рельефа, когда вырезание и крепление элементов рельефа затруднено.
Из полос бумаги или картона, поставленных на ребро. При изготовлении рельефа из полос бумаги или картона горизонтали переносят на подоснову рельефа. Затем нарезаются полосы, ширина которых соответствует высоте горизонталей от основания. Полосы наклеивают на ребро по конфигурациям горизонталей, причем высота каждой полосы соответствует проектной горизонтали. Рельеф, выполненный таким способом, довольно выразителен, однако на нем трудно размещать, здания и элементы благоустройства. Применяется он на эскизной стадии проектирования и в учебных целях.
Рис. 51. Макет по ОПК на тему «Организация открытого
|
Рис. 52. Макет дипломного проекта на тему «Kомплекс зданий
и сооружений БГТУ им. В.Г. Шухова»
Рис. 53. Макет проекта «Гараж на 400 мест легковых автомобилей»
Объемы зданий и сооружений. Макеты зданий изготовляют, как правило, в масштабах 1:100 и 1:200, иногда в масштабе 1:50. Масштаб 1:100 наилучший, поскольку он по степени детализации архитектурных элементов дает наглядное представление о реальном объекте и приближает макет к натуре. С помощью макета в этом масштабе возможно показать архитектурные элементы фасадов и интерьера. Преимущества макетов в масштабе 1:200, заключаются в том, что здание или группу зданий можно показать с окружающей территорией, решить его в комплексе с другими зданиями, а также с прилегающей планировкой ─ подъездными путями, объемной зеленью, малыми архитектурными формами, благоустройством. Макет в масштабе 1:50 имеет, как правило, большие габариты. В этом масштабе изготовляют объект небольших размеров (павильоны, стелы, знаки-символы), фрагменты зданий или их интерьеры.
Здания и сооружения градостроительных макетов выполняют в более мелком масштабе (1:500, 1:1000) в общих габаритах без детальной проработки элементов фасадов. Здания и сооружения могут быть изготовлены из картона, бумаги, пенокартона, полистирола, пластмассы, органического стекла в зависимости от масштаба и вида макета (рис. 54,55).
|
Рис. 54. Макет дипломного проекта на тему «Гостиничный комплекс»
Рис.55. Макет общественного здания
|
Рис. 56. Макет общественного центра жилого района
Элементы планировкивключают в себя дороги, пешеходные дорожки, разворотные площадки, стоянки, площадки различного назначения (хозяйственные, детские, спортивные и другие) (рис.56,57). Элементы планировки изготавливаются из бумаги или картона. Возможно использование тонированного материала (картона, бумаги) в зависимости от вида макета.
Малые архитектурные формывключают скамьи, павильоны, теневые навесы, зонты, киоски. Изготовляются из основного материала, используемого при изготовлении макета.
Элементы декоративно-прикладного искусства– это монументальная скульптура (памятники, обелиски), декоративная скульптура, турникеты, ограды. При изготовлении элементов декоративно-прикладного искусства могут использоваться гипс, полистирол, оргстекло.
Озеленение. Объемная зелень на макете ─ это зеленые массивы леса, отдельно стоящие деревья, ландшафтные группы, кустарники, газоны, клумбы и цветники, вертикальное озеленение. Элементы
озеленения изготовляют в соответствии с проектом и выполняют в масштабе макета для правильного и четкого отображения архитектурно-художественной композиции застраиваемого пространства. Нельзя заранее точно указать, как и из какого материала изготовить объемную зелень для того или иного макета. Решение в каждом случае зависит от многих факторов (как и из чего выполнены планировка и объемы зданий, каков масштаб макета, к какой климатической
зоне относится район застройки и т. д).
Рис.57.Макет общественного центра жилого района
Для изготовления зеленых насаждений применяются срезы веток, обрезки карандашей, бамбук, поролон, проволока, пенопласт, резиновая губка, олений мох, засохшие цветы различных трав, ольховые шишки и многие другие материалы. Необходимо проявить творческую выдумку и фантазию. Объемная зелень должна раскрывать замысел автора, определять масштабность и приближать макет к
натуре. Объемную зелень выполняют в определенных габаритах, поскольку размеры и фактура ее довольно конкретно выявляют мас
штаб макета (рис. 58).
Рис.58. Макет общественного здания
Геопластика и водные устройствавключают лестницы, пандусы, подпорные стенки, террасы, фонтаны, бассейны. Материалы для изготовления водных поверхностей могут быть самые различные: фанеровочный шпон разных пород дерева, листовой алюминий, медь или латунь, окраска нитроэмалями на поверхности макета, фольга
и т. д. В большинстве случаев используют органическое стекло ─ лучший материал для изготовления поверхностей воды. Оргстекло обычно окрашивают с обратной стороны нитроэмалью, гравируют, подкладывают под стекло фольгу или цветную бумагу. Лестницы, пандусы, подпорные стенки, террасы изготовляются из того же материала, что и рельеф или элементы планировки (рис. 59).
Рис.59. Макет природного ландшафта
Детали оформления.В задачу оформления архитектурных макетов входит изготовление розы ветров, надписей, обкладок макета и различных мелких деталей. Розы ветров (или стрелки ориентации) обычно изготовляют самых различных видов и устанавливают на макете с таким расчетом, чтобы они хорошо дополняли его композицию. Надпись может быть изготовлена накладными буквами или фотонабором. После окончания изготовления макета для выявления масштаба застройки в масштабах М 1: 500, М 1:1000 вводят элементы транспорта: легковые и грузовые машины. Заканчивая отделку макета, торцы фанеруют, оклеивают или закрывают обкладкой ─ штапиком из различных материалов: оргстекла, дерева, декоративной фанеры, пластика и пр. (рис. 60,61).
|
Рис. 60. Макет общественного центра жилого района
Рис. 61. Макет дипломного проекта общественного центра