Что такое подпорки биология 6 класс

Видоизменения корней

У корней растений есть две основные функции: 1) закрепление растения в почве, 2) поглощение воды и растворенных в ней минеральных веществ. Однако нередко корни растений выполняют ряд дополнительных функций, в результате чего видоизменяются, т. е. в природе имеют место видоизменения корней.

Ниже перечислены наиболее известные видоизменения корней.

Корнеплоды

Корнеплод — это видоизменение главного корня и нижней части стебля, в которых накапливаются запасные питательные вещества (крахмал, сахара и др.). Корнеплоды характерны для таких растений как свекла и морковь, а также ряда других.

Чаще всего корнеплоды встречаются у двулетних растений. Они образуются в конце первого вегетационного периода такого растения, обычно в конце лета или начале осени. Растение за лето накапливает запасные питательные вещества, осенью ее надземная часть отмирает. На второй год весной стебли и листья снова отрастают. При этом используются запасные вещества из корнеплода. В этот год растение цветет и плодоносит, после чего отмирает полностью.

Корнеплоды многих растений человек использует для своего питания. Урожай собирают в первый год. Если надо получить семена, то корнеплод оставляют в почве на второй год.

Корневые клубни

Корневые клубни — это видоизменения придаточных и боковых корней, в которых накапливаются запасные питательные вещества. Клубни характерны для таких растений как батат, георгины и ряд других.

Корневые клубни по-другому называют корневыми шишками.

Корни-прицепки

Корни-прицепки (или корни-зацепки) — это видоизменения придаточных корней, служащие растению для прикрепления к какой-либо опоре. Эти корни находятся над почвой. Так растение выносит свои вегетативные части (стебель и листья) к свету при отсутствии прочного стебля. Корни-прицепки можно наблюдать у плюща.

Корни-подпорки

Корни-подпорки, или опорные корни, также развиваются из придаточных корней и находятся в воздушной среде. Они образуются у ряда тропических деревьев на стволах и ветвях. Далее они растут до почвы. У ее поверхности они сильно ветвятся и как бы подпирают растение. Пример растения с корнями-подпорками — это баньян.

Воздушные корни

Воздушные корни характерны для орхидей, которые растут на вервях тропических деревьев. Здесь корни орхидей просто свисают вниз. В тропических лесах очень влажно, так что воду можно впитывать прямо из воздуха.

Корни-присоски

Корни-присоски характерны для растений-паразитов. С помощью таких корней растение внедряется в органы других растений и поглощает оттуда воду, минеральные и органические вещества. Такими растениями-паразитами являются повилика и заразиха.

Корни-присоски также можно наблюдать у омелы, погремка, ивана-да-марьи. Они всасывают только воду и минеральные вещества.

Источник

Видоизменения корней. 6-й класс

Разделы: Биология

Класс: 6

Цель урока: Познакомиться с многообразием корней.

Задачи:

Оборудование: корнеплоды моркови, свеклы, плющ, таблицы, карта путешествия.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. Устный опрос.

3. Изучение новой темы.

— Какие виды коней вам известны?

— Какие функции выполняют корни?

Всем хорошо известны функции корней. Они удерживают растения в почве и поглощают воду с минеральными веществами. Кроме того корни могут выполнять целый ряд других, не менее важных и интересных функций. Часто это приводит к их структурным и функциональным изменениям.

Сегодня на уроке мы с вами узнаем, как изменяются корни разных растений в связи с выполняемыми функциями. И я предлагаю вам отправиться в путешествие. В пути нас с вами ждет много интересного и неожиданного.

1. Станция – корникладовые.

Давайте с вами вспомним о корнях-кладовых. Толстые и мясистые корни, развиваются у многих растений. А у каких давайте узнаем.

А) Сама в земле – коса на улице? (морковь).

Б) Круглая, а не месяц
Желтая, а не масло
С хвостиком, а не мышь (репа).

В) Это что такое, в землю вросло
Сверху толста, снизу востра,
Собой красна (свекла).

Правильно это корни у свеклы, моркови, редиса, редьки – связаны они с выполняемыми функциями (запасающими). К таким корням относится корень петрушки – он у нее стержневой. Откладываются в такие кладовые в основном углеводы: крахмал и сахара. У некоторых растений, например у свеклы и моркови, запасающий орган имеет как бы двойную морфологическую природу: верхняя его часть состоит из гипокотиля, а нижняя – из собственного корня (дети рассматривают свои корнеплоды, находят на них гипокотиль, и корень).

Кроме корнеплодов встречаются и другие видоизменения корня, связанные с запасающей функцией. Например, корневые клубни. Они образуются в результате утолщения придаточных корней, это происходит у георгина и батата. Батат, или сладкий картофель, возделывается в тропических и субтропических странах. Его разросшиеся клубневидно утолщенные боковые корни очень калорийны и имеют сладкий вкус. В некоторых странах это основное пищевое растение.

Корни могут служить не только для запасания питательных веществ, но и для запасания воды. Особенно хорошо эта функция выражена у тропических эпифитных орхидей. Наружная часть коры свисающая вниз придаточных воздушных корней этих растений состоит из крупных клеток, которые могут впитывать воду подобно губке. Во время дождя эти клетки наполняются водой, которая затем расходуется на нужды растения.

2. Станция – дыхательные корни.

У тропических деревьев, живущих на бедных кислородом почвах, живущих на пресноводных тропических болотах, развиваются специальные дыхательные корни. Представителем таких растений является кипарис. Развиваются они из подземных боковых корней и растут вертикально вверх, поднимаясь над водой или почвой. У некоторых деревьев дыхательные корни имеют форму колен или петель. Их значение заключается в снабжении подземных частей воздухом. Чему способствует постоянное слущивание коры. Однако поверхности почвы на дыхательных корнях образуются целые бороды тонких корешков, они составляют всасывающую силу корневой системы.

3. Станция – ходульные корни.

Наиболее часто они встречаются у видов рода панданус и являются важным приспособлением к обитанию в условиях сильных, а иногда и ураганных ветров на тропических океанических островах. Способность этих корней противостоять сильным нагрузкам объясняется наличием механических тканей в центральной и периферической частях. Ходульные корни отходят от стволов и образуют придаточные корни, после того как внедряются в землю. У панданусов отсутствует стержневой корень, и все растение держится на ходульных корнях, как на ходулях, эти корни выполняют функцию – обеспечивают растение водой со всеми минеральными веществами. Один панданус лабиринтный со своими корнями подпорками может образовывать целый лес. Ходульные корни развиваются у фикусов, баньяна, многочисленные придаточные корни которого растут не от ствола, а от ветвей, достигая почвы они развивают собственную корневую систему и одно дерево баньяна разрастается в целую рощу, которая может занимать площадь в несколько сотен м3 и даже больше. В древнем описании указано, что в тени одного фикуса отдыхали отряды из 6-7 тысяч воинов. Этот гигант имел 4300 стволов, образованных ходульными корнями. В Индии растет баньян у которого насчитывается 3000 крупных и 3000 мелких корней – подпорок. Высота этого дерева более 60 м, а возраст 3000 лет.

4. Станция – досковидные корни.

Такие корни характерны для крупных деревьев дождевого тропического леса. Эти образования представляют собой боковые корни, выступающие над поверхностью почвы. Эти корни напоминают прислоненные к дереву плоские доски. В дождевом тропическом лесу высота досковидных корней у основания дерева превосходит человеческий рост. Интересно, что у таких деревьев отсутствует главный корень и вся корневая система состоит из поверхностных боковых корней.

5. Станция – корни-прицепки.

У плюща и других лазающих растений имеются придаточные корни-прицепки. Образующиеся на стороне стебля, обращенной к дереву или другой опоре. Они способствуют прикреплению и продвижению растения по разным субстратам. Проникая в трещины или щели, они утолщаются, закупоривая отверстие подобно хорошо пригнанной пробке, и крепко удерживают растение на опоре. Если корни плюща наталкиваются на гладкую поверхность, то они проявляют совершенно удивительные способности к закреплению. Конец корешка расширяется и выделяет клейкий сок, с помощью которого оно сильно прикрепляется к поверхности. Нижние корешки прикрепляются, а молодые ищут новую опору. Так медленно и шагает плющ своими корешками по поверхности.

Знаете ли вы, что у некоторых паразитных растений корни изменили функцию и превратились в присоски, внедряющиеся в проводящие ткани растения-хозяина и оттягивающие оттуда питательные вещества. Примером служат растение лесов омела.

6. Станция – Втягивающиеся корни.

Такие корни характерны для корневищных, луковичных и клубне – луковичных растений например тюльпанов. Эти корни длиннее, чем обычные корешки, они по окончании вегетационного периода начинают сокращаться и постепенно втягивают клубнелуковицу глубоко в землю.

Знаете ли вы, что корни одуванчика цикория перед зимовкой сокращаются, втягивая под землю на 1-3 и даже 5 см корневую шейку. Корень у них поворачивается вокруг своей оси, закручивается и становится короче.

7. Станция – корневые отпрыски.

У растений корни принимают участие в вегетативном размножении. Из придаточных почек развиваются корневые отпрыски. Такую корневую поросль можно наблюдать у сливы, сирени, хрена. У злостных сорняков разрезанные при обработке почвы небольшие кусочки дают начало новым растениям, что сильно затрудняет борьбу с ними.

4. Закрепление.

На доске рисунок тюльпана. Необходимо прочитать, что хотел сказать тюльпан.

5. Итог урока.

Домашнее задание (подобрать интересный материал о корнях).

Источник

Видоизменения корней

Что такое подпорки биология 6 класс. Смотреть фото Что такое подпорки биология 6 класс. Смотреть картинку Что такое подпорки биология 6 класс. Картинка про Что такое подпорки биология 6 класс. Фото Что такое подпорки биология 6 класс Что такое подпорки биология 6 класс. Смотреть фото Что такое подпорки биология 6 класс. Смотреть картинку Что такое подпорки биология 6 класс. Картинка про Что такое подпорки биология 6 класс. Фото Что такое подпорки биология 6 класс

Всего получено оценок: 936.

Всего получено оценок: 936.

Основные функции корня – закрепление в почве растения и поглощение воды. Иногда корни выполняют и другие, не типичные функции. В связи с этим они имеют нетипичное строение, иначе говоря, для таких корней характерны видоизменения, или метаморфозы (от греч. metamorphosis – превращение).

Что такое подпорки биология 6 класс. Смотреть фото Что такое подпорки биология 6 класс. Смотреть картинку Что такое подпорки биология 6 класс. Картинка про Что такое подпорки биология 6 класс. Фото Что такое подпорки биология 6 класс

Корнеплоды

Корнеплоды отличаются наличием большого количества запасающей ткани. Они обычно образуются у двулетних растений в первый год жизни. На второй год формируются цветки, плоды, семена. Таким образом, корнеплод позволяет растению перенести период покоя и завершить развитие на следующий год.

Соотношение стебля и корня при образовании корнеплодов различно, например, у моркови почти весь корнеплод образован корнем, а у репы стеблем.

Современные корнеплоды выведены человеком искусственно. Они играют важную роль в его питании, а также в кормлении животных.

Корневые шишки

Если корнеплод является утолщённым главным корнем, то корневые шишки – это сильно утолщённые придаточные и боковые корни. Для них, как и для корнеплодов, характерна развитая запасающая паренхима. Корневые шишки образуют придаточные почки, поэтому являются органами вегетативного размножения.У георгина, батата, чистяка формируются такие типы корней.

которые читают вместе с этой

Что такое подпорки биология 6 класс. Смотреть фото Что такое подпорки биология 6 класс. Смотреть картинку Что такое подпорки биология 6 класс. Картинка про Что такое подпорки биология 6 класс. Фото Что такое подпорки биология 6 класс

Что такое подпорки биология 6 класс. Смотреть фото Что такое подпорки биология 6 класс. Смотреть картинку Что такое подпорки биология 6 класс. Картинка про Что такое подпорки биология 6 класс. Фото Что такое подпорки биология 6 класс

Что такое подпорки биология 6 класс. Смотреть фото Что такое подпорки биология 6 класс. Смотреть картинку Что такое подпорки биология 6 класс. Картинка про Что такое подпорки биология 6 класс. Фото Что такое подпорки биология 6 класс

Что такое подпорки биология 6 класс. Смотреть фото Что такое подпорки биология 6 класс. Смотреть картинку Что такое подпорки биология 6 класс. Картинка про Что такое подпорки биология 6 класс. Фото Что такое подпорки биология 6 класс

Что такое подпорки биология 6 класс. Смотреть фото Что такое подпорки биология 6 класс. Смотреть картинку Что такое подпорки биология 6 класс. Картинка про Что такое подпорки биология 6 класс. Фото Что такое подпорки биология 6 класс

Воздушные корни

Воздушные корни встречаются у многих тропических эпифитов (растений, использующих деревья в качестве опоры).У орхидеи и монстеры, обитающих в тропических лесах формируются воздушные корни.

Что такое подпорки биология 6 класс. Смотреть фото Что такое подпорки биология 6 класс. Смотреть картинку Что такое подпорки биология 6 класс. Картинка про Что такое подпорки биология 6 класс. Фото Что такое подпорки биология 6 классРис. 1. Воздушные корни.

Такие корни свободно висят в воздухе и поглощают влагу в виде дождя и росы.

Дыхательные корни

Этот тип видоизменённых корней также встречается в тропиках. Он характерен для деревьев, растущих на заболоченных побережьях океанов. Корневая система таких растений сложна и имеет воздухоносную ткань аэренхиму. Через отверстия воздух попадает в аэренхиму и далее проходит в удалённые подводные участки растения.У некоторых папоротников и красного мангрового дерева встречаются подобные видоизменения.

Что такое подпорки биология 6 класс. Смотреть фото Что такое подпорки биология 6 класс. Смотреть картинку Что такое подпорки биология 6 класс. Картинка про Что такое подпорки биология 6 класс. Фото Что такое подпорки биология 6 классРис. 2. Дыхательные корни.

Ходульные корни

Ходульные корни, или корни-подпорки, образуются у растений, растущих на зыбком илистом грунте. Они распределяют массу растения на увеличенную за их счёт площадь опоры. У некоторых фикусов имеются ходульные корни.

Столбовидные корни

Особенность столбовидных корней в том, что они закладываются на ветвях. Характерны такие корни побегов для баньяна.

Микориза

Микориза является симбиозом корней дерева и грибницы шляпочных грибов. Она представляет собой корни с проникшими в них гифами гриба. Сожительство с грибом имеет ряд полезных для растения последствий:

Таблица «Видоизменения корней»

Типы корнейПримеры растенийФункция
КорнеплодыРепа, редисзапасающая
Корневые шишкиГеоргин, любказапасающая
ДыхательныеАвиценнияСнабжение воздухом подводных участков растения
ХодульныеРизофораУвеличение площади опоры
СтолбовидныеФикусыУвеличение площади опоры

Что такое подпорки биология 6 класс. Смотреть фото Что такое подпорки биология 6 класс. Смотреть картинку Что такое подпорки биология 6 класс. Картинка про Что такое подпорки биология 6 класс. Фото Что такое подпорки биология 6 класс

Что мы узнали?

Из статьи по биологии (6 класс) мы узнали, что у многих растений корни выполняют, помимо основных, некоторые дополнительные функции, с чем связаны соответствующие видоизменения корней. Хотя эти функции считаются дополнительными и специфическими, они всё равно имеют отношение к опоре и питанию растения. Типы видоизменённых корней весьма разнообразны.

Источник

Корень

Что такое подпорки биология 6 класс. Смотреть фото Что такое подпорки биология 6 класс. Смотреть картинку Что такое подпорки биология 6 класс. Картинка про Что такое подпорки биология 6 класс. Фото Что такое подпорки биология 6 класс

Корневая система и происхождение корней

Хорошо выражен, развит главный корень, выделяется на фоне остальных корней. Боковые и придаточные корни не выделяются, занимают по отношению к главному подчиненное положение. Характерна для двудольных растений: клевера, одуванчика лекарственного, лопуха большого.

Главный корень не развит или быстро отмирает, преобладают придаточные корни, растущие от побега. Корни равнозначны между собой. Мочковатая система характерна для большинства однодольных растений: лук репчатый, злаки. Для некоторых двудольных: подорожник большой, лютик едкий.

Можно отличить главный корень, он выделяется по размеру. Однако, хорошо развиты множественные придаточные и боковые корни. Смешанная корневая система характерна для клубники, земляники.

Что такое подпорки биология 6 класс. Смотреть фото Что такое подпорки биология 6 класс. Смотреть картинку Что такое подпорки биология 6 класс. Картинка про Что такое подпорки биология 6 класс. Фото Что такое подпорки биология 6 класс

Зоны корня

Это зона представлена мелкими, быстро делящимися клетками верхушечной (апикальной) меристемы, расположенной на верхушке конуса нарастания. Такие молодые клетки особенно уязвимы, поэтому с целью защиты зону размножения покрывает корневой чехлик. Его клетки постоянно погибают от соприкосновения с почвой, образуя слизистый чехол, способствующий росту корня вглубь почвы и снижающий трение о почву.

Корневой чехлик у злаковых растений образуется из меристематических клеток, совокупность которых называется калиптрогеном. У двудольных растений имеется дерматокалиптроген, из которого помимо корневого чехлика развивается протодерма, из которой далее дифференцируется ризодерма (эпиблема).

Что такое подпорки биология 6 класс. Смотреть фото Что такое подпорки биология 6 класс. Смотреть картинку Что такое подпорки биология 6 класс. Картинка про Что такое подпорки биология 6 класс. Фото Что такое подпорки биология 6 класс

Пикирование (пикировка) корня

Это удаление верхушки главного корня вместе с зоной размножения. Таким образом садоводы останавливают рост главного корня и стимулируют развитие боковых и придаточных корней, корневая система получается разветвленной, и растение дает хороший урожай.

Что такое подпорки биология 6 класс. Смотреть фото Что такое подпорки биология 6 класс. Смотреть картинку Что такое подпорки биология 6 класс. Картинка про Что такое подпорки биология 6 класс. Фото Что такое подпорки биология 6 класс

Корневое дыхание

Что такое подпорки биология 6 класс. Смотреть фото Что такое подпорки биология 6 класс. Смотреть картинку Что такое подпорки биология 6 класс. Картинка про Что такое подпорки биология 6 класс. Фото Что такое подпорки биология 6 класс

Видоизменения корней

Запасающий орган, в котором складируется крахмал, сахароза, белки, клетчатка, минеральные соли. Формируется корнеплод из главного корня и основания стебля побега. Корнеплод характерен для двулетних растений: свеклы, петрушки, брюквы, моркови.

В первый год жизни у них формируется корнеплод с запасом питательных веществ, к осени надземная часть отмирает. Следующей весной растение «оживает» именно благодаря запасу веществ в корнеплоде с прошлого года. На второй год растения плодоносят и цветут, после чего отмирают полностью.

Что такое подпорки биология 6 класс. Смотреть фото Что такое подпорки биология 6 класс. Смотреть картинку Что такое подпорки биология 6 класс. Картинка про Что такое подпорки биология 6 класс. Фото Что такое подпорки биология 6 класс

Представляют собой видоизменения боковых и придаточных корней. Выполняют запасающую функцию. Внешне утолщены и напоминают клубни. Имеются у чистяка, ятрышника, георгина, батата (сладкий картофель).

Что такое подпорки биология 6 класс. Смотреть фото Что такое подпорки биология 6 класс. Смотреть картинку Что такое подпорки биология 6 класс. Картинка про Что такое подпорки биология 6 класс. Фото Что такое подпорки биология 6 класс

Некоторые растения образуют корни в воздушной среде. Воздушные корни встречаются у лиан и эпифитов, растущих в условиях тропиков, где воздух настолько влажный, что из него в буквальном смысле можно всасывать воду, что и делают воздушные корни. Многослойная покровная ткань воздушных корней подобно губке впитывает воду из влажного воздуха. Имеются у тропических папоротников, орхидеи, монстеры.

Слово эпифиты происходит от греч. ἐπι- — «на» и φυτόν — «растение», так обозначают растения, прикрепленные или произрастающие на других растениях, при этом совершенно не получающие от них питательных веществ, то есть явление паразитизма исключается.

Что такое подпорки биология 6 класс. Смотреть фото Что такое подпорки биология 6 класс. Смотреть картинку Что такое подпорки биология 6 класс. Картинка про Что такое подпорки биология 6 класс. Фото Что такое подпорки биология 6 класс

Что такое подпорки биология 6 класс. Смотреть фото Что такое подпорки биология 6 класс. Смотреть картинку Что такое подпорки биология 6 класс. Картинка про Что такое подпорки биология 6 класс. Фото Что такое подпорки биология 6 класс

Видоизмененные придаточные одревесневшие корни, растут на стволах и ветвях до почвы, у ее поверхности сильно разветвляются, тем самым «подпирая» растение. Придают опору растению и его ветвям, закрепляют его в почве. Встречаются у тропических растений: баньян, фикус.

Что такое подпорки биология 6 класс. Смотреть фото Что такое подпорки биология 6 класс. Смотреть картинку Что такое подпорки биология 6 класс. Картинка про Что такое подпорки биология 6 класс. Фото Что такое подпорки биология 6 класс

Формируются у растений, произрастающих в воде или на болоте, в качестве механизма адаптации к недостаточному снабжению корней воздухом. Они приподнимаются над поверхностью воды и поглощают воздух. Такие корни имеет болотный кипарис (таксодиум).

Что такое подпорки биология 6 класс. Смотреть фото Что такое подпорки биология 6 класс. Смотреть картинку Что такое подпорки биология 6 класс. Картинка про Что такое подпорки биология 6 класс. Фото Что такое подпорки биология 6 класс

Что такое подпорки биология 6 класс. Смотреть фото Что такое подпорки биология 6 класс. Смотреть картинку Что такое подпорки биология 6 класс. Картинка про Что такое подпорки биология 6 класс. Фото Что такое подпорки биология 6 класс

Видоизменения корней растений-паразитов, с помощью которых они высасывают питательные вещества из клеток растения-хозяина. Эти корни внедряются в стебли других растений и поглощают их соки: воду, растворенные в ней минеральные вещества, органические вещества. Имеются у повилики и заразихи. У омелы, погремка тоже имеются корни-присоски, но они всасывают только воду и растворенные в ней соли.

Что такое подпорки биология 6 класс. Смотреть фото Что такое подпорки биология 6 класс. Смотреть картинку Что такое подпорки биология 6 класс. Картинка про Что такое подпорки биология 6 класс. Фото Что такое подпорки биология 6 класс

Бактериальные клубеньки представляют собой видоизмененные боковые корни, которые образуются в результате симбиоза растения и азотфиксирующих бактерий.

Что такое подпорки биология 6 класс. Смотреть фото Что такое подпорки биология 6 класс. Смотреть картинку Что такое подпорки биология 6 класс. Картинка про Что такое подпорки биология 6 класс. Фото Что такое подпорки биология 6 класс

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Источник

Bio-Lessons

Образовательный сайт по биологии

Что такое подпорки биология 6 класс. Смотреть фото Что такое подпорки биология 6 класс. Смотреть картинку Что такое подпорки биология 6 класс. Картинка про Что такое подпорки биология 6 класс. Фото Что такое подпорки биология 6 класс

Что такое подпорки биология 6 класс. Смотреть фото Что такое подпорки биология 6 класс. Смотреть картинку Что такое подпорки биология 6 класс. Картинка про Что такое подпорки биология 6 класс. Фото Что такое подпорки биология 6 класс

Корень — орган минерального питания. Видоизменения корня.

Зеленые растения получают неорганические (минеральные) вещества с помощью корня. Органические вещества синтезируются зелеными растениями самостоятельно, поэтому в готовом виде они их не употребляют как животные. Исключением являются растения-паразиты.

Растворенные в воде вещества, полученные из почвы, а также газы из воздуха, поступают ко всем тканям и органам растения.

Минеральное питание — это поглощение корнями растений необходимых элементов из почвы, их передвижение и усвоение растениями. Большинство веществ, поглощенных корнями, доставляются в побеги растений в виде минеральных растворов. Происходит это благодаря проводящей системе корней. Следовательно, корень — орган минерального питания.

Видоизменения. Устойчивые изменения каких-либо органов растения, которые передаются потомкам, называются видоизменениями. Если происходит видоизменение, орган начинает выполнять какую-то особую функцию. Это помогает растениям извлекать больше пользы и лучше приспосабливаться к окружающей среде. Для корневой системы также характерны видоизменения.

Корнеплоды — это мощные сочные подземные органы некоторых растений. Они образуются в результате накапливания и откладывания в запас различных органических веществ, отчего корень утолщается и видоизменяется. Например, у моркови большую часть корнеплода составляет сильно разросшийся главный корень. Весной растения используют питательные вещества, накопленные в корнеплодах. Почти все они двулетники: в первый год после посева семян образуются розетка листьев и корнеплод, а на второй год цветоносные побеги (рис.1).

Что такое подпорки биология 6 класс. Смотреть фото Что такое подпорки биология 6 класс. Смотреть картинку Что такое подпорки биология 6 класс. Картинка про Что такое подпорки биология 6 класс. Фото Что такое подпорки биология 6 класс

Корнеплоды, как и некоторые другие культурные растения, делят на столовые и технические. Столовые сорта (свекла, морковь, редька, редис, брюква, сельдерей и др.) широко используют в пищу, так как они вкусные, сочные, питательные и богаты витаминами. А технические (сахарная свекла) используют как сырье в промышленности (рис.2).

Что такое подпорки биология 6 класс. Смотреть фото Что такое подпорки биология 6 класс. Смотреть картинку Что такое подпорки биология 6 класс. Картинка про Что такое подпорки биология 6 класс. Фото Что такое подпорки биология 6 класс

Рис.2 Разнообразие корнеплодов

У растений паразитов, таких как повилика и заразиха (рис.3), развиваются корни-присоски. По форме и цвету они пе похожи па корни других растений. Присоски вначале появляются в виде наростов на кожице побега. Они проникают в ткани растения-хозяина и высасывают питательные вещества. Такие растения-паразиты лишены зеленого пигмента хлорофилла и используют готовые органические соединения. Развитию корней-присосок способствует выделение растениями особых органических кислот, под действием которых растворяется кора растения-хозяина, и паразит легко внедряется в стебель. После этого начинается развитие присосок. Связь с почвой повилике не нужна, она обвивает другие растения. Это является доказательством приспособления растений-паразитов к условиям жизни.

Что такое подпорки биология 6 класс. Смотреть фото Что такое подпорки биология 6 класс. Смотреть картинку Что такое подпорки биология 6 класс. Картинка про Что такое подпорки биология 6 класс. Фото Что такое подпорки биология 6 класс

Рис.3 Корни-присоски заразихи и повилики

Корни-опоры — это придаточные корни, встречающиеся у тропических деревьев, которые растут, прижавшись к стволам других деревьев. По мере их развития появляются придаточные корни. Они постепенно удлиняются, достигают почвы, затем сильно утолщаются, приобретая вид стволов (рис.4).

Что такое подпорки биология 6 класс. Смотреть фото Что такое подпорки биология 6 класс. Смотреть картинку Что такое подпорки биология 6 класс. Картинка про Что такое подпорки биология 6 класс. Фото Что такое подпорки биология 6 класс

Рис.4 Корни-опоры баньяна

У индийского баньяна корни свешиваются с ветвей, достигают почвы и укореняются. В итоге образуется дерево-роща.

У большинства растений, произрастающих в воде (приливная полоса) или на заболоченных почвах, т. е. в условиях недостаточного обеспечения корней воздухом, формируются надземные дыхательные корни. Такие корни развиваются у деревьев, образующих мангры (растительные сообщества на периодически затопляемых участках). Здесь же можно увидеть и ходульные корни. Эти мощные надземные корни поддерживают стволы деревьев над водой, укрепляют растения в иле и песчаном грунте, а заодно выполняют и функции дыхания.

Питающие воздушные корни располагаются только в воздушной среде и не связаны с почвой. Они служат для поглощения влаги непосредственно из воздуха. Характерны для лиан и многих орхидей (рис.5).

Что такое подпорки биология 6 класс. Смотреть фото Что такое подпорки биология 6 класс. Смотреть картинку Что такое подпорки биология 6 класс. Картинка про Что такое подпорки биология 6 класс. Фото Что такое подпорки биология 6 класс

Рис.5 Воздушные корни орхидеи

Корневые клубни. Георгин, батат, ятрышник, чистяк, эремурус откладывают питательные вещества в боковых корнях в запас, поэтому те утолщаются и превращаются в сочные клубни (рис.6).

Что такое подпорки биология 6 класс. Смотреть фото Что такое подпорки биология 6 класс. Смотреть картинку Что такое подпорки биология 6 класс. Картинка про Что такое подпорки биология 6 класс. Фото Что такое подпорки биология 6 класс

Рис.6 Корневые клубни

В отличие от корнеплодов (питательные вещества у них откладываются только в главном корне) у корневых клубней утолщаются и становятся сочными все боковые корни. Корневые клубни используются для перезимовки, а также для вегетативного размножения. Высушенные молодые корневые клубни ятрышника, любки двулистной и др. применяют в медицине.

Зеленые растения могут питаться только неорганическими веществами. Минеральное питание — это поглощение корнями растений необходимых элементов из почвы, их передвижение и усвоение растениями. Устойчивые изменения, которые передаются потомкам, называются видоизменениями.
Если происходит видоизменение, орган начинает выполнять какую-то особую функцию.
Корнеплоды — это видоизменения корней некоторых растений, когда главный корень утолщается и в нем запасаются питательные вещества (морковь, свекла). В отличие от корнеплодов у корневых клубней утолщаются и становятся сочными все боковые корни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *