Что такое подпружные арки барабан рукава креста неф трансепт апсида хоры
Словарь храмовой архитектуры
Абсида (апсида) – алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, но встречается и многоугольный; перекрытый полукуполом (конхой). Внутри абсиды помещался алтарь.
Алтарь (от лат. «alta ara» – высокий жертвенник) – главная часть христианского храма в его восточной части. В православном храме отделяется алтарной перегородкой или иконостасом. В алтаре размещался престол – возвышение для совершения главного христианского таинства – евхаристии. Алтарь створчатый – икона, состоящая из нескольких складывающихся досок, покрытых живописными изображениями с обеих сторон (диптих, триптих, полиптих).
Алтарная преграда – невысокая стенка или колоннада, отгораживающая алтарную часть храма в православных храмах (с IV века).
Амвон – (от греч.) – возвышение в центре храма, с которого произносили проповеди, читали Евангелие. Как правило, был окружен колоннами, несущими крышу (киворий).
Аркатурный пояс – украшение стены в виде ряда декоративных арочек.
Аркбутан – открытая полуарка, служащая для передачи давления на контрафорсы храма.
Атриум – закрытый внутренний двор, куда выходят остальные помещения.
Аттик – (от греч. Attikos – аттический) – стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом. Часто украшается рельефами или надписями. В античной архитектуре обычно завершает триумфальную арку.
Базилика – прямоугольное в плане здание, разделенное колоннами (столбами) на несколько продольных галерей (нефов).
Барабан – цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом.
Барабан световой – барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами Глава – купол с барабаном и крестом, увенчивающий храмовое здание.
Баптистерий – крещальня. Небольшое центрическое здание, круглое или восьмиугольное в плане.
Витраж – картина на стекле, орнамент из цветного стекла или другого материала, пропускающего свет.
Гемма – резной камень с углубленным (инталия) или выпуклым (камея) изображением.
Донжон – главная башня средневекового замка.
Дьяконник – помещение в алтарной части православного храма к югу от алтаря.
Жертвенник – помещение в алтарной части православного храма к северу от алтаря.
Звонница – надстроенное на стене храма или установленное рядом с ним сооружение с проемами для подвешивания колоколов. Виды звонниц: стенообразные – в виде стены с проемами столпообразные – башенные сооружения с многоранным (как правило, в русской архитектуре, – восьмигранным, реже – девятигранным) основанием с проемами для колоколов в верхнем ярусе. В нижних ярусах часто располагается церковь палатного типа – прямоугольный в плане объем с крытой сводчатой аркадой, опоры которой расположены по периметру стен.
Закомара – (от др.рус. комара – свод) – полукруглое или килевидное завершение участка стены, закрывающее прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод.
Замковый камень – камень, которым завершается свод или арочный проем.
Кампанила – в западноевропейской архитектуре отдельно стоящая четырехгранная или круглая башня- колокольня.
Канон – совокупность строго установленных правил, определяющих основной набор сюжетов, пропорций, композиций, рисунка, колорита для произведений искусства данного вида.
Контрафорс – вертикальный массивный выступ стены, укрепляющий основную несущую конструкцию.
Конха – полукупол над абсидой, нишей. Часто выполнялся в виде раковины.
Крестово-купольный храм – канонический тип византийского православного храма. Представлял собой укороченную базилику, увенчанную куполом, и, согласно Апостольским постановлениям, обращенную алтарем на восток.
Куб – основной объем храма.
Купол – покрытие в виде полушария, опрокинутой чаши и т.п.
Лемех – деревянная черепица, употреблявшаяся для покрытия глав, бочек и других верхов храма.
Луковица – церковная глава, напоминающая по форме луковицу.
Лопатка – вертикальный плоский и узкий выступ стены, подобна пилястре, но без базы и капители.
Луминарий – отверстие в потолке раннехристианского храма.
Мартирий – тип раннехристианского поминального храма над могилой мученика.
Мозаика – излюбленная в средние века разновидность монументальной живописи. Изображение выполняется из кусочков цветного стекла – смальты, натуральных камней. Кусочки смальты и камня имеют неправильную форму, свет на них многократно преломляется и отражается под разными углами, создавая волшебное мерцающее сияние, трепещущее в полутьме храма.
Наос – центральная часть византийского крестово-купольного храма, увенчанная главным куполом.
Нартекс – пристройка с западной стороны храма, придающая зданию более вытянутую прямоугольную форму. Отделялась от центральной части храма – наоса – стеной с арочными проемами, ведущими в каждый из нефов.
Нервюра – ребро дугообразной формы в готических сводах.
Неф – (от греч. «неус» – корабль) – вытянутое помещение, часть интерьера церковного здания, ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.
Паперть – крыльцо и небольшая площадка (обычно крытые) перед входом в православную церковь.
Пилястра (лопатка) – конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и капитель.
Подклет – нижний этаж здания.
Поребрик – декоративная полоса из кирпичей, поставленных на ребро под углом к поверхности фасада. Имеет форму пилы.
Парус – элемент купольной конструкции в форме сферического треугольника. На паруса опирается основной купол.
Плинфа – плоский кирпич (обычно 40х30х3 см), строительный материал и элемент внешнего декоративного убранства храмов.
Портал – декоративно оформленный дверной проем здания.
Портик – галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание.
Придел – небольшой храм, пристроенный к основному зданию церкви, имеющий свой престол в алтаре и посвященный какому-либо святому или празднику.
Притвор – западная часть православного храмов у входа, где по Уставу совершаются некоторые части богослужения и требы (обручение, лития и др.).Эта часть храма соответствует двору ветхозаветной скинии. Вход в притвор с улицы устраивается в виде паперти – площадки перед входными дверями, на которую ведёт несколько ступеней.
Ризница – место в алтаре или отдельное помещение при христианском храме для хранения богослужебного облачения священников.
Руст – тесаный камень, лицевая сторона которого оставлена грубо околотой. Рустовка подражает природной фактуре камня, создает впечатление особой прочности и тяжести стены.
Рустовка – декоративная обработка штукатурной поверхности стены, имитирующая кладку из крупных камней.
Средокрестие – пересечение центрального нефа крестово-купольного храма с трансептом.
Травея – пространство нефа под сводом.
Трансепт – поперечный неф крестово-купольного храма.
Трапезная – часть храма, невысокая пристройка с западной стороны церкви, служившая местом проповеди, общественных собраний.
Фреска – («fresco» – свежий) – техника монументальной живописи водяными красками по сырой, свежей штукатурке. Грунтовка и закрепляющее (связующее) вещество представляют собой одно целое (известь), поэтому краски не осыпаются.
Техника фрески известна с античных времен. Однако, поверхность античной фрески полировалась горячим воском (смесь фрески с живописью восковыми красками – энкаустикой). Главная трудность фресковой живописи в том, что художник должен начать и закончить работу в тот же день, пока сырая известь не высохла. Если же необходимы поправки, нужно вырезать соответствующую часть известкового слоя и накладывать новый. Техника фрески требует уверенной руки, быстрой работы и совершенно четкого представления о всей композиции в каждой ее части.
Фронтон – завершение (треугольное или полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
Хоры – открытая галерея, балкон во втором ярусе храма с западной стороны (или со всех сторон, кроме восточной). Здесь размещались певчие, а также (в католических храмах) орган.
Шатер – высокое четырех-, шести- или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни, широко распространенное в храмовой архитектуре Руси до XVII века.
Ширинка – прямоугольная впадина в стене.
Яблоко – шар на завершении купола под крестом.
Раннехристианская архитектура
Раннехристианский период охватывает II–V вв. Произведения I в. до наших дней не дошли. Раннехристианское искусство возникло и развивалось на территории Римской империи параллельно с языческим античным искусством, многое от него усваивая и приспосабливая на свой лад.
Первые христианские культовые сооружения появились только в IV в., так как до 313 г. христианство не являлось официально признанной религией. Большинство первых сооружений не сохранилось: одни сгорели или были разрушены во время войн, другие были перестроены, как первый собор Св. Петра в Риме. Обозначилось два типа христианских построек: центрические и базиликальные.
Здание базилики когда-то служило в Древнем Риме для светских общественных целей. Вход в него помещался с поперечной стороны. Теперь же вход был перенесен в торцовую часть постройки. Первоначально он предварялся двором, обнесенной аркадой – атриумом. Непосредственно перед входом в храм находился нартекс (в православной традиции он именуется притвор). С противоположного конца добавляется апсида, выступающая за линию торцовой стены храма; в ней размещается алтарь. Апсида чаще всего бывает полукруглой формы, но может иметь форму прямоугольника, квадрата, многогранника. Базилика делится на продольные залы – нефы: главный, центральный неф и один или две пара боковых.
Центральный неф выше и шире боковых. Аркада в нижнем ярусе связывает его с боковыми нефами, в верхнем расположены окна. Снаружи такой конструкции соответствует ступенчатая форма здания, что хорошо видно со стороны западного фасада или со стороны апсиды. В восточной части, перед входом в апсиду, начинают помещать поперечный неф – трансепт. Это было связано и с особенностями богослужения, со стремлением распределить поток богомольцев (по концам трансепта стали устраивать дополнительные двери, через которые можно было покинуть храм). Но такое решение было также важно и с точки зрения храмовой символики: за счет трансепта храм приобретал форму классического креста, – латинского, или в форме греческой буквы «Т» (тау). Крыша в центральном нефе была двускатной, боковые нефы имели односкатные кровли. В дальнейшем базилика станет ведущим типом церковного здания в Западной Европе.
Центрические сооружения – это сооружения, план и объемно-пространственная структура которых выстроены симметрично относительно их геометрического центра. К центрическим сооружениям относятся здания, представляющие в плане круг, квадрат, равноконечный крест (греческий крест), правильной формы многоугольник (например, шестигранник или восьмигранник).
Скромное снаружи, здание мавзолея поражает в интерьере роскошью и красотой своего убранства. Нижняя часть стен отделана полированными мраморными плитами. Своды и люнеты (участки стен с полукруглым завершением, обрамленные сводами) покрыты чудесными мозаиками, набранными из цветного стекла – смальты. Мерцание смальт преображает пространство этого миниатюрного сооружения. Таким образом, акцент переносится теперь с внешнего вида на интерьер культового здания.
Византия
Византия – средневековое христианское государство, возникшее в восточной части некогда единой Римской империи и просуществовавшее с конца IV в. до середины XV в. В ее состав входили земли Балканского полуострова, Малой Азии; в пору своего наивысшего могущества она владела территориями на Ближнем Востоке, в Египте, Италии и Причерноморье. Основные источники, питавшие ее культуру, – наследие греческой античности и молодая христианская культура.
Древнегреческое искусство с его стремлением к соразмерности частей и целого, красоте и гармонии, совершенством форм и линий высоко ценилось в Византии и во многом определяло приоритеты зодчих и художников. Большую роль играли также искусство восточных провинций и образ античного Рима, точнее, могучей Римской империи, наследниками которой себя мыслили византийцы. Вплоть до конца Средневековья Византия именовалась империей ромеев, т.е. римлян. Поэтому не удивительно, что в самом грандиозном и прославленном византийском сооружении – храме Святой Софии, премудрости Божией – его создатели стремились превзойти знаменитые постройки языческого Рима: Пантеон и базилику Максенция.
На протяжении пятнадцати столетий Святая София была главным святилищем двух великих империй – Византийской и Османской. В IV веке н. э. великий император Константин построил христианскую базилику на месте рыночной площади. Спустя несколько лет это здание было уничтожено огнем. На месте пожарища возвели вторую базилику, которую постигла та же участь. В 532 г. император Юстиниан – начал строительство великого храма, которое было закончено в невиданно короткие сроки, и через пять лет, в 537 г. здание было освящено константинопольским патриархом. В 1453 г. храм был превращен в мечеть по приказу султана Мехмеда II.
Снаружи храм прост и строг. Акцент переводится на внутреннее пространство, великолепие которого было поистине ослепительно. Впоследствии, уже во времена турецкого владычества, храм дополнили четыре минарета. После сильного землетрясения храм пришлось укрепить контрфорсами. Внутреннее пространство храма рассчитано не столько на движение, сколько на предстояние и созерцание. Архитекторы создали эффектный контраст между затененными галереями нижнего яруса и центральным подкупольным пространством.
Храм совмещает два типа сооружения – базиликальный и центрический. Здание имеет три нефа, вытянутые с запада на восток. Боковые – двухэтажные, центральный – перекрыт куполом, расположенным над центральной его частью. Купол поддерживают четыре гигантские опоры, соединенные четырьмя арками. Переход от них к барабану – цилиндрическому основанию купола – осуществляют четыре паруса (сферические треугольники с изогнутой поверхностью). Мотив арки, взятый из римской архитектуры, повторяется многократно в решении интерьера (окна, аркады галерей). Он достигает апогея в величавом взлете четырех арок, поддерживающих барабан купола. Окна в его основании расположены так часто, что купол кажется парящим в воздухе.
Впоследствии ведущим типом церковного здания в Византии стал крестово-купольный храм в различных его вариантах. Известный в Византии и ранее, он окончательно утверждается в таком качестве с VIII–IX вв. Именно этот тип здания заимствуют многие страны православного мира, в том числе и Древняя Русь. Крестово-купольный храм относится к центрического типа сооружениям. В основе его – план равноконечного креста, который позже будут называть греческим. На месте пересечения его ветвей вверху покоится купол, установленный на круглом в сечении объеме – барабане.
Стены барабана прорезаны окнами. Переход от круглого основания барабана к квадратной в плане центральной ячейке храма, над которой расположен купол, помогают осуществить уже упомянутые паруса, либо тромпы (их поверхность не плавно изогнута, как у парусов, а имеет в середине резкое углубление). Ветви (рукава) креста четко выявлены в объемно-пространственном решении храма, они обычно перекрыты цилиндрическими сводами. Крест заключается в квадрат – между рукавами креста в нижней зоне строятся дополнительные ячейки. С запада обычно пристраивается притвор (нартекс). Снаружи купол зрительно собирает архитектурные массы к центру, доминирует в его композиции. В интерьере центральное подкупольное пространство также является доминирующим.
С востока храм дополняет апсида центрального нефа, в которой размещается алтарная часть храма. Боковые нефы могут иметь свои апсиды. Алтарную часть начинают отделять алтарной преградой с завесами, впоследствии на нее будут ставить иконы, что приведет к созданию иконостасов. Постепенно сложилась и система живописного убранства такого храма. Одни из ярких примеров крестово-купольного храма – церковь Романа Ликапина, или Мирелейон в Константинополе (совр. Бодрум-Джами), главная церковь (кафоликон) монастыря Осиос Лукас в Фокиде, церкви Панагия Горгоепикоос (известна также как Малая Митрополия) и храм Введения во храм Пресвятой Богородицы (известен как Капникарея) в Афинах и др.
Византийские храмы украшала монументальная живопись – мозаика и фреска. Скульптурный декор сводился к орнаментальной резьбе, изредка в храме могли быть рельефы: предпочтение отдавалось живописи, поскольку ее средствами можно было сделать более легкими и бестелесными, что соответствовало новым идеалам. К тому же скульптуры, особенно статуи, вызывали воспоминание о языческих идолах.
Несмотря на любовь и повышенный интерес к наследию Древней Греции, византийцы не могли принять его безоговорочно. Телесность ее архитектурных форм не соответствовала новым религиозным идеям. Ордер утрачивает свое былое значение. Колонны становятся хрупкими, меньшими по высоте. Их капитель покрывается ажурной резьбой, в том числе сквозной. Новый тип капители получил впоследствии название «корзинообразная».
Светская архитектура Византии, особенно Константинополя, также была пышна и великолепна, но от нее почти ничего не сохранилось. Археологи раскопали фундаменты знаменитого Большого константинопольского дворца и часть его напольных мозаик.
О необычайной роскоши дворца известно по старинным описаниям. Богатое убранство призвано было подчеркнуть могущество Византии и ее василевсов, как здесь по-гречески именовали императоров.
Словарь архитектурных терминов
Абака (абак) – верхняя часть капители дорического ордера, представляет собой квадратную плиту, находится между эхином и архитравом.
Алтарь – в христианских храмах восточная часть здания, где находится престол. В православном храме алтарь отделен иконостасом.
Антаблемент – несомая часть здания, поддерживаемая колоннами. В античной архитектуре состоит из трех частей: архитрава, фриза и карниза.
Апсида – полукруглая выступающая часть здания, перекрытая полукуполом. В христианском храме апсиды располагались в восточной части, в них помещался алтарь.
Архивольт – наружное обрамление арки, часто в несколько рядов, украшенное орнаментом.
Архитрав – главная балка несомой части античной архитектуры, нижняя часть антаблемента, опирается непосредственно на колонны.
Аттик – прямоугольная стенка над карнизом здания или триумфальной арки. На аттике располагались надписи и рельефы.
База – основание колонны.
Барабан – цилиндрическая часть здания, служащая опорой куполу.
Бельведер – площадка, надстройка на верху здания, беседка, расположенная на возвышении, откуда открывается красивый вид.
Бровка – в древнерусской архитектуре декоративная деталь над окном в виде валика.
Вимперг – в готике фронтон треугольной формы над порталом или окном. Оформлялся орнаментом или скульптурой.
Витраж – застекленное окно или дверь,часто украшенное рисунком. В готике цветные стекла скреплялись свинцовыми перемычками и образовывали большие многоцветные картины.
Волюта – архитектурная деталь в виде завитка, спирали. Характерна для ионической и коринфской капители.
Глава (главка) – в древнерусской архитекуре наружная часть купола в виде шлема, луковицы или шатра. Глава ставится на барабан.
Гутты (капли) – элементы античной архитектуры в виде маленьких усеченных конусов, прикрепляемых к нижней поверхности мутулов.
Дентикулы (зубчики) – ряд прямоугольных выступов, идущих вдоль карниза.
Закомара – в древнерусской архитектуре полукруглое завершение наружной стены здания, образующееся от сводчатого перекрытия внутри.
Замковый камень – клинообразный камень, устанавливающийся в центре арки или свода и запирающий все остальные камни. Часто декорируется орнаментом или маской.
Иконостас – преграда, отделяющая храм от алтаря и состоящая из рядов икон, установленных в определенном порядке.
Ионик – в классической архитектуре элемент яйцеобразной формы, заостренный книзу. Из иоников составлялись орнаментальные пояса.
Каннелюры – вертикальные желобки на стволе колонны или пилястры.
Карниз – верхняя часть антаблемента здания, выступающий вперед край кровли.
Кессон – углубление квадратной или восьмиугольной формы на потолке, внутренней поверхности свода.
Колонна – вертикальная опора здания, его несущая конструктивная часть, главный элемент архитектурного ордера. Состоит из базы, фуста и капители.
Конха – в древнерусской архитектуре полусферическое перекрытие апсиды.
Крабб – декоративный элемент готической архитектуры.
Крестоцвет – в готике декоративное навершие шпиля (фиала) в виде распускающегося бутона цветка с крестообразно расположенными лепестками. Крестоцветом называют также декоративный элемент в виде круга с вписанным в него цветком с четырьмя лепестками.
Купол – внутренняя поверхность свода, близкая к полусфере.
Лопатка – в древнерусской архитектуре вертикальный плоский и узкий выступ на стене без базы и капители (в отличие от пилястры).
Лучковый фронтон – завершение фасада здания дугообразной линией (в форме натянутого лука). Часто украшается рельефом или росписью.
Люкарна – небольшое круглое или овальное окно на чердаке или в мансарде.
Люнет – поле стены в виде сегмента, ограниченное архивольтом и боковыми вертикальными опорами, часто декорируется росписью или рельефом.
Метопа – в классической архитектуре промежуток квадратной формы между триглифами. Декорировался рельефами или росписью.
Наос – в Древней Греции внутренняя часть храма, помещение святилища, где находилась статуя божества.
Нервюра – каркасное ребро готического свода. Нервюры образуют декоративный рисунок интерьера.
Неф – главное помещение христианского храма, расчлененное вдоль колоннадой или аркадой на три или пять частей, причем, средний, главный неф выше и шире остальных.
Ордер – в классической архитектуре порядок соотношения несущих и несомых частей здания: колонн и антаблемента. В Древней Греции сложились ордера дорический, ионический и коринфский.
Павильон – небольшая садово-парковая постройка для отдыха.
Периптер – тип античного храма, прямоугольного в плане, со всех четырех сторон окруженного колоннадой.
Пилястра – вертикальный плоский узкий выступ на стене с базой и капителью
Пинакль – в готике небольшая башенка с фиалом, венчающая контрфорс.
Портик – в античной архитектуре открытая с одной стороны галерея на колоннах с фронтоном. Начиная с Ренессанса, использовался в архитектуре различных стилей.
Ризалит – часть здания, выступающая за основную линию фасада. Часто сочетаются центральный и боковые ризалиты.
Роза — в готике большое круглое окно главного фасада храма. Симметричный рисунок витража придает ему сходство с цветком.
Ротонда – круглое в плане здание, перекрытое куполом, часто окружено колоннадой.
Сандрик – небольшой карниз над наличником оконного или дверного проема.
Свод – криволинейное перекрытие здания.
Стереобат – каменный фундамент здания, состоящий из трех ступеней, верхняя из которых называется стилобатом.
Стилобат – поверхность для установки колонн, верхняя ступень стереобата.
Терраса – искусственная горизонтальная площадка, уступ, как бы продолжающие здание.
Тимпан – внутреннее поле фронтона, окруженное со всех сторон карнизом. На плоскости тимпана часто размещаются декоративные скульптуры, рельефы, росписи.
Трансепт – поперечный неф готического храма.
Триглиф – в античной архитектуре элемент фриза дорического ордера, выступающая прямоугольная плита с тремя вертикальными планками; чередуется с метопами.
Фасад – лицевая сторона здания. Различают боковые и задний фасады.
Фиал – в готике шпиль, украшенный крестоцветами и краббами. Венчает собой пинакль.
Цоколь – основание стены, колонны, пилястры. Часто первый этаж оформляется как фундамент и называется цокольным.
Шпиль – остроконечное завершение башни, колокольни, на котором устанавливается флюгер, эмблема или флаг. Например, шпиль Петропавловского собора с фигурой ангела, шпиль Адмиралтейства с корабликом.
Щипец – островерхий фронтон средневековых домов с высокой двускатной крышей.
Эдикула – в античной архитектуре маленький храм. Позже декоративная постройка или деталь, в миниатюре повторяющая композицию большого здания, например, ниша в виде портала с колоннами и фронтоном.
Экседра – полукруглая ниша в центре портика, часто с сиденьями вдоль стен.
Энтазис – небольшое утолщение фуста на одной трети его высоты от основания.
Эркер – выступающая часть здания, закрытый балкон с окнами.
Эхин – нижняя часть капители дорического ордера в форме округлой плоской подушки, находится между стволом колонны (фустом) и абакой.
Добавлено: 18.04.2021 09:27:17