Что такое подростковая преступность определение

Понятие преступности несовершеннолетних

Что такое подростковая преступность определение. Смотреть фото Что такое подростковая преступность определение. Смотреть картинку Что такое подростковая преступность определение. Картинка про Что такое подростковая преступность определение. Фото Что такое подростковая преступность определение

Дата публикации: 01.04.2014 2014-04-01

Статья просмотрена: 6885 раз

Библиографическое описание:

Жаровских, Алексей. Понятие преступности несовершеннолетних / Алексей Жаровских. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 838-840. — URL: https://moluch.ru/archive/63/10122/ (дата обращения: 27.12.2021).

Преступность среди несовершеннолетних всегда вызывала повышенное внимание, как исследователей, так и практических работников. Предлагаемая курсовая работа посвящена проблемам профилактики преступности несовершеннолетних. Для того, чтобы исследовать эти проблемы, необходимо определиться в основных понятиях: преступление и преступность, выявить их признаки и особенности. Что же такое преступление?

Преступление — это предусмотренное уголовным законом конкретное общественно опасное деяние, посягающее на общественное или государственное устройство РФ, ее политическую и экономическую систему, государственную, общественную и частную собственность, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права и свободы граждан, а равно иное виновно совершенное общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом.

Важнейшим признаком преступления является его общественная опасность, то есть причинение значительного ущерба (вреда) существующим общественным отношениям или содержащее в себе реальную угрозу причинения такого ущерба этим отношениям. Вторым важным признаком преступления является его предусмотренность уголовным законом, его противозаконность или противоправность, то есть данное деяние нарушает закрепленное в норме уголовного закона запрещение совершать подобные деяния. Любое другое деяние, не предусмотренное уголовным законом, не относится к разряду преступлений. Оно может быть административным, дисциплинарным или аморальным проступком. [1, с. 48]

Однако общественной опасностью и противозаконностью не исчерпываются признаки преступления. Общественно опасное и противозаконное деяние может быть признано преступлением только тогда, когда оно совершено виновно, то есть при наличии соответствующего психологического отношения к деянию и его последствиям со стороны совершившего лица. Ни одно деяние, какие бы общественно опасные последствия оно не влекло, не может быть признано преступлением, если оно совершено не виновно. Преступным является не всякое причинение вреда, а только допущенное умышленно или неосторожно.

Следующим обязательным признаком преступления является наказуемость, то есть установленное за то или иное деяние в УК соответствующего наказания. Любое преступление является аморальным, безнравственным поведением людей, морально осуждаемым обществом. Однако не всякое аморальное деяние является преступлением.

Если преступление понятие — единичное, то преступность — понятие массовое. Преступность можно определить, как исторически изменчивое социально — правовое явление, представляющее собой систему преступлений, совершенных в соответствующем государстве (регионе) за тот или иной период времени. [2, с. 258]

Социальные науки рассматривают преступность, в качестве социального явления, которое носит деструктивный для общества характер. Это относительно устойчивая распространенная форма девиантного поведения, достигшая степени общественной опасности. Понятие преступности среди несовершеннолетних связано с возрастом 14–17 лет, хотя ряд тенденций имеет место и в младших возрастных группах (более 90 тысяч детей в России ежегодно совершают преступления до достижения возраста уголовной ответственности).Важнейшим показателем преступности является ее состояние, то есть количественно — качественная ее характеристика. Состояние преступности определяется следующими критериями:

количеством зарегистрированных преступлений и числом преступников, привлеченных к уголовной ответственности (осужденных за их совершение);

характером структуры преступности (объект преступного посягательства, мотивация преступника, групповые преступления, мужская, женская, подростковая преступность);

уровнем латентности преступности. [3, с. 124]

Только по совокупности перечисленных критериев можно составить достоверное представление о состоянии преступности в стране, на отдельной территории и на основе этих данным проводить анализ профилактики преступности.

Рассматривая форму совершения преступлений, необходимо обратить внимание на групповые преступления. Доля групповых преступлений в преступности несовершеннолетних в 2–5 раз выше, чем аналогичный показатель преступности взрослых. Во многом это обусловлено возрастной потребностью общения в неформальной среде сверстников. Более половины преступных групп несовершеннолетних характеризуются как временные и неустойчивые социальные образования. В то же время прослеживается тенденция к тому, что значительная часть групп несовершеннолетних преступников ориентирована на длительную преступную деятельность, включая ее организованные формы. Эти группы отличаются высоким уровнем подготовки, хорошей технической оснащенностью. Некоторые преступные группировки располагают техническими средствами, которым могли бы позавидовать оперативные подразделения органов внутренних дел. В них просматривается организованная структура, в целом повторяющая структуру аналогичных групп взрослых. Выделяется, прежде всего, лидер. При его непосредственном участии подготавливаются и совершаются преступления, подводятся итоги. На лидера возлагаются внешние контролирующие функции. Внутренние регулятивные функции в таких группах осуществляются в соответствии с неписаными законами. Подавляющее большинство групп несовершеннолетних насчитывает 2–3 человека, остальные объединяют более 4 человек. Группы в основном состоят из лиц мужского пола. Однако имеются смешанные группы, куда входят не только несовершеннолетние женского пола, но и взрослые, нередко ранее судимые. [4, с. 58]

Преступность несовершеннолетних характеризуется высокой латентностью. Это обусловлено, во-первых, тем, что преступления подростков часто не влекут тяжелых последствий и потерпевшие об этих преступлениях не заявляют в правоохранительные органы. Во-вторых, многие преступления совершаются против своих сверстников из неформальных криминогенных групп. В силу закрытости этих общностей информация о совершенных преступлениях правоохранительным органам просто неизвестна.

Преступность несовершеннолетних имеет ряд своих специфических особенностей, которые отличают ее от взрослой преступности. Во-первых, таковыми являются особенности возраста. Подростковый возраст всегда трактуется как переходный, критический. Что же значит переходный период? В биологии переходным возрастом называют такую фазу развития организма, когда он отличается повышенной чувствительностью к каким-то определенным внешним и внутренним факторам. Подростковый возраст — это прежде всего возраст полового созревания человека, характеризующийся гиперактивностью личности во всех сферах. В начале этого периода подросток начинает осознавать свою принадлежность к определенному полу, интересуется представителями другого пола, появляются первые признаки полового влечения. Информация сексуального характера становится для подростка чрезвычайно привлекательной. Происходит и определенная переоценка ценностей, меняется отношение к собственной внешности. [5, с. 73]

В социальном плане подростковая фаза — это продолжение первичной социализации. Практически все подростки этого возраста — школьники, находящиеся на иждивении родителей и государства. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Отличается лишь тем, что появляется подростковое чувство взрослости — уровень притязаний, возвышающий положение, которое подросток еще не достиг. Появляется постоянное стремление подростка к самоутверждению себя как личности равной взрослому, требование, чтобы с ним считались, уважали его мнение. Подросток также усваивает внешнюю взрослую атрибутику поведения — в манере одеваться, говорить, начинает курить, употреблять спиртные напитки и т. д. Для мальчиков характерно стремление обладать качествами «крутого парня», почерпнутых из кино и телепередач. Отсюда стремление демонстрировать физическую силу, мужественность, раскованность, употребление жаргона или сленга. Как же зарождается чувство взрослости? Первые зачатки чувства взрослости появляется тогда, когда еще задолго до физических трансформаций подросток выполняет «взрослые» обязанности — ходит в магазин, сидит с младшим братом и др. В этот момент в социальную взрослость начинает «входить» взрослость психологическая. Вторым источником чувства взрослости является вхождение ребенка в неформальные разновозрастные группы, где инициатива общения принадлежит старшим по возрасту. Такое общение быстро приводит к взрослению, поскольку меняются тема и содержание контактов. Третий источник — самостоятельное установление идентификации между собой и окружающим миром. Видя сходство и различие, подросток иногда адекватно, иногда нет определяет направление своей взрослости. Многие подростки реализуют это чувство социально одобряемыми способами — хорошо и усердно учатся, занимаются спортом, творческой деятельностью, направляют свою активность и энергию на благо себе и окружающим. Однако наряду с этими способами доказать свою взрослость и завоевать достойное положение в социуме, зачастую подростки стремятся добиться авторитета с помощью отрицательных форм поведения. Отсюда многочисленные примеры участия подростков в групповых хулиганствах, изнасилованиях или кражах, чтобы не прослыть трусом или предателем. Последний источник взрослости — активная гендерная установка. Мальчик воспитывает в себе мужественность, смелость, выносливость, а девочка стремится походить на взрослую женщину, используя украшения и много косметики. [6, с. 193]

Следующая особенность переходного возраста — сильная душевная ранимость. Подросткам свойственно абсолютизировать безысходность той или иной критической или конфликтной ситуации. Потребность в общении, будучи неудовлетворенной, вызывает острое чувство одиночества, которое воспринимается, как неустранимое. Эти и иные жизненные трудности, особенно унижение достоинства в период самоутверждения, фрустрация в силу названных обстоятельств зачастую загоняют юного человека в тупик и даже очень часто приводят к мысли о том, что разрешить его проблемы можно только путем ухода из жизни. Статистика подросткового и юношеского суицида весьма тревожна. В списке причин смерти указанной возрастной группы самоубийства занимают третье место после туберкулеза и травматизма, и их количество продолжает увеличиваться.6 В девяти из десяти случаев юношеские покушения на самоубийство — не желание покончить счеты с жизнью, а желание обратить на себя внимание — крик о помощи.

1. Майков В. Ю. Преступность среди подростков. — М.: Российское право, 2012.- 240 с.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 2008.- 464 с.

4. Гаджиева А. А. Дети — жертвы в своей семье. — М.: Криминологическая ассоциация,2012.-145 с.

5. Емельянова Л. В. Статистика преступности несовершеннолетних в России. — М.: Судебно-правовая реформа, 2000.- 211 с.

Источник

Преступность несовершеннолетних

Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних

В прошлом снижение преступности среди несовершеннолетних официально отмечалось в течение ряда десятилетий. Однако статистические данные показывают, что при наблюдавшемся в отдельные годы снижении общего числа преступлений, совершаемых лицами в возрасте от 14 до 18 лет, коэффициент (уровень) преступности несовершеннолетних в России возрастал практически ежегодно, достигнув к 1993 г. максимальной величины — 2636,6 на 100 тыс. лиц от 14 до 18 лет. Затем коэффициент (уровень) преступности несовершеннолетних несколько снизился, однако устойчиво продолжает оставаться более высоким, чем коэффициент (уровень) преступности в целом.

В настоящее время лицами, не достигшими 18 лет, совершается порядка 5–6% всех преступлений; доля несовершеннолетних среди лиц, совершивших преступления, составляет 6–7%. В 2010 г. как совершенные несовершеннолетними или при их соучастии были зарегистрированы 78 548 преступлений. Хотя этот показатель значительно меньше, чем регистрировавшийся пять–семь лет назад, его изменение отражает, скорее, общее сокращение числа регистрируемых преступлений, изменения законодательства (например, декриминализация «простого» хулиганства, вносившего существенный количественный вклад в преступность несовершеннолетних; изменение категоризации преступлений, обусловливающей расширение освобождения от уголовной ответственности, и т. д.) и сокращение доли лиц в возрасте 14–17 лет среди населения (демографическая «яма», связанная со снижением рождаемости в стране в конце 1990-х гг.).

Не соответствуют благоприятным количественным изменениям, регистрируемым официальной статистикой преступности несовершеннолетних, и ее качественные характеристики. Доля тяжких и особо тяжких преступлений в структуре преступности несовершеннолетних остается весьма высокой, около 30% (при общем показателе в структуре преступности не более 25–26%). По выборочным данным, на долю несовершеннолетних приходится до 2% от общего числа совершаемых умышленных убийств, до 2,5–3% умышленного причинения тяжкого вреда здоровью.

Совершение несовершеннолетними довольно ограниченного круга преступных деяний обусловлено, прежде всего, спецификой их социального статуса: многие преступления просто не могут быть ими совершены (большинство преступлений в сфере экономической деятельности, против интересов службы, против государственной власти и т. д.). Кроме того, с 14 лет ответственность наступает лишь за некоторые, законодательно определенные, преступления. Отмечено, что действующее законодательство предусматривает свыше 130 составов преступлений, за которые несовершеннолетние могут нести ответственность. Из них реально подростками совершается только 23–25 видов преступлений.

Кражи, грабежи, разбои, изнасилования, завладение транспортным средством без цели хищения издавна исчерпывали перечень наиболее часто совершаемых подростками противоправных деяний, составляя в совокупности порядка 80% преступлений несовершеннолетних. В настоящее время в число относительно распространенных среди несовершеннолетних помимо перечисленных выше входят также вымогательство, мошенничество, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. При этом доля преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ, увеличивается чрезвычайно быстро, составляя в настоящее время около 6% в структуре преступности несовершеннолетних, то есть примерно в 2 раза больше, чем неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения — одно из «традиционных» для несовершеннолетних преступных посягательств.

В целом же среди преступлений несовершеннолетних и совершенных при их соучастии около 1% составляют умышленные причинения тяжкого вреда здоровью, менее 1% — умышленные убийства с покушениями, изнасилования — несколько менее 1%, кражи — порядка 60% всех преступлений, около 10% — грабежи и разбои, вымогательство — около 2%, менее 1% — мошенничество; порядка 3% преступлений приходится на долю умышленного уничтожения или повреждения чужого имущества.

Данные статистики свидетельствуют о стабильности большинства из перечисленных параметров.

В количественном отношении структурную картину преступности несовершеннолетних определяют корыстные посягательства (свыше 75%). Наиболее распространенными из них являются кражи, составляющие около 60% преступлений, совершаемых подростками. Предметом преступления чаще является не привлекательное внешне, желаемое для удовлетворения личных сиюминутных или престижных потребностей имущество (модная одежда, сласти, алкогольные напитки и т. д.), а ценное и легко реализуемое (аудио- и видеоаппаратура, бытовая техника, ювелирные изделия, а также денежные средства в рублях и валюте).

Вклад несовершеннолетних в совершение тяжких насильственных преступлений количественно невелик: ими совершается до 2% от общего числа совершаемых умышленных убийств, до 2,5–3% умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, около 8% изнасилований. Однако оценивая эти показатели, следует учитывать, что речь идет о весьма узкой возрастной группе, охватывающей лишь четырехлетний период (14–17 лет), причем лица, составляющие ее, в принципе в силу социальных причин должны быть минимально криминализированы. Тем не менее насильственные преступления несовершеннолетних практически соответствуют преступлениям взрослых, характеризуясь повышенной жестокостью, бесчеловечным отношением к жертвам. Эти же качества отмечаются и в насильственных преступлениях несовершеннолетних женского пола, сам феномен которых до недавнего времени был почти неизвестен.

Одной из типичных характеристик преступности несовершеннолетних является ее повышенная латентность. Экспертами уровень преступности в этой возрастной группе в целом оценивается как в 3–4 раза более высокий, чем отражаемый статистикой.

В составе групп несовершеннолетние совершают преступления примерно в 2–2,5 раза чаще, чем взрослые, что связано с типичностью для возраста в целом группового характера поведения. Поэтому наиболее характерно совершение преступлений со сверстниками, совместно проводящими свободное время. Такими группами совершается около 80% от общего числа групповых преступлений несовершеннолетних. В последние годы отмечают укрупнение и качественную дифференциацию криминальных юношеских группировок, проявление элементов профессионализма и организованности, относительную распространенность включенности несовершеннолетних в организованные преступные сообщества.

Около четверти преступлений совершается несовершеннолетними совместно со взрослыми. Однако взрослые соучастники — часто почти сверстники самих несовершеннолетних. Вовлечение же несовершеннолетних в преступную деятельность лицами старших возрастных групп представляет собой высоколатентное явление и данными статистики отражается крайне скупо.

Рецидив преступлений несовершеннолетних невысок, он составляет около7 %. Однако если новое осуждение за умышленное преступление лица, ранее осуждавшегося за совершение умышленного преступления (легальный рецидив), значительно меньше, чем у взрослых, то совершение нового преступления несовершеннолетним, ранее совершившим преступление (рецидив в криминологическом смысле), — напротив, явление чрезвычайно распространенное. Типично совершение подростками многоэпизодных краж, грабежей, разбоев; нередко за менее тяжкими следует совершение более тяжких преступлений. До 70% осужденных за корыстные преступления несовершеннолетних на момент привлечения к уголовной ответственности совершили несколько преступлений.

Статистика преступности последних лет свидетельствует о ее «омоложении». То же прослеживается и в рамках преступности несовершеннолетних: доля подростков 14–15 лет среди совершивших преступления составляет, по выборочным данным, около 20%.

Согласно исследовательским данным, прослеживается связь преступлений несовершеннолетних с организованной преступностью: не менее 10% участников организованных групп и преступных сообществ не достигли 18 лет. Однако данные официальной статистики утверждают, что доля несовершеннолетних в общем числе лиц, совершающих преступления в составе организованных групп и преступных сообществ, составляет лишь около 0,5%. Включенность в преступную деятельность в юном возрасте тесно сплачивает молодых правонарушителей с криминальной средой, которая оказывает воздействие на личность и поведение, формируя систему ценностей личности и предопределяя, таким образом, дальнейший жизненный путь.

Особенности личности несовершеннолетних преступников

Социально-демографические особенности. Среди совершивших преступления несовершеннолетних устойчиво преобладают лица старшей возрастной группы. Несмотря на отмеченное «омоложение» преступности несовершеннолетних, доля 16–17-летних составляет до 80% совершивших преступления подростков.

Доля лиц несовершеннолетних женского пола среди совершивших преступления сравнительно невысока, около 8%. Несовершеннолетние женского пола ныне совершают не только такие «традиционные» для них преступления, как кражи, мошенничество, но и все чаще становятся участницами тяжких преступлений против личности, грабежей, разбоев, мошенничества. Личностные характеристики правонарушительниц имеют существенную специфику. По сравнению с совершившими преступления юношами они, как правило, более скрытны, замкнуты, серьезно травмированы предшествующими жизненными обстоятельствами, при этом чаще изобретательно-лживы, эгоистичны.

Различие в преступной активности среди групп несовершеннолетних, выделенных по роду занятий, сохраняется: наибольший количественный «вклад» в преступность обеспечивает группа учащихся и студентов, к ним относятся до 70% совершивших преступления. Наиболее же криминализированной является группа не работающих и не учащихся; темпы роста преступности в этой группе максимально высоки, а ее «вклад» в преступность несовершеннолетних уже превысил соответствующий показатель не занятых общественно полезной деятельностью в преступности в целом. Среди несовершеннолетних, нарушивших уголовный закон, доля социально незанятых составляет в настоящее время, по данным официальной статистики, около 20%.

Исследованиями отмечается, что фактически эта группа значительно шире: среди совершивших преступления велико количество несовершеннолетних, сохраняющих контакт с учебным заведением лишь формально (например, «числящихся за школой»).

Несовершеннолетние преступники проживают, как правило, в родительской семье, имеющей обоих родителей. Доля несовершеннолетних преступников из неполных семей в последние годы сократилась.

Подростки, совершившие преступления, как правило, характеризуются низкой успеваемостью, отсутствием интереса к учебе или работе, недобросовестным отношением к ним. Для значительной части учащихся-правонарушителей характерны прогулы. По выборочным данным, хорошо успевали около 10% из них, примерно четверть были неуспевающими.

Субъективно более значимой для несовершеннолетних правонарушителей является досуговая сфера, которая оказывает более существенное формирующее воздействие на личность. Содержательная характеристика свободного времени отличает подростков, совершивших впоследствии преступления, от других сверстников: предпочтение отдается праздности.

Характерной является неразвитость интересов, реализуемых в сфере досуга, их неустойчивость. Бесцельное времяпрепровождение в кругу сверстников поглощает почти все свободное время.

В последние годы в среде несовершеннолетних правонарушающего поведения растущую распространенность получает потребление наркотических средств и психотропных веществ. Среди лиц, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения, каждый десятый — несовершеннолетний.

Исследования отмечают развитость у несовершеннолетних правонарушителей таких негативных свойств, как грубость, озлобленность, агрессивность, лживость, безответственность, отсутствие сострадания к другим. При этом характерным является не проявление одного из них, а наличие комплекса, свидетельствующее о нравственной деформации личности в целом.

Полное представление о личности требует выявления и ее положительных сторон. К нравственно положительным качествам, отмечаемым у несовершеннолетних правонарушителей, относятся дружелюбие, отзывчивость, заботливость, проявляемые в отношениях с товарищами и некоторыми членами семьи. Однако при этом характерна избирательность их проявления, существенно сниженная распространенность по сравнению с законопослушными сверстниками.

В силу специфики условий формирования личности и собственной социальной практики дефекты правового сознания у совершивших преступления несовершеннолетних более распространены и глубоки, чем у законопослушных сверстников. Характерным является расхождение между известными им правовыми установлениями и собственным отношением к требованиям закона, к практике правового поведения. Так, большинство совершивших преступления подростков полагают допустимым нарушение норм уголовного закона, оправдывая его объективными обстоятельствами, распространенностью правонарушающего поведения в обществе, а также низкой вероятностью наказания.

Традиционная типология несовершеннолетних преступников включает четыре типа, различных по глубине деформации личности: случайный, ситуативный, злостный, особо злостный. В последние годы отмечается преобладание двух последних типов, что свидетельствует об

Особенная часть криминологии углублении криминогенной деформации личности несовершеннолетних преступников в целом.

Причины и условия преступного поведения несовершеннолетних

Старшему подростковому и юношескому возрасту присущи неполнота сформированности собственных нравственных установок, недостаток жизненного опыта, повышенная эмоциональность, внушаемость, зависимость поведения от оценок ближайшего окружения. Однако общевозрастные особенности не порождают преступное поведение. Определяющую роль здесь играет формирующаяся система ценностей личности, собственная социальная практика, образцы поведения, усвоенные в семье и ближайшем окружении. Свойственные же возрасту особенности усиливают их значение, поскольку внутренняя сфера личности еще не сформирована окончательно.

В несовершеннолетнем возрасте преобладающее воздействие на личность оказывает микросреда (семейное окружение, друзья, приятельские компании). Эта микросреда чаще всего рассматривается как криминогенная. Для несовершеннолетних правонарушающего поведения контакты с криминогенной средой типичны; до 90% совершивших преступления подростков испытывали ее воздействие.

Ведущая роль в формировании личности несовершеннолетних принадлежит семье. Ее влияние продолжительно, осуществляется с самого раннего детства, поэтому стереотипы поведения, нормы общения, принятая в семейном окружении система ценностей усваиваются очень прочно и приобретают обычно личностный характер.

Специфика неблагополучия родительских семей несовершеннолетних правонарушителей состоит в типичности наличия широкого комплекса взаимосвязанных негативных характеристик. Примерно в 40% этих семей способом разрешения внутренних конфликтов являются скандалы, драки; почти в 35% — злоупотребляют алкоголем; до 80% — не выполняют функции надзора за детьми; члены каждой четвертой семьи подростков-правонарушителей привлекались к уголовной ответственности.

В старшем подростковом и юношеском возрасте общество сверстников выполняет чрезвычайно важные функции: обеспечивает эмоциональный комфорт, является основой межличностных отношений, информационным каналом. Обычно несовершеннолетние правонарушающего поведения устанавливают контакты с лицами, имеющими сходные проблемы, трудности, одинаковый, почти неограниченный объем свободного времени. Отмечено, что криминогенные группы сверстников не только являются базой формирования антиобщественных взглядов и установок, взаимного «обогащения» негативными привычками и навыками, но и служат психологической опорой для самооправдания при совершении правонарушений и непосредственно вовлекают в антиобщественное поведение.

Криминологическое значение недостатков в деятельности воспитательных институтов (школы в широком смысле слова) состоит в том, что они, будучи специально предназначенными для выполнения функций обучения и воспитания несовершеннолетних, реализуют их неполно либо не оказывают необходимого влияния, компенсирующего недостатки семейного воспитания и противодействующего негативным воздействиям в среде неформального общения. В качестве криминологически значимых проблем школы отмечаются: недостаточное знание особенностей личности учащихся, источников отрицательного влияния на них, педагогические ошибки при использовании методов воспитания, невнимание к профессиональной ориентации подростков и юношей и др. Констатируемое в последние годы, в том числе и на официальном уровне, существенное ослабление влияния школы на формирование личности несовершеннолетних имеет существенное криминогенное значение.

Что же касается работающих подростков, то отрицательное влияние на них в трудовых коллективах оказывают сохраняющиеся традиции совместного употребления алкоголя, неуважительное отношение к чужому имуществу и др.

Меры предупреждения преступности несовершеннолетних

Специфика механизма действия детерминант преступности в отношении несовершеннолетних определяет содержание мер профилактики: они должны быть ориентированы на достижение личностных изменений, коррекцию социальной среды (прежде всего — микросреды), включать в качестве обязательного элемента применение мер к лицам, способствующим правонарушающему поведению подростков либо не оказывающим надлежащего позитивного формирующего влияния при наличии соответствующей обязанности.

Общесоциальные меры. Первостепенное значение среди них имеют меры, обеспечивающие защиту прав и законных интересов несовершеннолетних в целом. На федеральном уровне к таким относится, например, комплекс мер, предусмотренных целевыми федеральными программами, национальными проектами, ориентированными на меры социальной помощи и поддержки семьи, молодежи, развития образования, здравоохранения.

Содержание специально-криминологического предупреждения образуют меры, непосредственно направленные на профилактику преступлений среди подростков. Важнейшим нормативным актом, регулирующим специально-предупредительную деятельность в отношении несовершеннолетних, является Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г.

В качестве основных задач профилактической деятельности Закон определяет: обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных поступков (ст. 3). Законодательно определен круг органов и учреждений, являющихся субъектами профилактики, основные направления их деятельности (ст. 11–25).

Меры общегосударственного масштаба призваны учитывать особенности социального статуса несовершеннолетних в обществе, способствовать созданию оптимальных условий жизни и воспитания подрастающего поколения, надлежащей организации предупреждения преступности и правонарушений подростков в целом.

Меры специально-криминологического характера в настоящее время реализуются в рамках региональных программ борьбы с преступностью, специальных региональных программ по предупреждению правонарушающего поведения несовершеннолетних и молодежи либо в рамках целевых программ по отдельным аспектам профилактической деятельности в регионах.

Например, меры, ориентированные на предупреждение правонарушающего поведения несовершеннолетних, предусмотрены целевыми программами «Молодежь Санкт-Петербурга», «Семейная политика. Социальная защита семьи и детства в Санкт-Петербурге». Так, в целевой программе «Развитие правоохранительной деятельности в Санкт-Петербурге» раздел, посвященный профилактике правонарушающего поведения, включает мероприятия, направленные на противодействие распространению наркотиков в молодежной среде, меры по улучшению условий проживания, обучения и развития детей и подростков в медико-социальных центрах для несовершеннолетних с девиантным поведением.

Меры индивидуального предупреждения направлены на профилактику правонарушающего поведения конкретного несовершеннолетнего. Соответственно они должны учитывать особенности личности, индивидуальную специфику жизненных обстоятельств.

Предупреждение правонарушающего поведения несовершеннолетних осуществляется широким кругом субъектов. По роли, месту профилактического направления в их деятельности выделяют:

1) субъектов, выполняющих функции предупреждения правонарушающего поведения несовершеннолетних в качестве одного из направлений более широкой социальной деятельности. К их числу относятся, например, органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания, центры экстренной психологической помощи, службы занятости и др.;

2) субъектов, чья деятельность связана с воздействием на преступность, в том числе и преступность несовершеннолетних, включая профилактическое направление. Сюда следует отнести органы суда, прокуратуры, внутренних дел;

3) специализированных субъектов, содержание деятельности которых образует именно предупреждение правонарушающего поведения лиц несовершеннолетнего возраста. К ним относятся комиссии по делам несовершеннолетних, центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей, отделы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних органов внутренних дел, специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа, воспитательные колонии для несовершеннолетних.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *