Что такое подростковая преступность

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

Преступность несовершеннолетних: причины и проблемы

Что такое подростковая преступность. Смотреть фото Что такое подростковая преступность. Смотреть картинку Что такое подростковая преступность. Картинка про Что такое подростковая преступность. Фото Что такое подростковая преступностьЧто такое подростковая преступность. Смотреть фото Что такое подростковая преступность. Смотреть картинку Что такое подростковая преступность. Картинка про Что такое подростковая преступность. Фото Что такое подростковая преступностьЧто такое подростковая преступность. Смотреть фото Что такое подростковая преступность. Смотреть картинку Что такое подростковая преступность. Картинка про Что такое подростковая преступность. Фото Что такое подростковая преступностьЧто такое подростковая преступность. Смотреть фото Что такое подростковая преступность. Смотреть картинку Что такое подростковая преступность. Картинка про Что такое подростковая преступность. Фото Что такое подростковая преступностьЧто такое подростковая преступность. Смотреть фото Что такое подростковая преступность. Смотреть картинку Что такое подростковая преступность. Картинка про Что такое подростковая преступность. Фото Что такое подростковая преступность

Преступность несовершеннолетних:
причины и проблемы

Алексеева Елена Александровна,
учитель МОУ Приморская СОШ

Преступность несовершеннолетних – одна из важных проблем современного общества. Подростки все чаще совершают преступления ради корысти, развлечений, экономических трудностей. Современные методы и средства не всегда являются эффективными, поэтому необходимо переосмысление мер предупреждения преступности несовершеннолетних.

Сегодня одной из значимых проблем нашего государства стала проблема преступности молодежи, что во многом связано с реформированием самой политической и экономической жизни общества, рыночным характером отношений. Все это заставляет задуматься о перспективах развития государства на всех сферах жизни: педагогики, социологии, права и т.д.

Среди преступлений, совершаемых несовершеннолетними, велика доля тяжких корыстных и корыстно-насильственных преступлений. Нередко им присущи также черты вандализма, чрезмерной жестокости. Большое количество этих преступлений совершаются в соучастии (чаще всего в форме соисполнительства), особенно в группе (около половины), что также отвечает специфике психологии подростков. Примерно каждое третье преступление совершается ими совместно со взрослыми [2, c. 21].

Предупреждение преступности зависит и от региона. У каждого региона свое экономическое, социальное развитие. Условия жизни в регионе напрямую отражают динамику преступности. Поэтому для изучения предупреждения преступности несовершеннолетних важно проанализировать и региональные особенности.

Понятие преступности несовершеннолетних неоднозначно. Исследователи не пришли к единому мнению данного понятия, поэтому
в криминологии существуют разные точки зрения. Множество значений возникает вследствие того, что преступность несовершеннолетних стоит особняков и в законодательстве. В УК РФ выделен отдельно раздел V, посвященный уголовной ответственности несовершеннолетних.

Преступность несовершеннолетних охватывает определенный возраст (14 – 18 лет), конкретную территорию и промежуток времени. Именно эти критерии и отличают преступность несовершеннолетних от взрослых преступлений.

Многие ученые-юристы посвящают свои труды изучению причин и условий совершения несовершеннолетними преступлений. Среди исследователей нет единого мнения о причинах и условиях преступности несовершеннолетних.

Так, Я.И. Гилинский указывает: «Генезис подростково-молодежной преступности подчиняется общим закономерностям. Нет каких-то особых, специфических причин преступности подростков и молодежи. Но социально-экономическое неравенство, неравенство возможностей, доступных людям, принадлежащим к различным группам (стратам), своеобразно проявляется применительно к подросткам и молодежи» [8, c. 84].

Подростковые группы различаются по содержанию «асоциальной» деятельности: нарушающие моральные нормы; нарушающие правовые нормы, кроме уголовных; предкриминальные и криминальные или преступные. Критериями вторичной классификации служат место формирования (город или деревня, определенные районы города и т.п.) и степень открытости групп (открытые, полузакрытые, закрытые).

Проблема подростковой преступности (вообще девиантности) коренится в социально-экономических условиях бытия, что она не может «решаться»
не только уголовно-правовыми мерами, но и запретительно-репрессивными методами родительского или школьного «воспитания» [8, c. 84].

Преступность несовершеннолетних имеет свои причины. Причины – это негативные социально-психологические детерминанты, включающие элементы экономической, политической, правовой, бытовой психологии на разных уровнях общественного сознания, порождающие преступность как следствие.

В.В. Кухарук придерживается иного мнения: «Причины и условия преступности несовершеннолетних, как и преступности в целом, носят социально обусловленный характер. Они прежде всего зависят от конкретных исторических условий жизни общества, от содержания и направленности его институтов, сущности и способов решения основных противоречий» [12, c. 89].

Сложилось устойчивое мнение о том, что главными причинами преступности несовершеннолетних и ее стремительного роста являются резкое ухудшение экономической ситуации и возросшая напряженность в обществе.

В работе Х.М. Шахбановой указано: «Преступность несовершеннолетних имеет свои причины. Причины – это негативные социально-психологические детерминанты, включающие элементы экономической, политической, правовой, бытовой психологии на разных уровнях общественного сознания, порождающие преступность как следствие» [14, c. 18].

Проанализировав работы исследователей (Ю.Н. Антоняна, А.А. Бакина, Ж.Ю. Вологина, Д.В. Замышляева, С.А. Корягиной и др.), были обобщены причины преступности несовершеннолетних. Данные представлены
в таблице 1.

Таблица 1 – Причины преступности несовершеннолетних

1.Отсутсвие нормальных условий существования
у подростков (бродяжничество, беспризорники и др.). Нужда самостоятельно искать и добывать средства существования.

2. Корысть. Желание завладеть чужим имуществом для удовлетворения личных потребностей.

1. Неблагополучная семья (алкоголики, наркоманы, истязатели и др.). В таких семьях несовершеннолетние представлены сами себе, не осуществляется контроль над ними, нередко родители избивают несовершеннолетних, принуждают заниматься кражами, проституцией и т.п.

2. Семьи с гиперопекой. Несовершеннолетние постоянно находится под необоснованной опекой, нет возможности самостоятельно принимать решения и т.п. В итоге несовершеннолетние совершают преступления «назло».

3. Попустительские семьи, в которых несовершеннолет-ний живет сам по себе, но при этом внешне семья выглядит благополучно. Несовершеннолетний соверша-ет преступления из-за того, что ему не объяснили, что это не допустимо, за это наказывают, и никто не проконтролирует занятия несовершеннолетних.

4. Семьи, в которых сами родители, родственники поощряют совершение преступлений и совершают их.

1. Клептомания (навязчивое, болезненное влечение к совершению кражи, воровству, расценивается как психическое нарушение). Несовершеннолетние не способны контролировать себя в таких случаях, не осознают, что это болезнь.

2. Отсутствие волевых качеств при давлении посторонних. Нередко несовершеннолетние совершают преступления под влиянием взрослых или тех, кто оказывается эмоциональнее сильней.

3. Отчуждение несовершеннолетних от общества может приводить к формированию у нее устойчивой антисоциальной установки, проявляемой в негативном или даже враждебном отношении к среде, что по механизму проекции способно провоцировать у таких лиц агрессивное поведение.

4. Психологическая склонность несовершеннолетних к совершению преступлений.

5. Психологическое унижение. Несовершеннолетний подвергается насмешкам со стороны сверстников, не имеет таких возможностей как другие в материальном плане.

Отсутствие организованного
досуга

1.Бесцельное времяпрепровождение. Несовершеннолет-ние, которые не имеют увлечений, хобби, не посещают секции, а большую часть времени проводят на улице в компании друзей, в большей степени склоны к совершению преступлений.

2.Бесконтрольное проведение досуга. Отсутствие контроля со стороны родителей, опекунов провоцирует несовершеннолетних на совершение преступлений.

Таким образом, причины преступности несовершеннолетних могут быть разными, однако общее между ними то, что в большинстве случаев подростки совершают преступления, находясь вне контроля. Важно отметить, что преступления совершаются не только подростками из неблагополучных семей или сиротами, но и несовершеннолетними, которые имеют благополучные семьи.

Подростки из благополучных семей совершают преступления ради развлечения, спора, у них присутствует ощущения вседозволенности, чувство безнаказанности, нередки случаи, когда так подростки привлекают к себе внимание родителей.

Таким образом, социальный статус не всегда играет главенствующую роль. Подростки из благополучных семей также совершают преступления, которые не менее жестоки и опасны для общества.

Как видно из таблицы, на первом месте причина преступлений – семья. Семья неотъемлемо влияет на несовершеннолетних: отсутствие контроля, асоциальный тип поведения и др.

В.В. Кухарук пишет: «Обострение проблем семейного неблагополучия на общем фоне нищеты и постоянной нужды, моральная и социальная деградация, происходящая в семьях, приводят к крайне негативным последствиям. Среди несовершеннолетних из неблагополучных семей интенсивность преступности особенно высока. В основном в этих семьях процветают пьянство, наркомания, проституция, отсутствуют какие-либо нравственные устои, элементарная культура. Специалисты различных наук приводят внушительные цифры, говоря о несовершеннолетних, страдающих психическими заболеваниями, не исключающими и исключающими вменяемость» [12, c. 92].

Ежегодно выявляется свыше 100 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей. Подавляющее большинство из них – социальные сироты, то есть брошенные родителями или отобранные у родителей, не выполняющих своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка [4, c. 38].

Руководитель комиссии по социальным вопросам и демографической политике Общественной палаты РФ Елена Николаева на одной из секций ВРНС озвучила цифры, согласно которым ежегодно родительских прав лишаются до 60 тысяч родителей, то есть социальными сиротами становятся 200–220 детей ежедневно. Уполномоченный по правам ребенка России Павел Астахов говорит, что почти 700 тысяч детей в настоящее время находятся в интернатах, приютах, детских домах и т.д.

На Пятом съезде детских омбудсменов прозвучала статистика – начального общего образования не имеют в России порядка 37 тысяч детей, а более 22,5 тысяч детей неграмотные. Госкомстат констатирует: каждый пятый российский ребенок – детдомовец [5, c. 21].

После выхода из детдома 30% становятся бомжами, 20% – преступниками. По данным МВД РФ, ежегодно убегают из дома по причине плохого обращения с ними родителей более 90 тысяч юных россиян. 10% заканчивают жизнь самоубийством, около тысячи детей в месяц исчезают бесследно [11, c. 3].

Дети из асоциальных семей, лишенные средств существования, нередко вовлекаются в нерегламентированные и криминальные сферы деятельности (работа на улице в неудовлетворительных условиях, занятие проституцией, занятость в порнографическом бизнесе, торговля табачной, алкогольной продукцией и т.д.), связанные с риском для здоровья, психологического и социального развития [14, c.19 – 20].

На втором месте причины социально-экономические. Возможно, это объясняется тем, во-первых, что подростков, нуждающихся в деньгах, пропитании, с каждым годом увеличивается. Во-вторых, экономическая ситуация в России не стабильна, многие не могут найти работу. Возможность брать кредиты привела к тому, что некоторые только на него и работают, а на потребности не хватает ресурсов.

В.В. Кухарук отмечает, что одно из негативных проявлений экономического кризиса – сокращение рабочих мест, что привело
к уменьшению возможностей для трудоустройства подростков, в первую очередь отбывших наказание в воспитательных учреждениях [12, c. 97].

Наименьшее количество преступлений совершенно по причинам неорганизованного досуга. Это связано с тем, что сегодня в школах подростки проводят достаточно долгое время, занимаясь дополнительно, посещая различные пришкольные секции и кружки. Также подросткам компьютерные игры замещают друзей, прогулки и т.п.

Исходя из вышесказанного, причины преступности несовершеннолетних можно разделить на четыре группы. Эти причины взаимосвязаны между собой и имеют неравные границы. На преступность несовершеннолетних влияют как внешние факторы, так и внутренние.

Для организации предупреждения преступности важно знать условия, которые провоцируют несовершеннолетних на совершение преступлений.

А.В. Селянин указывает, что к условиям, способствующим преступности несовершеннолетних, можно отнести: безнадзорность, безнаказанность, недостатки и упущения в работе правоохранительных органов по организации предупреждения и пресечения правонарушений среди подростков, серьезные проблемы в правовом воспитании несовершеннолетних, высокую латентность преступлений, совершаемых этими лицами [13, c. 125].

Выше указано, к чему приводит безнадзорность. Родители, стремясь обеспечить достойной существование, игнорируют процесс воспитания детей, считая несовершеннолетних вполне взрослыми, которые уже могут отдавать отчет своим поступкам. Однако не все подростки и юноши могут реально оценить свои действия. Родители, которые ведут асоциальный образ жизни, также не заботит времяпрепровождения детей, поэтому, когда несовершеннолетний уже втянут в преступления, поздно понимают, что упущено время и воспитание.

Следовательно, безнадзорность провоцирует несовершеннолетних на преступления, считая, что им многое дозволено, их не найдут или в силу возраста не привлекут к ответственности. Такое поведение обусловлено тем, что подростки не знают своих обязанностей. Поэтому вторым условием преступности несовершеннолетних является безнаказанность. Большинство подростков, зная, что уголовная ответственность несовершеннолетних начинается с 16 лет, в исключительных случаях с 14 лет (ст. 20 УК РФ), безнаказанно совершают преступления.

Обсуждался вопрос о снижении возраста уголовной ответственности для несовершеннолетних. В Государственной Думе Российской Федерации работали над законопроектом, идея которого появилась у комитета Государственной Думы Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству. Депутатами Государственной Думы Российской Федерации предлагалось снизить возраст для привлечения к уголовной ответственности за совершение тяжких и особо тяжких преступлений до 12 лет. По словам члена комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству В.А. Поневежского, эта мера вызвана тем, что поражает жестокость несовершеннолетних, которых привлечь сегодня к ответственности по закону нельзя. Парламентарий уверен, что страх перед наказанием будет останавливать малолетних преступников [1, c. 28].

Кроме того, предлагалось поднять и верхнюю возрастную планку для преступников, которым не исполнилось еще 18 лет. Сейчас максимальный срок лишения свободы для них составляет 10 лет. Новый документ будет предусматривать для несовершеннолетних пожизненное заключение по некоторым составам преступлений.

За привлечение к уголовной ответственности с 12 лет выступает Следственный комитет Российской Федерации и Министерство внутренних дел Российской Федерации. Помимо них, данную позицию поддерживает множество других правоведов. Так, преподаватель МГЮА имени О.Е. Кутафина Д. Дорогин, подчеркнул, что «настоящая система с общим и пониженным возрастом уголовной ответственности функционирует уже достаточно давно и оправдала себя». Д. Дорогин вспомнил позицию профессора Б. Разгильдиева, который некоторое время назад предложил ввести для несовершеннолетних новую иную меру уголовно-правового характера. «Действительно, почему наш Уголовный закон предусматривает принудительные меры медицинского характера для психических больных, а не предусматривает мер воспитательного воздействия для лиц, совершивших общественно-опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности», – заключил Дорогин [10].

В свою очередь, научный сотрудник этой же Академии А. Игошин, отметил: «Я поддерживаю данную инициативу. В условиях современного развития информационных технологий, подростки взрослеют гораздо быстрее и уже в более юном возрасте могут в полном объеме осознавать значение своих действий» [9].

С позицией «против» данного законопроекта выступает Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка П.А. Астахов.
Он считает такую меру чрезмерной. Так как снижение возраста уголовной ответственности недопустимо без создания системы ювенальной юстиции. Нужно создавать ювенальные суды и организовать обсуждение с участием представителей общественности по поводу мер, которые должны применяться к лицам, совершившим преступление в таком возрасте [7, c. 56].

Несмотря на то что у современных подростков психологами отмечается акселерация, не все несовершеннолетние способны реально и адекватно оценивать сложившуюся ситуацию, не попасть под влияние старших. Поэтому, на наш взгляд, стоит не ужесточать меры, а искоренять причины преступности, организовывать бесплатный досуг подросткам, больше внимания контролировать детские дома, из которых несовершеннолетние бегут и т.п.

В истории России уголовная ответственность несовершеннолетних наступала с 7, 10, 12 лет, и подростки содержались вместе со взрослыми, к ним применяли те же меры. Однако это не помогало бороться с преступностью. Следовательно, жестокость – это не выход [6, c. 52].

А.А. Беженцев к основным проблемам преступности несовершеннолетних относит российское законодательство, отличающееся несбалансированностью, отсутствием последовательности и не обеспечивающее в должной мере надежную правовую защиту от жестокого обращения взрослых в семье, в воспитательных и образовательных учреждениях. Несовершенны и нуждаются в большей конкретизации также административно-правовые меры предупреждения и противодействия детской безнадзорности, проституции, токсикомании, алкоголизму и наркомании [3, c. 12].

Российское законодательство, как и другое, неидеально и несовершенно, в нем есть пробелы, коллизии, не учтены некоторые особенности. Однако уголовное право должно быть безупречным, так как оно касается судьбы человека. Судимость – это не украшение, поэтому необходимо избегать судебных ошибок, особенно в отношении подростков. В юридической практике нередко встречаются случаи, когда за аналогичные преступления подсудимые получают существенно отличающиеся сроки. Мало кто может объяснить, почему это происходит. Поэтому закон должен быть единым для всех.

Таким образом, проведя анализ причин и условий преступности несовершеннолетних, важно отметить, что на преступность влияет обстановка в стране, условия существования несовершеннолетних, его семья. Важно бороться с причинами и условиями преступность несовершеннолетних не жестокими мерами, а с пониманием и осознанием, что за любое преступление должно быть наказание. Подростки и родители должны осознавать, что несовершеннолетний имеет свои обязанности и он отвечает за свои проступки и поступки. Задача закона направить на путь исправления, а для этого он должен быть совершенным и единым для всех.

Источник

Что такое подростковая преступность

Исследовательские работы и проекты

Проект «Подростковая преступность»

Что такое подростковая преступность. Смотреть фото Что такое подростковая преступность. Смотреть картинку Что такое подростковая преступность. Картинка про Что такое подростковая преступность. Фото Что такое подростковая преступность

В процессе работы над детским исследовательским проектом по обществознанию на тему «Подростковая преступность» автором была поставлена цель, определить основные причины подростковой преступности в современном обществе и найти более эффективные способы их профилактики.

Подробнее о работе:

Готовая исследовательская работа по психологии и обществознанию на тему «Подростковая преступность» содержит теоретические сведения о мерах профилактики правонарушений среди подростков, а также в работе обоснованы виды юридической ответственности для несовершеннолетних преступников. В рамках своей проектной деятельности ученица 9 класса исследовала уровень подростковой преступности в Республике Марий Эл.

Оглавление

Введение
1. Подростковая преступность – основная проблема современного общества.
1.1. Факторы, влияющие на становление подростков.
1.2 Профилактика подростковой преступности.
2. Особенности юридической ответственности несовершеннолетних.
3. Исследование подростковой преступности в Республике Марий Эл.
Заключение
Список литературы

Введение

Подростковый возраст считается переломным моментом в развитии каждой личности. Желание доказать свою самостоятельность и взрослость, юношеский

максимализм толкает подростка на необдуманные поступки, которые в свою очередь влекут за собой последствия различного характера.

Причем правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, утратили черты детского поведения, озорства, спонтанности. С каждым годом подростковая преступность «омолаживается», становится жестче.

Конечно, прежде чем искать способы профилактики, необходимо выяснить первопричины, источники, обуславливающие рост правонарушений. Опираясь на исследования, построить систему методов профилактики по сокращению преступности среди лиц, не достигших возраста 18 лет.

Актуальность. Криминальная ситуация в России по-прежнему остается сложной. Преступность подростков продолжает быть дестабилизирующим фактором общественной жизни. Причем, в сравнении с другими явлениями, она характеризуется наивысшей общественной опасностью с точки зрения государства, а потому не может не интересовать социолога, ориентированного, прежде всего, на изучение социальных недугов и аномалий.

Преступность представляет собой крайнюю форму антиобщественных явлений, она впитывает в себя всю совокупность социальных, экономических, политических и культурных противоречий. Этим обусловлена необходимость ее социологического осмысления. Более глубокое изучение этих факторов даст возможность понять специфику совершаемых преступлений, и их закономерности.

Цель: определить основные причины подростковой преступности в современном обществе и найти более эффективные способы их профилактики.

Задачи:

Гипотеза: низкий уровень правосознания подростков связан с недостаточностью профилактических мероприятий в образовательном учреждении.

Подростковая преступность – проблема современного общества

Известно, что истоки формирования криминогенных и криминальных групп несовершеннолетних находятся в семейном неблагополучии подростков, их неудовлетворительном положении в первичном учебном коллективе (классе, учебной группе), в нарушении принципа социальной справедливости в отношении отдельных учащихся, заформализованности работы с ними. Все это они стремятся компенсировать свободой на «улицах» в среде таких же отвергнутых и непонятых.

Факторы, влияющие на становление подростков

Фактор «Семья». Отношения в семье имеют наибольшее воспитательное значение для подростка, для формирования его как личности. В настоящее время во многих семьях дети воспитываются одним из родителей, чаще всего матерью, что сказывается на отсутствии надлежащего надзора над подростками, ему не хватает моральной поддержки, заботы, внимания – все это в итоге отрицательно сказывается на формировании личности.

Подавляющее большинство семей трудных подростков живут в неблагополучных семьях. Есть также семьи, где родители избирают неправильные методы воспитания или равнодушны к внутреннему миру детей: с детства все делают за ребенка, удовлетворяют все его желания и капризы, что является своеобразной формой ущемления самолюбия, достоинства ребенка.

Имеется категория малообеспеченных семей. Подросток из такой семьи болезненно переживает, что одет «скромнее» других, в результате этого у ребенка зачастую возникает комплекс своей «неполноценности». Наличие этих факторов в сочетании с другими обстоятельствами могут привести несовершеннолетнего к совершению преступления.

Фактор «Школа». Здесь выступают в качестве ведущих отношения между учителями, одноклассниками и так называемыми трудными подростками, отношение последних к учебе. Конфликтные отношения с педагогами усугубляются еще и тем, что трудные подростки часто оказываются изолированными в классе, чувствуют себя чужими, как правило, трудные подростки плохо учатся. Изоляция трудновоспитуемых подростков в классном коллективе является одной из ведущих причин, способствующих их становлению на путь правонарушени.

Социальный фактор – «Улица». Не найдя поддержки и внимания в семье и в школе, несовершеннолетний ищет другую микросферу, где он может удовлетворить свою потребность в общении. Восполнить недостаток общения подросток, как правило, пытается на улице. Если здесь он попадает под «дурное>» влияние, то его формирование может принять отрицательный характер. Как правило, такие подростки не имеют постоянных интересов и увлечений, не заняты в спортивных и других кружках и секциях, обречены на бесцельное время препровождение.

Источник

Подростковая преступность как проблема современного общества

Что такое подростковая преступность. Смотреть фото Что такое подростковая преступность. Смотреть картинку Что такое подростковая преступность. Картинка про Что такое подростковая преступность. Фото Что такое подростковая преступность

Рубрика: 1. Общая педагогика

Дата публикации: 15.01.2019

Статья просмотрена: 10533 раза

Библиографическое описание:

Подростковая преступность как проблема современного общества / Т. Н. Матафонова, Л. Н. Золотарева, Е. В. Колесникова [и др.]. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/322/14782/ (дата обращения: 27.12.2021).

Подростковая преступность с каждым днем становится бичом современного общества и приобретает особую значимость.

Подростковый возраст, переломный возраст в развитии ребенка, перехода из детства во взрослую жизнь. В ходе формирования и развития личности этот возраст считается проблемным. Это время приспособления подростка к условиям жизни в обществе, когда они еще не умеют ориентироваться в пространстве взрослых.

Жестокая реальность современной жизни зачастую подросткам не оставляет иного выбора, как нарушать закон в целях самосохранения или самоутверждения.

Человек, как личность не может развиваться вне общества. Ему необходимо межличностное общение, единение взглядов и общих интересов. Стремление к познанию чего–то нового, необычного не редко, приводит подростков в криминальную группировку.

Правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, являются распространенными явлениями в современном мире. Необходимо понять, почему так происходит.

В подростковом возрасте правонарушения совершаются в основном в составе группы, чем объясняется потребность ребенка в интимно-личностном общении, самовыражении, самоутверждении. И в то же время предоставляется возможность переложить совершенное деяние на членов группы, тем самым облегчив себе наказание.

В группе, у подростка складывается чувство защищенности, анонимности при совершении правонарушений. Нахождение подростка в асоциальной группе является фактором риска для совершения им преступления, поэтому необходимо вести работу по предотвращению неформальных групп правонарушителей. Такие группы влияют на формирование взглядов, противоправных установок, норм поведения детей, толкают к совершению противоправных действий.

Собственно, главную проблему для подросткового возраста составляет несоответствие объективных условий и возможностей целям, устремлениям, желаниям подростка. Это «противоречия между духовными и материальными потребностями подростков, их родителями и реальными возможностями их удовлетворения — все эти процессы и явления применительно к подросткам создают на макроуровне негативные условия для их жизни и воспитания и тем самым могут способствовать негативным девиациям» [3, стр. 3]

Основные причины, которые способствуют девиантному поведению несовершеннолетних, это:

‒ Влияние семьи, где происходит усвоение ребенком образца межличностных отношений, усвоение умений стоить свою будущую жизнь согласно нормам общества. В основном, подростки с девиантным поведением выходят из семей с низким социальным статусом, трудным материальным положением, они берут пример с асоциального поведения их родителей. В неблагополучных семьях отсутствует контроль над поведением, времяпровождением ребенка.

Влияние семьи на воспитание ребенка может быть как прямое, так и косвенное.

Прямое отрицательное влияние семьи заключается в том, что противоправное поведение со стороны родителей и других старших членов семьи (злоупотребление алкоголем, аморальное поведение, тунеядство, и т. д.) непосредственно подаёт отрицательный пример детям.

Косвенное отрицательное влияние семьизаключается в потакании аморальным поступкам детей, неумеренное удовлетворение потребностей и запросов, освобождение от семейных обязанностей, т. е. балование. В результате у таких избалованных подростков формируется эгоизм, завышенные притязания, неуважение к другим людям, игнорирование их интересов, безответственность и т. п. [2, стр. 319]

Не редко бывает, когда родители не желают понимать своего ребенка, не уделяют должного внимания его досугу, который ребенок не может выбрать самостоятельно, так же испытывает трудности в учебе. Дети, обделенные вниманием, чувствуют себя неполноценными, не способными преодолевать трудности. В результате образуется много свободного времени, не зная, куда себя деть, они образуют группы по интересам по месту жительства, не исключено, что эта группа не может носить криминальный характер.

‒ Влияние ближайшего окружения, в котором образуется свой круг общения, появляются новые друзья и знакомые. По мере взросления подросток копирует поведение сверстников, которые являются источником информации, что служит для формирования новых взглядов и оказывают на него большое влияние. Ближайшее окружение дает подростку чувство внутренней защищенности, возможность к самореализации. В ближайшем окружении могут оказаться не только люди социально благополучные, но и асоциальные. Как правило, асоциальные субъекты образуют преступную группу, которая демонстрирует перед ее новым членом приемы психологической защищенности, доверия, взаимопомощи.

‒ Неприятие личности коллективом, где ребенок становится «изгоем общества». Его не принимает коллектив по каким-либо причинам. Подросток чувствует одиноким, ненужным. Он стремится всякими способами выйти из состояния незащищенности, неприкаянности. Таких ребят охотно принимает криминальная группа, гарантируя ему поддержку, понимание, физическую и материальную защиту.

‒ Неправильное истолкование информации.

Подростковый возраст — это возраст подражания кумирам, копирование внешнего их вида и поведения. Они стремятся быть похожими на мужественных героев кино, литературы, на авторитетных сверстников. В конечном итоге, такое подражание приводит детей к увлечению вредными привычками, это табакокурение, употребление наркотических веществ, алкогольной продукции, а также к криминальному и асоциальному поведению.

Дети, увлекаясь просмотрами кинофильмов, компьютерными играми с демонстрацией сцен насилия и убийства проявляют желание осуществить их в реальности.

Преступления подростки, в основном, совершают группой, так как в силу своего возраста нуждаются в общении со сверстниками. Попадая в криминальную группу, они вовлекаются в деятельность негативной направленности, на которую в одиночку они вряд ли отважились.

Группы несовершеннолетних правонарушителей не возникают «на пустом месте». Их образованию способствует множество взаимосвязанных условий и причин, например, такие, как недостатки семейного, школьного, общественного воспитания, а субъективными предпосылками их возникновения — личностные особенности подростков и их взаимодействие с социальной микросредой. [1, стр. 92–98]

Изначально подростки не объединяются в группы для совершения правонарушений. На данном этапе их объединяет интимно-личностное общение, новые знакомства, новые впечатления, желание найти компанию друзей. Попадая в группу, каждый подросток стремиться реализовать себя, самоутвердиться, принять участие в совместной деятельности.

Подросток, который не смог примкнуть к какой-либо молодежной группе чувствует себя изгоем, развивается комплекс неполноценности, ненужности. Таким детям присуще агрессивное поведение, плохая успеваемость, непослушание. Их, как правило, отвергает общество, понижается оценка в глазах родителей, учителей, сверстников. Подростки, не способные проявить себя в учебе, общении стремятся найти для себя оптимальный круг общения, пытаются найти среду, где ему будет комфортно.

Несовершеннолетние, не принятые нормальным обществом, образуют преступные группировки. Причинами объединения подростков в группы криминалистической направленности разнообразны — это и общность интересов, и похожие судьбы, и недовольство своим социальным статусом, и общие цели.

Как правило, такие группы создаются во время досугового времяпровождения, которое не контролируется педагогами и родителями, где ребенок может получить как физическую, так и эмоциональную поддержку, обрести чувство защищенности, избавит от одиночества.

Подростки с отклоняющимся поведением не умеют самостоятельно распределять свое время. Если во время учебного процесса подросток чувствует скуку, то атмосфера преступной группы, в которой присутствуют различные атрибуты и ритуалы уголовной направленности кажется ему интересной. В основном такие группы совершают разбойные нападения, кражи, грабежи, насильственные преступления. Предметами посягательств являются — деньги, драгоценности, телефоны, автомобили и т.д.

Подросток, который совершил преступление, отличается от других сверстников не сдержанным, агрессивным поведением, склонностью к созданию конфликтных ситуаций, неумением подчиняться. Такие дети испытывают трудности в социальной адаптации.

Несовершеннолетний, совершивший преступление не всегда согласиться с тем, что он совершил противоправный поступок. К противоправному деянию относится как к приключению. Не редко такие дети, попадая в «группу риска», помещаются в реабилитационные центры для несовершеннолетних.

Перед педагогами и психологами стоит серьезная задача перевоспитания подростка, преступившего закон. Работа должна быть направлена на психологическую эмоциональную поддержку подростков, включающая в себя профилактические занятия, а также работа с родителями.

Встает вопрос в необходимости составления реабилитационных и коррекционных программ, в которых определяются основные направления работы с подростками-нарушителями. Наиболее эффективные направления работы — это гражданско-правовое просвещение, профилактика правонарушений среди несовершеннолетних.

Педагогу, работающему с подростками — нарушителями необходимо продумывать разнообразные формы занятий, например, беседы, дискуссии, лекции о нормах и правилах поведения в обществе; игры, как средство самовыражения подростка, где он может проанализировать свое поведение или поступок и другие.

Следует помнить, что подростки, в силу своих возрастных особенностей, не могут долго выполнять однообразную работу или находиться долго в одном и том же окружении. Они нуждаются в постоянной смене впечатлений. Необходимо увлекать подростка в интересную, увлекательную деятельность, требующую творческого подхода в соответствии с их психическими и физическими возможностями. Большое внимание нужно уделять вовлечению несовершеннолетних к занятиям спортом, привитию санитарно-гигиенических навыков.

Профилактическая работа с подростками — это длительный и кропотливый труд, позволяющий решить не только сиюминутную проблему ребенка, но и предотвратить в дальнейшем совершение им неблаговидных поступков.

Похожие статьи

Социально-психологические аспекты профилактики девиантного.

Изучение особенностей девиантного поведения подростков в трудах отечественных и зарубежных авторов позволило организовать экспериментальное исследование. В исследовании приняли участие две группы подростков, в количестве 32 человек в возрасте 13–14 лет.

Агрессия как одна из форм девиантного поведения младших.

девиантное поведение, группа, агрессивное поведение детей среднего, подростковый возраст, отклоняющееся поведение, место, конструктивное поведение, индивидуальный подход, ведущий, продолжительность игры. Проблема делинквентного поведения подростков.

Проявление девиантного поведения в подростковом возрасте

В результате обзора литературы автором высказано мнение о том, что наиболее часто девиантное поведение встречается среди подростков с акцентуациями неустойчивого, эпилептоидного, шизоидного и гипертимного типов.

Особенности агрессивного поведения девиантных подростков.

В современной России в последнее десятилетие сложилась стойкая тенденция интенсивного роста количества детей и подростков с неправомерным поведением. Неблагоприятный фактор внешней социальной среды индивидуальные особенности личности определяют социальную.

девиантное поведение, подросток, контрольная группа.

Рост девиантного поведения подростков относят к одной из наиболее опасных социальных болезней современного российского общества. Проблемой девиантного поведение занимается большое количество как отечественных, так и зарубежных исследователей.

Исследование склонности к девиантному поведению подростков

Изменения, происходящие сегодня в обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема девиантного поведения подростков. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост подростковой преступности, наркомании.

девиантное поведение, девиантное поведение подростков.

В подростковом возрасте девиантное поведение значительно увеличивает риск

Особенности социализации подростков с девиантным поведением обуславливаются рядом

Особенности социализации подростков с девиантным поведением обусловлены влиянием.

девиантное поведение, девиантное поведение подростков.

В подростковом возрасте девиантное поведение значительно увеличивает риск социальной дезадаптации ребенка, так как именно на данном этапе создаются условия для дальнейшего протекания процесса социализации. Социально-психологическая адаптация подростков в.

Пути профилактики девиантного поведения детей и подростков.

Девиантное поведение способно причинить ущерб саму индивидууму или обществу в целом, но не выходит за рамки медицинской нормы и

Библиографическое описание: Бахтин Ю. К., Толпова Р. С. Пути профилактики девиантного поведения детей и подростков на основе.

Проблема отклоняющегося поведения в подростковом возрасте.

девиантное поведение, девиантное поведение подростков, подростковый возраст, подросток, дом, социальная дезадаптация, детский

Похожие статьи

Социально-психологические аспекты профилактики девиантного.

Изучение особенностей девиантного поведения подростков в трудах отечественных и зарубежных авторов позволило организовать экспериментальное исследование. В исследовании приняли участие две группы подростков, в количестве 32 человек в возрасте 13–14 лет.

Агрессия как одна из форм девиантного поведения младших.

девиантное поведение, группа, агрессивное поведение детей среднего, подростковый возраст, отклоняющееся поведение, место, конструктивное поведение, индивидуальный подход, ведущий, продолжительность игры. Проблема делинквентного поведения подростков.

Проявление девиантного поведения в подростковом возрасте

В результате обзора литературы автором высказано мнение о том, что наиболее часто девиантное поведение встречается среди подростков с акцентуациями неустойчивого, эпилептоидного, шизоидного и гипертимного типов.

Особенности агрессивного поведения девиантных подростков.

В современной России в последнее десятилетие сложилась стойкая тенденция интенсивного роста количества детей и подростков с неправомерным поведением. Неблагоприятный фактор внешней социальной среды индивидуальные особенности личности определяют социальную.

девиантное поведение, подросток, контрольная группа.

Рост девиантного поведения подростков относят к одной из наиболее опасных социальных болезней современного российского общества. Проблемой девиантного поведение занимается большое количество как отечественных, так и зарубежных исследователей.

Исследование склонности к девиантному поведению подростков

Изменения, происходящие сегодня в обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема девиантного поведения подростков. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост подростковой преступности, наркомании.

девиантное поведение, девиантное поведение подростков.

В подростковом возрасте девиантное поведение значительно увеличивает риск

Особенности социализации подростков с девиантным поведением обуславливаются рядом

Особенности социализации подростков с девиантным поведением обусловлены влиянием.

девиантное поведение, девиантное поведение подростков.

В подростковом возрасте девиантное поведение значительно увеличивает риск социальной дезадаптации ребенка, так как именно на данном этапе создаются условия для дальнейшего протекания процесса социализации. Социально-психологическая адаптация подростков в.

Пути профилактики девиантного поведения детей и подростков.

Девиантное поведение способно причинить ущерб саму индивидууму или обществу в целом, но не выходит за рамки медицинской нормы и

Библиографическое описание: Бахтин Ю. К., Толпова Р. С. Пути профилактики девиантного поведения детей и подростков на основе.

Проблема отклоняющегося поведения в подростковом возрасте.

девиантное поведение, девиантное поведение подростков, подростковый возраст, подросток, дом, социальная дезадаптация, детский

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *