Что такое подростковый возраст обж
§ 33. Особенности подросткового возраста
Что такое подростковый возраст?
Врачи и педагоги называют период развития детей в возрасте от 12 до 15 лет подростковым. Это вполне самостоятельный и очень важный этап в жизни человека, а не просто период подготовки к взрослой жизни.
Человек взрослеет через преодоление препятствий, сопереживание, желание добиться успеха в жизни, благодаря способности устанавливать контакты с окружающими. Людям свойственно судить о зрелости человека по его поступкам, словам, а вовсе не по внешности. Поэтому разумнее будет предоставить самой природе решать, когда и как изменить человеческое тело, а самому лучше позаботиться о своём характере, его воспитании.
Медики, педагоги, психологи, родители — все имеют свой взгляд на то, что же считать подростковым возрастом. И все сходятся в одном: важнее не то, когда начинается этот возраст, который принято считать трудным, а то, как он проходит.
Изменение поведения в подростковом возрасте
В процессе созревания организма поведение подростков меняется. Нередко оно становится более импульсивным, может возникнуть недовольство собой, проявляющееся в раздражительности, обидчивости, ранимости. Это закономерно. Если спросить у родителей, они непременно припомнят, что, будучи подростками, испытывали похожие чувства (правда, не все хотят в этом признаваться).
В этом возрасте наблюдается частая смена настроения, что нередко приводит к ссорам с ровесниками и взрослыми.
В младшем возрасте не требуется большого труда завести друзей. Друзья просто заводятся сами, обычно из тех ребят, что живут по соседству. Теперь поддерживать дружбу стало труднее: дружба требует преданности, доверия, общих интересов и ценностей. Изменяется и растёт подросток, изменяются друзья, и взросление может развести их в разные стороны. Не всегда можно найти новых друзей, но некоторые старые, самые надёжные друзья останутся, как бы ни складывалась жизнь.
Часто мнение друзей, одноклассников становится для подростка важнее мнения родителей. Есть такое понятие «групповое давление». Это когда мнение окружающих побуждает поступать так, как совсем не хочется. Все мы в большей или меньшей степени сталкиваемся с этим в своей жизни.
Отстаивать свою точку зрения всегда трудно. А в подростковом периоде это вполне мужественный поступок. И не всем и не сразу это удаётся. Именно чувство собственного достоинства не позволяет идти на поводу. Всегда нужно помнить о необязательности выполнения требований остальных членов группы. Групповое давление бывает и в мелочах (что носить, идти ли на дискотеку и т. п.), и в важных вопросах, касающихся собственного благополучия, здоровья или благополучия окружающих. По большому счёту дело не в том, как решать вопрос, пойти со всеми на дискотеку или нет, а в том, умеет ли подросток отвечать за себя и свои поступки, что, собственно, и характерно для взрослого человека.
Иногда трудно не идти на поводу у большинства, потому что в подростковом возрасте человеку свойственно ещё слабо разбираться в собственных желаниях, не понимать себя. Кроме того, кажется, что в толпе не надо отвечать за свои поступки, сам себе кажешься более смелым и сильным. Но друзья разойдутся по домам, а от себя не убежишь. Нравиться другим очень важно, но гораздо важнее нравиться самому себе, уважать себя.
В подростковом возрасте интереснее и привлекательнее, чем раньше, становятся друзья и знакомые противоположного пола. Возникает дружба между мальчиками и девочками, а потом и влюблённость. Появляется желание подержаться за руки, поговорить, сходить вместе в кино. Так люди учатся строить отношения с людьми противоположного пола.
Отношения с родителями
Обычно в подростковом возрасте хочется отстаивать собственную независимость в выборе друзей, одежды, использовании свободного времени. Легко может раздражать опека со стороны родителей, забота бабушки, старших братьев и сестёр. Все попытки расспросить о делах и проблемах подросток встречает в штыки. Стремясь освободиться от излишнего, как ему кажется, контроля, внимания, подросток иногда в этом переусердствует, что и вызывает конфликты, непонимание. Из-за некоторых своих поступков он потом долго переживает, чувствует себя виноватым или обиженным.
Если взаимоотношения с родителями складываются неудачно, не только они, но и подросток должен попытаться найти ключ к общению. Это самое лучшее решение. Родителям также нужно время, чтобы приспособиться к взрослению ребёнка и научиться вести себя в соответствии с его возросшей самостоятельностью и независимостью. И хотя родители, возможно, и не знают всего на свете, тем не менее они, безусловно, знают очень много. Часто они видят опасность, которую подросток либо не осознаёт, либо преуменьшает. Например, устанавливаемый родителями «комендантский час» — это необходимая мера для обеспечения безопасности. Но, объяснив родителям причину его удлинения, можно добиться небольшого послабления режима.
Порой взpocлые не успевают за темпами подростковых изменений
Можно ли обойтись совсем без конфликтов? Надо стараться отличить принципиальный спор от непринципиального, мнимую правоту от той, которую надо учиться отстаивать спокойно, доказательно, без истерик. Надо быть немного предупредительнее и ни в коем случае не вести себя нагло и заносчиво. Несмотря на сложные отношения со старшими членами семьи, с возрастом потребность в эмоциональной близости с родителями, как правило, увеличивается, а большая часть разногласий исчезает.
Подростковый возраст: кратко о переходном возрасте
Кто такие подростки?
Особенности подросткового возраста
Основные сложности подросткового возраста
Все мы были подростками и прошли через все трудности. Уверены, что это было возможным, благодаря поддержке родителей, семьи, педагогов, которые могли с пониманием относится к нашим «выходкам». От родителей и педагогов многое зависит: к сожалению, случаев, когда ребенок «ломался», уходил с правильной дороги, ввязывался в плохую компанию и даже совершал самоубийство, немало.
Читайте также:
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.
Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта
2007-2021 «Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU».
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.
Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.
Мы используем cookie.
Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.
При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.
Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.
§ 33. Особенности подросткового возраста
Что такое подростковый возраст?
Врачи и педагоги называют период развития детей в возрасте от 12 до 15 лет подростковым. Это вполне самостоятельный и очень важный этап в жизни человека, а не просто период подготовки к взрослой жизни.
Человек взрослеет через преодоление препятствий, сопереживание, желание добиться успеха в жизни, благодаря способности устанавливать контакты с окружающими.
Людям свойственно судить о зрелости человека по его поступкам, словам, а вовсе не по внешности. Поэтому разумнее будет предоставить самой природе решать, когда и как изменить человеческое тело, а самому лучше позаботиться о своём характере, его воспитании.
Медики, педагоги, психологи, родители — все имеют свой взгляд на то, что же считать подростковым возрастом. И все сходятся в одном: важнее не то, когда начинается этот возраст, который принято считать трудным, а то, как он проходит.
Изменение поведения в подростковом возрасте
В процессе созревания организма поведение подростков меняется. Нередко оно становится более импульсивным, может возникнуть недовольство собой, проявляющееся в раздражительности, обидчивости, ранимости. Это закономерно. Если спросить у родителей, они непременно припомнят, что, будучи подростками, испытывали похожие чувства (правда, не все хотят в этом признаваться).
В этом возрасте наблюдается частая смена настроения, что нередко приводит к ссорам с ровесниками и взрослыми.
В младшем возрасте не требуется большого труда завести друзей. Друзья просто заводятся сами, обычно из тех ребят, что живут по соседству. Теперь поддерживать дружбу стало труднее: дружба требует преданности, доверия, общих интересов и ценностей. Изменяется и растёт подросток, изменяются друзья, и взросление может развести их в разные стороны. Не всегда можно найти новых друзей, но некоторые старые, самые надёжные друзья останутся, как бы ни складывалась жизнь.
Часто мнение друзей, одноклассников становится для подростка важнее мнения родителей. Есть такое понятие «групповое давление». Это когда мнение окружающих побуждает поступать так, как совсем не хочется. Все мы в большей или меньшей степени сталкиваемся с этим в своей жизни.
Отстаивать свою точку зрения всегда трудно. А в подростковом периоде это вполне мужественный поступок. И не всем и не сразу это удаётся. Именно чувство собственного достоинства не позволяет идти на поводу. Всегда нужно помнить о необязательности выполнения требований остальных членов группы. Групповое давление бывает и в мелочах (что носить, идти ли на дискотеку и т. п.), и в важных вопросах, касающихся собственного благополучия, здоровья или благополучия окружающих. По большому счёту дело не в том, как решать вопрос, пойти со всеми на дискотеку или нет, а в том, умеет ли подросток отвечать за себя и свои поступки, что, собственно, и характерно для взрослого человека.
Иногда трудно не идти на поводу у большинства, потому что в подростковом возрасте человеку свойственно ещё слабо разбираться в собственных желаниях, не понимать себя. Кроме того, кажется, что в толпе не надо отвечать за свои поступки, сам себе кажешься более смелым и сильным. Но друзья разойдутся по домам, а от себя не убежишь. Нравиться другим очень важно, но гораздо важнее нравиться самому себе, уважать себя.
В подростковом возрасте интереснее и привлекательнее, чем раньше, становятся друзья и знакомые противоположного пола. Возникает дружба между мальчиками и девочками, а потом и влюблённость. Появляется желание подержаться за руки, поговорить, сходить вместе в кино. Так люди учатся строить отношения с людьми противоположного пола.
Отношения с родителями
Обычно в подростковом возрасте хочется отстаивать собственную независимость в выборе друзей, одежды, использовании свободного времени. Легко может раздражать опека со стороны родителей, забота бабушки, старших братьев и сестёр. Все попытки расспросить о делах и проблемах подросток встречает в штыки. Стремясь освободиться от излишнего, как ему кажется, контроля, внимания, подросток иногда в этом переусердствует, что и вызывает конфликты, непонимание. Из-за некоторых своих поступков он потом долго переживает, чувствует себя виноватым или обиженным.
Если взаимоотношения с родителями складываются неудачно, не только они, но и подросток должен попытаться найти ключ к общению. Это самое лучшее решение. Родителям также нужно время, чтобы приспособиться к взрослению ребёнка и научиться вести себя в соответствии с его возросшей самостоятельностью и независимостью. И хотя родители, возможно, и не знают всего на свете, тем не менее они, безусловно, знают очень много. Часто они видят опасность, которую подросток либо не осознаёт, либо преуменьшает. Например, устанавливаемый родителями «комендантский час» — это необходимая мера для обеспечения безопасности. Но, объяснив родителям причину его удлинения, можно добиться небольшого послабления режима.
Порой взpocлые не успевают за темпами подростковых изменений
Можно ли обойтись совсем без конфликтов? Надо стараться отличить принципиальный спор от непринципиального, мнимую правоту от той, которую надо учиться отстаивать спокойно, доказательно, без истерик. Надо быть немного предупредительнее и ни в коем случае не вести себя нагло и заносчиво. Несмотря на сложные отношения со старшими членами семьи, с возрастом потребность в эмоциональной близости с родителями, как правило, увеличивается, а большая часть разногласий исчезает.
Конспект урока по ОБЖ «Особенности подросткового возраста» (7 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
М – II Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Р – III Основы здорового образа жизни
Тема 8. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
Анатомо — физиологические особенности подросткового возраста. Формирование личности подростка в процессе взаимоотношений со взрослыми
Цель урока. Познакомить учащихся с особенностями развития организма в подростковом возрасте, обратить внимание на возможность появления функциональных расстройств в организме человека.
Сформировать у учащихся убеждение в большом значении для личного развития доброжелательных, уважительных отношений со взрослыми. Обсудить стратегию поведения в возможных конфликтных ситуациях с родителями, чтобы не доводить эти ситуации до критических.
1. Развитие человека в подростковом возрасте.
2. Возможные функциональные расстройства организма подростка.
3. Правила личной гигиены в подростковом возрасте.
4. Подростковый период — период возрастного кризиса.
5. Роль семьи и родителей в социальном развитии подростка.
6. Стратегия поведения подростка в конфликтной ситуации с родителями.
Рекомендации по изложению учебного материала
1. Подростковый возраст — период жизни человека с 12—13 до 18 лет. Это возраст, когда происходит биологическая и психическая перестройка организма, сопровождающаяся ускоренным физическим развитием.
2. В подростковом возрасте могут возникнуть различные функциональные расстройства органов: повышение кровяного артериального давления, сердцебиение, учащение пульса, иногда одышка, головная боль. При интенсивном чтении, работе на компьютере появляются нарушения зрения, при длительном стоянии, продолжительном неподвижном сидении могут возникать головокружения, неприятные ощущения в области сердца, живота, в ногах. Причиной этих расстройств может быть психическое и физическое перенапряжение.
3. Особое внимание учащихся обратить на важность соблюдения правил личной гигиены в подростковом возрасте. В связи с эндокринной перестройкой организма усиливается функция сальных желез, что ведет к закупориванию их протоков и появлению на коже угрей, которые могут воспаляться и
нагнаиваться. Поэтому необходимо регулярно мыться, ежедневно принимать душ.
Девушкам порекомендуем подмываться водой с мылом утром и вечером. Во время менструаций не следует принимать ванны; лучше обмыться под душем. Нельзя во время менструаций купаться в открытых водоемах, необходимо воздержаться от длительного хождения пешком, бега и прыжков.
В заключение урока необходимо отметить, что знание закономерностей своего развития в подростковом возрасте является основой для формирования системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, подготовки к полноценной взрослой жизни. При этом систему здорового образа жизни нужно строить с учетом не только общих физиологических, но и индивидуальных особенностей. Тем самым вы обеспечите гармоничное развитие своего организма.
4. Подростковый возраст относится к так называемым критическим периодам жизни человека (периодам возрастного кризиса).
Смысл подросткового кризиса заключается в том, что через борьбу за независимость от опеки взрослых человек удовлетворяет свои потребности в самопознании и самоутверждении. У него не просто возникает чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но формируются способы поведения, позволяющие в дальнейшем справляться с жизненными трудностями.
Психологи считают, что главным личностным изменением подросткового возраста является «чувство взрослости». Подросток желает быть взрослым и в то же время знает, что уровень его социальной готовности далеко не отвечает требованиям, предъявляемым к взрослому человеку./Отсюда и возникает противоречивость подросткового «чувства взрослости».
В подростковом возрасте происходят процессы биологического созревания организма и социального взросления.
5. В процессе социального взросления подростка особую
роль играет семья и общение с родителями. В этот период неизбежны конфликтные ситуации на почве взаимных претензий
и упреков, часто необоснованных.
Стратегии поведения в конфликтных ситуациях: приспособление; компромисс; сотрудничество; уклонение от конфликта; соперничество.
6. Стратегии поведения подростка в случае возникновения конфликта с родителями должны исходить из принципов сотрудничества. Не следует доводить ситуацию до критического состояния (грубость, побег из дома и др.). Для этого нужно воспитывать в себе умение анализировать поступки и взаимоотношения между людьми, критично оценивать свои поступки и
поведение, воспитывать в себе уважительное отношение к родителям и старшим, научиться понимать их. Для того чтобы хорошо понимать собеседника, необходимо прежде всего научиться слушать.
• старайтесь не прерывать собеседника;
• дайте собеседнику время высказаться;
• избегайте поспешных выводов;
• спокойнее реагируйте на высказывания;
• ищите истинный смысл сказанных слов;
• следите за главной мыслью, не отвлекайтесь на частности;
• старайтесь приспособить темп вашего мышления к речи собеседника.
В заключение урока необходимо подчеркнуть, что взаимоотношения с родителями и взрослыми должны пробуждать у подростков желание проверить свои возможности, выяснить свои сильные и слабые стороны, научиться добиваться успеха и уделять внимание реальным проявлениям взрослости (воспитание ответственности, определение своих обязанностей, умение строить взаимоотношения с окружающими).
1. Какой возраст принято считать подростковым?
2. Какие функциональные отклонения могут происходить в организме подростка?
3. Для чего необходимо строго соблюдать правила личной гигиены в подростковом возрасте?
1. Почему подростковый возраст считается критическим периодом жизни человека?
2. Какими критериями определяется социальная зрелость человека?
3. Какую роль играют семья и родители в социальном развитии подростка?
Изучите § 6.3 и § 6.4 учебника.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Презентация по ОБЖ на тему: «Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте 14.04.20
В это время совершается перестройка деятельности всех органов и систем. Происходит быстрый рост тела, всех органов и тканей. Однако темпы роста разных частей тела неодинаковы. Неравномерность роста отдельных частей тела вызывает временное нарушение координации движений — появляется неуклюжесть, неповоротливость, угловатость. После 15—16 лет эти явления постепенно проходят.
Развитие организма — это сложный биологический процесс, он характеризуется не только количественным нарастанием массы тела, но и качественными структурными изменениями во многих органах и тканях.
В период подросткового возраста наблюдается: рост тела; увеличение массы тела; увеличение окружности грудной клетки; развитие подкожной жировой клетчатки; развитие мускулатуры.
В подростковом периоде окончательно определяются индивидуальные особенности пропорций тела и внешнего облика человека. В этот период у мальчиков начинают проявляться контуры мускулатуры спины и груди, исчезает округлость контуров, свойственная детскому возрасту, уменьшается количество подкожного жирового слоя, одновременно значительно увеличивается мышечная масса в связи с усиленным развитием мышц туловища и конечностей.
У девочек, наряду с ростом и развитием мышечной системы, подкожный жировой слой с возрастом равномерно нарастает, у них заметнее увеличивается верхняя часть туловища, шире становятся бёдра, отчего фигура девочки выглядит более округлой.
В подростковом возрасте могут возникнуть различные функциональные расстройства органов. Часто в этом возрасте наблюдается повышение кровяного артериального давления, сердцебиение, учащение пульса, иногда одышка, головная боль. Чаще отклонения в работе сердечно-сосудистой системы отмечаются у подростков с ограниченной двигательной активностью, не занимающихся регулярно физической культурой, или, наоборот, при чрезмерных физических нагрузках, не соответствующих возрасту.
Знание закономерностей своего развития в подростковом возрасте является основой для формирования системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, подготовки к полноценной взрослой жизни. При этом систему здорового образа жизни нужно строить с учётом не только общих физиологических, но и индивидуальных особенностей. Тем самым вы обеспечите гармоничное развитие своего организма.
Ответь на вопросы: Что такое подростковый возраст? Что такое развитие организма? Назовите основные видимые изменения происходящие в организме подростка. Какие физические расстройства могут возникнуть у подростка?
Выполни Запиши в тетрадь: определение понятия «подростковый возраст», «развитие организма»; основные внешние показатели физического развития подростка (мальчика для учеников, девочки для учениц)
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Особенности организации педагогического процесса по обеспечению безопасности детей в сфере дорожного движения в условиях реализации ФГОС общего образования
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1110309
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
АСИ организует конкурс лучших управленческих практик в сфере детского образования
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.