Что такое подснежники по мнению поэта т белозерова

В мастерской поэта Исследование по черновикам Т. Б

I. Введение.
1. О Тимофее Белозёрове.
Тимофей Максимович Белозёров (1929 – 1986) – наш современник, мой земляк. За всю его жизнь было издано более 50 книг, редкое явление в литературе. Он любил свою Родину, писал замечательные стихи, общался со многими писателями и художниками. Биография Белозёрова интересна, полна разнообразных событий. Как пишет С. Баруздин в предисловии к книге Тимофея Максимовича «Подснежники», «Белозёров – мастер на все руки, человек, пришедший в поэзию через многие профессии». А это всегда важно. Надо пройти эту жизнь, а потом уже что-то говорить о ней другим.

2. О стихах омского поэта.
Традиционно Тимофея Белозёрова принято считать детским поэтом, но это только на первый взгляд. На самом деле его стихи куда более глубоки, чем поначалу может показаться.
Формально Т. Белозёрова можно назвать поэтом-пейзажистом, так как многие его стихи посвящены природе, всему тому, что мы называем сейчас «окружающей средой». Но звери, птицы живут рядом с человеком, и поэтому все образы, ассоциации идут у автора от человека, выражая все оттенки его душевного состояния. На страницах поэтических книг Тимофея Белозёрова живут простые и вместе с тем поразительные люди, со своим биением сердца. Так в своих стихах, поэмах он выражает сущность своей земли, малой и большой Родины.
3.По черновикам Тимофея Белозёрова.
Вид рукописи (черновик) даёт прекрасный материал для изучения творческой лаборатории поэта. Что можно найти в черновике? Последовательность, в которой он писался (какие слова и фразы зачёркивались в нём, чем заменялись), смену мыслей, течение ассоциаций поэта.
Для меня изучение черновиков Т.М. Белозёрова интересно не только как любознательному читателю, но и как начинающему поэту (я тоже пишу стихи). Ведь работа с черновиками помогает проникнуть в его мастерскую, подсмотреть творческую работу.
Разбирая рукописи Белозёрова, я старалась понять мотивы изменений текста. Пыталась увидеть, чем новый вариант лучше предыдущего, какие изменения он вносит в смысловое содержание, композицию, звуковую организацию стихотворения.

По алым перьям снегиря
Течёт прохлада сентября.
В сухом бору дремота сосен
Покоем веет из полей.
На юг уходит наша осень,
Держась за нитку журавлей.

Тимофей Максимович хорошо знал и говорил молодым стихотворцам, что поиск нужного точного слова – это пример настоящего творчества. И такие оставленные Белозёровым в рукописях первоначальные варианты стихотворений, как «Поле жизни», «Что запомнит наше детство», «Паучок», «Вертушок», «Счастливая птица», «Анютина минута», как раз и отражают работу поэта над отдельными словами и строками.

Анютина минута.
Сначала поэт решил дать героине стихотворения фамилию Смирнова. Но потом передумал и дал Ленцова. Возможно, эта фамилия произошла от слова «лень». Ведь Анюте не хватает одной минуты только из-за лени, А фамилия Смирнова – от слова смирно, то есть правильно, положительно.
Также в черновике была такая строчка:
В дырки заправить упрямый шнурок,
а потом Белозёров исправил на «просунуть», потому что данное слово, во-первых, более точно характеризует это действие, а, во-вторых, подходит именно Ленцовой: не заправить, а просунуть.
В первоначальном варианте автору было «жалко смотреть на бедняжку Анюту», но потом Белозёров заменил слово «жалко» на «больно», потому что на неё именно больно смотреть из-за того, что не умеет правильно распределять своё время.

III. Заключение.
1. Основные выводы сопоставительного анализа черновиков и беловиков стихотворений Тимофея Белозёрова.
Неправильно было бы, конечно, сводить труд поэта лишь к отделке стихотворных строк или изменению отдельных слов его произведений. Ценя в поэзии верность выражения и стремясь к ней в своих стихах, Тимофей Белозёров, признававший себя поэтом действительности, осуждал тех пишущих, которые заботятся более о наружных формах слова, нежели о мысли, истинной жизни его. И ставшие доступными нам теперь черновые редакции белозеровских произведений как раз подтверждают это, отражая прежде всего смену идейно-художественных решений, возникавших а творческом воображении поэта.
Чертами, отличающими поэзию Т. Белозёрова, я считаю:
а) его необыкновенное искусство немногими словами обозначить весь предмет. В одной из внутренних рецензий на книгу Белозёрова, выходившую в «Детской литературе», Е.А. Благинина дала такую точную характеристику его стихам?
«Стихи Белозёрова хороши тем, что они натуральны, как всё, что окружает автора. Они ветер и солнце, птицы и звери, цветы и снег… в них нет ничего такого, что вызвало бы удивление: ах, как он это закрутил! Зато они обладают редкой особенностью совершенно точно передавать настроение поэта, к чему бы он ни прикоснулся – будь то пимы, которые ладит дед, или кузнец, подковывающий коня…».
б) меня лично привлекает чрезвычайная быстрота его описаний.
Коротенькие, но такие выразительные стихи, с первого прочтения запоминающиеся и западающие в душу. Они оставили во мне какую-то частичку его определённого настроя, в чём-то определили стиль моего творчества и художественного восприятия. Ведь в них пульс жизни не придуманной, не заёмной, а прожитой самим автором.
в) Подкупает также гармоничное сочетание поэзии и прозы в его стихах, бытопись и высокая поэтичность. Поэтому так смело автор вводил в свои произведения разговорную лексику, общеупотребительные существительные, обозначающие простые, обыденные предметы. Что позволяло ему так просто говорить о сложном.
г) у Белозёрова нет поэтического многословия. Мастерски осуществляется лаконизм сюжета, повествования, слова, а в конечном итоге – лаконизм стиха. Это, я думаю, очень полезно усвоить тем, кто задумывается над природой поэтического мастерства. Чем выше хочешь взлететь в поэзии, тем меньше в стихах должно быть балласта. Поэтический лаконизм – это умение быть и кратким, и выразительным. К этому и стремился в своих черновых вариантах Белозёров.
д) и ещё хочется сказать о роли эпитета в творчестве омского поэта. Во-первых, как мы видели, он совмещает изображение явления с отношением к нему. И автор, я думаю, сознательно стремился не к расцвечиванию повествования, а к смысловой выразительности. В правке черновиков я не увидела стремления поэта найти вычурный, бьющий на эффект эпитет, а, наоборот, увидела поиск естественного, правдивого определения, несущего и мысль, и краску, и звук. И вторая особенность белозёровского эпитета, я считаю, заключается в том, что он глубок, как у взрослого человека, повидавшего много чего на свете, и одновременно свеж, как у ребёнка, только ещё открывающего мир.

Источник

Тема: Т. Белозеров «Подснежники». С. Маршак «Апрель». Определение настроения произведений. Сравнение их по настроению, тематике и жанру

Что такое подснежники по мнению поэта т белозерова. Смотреть фото Что такое подснежники по мнению поэта т белозерова. Смотреть картинку Что такое подснежники по мнению поэта т белозерова. Картинка про Что такое подснежники по мнению поэта т белозерова. Фото Что такое подснежники по мнению поэта т белозерова

Урок №___ Дата:______

Тема: Т. Белозеров «Подснежники». С. Маршак «Апрель». Определение настроения произведений. Сравнение их по настроению, тематике и жанру.

– совершенствовать навык чтения целыми словами;
– развивать память, внимание, речевые умения;
– воспитывать любовь к чтению, бережное отношение к природе.

— проявлять интерес к новому содержанию занятия;

— понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

— определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

— отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

— находить в тексте ответы на вопросы;

— определять основную мысль текста;

— классифицировать слова в соответствии со значением слова

— выполнять правила работы в группе.

— познакомить с произведениями Т. Белозёрова и С. Маршака

— совершенствовать навык чтения целыми словами

— формировать умение работать с текстом, выделять фамилию автора и название произведения

Оборудование: загадки о весне; запись композиции «Времена года» ; изображения растений, цветущих весной; энциклопедия о растениях; карточки с играми.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Конкурс рисунков «Весна-красна».
2. Выразительное чтение стихотворения.

III. Постановка цели урока.

– Отгадайте загадки – и вы узнаете названия произведений, с которыми мы познакомимся на уроке.

Бегу я, как по лесенке,
По камешкам звеня.
Издалека по песенке
Узнаете меня.
(Ручей.)

Четвертый месяц как шагнет,
Так с треском лопается лед.
(Апрель.)

Из-под снега вышел друг,
И весной запахло вдруг.
(Подснежник.)

– Сегодня мы продолжим чтение произведений о весне, о весенних изменениях в природе.

IV. Изучение нового материала.

– Прочтите стихотворение сначала медленно, затем быстро и четко:

Крылья – у орла,
Крылышки – у орлёнка,
Перья – у перепела,
Пёрышки – у перепелёнка.
Прикрывала крыльями
Орлица орлёнка,
Перебирала пёрышки
Перепелица перепелёнку.

– Прочтите, составляя слова по таблице:

Что такое подснежники по мнению поэта т белозерова. Смотреть фото Что такое подснежники по мнению поэта т белозерова. Смотреть картинку Что такое подснежники по мнению поэта т белозерова. Картинка про Что такое подснежники по мнению поэта т белозерова. Фото Что такое подснежники по мнению поэта т белозерова

2. Знакомство со стихотворением Т. Белозерова «Подснежники».

– Прочтите фамилию автора.
– Как называется стихотворение?
– Прочтите ключевые слова сначала по слогам, затем целыми словами:

сне-гу-роч-ка – снегурочка
про-во-жа-та-я – провожатая
пе-чаль-на-я – печальная
пла-ка-ла – плакала
тро-га-я – трогая
сне-гу-роч-ки-ны – снегурочкины.

– Прочтите стихотворение вслух по цепочке.
– О чем это стихотворение?
– Какое настроение оно создает?
– С какой интонацией надо его читать?
– Прочтите строчки, в которых автор говорит о Снегурочке.
– С чем автор сравнивает первые весенние цветы?
– Нравится ли вам сравнение подснежников со снегурочкиными слезами?
– Прочтите стихотворение, передавая настроение поэта.

3. Знакомство со стихотворением С. Маршака «Апрель».

Звучит пьеса «Времена года» («Апрель»).

– Какое настроение передал композитор в музыке?
– Что вы представили, слушая эту музыку?

Отшумели февральские вьюги, отзвенели первые весенние капели. Все ярче и теплее греет солнце. Спешит, торопится весна. Хорошо кругом! Даже в городе воздух какой-то особенный. А уж за городом! В лесу появились первые цветы. Люди несут домой маленькие букетики. Принесут, поставят в воду – вот и в комнате весна.

Музыка апреля похожа на вальс. Мелодия как бы стремится вверх, растет, ширится… Кажется, что ароматный воздух заполняет грудь, дышится легко-легко и хочется то ли покружиться в вальсе – плавном, небыстром, то ли просто закрыть глаза и помечтать под эту чудесную музыку.

– Кто автор следующего стихотворения?
– Прочтите название стихотворения.
– Как вы думаете, о чем это произведение?
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами:

му-ра-вьи – муравьи
про-би-ра-ет-ся – пробирается
ва-леж-ник – валежник
рас-цвёл – расцвёл

– Объясните значение слов:

Капель– падение с крыш, с деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли.
Валежник – старые листья, сучья, корни, которые долго лежали на земле.
Стужа – мороз, холод.
Пробирается – медленно и тяжело идет.

– Прочтите стихотворение самостоятельно. Какое настроение передает это стихотворение?
– О каких признаках весны вы прочли?
– Прочтите слова, которые рифмуются:

апрель – капель
лужи – стужи
ручьи – муравьи
медведь – петь
валежник – подснежник.

– Каким близким по значению словом можно заменить слово «сквозь»? (Словом «через».)
– Прочтите стихотворение выразительно.
– У композитора Гречанинова есть песенка, в которой поется… Попробуйте угадать, о ком?

Сперва понемножку
Зеленую выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих маленьких сил,
И тихо спросил:
«Я вижу, погода тепла и ясна.
Скажите, ведь правда, что это весна?»

– Что названо «зеленой ножкой»? Ну конечно, это стебель цветка. Первый цветок весны, маленький голубой подснежник. О нем и рассказывает нам С. Маршак в стихотворении «Апрель».
Вот он выглядывает из-под тающего снега, качает головкой на легком весеннем ветерке, и яркое весеннее солнышко играет в капельках воды на его лепестках.

Под эту музыку можно станцевать очень красивый танец. Попробуйте.

V. Продолжение изучения нового материала.

1. Знакомство со стихотворением И. Токмаковой «Ручей».

– Прочтите фамилию автора.
– Как называется стихотворение?
– Прислушайтесь к ритму повторяющихся слов, и вы почувствуете, как звонко и весело звучит ручей.

Учитель читает стихотворение «Ручей».

– Как звучал ручей?
– Какие слова помогают почувствовать, как журчит ручей? Прочтите.
– Зачитайте подчеркнутые слова. Как эти слова помогают представить веселый ручей?
– Подготовьте выразительное чтение стихотворения «Ручей».

2. Совершенствование техники чтения.

– Какие растения цветут весной?
– Что вы знаете об этих растениях?

Справочный материал для учителя.

Весенний лес залит солнцем. В золотые пуховки оделись ива, ольха, лиловые серёжки свешиваются с тонких ветвей берёз. Почти незаметны цветки орешника, собранные в серёжки. Многие деревья и кустарники цветут до распускания листьев. Подует ветерок, и золотое облачко пыльцы окутает цветущие деревья.

А под деревьями распустились весенние цветы – ландыш, мать-и-мачеха. Почему растению дано такое странное прозвище – мать-и-мачеха? Вот почему: нижняя часть его листа покрыта нежными пушистыми волосками, на ощупь она кажется мягкой и тёплой, это – мать. А верхняя, наоборот, жёсткая и холодная – это мачеха.

Ландыш является лучшим цветком майского леса. Каждый цветок его кажется маленьким прозрачным кувшинчиком, перевёрнутым горлышком вниз. И из каждого кувшинчика льётся на лужайку тонкий аромат.

По древнерусской легенде, царевна Волхова полюбила юношу Садко. Но Садко отдал своё сердце девушке полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистоты, любви и боли нежного девичьего сердца. После окончания цветения ландыша на месте цветков появляются крупные красные «ягоды». Считают, что это не ягоды, а горючие слезы, которыми ландыш оплакивает расставание с весной.

Маленькому серебристому цветку посвящались легенды, стихи и сказания, а также многие праздники. День 1 Мая называется во Франции днём ландышей. А в некоторых сказках ландыши не что иное, как солнечные зайчики. По ночам гномы часто пользуются цветами как фонариками.

– Прочтите отрывок из произведения А. Онегова «Медуница» выразительно целыми словами.

Весной я всегда с нетерпением жду, когда появятся и загудят над лесной полянкой первые шмели.

Зимуют шмели в тёплых норках, а пригреет весеннее солнце, они проснутся, выберутся из норок и тут же полетят за сладким соком – нектаром – к цветам медуницы.

Сладкого, медового на вкус сока-нектара в цветах медуницы много, поэтому и называют её медуницей.

А расцветает медуница как раз в то время, когда просыпаются шмели.

Услышишь, как неподалёку за деревом гудят шмели, торопись туда – ждёт тебя здесь встреча с красивым весенним цветком – медуницей.

Цветки у медуницы окрашены по-разному. Одни – розовые, другие – фиолетовые, третьи – совсем синие.

Розовыми цветки бывают, когда только расцветут.

Пройдёт немного времени, и из розовых они станут фиолетовыми, а потом и синими.

Такое растение, у которого разноцветные цветы, легче заметить в лесу шмелям.

Осторожно потрогайте листья медуницы. Они покрыты особыми волосками – оттого и кажутся немного шероховатыми. Эти волоски, как шерстяная одежда, защищают медуницу от весенних холодов.

– О каких цветах рассказал автор?

Сравните произведения «Медуница» А. Онегова и «Апрель» С. Маршака.

3. Игры Деда Буквоеда.

– Прочтите пословицу о весенних месяцах.

Что такое подснежники по мнению поэта т белозерова. Смотреть фото Что такое подснежники по мнению поэта т белозерова. Смотреть картинку Что такое подснежники по мнению поэта т белозерова. Картинка про Что такое подснежники по мнению поэта т белозерова. Фото Что такое подснежники по мнению поэта т белозерова

Ответ:«Март – грозой, апрель – водой, май – травой».

– Объясните данную пословицу.

Игра «Чехарда».
На большом кругу в саду
Мы играем в чехарду.
Тренируйте ум и глаз,
Разберитесь сами:
Кто же мы и сколько нас?
Буквы перед вами!
Что такое подснежники по мнению поэта т белозерова. Смотреть фото Что такое подснежники по мнению поэта т белозерова. Смотреть картинку Что такое подснежники по мнению поэта т белозерова. Картинка про Что такое подснежники по мнению поэта т белозерова. Фото Что такое подснежники по мнению поэта т белозерова

– Выпишите все буквы, прыгая через одну по часовой стрелке. Разверните их в один ряд. Какие слова у вас получились?

– С какими произведениями мы познакомились на уроке?
– О чем эти произведения?
– Какое из них вам понравилось больше всего?
– Почему?
– Какие растения цветут весной?

Источник

Что такое подснежники по мнению поэта т белозерова

Автор: Тамбиева Зимфира Юсуфовна

Организация: МБОУ «СОШ № 5»

Населенный пункт: Карачаево-Черкесская Республика, г. Усть-Джегута

Цель урока:

-учить анализировать лирические произведения; находить средства художественной выразительности с помощью которых поэт выражает свои чувства любви к природе;

-учить выразительному чтению лирического произведения;

Развивающие: развивать и обогащать речь учащихся;

внимание, творческое воображение через прием словесного рисования;

интерес к живописи, музыке;

самостоятельную творческую активность.

Планируемые результаты:

предметные: работать с художественными текстами, доступными для восприятия, читать тексты целыми словами с элементами слогового чтения, называть автора и название произведения;

метапредметные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов; отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

личностные: целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, любовь к природе, бережное отношение к природе, эстетические потребности, ценности и чувства.

Оборудование :музыкальное сопровождение с презентацией первоцветов, портреты авторов, картинки первоцветов, поделки-подарки,рисунки.

Ход урока

1.Организационный момент

Мы приветствуем гостей.

Всех знакомых, незнакомых

И серьезных, и веселых

Давайте улыбнемся друг другу, подарим свои улыбки гостям.

2.Речевая разминка.

-Артикуляционная гимнастика «Губы», «Лошадка», «Свеча 1».

Дз – дз – дз, жу – жу – жу,

Над цветами я кружу!

Жу – жу – жу, жу – жу – жу,

Я подснежник разбужу.

-Работа над дикцией.

Растопило солнце снег,

Радость на душе у всех.

3.Актуализация знаний.

Дорогие ребята у нас сегодня необычный урок. Мы погружаемся с вами а мир поэзии, музыки и художественную мастерскую, в которой мы будем творцами. Мы окунемся в мир природы. (звучит мелодия П.И.Чайковского «Времена года»)

С песенкой веселой,

С громким звоном ручейков,

К нам пришла с листвою,

С шумом птичьих голосов.

(Ответы детей: весна)

-Как догадались, по каким признакам узнали весну?

(Ответы детей: звон ручейков, листва, шумные голоса птиц)

-Назовите весенние месяцы ( март, апрель, май).

Что за чудеса происходят весной?

(Тает снег, бегут ручьи, прилетают птицы, расцветают первые цветы).

— Что легче : представить весну, т.е. мысленно нарисовать картину или нарисовать о ней?

4. Работа по теме урока.

1)Продолжим разговор о весне, её приметах изменениях в природе (презентация) беседа о картинах художника И. Левитана. Итак, мы идем в гости к весне. Точнее сказать, это она пришла в наши края.

Работа над стихотворением А.Майкова «Весна» (портрет писателя вывешиваем на доску).Чтение загадки учителем:

По тонкой нитке ручейка

Сбежал с пригорка снег,

И на пригорке вдруг цветок

Раскрылся раньше всех.

Ребята, а весна в гости приходит не одна, а со своими друзьями-цветами. Угадай те что это за цветы?

(Просмотр презентации под музыкальное сопровождения и угадывание первоцветов)

2) Сегодня мы познакомимся с двумя стихотворениями о подснежнике. А сейчас откройте учебник на стр.66 Прочитайте кто автор этого стихотворения. « Весна» А.Майков

Рассказ учителя о авторе.

Апполон Николаевич Майков

3) Словарная работа

Сквозистый-пропускающий сквозь себя

-Как вы понимаете слово «сквозистый»?

-Какое настроение передает автор в этом стихотворение?

— Какое чувство передает автор?

— Какие чувства возникли в вашем сердце?

-Давайте прочитаем выразительно это стихотворение.

-Когда вы читаете стихотворение, что вы видите?

-Прочитайте еще раз стихотворение.

Физминутка

Наши первые цветочки распускают лепесточки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши первые цветочки закрывают лепестки.

Тихо засыпают, головой качают.

Работа над стихотворением Т.Белозёрова «Подснежники».

а) Знакомство с автором стихотворения Т.Белозёрова «Подснежники».

Биография автора рассказывает ученик Узденов Азамат и просмотр презентации.

— С чем сравнивает поэт подснежники?

( Со снегурочкиными слезами)

Слово снегурочка поделим на слоги и назовем ударный слог.

в) Слушание легенды о подснежнике..

Легенду рассказывает подготовленная ученица в костюме снегурочки.

Легенда – поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии.

5.Релаксация.

Звучит музыка весны.

А для наших гостей дети приготовили аппликации « Букет из первоцветов». Мальчики дарят гостям.

6.Итог урока.

Из-за нежной красоты подснежники срывают сотнями и даже тысячами. Это приводит к трагическим последствиям. Постепенно подснежники исчезают, становятся редкими. Подснежник занесен в Красную книгу. ( Показ книги,находим запись о подснежнике в Красной книге и краткий обзор)

1 ученик:

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

2 ученик:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если мы сорвем цветы- опустеют все поляны,

И не будет красоты.

3 ученик:

Пусть каждый из нас,

Есть одна планета –сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой.

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

Береги свою Планету,

Ведь другой на свете нету.

Дети хором: ( на доске висит плакат)

Береги свою Планету,

Ведь другой на свете нету.

-Стихотворения каких авторов мы с вами сегодня читали?

-Какое стихотворение вам понравилось больше?

-Назовите эти произведения?

— О каких первоцветах шла речь в каждом из стихотворений? (О подснежнике)

На столах у каждого из вас лежат подснежники бутоны и раскрывшиеся цветы.

Если вам было интересно на уроке, вы узнали сегодня что – то для себя нового, и активно работали, то поднимите раскрывшийся подснежник. А если что – то осталось непонятным, остались вопросы, на которые необходимо ответить поднимите бутон.

А я всем вам желаю весеннего настроения. Пусть всегда живет весна и в природе, и в наших мыслях, и в наших сердцах.

Помните: Мы все –хозяева Природы.

И прикоснуться к ее красоте можно только сердцем.

Дети дарят гостям подарки-цветы сделанные своими руками.

Используемая литература:

Толковый словарь С.И.Ожегова,

Красная книга России,

Книги А.Майкова и Т.Белозёрова,

Н.А.Стефаненко « Литературное чтение», Москва, Просвещение 2017г.

Источник

Конспект занятия по развитию речи «Анализ художественного образа. «Подснежники» Т. Белозеров» + Презентация к занятию «Анализ художественного образа. «Подснежники» Т. Белозеров»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект занятия по развитию речи

Тема: Анализ художественного образа. «Подснежники» Т. Белозеров

— приобщение детей к искусству – классике детской литературы, популяризация произведений отечественных современных авторов;

— формирование звуковой культуры речи;

— обогащение лексики детей словами, передающими эмоциональные состояния, переживания и настроение;

— развитие воображения, творческих способностей посредством анализа художественного образа;

— привитие интереса к поэзии, умение ее слушать, эмоционально откликаться на события, сопереживать героям.

Организация начала занятия. Вступительное слово об авторе.

— Сегодня я хочу познакомить вас с творчеством поэта Тимофея Белозерова. Его поэзия – это мир трогательный и чарующий. Это умение видеть необычное в привычных для нас вещах. Много стихотворений поэт посвятил лесу и его обитателям. Меня, например, всегда удивляло, то, что бродим мы теми же лесными тропинками, но не замечаем ничего необычного. Наверное, в этом и есть предназначение поэта – приоткрыть для нас тайную завесу, чтобы мы увидели и почувствовали красоту природы, воспринимали ее как великий дар человеку. Любуйся, но береги!

Стихотворение, с которым мы сегодня познакомимся написано на тему весны.

— Вы заметили, как пришла к нам весна?

— Да. Вы правы. Мы чувствуем теплые лучи солнца, слышим веселое журчание

ручейка, который вечно спешит. Весна приходит с первой капелью и, конечно же, с нежными подснежниками на проталинках.

Ей медведь откликнулся

Почему с приходом весны загрустила Снегурочка?

Чтение стихотворения Т. Белозерова «Подснежники»

Проверка первичного восприятия.

— Вам понравилось стихотворение? Что понравилось?

Какой вы представили себе Снегурочку?

— Как появились подснежники? Вам не кажется это волшебством?

— А реальность такова, что цветы появляются, когда влага достаточно напитает землю. Но как трогательно об этом написал Тимофей Белозеров.

— Почему подснежники можно сравнить со слезой?

(Напоминают слезу по форме, на них прозрачная роса, как слезы)

Давайте поразмышляем и попытаемся понять, как удалось автору создать такой трогательный образ Снегурочки.

Анализ художественного образа.

Почему плачет Снегурочка?

(Ей грустно. Плачет, потому что она из снега и тает под лучами солнца)

Шла за ней печальная.

Почему идет за зимой следом?

(Ей хорошо там, где холодно. Она не может решить, остаться ей с людьми, которые дороги и растаять под лучами солнца, которые её не пощадят. Или уйти вслед за зимой в чужие края, где ее никто не знает, никто не ждет)

Почему вдруг стала всем чужая?

(Не разделяет общего веселья. Её не понимают, и она стала сторонится людей)

Там, где шла и плакала,

(Еще и еще раз прикоснуться к березкам, среди которых гуляла с подругами, ощутить связь с привычным ей миром)

— А ведь свой выбор Снегурочка уже сделала. Как вы поняли: она решила остаться или за зимой идти? Найдите строчки, в которых об этом говорит сам автор. (Зиму провожая)

Вспомним, как об этом говориться в сказке.

Какой автор показал нам Снегурочку?

(Печальная, тихая, одинокая)

— Какой видит её художник? (Красивая, но тоже печальная)

Как вы увидели, что Снегурочка грустит?

(Глаза опущены, задумалась)

Какие краски выбрал художник для картины?

— Обратите внимание, какой насыщенный по цвету, плотный фон за спиной у

Снегурочки. На его фоне она нереальная, как будто прозрачная. И такие же невесомые подснежники у нее под ногами. А глаза ясные, взгляд нежный, теплый. Снегурочка познала любовь людей, дружбу и другой она уже не будет.

Двигательный этюд на снятие эмоционального напряжения «Цветок»:

Представим на минутку, что вы маленькое зернышко, которое очутилось в холодной земле. (Дети приседают, обхватив руками колени) Покажите, как вам холодно. Но вот лучик солнышка нашел зернышко и согрел его. И вот из земли уже тянется к солнцу маленький росток. (Дети поднимают над головой сложенные ладонями кисти рук) Жарче пригревает солнышко, крепнет стебелек и, вот появляется первый бутон. Он смело раскрывается (дети разводят руки в стороны) и тянется к солнцу (поднимаются на цыпочках). Нежит солнышко лепестки, почувствуйте тепло лучиков и улыбнитесь другим цветочкам.

Упражнение в чтении стихотворения.

— Выберем в каждой строчке главное слово, чтобы точно при чтении передать мысль автора, его видение героини.

Вывод после чтения стихотворения.

— Сказка про Снегурочку имеет печальный конец, и стихотворение передает это настроение, но оно и трогательно, удивляет необычным сравнением, и мы чувствуем – Снегурочка не исчезла бесследно, оставила чудесные цветы. Они будут радовать нас каждую весну.

— А вот теперь скажите мне, почему Тимофей Белозеров назвал свое стихотворение «Подснежники», а не «Снегурочка»?

Обобщение высказываний детей.

Стихотворение написано на тему весны. Весна – это утро года. Подснежники – ее первые вестники.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *